Норма беллини содержание.


БЕЛЬКАНТО

Целомудренная Дева!
Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.
Целомудренная Дева,
Укроти страстей горенье,
И умерь пыл дерзновенный
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.
(каватина "Casta Diva")


БЕЛЬКАНТО

Бельканто. Красивое пение – bel canto – стиль, дух, целая эра итальянской музыки.
Этот стиль пения со своей сложнейшей техникой зародился еще во времена барокко, прошел несколько этапов, очередной расцвет получил в начале XIX века, в творчестве Россини, Беллини и Доницетти.
Плавность и пластичность, гибкость и виртуозный блеск – это то "немногое", что требовалось от главного древнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса. Не говоря уже о том, что с подобным голосом надо родиться, нужно еще научиться им пользоваться: вести длинную мелодическую линию, к тому же украшенную музыкальным орнаментом:

В этой эре "bel canto" - самая знаменитая каватина "Casta Diva" (Непорочная Богиня) из оперы Винченцо Беллини "Норма" - одной из бесспорных вершин вокального искусства.
По утверждению графа Барбо (биографа Беллини), музыка молитвы Нормы, которой суждено было стать жемчужиной оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде бывал недоволен результатом, но чтобы настолько – никогда. Он вложил в музыку всего себя, весь свой талант, душу и мастерство.

Джудитта Паста
Джудитта Паста, первая исполнительница роли Нормы, поначалу отказывалась петь молитву "целомудренной деве". Примадонна опасалась, что она не справится. Ария была необычайно трудна в исполнении, а мелодия развивалась почти без пауз. Однако Беллини настоял на своем. И оказался прав.
"Casta Diva" стала шедевром на все времена.
Труднейшая партия каватины "Каста дива" стала украшением и некой оценкой голоса певицы - и этот экзамен могли пройти только, действительно, избранные.
Мария Каллас стала самой знаменитой Нормой. Оперная дива отождествляла себя с этой героиней и свою жизнь. Отождествление было очевидное - мучительная и жертвенная любовь без условий к мужчине до конца своей жизни...
Итальянцы никогда не были перфекционистами и педантами во всем. Во всем, кроме оперного пения, где малейший нюанс от колоратуры до произношения они подвергали строгому анализу. Успех же именно как исполнитель итальянской оперы означал автоматически успех как исполнителя классической оперы вообще. Ибо основы оперного пения и его критерий правильности - это бельканто.
"Белинни сочинил Норму для меня", - говорила Каллас. Ее она исполнила 89 раз! (сделаны записи на пластинках в 1954 и 1960 гг.)

Именно так могла выглядеть Норма
(не настаиваю, это только мое авторское мнение)


Каватина Нормы "Casta diva" звучит как гимн Всепоглощаю­щей Любви, гимн Женщине…

Этот гимн превосходен в исполнении Монсерат Кабалье (здесь обратите внимание на ветку омелы в руках Нормы, о которой напишу ниже)

"Casta diva" -- форшлаги и очень виртуозные группетто облагораживают речитацию и образуют несколько различных мелодических волн, сначала в диапазоне сексты, а затем расширяющихся вплоть до октавы, причем и подъем и постепенное нисхождение по терциям сливаются в одну большую мелодическую линию (говоря на муз. языке).
Затем вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к ее свету. Быть может, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего, безграничного ореола.
Анна Нетребко в этой партии тоже божественна...

Только раз в жизни дано было Винченцо Беллини создать гениальную музыку оперы "Норма".
Не напиши он более ничего, все равно бы остался в истории создателем уникального шедевра. Фигуре Винченцо Беллини посвящен интересный и красочный фильм совместного производства Франции и Италии, вышедший в мировой прокат в 1956 году. Вполне закономерно, что создатели биографической картины о композиторе свое произведение назвали "Casta Diva" . Через весь фильм алой лентой проходит история любви Винченцо Беллини и Маддалены Фумароли, начало которой положил по версии сценаристов оригинальный подарок композитора своей музе. Лишь раз, увидев ее на ужине в доме покровителя, дочерью которого она была, Беллини воспылал страстным чувством к этой утонченно красивой юной особе. Ее образ нашел воплощение в красивейшей арии, ноты которой смущающийся Беллини и преподнес даме сердца, даже не сделав копии. Нетрудно догадаться, что музыкальный портрет возлюбленной стал впоследствии легендарной "Casta Diva".

Несмотря на некоторые фактологические неточности, фильм "Каста Дива" оставляет приятное послевкусие. Тем, кто любит старое, доброе кино, он, наверняка, понравится. Здесь есть аромат времени, атмосфера, чудесно наивный милый юмор, которой уже нигде не встретишь, колоритные зарисовки итальянской жизни того времени. Привлекательной для просмотра эту картину делает и огромное количество музыкальных номеров. Здесь собраны фрагменты почти из всех опер Беллини, которые подарят радость узнавания любимой музыки.


Путь Беллини подобен стремительному полету кометы, ведь за свою столь короткую жизнь (композитор прожил всего З4 года) "творец итальянской мелодии" смог поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый уровень и поистине являет собой особую страницу во всей мировой опере. Композитор умер в Париже и погребен на кладбище Пер-Лашез. (Удивительно, что спустя четырнадцать лет рядом с Беллини похоронили Шопена – это была последняя воля польского композитора, который являлся большим поклонником его творчества).
Из всех музыкальных произведений, созданных Винченцо Беллини, это опера "Норма", которая на протяжении вот уже более 180 лет ставится и проходит на разных оперных сценах по всему миру с непревзойденным успехом и которая считается истинным шедевром музыки. Один музыкальный критик XIX века написал: "Из всех творений Беллини, – именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства". По иронии судьбы этим критиком был не кто иной, как Рихард Вагнер. Сам автор бессмертного произведения говорил, что, случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, это "Норма".

Действие оперы происходит в Галлии около 50 лет до н.э. и повествует о противостоянии римлян и друидов. Главная тема – конфликт между долгом и чувством. Долг и любовь – противопоставление старое, как мир.
Как всегда я попытаюсь рассказать в хронологической последовательности фабулу этой оперы.
Авторы перенесли легенду о запретной любви верховной жрицы древних галлов Нормы из времен 1 века до н.э. на сцену, когда римские легионы Цезаря захватили Галлию.

Ночь. Друиды, под торжественные звуки воинственного марша, собираются в священной роще перед священным деревом Ирминсулом их бога Ирмина. (Священное дерево - это Дуб - у друидов символизировал верховное божество, и поэтому все, что росло на нем, было священным). В определенное время года, при определенном положении солнца, луны и звезд, главный друид взбирался на дуб и срезал омелу специальным священным ножом. Кельтские жрецы-друиды считали, что омела - это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного.
(Для не посвященных в верховные дела трудно поверить, что на этих священных деревьях жрецы приносили и страшные жертвоприношения. Несчастного подвешивали на дерево, а затем медленно сжигали)...
В действии, здесь, именно Норма, верховная жрица, в должный момент свершит великий обряд - жатву священной омелы, и это будет сигналом к восстанию против римлян.
Ну, а теперь о любви самой жрицы: оказывается, что верховная жрица Норма - уже несколько лет является любовницей римского война Поллиона! - родила двух детей от любимого, которых растила в тайном убежище в скалистой пещере; ей помогает ее подруга Клотильда. Но Поллион вдруг влюбился в другую жрицу - Адальжизу. (Времена меняются - нравы остаются).
Теперь вы, читатели, понимаете какое "опасное" сочетание чувств пребывает в этих отношениях. Норма настолько возмущена изменой возлюбленного, что даже решается на убийство своих детей, но отступает от принятого решения... Понимая свою противоверность морали клана друидов решает по-другому: принести в жертву себя! - Только теперь Поллиону до конца открывается величие женского духа, и он решает умереть вместе с Нормой.
Разжигается погребальный костер, и - вновь соединенные - влюбленные, Норма и Поллион, восходят к своей смерти.

Предоставляю желающим послушать оперу Сиднейского оперного театра.

Vincenzo Bellini, Norma, Sydney Opera House Australia
Norma - Joan Sutherland, Oroveso - Clifford Grant, Adalgisa - Margareta Elkins
Pollione - Ron Stevens, Clothilde - Etela Piha, Flavio - Trevor Brown

Музыка Беллини на века сохранила эту странную любовь, невозможную в своей сладкой ненависти...
180 лет Casta Diva звучит в честь тысячелетней любви... Но любовь и жизнь самого Винченцо Беллини и красота, которая была так возвышена сохранилась не только в звуках..., но и вилле Роккабруна на озере Комо (Италия).
Озеро Камо и Вилла Роккабруна – уводит нас в конец 18 века. Тогда виллой владела мадам Рибьер, эксцентричная модистка из Парижа, которая сделала свое состояние на платьях для дам из высшего общества. В 1827 году виллу купила наша итальянская оперная дива Джудитта Паста , которая была первой исполнительницей героинь опер Беллини. Ее неподражаемое сопрано принесло ей мировую известность, а ария Casta Diva увековечила ее имя в истории оперы и не только - место, где звучала опера - тоже стало "иконой стиля и роскоши".


На сегодня эта вилла - отель Casta Diva Resort.
Особенность отеля - стремление передать гостям чувства, эмоции и атмосферу жизни и искусства XIX века: и сегодня, прогуливаясь среди роскошных вилл в парке на берегу озера, волей-неволей напеваешь тихонько мотив арии и представляешь, как здесь собирались властители умов 19 века – Беллини, Стендаль, Россини и другие гости Джудитты Пасты. Когда любовь витает в воздухе и влюбленные ищут уединения, все вокруг преображается и сама окружающая природа мистическим образом усиливает чувства. Нет ничего лучше этого...

Сейчас в вилле находятся лобби, ресепшн, бар и античный салон, а также спа-зона. Здесь же расположены и исторические сьюты – некоторые двухэтажные и все с видом на озеро.

Все виллы в Casta Diva Resort & Spa названы в честь героинь знаменитых опер – Дорабелла, Фиордилиджи ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных"), Амина ("Сомнамбула"),
Норма ("Норма"), Леонора ("Фиделио"), Виолетта ("Травиата"), Изотта ("Тристан и Изольда"), Джильда ("Риголетто").

Летом 1830 года выдающийся мастер бельканто Винченцо Беллини заключил контракт с одним импресарио, согласно которому обязывал себя написать две оперы. В этот период композитор сделал выбор, который впоследствии дал жизнь его превосходнейшему произведению. В письме от 23 июля Беллини сообщал, что его выбор пал на французскую трагедию Луи Александра Сомэ под названием «Норма, или Детоубийство ».

Испокон веков главной темой в серьезной опере является конфликт между долгом и зовом чувств. Опера «Норма» - классический пример такого противостояния. Это, прежде всего противостояние любви и долга. Но как быть, если долг подразумевает полностью противное любви?

Д ействие оперы охватывает период около 50 г. до н.э. По всей Галлии кишат легионы Цезаря. Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица. В священной роще происходит собрание друидов, дабы услышать мольбу и зов к восстанию верховного жреца Оровезо. После собрания в роще оказываются два римлянина - центурион Флавий и проконсул Поллион, который рассказывает об остывшей любви к дочери Оровезо.

В центре событий оперы та самая верховная жрица друидов, предавшая ради Поллиона своего отца, веру и галльский народ. Она отдала ему все, а в ответ получила лишь измену и предательство. Но теперь ее сердце наполнено безудержной яростью и жаждой расправы. Имя ей - Норма .

Месть свершится только, когда Норма убьет двоих детей, родившихся от порочной связи. Жрица подает знак к восстанию, но её любимый Поллион схвачен - ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный её поступком, Поллион следует за ней на смерть.

В творении Беллини в самом начале завязывается мощный драматический узел. «Из всех произведений маэстро именно в «Норме» отображается синтез глубокой реалистичности, мелодического богатства и откровеннейших чувств», - как отзывался Рихард Вагнер .

История создания

Первое чтение «Нормы» привело в восторг Беллини. Интрига и льющиеся краски захватили его разум. Друг Винченцо, граф Барбо, впоследствии утверждал, что оригинальная музыка молитвы Нормы Casta Diva переписывалась восемь раз. Однако сам Беллини остался доволен результатом, а молитва Нормы превратилась в одну из самых ярких страниц классической мировой оперы.

Премьера должна была состояться 26 декабря 1831 года. Беллини предвкушал этот миг и требовал от исполнителей предельной самоотдачи. Но репетиции начались только за 20 дней до премьеры, а постановка была еще «сырой». В последний день маэстро настоял, чтобы репетиция прошла и утром, и перед представлением. Все были изнурены.

Исход был ясен издалека. Как говорил сам Беллини: «Норму» постигло фиаско, торжественное фиаско». Но композитор не терял веры и все же остался в Милане. И вот 27 декабря «Норма» одержала триумф. Публика восторгалась даже теми сценами, которые критиковала сутки назад. С этого момента началось победоносное шествие оперы Винченцо Беллини.

Светлый изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта- отличительные признаки не только "Нормы", но и всего искусства Беллини в целом. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь наряду с Д. Скарлатти и Дж. Россини - непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными вдохновенными мелодиями, влияния которых не избежали многие музыканты, в том числе и Шопен.

Норма - произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке оперы свойственен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения, героизм. Образ Нормы - один из самых возвышенных и героических в мировой опере. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств - любви, ревности, жажды мести, ненависти.

Интересные факты:

Всем. проявившим интерес к опере "Норма" в провинциальном театре,
предлагаю просмотреть её же в постановке мирового уровня в Токио, с
приглашением суперзвёзд оперы и красавцев Фьоренцы Чедолинс и (безвременно умершего в апреле) Винченцо Ла Скола. Думаю, Вам будет
интересно сравнить спектакли и ещё раз послушать так хорошо запоминающуюся музыку да ещё с русскими субтитрами. Для чего всем
высылаю линки. Интересно также, как принимают спектакль японцы. Какой
контраст с постановкой и приёмом нашими слушателями скандальной постановки "Руслана" в нашем Большом.
Таким образом, я, как стахановец, времён пятилетое, выполняю сразу две
нормы - в прямом и переносном смысле. А Чедолинс так прекрасна, что за неё
пойдёт в огонь не один Поллион...

Год выпуска: 2003
Лейбл: La Voce Inc.
Страна-производитель: Japan
Жанр: Opera
Продолжительность: 160 min
Язык: Итальянский
Перевод: Не требуется
Субтитры: Русские, в составе контейнера

Исполнители:
НОРМА, жрица храма друидов - Фьоренца Чедолинс (Fiorenza Cedolins)
ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии - Винченцо Ла Скола (Vincenzo La Scola)
АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов - Нидия Паласио (Nidia Palacios)
ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец - Джорджио Сурьян (Giorgio Surjan)
КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы - Яёи Торики(Yayoi Toriki)
ФЛАВИЙ, центурион - Сатоши Чубачи (Satoshi Chubachi)
Хор и оркестр: Токийский Филармонический Оркестр, Оперная труппа театра "Фудзивара"
(Tokyo Philharmonic Orchestra; Fujiwara Opera Chorus Group)
Дирижёр: Бруно Кампанелла (Bruno Campanella)
Постановка, декорации и костюмы: Хьюго де Ана (Hugo de Ana)
Видеорежиссер: Рейко Охара (Reiko Ohara)
Видеопроизводство: Тору Мурата (Tohru Murata)
Хормейстер: Мицуги Оикава (Mitsugi Oikawa)
Запись в Новом Национальном Театре Токио (Recorded live at the New National Theatre, Tokyo)
Описание:
Опера в четырёх действиях (первоначально в двух действиях, но разделённых на четыре картины) Винченцо Беллини на либретто (по-итальянски) Феличе Романи, основанное на одноимённой французской трагедии Луи Александра Сомэ. Первое исполнение: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 года.(belcanto.ru)

Содержание оперы
Место действия: Галлия.
Действие первое.
Роща друидов со священным дубом и жертвенником.
Священная роща друидов, в центре дубовая статуя бога Ирминсула и жертвенник. Ночь. Под звуки религиозного марша проходят шеренги галлов, затем процессия друидов во главе с верховным жрецом Оровезом. Оровез объявляет о том, что Норма, его дочь, с восходом луны совершит таинственный обряд - жатву священной омелы. Тогда Ирминсул устами Нормы возвестит о грядущем конце чужеземного ига. Кортеж галлов удаляется, и появляются римский проконсул Поллион и его друг Флавий. Проконсул был любовником Нормы, которая родила ему двух сыновей, но никто из галлов об этом не знает. Однако проконсул уже не любит Норму, увлечённый юной жрицей Адальжизой.
Восходит луна, раздаётся звон священного щита, и появляется Норма в окружении толпы. Начинается обряд. Норма пророчествует о том, что дни мщения ещё не наступили, что нужно ждать. В её молитве смешаны ненависть к римлянам и желание увидеть проконсула. По окончании обряда все уходят, кроме Адальжизы, которая терзается, вспоминая Поллиона. Появившийся проконсул умоляет её бежать с ним в Рим, куда его вызывают. Адальжиза, поколебавшись, обещает Поллиону следовать за ним.
Действие второе.
Убежище Нормы в скалистой пещере.
Входит друидесса, ведя за руку детей. Обуреваемая противоречивыми чувствами, она подозревает Поллиона в измене и дрожит при мысли о том, что он намеревается вернуться в Рим без неё и детей. Адальжиза приходит в тайные покои Нормы, чтобы исповедаться в своей преступной любви к римлянину. Взволнованная её признанием Норма обещает помочь Адальжизе, освободив от обета безбрачия, и спрашивает имя её возлюбленного. Адальжиза показывает на входящего в комнату Поллиона. В приступе гнева Норма объвиняет римлянина в том, что он предал её и своих сыновей. Поллион пытается увести Адальжизу, но та с презрением отвергает его и указывает ему настоящую жену.
Действие третье.
Пещера Нормы.
В покоях Нормы спят её дети. Она заходит со светильником и обнажённым кинжалом. Норма замыслила убить детей, но силы ей изменяют. Призвав Адальжизу, она просит взять их с собой в римский лагерь после того, как девушка выйдет замуж за Поллиона. Адальжиза отказывается от брака с Поллионом, которого она хочет уговорить вернуться к Норме. В сердце Нормы пробуждается надежда.
Действие четвёртое.
Священная роща друидовПустынное место близ рощи друидов. Норма в храме ожидает Клотильду. Но та приносит ей плохие вести: молодой жрице не удалось поколебать Поллиона, который грозит похитить её из храма. Норма трижды ударяет в священный щит, призывая галлов к восстанию против римлян. Теперь необходимо принести жертву богу. В этот момент Клотильда сообщает ей о том, что римский воин совершил святотатство, проникнув в храм. Это Поллион. Норма просит оставить их одних. Она предлагает римлянину спасение, если он откажется от Адальжизы. Поллион непоколебим. Норма грозит ему смертью сыновей, Адальжизы и полным истреблением римского войска. Наконец, доведённая до отчаяния, она приказывает развести костёр, на котором будет сожжена преступная, нарушившая обет жрица. Перед всем народом Норма обвиняет себя, просит прощения у Оровеза и поручает ему детей. Поллион разделяет её участь... (С)

СРОК РАЗДАЧИ 4 НЕДЕЛИ
ЗЕРКАЛО НА САЙТЕ "НАРОД.РУ"

НА СКАЧИВАНИЕ 4 ДНЯ

ОПЕРА УПАКОВАНА ПРОГРАММОЙ "ХАМЕЛЕОН"

В. Беллини опера «Норма»

Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. Она выделяется на фоне многих произведений этого жанра своей необычайной красотой и виртуознейшими сопрановыми ариями. Даже сам Беллини считал ее шедевром и говорил, что если внезапно случится какое-то кораблекрушение, то единственное произведение, которое просто необходимо будет спасти – это «».

Краткое содержание оперы Беллини «Норма» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

сопрано верховная жрица, влюбленная в римлянина
Оровез бас верховный жрец храма друидов и отец Нормы
Клотильда сопрано подруга Нормы, воспитывающая ее детей в тайном убежище
Поллион тенор римлянин, в которого влюбились Норма и Адальжиза
Адальжиза сопрано дева храма, соперница Нормы

Краткое содержание оперы «Норма»


Действие оперы разворачивается в 50 г до н.э. Норма – это девушка, являющаяся верховной жрицей храма друидов. Она нарушила обет и влюбилась в проконсула Поллиона. Более того, она даже тайно родила от него детей. Но как это иногда случается, страсть Поллиона угасла, и он обратил свой взор на другую девушку - юную Адальжизу, которая ответила ему взаимностью. Молодой человек позвал свою возлюбленную жить вместе с ним в Рим, а она решила прежде всего спросить совета у верховной жрицы. Узнав об этом, Норма сильно разгневалась и решила отомстить ему. В момент отчаяния она даже была готова убить своих детей, потому что ненавидела их отца, но передумала, так как ее остановила Адальжиза, пообещавшая уговорить Поллиона остаться с ней. Римлянин отказался это сделать, и Норма отправляет войско на восстание против его армии.

Внезапно Поллиона застают в храме друидов и выносят ему приговор, за осквернение священного места. Норма пытается спасти возлюбленного и предлагает ему сделать выбор в ее пользу, забыв Адальжизу. Поллион остается непреклонен и отвергает жрицу. Тогда Норма собирает воинов, жрецов и сообщает о том, что одна из жриц нарушила обет и ее нужно предать огню. Без страха Норма восходит на костер, а вслед за ней устремляется ее возлюбленный Поллион, восхищенный силой ее духа. Так, любящие сердца снова оказываются вместе.

Фото :





Интересные факты

  • Одна из самых популярнейших и виртуозных арий в мире – это каватина Нормы «Casta diva», в ней жрица обращается в молитве к луне.
  • Жемчужину оперы – арию Каста Дива, Беллини переделывал восемь раз, каждый раз недовольный получившимся результатом.
  • Первая исполнительница Нормы, Джудитта Паста, долго не соглашалась петь знаменитую каватину, так как была уверена, что не справится с ней.
  • Самой известной исполнительницей Нормы является Мария Каллас, она даже отождествляла себя с главной героиней. Кстати, она исполнила эту оперу на сцене всего 89 раз.


  • В 1956 году в Италии был снят фильм о В. Беллини, который назвали «Casta diva».
  • Интересная история связана с исполнительницей Джудиттой Паста. Ее вилла, в которой когда-то собирались такие гении искусства, как.В. Беллини, Д. Россини , Стендаль и другие, сейчас является отелем, имеющим название Casta diva Resort. Его главная особенность – передать стиль эпохи XIX века. Примечательно, что все виллы в этом большом отеле получили название в честь главных героинь из различных опер: Дорабелла («Так поступают все »), Виолетта («Травиата »), Амина («Сомнамбула»), Норма («Норма»), Джильда («Риголетто »).
  • Любопытно, что с названием оперы связано одно очень вкусное блюдо pasta alla Norma. По существующей версии, знаменитый комедиограф Нино Мартольо, отведав очень вкусное блюдо, произнес фразу «Это Норма»! Он намеренно сравнил прекрасный вкус пасты и это гениальное произведение своего соотечественника.

Популярные арии и номера

Марш из I действия - слушать

Ария Нормы "Casta diva" - слушать

Дуэт Нормы и Адальжизы "Mira, o Norma" - слушать

История создания оперы «Норма»

В 1830 году заключил выгодный контракт, по которому обязан был сочинить для театра "Ла Скала" два произведения. Одним из них оказалась «Норма». Выбирая сюжет, он остановился на трагедии Луи Александра Сомэ. Прочитав это произведение первый раз, оно вызвало у него бурю восторга, и композитор принялся творить. Премьера оперы была назначена на 26 декабря 1831 года. Беллини с предвкушением ждал этого момента и требовал максимальной самоотдачи от исполнителей. Он назначал им дополнительные прогоны, чтобы отшлифовать каждый такт и каждое движение.

К сожалению, репетиции в театре начались лишь за 20 дней до премьеры, поэтому постановка была «сыровата». К тому же накануне Беллини потребовал, чтобы генеральная репетиция прошла еще и утром, перед премьерой. Естественно, все исполнители были изнурены и не смогли показать всей красоты произведения. Публика встретила оперу не очень восторженно. Сам Беллини назвал это «торжественным фиаско». Однако уже на следующий день все кардинально изменилось, и после второй же постановки оперу ждал ошеломительный успех.

Постановки


Российская публика смогла познакомиться с оперой «Норма» благодаря немецкой труппе в 1835 году. В исполнении отечественных певцов она была показана в 1837 году в Санкт-Петербурге.

Одной из самых долгожданных премьер «Нормы» считается ее современная постановка в 2005 году в «Новой опере». Причем этот спектакль был куплен и привезен из Государственной оперы Штутгарта. Главной особенностью этой постановки стало перенесение всех событий в другое время. Режиссеры Йосси Вилер, Серджио Морабито решили, что эта Норма должна непременно проходить в XX веке, а храм друидов заменен католическим костелом. Однако критики не оценили этой работы и назвали спектакль спорным.

Еще одна неоднозначная и яркая современная постановка состоялась на Зальцбургском фестивале в 2013 году благодаря совместной работе режиссеров Моше Лейзера и Патриса Сорье. Все события были перенесены в Италию времен Муссолини, причем действие, происходящее на сцене подчас не стыкуется с текстом оперы. Исполнительница партии Нормы – Чечилия Бартоли поразила публику своими вокальными данными и оригинальной интерпретацией.

В сентябре 2014 года в Опере Сан-Франциско состоялась очень оригинальная постановка оперы «Норма» режиссера Кевина Ньюбери. Зрители были в восторге от шикарных декораций на сцене. Друиды в своем храме сооружали огромного Троянского коня, который должен был помочь им атаковать римлян. Концовка спектакля была вообще достаточно хитроумной. Здесь режиссер очень тонко провел связь с другим композитором, который восхищался «Нормой» - Р. Вагнером. Когда главная героиня призналась в своих грехах, она вместе с Поллионом зашла в подготовленного Троянского коня и подожгла факел. В одно мгновение героев окружает огненное кольцо – явный намек на оперу Вагнера. Только Брунгильду огонь оберегает, а Норма и ее возлюбленный оказываются поглощены пламенем.

В Софийском театре оперы и балета прошла постановка «Нормы» режиссера Хуго де Ана, которая оставила яркий след в истории этого спектакля. Эта версия отличается от других своей музыкальностью и незабываемой игрой света. Это не случайно, ведь Хуго де Ана сам отвечает за костюмы, декорации и даже освещение.

Помимо театральных постановок, «Норма» была успешно экранизирована.


Первая работа в этом жанре была осуществлена в 1974 году режиссером П. Журданом, где в роли Нормы выступила несравненная М. Кабалье.

Одна из популярнейших версий – работа режиссера Бориса Айрапетяна. Примечательно, что уже ранее он работал с этим произведением и ставил спектакль в Ереванском театре в 2003 году, позже он был с успехом поставлен на Новой сцене Большого театра. Любопытно, что его фильм-опера – это первая подобная работа, снятая в России за двадцатилетний период. Солистами были выбраны Асмик Папян (Метрополитан-опера) и Гегам Григорян (Мариинский театр). Как отмечает сам режиссер, первая трудность, с которой пришлось столкнуться, это то, что солисты по привычке по время исполнения партий искали глазами дирижера. Однако ему удалось справиться с этим. Съемки фильма проходили в древнем храме в Армении, который был возведен римлянами в честь завоевания, что придавало особую атмосферу.

Из всего творческого наследия В. Беллини именно опера «Норма» уже более 180 лет с блеском ставится по всему миру и признана критиками подлинным шедевром. Возвышенный стиль трагедии, страсть героев и их самопожертвование, борьба чувств – все это не может оставить равнодушными ни одного слушателя. К тому же это все приправлено классическими образцами бельканто. Предлагаем вам по достоинству оценить шедевр классической музыки и лучшее творение итальянского композитора В. Беллини, посмотрев оперу «Норма» в шикарной постановке и в отличном качестве.

Винченцо Беллини «Норма»

Опера в двух действиях;
Либретто Феличе Романи

Действующие лица:
Норма, верховная жрица бога Ирминсула (сопрано)
Поллион, римский проконсул в Галлии (тенор)
Адальжиза, жрица (меццо-сопрано)
Оровезо, отец Нормы, жрец-друид (бас)
Флавио, центурион (тенор)
Клотильда, приближенная Нормы (сопрано)
Дети Нормы, друиды, галльские воины.

Действие оперы происходит в оккупированной римлянами Галлии за 50 лет до Р.Х.

I действие.
Картина первая: Священный лес друидов.

Друиды и галльские воины собрались в священном лесу в ночь новолуния. Оровезо призывает всех подняться на холм и ждать там появления Луны, чтобы после этого трижды ударить в гонг и призвать Норму. Оровезо и друиды молятся богу Ирминсулу, чтобы он вдохнул в душу Нормы пророческий огонь, наполнил ее сердце ненавистью к римлянам. Пусть она даст сигнал к началу войны, которая должна освободить галлов от ненавистного владычества Рима. Особенную ненависть у собравшихся вызывает римский герб - орлы, которые, как считают друиды, оскверняют священные галльские леса. Исполнив воинственный хор, все отправляются на холм заниматься астрономическими наблюдениями.

В опустевший лес приходят Поллион, римский проконсул в Галлии и его доверенный друг центурион Флавио. Он предупреждает Поллиона о том, что римлянину смертельно опасно появляться в этом священном лесу: об этом предупреждала Норма. При этом имени Поллион меняется в лице. Он больше не любит Норму, свою тайную любовницу и мать его детей, его сердце занято другой - молодой жрицей Адальжизой, и он уверен в ее ответном чувстве. Флавио резонно интересуется: не боится ли Поллион гнева Нормы? Поллион, конечно, опасается, и ему даже приснился сон на эту тему.
- Снится мне, - рассказывает он, - что стоим мы с Адальжизой у римского алтаря Венеры (арию Meco all"altar di Venere можно послушать в исполнении Франко Корелли) во всем белом, слушаем гимны Гименею и таем от любви взаимной, как вдруг, откуда ни возьмись, появляется страшная тень в мантии жрицы и ударяет молнией прямо в алтарь. Белый свет меркнет, моя красавица Адальжиза исчезает, из алтаря раздаются звуки рыданий, слышится плач моих детей. И монструозный голос, эхо от которого несется по всему храму, возглашает: "Это - месть Нормы ее неверному возлюбленному!"
- Слышишь? - Флавио обращает внимание Поллиона на звуки, несущиеся из храма Ирминсула. - Сюда идет Норма! Пошли отсюда скорее…
- Варвары что-то замышляют против меня, - не сдается Поллион, - но я сумею разрушить их планы! Сила, которая защищает меня, преодолеет силу друидов! (кабалетта Me protegge, me difende). Эта сила - моя любовь, и чихать я хотел на все их проклятые друидические алтари, а все эти "священные леса" сожгу - как нечего делать! (Немудрено, что галлы так настроены против римского владычества).
И с этими гордыми словами храбрые римляне поспешно ретируются.
Входит процессия воинов и друидов во главе с Оровезо, они возглашают прибытие Нормы и предвкушают скорую схватку с римлянами. Торжественно появляется Норма со священным золотым серпом в руке. Но первыми же словами Норма разочаровывает воинственных компатриотов: час Рима еще не пробил, еще рано нападать на чужеземцев - так написано в священной книге небесных пророчеств. Золотым серпом срезает Норма ветку омелы в знак мира и поет свою арию-молитву непорочной богине-Луне (знаменитую арию Casta Diva можно послушать в исполнении Джоан Сазерленд). В этой молитве она просит богиню вдохнуть покой в сердца воинственных галлов и принести мир на исстрадавшуюся землю.
Галлы нехотя соглашаются подождать с началом восстания, но только не очень долго. Своей первой жертвой они выбрали Поллиона. Норма обещает наказать ненавистного проконсула, но она слишком хорошо знает, что не сможет этого сделать - она все еще любит Поллиона и надеется на его возвращение (кабалетта Ah! bello a me ritorna).
Все расходятся. В лесу остается одна Адальжиза. Она страдает: ею нарушен обет целомудрия, который она, жрица дала богу Ирминсулу. Это прекрасный римлянин заставил ее забыть обо всем - Ах! Если бы бог мог защитить ее от искушения!
А вот и Поллион - он наконец дождался юную прелестницу. Напрасно Адальжиза пытается прогнать римлянина, он упорен и настойчив. Как и полагается в таких случаях, он уверяет наивную простушку, что без нее ему не жить, и что пусть она лучше его на месте зарежет, чем лишать своей любви (любимая тема всех теноров во всех операх). Адальжиза слабо упрекает Поллиона в том, что она теперь по его милости уже далеко не так невинна, как раньше, и угрызения совести ее замучили практически уже насмерть, а как ей было хорошо раньше, до встречи с прекрасным иноземцем!
Поллиону эта волынка начинает надоедать, и он ставит вопрос ребром: согласна ли Адальжиза ехать с ним в Рим или останется здесь? Такого развития событий девушка не ожидала: очевидно, она собиралась еще долго морочить поклонника.
- Едем в Рим! - зовет Поллион (дуэт Vieni in Roma, ah! vieni, o cara). Он обещает девушке законный брак! Перед Адальжизой встает простой выбор: либо ехать в Рим - центр цивилизации, в качестве законной жены римского проконсула, либо оставаться на родине простой, никому не нужной жрицей с сильно подмоченной репутацией. Адальжиза задумывается секунд примерно на пять - и - соглашается ехать! (Кто бы мог подумать!). Влюбленные сливаются в экстазе и договариваются о совместном отбытии в Рим.

Картина вторая: Перед домом Нормы.

Перед домом - Норма с детьми и ее приближенная наперсница Клотильда. Норма уже знает, что Поллиона отзывают в Рим, и боится, что он бросит ее с детьми. Если узнают о ее детях от римлянина, что с ними будет? Приходит Адальжиза: она хочет испросить у Нормы разрешения на побег с иноземцем (святая простота!). Она рассказывает Норме, как впервые встретилась с пришельцем: это было в храме. Он вошел - и все - жизнь решена!
"Какие воспоминания!" - шепчет Норма (дуэт Oh, rimembranza!). А Адальжизу потянуло на откровенность - она рассказывает, какими словами соблазнитель роковой объяснялся ей в любви. "Надо же! - думает Норма, - и мне ведь Поллион теми же самыми словами объяснялся и точно так же красоту мою описывал!" (Видно, у доблестного воина было заготовлено одно любовное объяснение на все случаи жизни. Когда-то давно, в молодости, он его добросовестно заучил - и вот! - ни разу не подводило!). Расчувствовавшись, Норма освобождает Адальжизу от священных обетов и разрешает ей бежать вместе с возлюбленным.
- Но кто же это? - интересуется Норма.
- Да вот он, - указывает Адальжиза на как нельзя кстати вошедшего Поллиона.
- Что ты сделала, дура! - кусает локти Поллион, но поздно!
Норма сразу же обрушивает на любовничка массу обвинений. Бедная наивная Адальжиза в трансе: оказывается, ее прекрасный принц не так прост, оказывается, у него есть жена - и кто? - Норма! (трио Oh, di qual sei tu vittima). Поллион сначала обескуражен, но быстро приходит в себя и прямо говорит Норме, что неизвестно еще, кто больше виноват в том, что случилось, и пусть небо судит, кто кого соблазнил: он Норму или она его!
Зря он это сказал: Норму уже не удержать, она - на грани нервного срыва и ненормативной лексики. Напрасно пытается Поллион увести с собой Адальжизу, она не желает иметь ничего общего с изменником и обманщиком. Скандал достигает грандиозных размеров, но никогда еще кухонная ссора не принимала таких изящных музыкальных форм!

II действие.
Картина вторая: Дом Нормы. Ночь.

В доме, на медвежьих шкурах спят дети Нормы и Поллиона. Норма решила их убить, чтобы невинные существа не были замучены галлами или не стали рабами у римлян. В чем же вина этих детей? В том, что они - дети Поллиона. Так смерть им! - и Норма заносит нож… Но что это: рука жрицы дрожит… "Батюшки! Это ведь и мои дети!" - догадалась Норма… Тогда она решает отдать своих детей Адальжизе, чтобы та вместе с Поллионом увезла их в Рим, сама же Норма хочет для себя лишь смерти. Она велит Клотильде привести юную жрицу.
Приходит заплаканная Адальжиза. Норма велит ей поклясться сделать все, чего бы она, Норма, ни попросила. Адальжиза клянется, и Норма излагает ей свой план. Но Адальжиза отказывается: она больше не любит Поллиона, она хочет вернуть его Норме! Адальжиза указывает Норме на детей и напоминает ей о ее материнском долге (красивейший, какой-то сомнамбулический дуэт Mira, o Norma). Адальжиза обещает Норме, что уговорит Поллиона вернуться к жене и детям, или она останется с Нормой и вместе с нею и детьми скроется от людей. Норма соглашается. Дамы прекраснодушно решают остаться навеки подругами и вместе преодолевать невзгоды судьбы (блестящий финал дуэта Si, fino all"ore estreme - можно послушать в исполнении Марии Каллас и Джульетты Симионато).

Картина вторая: Священный лес друидов.

В лесу собрались галльские воины, они тоже узнали, что проконсул уезжает в Рим, и не хотят отпускать ненавистного угнетателя живым. Они ждут лишь сигнала богов для начала восстания. Приходит Оровезо и приносит плохие новости: Норма все еще не хочет начала войны. И воины, и Оровезо обескуражены, но не могут идти против воли богов.

Картина третья: Храм Ирминсула.

Норма ждет результата миссии Адальжизы: удастся ли ей уговорить Поллиона не бросать ее, Норму, и детей? Страшные минуты длятся так томительно…
Приходит Клотильда и сообщает, что Адальжизе не удалось переубедить Поллиона. Наоборот, встретив сопротивление, страстный римлянин совсем потерял голову от любви и поклялся выкрасть прекрасную Адальжизу прямо из храма. В ярости Норма бросается к священному гонгу и ударяет в него три раза - это сигнал к началу войны!
Вбегают Оровезо и друиды. Звучит воинственный хор. А тут и Поллиона приводят, его захватили, когда он проник в обитель девственных жриц и пытался похитить одну из них. Его ждет смерть, Норма сама хочет нанести удар, но рука ее уже не в первый раз дрожит, и она просит всех выйти и оставить ее наедине с Поллионом. Публика удивлена, но не возражает. И вот бывшие возлюбленные наедине, впервые с начала спектакля.
- Ну вот ты и в моих руках… - констатирует жрица (сцена In mia man alfin tu sei). Она предлагает Поллиону сделку: он навсегда отказывается от Адальжизы, а она гарантирует ему жизнь. Но гордый Поллион даже слышать об этом не хочет. Тогда Норма обещает зарезать детей и сжечь Адальжизу на костре. Поллион сломлен, он на коленях молит Норму о милосердии, но слишком поздно!
Поллион хочет отобрать у Нормы нож, чтобы убить себя и защитить невинных, но Норма зовет жрецов и воинов, она хочет объявить имя жрицы, которая предала Родину и теперь будет отвечать по всей строгости друидических законов за свое страшное злодеяние. Норма называет ее имя - это она сама, Норма. Все впадают в ступор, никто не может этому поверить. Это - невозможно!
- Теперь ты должен понять какое сердце ты предал, какое сердце потерял, - обращается Норма к потрясенному Поллиону (сцена Qual cor tradisti). Напрасно ты пытался бежать от меня, жестокий римлянин: так решили силы, которые сильнее и тебя и меня. Мы будем вместе всегда - и в жизни и в смерти, и на этом костре, который сейчас навеки свяжет нас, мы будем вместе!
- Слишком поздно я понял, какая ты необыкновенная, прекрасная женщина! - проникся Поллион, - моя страсть горит с новой силой, не проклинай меня в свой последний час, ибо я и умирая буду твердить, что люблю тебя…
- Батюшки! А как же наши дети? - в очередной раз догадалась Норма. Она обращается к Оровезо с просьбой взять ее детей под опеку и быть внукам верной защитой. Оровезо сначала потрясен сообщением, что он к тому же еще и дедушка, но соглашается принять детей. Норма и Поллион счастливы - теперь они взойдут на жертвенный костер со спокойной душой, чтобы соединиться уже навечно.

Призрачная справка:

"Норма" - вторая из двух опер Беллини, что планировались летом 1830 года в Милане (за них Беллини заплатили невиданный до сих пор гонорар в 12 000 лир).
Романи, как и было широко принято в те годы, "лепил" либретто из того, что "под руку попадётся", и из написанных ранее. Беллини же "мешал" ему постоянно, пересматривая и урезая либретти. Беллини, например, отказался от сцены сумасшествия, где Норма должна была прыгнуть в пропасть (композитор, по-видимому, предвидел, что когда-нибудь это сбудется в "Тоске").
Вообще, Беллини очень много работал над "Нормой", написав, согласно документальным свидетельствам, не менее восьми вариантов арии "Casta Diva". Очень много вариантов осталось от Дуэта в Первом акте Адальджизы и Поллиона; кроме того, композитор полностью выбросил симфонию, заменив её новой (существующуей поныне).
Также Беллини менял трио в конце Первого акта - возможно, для постановки в Бергамо под его руководством в 1832 году.
Существующие сегодня партитуры "Нормы" проблематичны, включая издания Monterosso, 1973; Braner, 1976 - a клавир, изданный Boosy (London, 1848) включает много разночтений с Ricordi.
Далеко не простая роль Нормы была написана для Джудитты Пасты; в отсутствие своего любимого тенора Рубини, партию Поллиона композитор написал для могучего ветерана Доменико Дондзелли - чем во многом и объясняется отсутствие в роли Поллиона "заоблачных" пассажей. Адальджиза, ныне обычно отдающаяся меццо-сопрано, была написана для высокой сопрано Джулии Гризи (позже она сама стала не только знаменитой Нормой, но и Эльвирой в "Пуританах"). Вокальная строчка роли Оровезо была также изначально ограничена вокальными данными Винченцо Негрини.
Премьера прошла без успеха; отчасти этому способствовал финал первого акта, заканчивавшийся трио, а не более сложным (как было принято тогда) ансамблем.

Тем не менее, "Норма" быстро стала популярной. Она была поставлена в Неаполе, Бергамо и Венеции в 1832 и в Риме в 1834 году.
Вскоре "Hорма" была дана в Вене (на немецком) в мае 1833; в Лондоне - в июне того же года.
Вагнер дирижировал "Нормой" в Риге в 1837 году, а в Париже даже дописал арию для Оровезо (имея в виду Луиджи Лаблаша) "Norma il predisse", которая так и не исполняется (WWV 552). "Норма" была исполнена в Нью-Йорке (на английском) впервые в 1841 году; пела Гризи. Первое представление в Метрополитен (на немецком) - в 1890 (Лилли Леман). Роза Понсель спела свою первую Норму в Мет в 1927 году, а Мария Каллас дебютировала в этой партии в Лондоне (1952), затем в своём американском дебюте (Чикаго, 1954) и в своём первом появлении на сцене Мет в 1956 году.
На русской сцене опера была впервые поставлена в 1837 году (Мариинский театр, Петербург).

Призрак Оперы

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации