Когда нужно поднимать руки в намазе. Почему ханафиты не поднимают руки до и после поясного поклона (руку’)? Упоминание хадисов о держании рук и их слабость

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Истинное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что руки следует поднимать лишь для вступительного такбира и больше не поднимать их снова (в намазе) (Хаскафи/Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар аля ад-дурруль-мухтар, 1.340, изд-во «Булак»).

Такое мнение установлено из хадисов, переданных от больших сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), таких как Абдулла Масуд, Абдуллах ибн Умар и многих других (да будет доволен ими Аллах). Такого же мнения придерживаются ученые маликитского мазхаба.


Поднятие рук перед руку’. Существующие различия в сообщениях (хадисах)

Хадисы, где говорится о поднятии рук, можно разделить на три вида:

1) Во-первых, те, где ясно говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением руку’.

2) Во-вторых, есть такие хадисы, где сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира (такбиратуль-ихрам).

3) И в-третьих, есть хадисы, которые полностью описывают молитву Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не упоминают, поднимал ли он руки еще раз, кроме как для вступительного такбира, или нет.

Хадисы первой группы используют те ученые, которые придерживаются мнения о поднятии рук для совершения руку’, в то время как вторую группу хадисов используют те ученые, кто считает, что руки поднимать для руку’ не нужно. Несмотря на то, что хадисов первой группы, кажется, больше, чем вторых, это еще ничего не означает, поскольку хадисы третьей группы также можно использовать в сочетании с хадисами второй группы для доказательства, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки для совершения руку’. Причиной того, что рассказчик не счел нужным упоминать о поднятии рук, может быть факт, что это не было распространенной практикой. Трудно признать, что если бы поднятие рук было бы важным элементом молитвы, рассказчик бы не упомянул об этом. Таким образом, за счет использования хадисов третьей группы как дополнительного доказательства хадисов второй группы, хадисов в поддержку мнения о том, что руки следует поднимать лишь один раз, будет больше, чем тех, где поддерживается мнение о поднятии рук.

Для продолжения дальнейшего разговора нужно понимать, что поднятие рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть несуществующее (непроизошедшее) действие, а люди обычно не упоминают о непроизошедших действиях в своих разговорах. К примеру, если некто возвращался домой из мечети и случайно упал, человек, который будет рассказывать об этом событии, наверняка скажет: «Такой-то упал», поскольку его падение было существующим событием (тем, что на самом деле происходило). Если же тот самый человек пришел домой без всяких происшествий, то никто не будет отмечать это, говоря: «такой-то не упал», так как это несуществующее (непроизошедшее действие), одно из сотен таких действий, которые также не произошли.

Этот пример можно использовать для нашего разговора – почему пока Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки, рассказчики не сообщали об этом. Если бы это (поднятие рук) было бы обычной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а не тем, что он делал лишь время от времени, рассказчики, конечно, сказали бы об этом. Здесь также можно привести в пример человека, который принимает пищу в строго определенное время. Если в какой-то день он не поест в обычное время, кто-то заметит, что он не поел, поскольку принимать пищу в определенное время есть существующее действие для него, которое в какой-то момент не произошло. Никто бы стал упоминать, что он не принял пищу в другое время, поскольку для данного человека принимать пищу в другое время будет несуществующим действием, которое люди не упоминают обычно.

То же самое происходит и с хадисами третьей группы, где не говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – они также могут использоваться в качестве доказательств для точки зрения ханафитов. Это (принятие данных хадисов) значительно увеличило бы число хадисов в пользу мнения ханафитов, и эти хадисы превзошли бы численностью хадисы первой категории.

Хадисы, где говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для совершения руку’

Первая группа обычно представлена доказательствами от Ибн Умара и Малика аль-Хувайриса (да будет доволен ими Аллах) в качестве основного источника доказательств. Оба эти сахаба сообщают о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением поясного поклона (руку’). Однако оба эти сподвижника также сообщили о поднятии рук во всех упомянутых выше семи случаях. В первую группу (хадисов) принимаются рассказы этих двух сподвижников, которые сообщают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир и когда совершал руку’, и отвергали другие сообщения.

Теперь мы подошли к вопросу о сообщениях Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), которые традиционно используются теми, кто придерживается мнения о неоднократном поднятии рук в намазе. Хорошо известно, что имам Малик (рахматуллахи алейх) знал много сообщений от Абдуллы ибн Умара. Известна его знаменитая цепочка передатчиков, которая проходит через Нафи к Абдулле ибн Умару (да будет доволен ими Аллах), которую обычно называют золотой цепью (сильсилят аз-захаба). Однако в этом вопросе (поднятия рук) имам Малик не основывался на данных сообщениях, а принимал сообщения от Ибн Масуда и отдавал предпочтение практике (таамуль) людей Медины, которые поднимали руки лишь для вступительного такбира.

И второй момент. Ибн Аби Шейба и имам Тахави передают другой хадис от Ибн Умара через Муджахида, в котором нет никакого упоминания о поднятии рук (кроме как для вступительного такбира). Если бы это было постоянной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то почему она не упоминается в этом сообщении?

Кроме того, хотя существует много хадисов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о поднятии рук, в них находят множество несоответствий. Такая путаница в сообщениях рассказчика не позволяет принимать его сообщения, особенно при наличии других сообщений, которые являются более точными и последовательными. Например, в одном из таких сообщений (от Ибн Умара), о котором упоминает имам Тахави в «Мушкиль аль-Асар», передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки при каждом движении молитвы, в то время как в других его хадисах об этом не упоминается.

Хадисы, где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки

Сейчас мы приведем сообщения от разных сподвижников, в том числе и от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки лишь для вступительного такбира.

1. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве я не показывал тебе, как совершал намаз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он, когда совершал намаз, не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира» (Сунан ат-Тирмизи, 1:59, Сунан ан-Насаи, 1:161, Сунан Абу Дауд, 1:116).

Имам Тирмизи классифицирует этот хадис как хороший (хасан). Алляма Ибн Хазм говорит, что этот хадис сахих (аль-Мухалля, 4:88), и алляма Ахмад Мухаммад Шакир, опровергая критику некоторых ученых в адрес этого хадиса в своем комментарии к Сунану ат-Тирмизи, пишет: «Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хазм и другие ученые по хадису, и все утверждения о том, что он содержит дефекты, признаны неправильными». Он упоминает в книге «Аль-Джаухар ан-накыкат», что передатчики этого хадиса те же, что и передатчики (хадисов) Сахих Муслим (Иляус-сунан, 3:45).

2. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве я не передал вам, как совершал молитву Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он поднимал руки в начале (намаза) и не делал этого больше». (Сунан ан-Насаи 1: 158, Иляус-Сунан 3:48).

3. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир, а затем больше не поднимал их опять» (Шарх Маани-л-Асар 224).

4. Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает: «Я совершал молитву с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Абу Бакром и Умаром (да будет доволен ими Аллах), и они не поднимали руки, кроме как в начале молитвы» (Насб ар-райя, 1:526, Маджму з-заваид, 2:101).

Исходя из вышеприведенных хадисов, можно легко сделать вывод, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки регулярно во время молитвы. Ибн Масуд, Али и другие сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не передавали бы такие сообщения, если бы они наблюдали, что Посланник Аллаха и праведные халифы регулярно поднимали руки. Также можно отметить, что все сообщения Ибн Масуда последовательны в том, что в них сообщается о поднятии рук в начале молитвы, и больше ни в каком другом случае.

Наконец Урва ибн Мурра (рахматуллахи алейх) сказал: «Когда я вошел в мечеть Хадрамаута (Йемен), я услышал, что Алькама ибн Вайль передает от своего отца, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки до и после совершения руку’. Я сообщил об этом Ибрагиму ан-Нака (рахматуллахи алейх), который гневно возразил: «Разве Вайль ибн Худжр единственный, кто видел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Разве Ибн Масуд и другие сподвижники не видели его?» (Муватта имама Мухаммада, 92).

Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было микрофонов и громкоговорителей с усилителями. Обычно за имамом стояли тысячи молящихся людей. Поэтому люди, стоящие позади имама , не всегда могли определить начало намаза, не услышав своими ушами открывающий такбир. Это было большой проблемой того времени. Поэтому надо было придумать такой способ, чтобы все сзади имама стоящие люди могли заранее узнать о начале намаза и вовремя присоединиться к намазу за имамом. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед началом намаза поднимал свои руки выше плеч до уровня головы, это было определяющим знаком о начале намаза для всех присутствующих. А сподвижники, которые стояли позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), повторяли его действия и поднимали свои руки выше плеч точно также, чтобы другие позади стоящие также были в курсе о начале намаза. Других логических объяснений этому действию нет и не будет! Передают, что Абу Са"ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил у своих сподвижников склонность вставать в задние ряды. Он сказал: «Идите вперед и молитесь, повторяя мои движения, и пусть стоящие позади вас молятся, повторяя ваши движения. Люди не перестанут отступать назад, пока Аллах не сделает их последними » (Муслим). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Ключом к молитве является чистота, началом – такбир, а концом – приветствие». Если бы от поднятие рук что-то зависело в намазе, то в Коране и Сунне обязательно было бы об этом указано. Поднятие рук означает всего лишь произнесение такбира и начало намаза. При этом, запомните , пожалуйста, что уровень нахождения большого пальца рук во время такбира никакого отношения к намазу не имеет, т.к. здесь самое главное вовремя увидеть знак о начале намаза и предупредить таким же знаком других присутствующих о начале коллективного намаза. Вот весь секрет поднятие руки перед началом намаза. Доказательством того, что поднятие рук перед началом намаза является всего лишь «знаком » о начале намаза, служат эти хадисы:

» (Абу Дауд). Независимо, поднимете ли свои ладони до уровня плеч или до уровня ушей, ваши действия будут правильными. Поэтому нельзя фанатически зацикливаться на положение ладоней во время открывающего такбира – хотите поднять до мочек ушей, поднимайте, хотите поднимать ладони до уровня плеч, действуйте. Только запомните , пожалуйста , навсегда, что нет ни одного хадиса о том, что во время такбира надо прикасаться большими пальцами рук своих мочек ушей, это больное воображение безграмотного человека! Среди ученых также сущуствуют разного рода споры о том, надо ли совершать поднятие рук после первого такбира или нет, т.е. перед руку‘ом, после руку‘а и после ташахуда, поднимаясь на третий рака‘ат. Но об этом ниже. Сначала о главном.

И так, как уже выяснили, намаз начинается со слов: «Аллаху Акбар », т.е. с «открывающего такбира». Среди ученых существуют много противоречий и разногласий по поводу поднятие рук при первом и последующ ем такбирах, а также по поводу , когда именно произнести такбир при первом поднятий рук перед началом намаза. До нас дошли много хадисов, на первый взгляд противоречащих и опровергающих друг друга по смыслу, т.к. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по разному поднимал свои руки во время первого такбира - иногда до уровня плеч, иногда до уровня мочек ушей, иногда до такбира, иногда во время такбира, иногда одновременно. Бухари и Муслим передали хадис от Ибн "Умара, где сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимал руки на уровень плеч, а потом возвеличивал Аллаха. Муслим передал другой хадис от Малика ибн Хувейриса, где говорится, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки после возвеличивания Аллаха. В других хадисах от Ибн "Умара говорится, что он делал это единовременно (Бухари, ан-Насаи, Абу Давуд). Вайль ибн Хаджар передал хадис: «Я видел Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он начинал намаз, то поднял обе руки до ушей. Потом (через несколько дней) я увидел сахабов, что в начале намаза они поднимают свои руки до груди, в то время на них были надеты теплые одежды и накидки » (Абу Дауд). Из прямого смысла приведенного хадиса, причиной поднятие рук сподвижниками только до груди является не Сунна, а накидки и тёплые одежды на них, которые стесняли их движение. Малик ибн Хувейрис рассказывает: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) при произнесении “Аллаху акбар” поднимал руки до уровня ушей ». А в другом хадисе сказано: «Поднял их до мочек ушей » (Муслим).

Как видите из вышеприведенных хадисов, на первый взгляд один хадис противоречит другому хадису. Но из-за этого нельзя разделяться на секты и утверждать, что только определенная секта на правильном пути, что только они правильно понимают Сунну. Наоборот, из этих противоречий как раз следует сделать закономерный вывод, что поднятие рук не является важным элементом в намазе. Все эти на первый взгляд противоречивые хадисы как раз доказывают, что на самом деле нет никаких противоречий, потому что все эти движения разрешены в намазе. Поэтому нельзя относиться фанатично и слепо следовать за каждым хадисом, как их трактует ваш малограмотный учитель. Как вам нравится, так и поступайте, не будет ошибок в ваших действиях, если одновременно начнете поднимать руки и возвеличите Аллаха или сначала поднимете руки и только потом возвеличите Аллаха. Но в то же время не забывайте, что ученые были единогласны в том, что нельзя возвеличивать Аллаха до поднятия рук. Наконец, поднимать руки следует на ваше усмотрение, либо до уровня плеч, либо до уровня кончиков ушей, чуть выше или чуть ниже, как хотите, как вам удобно, ваш намаз ни в коем случае не зависит от этих движений рук.

Я лучше всех из вас помню, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я видел, что произнося слово "Аллах превелик", он поднимал руки до уровня плеч; когда совершал поясной поклон, то упирался руками в колени, а затем сгибал спину, когда поднимал голову, то выпрямлялся, пока все позвонки не возвращались на свои места; когда совершал земной поклон, то опирался руками о землю, не расставляя их широко, но и не прижимая их к телу, и при этом кончики пальцев его ног были обращены к К » (Бухари). Таких хадисов, где указыва ю тся поднятие рук только в начале намаза, очень много.

Хочется особо акцентировать ваше внимание еще на одной фитне, когда одни ученые предлагают во время поднятие рук плотно сжимать свои пальцы, а другие растопыривать, понимая нижеприведенный хадис по своему: Сообщается, что Са"ид бин Сим"ан сказал: «(Однажды) к нам в мечеть бану зурайк зашёл Абу Хурайра и сказал: "Есть три вещи, которых не совершают люди, тогда как Посланник Аллаха всегда совершал их. Когда (Пророк) становился на молитву, он поступал так", и Абу "Амир сделал жест рукой. (Потом Абу Хурайра) сказал: «Он не растопыривал пальцы и не сжимал их (Аль-Хаким). Эти действия также никакого отношения к намазу не имеют, действуйте, как вам хочется. Только не усложняйте , пожалуйста , вашу религию и заставьте замолчать недоброжелателей - кафиров, которые зарабатывают свои очки в разногласиях между учеными и разного рода течениями в Исламе. Запомните только главное действие согласно Сунне, когда поднимаете свои руки, ладони должны быть открытыми и направлены в сторону Киблы.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом её служит такбир. Имеется в виду "такбират аль-ихрам" - произнесение слов "Аллаху акбар" (Аллах Велик) в начале молитвы молящи й ся, который поднимает руки до уровня мочек ушей, а завершением – таслим. Таслим - завершающий элемент молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова "Ас-саляму "аляй-кум уа рахмату-Ллах" (Мир вам и милость Аллаха) » (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи).

Среди ученых также сущуствуют разного рода споры о том, надо ли совершать поднятие рук после первого такбира, т.е. перед руку‘ом, после руку‘а и после ташахуда, поднимаясь на третий рака‘ат. Данный вопрос обычно называется “рафа‘ ядейн”. И это есть тот самый рафа‘ ядейн, который был позже отменен из-за ненадобности. Из-за таких ненужных вопросов, не имеющих никакого значения в намазе, мусульмане делятся на разного рода секты, враждуют друг с другом, обзывают друг друга неприятными прозвищами. Имам Бухари и имам Муслим нашли только два хадиса в защиту рафа‘ ядейн, которые соответствуют их условию, причем такие путаные, что даже не подходят для доказательства.

Я ниже приведу несколько хадисов из числа известных и достоверных в качестве доказательств своих слов. Как говорил выше, в первое время хиджры, когда было много безграмотных людей, только что принявших Ислам, очень трудно было Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) учить их правильному совершению намаза. Поэтому прежде чем начать какое-то движение, т.е. перед переходом с одного положения в намазе в другой, чтобы сзади стоящие люди были готовы к поклонению, он заранее предупреждал об этом своих сподвижников, поднимая свои ладони вверх перед каждым своим движением, как и в начале намаза. Еще раз акцентирую ваше внимание на то, что от этих поднятий рук в намазе ничего не зависит! В свете хадисов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и высказываний сахабов, привёденных ниже, даже малограмотному человеку станет ясно, что рафа‘ ядейн надо делать только во время такбира тахрима, после этого в остальном намазе нигде его делать не следует, т.к. смысла нет в этих движениях в наше время – в предупреждений о переходе в следующий рукн в намазе, когда голос имама и так слыш но через громкоговорители во всех мечетях. Это подтверждается из следующих хадисов, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижники со временем оставили рафа‘ ядейн и стали делать его только перед началом намаза:

‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) делал рафа‘ ядейн, то мы тоже его делали, а когда он перестал его делать, то мы тоже перестали » («Бидаи‘» т.1, стр. 207). Как видите из этого хадиса, со временем эти движения были отменены.

Ибн Мас"уд передает: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром и "Умаром, и они поднимали руки только в самом начале намаза » (Ибн "Ад и, аль-Бейхаки, ад-Даракутни).

‘Алькама рассказывает, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Не прочитать ли мне вам намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ? » После чего он прочитал намаз, в котором он поднял обе руки только во время первого такбира, (т.е. такбира тахрима) (ат-Тирмизи). По мнению Ахмада ибн Ханбала, Дара Кутни, ибн Катана, ибн Дакика Аль-‘ида Малики и имама Насаи, достоверность этого хадиса нельзя оспорить («Кашф ал-Му‘дилат» стр. 179). В Абу Дауд этот хадис приводится следующими словами: «Он поднял обе руки только один раз ». У имам а Насаи еще привод я тся слова Суфьяна: «Он сделал рафа‘ ядейн только один раз ». Мухаммад ибн Джабир Ямани передал этот хадис до того, как ослеп, поэтому он сохранен от всякого смешивания. В книге Дар Кутни передаётся, что Исхак ибн Аби Исраил, передав этот хадис, говорит: «Во всем намазе мы поступаем по этому хадису » (Дар Кутни, стр. 111).

Со слов Бараа ибн ‘Азиба передается: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) произносил “Аллаху акбар” для того, чтобы начать намаз, он поднимал руки, пока его большие пальцы не приближались к мочкам ушей, и после этого больше их не поднимал » (Абу Дауд, Дар Кутни). Бара ибн ‘Азиб передаёт в другом хадисе: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), как он поднял свои руки в начале намаза, затем до завершения намаза больше их не поднимал » (Абу Дауд).

Салим передаёт от своего отца ‘Абдуллы ибн ‘Умара, что тот говорил: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он начал читать намаз, то поднял свои руки до плеч, и когда хотел совершать руку‘ или выпрямиться из руку‘а, то не поднимал их (т.е. руки). И также не поднимал их между двумя сажда » («Сахих Абу ‘Авана» т.2, стр. 90). Имам Абу ‘Авана, включая Суфьяна ибн ‘Уену, упомянул всего четырёх передатчиков этого хадиса. Четвёртый передатчик из них – это учитель имама Бухари имам Хумейди. Поэтому данный хадис приводится в самом «Муснад Хумейди» из этого же источника этими же словами. В книге «Мудауванатуль Кубра» (т.1, стр. 69) передаётся: «Ибн Вахаб и ибн Касим от имама Малика, он от Шахаба Зухри, а он от Салима, а он от своего отца ‘Абдуллы ибн ‘Умара передаёт: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал свои руки до плеч, когда начинал намаз ». В этом хадисе упоминается поднимание рук только во время такбира тахрима. Во время руку‘а, после руку‘а или после ташахуда рафа‘ ядейн не упомянуто.

Бухари, Бейхаки, Хаким, Табрани и ибн Аби Шейба передали от ‘Абдуллы ибн ‘Умара и от ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не надо поднимать руки, кроме как в семи местах: в начале намаза, при “истикбали кыбла”, на ас-Сафа и аль-Марва, в Арафате и Муздалифе и при «рами джамарат » .

Асим ибн Кулайб передаёт от своего отца Кулайба, который был одним из учеников ‘Али: «Ученики ‘Али поднимали руки только при такбире тахрима, затем в намазе при других действиях не поднимали » («Муатта имам Мухаммад» стр.94, Тахави т.1, стр. 110 и «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236).

Асвад рассказывает: «Я видел ‘Умара, что он поднял руки только при первом такбире, и больше их не поднимал » (Тахави т.1, стр. 111, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 237).

Мугира рассказывает, что он рассказал хадис Вайля ибн Хаджара Ибрахиму Нах‘и, что тот видел, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал свои руки, когда начинал намаз, затем, когда совершал руку‘ и выпрямляясь из руку‘а. Услышав этот хадис, Ибрахим Нах‘и сказал: «Если Вайль ибн Хаджар один раз видел, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал это, то ‘Абдуллах ибн Мас‘уд пятьдесят раз видел, что он не делал этого » (Тахави т.1, стр. 110).

Имам Малик говорит: «Мне сообщили На‘им Аль-Маджмар и Абу Джа‘фар Аль-Кари о том, что Абу Хурайра бывал их имамом в намазе. Каждый раз, когда он вставал или садился, то произносил “Аллаху акбар”, а поднимал свои руки только при произнесении “Аллаху акбар” в начале намаза » («Муатта имам Мухаммад» стр. 90, «Китабуль Худжат» т.1, стр. 95).

Бейхаки передаёт со слов ‘Ауфи: «Абу Саид Худри и ‘Абдуллах ибн ‘Умар поднимали свои руки только во время такбира тахрима, и больше этого не повторяли » («Ауджуз Аль-Масалик» т.1, стр. 206).

Для тех людей, которые всегда любят спорить со всеми, привожу слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов » (23:1-2), где Аллах хвалит только тех верующих, которые смиренны в намазе. В другом аяте Аллах приказывает верующим быть смиренными и не делать лишних движений: «И стойте перед Аллахом смиренно » (2:238). Прочитав эти предостережения Аллаха, каждый разумный человек сразу поймёт, что рафа‘ ядейн и другие лишние движения во время намаза противоречат спокойствию в намазе и не согласуются с Кораном, поэтому все они нежелательны! Нет никакой логики в этих действиях! Еще одним доводом в пользу этого мнения являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Почему вы делаете знаки руками ?» Хадис Джабира ибн Самуры по этому поводу передали Муслим и Абу Давуд. В нем сообщается, что сподвижники, произнося слова приветствия в конце намаза, вытягивали руки в обе стороны. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил им поступать так, сказав: «Вам достаточно, положив руки на бедра, поприветствовать миром ваших братьев справа и слева ». Джабир ибн Сумра передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) подошёл к ним и спросил: «Что случилось? Я вижу, что вы поднимаете свои руки, они похожи на хвосты прыгающих коней. Проявляйте спокойствие в намазе » (Муслим).

Передают, что Абу Хумейд ас-Са"иди рассказывал: «Я лучше всех из вас помню, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я видел, что произнося слова "Аллах превелик", он поднимал руки до уровня плеч; когда совершал поясной поклон, то упирался руками в колени, а затем сгибал спину, когда поднимал голову, то выпрямлялся, пока все позвонки не возвращались на свои места; когда совершал земной поклон, то опирался руками о землю, не расставляя их широко, но и не прижимая их к телу, и при этом кончики пальцев его ног были обращены к К ибле: когда он садился после двух рак"атов, то усаживался на левую стопу и приподнимал пятку правой стопы; а когда садился после последнего рак"ата, то приподнимал пятку правой ноги, просовывал под нее левую ногу и усаживался на ягодицы » (Бухари).

Женщины поднимают раскрытые ладони только до уровня плеч и складывают руки как на груди, так и вдоль тела могут опустить во время намаза.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Истинное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что руки следует поднимать лишь для вступительного такбира и больше не поднимать их снова (в намазе) (Хаскафи/Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар аля ад-дурруль-мухтар, 1.340, изд-во «Булак»).

Такое мнение установлено из хадисов, переданных от больших сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), таких как Абдулла Масуд, Абдуллах ибн Умар и многих других (да будет доволен ими Аллах). Такого же мнения придерживаются ученые маликитского мазхаба.

Поднятие рук перед руку’. Существующие различия в сообщениях (хадисах)

Хадисы, где говорится о поднятии рук, можно разделить на три вида:

  • Во-первых, те, где ясно говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением руку’.
  • Во-вторых, есть такие хадисы, где сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира (такбиратуль-ихрам).
  • И в-третьих, есть хадисы, которые полностью описывают молитву Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не упоминают, поднимал ли он руки еще раз, кроме как для вступительного такбира, или нет.

Хадисы первой группы используют те ученые, которые придерживаются мнения о поднятии рук для совершения руку’, в то время как вторую группу хадисов используют те ученые, кто считает, что руки поднимать для руку’ не нужно. Несмотря на то, что хадисов первой группы, кажется, больше, чем вторых, это еще ничего не означает, поскольку хадисы третьей группы также можно использовать в сочетании с хадисами второй группы для доказательства, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки для совершения руку’. Причиной того, что рассказчик не счел нужным упоминать о поднятии рук, может быть факт, что это не было распространенной практикой. Трудно признать, что если бы поднятие рук было бы важным элементом молитвы, рассказчик бы не упомянул об этом. Таким образом, за счет использования хадисов третьей группы как дополнительного доказательства хадисов второй группы, хадисов в поддержку мнения о том, что руки следует поднимать лишь один раз, будет больше, чем тех, где поддерживается мнение о поднятии рук.

Для продолжения дальнейшего разговора нужно понимать, что поднятие рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть несуществующее (непроизошедшее) действие, а люди обычно не упоминают о непроизошедших действиях в своих разговорах. К примеру, если некто возвращался домой из мечети и случайно упал, человек, который будет рассказывать об этом событии, наверняка скажет: «Такой-то упал», поскольку его падение было существующим событием (тем, что на самом деле происходило). Если же тот самый человек пришел домой без всяких происшествий, то никто не будет отмечать это, говоря: «такой-то не упал», так как это несуществующее (непроизошедшее действие), одно из сотен таких действий, которые также не произошли.

Этот пример можно использовать для нашего разговора - почему пока Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки, рассказчики не сообщали об этом. Если бы это (поднятие рук) было бы обычной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а не тем, что он делал лишь время от времени, рассказчики, конечно, сказали бы об этом. Здесь также можно привести в пример человека, который принимает пищу в строго определенное время. Если в какой-то день он не поест в обычное время, кто-то заметит, что он не поел, поскольку принимать пищу в определенное время есть существующее действие для него, которое в какой-то момент не произошло. Никто бы стал упоминать, что он не принял пищу в другое время, поскольку для данного человека принимать пищу в другое время будет несуществующим действием, которое люди не упоминают обычно.

То же самое происходит и с хадисами третьей группы, где не говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) - они также могут использоваться в качестве доказательств для точки зрения ханафитов. Это (принятие данных хадисов) значительно увеличило бы число хадисов в пользу мнения ханафитов, и эти хадисы превзошли бы численностью хадисы первой категории.

Хадисы, где говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для совершения руку’

Первая группа обычно представлена доказательствами от Ибн Умара и Малика аль-Хувайриса (да будет доволен ими Аллах) в качестве основного источника доказательств. Оба эти сахаба сообщают о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением поясного поклона (руку’). Однако оба эти сподвижника также сообщили о поднятии рук во всех упомянутых выше семи случаях. В первую группу (хадисов) принимаются рассказы этих двух сподвижников, которые сообщают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир и когда совершал руку’, и отвергали другие сообщения.

Теперь мы подошли к вопросу о сообщениях Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), которые традиционно используются теми, кто придерживается мнения о неоднократном поднятии рук в намазе. Хорошо известно, что имам Малик (рахматуллахи алейх) знал много сообщений от Абдуллы ибн Умара. Известна его знаменитая цепочка передатчиков, которая проходит через Нафи к Абдулле ибн Умару (да будет доволен ими Аллах), которую обычно называют золотой цепью (сильсилят аз-захаба). Однако в этом вопросе (поднятия рук) имам Малик не основывался на данных сообщениях, а принимал сообщения от Ибн Масуда и отдавал предпочтение практике (таамуль) людей Медины, которые поднимали руки лишь для вступительного такбира.

И второй момент. Ибн Аби Шейба и имам Тахави передают другой хадис от Ибн Умара через Муджахида, в котором нет никакого упоминания о поднятии рук (кроме как для вступительного такбира). Если бы это было постоянной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то почему она не упоминается в этом сообщении?

Кроме того, хотя существует много хадисов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о поднятии рук, в них находят множество несоответствий. Такая путаница в сообщениях рассказчика не позволяет принимать его сообщения, особенно при наличии других сообщений, которые являются более точными и последовательными. Например, в одном из таких сообщений (от Ибн Умара), о котором упоминает имам Тахави в «Мушкиль аль-Асар», передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки при каждом движении молитвы, в то время как в других его хадисах об этом не упоминается.

Хадисы, где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки

Сейчас мы приведем сообщения от разных сподвижников, в том числе и от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки лишь для вступительного такбира.

1. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Разве я не показывал тебе, как совершал намаз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он, когда совершал намаз, не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира» (Сунан ат-Тирмизи, 1:59, Сунан ан-Насаи, 1:161, Сунан Абу Дауд, 1:116).

Имам Тирмизи классифицирует этот хадис как хороший (хасан). Алляма Ибн Хазм говорит, что этот хадис сахих (аль-Мухалля, 4:88), и алляма Ахмад Мухаммад Шакир, опровергая критику некоторых ученых в адрес этого хадиса в своем комментарии к Сунану ат-Тирмизи, пишет:

«Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хазм и другие ученые по хадису, и все утверждения о том, что он содержит дефекты, признаны неправильными».

Исходя из вышеприведенных хадисов, можно легко сделать вывод, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки регулярно во время молитвы. Ибн Масуд, Али и другие сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не передавали бы такие сообщения, если бы они наблюдали, что Посланник Аллаха и праведные халифы регулярно поднимали руки. Также можно отметить, что все сообщения Ибн Масуда последовательны в том, что в них сообщается о поднятии рук в начале молитвы, и больше ни в каком другом случае.

Наконец Урва ибн Мурра (рахматуллахи алейх) сказал:

«Когда я вошел в мечеть Хадрамаута (Йемен), я услышал, что Алькама ибн Вайль передает от своего отца, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки до и после совершения руку’. Я сообщил об этом Ибрагиму ан-Нака (рахматуллахи алейх), который гневно возразил: «Разве Вайль ибн Худжр единственный, кто видел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Разве Ибн Масуд и другие сподвижники не видели его?» (Муватта имама Мухаммада, 92).

Скажите, пожалуйста, нужно ли по шафиитскому мазхабу поднимать руки в начале 3-го ракяата так же, как и в начале молитвы?

При ответе на ваш вопрос был использован один из основополагающих трудов по фикху в шафиитском мазхабе - книга «Мугни аль-мухтадж иля ма‘рифати ма‘ани алфаз аль-минхадж». Там упоминается только поднятие рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него . В книге «Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух», которая является одной из самых крупных современных энциклопедий по фикху, где содержатся мнения богословов четырех мазхабов с аргументацией, при подробном описании 36 желательных действий (сунн) в молитве-намазе в шафиитском мазхабе, наряду с упоминанием о поднятии рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него (пункт № 1), есть упоминание и о поднятии рук, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда (пункт № 23). В сноске, поясняющей этот пункт, не дается богословского источника шафиитского мазхаба, а оговаривается, что об этом есть упоминание в хадисах . Если ставить вопрос о том, есть ли вообще в Сунне упоминание о поднятии рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда, то оно в Сунне есть. Для ознакомления обращаюсь к книге «Нейль аль-автар» известного богослова прошлого аш-Шавкяни . В ней собраны практически все хадисы, содержащие в себе канонические положения (ахкям). При этом оговариваются подробности по достоверности-недостоверности каждого хадиса на основе мнений авторитетных хадисоведов и заключения канонического порядка, которые были сделаны факихами-богословами прошлого. Из нее мы видим, что среди трех положений поднятия рук в молитве наиболее часто упоминаемым в Сунне и, по мнению богословов, однозначно нужным является поднятие рук с такбиром в начале молитвы-намаза . «Когда пророк Мухаммад вставал на молитву, он протяжно поднимал руки» (хадис от Абу Хурайры; в пяти сводах хадисов, кроме ан-Насаи). Приведу некоторые высказывания ученых по данному хадису:

- аш-Шавкяни: «Нет никакого упоминания относительно его хотя бы частичной недостоверности»;

- ан-Навави: «Нет разногласий между богословами относительно поднятия рук в начале молитвы»;

- аш-Шафи‘и: «Наверное, нет больше положения, которое было бы передано столь значительным количеством сподвижников Пророка»;

- аль-Бухари: «Девятнадцать сподвижников Пророка передали информацию об этом (о поднятии рук в начале молитвы)»;

- аль-Байхакы говорил об около тридцати передавших это сподвижниках пророка Мухаммада;

- аль-Хаким: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является бесспорной сунной Пророка. Среди свидетельствовавших есть десять человек, которым уже при жизни Пророком была обещана райская обитель в вечности»;

- аль-‘Иракы: «Около пятидесяти сподвижников Пророка говорили о необходимости поднятия рук в начале молитвы, среди них и десять тех, которым была обещана еще при жизни райская обитель в вечности». После перечисления всех упомянутых цитат и многого другого, подтверждающего достоверность данной сунны, имам аш-Шавкяни заключает: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является одним из тех положений, относительно которых иджтихад недопустим». На втором месте идет «поднятие рук перед поясным поклоном и после него». Данное положение не имеет столь высокой и непоколебимой достоверности, как «поднятие рук в начале молитвы». Именно поэтому такие богословы, как аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, говорили о желательности этого, а, например, Абу Ханифа говорил, что руки нужно поднимать только в начале молитвы. Что касается «поднятия рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда» (о чем говорил имам аш-Шафи‘и), то желательность этого не столь категорична. Ан-Навави, например, отмечал, что наиболее известным мнением имама Малика было мнение о желательности совершения этого. По всем вышеупомянутым положениям есть хадисы, но степень категоричности повествований и их достоверность различны. Мнение о том, что желательно поднимать руки, вставая с первого ташаххуда на третий ракяат, в шафиитском мазхабе есть, но оно не столь важно, как поднятие рук до и после поясного поклона .

В любом случае это относится к дополнительному (мустахаб). Сунной муаккядой (обязательной сунной), по мнению всех богословов, однозначно не является.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 62, 63.

См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 247–352.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 743.

Умер в 1255 г. по хиджре.

По мнению богословов-ханафитов, мужчины поднимают руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины - на уровень плеч, и произносят такбир: «Аллаху Акбар» («Бог превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам - сомкнуть. Богословы-шафииты считают, что и мужчины и женщины поднимают руки на уровень плеч и такбир произносится одновременно с поднятием рук. Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».

Ибн ‘Абдуль-Барр прокомментировал это как «поднятие рук выше ушей», то есть на уровень ушей.

То есть данное положение столь достоверно, что сомневаться в необходимости его или трактовать как-то по-иному невозможно и недопустимо.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 2. С. 181–189, хадисы № 666–672; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–352.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации