Инструкция
Все занятия связаны с особенностями его развития в этот период, и направлены на стимулирование развития первых навыков. По истечение месяца он должен научиться фокусировать взгляд на предмете или лице близкого, поворачивать головку на звуки и голоса, разглядывать лица окружающих. В малыш делает попытки держать головку прямо. Главный признак окончания периода новорожденности - комплекс оживления. Это радостная реакция малыша при виде взрослого и первая улыбка крохи. Все игры с направлены на стимулирование развития этих первых навыков.
Основной способ достижения всех этих целей - общение с малышом. Ежедневно, во время смены подгузника, купания, бодрствования малыша мама должна общаться с ним. Мягким и спокойным тоном разговаривать, объяснять ему, что она делает. Можно напевать песенки, рассказывать потешки. Новорожденный должен научиться узнавать лица и голоса родных. Для этого чаще подходите к крохе и разговаривайте с ним. Он не понимает слов, но хорошо понимает интонацию.
Малыш должен научиться реагировать на звуки и голоса. Встаньте у кроватки так, чтобы он не видел вас и тихо позовите кроху. Посмотрите за его реакцией. Позовите его еще несколько раз. Постепенно он станет поворачивать свою головку в поисках мамы. Можно также использовать колокольчик, погремушку, пищалку. В конце игры обязательно покажите малышу предмет, который издавал звуки. Пусть кроха разглядит его.
Малыш должен научиться фокусировать взгляд на предметах. Для этого можно использовать погремушку или пальчиковый кукольный театр. Показывайте малышу погремушку, выставляя ее перед его лицом, пока он не обратит на нее внимание. При этом можно напевать песенки или знакомить малыша с этой игрушкой. Когда он научиться фокусировать взгляд, попытайтесь слегка отвести погремушку в сторону, чтобы малыш учился следить взглядом за предметом. Пальчиковый кукольный театр тоже может быть интересен . Оденьте кукол на пальцы и проиграйте небольшой сюжет из сказки или расскажите потешку. Например:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(с каждой строчкой загибайте по одному пальцу в кулак)
Для малыша в этот период очень важны прикосновения. Тактильные ощущения - это часть его языка в этом возрасте. Мама может делать легкие поглаживающие движения. Полезно делать пальчиковую гимнастику - разминать и поглаживать пальчики ручек и ножек.
Можно использовать прибаутки и потешки.
Стенка, стенка (мама поглаживает щечки),
Потолок (поглаживает головку),
Две ступеньки (губки) и звонок (стучит по носику)
Дзынь, дзынь, дзынь.
Двигая ножками малыша (словно он идет), мама приговаривает:
"Большие ножки шли по дорожке" и, ускоряя ход: "Маленькие ножки бежали по дорожке".
Раскрывая кулачек, мама произносит:
Кулачек - ладошка,
На ладошку села кошка (поглаживает),
Полежала, полежала,
И под мышку убежала.
Если перестать разговаривать с ребенком, молча и бездушно выполняя «обязанности по воспитанию»,
Если стараться побыстрее положить его в кроватку, чтобы «не приучить к рукам»,
Если игнорировать плачь малыша и с первых дней заниматься сомнительной дрессурой, ребенком неизбежно овладеет синдром тяжелей физической и психической отсталости, а именно – госпитализм.
Малыш заболевает, если ему не хватает общения с родителями: физического и эмоционального контакта. В результате начинается замедляться развитие (в особенности умение ходить), ребенок плохо прибавляет в весе и мало растет. Тормозится развитие также и нервной высшей деятельности мозга. Зайдите в любой Дом малютки, где на попечении государства живут детки с рождения до трех лет (потом их переселяют в детские дома). Новорожденные лежат по боксам, с ними, конечно, общаются медсестры: но детей много, а женщин мало, всех на руках не поносишь. Впоследствии, прекрасная игровая, занятия, замечательные санитарно-гигиенические условия и полноценное питание, - все это все равно не компенсирует бедность детей на эмоции, речь и мышление воспитанников более ограниченны, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Все чаще госпитализм фиксируют и в неблагополучных семьях, где мамины объятия и улыбка являются дефицитом.
Так что, не думайте, что ваши разговоры с малышом ему не нужны, мол, он все равно ничего не понимает. Играя с ребенком, вы насыщаете его головку знаниями о мире, в который он пришел. Игра – это практика развития и большая школа жизни для малышей. Это правило, о котором уже давным-давно писал мой любимый американский педагог, детский психолог Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», цитрую: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра - то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере – плодотворны. Ошибочно думать будто игра - это только способ занять детей, чтобы он не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе и полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».
Игрушка не должна разваливаться спустя день-два игр, она должны быть прочной.
Если детскую комнату психологи рекомендуют оформлять в пастельных тонах, то игрушки, наоборот, должны, как говорится, «цеплять» взгляд. Хорошо, если первые игрушки вашего малыша будут основных (не смешанных) цветов: синий, желтый, красный, зеленый. Так устроен орган зрения ребенка, что именно их он первыми начинает различать.
Мобиль над головой, другие подвески, погремушка в руке: не стоит усердствовать в презентации сразу всех игрушек. Малыш от этого только перевозбудится, пользы от такого развлечения будет немного, а даже наоборот. Показываем две-три игрушки, новые демонстрируем только через четыре-пять дней. Малышу они уже неинтересны. Спустя опять же пять дней снова можно вытащить из сундука погремушки, показанные первыми. Они будут восприняты на «ура», как новые. Это правило, кстати, действует и для намного более старших детей. Не обязательно постоянно покупать игрушки, чтобы было, чем занять ребенка, достаточно разделить игрушки на две части и прятать на время с глаз долой, чтобы они вновь стали милыми сердцу малыша.
Немного отвлеклась, да ладно. Итак, для чего служат игрушки ребенку до первого дня рождения? Во-первых, малыш с их помощью развивает зрение, слух и получает тактильные ощущения. Во-вторых, благодаря игрушкам ребенок оттачивает движения рук и ног, развивает координацию. В-третьих, познает, что такое форма, цвет, размер. Конечно, у малыша при виде мяча, не будет проноситься в голове: «круглый», нет, но если ребенку мимолетно сообщать эти дополнительные сведения обо всех предметах, которые есть в доме, на улице и т.д., то к годику вы будете отличать квадратный кубик от круглого мячика.
Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает:
«Потягунюшки,
Потягунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходюнюшки,
А в ручки = хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!»
Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху:
«Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать:
В светлом теремочке
«Выросла (имя девочки)
Люди ее любят,
Все ее голубят».
Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.
Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.
И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это».
Таз с водой и игрушками. Развлечь ребенка с его помощью - это способ номер один по популярности у родителей деток, которые уже умеют самостоятельно сидеть. Технология проста: в таз набирается вода на 1-2 см, запускаются игрушки, и аквапарк готов! Если размеры тазика позволяют, можно посадить в него ребенка - и свободы вашим рукам будет обеспечено в два раза больше.
Полиэтиленовый пакет. Если дать ребенку пакет с игрушками - из всех игрушек ребенок выберет именно пакет! Это аксиома, которую знают почти все родители малышей. Пока ребенок увлеченно шуршит, у вас есть минут 15 свободного времени на домашние дела.
*Важно помнить, что грудного ребенка не рекомендуется оставлять без присмотра с полиэтиленовым пакетом в руках, он может обмотать им голову или шею.
Крупные макароны. Оригинальным применением продукта поделилась одна мама на форуме, остальные опробовали - и поддержали! Изделие мукомольной промышленности завладеет вниманием вашего малыша минут на 15-20, все зависит от сложности форм макарон и цвета. Кроха будет увлеченно перебирать и пробовать на вкус новые удивительные предметы, главное правило - макароны должны быть достаточно крупные, чтобы малыш не смог их проглотить!
Фен или пылесос - это, скорее, не для развлечения, а для убаюкивания деток помладше. Монотонное гудение навеет сон на малыша лучше любой колыбельной, главное не включать прибор резко возле ребенка, а плавно заносить из другой комнаты, чтобы не испугать.
Кастрюли, шумовки и венчики - это просто суперигрушки для вашего чада. Кастрюлями можно греметь, их можно переворачивать и класть в них все что угодно. Кухонные тренировки любят почти все дети, которые уже научились сидеть, а маме это даст 15-20 минут свободы.
Прыгунки - это, пожалуй, самое долгоиграющее развлечение. Посадил ребенка в прыгунки - и 20-30 минут детского счастья и радости от победы над гравитацией обеспечено, особенно если слегка покачивать, проходя мимо. Главное не переборщить - врачи не рекомендуют находиться в них более одного часа в день.
Мамин сотовый телефон или планшет - эти средства на совсем короткое время, они подходят для отвлечения ребенка здесь и сейчас. Все-таки не стоит оставлять малыша надолго с гаджетами.
Кот, добровольно приносящий себя в жертву. Если в вашей семье есть животное, которое лояльно относится к посягательствам на свою драгоценную персону со стороны младенчика - вам повезло. Дружеское общение с животным и ползунки-догонялки способны разгрузить вас минут на пять, но тут главное - смотреть, чтобы коту не были нанесены тяжкие телесные повреждения. Этот способ не подходит родителям, глубоко убежденным в невозможности существования грудничка и животного в одном пространстве.
Еда - сушка, печенька или фрукт-овощ. Деток, которые уже начали получать прикорм, можно развлечь едой - пищевой интерес захватит ваше чадо минут на 10. В ход идет все что можно - гладкие сушки и печенье для детей, фрукт или овощ, которые желательно первое время давать в ниблере, пока малыш не умеет глотать большие кусочки.
Папа - это тяжелая артиллерия, которая способна развлекать малыша довольно долго. При хорошем настроении папа как средство развлечения дает свободу маме до следующего кормления, а также чудесную возможность сделать маникюр, сходить на массаж или просто полежать в ванной.
Какой бы способ вы ни выбрали - никогда не пренебрегайте безопасностью, ваш ребенок всегда должен находиться у вас на виду. Малыши все делают очень быстро, особенно это касается попадания в неприятности.
Первые несколько месяцев, когда малыш только кушал и спал, прошли. Ребенок начинает рассматривать мир, требовать внимания к себе просто так, а не потому, что он голоден или болен. Многие родители в такие моменты начинают качать малыша, надеясь, что он успокоится и уснет.
Пока ребенок спит, мама может заняться своими делами: приготовить ужин, убрать дом, погладить пеленки. Однако стоит задуматься над тем, что малышу нужно уже не только грудное молоко, его начинает интересовать окружающий мир. Наступает прекрасное время для того, чтобы познакомить свое чадо с самим собой, своими ощущениями.
Большое количество информации малыш получает через прикосновения. Мама может, мягко проводя руками по ножкам, спинке, животику и головке ребенка, познакомить его с собственными частями тела, ощущениями, которые малыш испытывает при тактильном контакте. Руки у мамы при этом должны быть теплыми и мягкими, чтобы у маленького остались только приятные впечатления от игры.
Трогая малыша, можно двигать его ручками и ножками в такт пестушек и потешек. Из всего многообразия детского фольклора стоит выбрать несколько произведений, чтобы ребенок привык к ним и со временем запомнил. Сначала малыш будет просто внимательно слушать и следить за тем, как мама сгибает его ручки и стучит по пяточкам, потом будет сам поднимать ладошки к головке в нужный момент, и, наконец, настанет время, когда он будет пытаться повторить отдельные слова потешки.
Несмотря на несомненную пользу занятий с ребенком, матери не стоит этим злоупотреблять. Иногда малыша нужно предоставлять самому себе. Красивые игрушки, подвешенные к кроватке или к музыкальному мобилю, привлекут внимание малыша: на первых порах он будет за ними просто наблюдать, затем будет пытаться достать ручками. Такой отдых важен не только для матери, он необходим для дитя, поскольку приучает его к самостоятельности.
Ползающего грудничка можно заинтересовать многими предметами, но нужно помнить о его безопасности. Резиновые и пластмассовые игрушки ему уже не интересны и хочется чего-нибудь новенького: бабушкину поварешку, папино портмоне или очки, мамин сотовый телефон и т.д. Малыш исследует мир существующих материалов, пробует, каковы они на ощупь и на вкус, поэтому в поле его видимости должны попадать только чистые предметы, не имеющие свойства распадаться на мелкие детали, которые можно проглотить. Отданный грудничку клубок шерсти займет кроху на несколько минут и будет естественно обслюнявлен, журнал с картинками может быть интересен сразу в нескольких аспектах: во-первых, яркостью картинок, во-вторых, наличием множества листочков, которые можно трогать и рвать, и, наконец, в-третьих, звуком рвущейся бумаги — это часто доставляет самые приятные ощущения малышам.
Уже с первых дней жизни ребенок должен ощущать заботу и внимание родителей. Если в первые месяцы устанавливается эмоционально-личностный контакт с малышом, то, начиная с третьего месяца нужно вводить в общение простейшие развивающие игры, которые помогут ему познать окружающий мир, выработать правильную реакцию на различные явления и поведение окружающих.
Предлагаем несколько игровых занятий для детей от 3-х месяцев до года, которые доставят удовольствие не только малышам, но и взрослым.
Это одна из самых популярных игр в мире. Ее смысл заключается в том, что вы прячетесь за преграду или просто закрываете лицо ладонями, газетой, подушкой или другим предметом. Через несколько мгновений показываетесь со словами «ку-ку».
Первое время малыш не будет осознавать ваше присутствие, но к 8-10 месяцам он начнет предпринимать попытки поиска (отодвигать руки или предмет, за которым вы спрятались). Игра обучает малыша адекватно реагировать на отсутствие взрослых, развивает чувство юмора.
В зависимости от возраста ваш малыш произносит разнообразные звуки. Начиная со 2-3 месяца это гуление, т.е. протяжное произношение гласных звуков. После 6-ти месяцев жизни ребенок начинает произносить первые слоги. Чтобы продемонстрировать свою заинтересованность маленьким миром малыша, повторяйте за ним его лепетание.
То же касается мимики и движений ребенка. Если он улыбается, удивляется или машет ручками, копируйте все его эмоции и жесты. По мере взросления уже сам ребенок начнет вторить вашим словам и движениям.
Под веселую, но негромкую музыку совершайте танцевальные движения в поле зрения малыша. Можно вовлечь в танец и его самого, подкидывая над головой, кружа в воздухе или совершая плавные махи ручками и ножками ребенка, если он лежит. Ребенок получит огромное удовольствие от такого общения. Перед сном можно совершить спокойный танец под медленную музыку, чтобы быстрее убаюкать карапуза.
Эту игру-вопрос очень любят малыши. В ласковой форме задавайте вопросы: «Где наш носик?», «Где наш ротик?» и т.д., а затем дотрагивайтесь к этой части тела. Аналогично можно исследовать различные предметы: книжку, мяч, чашку. Когда малыш немного повзрослеет, он сам будет тянуться в нужную сторону.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Данная игра пополняет словарный запас ребенка, развивает память и координацию движений, знакомит его с окружающими предметами.
Подобные игры на коленях можно начинать с 8-9 месяцев. Они являются плодом народного творчества, поэтому прибаутки бывают самые разнообразные. Например, «По кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам и в ямку бух, провалился петух!». Одновременно посадите малыша себе на коленки и легонько подкидывайте его, изображая езду. При словах «В ямку бух» слегка разведите колени в стороны, чтобы ребенок немного провалился.
Такая веселая разминка развивает чувство ритма, координацию движений, слуховую память и служит проверкой внимания вашего малыша.
В игровой форме можно познакомить свое чадо с ежедневно окружающими его предметами. При этом важно, чтобы ребенок не только запомнил их названия, но и понял физические свойства, научился воспринимать предметы различной структуры на ощупь.
Для этого давайте ребенку потрогать разнообразные предметы, одновременно характеризуя их физические признаки. Например, зеркало гладкое, а ковер шершавый, диван мягкий, а шкаф твердый, вода – мокрая и т.д. Такое занятие расширит кругозор малыша, улучшит память.
У каждого ребенка в арсенале игрушек найдется пирамидка. Она может отличаться внешне, иметь разное количество и размер деталей, но функции остаются неизменными. Детали можно складывать, подбирая по размеру, или поочередно снимать со стержня-основы. Подобными функциями обладают игрушки типа «Матрешка», части которых укладываются друг в друга.
Такие игрушки можно покупать ребенку, начиная с 10-11 месяцев. Они развивают логическое мышление, тренируют зрительную память и мелкую моторику рук. Первое время вам придется помогать малышу прежде, чем он научится самостоятельно выполнять задачу.
Читаем также: