Зимин николай петрович биография. Зимин николай петрович

Биография

Зимин также разработал проекты водопроводов в Царицыне , Самаре , Рыбинске , Тобольске , Тамбове и Шуе . Представлял свой проект нижегородского водопровода на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде . В 1905 году строительство водопровода по проекту Зимина началось и в Перми .

Зимин также создал конструкцию самого распространенного пожарного гидранта ПГ-5 или же как его называют подземный пожарный гидрант московского типа, данные гидранты до сих пор применяются практически во всех городах РФ .

В 1909 году в возрасте 60 лет Николай Петровия Зимин скончался.

Литература

  • Материалы для решения вопроса об устройстве новых водопроводов в Москве / [Соч.] Инж.-мех. Имп. Моск. техн. уч-ща Николая Зимина, зав. загород. частями Моск. водопроводов G 79/134 G 59/107 Москва: тип. А. Клейн, 1877
  • Мытищенские изыскания 1877 г. перед судом горного инж. г. Бабина / [Соч.] Н.П Зимина Москва: тип. А. Клейн, 1878
  • Конструктор: Руководство к проектированию машин для инженер-механиков, строителей, фабрикантов и техн. и реальных училищ / Проф. Рело, дир. Королев. Пром. акад. в Берлине; С 3 тщательно обраб. и доп. изд. пер. и изд., под ред. проф. Техн. уч-ща, инж.-мех. Е. Зотиков, П. Тетерев и Н. Зимин, чл. Политехн., сост. при Моск. техн. уч-ще о-ва Москва, 1881
  • О предварительных проектах водоснабжения г. Тамбова / [Соч.] Инж. Н. Зимина [Москва] : тип. А. Клейн,
  • Записка о составлении проекта на устройство нового водоснабжения г. Москвы / [Соч.] Зав. Моск. водопроводами инж. Н. Зимина Москва: тип. А. Клейн, 1882
  • Вынужденное разъяснение на статью «Водопроводное хозяйство Москвы», председателя Комиссии по водоснабжению Москвы инженер-технолога Ф. Попова, помещенную в № 184 и 185 «Московских ведомостей» 1883 г. / [Соч.] Инж. Н. Зимина, зав. Моск. водопроводами Москва: тип. А. Клейн, 1883
  • Снабжение города Москвы водою и охрана его от пожаров: Предвар. проект инж. Н. Зимина, зав. моск. водопроводами Москва: Гор. тип., 1883
  • Охрана от пожаров фабрик, заводов и других больших зданий: Новый способ устройства противопожар. водопроводов при больших зданиях / [Соч.] Инж. Н. Зимина, зав. Моск. водопроводами Москва: тип. А. Клейн, 1883
  • Предварительный проект преобразования московского водопровода: (Два варианта) / [Соч.] Инж. Н. Зимина, зав. моск. водопроводами Москва: Моск. гор. тип., 1883

Первый городской водопровод в Москве был пущен лишь в 1805 г., в других городах водопроводы были введены в действие позднее: в Калуге в 1807 г., в Нижнем Новгороде в 1848 г., в Петербурге в 1861 г. Однако, длительное время городские водопроводы не могли существенно влиять на борьбу с пожарами, так как не было возможности использовать воду непосредственно из городской сети. Решение этой проблемы в 80-х годах XIX века предложил русский инженер и общественный деятель Н.П. Зимин.


Никола́й Петро́вич Зи́мин (1849, Кириллов, Новгородская губерния — 1909) — русский инженер-механик, общественный деятель. Создатель первой в России системы противопожарного водоснабжения, первого пожарного гидранта и стендера. Разработчик проекта Мытищинского водопровода, Рублёвской водопроводной станции, инициатор соединения Мытищинского и Москворецкого водопроводов в 1907 году.

Николай Петрович Зимин, закончив в 1873 г. Императорское Московское техническое училище с золотой медалью, получил звание инженера-механика.

В 1875 году Зимин в качестве младшего техника устраивается на работу в Московский водопровод. Через некоторое время получает повышение, в связи с которым он теперь заведует всеми скважинами и насосными станциями. Чуть позже становится и главным инженером.

Деятельность Зимина была весьма многообразной. Он не только усовершенствовал водоснабжение Москвы, но и двинул далеко вперед водопроводное дело всей России, участвуя в составлении проектов и строительстве водопроводов во многих русских городах. Н П. Зимин известен не только как инженер-водопроводчик, но и как инициатор и пропагандист использования городских и промышленных водопроводов для тушения пожаров. Этому делу он посвятил более двадцати пяти лет жизни. С присущей ему энергией Зимин писал доклады для съездов пожарных, страховых и водопроводных деятелей, выпускал брошюры, в которых доказывал необходимость сближения водопроводного, пожарного и страхового дела. Особое внимание он уделил устройству противопожарных водопроводов. Он рекомендовал, рассчитывая сети труб, прибавлять известное количество воды на случай тушения пожара.

В 1882 году под его руководством строится Преображенский водопровод водопровод длиной в три версты с 25 пожарными кранами.. В этом же году он получил от патентного ведомства приоритет на изобретение, заключавшееся в объединении в одной конструкции функций наружной пожарной лестницы и противопожарного водопровода, оснащённого выпускными клапанами на уровнях соответствующих этажей здания.

В 1883 г. Николай Петрович представил в Московскую городскую управу "Проект снабжения города Москвы водою и охраны его от пожаров", в котором разработал условия тушения пожара без помощи пожарных труб. Согласно проекту, из восьми рядом расположенных пожарных кранов представлялось возможным получать по 50 ведер воды в минуту в виде свободных струй высотой не менее 12 сажен (25,5 м). Городская сеть труб была разбита на шесть частей с самостоятельными насосными станциями для увеличения напора воды во время тушения пожара. Через три года он же создал водопровод с 15 пожарными кранами для охраны временных торговых рядов на Красной площади, а несколько позднее - противопожарный водопровод для университетских клиник на Девичьем поле.

В 1884 году русским инженерам Шухову, Кнорре и Лембке было поручено произвести новые изыскания в бассейне Яузы, куда входят Мытищинские ключи, и составить проект устройства нового, расширенного Мытищинского водопровода. Такие исследования, проведенные в 1887-1888 годах, подтвердили, что из Мытищинских источников можно взять 1,5 млн. ведер в сутки.
В 1884—1893 годах Николай Петрович проектирует и строит новый Мытищинский водопровод. При этом он сталкивается с некоторыми проблемами при принятии проекта городской думой. Из своих расчетов Зимин предлагает подавать 43 тысячи кубометров воды в сутки, но купцы и промышленники из городской думы ему не поверили и пригласили иностранных инженеров. Один из них, саксонец Генох, заключил, что подавать можно до 110 тысяч кубометров воды в сутки, и другой, немецкий инженер Зальбах, в своих расчетах пришел к такому же выводу. Зимин продолжал настаивать на своей точке зрения, и тогда к проекту подключили Русское техническое общество. Комиссия этого общества подтвердила ошибочность заключений иностранных инженеров, решено было расширить водопровод на эту мощность, не прибегая к концессионерам, но и рассчитала всего 18 тысяч кубометров воды в сутки. Но производительность Мытищинских источников, как мы можем судить сейчас, наиболее верно была рассчитана именно Зиминым, кроме того, это их предельная производительность.
Строителями были назначены русские инженеры Н. П. Зимин, К. Г. Дункер и А. П. Забаев, руководил постройкой городской голова Н. А. Алексеев, а общий надзор за строительством водопровода был возложен на специальную правительственную комиссию во главе с крупным инженером И. И. Рербергом.
Решено было расширить водопровод на эту мощность, не прибегая к концессионерам. Строителями были назначены русские инженеры Н. П. Зимин, К. Г. Дункер и А. П. Забаев, руководил постройкой городской голова Н. А. Алексеев, а общий надзор за строительством водопровода был возложен на специальную правительственную комиссию во главе с крупным инженером И. И. Рербергом.
В 1892 году новый водопровод вступил в строй. Вместо Сухаревой были построены водонапорные башни у Крестовской заставы. Вода в них поступала из Алексеевской промежуточной станции, из башен — непосредственно в городскую сеть и самотеком распределялась по городу. Новый Мытищинский водопровод в Москве с сетью труб протяженностью 108 верст (110 км) был оборудован пожарными кранами по всей сети через каждые 50 сажен. Противопожарное водоснабжение столицы с того времени значительно улучшилось. Стало возможным тушить пожары струями воды непосредственно от водопровода.

Кроме инженерных проектов Зимин активно противостоял городской думе в вопросе управления водопроводом. Городская дума собиралась отдать управление водопроводом немцам, но Зимин настаивал, что иностранцы здесь будут зарабатывать деньги, но не работать на качество. В итоге прислушались к его точке зрения.

Оригинальность водопроводов системы Зимина заключалась в использовании специальных вентилей (клапанов), посредством которых при повышении давления в сети автоматически отключалось хозяйственное водопотребление и весь дебит воды можно было использовать для борьбы с огнем. Подсоединенный к пожарному крану водопровода рукав мог обеспечить подачу до 300 ведер воды в минуту. Так, например, в Самаре за период 1877-1886 гг., когда вода доставлялась бочками, каждый пожар приносил ущерб в сумме 4 тыс. 105 руб. При введении в 1886 году в городе системы Зимина в течение шести лет эксплуатации такого водопровода ущерб от одного пожара в среднем составлял 1 тыс. 827 руб.
В 1895 году Николай Петрович сообщил властям, что рост города влечет за собой дефицит воды, поэтому, на его взгляд, единственным выходом из назревающей проблемы будет строительство нового водопровода на реке Москва. В этом же году было выделено 115 тысяч рублей на изучение лучших водопроводов в Европе и Америке. В командировку за границу отправился и Зимин.

Зимин определил необходимые размеры водопроводных труб, разработал типы задвижек, пожарных кранов, колодцев. Ему же принадлежит изобретение пожарного гидранта. Он провел обширные исследования по изучению потерь напора в трубах, пожарных рукавах, в свободных струях. Принимал участи в проведении Н.Е. Жуковским опытов на московском водопроводе по изучению гидравлического удара - явления, которое «отец русской авиации» установил и вычислил в 1898 году. Николай Петрович наметил мероприятия по обеспечению исправности противопожарного водопровода. Разработанные Зиминым специальные вентили при повышении давления в водопроводной сети позволяли отключать хозяйственное потребление воды и весь ее объем использовать для тушения пожара.
Зимин получил привилегии на противопожарную тему водоснабжения во Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, России, США. Изобретение заключалось в установке на сети противопожарного водоснабжения устройства, обеспечивающего поступление воды к пожарным гидрантам кранам под повышенным давлением, достаточным для успешного тушения пожара. По его предложению на противопожарном водопроводе, проложенном вдоль улиц, через каждые 40-60 саженей были смонтированы (на пожарных подставках) подземные пожарные гидранты. Эти гидранты впоследствии были стандартизованы (ГОСТ 8220) и с небольшими конструктивными изменениями (исключён разгрузочный клапан) до сих пор выпускаются отечественной промышленностью- гидрант ПГ-5 или же как его называют подземный пожарный гидрант московского типа.

Именно Зимин в 1898 году настоял на строительстве водозаборного сооружения и насосной станции первого подъема на берегу Москва-реки. В 1900—1901 годах под руководством Николая Петровича был окончательно разработан проект Москворецкого водопровода. 26 декабря 1901 года была произведена тестовая подача воды с Рублевской водокачки в Воробьевский резервуар. В 1902 году все основные сооружения водопровода были уже готовы. И тут из-за разногласий с городским управлением в области технического оснащения фильтров Зимин подал в отставку. Он в одиночку пытался убедить остальных в эффективности американских фильтров, но другие специалисты, поддерживаемые городской думой, настояли на английском варианте (уже в 1904 году во время половодья английские фильтры оказались непригодными)
Зимин также разработал проекты водопроводов в Царицыне, Самаре, Рыбинске, Тобольске, Тамбове и Шуе. Представлял свой проект нижегородского водопровода на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 1905 году строительство водопровода по проекту Зимина началось и в Перми.

Еще Зимин предложил использовать для тушения пожаров 3-дюймовые пеньковые прорезиненные пожарные рукава, оснащённые соединительными головками с трёхкрючковыми моментальными сростами системы Гретера (затем Рота), разработал принцип укладки рукавов, исключающий их свивание в спираль (сначала пополам, потом скатывать, начиная от середины).

В 1909 году в возрасте 60 лет Николай Петровия Зимин скончался.

Труды Н.П. Зимина имели важное значение для повышения эффективности пожаротушения. Его работы не устарели и сегодня.

Закончив в 1873 году Императорское Московское техническое училище с золотой медалью, Николай Петрович получил звание инженера-механика. В 1875 году Зимин в качестве младшего техника устраивается на работу в Московский водопровод. Через некоторое время получает повышение, в связи с которым он теперь заведует всеми скважинами и насосными станциями. Чуть позже становится и главным инженером. В 1882 году под его руководством строится Преображенский водопровод.

В 1884—1893 годах он проектирует и строит новый Мытищинский водопровод. При этом он сталкивается с некоторыми проблемами при принятии проекта городской думой. Из своих расчетов Зимин предлагает подавать 43 тысячи кубометров воды в сутки, но купцы и промышленники из городской думы ему не поверили и пригласили иностранных инженеров. Один из них, саксонец Генох, заключил, что подавать можно до 110 тысяч кубометров воды в сутки, и другой, немецкий инженер Зальбах, в своих расчетах пришел к такому же выводу. Зимин продолжал настаивать на своей точке зрения, и тогда к проекту подключили Русское техническое общество. Комиссия этого общества подтвердила ошибочность заключений иностранных инженеров, но и рассчитала всего 18 тысяч кубометров воды в сутки. Но производительность Мытищинских источников, как мы можем судить сейчас, наиболее верно была рассчитана именно Зиминым, кроме того, это их предельная производительность.

В 1885 году было принято решение о строительстве Мытищинского водопровода. Ответственными были назначены Зимин, Дункер и Забаев. Строительство Мытищинского водопровода заняло около трех лет, и в конце 1892 года он был запущен. Общая протяженность нового водопровода составила 110 км. Кроме инженерных проектов Зимин активно противостоял городской думе в вопросе управления водопроводом. Городская дума собиралась отдать управление водопроводом немцам, но Зимин настаивал, что иностранцы здесь будут зарабатывать деньги, но не работать на качество. В итоге прислушались к его точке зрения.

В 1895 году Николай Петрович сообщил властям, что рост города влечет за собой дефицит воды, поэтому, на его взгляд, единственным выходом из назревающей проблемы будет строительство нового водопровода на реке Москва. В этом же году было выделено 115 тысяч рублей на изучение лучших водопроводов в Европе и Америке. В командировку за границу отправился и Зимин. Именно Зимин в 1898 году настоял на строительстве водозаборного сооружения и насосной станции первого подъема на берегу Москва-реки. В 1900—1901 годах под руководством Николая Петровича был окончательно разработан проект Москворецкого водопровода. 26 декабря 1901 года была произведена тестовая подача воды с Рублевской водокачки в Воробьевский резервуар.

В 1902 году все основные сооружения водопровода были уже готовы. И тут из-за разногласий с городским управлением в области технического оснащения фильтров Зимин подал в отставку. Он в одиночку пытался убедить остальных в эффективности американских фильтров, но другие специалисты, поддерживаемые городской думой, настояли на английском варианте (уже в 1904 году во время половодья английские фильтры оказались непригодными).

Зимин также разработал проекты водопроводов в Царицыне, Самаре, Рыбинске, Тобольске, Тамбове и Шуе. Представлял свой проект нижегородского водопровода на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 1905 году строительство водопровода по проекту Зимина началось и в Перми.

Зимин также создал конструкцию самого распространенного пожарного гидранта ПГ-5 или же как его называют подземный пожарный гидрант московского типа, данные гидранты до сих пор применяются практически во всех городах РФ.

Первый городской водопровод в Москве был пущен лишь в 1805 г., в других городах водопроводы были введены в действие позднее: в Калуге в 1807 г., в Нижнем Новгороде в 1848 г., в Петербурге в 1861 г. Однако, длительное время городские водопроводы не могли существенно влиять на борьбу с пожарами, так как не было возможности использовать воду непосредственно из городской сети. Решение этой проблемы в 80-х годах XIX века предложил русский инженер и общественный деятель Н.П. Зимин.


Никола́й Петро́вич Зи́мин (1849, Кириллов, Новгородская губерния — 1909) — русский инженер-механик, общественный деятель. Создатель первой в России системы противопожарного водоснабжения, первого пожарного гидранта и стендера. Разработчик проекта Мытищинского водопровода, Рублёвской водопроводной станции, инициатор соединения Мытищинского и Москворецкого водопроводов в 1907 году.

Николай Петрович Зимин, закончив в 1873 г. Императорское Московское техническое училище с золотой медалью, получил звание инженера-механика.

В 1875 году Зимин в качестве младшего техника устраивается на работу в Московский водопровод. Через некоторое время получает повышение, в связи с которым он теперь заведует всеми скважинами и насосными станциями. Чуть позже становится и главным инженером.

Деятельность Зимина была весьма многообразной. Он не только усовершенствовал водоснабжение Москвы, но и двинул далеко вперед водопроводное дело всей России, участвуя в составлении проектов и строительстве водопроводов во многих русских городах. Н П. Зимин известен не только как инженер-водопроводчик, но и как инициатор и пропагандист использования городских и промышленных водопроводов для тушения пожаров. Этому делу он посвятил более двадцати пяти лет жизни. С присущей ему энергией Зимин писал доклады для съездов пожарных, страховых и водопроводных деятелей, выпускал брошюры, в которых доказывал необходимость сближения водопроводного, пожарного и страхового дела. Особое внимание он уделил устройству противопожарных водопроводов. Он рекомендовал, рассчитывая сети труб, прибавлять известное количество воды на случай тушения пожара.

В 1882 году под его руководством строится Преображенский водопровод водопровод длиной в три версты с 25 пожарными кранами.. В этом же году он получил от патентного ведомства приоритет на изобретение, заключавшееся в объединении в одной конструкции функций наружной пожарной лестницы и противопожарного водопровода, оснащённого выпускными клапанами на уровнях соответствующих этажей здания.

В 1883 г. Николай Петрович представил в Московскую городскую управу "Проект снабжения города Москвы водою и охраны его от пожаров", в котором разработал условия тушения пожара без помощи пожарных труб. Согласно проекту, из восьми рядом расположенных пожарных кранов представлялось возможным получать по 50 ведер воды в минуту в виде свободных струй высотой не менее 12 сажен (25,5 м). Городская сеть труб была разбита на шесть частей с самостоятельными насосными станциями для увеличения напора воды во время тушения пожара. Через три года он же создал водопровод с 15 пожарными кранами для охраны временных торговых рядов на Красной площади, а несколько позднее - противопожарный водопровод для университетских клиник на Девичьем поле.

В 1884 году русским инженерам Шухову, Кнорре и Лембке было поручено произвести новые изыскания в бассейне Яузы, куда входят Мытищинские ключи, и составить проект устройства нового, расширенного Мытищинского водопровода. Такие исследования, проведенные в 1887-1888 годах, подтвердили, что из Мытищинских источников можно взять 1,5 млн. ведер в сутки.
В 1884—1893 годах Николай Петрович проектирует и строит новый Мытищинский водопровод. При этом он сталкивается с некоторыми проблемами при принятии проекта городской думой. Из своих расчетов Зимин предлагает подавать 43 тысячи кубометров воды в сутки, но купцы и промышленники из городской думы ему не поверили и пригласили иностранных инженеров. Один из них, саксонец Генох, заключил, что подавать можно до 110 тысяч кубометров воды в сутки, и другой, немецкий инженер Зальбах, в своих расчетах пришел к такому же выводу. Зимин продолжал настаивать на своей точке зрения, и тогда к проекту подключили Русское техническое общество. Комиссия этого общества подтвердила ошибочность заключений иностранных инженеров, решено было расширить водопровод на эту мощность, не прибегая к концессионерам, но и рассчитала всего 18 тысяч кубометров воды в сутки. Но производительность Мытищинских источников, как мы можем судить сейчас, наиболее верно была рассчитана именно Зиминым, кроме того, это их предельная производительность.
Строителями были назначены русские инженеры Н. П. Зимин, К. Г. Дункер и А. П. Забаев, руководил постройкой городской голова Н. А. Алексеев, а общий надзор за строительством водопровода был возложен на специальную правительственную комиссию во главе с крупным инженером И. И. Рербергом.
Решено было расширить водопровод на эту мощность, не прибегая к концессионерам. Строителями были назначены русские инженеры Н. П. Зимин, К. Г. Дункер и А. П. Забаев, руководил постройкой городской голова Н. А. Алексеев, а общий надзор за строительством водопровода был возложен на специальную правительственную комиссию во главе с крупным инженером И. И. Рербергом.
В 1892 году новый водопровод вступил в строй. Вместо Сухаревой были построены водонапорные башни у Крестовской заставы. Вода в них поступала из Алексеевской промежуточной станции, из башен — непосредственно в городскую сеть и самотеком распределялась по городу. Новый Мытищинский водопровод в Москве с сетью труб протяженностью 108 верст (110 км) был оборудован пожарными кранами по всей сети через каждые 50 сажен. Противопожарное водоснабжение столицы с того времени значительно улучшилось. Стало возможным тушить пожары струями воды непосредственно от водопровода.

Кроме инженерных проектов Зимин активно противостоял городской думе в вопросе управления водопроводом. Городская дума собиралась отдать управление водопроводом немцам, но Зимин настаивал, что иностранцы здесь будут зарабатывать деньги, но не работать на качество. В итоге прислушались к его точке зрения.

Оригинальность водопроводов системы Зимина заключалась в использовании специальных вентилей (клапанов), посредством которых при повышении давления в сети автоматически отключалось хозяйственное водопотребление и весь дебит воды можно было использовать для борьбы с огнем. Подсоединенный к пожарному крану водопровода рукав мог обеспечить подачу до 300 ведер воды в минуту. Так, например, в Самаре за период 1877-1886 гг., когда вода доставлялась бочками, каждый пожар приносил ущерб в сумме 4 тыс. 105 руб. При введении в 1886 году в городе системы Зимина в течение шести лет эксплуатации такого водопровода ущерб от одного пожара в среднем составлял 1 тыс. 827 руб.
В 1895 году Николай Петрович сообщил властям, что рост города влечет за собой дефицит воды, поэтому, на его взгляд, единственным выходом из назревающей проблемы будет строительство нового водопровода на реке Москва. В этом же году было выделено 115 тысяч рублей на изучение лучших водопроводов в Европе и Америке. В командировку за границу отправился и Зимин.

Зимин определил необходимые размеры водопроводных труб, разработал типы задвижек, пожарных кранов, колодцев. Ему же принадлежит изобретение пожарного гидранта. Он провел обширные исследования по изучению потерь напора в трубах, пожарных рукавах, в свободных струях. Принимал участи в проведении Н.Е. Жуковским опытов на московском водопроводе по изучению гидравлического удара - явления, которое «отец русской авиации» установил и вычислил в 1898 году. Николай Петрович наметил мероприятия по обеспечению исправности противопожарного водопровода. Разработанные Зиминым специальные вентили при повышении давления в водопроводной сети позволяли отключать хозяйственное потребление воды и весь ее объем использовать для тушения пожара.
Зимин получил привилегии на противопожарную тему водоснабжения во Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, России, США. Изобретение заключалось в установке на сети противопожарного водоснабжения устройства, обеспечивающего поступление воды к пожарным гидрантам кранам под повышенным давлением, достаточным для успешного тушения пожара. По его предложению на противопожарном водопроводе, проложенном вдоль улиц, через каждые 40-60 саженей были смонтированы (на пожарных подставках) подземные пожарные гидранты. Эти гидранты впоследствии были стандартизованы (ГОСТ 8220) и с небольшими конструктивными изменениями (исключён разгрузочный клапан) до сих пор выпускаются отечественной промышленностью- гидрант ПГ-5 или же как его называют подземный пожарный гидрант московского типа.
Именно Зимин в 1898 году настоял на строительстве водозаборного сооружения и насосной станции первого подъема на берегу Москва-реки. В 1900—1901 годах под руководством Николая Петровича был окончательно разработан проект Москворецкого водопровода. 26 декабря 1901 года была произведена тестовая подача воды с Рублевской водокачки в Воробьевский резервуар. В 1902 году все основные сооружения водопровода были уже готовы. И тут из-за разногласий с городским управлением в области технического оснащения фильтров Зимин подал в отставку. Он в одиночку пытался убедить остальных в эффективности американских фильтров, но другие специалисты, поддерживаемые городской думой, настояли на английском варианте (уже в 1904 году во время половодья английские фильтры оказались непригодными)
Зимин также разработал проекты водопроводов в Царицыне, Самаре, Рыбинске, Тобольске, Тамбове и Шуе. Представлял свой проект нижегородского водопровода на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 1905 году строительство водопровода по проекту Зимина началось и в Перми.

Еще Зимин предложил использовать для тушения пожаров 3-дюймовые пеньковые прорезиненные пожарные рукава, оснащённые соединительными головками с трёхкрючковыми моментальными сростами системы Гретера (затем Рота), разработал принцип укладки рукавов, исключающий их свивание в спираль (сначала пополам, потом скатывать, начиная от середины).

В 1909 году в возрасте 60 лет Николай Петровия Зимин скончался.

Труды Н.П. Зимина имели важное значение для повышения эффективности пожаротушения. Его работы не устарели и сегодня.

ВКЛАД НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА ЗИМИНА В РАЗВИТИЕ ВОДОПРОВОДНОГО ДЕЛА И СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

В.А. Тимошенко, студент Воронежский институт высоких технологий

Много талантливых инженеров занималось совершенствованием водопровода в конце XIX - начале XX веков. Среди них - инженер-механик Николай Петрович Зимин.

Он родился в городе Кириллове Новгородской губернии в 1849 году, получил образование в Императорском техническом училище в Москве (сейчас Бауманское училище), причем закончил обучение с золотой медалью за работу по водоснабжению. На работу в систему Московского водопровода Николай Петрович пришел в 1873 году после окончания учебы. За тридцать с лишним лет трудовой деятельности он много сделал для ее развития. В 1886-1893 годах он спроектировал и построил новый Мытищинский водопровод.

При реконструкции мытищинских водопроводов Зимин предложил подавать из местных источников 43 тыс. кубометров воды в сутки. Изыскания велись обстоятельно, и, как показало будущее, производительность источников была намечена им совершенно реальная, вместе с тем предельная для источников. Проект Зимина рассмотрела и одобрила городская Дума, но он так и остался на бумаге. Думцы, среди которых было большинство купцов и промышленников, не верили в силы русских инженеров. Они настаивали на том, чтобы строительство велось силами зарубежных специалистов, поэтому и пригласили саксонского инженера Геноха. В своем заключении тот написал, что из мытищинских источников можно получать 110 тыс. кубометров воды в сутки, что в 2,5 раза больше, чем считал Зимин. Затем был приглашен еще один немецкий инженер - Зальбах, потребовавший новых изысканий. Исследования подтвердили заключение Геноха. Все эти выводы, конечно, никак не укрепляли авторитет русских специалистов. Зимин же продолжал настаивать на своих предложениях. Тогда результаты изысканий передали на заключение в отделение Русского технического общества, где комиссия под председательством А.И. Дельвига решительно отвергла, как неосуществимые, заключения немецких инженеров. В то же время она прогнозировала, что из мытищинских источников можно получить всего 18 тыс. кубометров воды в сутки, в 2,4 раза меньше, чем предполагал Зимин.

Городской голова Н.А. Алексеев поверил в силы отечественных специалистов и в 1885 году поручил группе русских инженеров, подтвердивших заключение комиссии Дельвига, провести новые изыскания. Городская комиссия приняла решение о строительстве Мытищинского водопровода и назначила ответственными за стройку Зимина, Дункера и Забаева. Нужно отдать им должное - они сумели внести в утвержденный проект поправки, давшие возможность увеличить мощность Мытищинского водопровода до предполагаемых ими 43 тыс. кубометров воды в сутки. Цель, которую преследовал инженер Зимин, была достигнута: подтвердились его расчеты, и строительство водопрово-

да вели отечественные специалисты. Это способствовало развитию русского водопроводного дела.

Строительство новой мытищинской системы водоснабжения заняло около трех лет. По тем временам это был рекордно короткий срок создания сложного инженерного сооружения. В конце 1892 года его ввели в действие, выполнив большой объем работ: переустроили все водозаборы, в машинном зале установили отечественные паровые насосы, в котельной - отечественные котлы, произвели замену водовода, чтобы пропустить увеличенную подачу воды.

Николай Петрович предвидел развитие Москвы, рост водопотребления и необходимость подачи воды не из одного источника водоснабжения. Нужны два независимых источника. Еще в 1895 году он доложил городскому управлению, что скоро воды не будет хватать. При этом инженер указал, что единственным решением проблемы водоснабжения города является использование москворецкой воды, то есть из реки Москва. К устройству Москворецкого водопровода городские власти подошли основательно. В 1895 году было выделено 115 тыс. рублей на командировки специалистов за границу для осмотра лучших водопроводов в городах Европы и Америки. В числе тех, кого послали за границу, был и Зимин.

В строительстве Москворецкого водопровода он сыграл ведущую роль. В январе 1898 года в докладной записке в городскую Управу «О расширении водоснабжения города Москва» Н.П. Зимин предлагал построить водозаборное сооружение и насосную станцию первого подъема на берегу реки Москва. После долгих обсуждений было принято решение о строительстве насосной станции около деревни Рублево. Московская гордума утвердила проект нового Москворецкого водопровода. Место для водокачки выбрали удачно - деревня Рублево, что в 50-ти км от Москвы. Вода в реке чистая, бассейн реки Москвы в этом месте был мало заселен и густо покрыт лесом. От Можайского шоссе в сторону Рублева прежде всего была построена узкая, мощеная булыжником, прямая, как стрела, дорога. И потянулись по ней вереницы подвод с кирпичом, известью, лесом и другими строительными материалами. Предложение же Зимина о постройке железнодорожной ветки от Кунцева до Рублева «протяжением в 9,6 км» для доставки строительных материалов и оборудования городская Управа отклонила. Кстати, эту ветку проложили только в 1918 году - в первый же год советской власти. Всю осень и зиму 1900-1901 годов в технической конторе водопроводов под руководством Н.П. Зимина производилась разработка окончательного проекта, рабочих чертежей и детальных смет. 26 декабря 1901 года Николай Петрович провел пробную подачу очищенной воды с Рублевской водокачки в Воробьевский резервуар. В 1902 году, как только были введены в строй основные сооружения Москворецкого водопровода, Зимин, проработавший много лет главным инженером московских водопроводов, из-за несогласия с технической политикой городского управления, подал в отставку, не дослужив одного года до назначения ему пенсии.

Оставив работу в системе московских водопроводов, он продолжил изыскания по использованию реки Москва как источника водоснабжения, вынашивал идею «запрудного варианта» - создание искусственных водохранилищ.

Большой заслугой Зимина является организация съездов представителей водопроводной системы России. Он сумел быстро убедить общественность в необходимости регулярного их проведения. Первый съезд состоялся в 1893 году, и с тех пор они созывались в разных российских городах каждые два года. Председателем бюро съездов был избран Н.П. Зимин как наиболее активный пропагандист идеи развития водоснабжения в России, и эту обязанность он исполнял до самой смерти. На съездах выступали с докладами работники водопровода не только Москвы, но и других городов, что способствовало развитию отечественного водоснабжения. Кроме того, Зимин являлся председателем инженерного водопроводного совета.

H. П. Зимин известен не только как инженер-водопроводчик, но и как инициатор и пропагандист использования городских и промышленных водопроводов для тушения пожаров. Этому делу он посвятил более двадцати пяти лет жизни. С присущей ему энергией Зимин писал доклады для съездов пожарных, страховых и водопроводных деятелей, выпускал брошюры, в которых доказывал необходимость сближения водопроводного, пожарного и страхового дела. Особое внимание он уделил устройству противопожарных водопроводов. Он рекомендовал, рассчитывая сети труб, прибавлять известное количество воды на случай тушения пожара. В 1883 г. Николай Петрович представил в Московскую городскую управу "Проект снабжения города Москва водою и охраны его от пожаров", в котором разработал условия тушения пожара без помощи пожарных труб. Согласно проекту из восьми рядом расположенных пожарных кранов представлялось возможным получать по 50 ведер воды в минуту в виде свободных струй высотой не менее 12 сажен (25,5 м). Городская сеть труб была разбита на шесть частей с самостоятельными насосными станциями для увеличения напора воды во время тушения пожара. В том же году Зимин построил в Москве Преображенский водопровод длиной в три версты с 25 пожарными кранами. Через три года он же создал водопровод с 15 пожарными кранами для охраны временных торговых рядов на Красной площади, а несколько позднее - противопожарный водопровод для университетских клиник на Девичьем поле. Уже упомянутый выше Мытищинский водопровод с сетью труб протяженностью 108 верст был снабжен пожарными кранами по всей сети через каждые 50 сажен. Противопожарное водоснабжение столицы с того времени значительно улучшилось. Стало возможным тушить пожары струями воды непосредственно от водопровода.

Н П. Зимин умер в 1909 году в 60-летнем возрасте. Его вклад в развитие водопроводного и пожарного дела прекрасно охарактеризовал первый начальник Рублевской станции Иван Матвеевич Бирюков: «История Московского водоснабжения без Зимина Н.П. обойтись не может. Редко можно встретить такое счастливое сочетание в одном человеке и администратора, и инженера-производственника с научным уклоном, и общественного деятеля, такого настойчивого и себя не щадящего при защите принципиальных и общественных вопросов, каким был Зимин Николай Петрович».

Список использованной литературы:

I. Миклашевский Н.В. Чистая вода. Системы очистки и бытовые фильтры / Н.В. Миклашевский, С.В. Королькова. СПб.: Арлит, 2000. 240 с.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации