Шуберт. «Лебединая песня

После смерти Шуберта среди его рукописей были найдены замечательные песни, созданные в последние полтора годы жизни композитора. Издатели произвольно объединили их в один сборник, названный «Лебединой песней». Сюда вошли 7 песен на слова Л. Рельштаба, 6 песен на слова Г. Гейне и «Голубиная почта» на текст И.Г. Зейдля (самая последняя из сочиненных Шубертом песен).

Среди песен на стихи Рельштаба выделяются «Приют» и «Серенада».

В песне «Приют» через образ бури передается конфликт мятежной личности с окружающей действительностью. Остинатная ритмическая пульсация сопровождения заставляет вспомнить балладу «Лесной царь». Кульминационный возглас в заключительной строфе песни выделен «шубертовской субдоминантой» (минорным трезвучием VI ступени в миноре, имеющим мрачную и суровую окраску).

Песни на тексты Гейне

Песни на тексты Гейне составили качественно новый этап песенного творчества Шуберта, «новое слово», устремленное в будущее, к песням Шумана, Брамса, Вольфа. Шуберт обратил внимание, в первую очередь, на те стихотворения Гейне, в которых наиболее острое выражение получает конфликт с действительностью («Атлас», «Город», «Двойник»). Кроме того, стихотворения Гейне богаты подтекстом. Например, в песне «Атлант», используя мифологический образ великана, обреченного вечно нести груз земли, Гейне иносказательно обрисовывает участь передового человека своего времени.

Со стороны музыкального языка гейневские песни обнаруживают ряд своеобразных черт:

  • широко используется жанр драматического монолога;
  • появляется новый тип мелодики - мелодизированный речитатив (он встречается во всех песнях на тексты Гейне, кроме «Рыбачки»);
  • в большинстве песен нет повторений в тексте - каждый такт полон значения;
  • очень экономное использование звукоизобразительности. Нет ни одной изобразительной детали, которая не имела бы выразительного значения;
  • гармония, в целом, еще смелее, чем в песнях «Зимнего пути», которые вплотную подводят к песням на сл. Гейне. Широко применяются всевозможные виды неполных, «пустых» созвучий. Пустые кварто-квинтовые звучания, без терции, приобре-тают особую - резкую и неопределенную окрашенность («лейттема» фортепианной партии в «Двойнике»);
  • широко используется интонация (V)- bVI - V (есть и в «Зимнем пути»).

Замечательный образец преломления гейневской лирики у Шуберта - «Двойник» . Эта песня является кульминацией и итогом развития трагической темы в творчестве Шуберта. «Двойник» подобен драматическому монологу, пронизанному тоской одино-чества. Его мелодика основывается на декламационно-речевых оборотах - приглушенных, часто обрывающихся паузами. В первой строфе она скована узким диапазоном, упорным опеванием квинты лада - звука «fis». Во второй строфе мелодический диапазон расширяется до децимы с захватом в кульминации еще и верхнего «g», интонации приобретают обостренный экспрессивный характер. Третья строфа воз-вращает мелодику в русло скованной речитации, но только в начале: модуляция в dis-moll сопровождается появлением устремленных взволнованных интонаций, за которыми следует распевное заключение. Само смелое вторжение в чуждую тональную сферу вскрывает всю дисгармонию душевного состояния человека.

Через всю песню проходит краткий, скованный, мрачный мотив фортепианной партии, повторяющийся по принципу basso ostinato (отсюда - сходство с пассакалией), создавая образ роковой неизбежности. В верхнем голосе размеренных аккордов ясно «читается» символ «креста», вызывая ассоциации со скорбными образами Баха (они усиливаются тональной окраской - h-moll). Видимую статичность, неподвижность аккордовой фактуры восполняет гармоническая насыщенность, динамические взрывы, внутритональные сдвиги. Так, необычный и сложный для шубертовского времени гармонический оборот появляется в момент кульминации ведь те же муки во мне самом!») . В фортепианном заключении использовано «неаполитанское» трезвучие, а также плагальный каданс с разрешением в Т одноименного мажора.

В последние полтора года жизни Шуберт написал замечательные песни, которые позже были найдены в рукописях композитора. Они были произвольно объединены издателями в сборник с названием "Лебединая песня". В сборник вошли: 6 песен на слова Генриха Гейне(1797-1856) крупнейшего из немецких поэтов; 7 песен на слова Людвига Рельштаба (1799-1860) поэта и музыкального критика; и "Голубиная почта" на текст Иоганна Габриэля Зейдля (1804-1875) малоизвестного австрийского поэта и археолога.

Стихотворения Рельштаба вошедшие в "Лебединую песню" совершенно различны и даже противоположны по содержанию и не связаны общим сюжетом: "Вестник любви" и "Прощание" светлые и беззаботные, "Приют" - мрачное и драматичное. Стихотворения Гейне композитор взял из "Книги песен", которая объединяет 88 стихотворений. Шуберт выбрал 6 и озаглавил их. Из них лишь "Рыбачка" ничем не омраченное произведение, наивное и бесхитростное. Все остальные трагичны: "Атлант", "Ее портрет", "Город", "У моря" и "Двойник".

Песни "Приют" Рельштаба и "Голубиная почта" на стихи Зейдля получили признание публики раньше остальных. Они прозвучали 30 января 1829 года, спустя два месяца после кончины композитора в Обществе любителей музыки в Вене, на благотворительном концерте. На сборы с концерта был поставлен памятник на могиле Шуберта.

14 песен составляющие цикл "Лебединая песня" абсолютно не схожи между собой по стилю. Композиции на стихи Рельштаба и Зейдля светлы, беззаботны. Вокальная мелодия и фортепианное сопровождение простые. Самым популярным сочинением Шуберта, символом его творчества стала "Серенада" на стихи Рельштаба. Мелодия красива, певуча, сразу запоминается, гитарный аккомпанемент, форма простая со множественными повторами.

Очень мрачны композиции на стихи Гейне. Их даже можно назвать монологами. Здесь не широкая распевная мелодия, а музыкальная декламация, которая чутко передает все нюансы стиха. Скупой фортепианный аккомпанемент лишен изобразительности. Аккорды мерно повторяются, напоминая траурный марш или пассакалию. Трагический колорит усиливается диссонирующими застывшими гармониями.

Трагизмом наполнены гейневские песни: "Атлант" - отражение скованной силы, безбрежного, но без бурных всплесков страдания; "Город", словно застыл в своей безысходности, без лучика надежды; "Двойник", начинается как суровая повесть и завершается взрывом неудержимого отчаяния.

В наследии Франца Шуберта насчитывается более шестисот сольных песен.
В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне.
Самое совершенное, что создал Франц Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен» .
Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, ещё 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Песни «Розочка», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь» озарены немеркнущим пламенем гениальности .



"Гретхен за прялкой"(нем.вар. Маргарита) — монодрама, исповедь души . Один из Шубертовских шедевров, уже его зрелое произведение, не смотря на то что Шуберт его написал когда ему было всего 17 лет, а самое главное что он находит круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаиния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов.
«Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.
Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения. «Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке Франц, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух „Лесного царя“. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова» .



Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения.

Кроме фортепианного вступления есть еще и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие; оно ведется от лица рассказчика-повествователя:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.


Словами рассказчика завершается повествование:
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

(перевод В. Жуковского)

Остальной текст — прямая речь, распределенная между отцом, его сыном и лесным царем. Реальные лица — повествователь, отец, ребенок — объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждою персонажа.



Franz Schubert - Lieder (Fischer-Dieskau e S.Richter)
00:23 - Am Fester, D.878
04:45 - An der Donau, D.553
07:50 - Liebeslauchen, D.698
12:26 - Auf der Bruck, D.853
16:00 - Fischerweise, D.881b
19:12 - Der Wanderer, D.649
22:38 - Die Sterne, D.939
26:00 - Im Frühling, D.882




Nachtgesang im Walde

Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединной песней». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля — «Голубиная почта».
Каждая из шести гейновских песен — несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник» — одно из последних вокальных сочинений Шуберта — обобщает его искания в области новых вокальных жанров.


Двойник /Г.Гейне /Ф. Шуберт/ перевод М. Свободина/
Песни на слова Генриха Гейне — вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

belcanto.ru ›schubert_songs.html



Horowitz Schubert Moment musical in F minor n°3 op. 94 D780

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации