Лавра и монастырь: что общего и в чем разница. В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все

Вместе с православием из греческого языка в русский пришло много заимствованных слов. К подобным словам относятся как лавра, так и монастырь. В дословном переводе лавра значит «городская улица», а монастырь происходит от слова «монос» («один, одинокий»). В русском языке эти заимствования обозначают схожие, но не идентичные понятия. Давайте разберемся, чем отличается лавра от монастыря и в каких аспектах эти православные термины сходятся.

Возникновение монастырей

Монастырем называют религиозную общину монахов с единым уставом и единым комплексом хозяйственных, богослужебных, а порой и оборонительных построек. Монастыри появились в начале 4 века нашей эры: в 318 году написан первый устав. Основателем первого монастыря считают египетского монаха Пахомия Великого. Он велел огородить стеной находящиеся недалеко друг от друга жилища христианских отшельников и учредил для них особый распорядок дня, состоящий из разумного чередования молитв и физического труда. Устав такого монастыря, названного киновией (общинножитием), был очень строг, поэтому позже возникли монастыри другого типа – идиоритмы (особножития), условия жизни в которых были менее суровы, чем в киновиях. Монастыри и в православии, и в католичестве могут быть как мужскими, так и женскими, а вот в среде протестантов монастыри есть только у лютеран, да и то их немного.

Отличие лавры от монастыря в следующем:

  • лавра – название монастыря лишь в православии;
  • лавра – это только мужской монастырь;
  • лавра обязательно должна быть крупным монастырем и иметь особое духовное и историческое значение.

Насколько огромным должно быть это значение, говорит тот факт, что в России всего две лавры – Троице-Сергиева (Сергиев Посад, Московская область) и Александро-Невская (Санкт-Петербург). Есть лавры и в других православных странах – на Украине, в Греции, Румынии, Грузии, Сербии и даже в католической Польше! В последнем случае Супрасльская лавра расположена на востоке Польши и принадлежит Польской православной церкви.

Сравнение

Кроме упомянутых выше киновии и идиоритма, в православии существуют монастыри и других типов. Например, пустыни (ударение на первом слоге), из которых самая известная – Оптина пустынь в Калужской области. Несмотря на древность (основана в конце 14 века) и большую значимость для православия (пустынь во время духовных исканий посещали, например, Лев Толстой и Федор Достоевский), статуса лавры она не получила. Но имеет статус ставропигиального мужского монастыря – это значит, что подчиняется она не местной епархии, а напрямую Патриарху.

А Троице-Сергиева лавра (которая также имеет статус ставропигиального монастыря) неоднократно выполняла государствосохраняющую роль. Именно здесь Сергий Радонежский благословил Дмитрия (которого только позже назовут Донским) на Куликовскую битву. В начале 17 века лавра выдержала почти полуторагодовую осаду польскими интервентами и стала одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А в конце этого же века сюда, спасаясь от стрелецких бунтов, сбегут сначала царевна Софья, а потом и Петр Первый. И отсюда он в 1689 году уехал обратно в Москву – уже полновластным правителем Русского царства.

Таблица

В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице.

В России существуют только четыре Лавры, из коих три напоминают собою три великие периода Государства нашего, как Великого Княжения, Царства и Империи. Но четвертую знают не все, и потому мы сочли не излишним познакомиить с нею наших читателей. Она возникла в крае отторженном Литвой от России, возникла во время гонений на Православие; она напоминает собою не блестящие эпохи Отечества, но время испытания, мужественно претерпенного сынами его под чуждой властью; она свидетельствует о их тогдашней верности к Церкви Православной. Почаевская Успенская Лавра находится в Губернии Волынской, в местечке Почаеве, в 20 верстах от Кременца, на самой границе Галиции. Прилагая к сей книжке Журнала изображение ее великолепных зданий, мы думаем, что для Читателей наших приятно будет найти здесь и известия о древности и достопамятностях этой обители.

Хотя в рукописной книге исков и документов монастырских упоминается о Памятнике монастыря Почаевского, изданном oколо 1661 года, во свидетельству которого Православные иноки впервые поселились на Почаевской горе около 1261 года; однакож за неимением достоверных свидетельств о первоначальном общежитии их на сем месте, должно на сей раз ограничиться одними позднейшими известиями. Из хранящейся в Лаврском Архиве грамоты Короля Польского Сигизмунда Августа II-го, данной в 1557 году Василию Богдановичу Гойскому, владельцу села Почаева, видно, что в этом селе уже в 1527 году существовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; сим письмом Сигизмунд Август II, подтверждая грамоту Сигизмунда I, данную в 1527 г., предписывает Старосте Кременецкому не посылать более в Почаев на ярмонку, в праздник Успения Божией Матери, своего наместника для сбора денег. Из Фундационной же записи Анны Гойской 1597 г., хранящейся в том же Архиве, видно, что на том месте, где основан ею в сем году монастырь, находилась издревле при горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1653 году, Федор в Евва Домашевские воздвигли над стопою Божией Матери большую каменную церковь во имя Св. Троицы. Обновитель же Почаевского монастыря был Николай Потоцкий, Староста Каневский: он в 1768 году перестроил, увеличил и украсил церковь, воздвигнутую Домашевскими, и сверх того оставил в пользу монастыря значительный капитал.

Три святыни составляют главное сокровище Почаевской Лавры и привлекают в нее

Многочисленных богомольцев; они суть: Чудотворная икона Почаевской Божией Матери, Стопа (или след на камне) Божией Матери и мощи Преподобного Иова, Игумена Почаевской обители.

В 1559 году. Греческий Митрополит Неофит, во время путешествия своего из Константинополя, проезжая чрез Волынскую страну, остановился для отдыха в местечке Орле по усильной просьбе его владетельницы Анны Гойской, впоследствии основательницы Почаевского монастыря. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил хозяйку дома иконой Божией Матери, которая долгое время хранилась в комнате Гойской. Чудотворная сила этой иконы первоначально обнаружилась в исцелении от природной слепоты Филиппа Козинского, родного брата Анны Гойской. Испытав такое чудо на брате своем, Гойская созвала Епископов, Священников, и с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, икона Божией Матери отнесена на гору Почаевскую и поставлена в Успенской церкви (1597).

О Стопе Божией Матери сохранилось следующее народное предание, которое помещено в книге, под заглавием: «Гора Почаевская» напечатанной в 1793 г. в типографии при Почаевском монастыре. До основания Анной Гойской монастыря, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из сих монахов, взошедши на вершину горы, увидел Пресвятую Деву Марию стоящей на скале, в виде огненном. В то же самое время, это же явление Божией Матери и пред нею стоявшего монаха видел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший неподалеку от горы стадо овец…

На Украине расположены три лавры: Киево-Печерская (Киев), Почаевская (Тернопольская область) и Святогорская (Донецкая область). Все они являются лакомым куском для раскольников, поскольку они являются символом каноничности, церковного влияния на Украине. И все они относятся к канонической УПЦ

Издание Украина.ру рассказывает об истории каждой из украинских и лавр и о том, какая в них сейчас ситуация.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Историческая справка

Ищенко: Киево-Печерская Лавра перестанет быть монастырем, если ее захватят раскольники Самая древняя, самая крупная и самая выдающаяся из всех лавр Украины была основана в 1051 году. В 1159 году получила титул Лавры. После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь киевскому униатскому митрополиту, но монахи оказали вооружённое сопротивление.

Решение о создании государственного историко-культурного заповедника на базе памятников ансамбля Киево-Печерской лавры было принято в 1926 году. В 1990 году архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В стенах Киево-Печерской Лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года — Киевская духовная академия.

Помещения и сама территория Лавры принадлежит государству, хотя в 2011 году 75 объектов, так называемая «Нижняя лавра» была передана Кабинетом министров в бесплатное пользование УПЦ. Однако передача в пользование — это не отчуждение, и решение Кабмина может быть отменено.

Другая же часть помещений лавры находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник, хотя там также совершаются службы. Возглавляет Национальный заповедник и. о. директора Александр Рудник , назначенный с нарушениями на эту должность в сентябре 2017 года. До своего назначения он никакого отношения к культуре не имел, а назначили его с подачи министра культуры Евгения Нищука .

Глава раскольников Филарет (Денисенко) уже долгое время «обрабатывает» руководство Национального заповедника, рассчитывая на их лояльность после того, как встанет вопрос о передаче лавры Поместной церкви. Судя по всему, только опасения появления негативной медийной картинки, что может затормозить процесс получения Томоса, останавливают сейчас власти от захвата лавры. Хотя в УПЦ уже заявили о том, что начат процесс описи имущества Церкви.

Ежегодно накануне праздника Покрова Богородицы 14 октября (и одновременно дня создания УПА), когда националисты проводят шествия и митинги, возникают слухи о планирующемся захвате лавры. В этом году настоятель Лавры митрополит Павел заявил о том, что направил обращения к властям «о принятии необходимых мер по защите прав Украинской Православной Церкви и недопущения конфликтов и провокаций на территории Киево-Печерской лавры».

© РИА Новости, Александр Максименко | Перейти в фотобанк

Скорее всего, власть не допустит эксцессов, опасаясь кровопролития, по крайней мере до получения Томоса. Административные рычаги позволяют осуществлять постепенное, «ползучее» выдворение насельников УПЦ из лавры и передачу новой Поместной церкви, когда она будет создана. По крайней мере, уже появилась информация о том, что планируется передача части некоторых помещений «Верхней лавры» экзархам Константинопольского патриархата.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Историческая справка

УПЦ МП: Националисты готовят 14 октября провокации в Почаевской и Киево-Печерской лаврах Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа , он же Иов Почаевский (1550-1651).

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим.

В 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания. Прекратили существование детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений.

С началом хрущевских гонений у лавры были конфискованы поля, сады, хозяйственные помещения. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо.

В 2015 году появилась информация о том, что Почаевскую лавру хотят передать Кременецко-Почаевскому государственному историко-архитектурному заповеднику. С таким требованием обратился в Кабмин Тернопольский областной совет, практически полностью состоящего из националистов. Само решение было инициировано членом «Свободы» Романом Навроцким .

Помещения Почаевской лавры официально находятся в ведении УПЦ на основании распоряжения Кабмина от 17 июля 2003 года. Комплекс был передан Почаевской Свято-Успенской Лавре по договору аренды с Государственным комитетом Украины по строительству и архитектуре. Успенский и Троицкий соборы, кельи, колокольня, Архиерейский дом и Надвратный корпус — переданы УПЦ в бесплатное пользование на 49 лет.

© РИА Новости, Олег Макаров | Перейти в фотобанк

Поскольку в Тернопольской области очень сильны позиции униатов, они ведут кампанию в СМИ, заявляя свои права на лавру. Основанием для этого является то, что более ста лет лавра принадлежала униатам, а также то, что строительство Успенского собора было профинансировано католиком Василием Потоцким . В униатских СМИ лавру называют «оплотом русификации региона».

В конце сентября, после захвата храма в соседней Ивано-Франковской области настоятель лавры митрополит Владимир обратился к верующим с призывом помочь с защитой лавры: «Учитывая ситуацию, которая сложилась, и по информации, которой мы располагаем, и по угрозам расправами, которая все еще распространяется, видно, что и нам придется что-то пережить».

В случае с Почаевской лаврой, которая расположена в захолустье Тернопольской области, риск неких активных действий либо провокаций выше, чем в Киеве. В этом регионе очень сильны националистические настроения. В ситуации с Почаевской лаврой столкнулись интересы раскольников-филаретовцев и униатов УГКЦ, у которых всегда были основания для конфликта.

Святогорская лавра

Историческая справка

Тревога. Православные Украины готовы отбить штурм Киево-Печерской лавры Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились здесь в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи.

В решении судьбы монастыря после 1917 года принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». По его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр, а в Свято-Покровском — библиотеку. В 1922 году монастырь был ликвидирован.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Всякая лавра – это монастырь. Но далеко не всякий монастырь – лавра. Скажем, в России монастырей порядка восьми сотен. А лавры всего-то две. Их и назвать совсем не трудно – Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

Лавра – это непременно большой, мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны. Лавра – это огромная ответственность, твердыня, Благодать Господня.

И чтобы монастырь перерос в лавру необходима, прежде всего, воля Божья. Тогда наступит понимание и у церковных иерархов, и у мирян, и у светских властей, мол, вот же, не просто один из монастырей, тут нечто большее… Лавра!

Скажем, Свято-Троицкая Сергиева лавра существует века. Сколько там духовных подвигов совершенно, сколько спасено душ, одни только деяния преподобного Сергия Радонежского чего стоят. А статус лавры пришел к монастырю только в 1742 году. Императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ. Но лишь через два года последовало одобрение Святейшего синода.

Или взять Александро-Невскую лавру. Как монастырь она возникла в начале XVIII века. Петр Первый страстно почитал благоверного святого князя Александра Невского, велел организовать в честь того обитель. Сюда же были перевезены мощи святого из Владимира. А лаврой монастырь стал только в 1797 году, по указу Павла Первого. Зачастую Господь избирает неожиданные инструменты, для проведения своей воли.

Но это все, если говорить о России в нынешних ее границах. Есть же еще три лавры на территории современной Украины.

Старейшая из лавр русской православной церкви, разумеется, Киево-Печерская. Монастырь на склонах Днепра возник в далеком XI веке. Но статус лавры получен им в 1688 году.

Почаевская лавра (с 1833 года носит это звание) – четвертая в Российской империи. Она расположена в современной Тернопольской области. Оплот православия в землях, на которые постоянно посягают католики, униаты, разнообразные секты.

Самая же молода из лавр – Свято-Успенская Святогорская, расположенная на живописнейшем берегу Северского Донца. Лавра относится к Донецкой епархии, свой статус она получила в 2004 году с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все упомянутые монастыри, как уже было сказано, мужские. Так уж исторически сложилось. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский. Правда, произойдет это только перед самым концом света.

Лавра

ла вра , лавры, жен. (греч. laura) (церк. , ист. ). Название некоторых больших привилегированных монастырей. Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиевская лавра.

Архитектурный словарь

Лавра

Крупный православный монастырь с особыми привилегиями, подчинявшийся непосредственно патриарху либо (после 1721 г.) Синоду. В России их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаево-Успенская.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. lavra - многолюдный монастырь) - название крупных и важных по своему положению мужских монастырей. В Русской православной церкви имелось четыре монастыря, возведенных в степень лавры Киево-Печерский (с 1688), Троице-Сергиев (с 1744), Александре-Невский (с 1797) и Почаевский Успенский (с 1833). Александро-Невский монастырь был основан в 1713 г. в память исторической победы над шведами в 1240 г., одержанной прославленным русским полководцем Древней Руси. Проект монастыря составил Д. Трезини, строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко. В старейшем здании лавры - Благовещенской церкви (арх. Д. Трезини, 1725) могила великого полководца А. В. Суворова. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительное сооружение раннего классицизма (арх. И. Е. Старов, 1790). На территории б. Александро-Невской лавры находятся духовная акдемия, семинария и резиденция митрополита. Южнее р. Монастырки расположены некрополи - Лазаревское и Тихвинское кладбища.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

Лавра

(греч. «многолюдное место»)

название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице-Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г.), Свято-Успенская Почаевская (монастырь с XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лавра

, ы , ж.

Большой мужской монастырь, находящийся в ведении Синода (Александро-Невская, Троице-Сергиева, Киево-Печерская лавра).

* Андрей, по прозвищу Езерский, Родил Ивана да Илью И в Лавре схимился Печерской . // Пушкин. Стихотворения //; Приехавший из Киева козак рассказал, что видел в Лавре монахиню . // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *

Православный энциклопедический словарь

Лавра

(греч. - улица, поселок) - крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две Лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская - находятся на территории Украины.

Словарь церковных терминов

Лавра

(греч. многолюдное место) - назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V - VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .

Православная энциклопедия

Лавра

название крупнейших и важнейших мужских монастырей. В V–VI веках в Палестине так называли укрепленные монастыри, стены которых могли выдерживать длительную осаду. В Русской православной церкви существует несколько монастырей, которые по сей день называют лаврами: Киево-Печерская лавра (основана в XI веке), Троице-Сергиева лавра (с 1744 года), Александро-Невская лавра (с 1797 года), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года).

Энциклопедический словарь

Лавра

(греч. laura), название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721-1917 - Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

Словарь Ожегова

ЛА ВРА, ы, ж. Название нек-рых крупных православных мужских монастырей.

| прил. лаврский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Лавра

ж.
Название некоторых больших привилегированных православных монастырей,
находящихся в непосредственном ведении Синода.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лавра

(греч. λαύρα) - собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Л. применялось и ныне применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов. Так Л. назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого († 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Л. Востока замечательны Л. св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Л. св. Афанасия на Афоне. В России титул Л. усвоен монастырям: Kиeвo-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву, близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в СПб. (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому, в Волынской губ. (с 1833.г.). Все эти четыре Л., как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании св. синода, причем местный епархиальный архиерей состоит священно-архимандритом Л. Лица, которым вверяется непосредственное управление Л., носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Н. Б - в.

Словари русского языка

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации