2 закон диалектики в философии. Принципы, законы и категории диалектики

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

“Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические .

Антагонистические — это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние — противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные — противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные — противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона . Любой предмет обладает: противоположностями , которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию . Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

1. свойство предмета — такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

2. структура предмета , то из чего состоит предмет, из каких элементов

3. функции предмета , т.е. то, для чего предмет предназначен.

4. место предмета , т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента , которым является мера.

Сущность закона . Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. закон отрицания отрицания

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Основные законы диалектики

Основные законы диалектики – это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое.

Основные законы диалектики обосновал Иммануил Кант – великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку.

Основные законы и категории диалектики

Что такое диалектика? Это теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода.

Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:

  • категории;
  • принципы;
  • основные законы диалектики.
  • Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.

    Основные законы диалектики в философии следующие:

    1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод.

    Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.

    Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.

    2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения – узел.

    Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию – это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

    3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.

    Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.

    Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие:

  • содержание и форма;
  • всеобщее, единичное, особенное;
  • действительность и возможность;
  • явление и сущность;
  • случайность и необходимость;
  • следствие и причина.

Новый взгляд на основы философии.

Основной вопрос философии.
Определение материи.
Три закона философии.

Философия зародилась как наука обобщённых законов развития природы и общества. Причём таких законов с помощью которых можно рассчитать происходящие процессы во времени, фактически предсказать, что может произойти в будущем на основе анализа процессов в настоящем. Сегодня философия как наука ушла со своего истинно предназначенного ей пути. Философия превратилась в науку множества терминов, пытающихся описывать природу и общество. Причина такого ухода в сторону состоит в неверном определении и истолковании основ философии:

а) неполное определение материи, данное В.И. Лениным (материя дана нам в ощущениях) ;

б) неточная формулировка трёх законов философии и соответственно не совсем верное их истолкование.

В результате получили, что философия как наука о развитии природы и общества не может дать ответы на ряд вопросов. Например:

— какой должна быть оптимальная модель развития человеческого общества, чтобы прогресс в развитии был максимальным, а жизнь людей становилась с каждым днём лучше;

— какой из путей развития общества является более прогрессивным (капиталистический, социалистический или какой-либо другой) и какой из путей даёт наименьшие потери самого общества (войны, голод, болезни).

Для того, чтобы дать полные ответы на все подобные вопросы и указать оптимальный путь развития вернёмся к основам философии и сформулируем законы, чтобы они действительно стали обобщёнными, простыми и понятными каждому. Начнём с определения материи. Определение данное В.И. Лениным имеет два основных недостатка:

первый : на сегодняшний день видно, что чувства и ощущения у разных людей отличаются и во многом зависят от способностей самих людей;

второй : состояние и свойства материи не зависят от способностей человека. Человек сам есть частица материи.

Определение материи должно быть не только обобщённым, но ещё и относительным между микро и макромирами.

Новое, предлагаемое определение материи: совокупность микромиров есть материя мира и, соответственно, совокупность миров есть материя макромира.

Из данного определения материи получаем основное свойство миров – все миры подобны между собой по своему строению и своим свойствам. Данный факт подтверждает предложенная планетарная модель для описания строения атома. Кроме того, можно сделать предположение о наличии двуядерных атомов по аналогии с Солнечными Системами, имеющими два Солнца. В результате получим дополнительные элементы в таблице Менделеева.

Новое определение материи является обобщённым настолько, что вопрос о первичности идеи и материи просто становится бессмысленным, так как идея микромира в совокупности входит в состав материи мира и, соответственно, идея мира в совокупности входит в состав материи макромира. В отдельно взятом мире, идея и материя по отношению друг к другу являются противоположностями, но по отношению к миру высшему они являются его составляющими.

На основе вышесказанных рассуждений получаем, что всё гармонично сотворённое в Природе имеет два начала подобные друг другу внешне и внутренне, но противоположные по своему предназначению. Получили второе свойство миров – миры состоят из противоположностей. Это значит, что мир и антимир дополняют друг друга, а в совокупности могут образовывать новый макромир.

В развитии общества основными противоположностями являются капитализм и социализм (рыночная и плановая способы экономики).

Материалистическая диалектика и религия также являются подобными друг другу противоположностями, пытающимися дать словесное обобщение миропониманий, и называют самое простое словесное обобщение истиной. Материалистическая диалектика и религия заполняют словесными обобщениями то пространство, которое на данный период времени не объяснено физическими явлениями и не описано математическими формулами.

Перейдём к рассмотрению обобщённых законов философии.

Существуют три закона, с помощью которых можно рассмотреть и проанализировать все процессы в Природе.

Первый закон философии — это закон о самих противоположностях. Борьба противоположностей быть не должна, так как она приводит к гибели самих противоположностей вместо того, чтобы развиваться в гармонии и дополнять друг друга. Единство противоположностей состоит в гармонии развития противоположностей. Значит более верная и миролюбивая формулировка первого закона философии должна быть следующей: закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Если слово “Мир” понимать как мирное сосуществование противоположностей, то древнейшая фраза: “Мир покоится на трёх китах” (от автора: “на трёх законах философии”) – имеет глубокий философский смысл.

Перейдём к рассмотрению второго закона философии – закона о переходе количества в качество, качества в количество.

Для того, чтобы понять смысл и работу этого закона нужно немного знать теорию образования вихревого движения, то есть движения по замкнутому кольцу. Движение по замкнутому кольцу самое устойчивое движение в Природе. Основным свойством движения по замкнутому кольцу является создание потока сквозь само кольцо, причём потока замкнутого. Получаем, что движение по замкнутому кольцу порождает подобное движение по аналогичному кольцу, но только кольца расположены таким образом, что каждое из них проходит через центр другого. Получаем, что цепочка из колец есть хорошее наглядное пособие для понимания перехода количества в качество, качества в количество. Достаточно представить, к примеру, что чётные кольца это движение количества, а нечётные – движение качества. Учёные, которые пытаются представить электромагнитное поле в пространстве и распространение электромагнитной волны, могут попробовать применить модель замкнутых колец – переход кольца электрического в кольцо магнитное, магнитного в электрическое, и провести соответствующие расчёты.

Более обобщённая формулировка второго закона философии будет следующей: закон процессов взаимоперехода противоположностей.

На основании второго закона можно сделать замечательный вывод о модели развития общества. Модель развития по «раскручивающейся спирали» не верна .

Развитие происходит по замкнутым кольцам – расширяющимися, сужающимися и переходящими друг в друга. Развитие общества зависит от самого общества и от выбора пути жизни в Природе. То, что будет происходит с самим обществом, можно рассчитать, достаточно определить начальные условия и путь движения – путь перехода по замкнутым кольцам. Уменьшение диаметра последующего кольца говорит о замедлении движения по кольцу предыдущему, а в случае полной остановки движения – последующего кольца вообще не будет.

Рассмотрим третий закон философии. Формулировка “отрицание отрицания” является очень узкой по смыслу, поэтому сразу предлагается новая, более обобщённая и понятная: закон подобия и взаимосвязи микромиров и макромиров и процессов в них происходящих.

Этот закон можно назвать законом “Мира и Любви”. Если отрицать или переделывать в каком-либо мире или процессе любовь в зло получится, что зло уничтожит само себя и соответственно, мир или процесс в котором оно происходит. Уничтожив один мир или процесс, уничтожим переходные процессы, как между мирами, так и между самими процессами.

Зная теперь основы философии,
попробуем дать характеристику жизни общества.

Самое дорогое, что есть на планете Земля это труд и творчество Человека, как Создателя и Созидателя, как преобразователя свойств материального мира. Но человек создал эквиваленты труда: деньги, акции и т.д. Человек организовал способы перераспределения труда посредством эквивалентов, и назвал это бизнесом.

Деньги не делают деньги. В природе нет перехода количества в количество, только через переход в качество – труд человека. При насильственном нарушении гармонии процесса – низкая зарплата производителя и высокая прибыль распределителя – может произойти разрушение самого процесса.

В принципе, чем больше роль денег в общении между людьми, тем меньше они трудятся и творят своими руками материальный мир. Это приводит к остановке производства в целом и гибели человечества, в общем. На языке философии получается, что предыдущее кольцо не порождает последующее, а это значит, что движение на предыдущем кольце тормозится и останавливается.

Список вопросов для возможных последующих обсуждений:

— труд и деньги как две противоположности в развитии человеческого общества;

— капитализм и социализм как две противоположности развития человеческого общества;

— описание модели развития общества и характеристика видов деятельности человека;

и как вывод получим, что:

— деньги являются ТОРМОЗОМ развития человеческой цивилизации;

— а утверждение, что: «торговля является двигателем прогресса» требует тщательного исследования поскольку прогрессировать может всё что угодно и даже самое страшное ЗЛО;

Научный эксперимент «Разум и Мы»:

Минимальный бесплатный «Комплект для желающих научиться видеть сновидения» можно скачать (предварительно открыв в новом окне в большем формате) и распечатать самостоятельно:
1) лист формата А4 горизонтальный, печать с двух сторон: одна сторона — это обложка брошюры «Устав Подростка» выпуск первый, другая сторона — это «Философская модель технического устройства человека» формата А5 и «Герб Мира и Любви» формата А5 (желательно в цвете, можно распечатать в любом фотосалоне)
2) вкладыш можно распечатать в формате А5 — это информационный листок со страницы 6 брошюры «Устав Подростка, выпуск первый «.

Минимальный бесплатный комплект
для желающих научиться видеть сновидения:

Философия Гегеля. Основные законы диалектики

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) – наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании. Общую схему творческой деятельности мирового духа задаёт «абсолютная идея » — духовный универсум, содержащий в себе определение всех явлений.

В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени:

1 — ступень логики : пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта (работа «Наука логики»).

2 — ступень природы , когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек (работа «Философия природы»).

3 – ступень духа , когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Здесь Гегель разворачивает учение о: субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы наиболее адекватного самопознания духа). То есть гегелевская Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до него она осуществлялась как внутренне закономерная необходимость. Через формы человеческой культуры мировой дух постигает сам себя, как бы возвращается к самому себе, но уже как к тождеству субъекта и объекта (работы: «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» и др.).

Развитие мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития;

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует механизм, форму развития;

Закон отрицания отрицания — раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению. В истории общества также происходит, согласно Гегелю, ступенчатое самораскрытие мирового духа, устремляющегося к своей конечной цели – свободе.

Соответственно этому критерию (прогресс в сознании свободы) Гегель различал четыре периода (эпохи) всемирной истории:

1. Восточный мир (свободен только один человек – деспот).

2. Греческий мир (свободны только немногие – те, кто не в рабстве).

3. Римский мир (свобода ставится в рамки правовых отношений).

4. Германский мир (свободны все, т.к. свобода осознаётся как неотъемлемое право каждого человека, поэтому возникает гражданское общество, но высшее упорядочивающее начало – это государство). Этот, четвёртый период есть высший и завершающий период человеческой истории.

То есть, попеременно воплощаясь в «духе» того или иного народа, мировой дух неуклонно движется к своей цели – свободе, без которой невозможно его адекватное самопознание. Потому Гегель и определяет свою философию как «эпоху, схваченную в мысли».

Критики Гегеля, в том числе, Маркс и Энгельс замечают, что его философия страдает глубоким внутренним противоречием – между его диалектическим методом и его же стремлением создать законченную идеалистическую систему.

Суть в следующем: с одной стороны, диалектический метод требует признания всеобщности и бесконечности поступательного развития, а с другой – Гегель утверждает, что:

1) развитие совершается только в сфере духа, природа же как «застывший интеллект», не способна к самостоятельному развитию;

2) процесс самопознания мирового духа находит своё завершение в философской системе Гегеля, а общественный прогресс – в германском мире, т.е. в прусской конституционной монархии. Вместе с тем, философия Гегеля оказала огромное воздействие на последующее развитие философской мысли, в том числе, марксистской.

Диалектика — учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта.

Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию.

Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония — противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония — одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт — борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого — системы. 4. Разрешение противоречия : возможно несколько вариантов:

4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением. 4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое — гибель целого. 4.3. Временное возвращение к гармонии. 4.4. Снятие противоречия — эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант — развитие через борьбу противоположностей.

Пример на политической сфере. Этапы 1-3 — недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот. 4.2. Гражданская война. 4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример — изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь — температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем : есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы.

Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок — переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример — как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания — закон диалектики, показывающий результат развития как единство новизны и преемственности, относительное повторение старого на новом уровне.

Категория отрицание отражает отношение между последовательными стадиями развития объекта. Некоторые мыслители (метафизики) понимают под отрицанием полный разрыв с предшествующим этапом. Диалектики считают, что старое никогда целиком не отбрасывается.

В какой-то мере созвучна данному закону диалектики фраза Новое — это хорошо забытое старое , или, как говорил Чосер в 14 веке, Нет того нового обычая, который не был бы старым .

Гегель — немецкий философ 19 века — представлял развитие в виде спирали. Цикл развития — виток спирали : после двух отрицаний воспроизводится на более высоком уровне структура исходной ступени развития, но это не простой возврат, а обогащение новым.

Если рассматривать данный закон диалектики с помощью такой модели, то выходит, что прогресс сопровождается периодическими приходами к какому-то строю, но на более высоком уровне. Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей эры предложил идею атомов, и через многие века к ней вернулись. Или Ньютон отстаивал корпускулярную теорию света, которую вспомнили в 20 веке, когда оказалось, что волновая теория объясняет не все свойства света. Но это обращение к теориям было не тупым возвратом, ведь в физике был новый уровень знаний.

Как учение о закономерностях развития представляет собой стройную систему логически непротиворечивых знаний, основу которых составляет ряд принципов, законов, категорий, характеризующих развитие и взаимосвязи объектов, процессов, явлений.

Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве , а затем приобрела материалистический характер в марксизме. Однако знания о закономерностях и принципах развития разного рода объектов и систем продолжают множиться и углубляться по сей день.

Ядро диалектики составляют ряд основополагающих принципов, три так называемых основных закона диалектики и система важных диалектических категорий.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: во-первых, охватывают все сферы окружающей действительности и, во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей

Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено , содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать , но и взаимопредполагать , взаимодополнять друг друга. Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренённых» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами явяяется причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой. Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики. Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

  • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
  • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой , но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
  • антагонистическая борьба , где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

  • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
  • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
  • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
  • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга);

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество », «количество », «мера », «скачок ». При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество . При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов », а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок ». Категория «скачок » отражает сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений. Если, например, нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар, то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?» То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой;

Закон отрицания отрицания

Он заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии.

Выделяются следующие основные точки зрения:

  • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;
  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
  • развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая . Например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

Принципы диалектики

Основными принципами диалектики являются:

  • принцип всеобщей связи , который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
  • принцип развития , который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;
  • принцип системности , который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
  • принцип причинности , т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;
  • принцип историзма , который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

Основные категории диалектики

В систему принципов и законов диалектики входят также категории.

Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, так как существование одной из них (из пары) предполагает существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее».

В качестве примера обычно приводят такие категории, как сущность и явление: содержание и форма; причина и следствие: возможность и действительность; необходимость и случайность и некоторые другие.

  • сущность - категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета — задача науки;
  • явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно-данные формы его существования;
  • содержание - определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;
  • форма - способ существования и выражения содержания;
  • причина — (от лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление;
  • следствие - явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;
  • возможность - объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;
  • действительность — объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей;
  • необходимость — категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;
  • случайность - категория, отражающая внешние, несущественные. единичные, неустойчивые связи.

Впрочем, далеко не все философские школы и направления придают высокий статус не только категориям, но и самой диалектике. Немало споров и по поводу того, что есть развитие. Так, может встретиться мнение о том, что развитие — это процесс, характеризующий только совершенствование системы (объекта), только изменения «по восходящей». Другими словами, развитие в данном случае сводится к прогрессу. Иногда развитие представляется как хаотичный процесс, не имеющий четкой направленности. В данном случае развитие оказывается тождественным движению.

Поэтому была приведена точка зрения, с одной стороны, наиболее распространенная, с другой — традиционная. Наконец, она представляется более взвешенной и точнее учитывающей реальность процессов развития.

О современных взглядах на развитие как на самоорганизацию необходимо остановится отдельно.

Основные принципы диалектики

Принцип (от лат. principium — начало, основа) в данном случае означает основное исходное положение учения, философского мировоззренческого подхода.

В разных вариантах изложения диалектики как теории называют различное количество принципов диалектики (например, принцип системности, принцип историзма и некоторые другие). Два из них считаются основными практически всеми учеными, мыслителями, признающими диалектику, использующими диалектический подход в осмыслении и описании мира; это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.

Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие — это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.

При этом каждый из данных объектов представляет собой совокупность взаимосвязанных частей. Совокупность и характер связей (отношений) в целостности определяют некую конфигурацию — структуру. Элементы, объединенные в структуру и образующие тем самым целостность, в свою очередь, имеют свои внутренние связи и т.д.

Таким образом, связи (или отношения) могут быть как внешними (между объектами, между целостностями), так и внутренними (между составными частями целостности). Они также могут быть непосредственными , в этом случае объекты (системы) или элементы систем непосредственно связаны между собой. Но отношения могут быть и опосредованными, когда объекты между собой не имеют непосредственных отношений, а связаны с помощью третьего объекта, который соотносится с каждым из них непосредственно.

Отношения бывают механическими (когда материальные объекты находятся в непосредственном контакте), физическими (например, между материальными телами, связанными гравитационными силами), химическими (внутри молекулы вещества), биологическими (обмен веществ), социальными (отношения между большими и малыми социальными группами, отдельными людьми).

Согласно принципу всеобщей связи все составные части окружающего мира могут в определенной мере воздействовать друг на друга. Это следует иметь в виду при осуществлении самых различных видов деятельности: грубо говоря, от игры в мяч до судопроизводства. Например, изучение того или иного предмета (процесса, явления) в зависимости от конкретных целей исследователя, от характера связей исследуемого предмета требует учитывать и возможные взаимовлияния на этот предмет связанных с ним объектов, процессов.

Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе. Все в мире когда-то возникает, совершенствуется, усложняется, достигает своего наиболее зрелого состояния. В самых общих чертах в этот период (момент) данный объект наиболее эффективно функционирует как в собственных интересах, так и с точки зрения окружающей действительности. Затем начинается период угасания, снижения функциональности объекта, его деградации, завершающийся, как правило, исчезновением данного объекта, его гибелью, распадом. На «месте» распавшихся объектов могут возникнуть новые объекты, нередко существенно и качественно, и количественно отличающиеся от прежнего.

Развивается (возникает, исчезает) все: звезды и планетные системы, горные и водные системы, живые организмы и целые популяции, отдельные люди и сложные социальные сообщества. Погибающие или разрушенные объекты служат своеобразным «строительным материалом» или источником энергии для вновь возникших и продолжающих функционировать.

Таким образом, все находится в постоянном движении, в развитии.

Основные законы диалектики

Принципы, сами отражающие определенные важные закономерности, тесным образом связаны с основными законами диалектики.

Данные законы многие философы считают наиболее общими, носящими универсальный характер. Это означает, что основные законы диалектики отражают в самых общих чертах любой из имеющихся в природе типов развития и одновременно описывают то общее, что свойственно любому процессу развития. Они отражают источник, механизм и направление любого развития.

Является первым и самым важным среди них. Он указывает на источник развития.

Все сущее состоит из двух противоположных компонентов, которые находятся в единстве и одновременно в борьбе друг с другом. В результате противодействия, связанного с проявлением определенной активности (выделение энергии, осуществление действий, совершенствование «приемов» и «инструментов»борьбы), и происходит развитие конкретного предмета (объекта).

Каждый предмет (система, процесс) тождествен самому себе, но внутри него возникает нечто, являющееся, с одной стороны, органичной частью этого предмета, а с другой — чем-то иным, новым. В результате возникает противоречие, которое приводит к развитию. Так происходит с плодом растения и семенами внутри плода или с обществом, в котором возникает новый социальный класс. То же характерно и для идеальных систем. Так, в рамках научной теории может возникнуть новая идея, которая позже окрепнет, получит твердое логическое и эмпирическое обоснование, станет новой теорией и отвергнет прежнюю. В результате многократного повторения подобных противоречий и актов борьбы постепенно эволюционируют растения, животные, социум. В обществе могут произойти и революционные преобразования, сопровождающиеся политической, идеологической борьбой и вооруженными столкновениями.

В разных случаях противоречия разрешаются различным образом. Могут сохраниться обе противоречащие стороны, одна из них может исчезнуть. Но каждый раз источником развития оказывается противоречие.

Отвечает на вопрос о том, каков механизм развития. С появлением внутри развивающейся системы противоречащего начала в ней возникают количественные изменения. Во-первых, как правило, происходит рост, усиление вновь возникшей сущности. Растет зерно внутри плода, становится более многочисленным новый социальный класс, растут его потребности, изменяются соотношения между уже существующими и вновь возникшими социальными группами; новая научная гипотеза получает все больше подтверждений. Во-вторых, растет напряженность, вызванная возникшим противоречием.

Затем на определенном этапе более новая составляющая «побеждает» прежнюю систему, становится доминирующей, что приводит к скачкообразным качественным изменениям: система — созревшие и зажившие собственной жизнью семена, измененное новыми классами и новыми социальными отношениями и нормами общество, окончательно принятая научным сообществом новая теория, перевернувшая представление о мире, — становится качественно иной.

Большое значение в применении закона перехода количественных изменений в качественные имеют категории «количество», «качество», а также «мера».

Качество — категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность внутренних характеристик, делающих данный объект именно им, отличающая его от объектов с иными сущностными характеристиками и делающая похожим на объекты с подобной сущностью.

Мера - единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественным трансформациям объекта. Когда мера превышена, количественных изменений становится больше допустимого предела, обусловленного нормой, происходит качественное изменение. При этом изменяется и мера: возникает новая норма, в пределах которой новые качественные изменения не приведут к качественным преобразованиям объекта.

Указывает на направленность развития. Возникшее новое отрицает старое. Семена отрицают перезревший и прекративший свое существование плод. Новый социальный класс отрицает старые общественные отношение и старую социальную систему, прежнюю систему социальных норм. Новая теория отрицает старые научные воззрения, устаревшую, не отражающую реальной действительности систему знаний.

Однако это новое в результате процесса развития само становится старым на фоне появления более нового и отрицается этим более новым.

Таким образом, развитие направлено от старого к новому и от нового к более новому.

Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики: Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

  • Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.
  • Различие – категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.
  • Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

  • Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.
  • Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиваться. Дисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.

3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

  • Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.
  • Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
  • Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.
  • Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.
  • Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.
  • Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.
  • Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

Диалектический способ мышления в познании предполагает не только использование в качестве исходного общего методологического инструментария онтологических и гносеологических принципов диалектики, но и основных её законов. Закон есть существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, сформулированный в соответствии со спецификой человеческого познания. Законы выражают объективные процессы реальной действительности.

В действиях диалектических законов и закономерностей проявляются все основные общие особенности в развитии исследуемых явлений. Особую роль при этом играют три известных диалектических закона: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Рассмотрим основные понятия, через которые выражается сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Свойство. Свойство - это своеобразное проявление объекта в его отношениях с другими объектами; оно заключается в способности производить то или иное действие. Например, металлы обладают свойством электропроводности, заключающимся в способности пропускания через себя электрические заряды; живая клетка обладает свойством раздражимости, заключающимся в способности реагировать на внешние воздействия изменения формы, местоположения, химизма состава.

Любой объект обладает определенным набором свойств, среди которых имеются как существенные, так и несущественные. На основе свойств проявляются качественная и количественная определенность вещей окружающего мира.

Качество. Аристотель: «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то» (Аристотель. Соч., т.2.М., 1978. С.72).

Г. Гегель: «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность. … Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». (Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М - Л., 1929. С. 157).

Количество. Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина, если измеримо». (Аристотель. Соч., т.1.М., 1978. С.164).

Г.Гегель: «Количество … есть безразличная к бытию, внешняя ему определенность». (Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М.-Л., 1929. С.157).

Мера имеет границы (верхняя и нижняя). Выход количественных измерений за границы меры приводит к качественным изменениям. Например, мерой жидкого состояния воды является интервал количественных изменений температуры от 0 0 С до 100 0 С при нормальном атмосферном давлении. Границами меры являются 0 0 С и 100 0 С. Когда изменение температуры достигает нижней границы 0 0 С, вода переходит в другое качественное состояние - в лед. При достижении температурных изменений верхней границы меры 100 0 С вода превращается в третье качественное состояние - газообразное, в пар.

Ф. Энгельс: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Ф.Энгельс. Диалектика природы. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т.20. С.385-390).

Сущность закона в современной интерпретации: в процессах развития количественные изменения, накапливаясь, рано или поздно, нарушают меру качественного состояния объекта, при этом объект переходит в новое качественное состояние с новыми количественными изменениями.

Переход от одного качества к другому осуществляется в виде скачка. Скачок - это момент качественного изменения объекта, критическая ситуация в развитии. При этом развитие осуществляется как эволюционно, так и революционно. Эволюция - это развитие, связанное с количественными и качественными изменениями несущественных свойств и признаков объекта. Объект эволюционирует - это значит, в нем количественные изменения приводят к качественным изменениям несущественных свойств, черт, признаков. Когда же количественные изменения приводят качественным изменениям существенных, основных свойств, сторон, признаков объекта, то такой качественный скачок называют революцией. В объекте совершаются революционные изменения тогда, когда в нём качественно изменяются коренные, существенные свойства, стороны, признаки. В процессах развития обычно эволюционные изменения постепенно приводят к революционным изменениям. При этом целостный объект предстает в новом качестве.

Закон единства и борьбы противоположностей. Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.

Тождество. Если общие признаки, свойства, черты у объектов имеют одинаковую степень (интенсивность) проявления, то объекты тождественны по данному признаку, свойству, черте.

Например: Если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.

Различие. Кроме общих свойств, черт, признаков, у объектов существуют свои специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам. В таком случае используется понятие различия.

Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.

Примеры: В природе: притяжение - отталкивание, ассоциация (соединение) - диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) - диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство - потребление, рабы - рабовладельцы, добро - зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) - синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).

Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие.

Виды противоречий: основные (на основных свойствах, определяют развитие объекта), не основные (на не основных свойствах, влияют на развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой); в обществе: антагонистические (враждебность сторон по коренным направлениям), неантагонистические (общность по коренным, несогласие по некоренным направлениям).

Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Саморазвитие осуществляется следующим образом. В возникшей вещи (1) существуют свои противоположности, среди них и основные (А, В), которые вначале незаметны (находятся в состоянии относительного тождества), но, взаимодействуя, и взаимоисключая друг друга, приходят в состояние противоречия и борьбы. Под воздействием друг друга противоположности изменяются; противоречие, нарастая, доходит до высшей стадии - конфликта (1 1), при этом происходит разрешение противоречия заменой старого качества новым (2), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 1 , В 1), которые, затем приходят в состояние противоречия и борьбы. Противоречие, нарастая, достигает высшей фазы - конфликта (2 1) и разрешается заменой старого качества новым (3), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 2 , В 2) и т.д.. Образуется непрерывная цепь развития с переходами от низших ступеней организации к более высоким.

Проявление закона в различных сферах действительности.

а) Рассмотрим такую систему, как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как «обладать электрическим зарядом» (протон) и «не обладать электрическим зарядом» (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия. Процесс взаимодействия противоположностей и характер действия закона единства и борьбы противоположностей виден из следующей схемы:


Здесь протон p под воздействием нейтрона n испускает частицу П + - мезон и превращается в нейтрон n, а нейтрон n, поглотив П + - мезон, превращается в протон, который, в свою очередь, испустив П + - мезон, превращается в нейтрон и т.д., образуется последовательная цепь переходов от одного состояния к другому.

б) Движение планеты вокруг Солнца. Планета, движущаяся вокруг Солнца по орбите, сохраняет целостность данной системы в силу существующих в единстве двух противоположных тенденций, направлений движения. С одной стороны, под действием силы притяжения, к центру Солнца, с другой стороны, по инерции, в направлении АЗ от Солнца (см. рис.). Противодействие двух этих противоположных тенденций приводит к движению по круговой или эллиптической орбите вокруг Солнца как центра. Результатом разрешения противоречия в каждый момент времени является новое направление вектора скорости, новый элемент искривленного пути, как новое качественное состояние. Противоречия здесь разрешаются в каждый момент времени не полностью, они появляются в новых фазах, снова нарастая, затем снова частично разрешаясь и т.д.

Закон отрицания отрицания. Сущность данного закона выражается через такие понятия как «отрицание», «отрицание отрицания».

Категория отрицания. В обыденном сознании понятие отрицания часто связывают со словом «нет». Отрицать значит сказать «нет». Соответственно этому строятся отрицательные суждения. В них указывается на отсутствие чего-либо. Если такое понимание переносится в философскую теорию развития, то складывается метафизическое понимание.

В диалектике понятие отрицания приобретает другой смысл. Оно выражает момент связи между новым и старым в развитии, с указанием на преемственность между ними.

В процессе развития вещи, явления утрачивают одни черты, свойства, формы, качества и приобретают другие, новые, ранее им не присущие. На место старого состояния приходит новое качественное состояние. В этом случае говорят, что старое отрицается новым. Так, например, ребенок в возрасте до 1 года еще почти не может ходить и не владеет речью. В процессе дальнейшего развития, примерно к 2-3 годам, это его состояние отрицается новым, при котором качественно сохраняется его биофизиологическая структура, но, при этом, отпадают такие признаки, как неумение ходить и говорить и приобретаются новые особенности - способность ходить и овладевать элементами обыденной речи.

Отрицание - это такой момент связи в развитии, при котором новое, возникая на основе старого, преемственно сохраняет в своей структуре определенные черты, свойства, признаки старого. По характеру процессов, приводящих к отрицанию старого новым, можно выделить два вида отрицаний.

  • а) Первый вид отрицания - это отрицание, обусловленное внутренними процессами в развитии объектов, когда предпосылки к появлению нового заключены в самом объекте и новое появляется в силу внутренней необходимости. Такое отрицание называют самоотрицанием. Например, посаженное весной зерно кукурузы прорастает и из него вырастает стебель. Зерно отрицается стеблем. Такое отрицание является самоотрицанием, поскольку предпосылки его заключены в самой природе зерна.
  • б) Второй вид отрицания - это отрицание, обусловленное внешними по отношению к объекту процессами, в силу внешнего воздействия на объект. Такое отрицание можно произвести над зерном кукурузы, если его размолоть на муку. Это отрицание в силу внешней необходимости, оно не вытекает из внутренней сущности объекта и является для него случайным и может привести к прекращению процесса развития данного объекта, к его уничтожению, деградации.

Отрицание обладает всеобщностью; оно происходит во всех сферах действительности.

К. Маркс отмечал: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». (К. Маркс. Морализирующая критика и критизирующая мораль. - К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т.4. С. 296-297).

Отрицание отрицания. Процесс развития не исчерпывается одним актом отрицания. Появившееся в результате отрицания новое содержит в себе предпосылки к появлению другого нового состояния, которое при определенных условиях появляется, отрицая новое прежнее состояние. То, что раньше отрицало, теперь само отрицается другим новым состоянием. Происходит отрицание отрицания.

Фактически любое развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний отрицания. Так, рост и развитие индивидуального человека представляет собой последовательную цепь отрицаний его возрастных периодов жизни: детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий.

При отрицании отрицания каждая новая ступень, приобретая новые черты и признаки и сохраняя в себе все положительное, что было в предыдущей ступени, оказывается богаче по содержанию предыдущей. Поэтому в последовательной цепи отрицаний в каждой новой ступени все более концентрируется богатство развития в целом; каждая новая ступень оказывается более высокой по степени развития. В силу этого, развитие, в целом, представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организаций к более высоким, от менее совершенных к более совершенным.

Отсюда вытекает, что процесс развития является необратимым. Развитие не может быть движением вспять, от высоких форм к низшим.

В последовательной цепи отрицания отрицаний могут наступать такие моменты, когда в новом качестве повторяются черты, свойства, отброшенные на более ранних этапах отрицания. Современная наука обнаружила периодичность, повторяемость определенных свойств, черт, признаков, структур в развитии явлений во всех сферах действительности.

Повторяемость приводит к такой особенности, как развитие по спирали, причем расширяющейся спирали. Спираль эта состоит из циклов. Каждый цикл начинается с одной и той же черты, отрицавшейся ранее и вновь появившейся на новом качественном уровне.

В сущности, мы находимся в окружении множества взаимосвязанных циклических процессов: это ритмы нашей повседневной жизни, суточные изменения дня и ночи, смена сезонов года - лета, осени, зимы, весны; поддержание постоянного воспроизводства сельскохозяйственных культур: пшеницы, картофеля, арбузов и др., связано с циклами изменений, которые они претерпевают. Например, весной высаживаются семена кукурузы. Семена отрицаются стеблем, стебли, затем, отрицаются початками кукурузы, в которых, затем созревает много семян. Появление семян это повторение отрицающегося ранее состояния семени. На этом заканчивается один цикл. Взятые из кукурузных початков зерна и посаженные вновь весной, составляют начало нового цикла, из зерен, затем, появляются стебли, затем початки и т.д. Развитие здесь осуществляется циклами.

Исходя из выделенных особенностей отрицания отрицания, можно следующим образом выразить сущность закона отрицания отрицания: в процессе развития, при последовательном отрицании отрицания, каждая новая ступень оказывается богаче по содержанию предыдущей, концентрируя в себе все то, что было приобретено, как положительное, во всех предыдущих ступенях. Поэтому процесс развития представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организации к более высоким. И в силу повторяемости черт, структур, признаков, это движение является циклическим, оно происходит как бы по расширяющейся спирали.

Законы диалектики имеют методологическое значение.

Основные законы диалектики

1. Основные законы диалектики

1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

1.2 Закон единства и борьбы противоположностей

1.3 Закон отрицания отрицания

Список использованных источников


1. Основные законы диалектики

1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Человек издавна пытался выявить природу качественных и количественных характеристик в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают гармонию сферам Солнечной системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».

В средневековье утверждалось представление о «скрытых» качествах как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя их на первичные и вторичные, объективные и субъективные.

В философской и научной мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.

Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.

Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или сходство с другими предметами и проявляющиеся во взаимодействии с ними. При изменении условий отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие скрытый характер, свойства.

Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука начинается там, где начинается измерение. ^Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и в истории общества, в отличие от точных наук, количества не могут быть четко измерены и прослежены. Аналогично рассуждают некоторые современные авторы, которые утверждают, что такие феномены и процессы, как «национально-культурные традиции, верования, подсознательное... зачастую... не вкладываются... в количественно исчисляемые статистические столбцы или математические формулы» И все же, объективно количественная сторона у сложных объектов имеется, хотя она не выражается в точных количественных параметрах. О культурных традициях у того или иного этноса, вероятно, можно опосредованно, приблизительно судить, например, по числу людей, придерживающихся определенных ритуалов, о религиозной вере - по количеству людей, соблюдающих посты, о нравственности человека - по числу его добрых поступков и т.д. Названные количественные ориентиры, конечно, дополняются и другими показателями. Количественные отношения, помимо измерений, также улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т.п.).

В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.

Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Мир и его фрагменты характеризуются единством относительной исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой меры).

Гегель установил, что действительное целое есть результат вместе со своим становлением74. Ф. Энгельс указывал, что существенным моментом развития является опосредование противоположностей, когда «все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов»75. Промежуточность есть свидетельство объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. Между старым и новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению к обоим смыкающимся полюсам (старому и новому качествам). Одновременно оно неустойчиво, внутренне раздвоено происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном «организме», системе (так, по поводу экономики переходного периода Ленин писал, что «в данном строе есть элементы, частички, кусочки и капитализма, и социализма»76). В переходных состояниях социума «сталкиваются» традиции и новации, остатки прошлого и потенции будущего. Человек, вовлеченный в ситуации переходности, сомневающийся, колеблющийся, вынужденный в условиях неустойчивости и неопределенности принимать рискованные решения, стоит перед необходимостью участвовать порой в рассогласованной деятельности, которая порождает асинхронность в его внутреннем мире и оценивается им как кризис.

Переходное состояние, вероятно, ведет к двояким последствиям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое развивается далее под возрастающим влиянием имманентных закономерностей, что позволяет переломить инерцию старой системы и дать начало новому качеству. Происходит самоотрицание старого качества в силу исчерпания его ресурсов новым качеством. Применительно к социальной жизни в современном переходном состоянии общества в СНГ напрашивается сценарий утверждения продуктивного неокапитализма или гуманно-демократического социализма (ведь рабство, феодализм и «дикий капитализм» - пройденные человечеством ступени, а «государственный социализм» неперспективен). Во втором варианте последствий переходное состояние ведет к разнообразию реальности, превосходящей возможности любой отдельно взятой системы, к «синтезу» старого и нового качеств. В социуме это приведет к синтезу труда и капитала, к наполнению капитализма позитивными параметрами социализма, а социализма - положительными чертами капитализма. Появляются страны, в которых существует социализм с капиталистическими элементами (Китай, Вьетнам и др.) и капитализм с чертами социализма (Швеция, Норвегия и др.).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации