Здоровьесберегающая среда школы.

Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка

дипломная работа

1.2.1 Понятие "здоровьесберегающая среда"

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов . Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека--это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

· физическое здоровье - при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

· психическое здоровье - это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе;

· социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 - 55 %, состоянием окружающей среды - на 20 - 25, генетическими факторами - на 15 - 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 - 10 % .

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются :

· неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

· неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

· недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

· нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

· низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

· проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

· вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.

Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани .

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма .

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате - 18 - 20 ?C . Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами - 6 ?C, а между потолком и полом -- 3?C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ?C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции :

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание - это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей - роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

Возможности информационных технологий обучения в процессе развития творческого мышления

Для формирования креативности как личностного, а не только поведенческого свойства требуется специальным образом организованная среда. Так называемые «локальные» методики развития креативности (например, решение нестандартных задач)...

Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни

Концепция модернизации образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения...

Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения учащихся, сохранения их здоровья...

Здоровьесберегающая среда как средство сохранения здоровья детей раннего возраста

Здоровьесберегающая среда - это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания к благоприятной режим организации жизнедеятельности детей...

Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию...

Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни...

Информационно-программное обеспечение дизайнерских дисциплин

Современное образование вошло в новую стадию своего развития. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать...

Образовательная среда педагогического университета

Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние...

Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (МАДОУ ДС № 1 "Белоснежка")

Художественно - эстетическое развитие 8.40. Музыка (в зале) Речевое развитие 8.50 Развитие речи Физическое развитие 15.50. Физическая культура...

Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении

здоровый образ жизнь учащийся Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды. Образовательная среда - это среда, которая состоит из элементов...

Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения ...

Предметно-развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой . Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении...

Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая условия развития ребенка в контексте предметности культуры (В.И. Слободчиков)...

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений...

Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Игровое пространство ДУ, как здоровьесберегающая среда. Воспитатель: Самсонова Н.Ю.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К сущностным характеристикам предметно - пространственной среды следует отнести: - морально-психологический климат; - экологию и гигиену; - рациональный режим жизни, труда и отдыха; - современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения. - современный дизайн;

Особенности личностно – ориентированной модели воспитания: - в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!» - содействовать становлению ребёнка, как личности; - обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру; - радости существования; - развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности; - знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

Помимо двигательного центра, в группах организуются следующие подпространства: -Уголок природы. -Познавательно – исследовательский центр. -Книжный уголок (речевой деятельности). -Центр дидактических игр и мелкой моторики. -Строительно – конструктивный центр. -Уголок изодеятельности. -Уголок театрализации и музыкальной деятельности. -Учебная зона. -Зона ПДД и гараж. -Уголок сюжетно – ролевых игр. -Зона для кукол. -Уголок уединения.

Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья: - Личная гигиена. - Проветривание. - Влажная уборка. - Режим питания. - Правильное мытьё рук. - Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. - Полоскание ротовой полости после еды. - Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Предметно – пространственная среда – это мощный обогащающий фактор детского развития, который способствует: - Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни. -Воспитанию и развитию ребёнка в коллективе. -Развитию опорно – двигательного аппарата. -Развитию у детей организованности, инициативности. -Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками. -Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр. -Обогащению нравственно – эстетическими ценностями. -Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др. -Формированию личности.

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты: · мониторинг состояния развития; · определение уровня здоровья; · наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Утренняя гимнастика!

Двигательная деятельность!

Спортивные развлечения!

Спортивный уголок!

Подвижные игры!

Картотека подвижных игр.

Главная задача педагога – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья…………4

2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ…………………7

3. Программа здоровьясбережения (из опыта работы)…………….12

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….16


Введение

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

Цель контрольной работы – анализ здоровьесберегающей среды как фактора развития.


1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья .

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Остановимся на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей:

Приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

Формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

Развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

Воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

Формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

Воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

Формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

Развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

Формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении.


2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, логопед
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги
Гимнастика дыхательная Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели, руководитель физического воспитания
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, психолог
Коммуникатив-ные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог
Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Биологическая обратная связь (БОС) От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников Педагог-валеолог, специально обученный педагог
3. Коррекционные технологии
Арттерапия Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Воспитатели, психолог
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги
Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели, психолог
Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Воспитатели, психолог
Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Воспитатели, психолог
Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам Воспитатели, психолог
Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.

Социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека -- семью, трудовую, учебную и др. группы.

Окружающая среда - это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Понятие "здоровьесберегающая среда"

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов . Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека--это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

· физическое здоровье - при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

· психическое здоровье - это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе;

· социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 - 55 %, состоянием окружающей среды - на 20 - 25, генетическими факторами - на 15 - 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 - 10 % .

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются :

· неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

· неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

· недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

· нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

· низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

· проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

· вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.

Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани .

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма .

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате - 18 - 20 ?C . Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами - 6 ?C, а между потолком и полом -- 3?C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ?C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции :

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание - это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей - роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.
Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье.
Из них 30-35 % детей уже имеют хронические заболевания при поступлении в школу. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения, осанки; в 4 раза увеличивается количество нарушений психического состояния учеников; в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.д.
Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Нормой каждого должен стать ЗОЖ и санитарная культура. ЗОЖ принципиально не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения республики и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. Именно поэтому в нашей школе система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных физических и психологических особенностей детей.
Администрация и педагогический коллектив школы используют в своей практике здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учеников. Однако мы испытываем некоторые затруднения, так как стоит вопрос и об улучшении материально-технической базы, необходимой для работы в данном направлении.
Целью деятельности нашей школы по здоровьесбережению учащихся является:
- формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.
- приобщение к занятиям физкультурой и спортом.
-формирование ценностных установок, жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;
- вооружение учащихся:

Санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту;

Знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;

Знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа.

Помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
Четыре взаимосвязанных направлений представляют систему работы школы, направленную на охрану и укрепление здоровья школьников.
Деятельность школы по созданию в ней здоровьесберегающей среды как условия для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся мы разбили на такие сферы деятельности:
- условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе (условия в соответствии с СанПиНом:
расположение здания школы;

Участок образовательного учреждения;

Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);

Водоснабжение и канализация;

Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;

Наличие учебных мастерских;

Соблюдение размеров мебели;

Воздушно-тепловой режим;

Освещенность мест занятий;

Отличное санитарное состояние;

Наличие двух спортивных залов, раздевалок, подсобных помещений;

Спортивное оборудование и инвентарь;

Расписание;

Наличие зала для занятий ЛФК;

Медицинский кабинет и оборудование.

Мониторинг здоровья (уровень физического, психического развития, уровень заболеваемости детей, уровень знаний о здоровье и т. д.)
- коррекционно-оздоровительная деятельность школы (организация горячего питания, спортивные секции, школа дополнительного образования, работа медицинского персонала, логопеда, психолога и т. д.)
- обучение здоровью или формирование потребности в здоровом образе жизни (уроки физической культуры и ОБЖ, дни, недели и праздники здоровья, физминутки на уроках, викторины, конкурсы и классные часы по ОБЖ и ПДД, уголки здоровья, участие детей в исследовательской деятельности по здоровьесбережению)
Условия реализации по оздоровлению детей в школе достаточно благоприятные и позволяют в полном объеме проводить мероприятия по сохранению здоровья учащихся. Кабинеты в школе светлые, теплые, проветриваемые. Рекреации просторные и предназначены для отдыха детей. Классы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: освещение, режим работы школы, учебный план, наполняемость классов, вентиляция учебных помещений, но, к сожалению, не во всех классах размеры ученических столов и стульев соответствуют росту детей. Для всех учеников занятия организованы в одну смену. Уроки имеют продолжительность 35 минут с пятидневной нагрузкой в наделю. Для питания учащихся начальной школы отведена перемена 15 минут после второго и третьего уроков. Остальные 10-минутные перемены позволяют ученикам восстановить свои умственные и физические способности после напряженного труда на уроках. Решен вопрос организации питьевого режима в школе: в каждом классе стоят кулеры с питьевой водой. В учебно-воспитательной работе решена задача нормирования учебной нагрузки и объема домашнего задания учащихся с учетом расписания. Наша школа располагает работой двух спортивных залов: малого и большого с наличием спортивного инвентаря. В школе функционирует кабинет ЛФК и медицинский кабинет.
Одним из следующих направлений в работе школы по здоровьесбережению является мониторинг состояния здоровья детей, то есть создание системы учета контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, педагогических, медицинских обследований детей. В течение каждого учебного года проводятся анкетирования детей и их родителей по проблемам здоровья учащихся. Специалистами – медиками проводятся по плану диспансеризация детей, по необходимости – прививки и витаминизация. Практически все ученики обследованы врачами – стоматологами и ежегодно получают стоматологическую помощь в стоматологическом кабинете в школе. Своевременно медработником заполняется листок здоровья в журналах. Ежегодно учителями и медработником ведется учет и контроль за состоянием здоровья того или иного ученика, проводится диагностика. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года по классам. В зависимости от результатов корректируется и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Например, по результатам обследования уровня физического развития и здоровья в 2006-2007 учебном году был выявлен низкий уровень координации движения учащихся 1-11 классов, было принято решение о введении тренировочных упражнений на координацию движений в большем объёме на уроках физкультуры, физкультминутках на других уроках, в подвижных играх в ГПД. Результатом такой работы стало изменение показателей уровня физического развития учащихся в 2007-2008 учебном году по координации движений в лучшую сторону на 15%.
При посадке детей за парты учителя обязательно учитывают зрение детей и руководствуются медицинскими показаниями.
Следующим направлением в работе школы по здоровьесбережению учащихся является коррекционно-оздоровительная деятельность. Большая часть детей начальных классов охвачена горячим питанием. В начале учебного года с самых первых дней совместно с родителями, логопедом, психологом, учителем отслеживается адаптация детей (особенно первоклассников) к школьным занятиям, т.к. именно от этого зависит психологическое здоровье младших школьников. Для такой комплексной диагностики используются следующие методы: ознакомительная беседа с ребёнком и его родителями, логопедическое и психологическое тестирование, анкетирование родителей, знакомство с материалами медицинской карты. Всю информацию, полученную в ходе тестирования, используют:
-для определения уровня развития учащегося с целью профилактики возможных трудностей в обучении,
-зачисления его в основную или подготовительную группу занятий на уроке физкультуры, соответствующую группу развивающих занятий с психологом,
-выявления необходимости занятий с логопедом, в группе ЛФК.
После обобщения информации по классу в целом вырабатываются рекомендации для учителей, работающих в этом классе, планируется работа с родителями (тематика родительских собраний, тренингов, индивидуальных встреч и другие).
Ежегодно учителя начальных классов работают над преемственностью учеников из начального блока в среднее звено школы. Система внеурочной занятости, сложившаяся в нашей школе, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. У нас в школе работает эстетический центр «Гармония» и филиал школы искусств №2, где дети занимаются хоровым пением, актерским искусством, хореографией, музыкой, фольклором, танцами. Ученики нашей школы охотно посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях. У нас в школе действуют секции бокса, легкой атлетики, гимнастики, футбола, волейбола. В летнее время около 80 % детей младшего школьного возраста отдыхают в школьном лагере на базе нашей школы.
Еще одним аспектом в деятельности школы по здоровьесбережению учащихся является обучение здоровью. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима учеников.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя проводят физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока.
Кроме того, определяют и фиксируют психологический климат на уроке, проводят эмоциональную разрядку, строго следят за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки учителя начальных классов проводят, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток учителя начальных классов включают:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. Преподавание 2-х уроков физической культуры в школе ведётся в основном учителями начальных классов.. Организация урока позволяет осуществлять индивидуальный подход, дифференцировать нагрузку в зависимости от группы здоровья ребёнка, а значит создавать ситуацию успеха у каждого. В программу по физической культуре 1-4 классов обязательно входят уроки физ-ры на свежем воздухе.
На каждом уроке обязательно проводятся ОРУ для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз.
Работа спортивных секций, участие в школьных, окружных, городских спортивных соревнованиях, Днях здоровья способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, закаливанию, пропаганде здорового образа жизни. Для педагогического состава школы и родителей предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье, посещая школьный спортзал для игры в волейбол.
Ежегодно в школе проводятся дни здоровья. На классных часах постоянно пропагандируется здоровый образ жизни. В ходе данного мероприятия выпускаются стенные газеты, листовки; дети пишут сочинения на определенную тему. Например, «Все о вреде курения», « Что такое ЗОЖ?», «Будь здоров, малыш», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Зачем надо заниматься спортом?», «Вредные привычки» и т.д. Огромную работу ведут учителя начальных классов по преподаванию правил безопасности дорожного движения. Это и беседы, и конкурсы, и викторины «Светофорчик», « Маленький ЮИД», «Что там за окном?», «Правила безопасного движения» и т.д.
Наши ученики уже в начальной школе занимаются исследовательской, проектной деятельностью. В предыдущие годы наши ребята выступали на заседаниях школьного клуба «Надежда» со своими проектами. Например, 3 «В» класс предоставил на конкурс проектов работу «Мы за чаем не скучаем», 3 «Б» - «Шоколад: за и против», 3 «А» - «Жевательная резинка. Все «за и против», 4 «А» - «Соль. Полезна или вредна?», 4 «Б» - «Сколько весит наш портфель?», 2 «А» - «Береги глаз как алмаз», 2 «Б» - «Вредность курения», 1 «А» - «Все про физминутки», 1 «Б» - «Как сохранить здоровье на долгие годы?», 1 «В» - « Вся польза и вред мобильного телефона». Работа над проектами помогает развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску. Дети приобретают навыки решения жизненно важных задач, в том числе и задач укрепления здоровья.
Все мероприятия в начальной школе наши учителя направляют на создание здоровьесберегающей среды для наших детей. Методическим советом учителей начальных классов выбрана тема «Школа – источник здоровья». Наши учителя ищут самые оптимальные пути обучения детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс обучения был радостным, доступным, здоровьесберегающим.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации