Дети-рабочие в ссср во время войны.

Более 30 млн мужчин было мобилизовано в годы Великой Отечественной войны. В тылу остались, преимущественно, женщины, старики и дети. Именно на них легла вся работа по обеспечению армии и флота. Практически вся промышленность была переведена на военную продукцию. Необходимо было наращивать объемы, потерянные в первые месяцы боевых действий. Поэтому к станку вставали все, в том числе подростки и дети.

С самого начала войны рабочий день был продлен до 10, а где-то и до 12 часов. Такого понятия как отпуск или выходной не существовало. Рук катастрофически не хватало, поэтому на предприятия стали активно призывать подростков в возрасте от 14 лет. В первые годы войны процент молодежи (до 18 лет) увеличился с 6 до 15%. Ребят наскоро обучали азам профессии, и те приступали к работе. Трудились наравне с взрослыми, но никогда не жаловались. В многочасовой работе у станка были свои плюсы, отмечает писатель, историк Второй мировой войны Александр Бондаренко:

Дети блокады Голод, холод, артобстрелы и бомбежки унесли жизни более миллиона ленинградцев за 900 дней блокады города. Многие из погибших были детьми, которых к началу фашистского окружения в сентябре 1941 года оставалось в Ленинграде почти 500 тысяч.

"Это был не подневольный детский труд, это было спасение, потому что их кормили, было особое отношение и надзор. Кто-то и жил на заводе, особенно это практиковалось в осажденном Ленинграде. Ведь город не только сражался и держал оборону, но еще и работали предприятия. Какие-то боеприпасы даже вывозились на "Большую землю" — за кольцо блокады. Дети на заводе получали карточку не как иждивенцы, а рабочую. Там было тепло, то есть не пустые промерзшие квартиры, в которых буржуйки топились мебелью. Это хоть какие-то условия".

Условия на заводе действительно были лучше. Вместо положенных 200 граммов хлеба ребята получали целых 500.

"Сыны" и "дочери" советских полков Только по официальным данным, в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной было около трех с половиной тысяч так называемых "детей полка", в основном – круглых сирот – вновь обретших себя в воинской семье.

По тем временам это считалось быть сытым. Так что большинство подростков сами стремились освоить какую-либо профессию. Но все же главной причиной работы была не материальная составляющая. Дети и подростки старались внести свой посильный вклад в защиту страны, объясняет военный историк Борис Юлин:

"Это не было обязанностью подростков и не являлось вопросом выживания. Конечно, таким образом можно было улучшить свое питание и питание своей семьи. Но самое главное — это была возможность хоть как-то поучаствовать в защите своей Родины. Поэтому люди шли на заводы с большой охотой".

У войны – недетское лицо Миллионы детей и подростков прошли через войну- находились на оккупированных врагом территориях СССР, трудились на заводах в советском тылу, сбегали на фронт, чтобы бить фашистов. Они взрослели за недели и месяцы, навсегда лишенные детства и юности.

Чаще всего ребята работали на токарных станках. Там не требовалось особого опыта или образования, но нужна была большая выносливость. При этом сами дети не воспринимали эти часы как каторгу и не претендовали на роль героев, продолжает военный историк Борис Юлин:

"Это было то, что называется массовым героизмом тружеников тыла. То есть человек не совершал каких-то особых подвигов. Подвигом являлось то, что подросток идет и целый день работает на заводе. Им часто приходилось жить в бараках при заводе, когда дело касалось предприятий, эвакуированных на восток, в Сибирь и на Урал. Это то, что называется ежедневным подвигом".

Такой ежедневный подвиг позволил в скорейшие сроки нарастить темпы производства. К концу 1942 года советские предприятия вышли на его довоенный уровень.

« Все для фронта, все для Победы!»

Незабываем подвиг советского солдата, освободившего Европу от зверств фашизма. Но мы не можем и не имеем права забывать и о подвиге простого трудового народа, который во время войны ставил всё на алтарь победы. Сотни тысяч стариков, женщин и детей по 24 часа в сутки трудились на обеспечение нужд фронта. Колхозники отправляли весь хлеб солдатам, рабочие на заводах сутками напролет стояли у станков, чтобы сделать как можно больше снарядов и боеприпасов.

На войне был свой враг: немецко-фашистские захватчики, а в тылу свой: голод и холод. Рабочие блокадного Ленинграда при суточной норме 200 граммов хлеба, не сворачивая производство боеприпасов, повторяли: « Всё для фронта, всё для победы!!!» Эти слова стали главным лозунгом всего русского народа. А когда не стало и хлеба, умирали у станков голодной смертью, но не уходили с рабочих мест. На Сталинградском металлургическом заводе “Красный Октябрь” 31 июля 1943 г. была восстановлена мартеновская печь, которая дала первую плавку, а в марте 1944 г. был пущен блюминг (прокатный стан). Этот завод во время войны перешёл на производство танков и другой военной техники. Он не переставал работать даже тогда, когда бои шли в нескольких метрах от главного цеха.

В деревнях и селах, оставшиеся без мужей, сыновей, отцов - женщины, старики и дети сажали хлеб, обрабатывали поля. Это был адский труд. Немецкие стервятники поджигали поля с пшеницей, кукурузой и уже с созревшим хлебом, и колхозники, среди ночи, бросались тушить поля и нередко погибали в огне. Простой русский народ в годы войны проявил мужество и героизм. Советский тыл был самым мощным, благодаря нему наши солдаты были накормлены и тепло одеты. « Мы готовы были отдать последнее, только бы враг был разбит»,- так часто вспоминала моя бабушка Литягина Александра Тимофеевна, рассказывая мне о тех страшных годах.

Прочитав книгу А. Тахтарова « На трудной, но родной земле» я узнал о подвиге наших земляков. В годы войны за самоотверженный труд и вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков палласовские железнодорожники В.К. Михин, И.М. Тучин, Я.В. Кузьменко и другие были награждены медалью « За оборону Сталинграда», а начальнику станции Эльтон Латунову Г.Г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта в 1943 году присвоено звание героя Социалистического труда. В числе других палласовских железнодорожников, выполнявших свой долг перед Родиной, был и машинист депо В.В.Звонов (его как специалиста отозвали с поля битвы за Сталинград водить военные эшелоны.) В одной из бесед с Валентином Васильевичем я узнал, что совершали героические поступки не только машинисты, и он рассказывал: «Молодой печник Саша Моргунов при температуре в паровозной топке шестьдесят – семьдесят градусов (ждать, пока остынет, значило потерять много драгоценного времени) восстановил арку из кирпича, которая разрушилась и не обеспечивала должного парообразования. Только после этого воинский эшелон смог отправиться к месту своего назначения.» Но не только железнодорожники военной поры прославили героическим трудом свои имена. Фронту нужны были продукты питания, теплая одежда. Сельские труженики, земледельцы и животноводы, ни на минуту не забывали об этом, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые и разутые, делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть ненавистного врага.

Война унесла 129 миллионов человеческих жизней и после неё, все вместе, ценой неимоверных усилий, наши деды и прадеды поднимали разрушенное государство, поднимали из руин города, заново строили заводы и фабрики.

И сейчас, поздравляя ветеранов войны с Днем Победы, мы не должны забывать и о тружениках тыла, которые не жалея себя, приближали этот великий праздник!

Без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть будущего. Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах многих наших граждан, пытающихся выяснить судьбу своих близких, пропавших без вести в Великую Отечественную войну. За многие тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди.

Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть!

Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей!!!

В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка всей жизни страны на военный лад. Определяющей программой деятельности стал лозунг: «Все для фронта, все для победы !».

Экономическая ситуация в значительной степени осложнялась тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн кв. км, где раньше проживали 74,5 млй человек и выпускалось до 50% про­мышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось при промышленном потенциале чуть ли не начала 1930-х гг.

24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации под председа­тельством Н.М. Шверника. Основные направления перестройки экономики:

1) эвакуация из прифронтовой полосы на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей.

В течение июля - ноября 1941 г. в восточные районы страны было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных воен­ных. Они разместились в Поволжье, на Урале, в Западной и в Вос­точной Сибири, Казахстане и Средней Азии. В рекордные сроки эти предприятия вводились в строй. Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе домен­ная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).

С этой позиции война стала апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы . Несмотря на огромные трудности, ус­ловия данного режима позволили использовать такие преимущества, каксверхцентрализацию управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы , а также вызванное патриотиче­скими чувствами напряжение всех сил народа.

Исход войны определялся не только на фронте, но и в тылу . Прежде чем одержать военную победу над Германией, нужно было победить ее в военно-экономическом отношении. Становление военной экономики в первые ме­сяцы войны происходило очень трудно:

    проведение эвакуации в условиях беспорядочного отхода войск;

    быстрая утрата важнейших в экономическом отношении районов, раз­рушение хозяйственных связей;

    потеря квалифицированных кадров и оборудования;

Кризис на железных дорогах.

В первые месяцы войны спад производства составлял до 30%. Тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве. СССР потерял территории, производившие 38% зерна и 84% сахара. Осенью 1941 г. была введена кар­точная система обеспечения населения продуктами питания (охватывала до 70 млн человек).

Для организации производства предпринимались чрезвычайные меры - с 26 июня 1941 г. для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы, рабочий день для взрослых увеличивался до 11ч при шес­тидневной рабочей неделе, отпуска отменялись. В декабре 1941 г. все работники военных производств объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на данных предприятиях.

К концу 1941 г. удалось остановить падение промышленного производ­ства, а в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске бое­вой техники не только по количеству (2100 самолетов, 2000 танков ежемесяч­но)^ но и в качественном отношений: с июня 1941 г. начинается серийное производство минометных установок типа «Катюша», был модернизирован танк Т-34/85 и т. д. Разработаны методы автоматической сварки брони (Е. О. Патон), сконструированы станки-автоматы по выпуску патронов. |

В кратчайшие сроки вводились в действие предприятия-дублеры на Урале и в Сибири. Уже в марте 1942 г. начался прирост в военной области. Для производства вооружения и техники на новом месте требовалось время. Только во второй половине 1942 г. ценой неимоверных усилий тружеников тыла при жесткой организационной работе партийных комитетов удалось создать слаженно работающий военно-промышленный комплекс , которой выпуская больше вооружений и техники, чем Германия й ее союзники. Для обеспечен ния предприятий рабочей силой была ужесточена отвётствённость рабочих за трудовую дисциплину. В феврале 1942 г. был принят указ, в соответствия с которым рабочие и служащие были объявлены мобилизованными на время войны. Основную часть рабочих тыла и тружеников села составляли женщий ны и подростки. В городах была введена карточная система распределениям К1943 г. армия была оснащена новыми образцами военной техники: самоле* тами Ил-10, Як-7, танками Т-34(м).

Значительный вклад в укрепление Вооруженных Сил внесла наука. Оя крыты новые месторождения нефти и газа, освоено производство высокока~| чественных сталей, созданы новые радиолокаторы, начаты работы по pacщеплению ядерного ядра. В Новосибирске открылся Западносибирский фи| лиал АН СССР.

Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией , а производство вооружения достигаем своего максимального уровня в 1944 г.

Ушедших на фронт мужчин на предприятиях и в колхозах заменя­ли женщины, пенсионеры и подростки (40% численности рабочих в промышленности составляли женщины, 360 тыс. учащихся 8-10 клас­сов пришли на производство во второй половине 1941 г.). В 1944 г. среди рабочего класса насчитывались 2,5 млн человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.

Население возводило оборонительные сооружения, организовывало дежурство в госпиталях, в качестве дойоров сдавало кровь. Большой вклад в дело победы внесли заключенные ГУЛАГа (к началу войны их количество достигло чудовищных размеров - 2 млн 300 тыс. человек; в 1943 г. оно составляло 983 974 человека). Они вели добычу полез­ных ископаемых, производили снаряды, шили обмундирование. За осо­бые отличия в тылу 198 человек были удостоены звания Героя Социа­листического Труда; 16 млн человек награждены медалью «За доблес­тный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Однако, говоря о трудовых свершениях и массовом героизме в тылу, не следу­ет забывать, что война подорвала здоровье народа. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей»

Тыл направлял на фронт оружие, боеприпасы, военную технику, про­довольствие и обмундирование. Достижения промышленности сдела­ли возможным уже к ноябрю 1942 г. изменить соотношение сил в пользу советских войск. Количественное увеличение производства боевой техники и вооружения сопровождалось быстрым улучшением их качественных характеристик, созданием новых типов машин, артиллерийских систем, стрелкового оружия.

Так, средний танк Т-34 оставался лучшим во Второй мировой вой­не ; он превосходил однотипный фашистский танк T-V («Пантера»). В том же 1943 г. началось серийное производство самоходно-артиллерий- ских установок (САУ).

В деятельности советского тыла 1943 г. стал переломным. В ходе войны улучшались тактико-технические данные самолетов. Появились более совершенные истребители Ла-5, Як-9, Як-7; было ос­воено серийное производство штурмовика Ил-2, прозванного «истреби­телем танков», аналог которого германской промышленности так и не удалось создать.

Большой вклад в изгнание оккупантов внесли партизаны .

Согласно плану «Ост» гитлеровцы установили в оккупированных районах режим кровавого террора, создавая так называемый «новый порядок». Действовала специальная программа вывоза продовольствия, материальных и культурных ценностей. На принудительную работу в Германию было вывезено около 5 млн человек . Во многих районах сохранены колхозы с назначаемыми старостами для изъятия продовольствия. Созданы лагеря смерти, тюрьмы и гетто. Символом уничтожения еврейского населения стал Бабий Яр в Киеве, где в сентябре 1941 г. было расстреляно свыше 100 тыс. человек. В лагерях уничтожения на территории СССР и других стран Европы (Майданек, Освенцим и т. д.) погибли миллионы людей (военнопленных, подпольщиков и партизан, евреев).

Первый призыв к развертыванию движения сопротивления в тылу врага прозвучал в директиве СНКи ЦИКВКП(б) от 29 июня 1941 г. Были поставлены задачи дезорганизовывать связь на оккупированных территориях, унич­тожать транспорт, срывать военные мероприятия, уничтожать фашистов и их пособников, помогать созданию диверсионных истребительных групп . Партизанское движение на первом этапе носило стихийный характер.

Зимой 1941-1942 гг. в Тульской и Калининской областях сформировались первые партизанские отряды , которые включали в себя коммунистов, ушедших в подполье, солдат из разгромленных частей и местное насёлёниё. Одновременно действовали подпольные организации, занимавшиеся разведкой, диверсиями информированием населения о положении на фронтах. Символом мужества стало имя 17-летней московской комсомолки, разведчицы Зои Космодемьянской , дочери репрессированного, заброшенной в тыл вра­га и повешенной гитлеровцами.

30 мая 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанских дви­жении во г паве с П. К. Пономаренко , а при штабах армий - спецотделы по связи с партизанскими отрядами. С этого момента партизанское движение приобретает более организованный характер и координирует свои действия с армией (Белоруссия, северная часть Украины, Брянская, Смоленская и Ор­ловская области). К весне 1943 г. диверсионная подпольная работа велась практически во всех городах на оккупированной территорйи. Стали возни­кать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С. А. Ковпаком, А. Н. Сабуровым, А. Ф. Федоровым, Hi 3. Колядой, С. В. Гришиным и др. Почти все партизанские соединения име^ ли радиосвязь с Центром.

С лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы , операций «Рельсовая война и «Концерт ». По мере наступления советских войск партизанские соединенния переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

Всего за годы войны партизаны вывели из строя 1,5 млн солдат и офицеров противника, взорвали 20 тыс. вражеских поездов и 12 тыс. мостов; унич-^ тожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

Партизанское движение и подполье стали одним из существенных фактор ров Победы .

Антигитлеровская коалиция.

В первые дни войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль, который был сторонником бескомпро­миссной борьбы с Германией, заявил о готовности поддержать Совет­ский Союз. Свою готовность оказать помощь высказали и США. Официальное вступление США во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 г. существенно повлияло на соотношение сил в мировом кон­фликте и способствовало завершению создания антигитлеровской коа­лиции.

1 октября 1941 г. в Москве СССР, Англия и США договорились о поставках в нашу страну вооружения и продовольствия в обмен на стратегическое! сырье. Поставки в СССР вооружения, продовольствия и других военных мате риалов из США и Англии начались в 1941 г. и продолжались до 1945 г. Основ-? ная часть их шла тремя путями: через Ближний Восток и Иран (в Иран в ав*| густе 1941 г. вошли английские и советские войска), через Мурманск и1 Архангельск, через Владивосток. В США был принят закон о ленд-лизе - пе редаче необходимых материалов и вооружений союзникам взаймы или в аренду). Общая стоимость этой помощи составила около 11 млрд долларов, или 4,5% от всех материальных ресурсов, использованных СССР во Второй миро­вой войне. По самолетам, танкам, грузовикам уровень этой помощи был выше. В целом эти поставки помогли советской экономике уменьшить нега­тивные последствия в военном производстве, а также преодолеть нарушен­ные экономические связи.

Юридически антигитлеровская коалиция сложилась 1 января 1942 г. 26 государств подписали в Вашингтоне Декларацию Объединенных Наций . Правительства стран-союзниц брали на себя обязательство направить все свои ресурсы против членов Тройственного пакта, а также не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

С первых же дней войны между союзниками наметились разногласия по вопросу об открытии Второго фронта : С просьбой открыть Второй фронт Ста­лин обратился к союзникам уже в сентябре 1941 г. Однако действия союзников ограничились в 1941-1943 гг. сражениями в Северной Африке, а в 1943 г. - высадкой на Сицилии и в Южной Италии.

Одна из причин разногласий - разное понимание Второго фронта. Союз­ники понимали под Вторым фронтом военные действия против фашистской коалиции во Французской Северо-Западной Африке, а затем по «балканско­му варианту»; для советского руководства Вторым фронтом была высадка войск союзников на территории Северной Франции.

Вопрос открытия Второго фронта обсуждался в мае-июне 1942 г. во время визитов Молотова в Лондон и Вашингтон, а затем на Тегеранской конферен­ции в 1943 г.

Второй фронт был открыт в июне 1944 г. 6 июня в Нормандии началась высадка англо-американских войск (операция «Оверлорд», командующий Д. Эйзенхауэр ).

До 1944 г. союзники осуществляли локальные военные действия. В 1942 г. американцы вели военные действия против Японии в бассейне Тихого океа­на. После захвата Японией к лету 1942 г. Юго-Восточной Азии (Таиланда, Бирмы, Индонезии, Филиппин, Гонконга и т. д.) флоту США летом 1942 г. удалось выиграть сражение у о. Мидуэй. Начался переход японцев от наступ­ления к обороне. Английские войска под командованием Монтгомери одер­жали победу в Северной Африке в ноябре 1942 г. под Эль-Алайменом.

В 1943 г. англо-амёриканцы полностью освободили Северную Африку. Летом 1943 г. они высадились на о. Сицилия, а затем в Италии. В сентябре 1943 г. Италия перешла на сторону антигитлеровской коалиции. В ответ на это немецкие войска захватили большую часть Италии.

Тегеранская конференция.

С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране состо­ялась встреча Й. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля .

Основные вопросы:

    решено, что открытие Второго фронта произойдет в мае 1944 г.;

    Сталин заявил о готовности СССР вступить в войну с Японией посл$ капитуляции Германии;

    принята Декларация о совместных действиях в войне и послевоенном; сотрудничестве;

    не было принято решение о судьбе Германии и границах Польши.

На Ялтинской конференции (в феврале 1945г .) подняты вопросы:

      о послевоенных границах Германии и Польши;

      о сохранении Германии в качестве единого государства; сама Германия и Берлин временно разделялись на зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую;

      о сроках вступления СССР в войну с Японией (через три месяца после окончания войны в Европе);

      о демилитаризации и денацификации Германии и проведении в ней демократических выборов. Была принята Декларация об освобожденной Европе, в которой союзные державы заявили о своей готовности помочь европейским народам «создать демократические учреждения по их собственному выбору».

      Серьезные разногласия вызвали вопросы о судьбе Польши и репарациях. Согласно решениям конференции СССР должен был получить 50% всех репарационных платежей (кроме того, в качестве «компенсации» за Западную Украину и Западную Белоруссию Польша получала территории на западе и на севере.

Союзники договорились о создании ООН, и 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско состоялась ее учредительная ассамблея. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, экономический и социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб- квартира - в Нью-Йорке.

С 17 июля по 2 августа в Потсдаме (под Берлином) состоялась последняя за время войны встреча на высшем уровне. В ней участвовали И. Сталин, Г. Трумэн (Ф. Рузвельт умер в апреле 1945 г.), У. Черчилль 28 июля его заменил К. Эттли, лидер лейбористов, одержавших победу на парламентских выборах). На конференции приняты следующие решения:

      по германскому вопросу - предусматривались разоружение Германии ликвидация ее военной промышленности, запрет нацистских организаций демократизация общественного строя. Германия рассматривалась как единое А экономическое целое;

      решен вопрос о репарациях, о разделе германского военного и торгового флотов;

      в Германии было решено создать четыре зоны оккупации. Восточная Германия вошла в советскую зону;

      для управления Германией был создан Контрольный совет из представителей союзных держав;

      территориальные вопросы. СССР получил Восточную Пруссию с г. Кенигсбергом. Западная граница Польши была определена по р. Одеру и Западной Нейсе. Были признаны советско-финская (установлена в марте 1940 г.) и советско-польская (установлена в сентябре 1939 г.) границы;

      создан постоянно действующий Совет министров иностранных дел великих держав (СССР, США, Великобритании, Франции и Китая). Ему было поручено подготовить мирные договоры с Германией и ее бывшими союзниками - Болгарией, Румынией, Финляндией и Италией;

      нацистская партия объявлялась вне закона;

      принято решение о созыве международного трибунала для суда над главными военными преступниками.

Ялта и Потсдам подвели итоги Второй мировой войны, зафиксировав но­вую расстановку сил на международной арене. Они явились доказательством того, что только сотрудничество и переговоры могут привести к принятию конструктивных решений.

Международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США

Конференция

Основные решения

Участники:

И. Сталин,

У. Черчилль,

Ф. Рузвельт

1. Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии.

2. Решен вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение мая 1944 г.

3. Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши.

4. Высказана готовность СССР вступить в войну с Японией после разгрома Германии

И. Сталин,

У. Черчилль,

Ф. Рузвельт

    Согласованы планы разгрома и условий безоговорочной капитуляции Германии.

    Намечены основные принципы общей, прлити^ц, . в отношении послевоенной организадии-ми.

    Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольной органа

и о взыскании репараций.

    Решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН.

    Решен вопрос о восточных границах Польши. 6.. СССР подтверждено согласие вступить в войну

с Японией через три месяца после капитуляции Германии

Берлинская (Потсдамская ) {17 июля - 2 августа 1945 г.). Участники: И. Сталин,

Г. Трумэн,

У. Черчилль - К. Эттли

    Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира.

    Принято решение о системе четырехсторонней окку­пации Германии и об управлении Берлином.

    Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками.

    Решен вопрос о западных границах Польши.

    СССР передана бывшая Восточная Пруссия с г. Ке­нигсбергом.

    Решен вопрос о репарациях и уничтожении германских монополий.

Ленд-лиз.

В октябре 1941 г. США предоставили СССР кредит на сумму 1 млрд долларов на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружения. Обязательства организовать поставки самолетов и танков взяла на себя Англия.

Всего по распространенному на нашу страну американскому закону о ленд-лизе (он был принят Конгрессом США еще в марте 1941 г. и предусматривал помощь другим странам сырьем и вооружением в инте­ресах обороны США) за годы войны Советский Союз получил от США 14,7 тыс. самолетов, 7 тыс. танков, 427 тыс. машин, продовольственные и другие материалы. В СССР поступило 2 млн 599 тыс. тонн нефтепро­дуктов, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн пар обуви, 4,3 тонны продовольствия. В ответ на оказанную помощь Советский Союз за годы войны поставил в США 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн мар­ганцевой руды, большое количество платины, золота, пушнины. Из Анг­лии с начала войны по 30 апреля 1944 г. были получены 3384 самолета, 4292 танка, 1188 танков поступило из Канады. В исторической литера­туре бытует точка зрения, что поставки товаров союзниками за всю вой­ну составили 4% объема советской промышленности. Незначитель­ность поставок военных материалов признавали в годы войны многие политические руководители США и Англии. Однако бесспорным яв­ляется факт, что они стали не только материальной, но и прежде все­го политической и нравственной поддержкой для нашей страны в самые трагические месяцы войны, когда Советский Союз стягивал на советско-германском фронте решающие силы, а советская промыш­ленность не имела возможности обеспечить Красную Армию всем не­обходимым.

В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооцен­ке союзнических поставок по ленд-лизу. Американские же источни­ки оценивают помощь союзников в 11 -12 млрд долларов. Пробле­ма поставок вызвала обильную переписку на самом высоком уров­не, тон которой часто был довольно колким. Союзники обвиняли СССР в «неблагодарности», поскольку в его пропаганде полностью умалчивалось об иностранной помощи. Со своей стороны, Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, «вторым фронтом» советские солдаты в шутку прозвали понравившуюся им американскую тушенку.

В действительности же поставки по ленд-лизу готовых изделий, по­луфабрикатов и продовольствия оказали существенную экономиче­скую поддержку.

Долги за эти поставки сохраняются за нашей страной до сих пор.

После подписания Германией капитуляции страны антигитлеров­ской коалиции отказались от ялтинских планов ее раздела. Регулиро­вать жизнь в четырех зонах Берлина должен был контрольный совет, состоящий из главнокомандующих вооруженными силами союзников. Новое соглашение по германскому вопросу, подписанное в Потсдаме в июле 1945 г., предусматривало полное разоружение и демилитариза­цию Германии, роспуск НСДАП и осуждение военных преступников, де­мократизацию административного управления Германии. Еще объ­единенные борьбой с нацизмом страны антигитлеровской коалиции уже встали на путь раскола Германии.

Новая расстановка сил в послевоенном мире объективно делала Германию союзником Запада в борьбе против коммунизма, распростра­ненного в Восточной и Юго-Восточной Европе, поэтому западные дер­жавы начали форсировать оздоровление немецкой экономики, что при­вело к объединению американской и английской зон оккупации. Так противоречия и амбиции бывших союзников привели к трагедии цело­го народа. Преодолеть разделение Германии удалось лишь более чем через 40 лет.

Поражение и капитуляция Японии

Безоговорочная капитуляция Германии не означала окончания Вто­рой мировой войны. Союзникам предстояло ликвидировать еще одно­го серьезного противника на Дальнем Востоке.

Впервые вопрос об участии Красной Армии в войне против Японии был поставлен на Тегеранской конференции. В феврале 1945 г. на второй встрече И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля в Крыму советская сторона подтвердила согласие участвовать в войне с Японией через два-три месяца после капитуляции Германии, одновременно выдвинув на рассмотрение союзников ряд условий, которые были приняты ими. Подписанное руководителями трех стран соглашение предусмат­ривало следующее.

    Сохранение статус-кво Монгольской Народной Республики.

    Восстановление принадлежащих России прав, нарушенных в ре­зультате ее поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг.:

а) на возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов;

б) интернационализацию торгового порта Дайрен (Дальний) и вос­становление аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР;

в) совместную эксплуатацию Китайско-Восточной и Южно-Маньч- журской железных дорог на началах организации смешанного Совет­ско-Китайского общества с обеспечением преимущественных интере­сов Советского Союза.

    Передачу Советскому Союзу Курильских островов.

Подписав Ялтинское соглашение, США получили возможность из­бежать больших потерь американских солдат в войне против армии Японии, а СССР - возвратить все перечисленные в документе объек­ты, которые были утрачены и находились в руках Японии.

Заинтересованность США в войне против Японии была настолько велика, что в июле 1945 г. во время работы Потсдамской конференции И.В. Сталину пришлось подтвердить готовность СССР вступить в вой­ну к середине августа.

К августу 1945 г. американским и английским войскам удалось ов­ладеть рядом захваченных Японией островов на Тихом океане и зна­чительно ослабить ее военно-морской флот. Однако по мере прибли­жения войны к берегам Японии сопротивление ее войск возрастало. Сухопутные армии по-прежнему оставались для союзников грозной си­лой. Америка и Англия планировали нанести по Японии комбиниро­ванный удар, соединив мощь американской стратегической авиации с действиями Красной Армии, перед которой стояла задача разгромить крупное соединение японских сухопутных войск - Квантунскую армию.

На основании неоднократных нарушений японской стороной дого­вора о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. Советское правительство 5 ап­реля 1945 г. денонсировало его.

Согласно союзническим обязательствам, а также для обеспечения безопасности своих дальневосточных границ Советский Союз в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. вступил в войну с Японие й и тем самым поста­вил ее перед неминуемым поражением. Сходящимися ударами войск Забайкальского (командующий маршал Р.Я. Малиновский), 1-го Даль­невосточного (командующий маршал К.А. Мерецков) и 2-го Дальнево­сточного (командующий генерал армии М.А. Пуркаев) фронтов Квантунская армия была расчленена и по частям уничтожена. В боевых действиях активно взаимодействовали с фронтами Тихоокеанский флот и Амурская флотилия. Общее командование войсками осуществ­лял маршал A . M . Василевский . Вместе с советскими войсками против Японии боролись монгольская и китайская народные армии.

Еще 6 и 9 августа 1945 г., скорее преследуя цель установить диктат в послевоенном мире, нежели в соответствии со стратегической не­обходимостью, США впервые применили новое смертоносное оружие – атомные бомбы. В результате проведенных американской авиацией ядерных бомбарди­ровок японских городов Хиросимы и Нагасаки погибли и стали калеками более 200 тыс. мирных жителей. Это стало одним из факторов, приведшим Японию к капитуляции перед союзниками. Применение ядерного оружия против японских городов было вызвано не столько военными, сколько политическими причинами и прежде всего стремлением продемонстрировать (и испытать в реальных уловиях) козырную карту для давления на СССР.

Советский Союз внес большой вклад в победу над Японией, разгромив в течение трех недель, с 9 августа по 2 сентября 1945 г, Квантунскую группировку

28 августа 1945 г. на территории Японии началась высадка американских войск, а 2 сентября в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая ми­ровая война завершилась .

Русские заняли южную часть Сахалина (которая была передана Японии в 1905 г.) и Курильские острова (которые России уступила Японии в 1875 г.). По соглашению с Китаем получили обратно половину прав собственности на Китайско-Восточную железную дорогу (проданную в 1935 г. Маньчжоу-Го), включая ветку до Порт-Артура, которую» потеряли в 1905 г. Сам Порт-Артур , как и Дайрен, до момента заключения формального мира с Японией должен был оставаться под совместным китайско-российским управлением . Однако мирный договор с Японией подписан не был (разногласия по вопросу владения островами Уруп, Кунашир, Хабо- маи и Итуруп. Вторая мировая война была завершена .

Нюрнбергский процесс.

С декабрй 1945 г. по октябрь 1946 г. в Нюрнберге состоялся суд над руководи­телями Третьего рейха. Он осуществлялся специально созданным Междуна­родным военным трибуналом стран-победительниц . Суду были преданы высшие военные и государственные деятели нацистской Германии, обвиняемые в заговоре против мира, человечества и в тягчайших военных преступлениях.

Важнейшее значение имеет тот факт, что Нюрнбергский процесс впервые в истории посадил на скамью подсудимых не просто личности, но и преступ­ные организации, созданные ими, а также сами идеи, толкнувшие их к чело­веконенавистнической практике для их реализации. Были разоблачены сущ­ность фашизма, планы уничтожения государств и целых народов.

Нюрнбергский процесс - первый в мировой истории суд, признавший агрессию тягчайшим уголовным преступлением, наказавший как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязыва­нии и ведении агрессивных войн. Принципы, закрепленные Международ­ным трибуналом и выраженные в приговоре, были подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г.

Итоги и последствия войны

Вторая мировая война стала самым кровопролитным и крупным конфликтом в истории человечества, в который было втянуто 80% на­селения земного шара .

    Самым главным итогом войны стало уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма .

    Это стало возможным благодаря совместным усилиям стран антигитлеровской коалиции .

    Одержанная победа способствовала росту авторитета СССР и США, превращению их в сверхдержавы .

    Впервые нацизм был судим на международном уровне . Были созданы условия для демократического развития стран.

    Начался распад колониальной системы .

    С оздани е Организации Объединенных Наций в 1945 г., что открыва­ло возможности для образования системы коллективной безопасности , возникновения кардинально новой организации международных от­ношений.

Факторы победы:

    Массовый героизм всего народа.

    Эффективность действий государственного аппарата.

    Мобилизация экономики.

    Одержана экономическая победа. Эффективная работа тыла.

    Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.

    Поставки по ленд-лизу.

    Военное искусство военачальников.

    Партизанское движение.

    Серийный выпуск новой военной техники.

Советско-германский фронт был главным во второй мировой войне: на этом фронте было разгромлено 2/3 сухопутных сил Германии, уничтожено 73% личного состава немецкой армии; 75% танков, артиллерии, минометов, свыше 75% авиации.

Цена одержанной над фашистским блоком победы очень велика. Война принесла большие разрушения. Общая стоимость уничтожен­ных материальных ценностей (в том числе боевой техники и вооруже­ния) всех воевавших стран составила более 316 млрд долларов, а ущерб СССР - почти 41% этой суммы. Однако прежде всего цену победы определяют людские утраты. Принято считать, что Вторая ми­ровая война унесла более 55 млн человеческих жизней. Из них около 40 млн погибших приходится на долю государств Европы. Германия потеряла свыше 13 млн человек (в том числе 6,7 млн военных); Япо­ния - 2,5 млн человек (в основном военнослужащих), свыше 270 тыс. человек - жертвы атомных бомбардировок. Потери Великобритании составили 370 тыс., Франции - 600 тыс., США - 300 тыс. человек по­гибшими. Прямые людские потери СССР за все годы войны огромны и составляют более 27 млн человек.

Столь высокая цифра наших утрат объясняется прежде всего тем, что длительный период времени Советский Союз фактически один про­тивостоял фашисткой Германии, изначально взявшей курс на массовое истребление советских людей. Наши потери исчислялись убитыми в боях, без вести пропавшими, умершими от болезней и голода и погиб­шими во время бомбежек, расстрелянными и замученными в концент­рационных лагерях.

Огромные людские потери и материальные разрушения изменили демографическую ситуацию и породили послевоенные экономические трудности: выбыли из производительных сил самые дееспособные по возрасту люди; была нарушена сложившаяся структура производства.

Условия войны вызвали необходимость развития военного искусст­ва и различных видов вооружения (в том числе ставших основой со­временных). Так, в годы войны в Германии, был начат серийный выпуск ракет «А-4» («Фау-2»), которые невозможно было перехватить и унич­тожить в воздухе. С их появлением началась эпоха ускоренного раз­вития ракетной, а затем и ракетно-космической техники.

Уже в самом конце Второй мировой войны американцы создали и впервые применили ядерное оружие, которое лучше всего подходило для установки на боевых ракетах. Объединение ракеты с ядерным оружи­ем привело к резкому изменению общей ситуации в мире. С помощью ракетно-ядерного оружия появилась возможность нанесения неожи­данного удара немыслимой разрушительной силы независимо от рас­стояния до территории противника. С превращением в конце 1940-х гг. СССР во вторую ядерную державу усилилась гонка вооружений.

Решающий вклад в разгром фашизма внес советский народ . Живший сам в условиях деспотического сталинского режйма, народ сделал выбор в защиту независимости Родины и идеалов революции. Массовым явлением стали ге­роизм и самопожертвование. Подвиги И. Иванова, Н. Гастелло, А. Матросо- ва, А. Мересьева повторили многие советские воины. В ходе войны выдвину­лись такие полководцы, как А. М. Василевский, Г К. Жуков, К К. Рокоссов­ский, Л. А. Говоров, И С. Конев, В. И. Чуйков и др. Выдержало испытание единство народов СССР. Концентрировать людские и материальные ресурсы на важнейших направлениях для разгрома врага позволяла, по мнению ряда ученых, административно-командная система. Однако сущность этой системы вела к «трагедии победы», ибо системе требовалась победа любой ценой. Этом ценой были человеческйё Усизни и страдания населения в тылу.

Таким образом, понеся огромные потери, Советский Союз победил в тяжелой войне:

      за время войны была создана мощная военная промышленность, сфор мирована индустриальная база;

      СССР по итогам войны включил дополнительные территории на Западе и Востоке;

      заложена основа для создания «блока социалистических государстве Европы и Азии;

      открылись возможности демократического обновления мира и осво-# бождения колоний;


Сегодня рассмотрим как отображался в советской прессе времен Великой Отечественной войны образ героического труженика тыла

Во время войны подвиги совершались не только на военном, но и на трудовом фронте. Женщины и подростки заменяли ушедших на фронт мужчин.

Известно высказывание И.В. Сталина о тружениках тыла: «Подобно тому, как Красная Армия в длительной и тяжелой борьбе один на один одержала военную победу над фашистскими войсками, труженики советского тыла в своем единоборстве с гитлеровской Германией и ее сообщниками одержали экономическую победу над врагом. Советские люди отказывали себе во многом необходимом, сознательно шли на материальные лишения, чтобы дать больше фронту. Беспримерные трудности нынешней войны не сломили, а еще более закалили железную волю и мужественный дух советского народа. Наш народ по праву стяжал себе славу героического народа» . (Сталин И.В. Доклад на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1944 года).


Номер газеты "Комсомольская правда" за 1 января 1942 года: "Всё для фронта!"
"Будем работать лучше, самоотверженней! Все силы - на разгром врага!"

Советская пресса всячески поддерживала трудовой подвиг народа. «Всё для фронта, всё для победы» , - звучал призыв со станиц газет. И народ откликнулся на него - по всей стране развернулись движения многостаночников и тысячников.

Многостаночничество было разновидностью стахановского движения и заключалось в том, что один рабочий обслуживал сразу несколько станков. Началось движение в 1939 году, с началом войны стало набирать обороты и к 1943 году достигло большого размаха: число многостаночников по сравнению с довоенным временем выросло с 2000 до 3000, а количество обслуживаемых ими станков - с 5755 до 7426.

Движение тысячников возникло во время войны: рабочие, стремясь максимально помочь фронту, брали обязательства выполнить план на 1000%! Инициатором движения тысячников стал Д.Ф. Босый - фрезеровщик Уралвагонзавода, после чего рабочие завода обратились ко всем трудящимся предприятий Свердловской области: «…Советское Информационное бюро разнесло весть о первой победе Босого по всей стране - весть о том, как он за четыре рабочих дня выполнил двухмесячное задание. Примеру т. Босого последовали десятки, а затем и сотни стахановцев Урала… Движение тысячников растет с каждым днем, давая все новые и новые образцы рекордной производительности труда. Мы, тысячники, такие же рабочие, как и все остальные. Так работать, как работаем мы, может научиться любой рабочий. Секрет наших успехов прост. Это, прежде всего, неукротимое стремление работать по-фронтовому, давать нашей героической Красной Армии как можно больше вооружения и боеприпасов…» (Из обращения участников Свердловского областного совещания стахановцев-тысячников ко всем рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам предприятий Свердловской области. 17 мая 1942 года) .

О движениях многостаночников и тысячников рассказывали такие газеты как: «Правда», «Горьковская коммуна», «Уральский рабочий», «Волжская коммуна» и др.


Д.Ф. Босый - фрезеровщик Уралвагонзавода, инициатор движения тысячников

В 1942 г. в газете «Правда» появилась рубрика «Трибуна участника соревнования» - этим газета поддерживала и пропагандировала инициативу рабочих предприятий авиационной, танковой и металлургической промышленности, развернувших Всесоюзное соревнование за лучшее выполнение заказов фронта.

В период битвы за Сталинград газеты «Сталинградская правда» и «Красная Армия» писали не только подвигах защитников Сталинграда, но и героическом труде сталинградских рабочих, выпускавших оборонную продукцию. Журналисты посещали предприятия, где готовилось оружие для победы: цеха тракторного и судостроительного заводов, днем и ночью выпускали, ремонтировали и отправлявших на фронт легендарные танки Т-34 и артиллерийские тягачи. Очерки о трудовых подвигах несли мысль, что героем можно стать не только на фронте, но и у станка. «Что ты сделал для фронта?» - обращались газеты к своим читателям.

На протяжении всей войны газета «Комсомольская правда в Сталинграде» выпускала молнии, в которых упоминались имена и фамилии рабочих, самоотверженно перевыполняющих планы на заводах.

Не будем и мы забывать о советских работниках тыла - без их каждодневной работы Победа была бы невозможна, и труд их по праву может считаться Подвигом



«Комсомольская правда в Сталинграде», 1944г.



Статья В.Васильева о контролёре Решетове, "Заводская правда" 1942 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже далеко за восемьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

3 слайд

Описание слайда:

22 июня 1941 год Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки. Дети. «Мы были юны, страшно юны, среди разрывов и траншей» - эти строки поэта Олега Шестинского посвящены детям и подросткам Великой Отечественной войны, тем, кому к началу войны не исполнилось 18 лет. На фронт ушли их отцы, многие погибли уже в начале военных действий на территории нашей Родины.

4 слайд

Описание слайда:

Дети военных, огненных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941, 1945 годов. Как рано они повзрослели. В тылу ребята трудились на полях и заводах, собирали металлолом и лекарственные травы, ухаживали за животными и помогали тщательно собирать урожай, чтобы ни один колосок не пропал в поле.

5 слайд

Описание слайда:

Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят. В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах организовывались концертные бригады для выступлений в госпиталях. Школьники собирали металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. Так например на пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

8 слайд

Описание слайда:

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

9 слайд

Описание слайда:

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. К станкам становились женщины и подростки, никогда раньше не работавшие на производстве. После окончания рабочей смены, люди шли на станцию разгружать эшелоны, помогали переводить и устанавливать станки, строить корпуса будущих цехов.

10 слайд

Описание слайда:

Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов.

11 слайд

Описание слайда:

Трудиться детям, несмотря на возраст, приходилось как взрослым, по 29 часов подряд. За это их награждали сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением дети были очень довольны. Часто малолетние труженики даже не уходили домой из цеха - ночевали прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома. Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

12 слайд

Описание слайда:

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей.

13 слайд

Описание слайда:

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации