Апостольское преемство и законное рукоположение в христианстве. Осипов А

Принцип, вытекающий из представления о духовенстве христианской церкви как назначенном Богом и исторически непрерывном хранителе учения, организации и богослужения христианства с апостольских времен (т.е. первого века церковной жизни). Эта… … Энциклопедия Кольера

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО - богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых апостолов посредством таинства Священства. Оно актуализируется в преемстве епископской хиротонии (рукоположения), однако им не ограничивается. А. п.… … Православная энциклопедия

Церковная история Евсевия Кесарийского самое раннее из дошедших до нас сочинений, описывающих историю христианской Церкви в хронологическом порядке. Значение этого труда, как вследствие содержащихся в нём сведений, так и благодаря последователям … Википедия

ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин). Вопрос о Г. Ц. является одним из самых актуальных в совр., в т. ч.… … Православная энциклопедия

АПОСТОЛЬСТВО - [апостоличность], одно из 4 существенных свойств Церкви, перечисленных в Никео Константинопольском Символе веры: «Верую… во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь» (πιστεύω... εἰς μίαν ἁγίαν καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν ἐκκλησίαν). Термин… … Православная энциклопедия

Истинно Православная церковь (ИПЦ) самоназвание ряда неканонических юрисдикций, считающих себя православными, противопоставляющих себя каноническим православным церквам (вселенскому православию) и не находящихся в евхаристическом общении с ними … Википедия

- (ИПЦ) самоназвание ряда неканонических юрисдикций, считающих себя православными, противопоставляющих себя каноническим православным церквам (вселенскому православию) и не находящихся в евхаристическом общении с ними. Содержание 1 История… … Википедия

- (ИПЦ) самоназвание ряда неканонических юрисдикций, считающих себя православными, противопоставляющих себя каноническим православным церквам (вселенскому православию) и не находящихся в евхаристическом общении с ними. Содержание 1 История… … Википедия

Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · … Википедия

Книги

  • Краткая история раскола о беспоповцах , Коллектив авторов. Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Второе основное течение старообрядчества беспоповство зародилось на севере России в…

богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых апостолов посредством таинства Священства . Оно актуализируется в преемстве епископской хиротонии (рукоположения), однако им не ограничивается. А. п. предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний, но и передачу благодатных даров Св. Духа, на к-рых основывается иерархическое служение Церкви. По свидетельству Свящ. Писания, святые апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Св. Духа (Ин 20. 21-23; Мф 28. 19-20; Мк 16. 15-16; Лк 24. 47-49; Деян 1. 8) рукоположили первых епископов (Деян 14. 23; 20. 28; 2 Тим 1. 6 и др.) и заповедали передавать через таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1 Тим 5. 22; Тит 1. 5). Ее преемство от святых апостолов и через них от Самого Христа засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским (Adv. haer. III 3), св. Климентом Римским (1 Клим 46), блж. Иеронимом (Adv. Lucifer.), Тертуллианом (De praescript. haer. 32) и др. А. п. является существенным признаком церковной иерархии. Не связанное подобным образом со святыми апостолами служение не может иметь силы, даже если воспроизводит все его внешние иерархические формы. Тертуллиан говорит об А. п. как об одном из признаков Церкви: «...Пусть покажут (еретики.- Н . Е .) основания своих Церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение» (De praescript. haer. 32).

В католичестве понятие А. п. после Ватиканского II Собора в целом отвечает православному, отличаясь нек-рыми оттенками. В совр. Катехизисе Католической Церкви прямо сказано, что А. п. «есть таинство и передается через таинство Священства» (ККЦ 1087). В католич. богословии А. п. понимается не только как признак, но и как «гарантия» верности апостольскому Преданию (ККЦ 1209). В Декрете об экуменизме II Ватиканского Собора сказано, что Вост. Церкви, «хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же - в силу апостольского преемства - Священством и Евхаристией», поэтому «известное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (Unitatis redintegratio. 15). Декларация «Dominus Iesus», утвержденная папой Иоанном Павлом II 16 июня 2000 г., ограничивая экуменические стремления, выраженные II Ватиканским Собором, подтверждает значениеА. п.как гарантии действия Св. Духа в Церкви: «Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями - апостольской преемственностью и таинством Евхаристии - являются подлинными Поместными Церквами. Кроме того, Церковь Христова пребывает и действует также и в этих Церквах, даже если им не хватает полного общения с Католической Церковью и они не принимают Учения о первоверховной власти, которой, по воле Божией, обладает Епископ Рима, осуществляющий ее во всей Церкви. С другой стороны, церковные общины, не сохранившие подлинного епископата, а также истинной и совершенной сущности таинства Евхаристии, не являются Церквами в истинном значении этого слова…» (P. 17). В таком понимании благодаря сохранению А. п. в церковной общине продолжает «пребывать и действовать» Церковь Христова, даже если она не принимает учения о первоверховной власти епископа Рима.

В протестантизме нек-рые авторы рассматривают пасторское служение как «особое духовное положение (сословие)», что позволяет говорить об ординации служителей как о Божием установлении и ставить вопрос о необходимости А. п. Однако большинством протестант. богословов значение А. п. для сохранения и продолжения служения апостолов прямо отрицается. За исключением прокатолически настроенных авторов (Л. Мюнхмайер, В. Лёэ, Т. Клифот, А. Ф. К. Вильмар), общее мнение протестант. богословов сводится к тому, что епископы и пресвитеры являются таковыми не в силу А. п., но благодаря призванию, полученному ими от церковных общин. Такое понимание, фактически отрицающее значение А. п., с необходимостью вытекает из протестант. учения о священстве. М. Лютер пишет: «Возложение рук [посвящение, рукоположение] благословляет, утверждает и удостоверяет это [призвание на служение] точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, т. е. тот факт, что они уже до этого взяли друг друга [в мужья и жены], публично об этом провозгласив» (Luther"s Works. St. Louis, 1956. Vol.17. P. 114). В протестант. вероисповедных документах провозглашено, что «в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением» (О власти и первенстве папы. 70 // Книга согласия. Минск, 1998. С. 413-418).

Ист.: 1 Клим; Iren . Adv. haer. III; Сypr . Carth . De eccl. unit.; Tertull . De praescript. haer. 32; Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881; Филарет (Дроздов), митр . Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1911; Определение Святейшего Синода 1722 г. // ПСЗ. Т. 6. № 4009; Определение Святейшего Синода 25 мая 1888 г. // ЦВ. 1888. № 28; Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1996. С. 82-84: О Девятом члене.

Лит.: Haddan A . W . Apostolical Succession in the Church of England. L., 1862; Филарет (Дроздов), митр . О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви // ПО. 1886. Ч. 2. С. 85-94; Gore C . The Ministry of the Christian Church. 1888; Никодим [Милаш], еп . Право. С. 224-229, 280-281; Булгаков А . И . К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА. 1898. № 8. С. 534-574 (отд. отт.: К., 1898); он же . Законность и действительность англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви // Там же. 1900. № 8. С. 523-566; 1901. № 2. С. 256-276; № 4. С. 610-628; 1902. № 6. С. 235-269; № 7. С. 376-412; Павлов . Право. С. 514-539; Суворов . Право. С. 197-217, 506-523; Bartmann B . Lehrbuch der Dogmatik. Freiburg i. Br., 1932. T. 2. § 152, 202, 203; Ehrhardt A . The Apostolic Succession in the First Two Centuries of the Church. L., 1953; Ratzinger J ., card . Primat, Episkopat u. successio apostolica // QD. 1961. Vol. 11. P. 37-59; Сергий (Страгородский), митр . [Патриарх] . Значение апостольского преемства в инославии // ЖМП. 1961. № 10. С. 30-45; Telfer W . The Office of a Bishop. L., 1962. P. 107-120; Congar Y . M . J . Composantes et idée de la Succesion Apostolique // Oecumenica: Jb. 1966. Bd. 1. S. 61-80; Афанасьев Н ., прот . Вступление в клир. П., 1968; он же . Церковь Духа Святого. П., 1971. С. 156-176, 264-279; он же . Вступление в Церковь. М., 1993. С. 129-160; Roloff J ., Blum G . G ., Mildenberger F ., Hartman S . S . Apostel / Apostolat / Apostolizität // TRE. Bd. 2/3. S. 430-481 ; Иларион (Троицкий), архиеп . Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997; Мюллер Д . Т . Христианская догматика. Duncanville, 1998. С. 664-684; Флоровский Г . В . О границах Церкви // Избр. богословские статьи. М., 2000. С. 159-170; он же . Проблематика христианского воссоединения // Там же. С. 171-185.

4.8 (96.67%) 18 votes

По случаю знаменательного события – – предлагаем нашим читателям авторское исследование полной непрерывной цепочки рукоположений нашей Церкви – от св. апостола Андрея Первозванного до нынешнего митрополита Корнилия Московского и всея Руси.

При всей очевидности этой последовательности данный материал является первым последовательным описанием апостольской преемственности РПСЦ. Благодарим нашего читателя и автора Сергея Обихода за проделанную работу и материал, предоставленный для первой публикации на нашем сайте.

Ранее Сергей Обиход делился с нами своей , которую мы также настоятельно рекомендуем к прочтению: в первую очередь для того, чтобы лучше понимать суть нашего Православного учения.

Слово автора

Со времени присоединения к древлеправославию митрополита Босно-Сараевского Амвросия прошло уже более 170 лет. Но вопрос об апостольской преемственности иерархии РПСЦ до сих пор подчас вызывает споры и разногласия.

У меня, как у духовного сына РПСЦ, каноничность хиротонии митрополита Амвросия и его преемников не вызывает сомнений. Но однажды я задался вопросом – кто сохранял эту самую преемственность в течение последних полутора веков? Кто эти герои веры, совершавшие свой пастырский подвиг во времена гонений?

Попытки найти в книгах или в интернете подробную информацию о преемственности, своеобразную цепочку рукоположений ни к чему не привели. Собирая информацию из разных источников, я решил составить цепь преемственности епископов РПСЦ, которая через митрополита Амвросия Белокриницкого восходит к св. Иоанну Златоусту, св. Григорию Богослову и св. апостолу Андрею.

Изначально я делал этот список для себя. Надеюсь, что мой скромный труд будет полезен и другим.

Все данные взяты из открытых источников, в том числе с сайтов:

  • https://ru.wikipedia.org
  • https://en.wikipedia.org
  • http://semeyskie.ru
  • http://ruvera.ru
  • https://www.patriarchate.org
  • http://www.pravenc.ru
  • https://drevo-info.ru
  • https://calendar.drevle.com

Вопросы, пожелания и предложения можно отправлять сюда: [email protected]

Сергей Обиход

Аналогичный опыт визуализации древа рукоположений, выполненный казаками Рогожской станицы и студентами МСДУ

Апостольское преемство – непрерывная преемственность епископских рукоположений, восходящая к апостолам Исуса Христа. По учению православной Церкви, через рукоположения передаётся благодать Духа Святого, полученная апостолами.

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деяния апостолов 8:17).

Апостолами Христовыми, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии.

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14:23).

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение (2Тим. 1:6).

Также они указали своим ученикам совершать рукоположения по их примеру.

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1:5).

Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1Тим. 5:22).

Исчисление апостольского преемства епископа конкретной церкви имело значение начиная с древности. Так, Ириней Лионский (II век) писал:

«Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всём мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас…» (Против ересей III, 3).

В своём сочинении Ириней Лионский перечисляет всю цепочку преемственности римских епископов от апостолов Петра и Павла до современного ему Элевтерия.

Обличая еретиков, Тертуллиан (III век) писал:

«Пусть покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские церкви таким именно образом доказывают своё положение» («О прескрипции еретиков»).

В X веке восточные славяне получили церковную иерархию от Константинопольского патриархата. Была образована Киевская митрополия. От Крещения Руси (988) до 1448 года Русская Православная Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата.

В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе была заключена уния: высшая иерархия Константинопольской Церкви признала над собой главенство Римского папы. В связи с отпадением Константинопольского патриарха в унию, в 1448 году рязанский епископ Иона был “наречен во митрополиты” не Константинопольской патриархией, а собором русских епископов, что канонически поставило русскую иерархию вне унии.

В 1589 году во время поставления первого русского патриарха Иова Константинопольский патриарх Иеремия II отметил значение Москвы как хранительницы православия, тем самым признав действия русских иерархов в отношении унии законными. Московская патриаршая кафедра, не являясь апостольской по происхождению, сохранила апостольскую иерархическую преемственность и апостольское наследие.

В 1652 году московский патриарший престол занял Никон, патриаршество которого было катастрофическим для Русской Церкви. С 1653 году патриарх Никон начал проводить церковную реформу, направленную на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Резкость, категоричность и жестокость проводимой реформы вызвали раскол Русской церкви.

Суть реформ Никона была в следующем:

– Пытаясь унифицировать древнерусские (древнегреческие) обряды с новогреческими, введенными Восточными патриархами после Флорентийского собора, патриарх Никон отказался от части апостольского наследия, бережно хранимого древней Русской Церковью в течение столетий.

– После Московского собора 1654 года патриарх Никон начал репрессии против русского духовенства, включая высших иерархов Церкви, выступивших против отказа от древних традиций и обрядов (епископ Павел Коломенский заявлял на соборе: “С тех пор, как мы приняли христианство, с тех пор как мы унаследовали веру от наших отцов и дедов, которые отличались строгим соблюдением наших русских обрядов и стойкостью в этой (православной русской) нашей вере, и мы так же упорно держались того же самого и теперь новой веры не примем”).

После событий XVII века иерархическая преемственность Русской Православной Церкви сохранилась, но была сильно деформирована. Анафемы спорного собора 1666-1667 гг. поставили вне церковного закона часть русского духовенства и их прихожан, придерживающихся старых обрядов и традиций.

Русская Церковь никогда не имела большого количества епископов, самое большее – в ней бывало 15 святителей , при Никоне же количество их было меньше. Из них только епископ Павел Коломенский дерзновенно и смело выступил с обличениями Никона, за что и был предан мученической смерти. Остальные же иерархи, боясь участи Павла, вынуждены были молчать. Известно лишь о трех архиереях, что они служили по старым книгам: это Макарий митрополит Новгородский, Маркелл архиепископ Вологодский и Александр епископ Вятский. Но первые два скончались еще до собора 1667 г., на котором была проклята вся древнерусская благочестивая Церковь, а последний подчинился “страха ради” этому собору. Таким образом, старообрядческая Церковь осталась без единомысленных себе епископов, с одними лишь священниками и диаконами.

Священники, не подчинившиеся Никону и другим архиереям, изменившим, по их мнению, св. Церкви, поступили совершенно законно и канонично. Они вправе были без отступивших епископов и даже вопреки их воле совершать богослужения и таинства церковные. Павел Коломенский не смог поставить себе преемника, а священники не имеют права совершать какое бы то ни было рукоположение. Это право епископа. Старые священники умирали. Старообрядцы вынуждены были искать священников в новообрядческой Церкви – древние Вселенские и поместные соборы постановили: принимать рукоположенных в ереси духовных лиц, если они откажутся от своих заблуждений, в их духовном сане (См. 8 правило Первого Вселенского собора; 69 и 99 правила Карфагенского собора; 1 правило св. Василия Великого; Деяния Седьмого Вселенского собора).

Старообрядческая Церковь во времена гонений могла потерять не только епископов, как в XVII веке, но и священство как таковое. В 1832 году в Москве на Рогожском Кладбище состоялся старообрядческий Собор, где обсуждался вопрос о восстановлении иерархии во всей полноте. Нижегородец Афоний Козьмич Кочуев предложил обратиться на Восток для разыскания епископа и устройства архиерейской кафедры за рубежом России. Далее история возникновения Белокриницкой иерархии известна – на Восток были посланы Петр Васильевич Великодворский (инок Павел) и инок Алимпий, встретившие в Константинополе митрополита Амвросия в 1846 году. Старообрядческие посланники рассказали митрополиту Амвросию об истории своей церкви и её положении, убедив его возглавить русских старообрядцев.

16 апреля 1846 года митрополит Амвросий подписал документ о том, что он «по чистой совести за благо изволил поступить в староверческую религию в сущем звании митрополита» и обязуется «по прибытии в Белокриницкий монастырь, учиня церковное присоединение согласно правил святых отец, неотлагательно поставить там в наместники себе другого архиерея, как дозволено всевысочайшим указом». В свою очередь, представители старообрядцев обязались «содержать его высокопреосвященство господина митрополита Амвросия на всем монастырском иждивении во всяком спокойствии и удовлетворении во всю его жизнь».

28 октября 1846 года митрополит Амвросий (Амирей Паппа-Георгополи) был торжественно присоединён к древлеправославию вторым чином (чрез миропомазание) священноиноком Иеронимом в Белокриницком монастыре, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора.

Таким образом, современная иерархия Русской Православной старообрядческой Церкви ведет своё начало с 1846 года, когда с принятием епископа была восстановлена апостольская преемственность и трёхчинная церковная иерархия. Большинство архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви в своем рукоположении восходят к митрополиту Амвросию, хиротонисанному в 1835 году патриархом Константинопольским Григорием VI, и все они без исключения имеют апостольское преемство.

Апостольское преемство РПсЦ


Корнилий (Титов) митрополит Московский и всея Руси

18 октября 2005 года епископ Корнилий (Титов) был избран митрополитом Московским и всея Руси на Освященном соборе. 23 октября 2005 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы состоялся чин настолования, который совершили архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) Саватий (Козко) , епископ Донской и Кавказский Зoсима (Еремеев) , епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев) , епископ Дальневосточный Герман (Савельев) , более 50 священников и 7 диаконов.

Андриан (Четвергов) митрополит Московский и всея Руси

7 мая 2005 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) Силуян (Килин) , епископ Дальневосточний Герман (Савельев) Евмений (Михеев) рукоположили Корнилия (Константина Ивановича Титова)

Алимпий (Гусев) митрополит Московский и всея Руси

29 апреля 2001 года митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев) , епископ Ярославский и Костромской Иоанн (Витушкин) , епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин) , епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко) и епископ Кишинёвский и всея Молдавии Зосима (Еремеев) рукоположили Андриана (Александра Геннадьевича Четвергова) в сан епископа на Казанско-Вятскую кафедру.

5 января 1986 года епископ Донской и Кавказский Анастасий (Кононов) и епископ Киевско-Винницкий Евтихий (Кузьмин) рукоположили Алимпия (Александра Капитоновича Гусева) во епископа Клинцовского и Ржевского.

27 мая 1973 году архиепископ Московский и всея Руси Никодим (Латышев) рукоположил Анастасия (Антония Фёдоровича Кононова) во епископа Донского и Кавказского.

3 октября 1961 года архиепископ Московский и всея Руси Иосиф (Моржаков) , епископ Киевско-Винницкий Иринарх (Вологжанин) и епископ Волжско-Донской и Кавказский Александр (Чунин) рукоположили Никодима (Никиту Тимофеевича Латышева) во епископы на Кишинёвскую кафедру.

9 сентября 1945 года архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфенов) и епископ Костромской и Ярославский Геронтий (Лакомкин) рукоположили Иосифа (Ивана Михайловича Моржакова) во епископа Кишинёвского и Одесского, а также временно Черновицкого и Измаильского.


Старообрядческое духовенство на Рогожском. Нижний ряд слева направо: еп. Иосиф (Моржаков), еп. Геронтий (Лакомкин), еп. Флавиан (Слесарев), будущий архиепископ Московский, еп. Вениамин (Агальцов). В верхнем ряду слева направо: о.Петр Селин, о.Евграф (служил на Рогожском, а потом в Киеве), клирошанин (бас) левого клироса Покровского храма, о.Петр Михеев, благочинный Московской области (дед еп. Евмения Кишиневского и всея Молдовы), Кирилл Александрович Абрикосов (ответственный секретарь архиепископии), о.Василий Королев. Фото сделано около 1951 года – незадолго до смерти еп. Геронтия.

Канонизирован для общецерковного почитания в октябре 2012 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви. Память свт. Геронтия 27 мая (ст. ст.).

23 декабря 1928 г. архиепископ Московский и всея Руси Мелетий (Картушин) единолично рукоположил Иринарха (Ивана Васильевича Парфенова) во епископа на Самарско-Уфимскую кафедру.

7 декабря 1908 года архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин) в сослужении епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенко) рукоположил Мелетия (Михаила Поликарповича Картушина) во епископа на Саратовскую и Астраханскую кафедру.

9 августа 1898 года епископ Уральский Арсений (Швецов) и другие старообрядческие архиереи рукоположили Иоанна (Иустина Авксентьевича Картушина) в епископа на Донскую епархию.

В 2011 году, Арсений Уральский прославлен в лике святых Русской Православной старообрядческой Церковью. Память свт. Арсения 10 сентября (ст. ст.).

24 октября 1897 года епископ Нижегородский Кирил (Мухин) и епископ Казанский Иоасаф (Зеленкин) рукоположили Арсения (Онисима Васильевича Швецова) в сан епископа Уральско-Оренбургского с Азиатскою стороною.

24 ноября 1876 года архиепископ Московский Антоний (Шутов) в сослужении епископа Уральского Виктора (Лютикова) и епископа Новозыбковского Селивестра (Малышева) рукоположил Кирила (Григория Никитича Мухина) во епископа Нижегородского. Фактически начало Белокриницкой иерархии в России было положено епископом Антонием (Шутовым) .

3 февраля 1853 года митрополит Белокриницкий Кирил (Тимофеев) рукоположил Антония (Андрея Иларионовича Шутова) во архиепископа Владимирского.

6 января 1847 года митрополит Белокриницкий Амвросий единолично рукоположил в епископа Майносского Кирила (Киприана Тимофеева) .

В 1996 г. на первом Всемирном старообрядческом соборе в Белой Кринице митрополит Амвросий был причтен к лику святых. Празднование ему установлено 30 октября (ст. ст.).

В 1835 г. патриарх Константинопольский Григорий VI (Георгий Фуртуниадис) (9 октября 1835 - 3 марта 1840) в сослужении архиереев - Ефесского Хрисанфа , Анкирского Герасима , Софийского Паисия и Ираклийского Дионисия – рукоположил Амвросия (Амирея Паппа-Георгополи) в епископа на Боснийскую кафедру.

24 сентября 1825 г. патриарх Константинопольский Хрисанф Манолеа (21 июля 1824 - 8 октября 1826) рукоположил Григория (Георгия Фуртуниадиса) в епископа на кафедру Пелагонии.

Константинопольские патриархи до Хрисанфа:

Каллиник IV (1801-1806, 1808-1809)

Григорий V Этномартирас (Георгий Ангелопулос) (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) – убит турками.

Неофит VII (1789-1794, 1798-1801)

Каллиник III (1757)

Неофит VI (1734-1740, 1743-1744)

Паисий II (1726-1732, 1740-1743, 1744-1748)

Иеремия III (1716-1726, 1732-1733)

Кирил IV (711-1713)

Каллиник II Акарнанский (1693, 1694-1702)

Иаков (1679-1682, 1685-1686, 1687-1688)

Герасим II (1673-1674)

Дионисий IV Муселимис (1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694)

Дионисий III (Бардалис) (1662-1665)

Парфений IV (1657-1659, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684-1685)

Паисий I (1652-1653, 1654-1655)

Кирил III (1652, 1654)

Иоанникий II (1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656)

Парфений II Новый (1644-1646, 1648-1651)

Парфений I Герон (1639-1644)

Неофит III (1636-1637)

Афанасий III Пателларий (25 февраля 1634 - начало апреля 1634) – участник книжной справы, предпринятой патриархом Московским Никоном в 1653 году.

Кирил II Контари (1633, 1635-1636, 1638-1639)

Кирил I Лукарис (1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638) – убит турками.

Рафаил II (март 1603 - до октября 1607) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

Неофит II (1602-1603, 1607-1612)

Мелетий I Пига (1597-1598) – местоблюститель. Противник унии с Римско-Католической церковью.

Феофан I (1596) – местоблюститель

Матфей II (1596, 1598-1602, 1603)

Иеремия II (Транос) (5 мая 1572 - 29 ноября 1579, 1580-1584, 1587-1595). Учредил патриаршество Русской церкви в 1589 году.

Митрофан III (Мануил Михаил) (январь 1565 - 4 мая 1572, 1579-1580) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

Феолипт I (1513-1522)

Пахомий I (1503-1504, 1504-1513)

Иоаким I (1498-1502, 1504)

Максим IV Манассис (1491-1497)

Нифонт II (1486-1488, 1497-1498, 1502)

Константинопольский собор (1484) с участием патриарха Константинопольского, представителей Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского патриархов (18 епископов). Собор созван для решения вопроса о чиноприёме принятия в Православие униатов, бывших сторонников Флорентийской унии. Флорентийский собор был объявлен неканоничным, а заключенная на нем уния – недействительной.

Рафаил I Трибал (начало 1475 - начало 1476)

Дионисий I Мудрый (1466-1471, 1489-1491)

Симеон I Трапезундский (1466, 1471-1474, 1481-1486). Константинопольский собор (1472) аннулировал Флорентийскую унию.

Марк II Ксилокарав (1466)

Иоасаф I Кокка (начало 1465 - начало 1466)

Софроний I Сиропул (1463-1464)

Исидор II Ксанфопул (1456 - 1462) – противник унии с Римско-Католической церковью. Вместе с Геннадием Схоларием участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе и был одним из подписавших протест против унии.

В 1459 году соборным решением митр. Иона закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов Руси - Собором русских епископов с согласия московского князя.

Геннадий II Схоларий (Георгий Куртесий) (6 января 1454 - май 1456, 1458, 1462-1463) – противник унии с Римско-Католической церковью. Ученик св. Марка Эфесского. Первый патриарх после прекращения существования Византийской империи.

Взятие Константинополя турками-османами под предводительством Мехмеда II (1453).

Афанасий II (1450-1453).

Константинопольский собор (1450): присутствовали Патриархи Филофей Александрийский, Дорофей Антиохийский и Феофан Иерусалимский, митр. Марк Эфесский, византийское духовенство. Собор осудил и аннулировал Флорентийскую унию, лишил сана патр. Григория III и возвел на кафедру Афанасия II.

Григорий III Мамма (Милиссин Стратигопул) (1443-1450) – сторонник унии с Римско-Католической церковью.

15 декабря 1448 года на Соборе русских епископов в Москве Иона избран митрополитом Киевским и всея Руси. Начало автокефалии Русской церкви.

Иерусалимский собор (1443): присутствовали Патриархи Иерусалимский Иоаким, Александрийский Филофей и Антиохийский Дорофей, митр. Кесарии Каппадокийской Арсений. Собор осудил заключённую в 1439 г. во Флоренции унию между Римско-Католической и Восточно-Православными церквями.

Митрофан II Митрофон (4/5 мая 1440 - 1 августа 1443) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. Послание Московского князя Василия II Константинопольскому патриарху об отвержении унии (1441).

Флорентийская уния (1439)

Иосиф II (Шишман) (21 мая 1416- 10 июня 1439) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. В 1437 году поставил на русскую митрополию Исидора (также сторонника унии).

Каллист II Ксанфопул (17 мая 1397 - август 1397). До поставления на кафедру был священноиноком на Афоне. Затем, оставив управление Константинопольской Церковью, святитель вновь удалился в безмолвие. Вместе со своим сподвижником, Игнатием Ксанфопулом, святой составил Сто глав об умной молитве, помещенные во второй части славянского издания Добротолюбия. По утверждению их современника, святителя Симеона Солунского, святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы были удостоены Божественного осияния, как апостолы на Фаворской горе, и их лица “казались блистающими солнцевидно”.

Макарий (1376-1379, 1390-1391)

Филофей Коккин (1354-1355, 1364-1376) – в 1354 году утвердил перенос кафедры митрополитов из Киева во Владимир-на-Клязьме и поставил Алексия в митрополита Киевского и всея Руси с пребыванием в Москве. В 1375 года поставил болгарина Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского».

Иоанн XIV Калека (февраль 1334 - 2 февраля 1347). V Константинопольский собор (1341, 1344, 1347), утвердивший богословие исихазма св. Григория Паламы.

Исайя (11 ноября 1323 - 13 мая 1332) – противник унии с Римско-Католической церковью. В 1328 году патриарх Исайя посвятил митрополита Киевского и Всея Руси Феогноста. Взятие Никеи турками-османами (1331)

Св. Афанасий I (14 октября 1289 - 16 октября 1293, 1303-1309). Память 24 октября. Противник унии с Римской-Католической церковью

Св. Григорий II Кипрский (23 марта 1283 - июнь 1289). Память 4 марта. Противник унии с Римско-Католической церковью.

Константинопольский Собор (1283), отвергший Лионскую унию.

Иоанн XI Векк (2 июня 1275 - 26 декабря 1282) – сторонник унии с Римско-Католической церковью. Низложен имп. Андроником II.

Св. Иосиф I Галесиот (28 декабря 1266 - май 1275, 1282-1283). Память 30 октября. Противник унии с Римско-Католической церковью. Лионская уния (1274)

Мефодий II (1240 три месяца)

Досифей Иерусалимский (февраль 1189, 1189-1191)

Харитон Евгениот (между мартом и августом 1177-1178)

Михаил III Анхиальский (1170-1177)

Лука Хрисоверг (1157-1170)

Константин IV Хлиарин (ноябрь 1154 - конец мая 1157)

Михаил I Кируларий (25 марта 1043 - 2 ноября 1058). Великий раскол (1054) – отделение Римско-католической церкви на Западе с центром в Риме от Православия.

Сергий II Студит (999-1019)

Сисиний II (996-998)

В 991-996 гг. - престол вакантен.

Антоний III Студит (973-979)

Василий I Скамандрин (970-973)

Феофилакт (933-956)

Св. Никола I Мистик (901-907, 912-925). Память 16 мая. Миссонерская деятельность среди алан и хазар.

Св. Фотий (858-867, 877-886). Память 6 февраля. I Крещение Руси (867). IV Константинопольский собор (879-880): присутствовали представители всех Патриархов и папские легаты (Евгений, Пётр и Павел) - всего 383 епископа. Собор восстановил св. Фотия на престоле, запретил добавления к Никейскому Символу. В греческих православных церквях собор 879 года фактически почитается VIII Вселенским, каковым он де-факто был по своему составу и характеру принятых решений; формально имеет статус поместного.

Иоанн VII Грамматик (837-843) - иконоборец; изгнан с кафедры императрицей Феодорой.

Антоний I Кассимата (821-837) - иконоборец. Анафематствован на Константинопольском соборе 843 года. Хиротонии, совершённые Антонием, считаются в Православной церкви недействительными.

Феодот I Касситер (815-821) - иконоборец. 2-й иконоборческий собор (815).

Св. Никифор I (806-815) – защитник иконопочитания (память 2 июня); смещен с кафедры императором Львом Армянином.

Св. Тарасий (784-806) – противник иконоборчества. Память 25 февраля. VII Вселенский Собор (787)

Никита I (766-780) - иконоборец

Константин II (754-766) - смещен с кафедры императором Константином V; казнен иконоборцами в 768 г. На VII Вселенском соборе анафемствован как потворствовавший иконоборцам. 1-й иконоборческий собор (754).

Анастасий (730-753) – иконоборец; подписал эдикт против почитания икон.

Св. Герман I (715-730). Память 12 мая. Добровольно оставил кафедру из-за несогласия с иконоборчеством императора Льва III Исавра.

Иоанн VI (712-715)

Св. Кир (705-711). Память 8 января. Активно боролся с монофелитской ересью. В 711 году смещен новым императором Филиппиком Варданом и удален в константинопольский монастырь Хора.

Св. Каллиник (693-705). Память 5 сентября. Смещён с кафедры, ослеплён имп. Юстинианом Ринотметом и сослан в Рим.

Павел III (687-693). Трулльский (Пято-шестой) Собор (691-692)

Св. Георгий I Кипрский (679-686) – монофелит, воссоединился с православными на VI Вселенском Соборе. Память 18 августа. VI Вселенский Собор (680-681)

Петр (655-666) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Павел II (641-653) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Пирр (639-641, 654) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Сергий I (610-638) - монофелит (посмертно анафемствован VI Вселенским Собором).

Анфим I (535-536)

Св. Иоанн II Каппадокиец (518-520). Память 25 августа. Подтвердил постановление Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихианской ереси (монофизитства) Севира Антиохийского. Преодолен церковный раскол с Римом (519).

Тимофей I (511-518)

Св. Македоний II (496-511). Память 25 апреля. Смещён с кафедры императором-монофизитом Анастасием I и отправлен в ссылку в Пафлагонию.

Евфимий (490-496). Смещён с кафедры императором-монофизитом Анастасием I и отправлен в ссылку в Пафлагонию.

Фравита (489-490)

Акакий (471-489). Энотикон имп. Зенона (482). Акакианская схизма (484 – 519).

Несторий (428-431) - осужден на III Вселенском Соборе (431)

Св. Иоанн I Златоуст (398-404). Память 27 января (перенесение мощей), 30 января (Соборе Вселенских учителей и святителей), 14 сентября (день преставления), 13 ноября.

II Вселенский Собор (381)

Св. Григорий Богослов (379-381) - память 25 января, 30 января. Возобновил Православие и цепь законных иерархов.

Максим I Киник (380-381)

Демофил (370-380) - арианин

Евагрий (370) - изгнан

Евдоксий Антиохийский (360-370) - арианин

Македоний I (342-3346, 351-360) - арианский архиепископ

Евсевий Никомедийский (конец 339 - конец 341) – арианский архиепископ

I Вселенский Собор (325)

Пров (293-306)

Руфин (284-293)

Дометий (272-284)

Тит (242-272)

Евгений I (237-242)

Кириллиан (Кириак) (217-230)

Филадельф (211-217)

Марк I (198-211)

Олимпиан (187-198)

Пертинакс (169-187)

Алимпий (166-169)

Лаврентий (154-166)

Евзой (148-154)

Афинодор (Афиноген) (144-148)

Св. Поликарп II (141-144)

Св. Феликс (136-141)

Елевферий (129-136)

Диоген (114-129)

Седекий (105-114)

Плутарх (89-105)

Поликарп I (71-89)

Материал по теме

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.




Митрополит Корнилий на канале СПАС

Материал и красивые фотографиипо теме

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

История религии знает следующий назидательный случай: в журнале “Eagle” в 1913 году был опубликован памфлет баптистского пастора Дж. Росса “Некоторые факты о самозваном пасторе Чарльзе Т. Расселе, основателе Общества Сторожевой Башни”. Рассел предъявил в суд иск за клевету, но в ходе разбирательства дела вынужден был признать, что его в пасторы никто и никогда не рукополагал. Казалось бы, Росс из зала суда вышел победителем, но ведь сам баптизм был образован Джоном Смитом в 1633 году, т.е. всего лишь на 237 лет раньше общества Чарльза Рассела (“Исследователи Библии”, 1870). Невольно возникает, по крайней мере, два вопроса: что такое законное рукоположение в Христианстве, а также: имеют ли баптистские пасторы апостольское преемство? Обратимся к Библии.

После сорокалетнего скитания по пустыне, вывел Моисей сынов Израилевых в землю обетованную. Но по воле Бога не дано было войти в неё Моисею. Умер пророк в земле Моавитской, оставив после себя преемника. Из Библии мы узнаём, что преемство благодати было установлено Самим Богом: “И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух и возложи на него руку твою… и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых” (Числ. 27:18,29). Так и поступил пророк: “И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею” (Втор. 34:9).

Но как в Ветхозаветные времена Бог Сам избирал пророков Израилю, так воплотившийся Бог Иисус Христос даёт власть своим Апостолам: “…как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20:21-23).

Эту власть Господь дал двенадцати ученикам и, впоследствии, апостолу Павлу. Последний подвизался в Христовой Церкви и не создал другую, скажем, для язычников. Другое дело, что в Пятидесятницу Апостолы были крещены Святым Духом: «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эти же дары получили в тот день ещё около трёх тысяч человек, крестившись во имя Иисуса Христа. Но власть прощать или оставлять грехи, поставлять священство от имени Бога, дана только Апостолам.

Новые религиозные движения в своё оправдание приводят немало сомнительных доводов, равно как и практикуют неправильный перевод или искажённое толкование библейских текстов. Например, перевод “Нового Мира” Свидетелей Иеговы на русский язык Деян.14:23 выглядит следующим образом: “Также они назначили им в каждом собрании старейшин, и после молитвы и постов вверили их Иегове, в которого они уверовали”. Обратимся к греческому оригиналу: «положили, возложили» и «руки». Но тогда, безусловно, верен синодальный перевод: “Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали”. В других обособленных от истинной Церкви сообществах священство и вовсе избирается-рукополагается членами собрания.

Обычно ссылаются на вырванные из контекста Писания строки, где говорится о том, что в Иерусалимской Церкви всё собрание выбирало себе священнослужителей. Однако эти выборы предложили сами Апостолы и затем: «…их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6). К тому же, Апостол Павел пишет Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). Очевидно, что рукополагать пресвитеров Апостол Павел поручил епископу Тимофею, а не собранию мирян.

С другой стороны, совершать священнодействия, (впоследствии некоторые из них были названы Таинствами) опять же могли только законно рукоположенные священники , но не миряне: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Как же определить Апостольскую Церковь , ведь многие лжепророки приходят под именем Христовым и заявляют о своей богоизбранности. Те же баптисты утверждают, что и они имеют апостольское преемство. «Движение веры» и последовавшие за ними неопятидесятники подошли к этой проблеме ещё проще – любому из собрания Бог может «сказать»: «стань пастором илиапостолом», женщинам в том числе.

Ответ им предельно прост, ведь ещё в третьем веке Тертуллиан говорил: “Пусть они (еретики) покажут начала своих церквей!” Начала протестантских церквей, в лучшем случае, можно проследить с шестнадцатого века, а неопятидесятники и вовсе возникли в 20-м.

Практически все «учредители» новых христианских групп любят ссылаться на Мф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Но при этом они забывают о других библейских стихах: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ. 3:10), и в Новом Завете: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

Но, может быть, любая группа людей, именующих себя христианами, вправе от имени Бога поставлять себе священнослужителей? Иисус Христос так отвечает своим апостолам и всем христианам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» (Ин. 15:15-16). Христос Сам был Пастырь (Ин. 10:11,16) и поставил иных пастырей (Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).

Господь по Своему обетованию, даёт возможность собранным во имя Христа молиться, изучать Библию или исполнять песни о Боге. Но в самочинных сообществах нет благодатных даров, которые животворят Церковь Апостольскую. При этом Господь разными способами указывает путь к истинной Церкви, которую создал, обещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Ученики Христовы ушли из земной жизни, передав от славы своей преемникам , как в ветхозаветное время сделал по наказу Господа Боговидец Моисей. Новый Завет не упразднил, но продолжил эту традицию, что подтверждает апостол Павел: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14).

Словосочетание «с возложением рук священства» указывает на то, что апостола Тимофея рукополагали несколько священных лиц. Этот канон сохранился и в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.

Что касается церковной иерархии. Она была установлена ещё в Древнем Израиле, поэтому вопрос «все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?» (1Кор. 12:29) у первохристиан не вызывал недоумения – все знали и не подвергали сомнению следующее: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершенствованию святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12). Отметим: для созидания, а не расчленения тела Христова!

Со стороны неапостольских церквей мы слышим: за две тысячи лет учение Церкови первых христиан было искажено и, потому, дескать, потребовались новые церкви, которые не запятнаны грехами. Особенно подобные утверждения характерны для неохаризматических общин, возникших в конце 20-го – начале 21-го веков. Что можно ответить подобным ревнителям благочестия?

Во-первых, Церковь – непорочное Тело Христово (Кол.1:24; Еф.5:27), грехи совершают её отдельные представители. Во-вторых, самым весомым аргументом в этом споре служит Родословие Господа нашего Иисуса Христа – и до, и после царя Давида в нём были и грешники, и нечестивые цари. Даже наимудрейший Соломон поддался страстям, взял жен иноплеменнических и «…жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (3Цар. 11:4). Из Писания нам также известно, что первым пастырем, согрешившим пред Богом, был ни кто иной, как первосвященник Аарон: по просьбе народа он собрал золотые украшения, отлил из них тельца и соорудил жертвенник для поклонения идолу (Исх. 32:2-5). Грешили и Апостолы Христовой Церкви, ведь нет человека, который поживёт и не согрешит (3Цар.8:46; 2Пар.6:36; Еккл.7:20).

Поэтому законно поставленное священство не зависит от соотношения числа грешных или благочестивых людей, но определяется апостольским преемством. Священники – это люди из нашего человеческого общества, а не поставленные из Рая ангельские существа. Хулителям же священноначалия, поставленного Богом в Церкви Христовой, ещё в ветхозаветные времена дал достойный ответ боговдохновенный псалмопевец Давид: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации