Жанна дарк интересные факты. Интересные факты из жизни Жанны д’Арк


История является наукой, которая часто ссылается на недостоверные факты, а на всевозможные легенды, мифы, истории. В современном мире принято переделывать историю. По указанию властей многие мифы были развенчаны и заменены новыми.

Во Франции в 1249 году в самый разгар Столетней войны между англичанами и французами появилась молодая девушка, простая крестьянка, которая стала символом всей страны.

Будущее ей предсказали святые Маргарита с Екатериной и архангел Михаил. Они же велели Жанне организовать сбор огромного войска и выгнать врагов из родной отчизны. Девушка покинула свою деревню и направилась в Луар, где добивается встречи с монархом, который дает ей лучших воинов и направляет к Орлеану, крепость осаждали англичане. Существует легенда у жителей туманного Альбиона, по которой якобы сам великий Мерлин предсказал появление девушки с топором в руках.

Вера в победу, которую должна была одержать Орлеанская девственница, подняла дух патриотизма у французских воинов. В результате предательства Д`Арк попала в руки противника. Инквизиция объявила ее ведьмой и приговорила к сожжению на костре, по тем временам данный вид лишения жизни считался одним из мучительных. В 1920 году Римская-Католическая церковь канонизирует несчастную девушку. Она считается первой и единственной святой, которая ранее была осуждена по обвинениям церковного суда.

На сегодняшний день подвергается сомнению указанная в исторических источниках сословная принадлежность девушки. Была ли на самом деле она крестьянкой? Если это действительно так, почему же ее принял король и даже дал лучших воинов. Быть может объяснить все спорные моменты поможет тот факт, что в Средневековье почти все европейское население было чересчур суеверным.

Но ведь существовавшие сословные границы никто не отменял даже в те времена. Не укладывается в уме то, что монаршая особа провел аудиенцию с простой крестьянкой и даже приблизил ее к себе.

Некоторые исследователи утверждают, что Жанна обладала некими паронормальными способностями. Она не лечила людей, но владела техникой гипноза. Голос этой девушки так завораживал мужчин-воинов, по одному ее слову они бросались в бой, порой даже неравный. Воины сражались, не чувствуя боли, даже если были ранены смертельно.

Жанна прекрасно владела оружием и участвовала в рыцарских поединках, что не подходит к образу деревенской девушки, уделом которой считалось ведение домашнего хозяйства. Истинное происхождение девушки осталось скрытным.

Орлеанскую деву принято считать крестьянкой, по крайней мере, в этом человечество уверяют многие исторические источники. Современные исследователи утверждают о том, что Жанна Д`Арк являлась инфантой, то есть была лицом, в жилах которого текла кровь королей. Считается, что она могла быть рожденной вне брака дочерью королевы Франции Изабеллы и Орлеанского герцога. Супружеская жизнь королевы с Карлом VI была ужасной, вследствие того, что король периодически впадал в безумие. Он на дух не переносил свою супругу, он жил со своей любовницей Одеттой де Шамдивер во дворце Сен-Поль. Королева в долгу, конечно же не осталась, выбрав себе любовника, коим и стал герцог из Орлеана.

Также исследователи считают, что и отпрыск Изабеллы Карл VII являлся бастардом. Но если незаконнорожденного мальчика и можно было представить сыном короля, так как интимная близость, хоть и была супругам в тягость, но периодически она была, то к моменту рождения Жанны в физическом плане супруги друг к другу уже охладели.

Да и рождения ребенка от любовника король жене бы явно не простил. Вследствие этого, новорожденная девочка тайно была отправлена в деревню под названием Домвери, ее воспитанием должна была заняться семья Жака Д`Арка.

Жак, будущий отец Жанны отнюдь не был бедным крестьянином. Его корни исходили из древнего дворянского рода, имевшего личный герб. У Жака имелись собственные земельные владения, а ежегодный доход составлял 5 000 франков чистым золотом. И после таких доводов его можно назвать бедняком?

Приемную дочь в семье воспитывали как мальчика. День был буквально рассчитан по минутам, он весь был посвящен занятиям: фехтованию, боевому искусству, верховой езде. К своим 18 годам Жанна Д` Арк была искусным воином. Также она получила достойное образование, что выражалось в ее правильной и изысканной речи, которая была не свойственна для представителей низшего сословия.


Когда Жанна появилась в резиденции своего брата, наследник престола Франции, все последующие события можно считать хорошо спланированной акцией. Войско англичан было разгромлено, а Карл VII занял место правителя на троне. Жанна помогла брату стать монархом, но с этого момента она стала опасна для короля Франции. Оппоненты Карла могли прознать его тайну и поставить законнорожденность под вопрос. Есть версия, что король отдал свою сестру на растерзание англичанам и инквизиции, чтобы она замолчала навсегда.

Можно также встретить мнение о том, что сожгли не Жанну Д` Арк, а совершенно постороннюю женщину. Сама же Жанна вышла замуж за дворянина и родила ему детей.

Вот уже шесть столетий не утихают споры вокруг судьбы Жанны д"Арк, национальной героини .

Многие французские историки уверены, что крестьянин Жак д’Арк и его жена Изабелла Роме были не настоящими родителями Жанны, а приемными. И что по рождению Дева Франции принадлежала к королевской династии. То есть была незаконнорожденной дочерью королевы-распутницы Изабеллы Баварской, жены короля Карла VI Безумного и матери такого же, как и Жанна, незаконнорожденного Карла VII. А отцом был герцог Людовик... Орлеанский. Именно этим объясняется ее высокий статус при королевском дворе (еще до совершения подвигов), прекрасное знание этикета и военного дела.

Сторонники этой теории именуются батардистами, то есть сторонниками факта незаконного благородного рождения Жанны. Другие уважаемые историки утверждают, что ее не могли сжечь на костре в городе Руане. Приверженцев этой версии называют сюрвивистами, то есть сторонниками факта спасения Жанны.

ИМИТАЦИЯ КАЗНИ?

Согласно канонической версии, Жанна д’Арк была казнена 30 мая 1431 года на площади Старого рынка в Руане. Однако почти сразу поползли слухи, что сожжена на костре была не Жанна. Кто же тогда? Это, видимо, так и останется тайной. Но о том, что вместо Жанны на костер взошла другая женщина, говорят многие факты.

Современников тогда больше всего поразила удивительная поспешность: жертву послали на костер, пренебрегая строгими правилами процедуры процесса инквизиции, не испрашивая решения светского суда — ведь церковь сама никогда не выносила смертных приговоров.

Местные жители, присутствовавшие на казни, не могли разглядеть девушку: мощное оцепление из восьмисот солдат не подпускало их к эшафоту, а окна ближайших домов власти Руана приказали наглухо закрыть деревянными ставнями.

К тому же зрители не могли разглядеть ее лицо — оно было закрыто капюшоном. Хотя обычно осужденные шли на костер с открытыми лицами.

После казни желающие могли убедиться, что еретичка погибла.

Но понять, кому принадлежит обуглившийся труп, было невозможно. Тюремщик Жанны граф Уорвик отдал приказ бросить прах жертвы в Сену. Тело должно было исчезнуть навсегда и бесследно.

И совсем уж странный факт: при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов в их «бухгалтерских» книгах так и не было найдено записи о расходах на казнь Жанны. При этом записи о денежных суммах на дрова и прочий антураж для всех других казней наличествуют в полном объеме.

Так что на всем этом печальном мероприятии лежала печать таинственности и какой-то странной невнятности. Когда через 25 лет после казни началась реабилитация Жанны, выяснилось, что никто из представителей судебной власти не выносил Орлеанской деве приговор. И ни один из участников суда не смог с точностью рассказать о том, как проходили процесс и казнь: одни сообщили, что ничего не видели, другие — что ничего не помнят, а третьи — что покинули Руан задолго до казни. Даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называли не только 30 мая, но и 14 июня, и б июля, а иногда и февраль 1432 года.

Отсюда и предположение: в Руане была казнена не Жанна, а подставное лицо.

ТАЙНАЯ СДЕЛКА КОРОЛЕЙ

Сюрвивисты считают, что за несколько часов до исполнения приговора Жанна была тайно выведена из замка Буврей через подземный ход. Внутри главной башни замка, которая по-прежнему существует и известна под названием башни Жанны д’Арк, пишет историк Робер Амбелен, «открывается колодец.

Он сообщался с подземным ходом, ведшим в башню, развалины которой еще можно обнаружить в здании, расположенном на улице Жанны д’Арк, в доме №102».

Но возможно ли было осуществить побег из замка Буврей без чьего-либо содействия? Разумеется, нет. Но ведь и не все главные действующие лица этой истории были заинтересованы в гибели Жанны.

Мог ли французский король Карл VII бросить в беде свою благодетельницу и (по версии батардистов) родную сестру? Ведь Жанна дала ему все: земли, доходы, славу победителя «британского льва» в Столетней войне. Благодаря ей он стал королем Франции, примирил ненавидевших друг друга Арманьяков (сторонников герцога Орлеанского) и Бургиньонов (сторонников герцога Бургундского) и объединил разделенное на два враждующих лагеря королевство. Возможно, ему хотелось удалить ее с политической арены и проучить за своенравность. Но позволить сжечь на площади Старого рынка в Руане?!

Амбелен обнаружил документы, из которых видно, что делались попытки отбить Жанну вооруженным путем или выкупить ее.

Но они потерпели неудачу. Оставалось только одно: помочь ей бежать. Но при этом для простых французов Жанна, чья популярность после победы под Орлеаном достигла невиданных масштабов, должна была исчезнуть навсегда.

В казни Жанны не был заинтересован и граф Уорвик, английский наместник Руана. Его зять, знаменитый полководец Джон Тэлбот, был в это время пленником французского короля, а Карл VII грозил жестокой местью, если Жанна погибнет. Поэтому вполне понятны забота графа Уорвика о здоровье плененной Жанны (известно, что он прислал ей двух своих докторов) и его заступничество за нее перед охранниками, когда она подверглась их нападкам. Вскоре после «казни» Жанны Джон Тэлбот был освобожден из плена, причем, вопреки обычаям, никакого официального выкупа за его освобождение выплачено не было.

Так что есть основания предположить, что спасение Жанны — результат тайной сделки двух королей. Ведь если Жанна была единоутробной сестрой Карла VII, как утверждают батардисты, то тогда малолетний английский король Генрих VI (сын Екатерины Французской) был ее племянником. Мог ли он в этом случае уж очень настаивать на сожжении своей тетушки?

Относительно позиции англичан интересен следующий факт: 13 мая 1431 года в Руане граф Уорвик устроил пышный пир. На нем присутствовал некто Пьер де Монтон, посланец герцога Амадея Савойского. Сам же Амадей Савойский был мужем Марии Бургундской, родной сестры Анны Бургундской, которая, в свою очередь, была женой герцога Бэдфорда, реген-та-опекуна при малолетнем короле Генрихе VI. Стало быть,

Амадей Савойский был деверем герцога Бэдфорда. Амбелен уточняет: «Если Жанна была дочерью Людовика Орлеанского и Изабеллы Баварской, то она являлась кузиной Анны Бэдфордской. Тем самым через брачные связи она стала кузиной Амадея Савойского».

Конечно, весьма сложная конструкция, но главное в том, что пир в Руане был своего рода семейным советом, на котором решалась судьба знатной родственницы.

НОВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЖАННЫ

После тайного похищения Жанну доставили в удаленный савойский замок Монроттье. Принадлежал он Пьеру де Монтону, тому самому, что присутствовал на пиру у графа Уорвика. Ему и было поручено тайно вывезти Жанну из Руана, доставить ее в Монроттье и организовать там надежную охрану.

О том, что конкретно делала Жанна после своего освобождения и до 1436 года, практически ничего не известно. Одно очевидно: пять лет она не имела никаких связей с внешним миром, ведь Карлу VII нужно было время, чтобы его подданные успели подзабыть свою героиню.

Лишь в 1436 году Жанна объявилась в Арлоне, небольшом городке на границе современной с Люксембургом, и этот факт зафиксирован во многих источниках. Здесь она была принята герцогиней Елизаветой Люксембургской, очень богатой и влиятельной дамой, которая никогда не стала бы встречаться с девушкой, благородное происхождение которой вызывало сомнение.

В Арлонском замке Жанна жила некоторое время в роскоши, окруженная заботами герцогини и ее близких, а после этого была увезена графом Ульрихом Варнембургским в Кельн. Там Жанна снова стала носить мужскую одежду.

В книге «Правда о Жанне д’Арк», изданной в Париже в 1895 году, сказано, что граф Варнембургский подарил ей красивые латы. Поначалу Жанна просто «весело пировала» с графом, но затем начала активно вмешиваться в дела местных феодалов. Например, она решительно поддержала графа Ульриха, когда тот стал оспаривать архиепископское кресло в Трире.

Активность Жанны вызвала озабоченность инквизитора Генриха Каль-тейзена, который вызвал ее к себе для объяснений. Это было совсем некстати (обвинения инквизиции еще не были сняты), и она сочла за благо спешно удалиться обратно в Арлон.

Интересные сведения о новом появлении Жанны можно найти в старинной «Хронике настоятеля монастыря Сен-Тибо-де-Мец», где указывается: «В 1436 году... числа двадцатого мая Жанна-Дева, которая была во Франции, прибыла в Ля-Гранж-оз-Орм, недалеко от Сен-Прива. Она туда приехала, чтобы переговорить с несколькими знатными горожанами Меца. И в этот же день туда прибыли два брата Девы, один из которых, мес-сир Пьер, был рыцарем, а другой, Жан Малыш, оруженосцем. Они думали, что она была сожжена, но когда увидели ее, то узнали, и она тоже их узнала».

Известно, что ее признали и сир Николя Лув, который подарил ей боевого коня и пару шпор, а также сеньор Обер Буле и сир Николь Груан, подаривший ей меч. Николя Лув — один из самых уважаемых жителей Меца. Он был рыцарем Карла VII и принимал участие в его коронации в Реймсе. Вряд ли такой человек принял бы участие в мистификации, признав Жанной-Девой самозванку.

Обер Буле и Николь Груан тоже достойные люди. Первый из них — глава совета старшин в Меце, второй — губернатор. Зачем им участвовать в мошенничестве, из-за которого они могли бы получить только крупные неприятности?

БРАК С РОБЕРОМ ДЕЗ АРМУАЗОМ

7 ноября 1436 года Жанна вышла замуж за рыцаря Робера дез Армуаза и после пышной свадьбы стала именоваться Жанной дез Армуаз. Впоследствии были найдены брачный контракт и дарственный акт, согласно которому Робер дез Армуаз передавал часть владений своей жене Жанне, которая в тексте была неоднократно названа «Девой Франции». На этих документах стоят подписи друзей Робера дез Армуаза, в свое время хорошо знавших Жанну д’Арк. Все это свидетельствует о том, что женой Робера дез Армуаза действительно стала Жанна, внебрачная дочь герцога Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской, воспитанная в семье Жака д’Арк из деревни Домреми.

О том, чем занималась Жанна в 1437 и 1438 годах, известно мало.

По некоторым данным, в декабре 1436 года она выехала из Меца и направилась в Тиффож, где в то время находился ее старый боевой товарищ, маршал Жиль де Рэ. Здесь в течение почти двух лет она воевала вместе с ним против англичан, участвовала в осаде Ла-Рошели, а затем Бордо. В книге «Правда о Жанне д’Арк» говорится также о письмах Жанны к королю Кастилии, в которых она просила у него военной помощи. Коннетабль Кастилии впоследствии «показывал эти письма Девы как ценнейшие реликвии». Испанцы ответили Жанне отправкой к берегам Франции своей эскадры, которая немало поспособствовала французам во взятии Ла-Рошели.

«Сделаем вывод, — пишет Робер Амбелен. — «Посмертное» существование Жанны, мнимый характер ее казни не составляли ни малейшей тайны для членов королевских семейств как во Франции, так и в , как в , так и в ».

ПРИЗНАНИЕ И РАЗОБЛАЧЕНИЕ

В Орлеане Жанна вновь появилась в июле 1439 года, то есть через восемь лет после своей «казни». Госпожу дез Армуаз встретила восторженная толпа горожан, среди которых было немало людей, отлично помнивших свою героиню еще со времен знаменитой осады города. Исторические хроники не оставляют сомнений в том, что орлеанцы безоговорочно приняли Жанну дез Армуаз за Орлеанскую деву. Более того, в счетной книге прямо указывается, что 1 августа 1439 года Жанне была подарена крупная сумма денег с формулировкой «за благо, оказанное ею городу во время осады».

После визита госпожи дез Армуаз в Орлеан, то есть с августа 1439 года, город прекратил ежегодные обедни за упокой души той, которую считали погибшей в Руане.

По утверждениям историков, во время пребывания Жанны дез Армуаз в Орлеане город посетил и сам король Карл VII. Как свидетельствовал камергер короля Гийом Гуффье, на этой встрече Карл VII сказал: «Дева, моя дорогая, добро пожаловать, вы удачно вернулись, во имя Господа, знающего тайну, которая есть между вами и мной».

Окрыленная орлеанским триумфом, в 1440 году Жанна отправилась в Париж. Цель поездки очевидна: Жанна мечтала занять причитающееся ей законное место подле брата-ко-роля. Но нужна ли была такая «реставрация» Карлу VII? С его точки зрения, Жанна выполнила свою миссию, и ее появление в Париже для него было нежелательным.

Парижский парламент (в то время — судебное учреждение), получив указание короля, предпринял меры, чтобы не допустить восторженного приема Жанны, как это было в Орлеане. По пути в столицу ее задержали и под охраной доставили в парламент. Одного разговора «с пристрастием» оказалось достаточно, чтобы Жанна поняла: идея триумфального въезда в Париж была не самой удачной. Как того и потребовал парламент, Жанна объявила себя самозванкой. После чего ее тут же освободили и отправили домой в Лотарингию.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

После этого имя Жанны почти не встречается в документах эпохи. Разве что лишь вскользь замечено, что «она вернулась к частной жизни». Где? В замке Жольни в пяти лье от Меца. С кем? Со своим мужем Робером дез Армуазом. Амбелен утверждает, что Жанна скончалась летом 1449 года.

Детей у Жанны не было. Похоронена она в деревушке Пюллиньи. Ее муж Робер дез Армуаз скончался примерно через год после смерти Жанны. Похоронен он в одной с ней могиле, где была выбита надпись «Здесь покоится тело Жанны дез Армуаз с ее драгоценностями, а также тело ее мужа, рыцаря Робера дез Армуаза в его доспехах».

Есть свидетельства, что рядом с могилой на каменном своде был высечен герб Жанны-Девы. Во время Великой французской революции, по декрету 1793 года, он был уничтожен: никто ничего не имел против Жанны, просто тогда уничтожали все гербы.

В 1456 году Жанна д’Арк была реабилитирована, а в 1920 году — причислена римско-католической церковью к лику святых. Кем бы ни была эта девушка — крестьянкой или отпрыском королевского рода, еретичкой или святой, непреложным фактом является то, что она вписала славную страницу в историю Франции.

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию — бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином подготовилась заранее. Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало. Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции». Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве. Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве. Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен». Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился. Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное — солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине. Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям. Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.

6 января 1412 года в одной крестьянской семье, проживающей в деревне Домреми, родилась дочь Жанна и ее рождение сопровождалось долгими криками петуха. Почти сразу после появления на свет ее постоянно сопровождали различные мистические события.

  1. Жанна провела все детство возле того места, где росло волшебное дерево фей . Как можно узнать из летописи, маленькая Жанна очень любила гулять в местном лесу. Однажды вернувшись с прогулки, она рассказала родителям, что около любимого дерева она увидела открытую дверь, которая вела в волшебную страну. Когда она вошла туда, то ее встречала главная фея, которая и предсказала Жанне д’Арк великое известное будущее. Именно с данных пор юная девушка стала слышать постоянные голоса и наблюдать странные и необычные видения.
  2. Впервые Жанна услышала потусторонний голос, обращенный к ее персоне, в 12-летнем возрасте . Во сне он ее оповестил, что на девочку возложена особая миссия, и она должна защитить своего короля и спасти Францию.
  3. В 1429 году среди французского народа прошла весть, что их спасет «девственница, держащая в руке топор» , хотя уже не оставалось никакой надежды на то, что удастся избавиться от английских захватчиков. В мае данного года это пророчество полностью сбылось, когда Жанна Д’Арк со своим отрядом напала на английские войска.

    3

  4. Когда Жанна родилась, Домреми был самостоятельным округом. Вплоть до 19 века д’Арк не была национальным героем Франции, так как о ней забыли спустя несколько лет после смерти . Когда к власти пришел Наполеон, он нуждался в «личном» герое, который пробуждал бы гордость французов. Для этих целей хорошо подходила именно Жанна д’Арк, которую Наполеон и выбрал в качестве такого героя.

    4

  5. В деревне, где жила девушка, все звали ее Жанеттой . Родителями героини был небогатый крестьянин Жакад’Арк и Изабель Роме. В 1430 годах фамилия д’Арк писалась слитно, так как в то время еще не знали такого понятия, как апостроф и не выделяли при помощи письменности двухбуквенные частицы «де» и «дю». Поскольку в Средние века люди еще не были знакомы с бумажной бюрократией и не имели понятия об удостоверениях, выражающих личность, фамилию Жанны постоянно произносили и писали на холстах по-разному: Дэй, Тарк, Дарк Дар. Лишь к концу 16 века появилась привычная нынешнему поколению форма написания фамилии, когда один малоизвестный поэт, решил возвысить и прославить героиню и переделал ее инициалы на нынешний манер (дворянский).

    5

  6. Во время судебного процесса д’Арк клялась, что в боях не пролила ни единой капли крови и все время выступала только как стратег и военачальник, кидая свое войско в труднодоступные места. Это было возможно благодаря дару гипноза, которым наверняка обладала Жанна.

    6

  7. Еще одно секретное оружие девушки – ясновидение, в этом ей не было равных . Она постоянно сверялась со своими внутренними голосами и блестяще выигрывала одну битву за другой. Одна из побед французского войска, которая прошла под руководством Жанны, даже вошла в историю. Со стороны французов в ней принимало участие около полутора тысяч человек, а со стороны англичан – около 5 тысяч. Но, несмотря на явное преимущество, англичане с позором бежали, оставив на поле битвы около 2,5 тысяч убитых воинов, а многие из тех, что уцелели – попали в плен. Французские потери составили всего 10 человек.

    7

  8. Во время казни Жанны, которую церковь назвала ведьмой и приговорила к смертной казне на костре, произошла мистическая история . После догорания костра, в кучке угля было найдено целое и не обгоревшее сердце дамы. Его осторожно отнесли на берег реки Сена, и выбросили в ледяную воду. А спустя несколько месяцев после этой кровавой казни по разным причинам умерли судьи и свидетели по обвинению.

    8

  9. Благодаря своему видению, которое снизошло к девушке во время церковной службы, она заранее знала, что при участии в следующем бое ее возьмут в плен , о чем девушка и сообщила своим друзьям. Они отговаривали ее начинать атаку, однако она не послушалась и вскоре была захвачена бургундским лучником.
  10. Поскольку слухи о таинственном даре Жанны д’Арк попали к врагам, они не задумываясь обвинили ее в колдовстве и пытали, стараясь выведать, какие голоса оказывали ей постоянную поддержку. В результате допросов и пыток девушка заразилась лихорадкой, и пришедший к ее постели лекарь отказался от лечения, сказав, что медицина здесь бессильна. Но вскоре на Жанну вновь снизошли голоса, и спустя 2-3 дня она полностью вылечилась от смертельной лихорадки.
  11. В 1455 году мать Жанны подала прошение о ее реабилитации . На протяжении всего процесса были заслушаны показания 110 свидетелей и в июле 1456 года Жанна д’Арк была реабилитирована.

    11

  12. Современники Жанны постоянно говорили о сверхвозможностях девушки . Когда один всадник выругался при виде Жанны в доспехах, она предрекла ему быструю смерть, что вскоре и произошло. В другом случае девушка предупредила друга, чтобы он отошел в сторону, иначе в него попадет снаряд. Когда рыцарь отошел, его место сразу же занял другой, которого сразу убило.
  13. Когда секретарь английского короля вернулся после казни, он плакал об увиденном, говоря: «Все мы погибли, ведь сожгли доброго и святого человека» .
  14. После казни д’Арк было инкриминировано ранее разрешенное ношение мужской одежды и доспехов . Для того чтобы выйти из этой ситуации, ее сторонники начали изображать девушку на картинах в платье, но так как она не могла появиться на поле битвы совсем без доспехов, они заковывали в латы ее руки и шею.

    14

  15. Первая поэма, которая посвящалась Жанне, была написана через 5 лет после ее смерти . В нее входит более 20500 стихов. Также о Жанне часто писали Вольтер, Шиллер, Дж. Бернард Шоу, Шекспир, Твен и другие. Много музыкальных произведений ей посвятили Верди, Чайковский, Лист и др.

    15

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла права на корону, ставил крест на французской независимости. Одним из последних очагов сопротивления оставался Орлеан, но – без какой-либо надежды на успех. Оставалось уповать лишь на чудо. В 1429 году французам явилась дева по имени Жанна, называвшая себя посланницей Бога и заявившая, что ей предрешено изгнать захватчиков из Франции.

Вот представьте: вы капитан средневекового города (фактически начальник обороны), и к вам приходит из Домреми 16-летняя неотесанная крестьянка и заявляет о своей миссии! В первый раз ее высмеяли. Другая бы сбежала навсегда, сгорая от стыда. Но Жанна через год вновь пришла к капитану Вокулёра Роберу де Бодрикуру. Настойчивость девы начала растапливать лед. Затем Жанна точно предсказала, чем закончится «Селедочная битва» под Орлеаном: несогласованные действия французских отрядов не позволили им захватить продовольственный обоз англичан и закончились тяжелым поражением. И капитан принял решение.

Именно де Бодрикур решился не только дать ей сопровождение к Карлу, но и снабдить ее мужской одеждой. Отныне и до самого конца Жанна д"Арк будет одеваться в мужское: и воевать легче, и солдаты повышенное внимание не уделяют. Правда, чтобы носить полноценные мужские доспехи, ей пришлось обратиться к комиссии богословов из Пуатье за специальным разрешением – ведь в противном случае это считалось бы ересью.

На ряде произведений искусства Жанна д"Арк присутствует либо в женском платье, либо частично облаченная в доспехи. Так ее изображали в период, когда спасительница Франции была объявлена преступницей. Одно из ее преступлений как раз и заключалось в ношении мужского платья и доспехов. Чтобы выйти из положения, Жанну д"Арк до реабилитации изображали так, чтобы не оскорблять добрых католиков.

Получив письмо от Жанны, Карл колебался все 11 дней, пока ее отряд преодолевал путь до Шинона. Наконец, решил устроить деве проверку. Он посадил на трон другого человека, сам же встал в толпе придворных. Когда Жанна, даже не взглянув на трон, безошибочно указала на Карла, изумлению не было предела. А когда крестьянка из Домреми выявила мастерскую верховую езду и искусность в распространенных среди знати играх, даже скептики начали верить, что ее и в самом деле послало Небо для освобождения Франции от английского господства.

Меч для нее Жанна повелела искать в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа. Существует легенда, что это был меч самого Карла Великого. Затем был сборный пункт французской армии в Блуа и марш во главе возглавляемой девой армии к Орлеану. Весть летела впереди ее, и войска, уставшие от казавшейся бесконечной череды поражений, преображались на глазах. Что произошло дальше – известно всем: операция по снятию осады с Орлеана, считавшаяся французскими военачальниками невыполнимой, была выполнена за 4-8 мая. Жанна стала Орлеанской Девой. А Орлеан получил главный городской праздник, который отмечается ежегодно 8 мая.

Многочисленные свидетельства о Жанне д"Арк заставили ряд исследователей выдвинуть предположение, что Орлеанская Дева обладала сверхчувственным восприятием. Иначе нельзя объяснить ее сбывавшиеся предчувствия, ее провидения хода битвы. До сих пор в Зале Славы французской армии – проведенная ею битва при Потэ. Силы были явно неравны: пять тысяч англичан против менее чем полутора тысяч французов. Итог битвы: половина армии англичан полегла, оставшиеся в живых либо спаслись бегством, либо сдались в плен. Французы же потеряли десять человек убитыми! Воины, завороженные голосом Жанны, по свидетельствам современников, храбро бились даже в заведомо безнадежной ситуации, даже смертельно ранеными!

Накануне вылазки из Компьена, 23 мая 1430 года, Жанна д"Арк, молясь в приходской церкви Сен-Жак, вдруг покачнулась, а, придя в себя, сказала друзьям, что ее продали и предали. Ее видение, как и всегда, сбылось. Один предатель, капитан Гильом Флави, поднял разводной мост крепости и отрезал отряд Жанны от ее верных рыцарей. Другой предатель, Карл VI, только благодаря подвижничеству Жанны д"Арк миропомазанный в Реймском соборе, так и не спас ее. Пленившие Орлеанскую Деву бургундцы продали ее англичанам за 10 тысяч золотых ливров.

Но англичанам уже ничто не могло помочь. Вдохновленная Жанной и коронацией Карла в Реймсе, Франция всюду теснила английские войска. За год до взятия в 1453 году Бордо и окончания Столетней войны, совестливый сын неблагодарного отца, Карл VII, приказал провести расследование законности процесса над Жанной д"Арк. В 1456 году ее доброе имя было восстановлено. И о ней забыли, до начала XVIII века, когда императору Наполеону потребовалось пробудить национальную гордость французов. Канонизировали же Орлеанскую Деву, спасительницу Франции, только в 1920 году.

Самая первая экранизация героической истории Жанны д"Арк относится к первым годам существования кинематографа. Интересно, что актрису, сыгравшую в 1899 году Орлеанскую Деву, тоже звали Жанна (д"Альси). Всего фильмов и телесериалов на эту тему насчитывается порядка тридцати. Дважды сыграла Жанну д"Арк Ингрид Бергман. «Засветились» в этой роли Джейн Биркин, Лили Собески и Милла Йовович. Особняком стоит советский фильм «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли: она показывается одновременно киноактрисой в роли Жанны и самой Жанной в средневековом антураже, созданном историей и кинематографом.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации