Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

Доклад по педагогике студентки I курса Нечаевой М.А.

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Екатеринбург

Введение

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

необычные условия работы;

активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Глава I Формы обучения.

Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

1.1 Классификация организационных форм.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и другому.

I По количеству учащихся выделяются:

массовые формы обучения

коллективные

групповые

микрогрупповые

индивидуальные

II По месту учебы различаются:

школьные - школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и другое.

внешкольные - домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и другое.

III По длительности времени обучения различают:

классический урок (45 мин)

спаренное занятие (90 мин)

спаренное укороченное занятие (70 мин)

уроки «без звонков» произвольной длительности.

1.2. Формы обучения.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белл-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100-150 человек), .20% - в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

постоянное чередование уроков (расписание);

руководящая роль учителя (педагогическое управление);

применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному - вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и другое. Иногда к вне классным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьных кооперативах, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т. д. При этом обычно происходит путаница и терминологическая подмена: класс как постоянный состав учащихся отождествляется с классной комнатой для проведения занятий, уроки «со звонками» противопоставляются урокам без них и т. д. Исходя из этого лишь домашняя самостоятельная работа учащихся и кружковые (клубные) занятия по интересам могут быть названы вспомогательными внеурочными формами организации обучения.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя.

1.3. Требования к уроку.

Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Эффективное использование педагогических средств.

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС Всё в твоих руках Проблема

  • Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Актуальность проблемы
  • Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Актуальность проблемы
  • Учитель должен сделать так, чтобы учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Путь решения проблемы:
  • Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
  • В условиях внедрения ФГОС особое значение придается технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Польза нестандартных уроков
  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми, нестандартные уроки учат общаться.
Нестандартный урок – это
  • Нестандартный урок – это
  • импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Основные задачи нетрадиционного урока в контексте введения ФГОС НОО
  • 1. Общекультурное развитие.
  • 2.Личностное развитие.
  • 3.Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся.
  • 4.Формирование умения учиться.
  • 5.Развитие коммуникативной компетентности.
  • 6. Создание условий для атмосферы творческого поиска знаний.
Признаки нетрадиционного урока
  • Несет элементы нового, изменяются временные рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал.
  • Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование НИТ.
  • Выполняются творческие задания.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков
  • Уроки - деловые игры
  • Уроки - пресс- конференции
  • Уроки- соревнования
  • Уроки КВН
  • Театрализованные уроки
  • Компьютерные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки- аукционы
  • Уроки, которые ведут учащиеся
  • Уроки-зачеты
  • Уроки- сомнения
  • Уроки - творческие отсчеты
  • Уроки- конкурсы
  • Бинарные уроки
  • Уроки- игры
  • Уроки- «суды»
  • Уроки поиска истины
  • Уроки- лекции
  • Уроки- концерты
  • Уроки- диалоги
  • Уроки «Следствие ведут знатоки»
  • Уроки - ролевые игры
  • Уроки- конференции
  • Интегрированные уроки
  • Уроки семинары
  • Уроки- экскурсии
  • Уроки – игры «Поле чудес».
Урок-суд.
  • За несколько дней до урока распределяются роли: судьи, защитники, обвинение, свидетели. Через призму доставшейся роли учащийся готовится к данному уроку. Ход урока воспроизводит судебное заседание.
  • Класс делится на 3-4 команды по читательским интересам, исходя из того, литературу какой тематики они любят.
  • Подготовка к уроку идет 2-3 недели.
  • Каждая группа должна защитить свой читательский формуляр, т.е. ту тему в литературе, которую они любят.
Урок – защита читательского формуляра.
  • - сделать сообщения о литературе по данной теме, рассказать, какими писателями она представлена.
  • - рассказать о наиболее ярком произведении.
  • - проинсценировать одну из сцен (по выбору) - прочитать 2 отрывка из произведения (на фоне музыки).
  • - проиллюстрировать данные произведения или выпустить литературный листок.
Уроки – взаимообучение.
  • Класс делится на экипажи (в каждом – командир, штурман, 2 пилота).
  • Учитель подробно объясняет новую тему.
  • Экипажу новую тему объясняет командир (сильный ученик)
  • Командир принимает зачет у штурмана.
  • Командир и штурман принимают зачет у пилотов.
Урок – творческий отчет.
  • Тема и дата урока объявляются заранее.
  • 2. Объявляются варианты творческих заданий (разработать проект, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. д.).
  • 3. Работать можно индивидуально или группами, полностью самостоятельно.
Урок – творческий отчет.
  • Ход урока:
  • Вводное слово учителя.
  • Выступление уч-ся с отчетами (если готовила группа, выступает один).
  • Ответы докладчиков на вопросы одноклассников, учителя, родителей, гостей. В ответах могут участвовать и члены группы.
  • Подведение итогов.
Урок – концерт.
  • Можно провести его как урок обобщения. На уроке может работать:
  • - группа чтецов.
  • - драматическая группа (инсценирование отрывков)
  • - группа художников (выполняются иллюстрации, плакаты, карикатуры).
  • - группа вокалистов.
Бинарные уроки
  • Бинарный урок - это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися. Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутри предметных и меж предметных связей. Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.
Бинарные уроки
  • Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
  • На таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.
Урок-исследование
  • Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов и др. Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно сложной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п.
Урок - издание газеты или научного альманаха.
  • Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты.
Урок – игра.
  • Названный вид урока может быть проведён в форме игр «ЧТО? Где? Когда?», « Умники и умницы», «Счастливый случай», « Крестики –нолики», «Поле чудес» и др.
  • Учебная задача данных уроков- обобщение и систематизация знаний учащихся.
Виды использования
  • Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.
Выводы
  • Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Выводы
  • Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе нестандартных форм уроков является одним из важнейших направлений повышения мотивации, познавательного интереса к изучению предмета, знаний, а отсюда и успеваемости учащихся.
  • Нетрадиционные уроки- это способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Высказывание Конфуция
  • «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».

Основное отличие нестандартного урока от обычного - не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок - более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Н естандартные уроки помогают избавиться от : каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Н естандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Н естандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Н естандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра . На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция . Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча . На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка . Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок . Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология - чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока - показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра . Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование . Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

Не секрет, что каждый учитель должен творчески подходить к своей работе. Готовясь к урокам, он должен все четко продумать. Однако если это будет обычное занятие, то детям, особенно среднего звена, не будет интересно сидеть 45 минут и вслушиваться в слова лектора-учителя. Мероприятие должно проходить увлекательно и достаточно разнообразно. Только в таком случае школьники будут внимательно слушать педагога в классе. По завершении урока очень важно, чтобы учитель обобщил полученные знания и спросил у ребят, понравилось ли им проводить обучение в такой форме.

Интерес во время нестандартных уроков

Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Планируя занятие, важно правильно продумать его ход, не забыв о том, что надо повторить те знания, которые получили ребята в прошлом.

В этом плане интересными могут быть нестандартные уроки, которые позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников. Сегодня нестандартные могут практиковать учителя различных предметов. Очень важно, чтобы каждое занятие, проведенное учителем, было не только интересным, но и познавательным.

Нестандартные уроки в начальной школе

Сегодня нестандартные уроки лучше всего практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.

Порой учащимся младшей школы очень сложно высидеть на одном месте 45 минут. Тут можно пойти двумя путями. На административном уровне можно решить этот вопрос, сократив время занятий до 40 минут. Второй путь предусматривает тщательную подготовку учителя к уроку и заинтересованность школьника.

Проведение открытых уроков в школе

Очень часто в школе учителя проводят открытые уроки. Как правило, на таких занятиях ведущая роль отводится педагогу, а школьники только участвуют в процессе. Во время проведения нестандартных уроков необходимо помнить о том, что не стоит сильно отклоняться от программы, которая рассчитана на конкретную общеобразовательную школу. Все должно быть в рамках правил.

Конечно, нестандартные уроки в школе могут быть по разным предметам. Каждый учитель считается специалистом в своей области. Именно поэтому надо найти ту креативную составляющую, которая поможет ему вызвать у школьников интерес к предмету. Качественно проведенные нестандартные уроки позволяют учителю повышать свою категорию, улучшая при этом профессионализм.

Как разработать нестандартный урок?

К разработке нестандартного урока необходимо подходить с максимальной ответственностью. На этом этапе важно учесть особенности школьников и специфику предмета. Для составления сценария или плана такого занятия нужно хорошо ознакомиться с темой и выбрать максимально интересный материал.

Разработка нестандартного урока может включать в себя нескольких этапов. Сначала надо оценить уровень знаний и возможности школьников, которые могли бы принимать активное участие в мероприятии. Затем важно правильно выбрать и оформить материал.

Использование компьютерных технологий на занятиях

Желательно, чтобы на занятии использовались инновационные технологии, с помощью которых можно просматривать видео, слушать аудиоматериал. Такой подход возможен на уроках литературы, природоведения, истории и музыки. Интересным может быть использование компьютера на занятиях русского языка во время изучения новой темы. Какие еще могут быть нестандартные уроки? Можно составить презентацию. На слайдах будет отображаться полезная информация, а учитель будет ее комментировать. Кстати, материал может быть представлен не только в текстовом виде - это могут быть и графики, картинки, что сделает мероприятие более понятным и запоминающимся.

Особенности нестандартных уроков

Сегодня нестандартные уроки могут проводиться не только в стенах школы. Сама форма занятия уже предусматривает место его проведения. Так, например, урок-наблюдение при изучении новой темы по природоведению может быть организован на свежем воздухе. Это обязательно понравится ребятам. Подбирая нестандартные формы уроков, необходимо помнить о том, что в этом вопросе не должно быть самодеятельности. Важно, чтобы администрация школы знала, что учитель дает открытое занятие, тем самым повышает уровень знаний школьников.

Различные формы проведения уроков

Учитель в рамках заявленной темы при проведении нестандартного урока может дополнительно использовать внепрограммный материал, который будет с легкостью восприниматься школьниками. Довольно часто учителя общеобразовательных школ практикуют нестандартные уроки в виде соревнований между учащимися, а также ставят театрализованные шоу. Однако и в этом случае необходимо руководствоваться особенностями учебного процесса и спецификой конкретного предмета.

Нужно учитывать тот факт, что проведение нестандартного урока предусматривает привлечение школьников. Интересным может быть занятие, если ученики сами рассказывают о том, какими способами можно решить одну и ту же задачу. Не менее интересно может быть подана информация о личной жизни писателя или ученого. Неизвестные ранее факты могут заставить школьников внимательно слушать информацию, которая им пригодится в конце года во время сдачи экзамена.

Проведение нестандартного урока по математике

Не секрет, что на уроках математики надо мыслить не творчески, а точно. Тут обязательно надо повторять таблицу умножения, а также уметь строить логические схемы решения различных задач. Занятие может быть интересным при условии правильно подобранной формы. Сегодня нестандартный урок по математике, так же как и по любой другой дисциплине, надо проводить по предварительному согласованию с директором или завучем. Преимущественно учителя выбирают такую форму мероприятия, как соревнования.

На таких занятиях лучше всего разбить школьников на небольшие группы и дать им задание на решение однотипных задач. Победителем является тот коллектив, который раньше всех решил задачи и правильно составил алгоритм. На этом этапе могут организовываться уроки-аукционы, где школьникам необходимо будет просчитать, например, стоимость вещей, которые можно продать.

Не менее интересными являются уроки-формулы. Каждой группе учащихся можно предложить создание конкретной формулы, которая отображает определенную тему. Задействовать можно только реальные примеры из жизни (продажа картошки приобретение капусты, реализация морковки). Если правильно просчитать и придумать логическую схему, то учащиеся могут быть в восторге от поставленных проблемных задач, которые нужно будет решать на уроке. Жизненные ситуации всегда вызывают огромный интерес у ребят.

Проведение урока по литературе в нестандартной форме

Организовывая открытый урок по литературе, учитель должен правильно подобрать тему занятия. Ориентироваться в этом вопросе надо на учебную программу. Однако и тут стоит учитывать особенности школьников, их возраст. Если личность сама по себе не интересна, то лучше не выносить ее на обсуждение с ребятами. Прежде чем приступать к выбору писателя, необходимо ознакомиться с его творчеством. Роман или рассказ, которые выносятся на рассмотрение школьникам, должно быть ими прочитаны. Только в таком случае можно будет правильно определить тематику произведения, а также составить цитатную характеристику системы образов.

Сегодня нестандартный урок по литературе может иметь форму творческого диалога. Довольно часто учитель-филолог практикует урок-фантазию, урок-экскурсию, урок-семинар, а также урок-конференцию. Такие формы занятий позволят в изучить биографию конкретного писателя, а также проанализировать произведение, которые указано в учебной программе, и при этом не уснуть от скуки.

Организовывая нестандартный урок по литературе, можно ориентироваться на занятия-концерты, в которых главная роль отводится самому писателю. Такое мероприятие будет интересно учащимся старшей школы, поскольку по программе у них предусмотрено изучение творчества современных писателей. Поэта, прозаика или публициста можно пригласить в класс и разузнать о нюансах написания конкретных произведений. Такой урок-знакомство позволит учителю заинтересовать школьников. Ребята наверняка захотят изучить произведения представленного автора более досконально.

Проведение урока-сказки на уроках литературы

Большой интерес вызывает у ребят урок-сказка. Такая форма возможна в том случае, если ребята заблаговременно распределили все роли с помощью учителя, правильно расставив при этом приоритеты и акценты. На таких занятиях могут быть озвучены шутки, интересные высказывания, пословицы. Очень важно, чтобы во время инсценировки той или иной сказки добро победило зло.

Подготовка к проведению нестандартных уроков по русскому языку

Организовывая нестандартный урок, учитель может взять себе помощников, которые дома подготовят презентацию на конкретную тему. Это своего рода практика для маленьких исследователей. Оценить таких любознательных учащихся нужно по максимуму. Формой такого урока может быть интервью. Учитель будет задавать ребятам ряд вопросов, на которые они должны давать правильные ответы. Задача педагога заключается в правильном подборе материала для создания банка вопросов.

Организовывая нестандартный урок по русскому языку, необходимо ориентироваться на уровень знаний ребят, их словарный запас, а также возрастные особенности. На таких мероприятиях дети могут пользоваться созданными ранее словарями, что сделает их более раскрепощенными и продвинутыми.

Большой популярностью у школьников пользуется такая форма проведения занятий, как турнир. Можно сделать разминку, которая позволит детям вспомнить те слова, которые изучались на предыдущем занятии. Важно не забывать о словарном диктанте. Уроки-турниры лучше всего практиковать в младших классах. Разгадывая с учащимися ребусы, кроссворды, загадки и головоломки, можно развивать на занятиях память и мышление.

К числу нестандартных уроков относят игры, спектакли, импровизации, а также видеоуроки. Выбор формы занятия полностью зависит от учителя и школьников. Коллектив должен работать согласованно. Нестандартный урок - отличный способ разбавить скучную образовательную программу.

В практике каждого педагога наступает момент, когда привычные уроки превращаются в рутину, когда уроки проходят, так сказать, по привычному шаблону, вследствие этого, учитель может обнаружить снижение интереса школьников к занятиям. Для того, чтобы решить данную проблему, можно использовать в своей практике нестандартные формы уроков.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание обучающихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения.

Итак, остановимся на различных видах нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнования и игр:
конкурс, турнир, эстафета, марафон (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п

Например, в 5-х или 7-х классах закрепляем употребление грамматических времен, строим различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считаем жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках смотрю и не узнаю своих учеников: столько горения, желания победить вижу в их глазах. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.

Остановлюсь на уроке – соревновании “Звездный час”. Данный урок проводится в виде соревнования между учащимися одного класса в течение одного урока. Учащиеся объединяются в пары. Первый игрок на протяжении всей игры движется вперед, а второй сидит на месте. У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа. Вторые участники так же поднимают карточки, при совпадении правильного ответа, паре вручается звезда, которая может сыграть решающую роль в финале. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал и не сойдутся в решающей “битве”.

Дуэль – данный вид деятельности можно проводить при составлении различных рассказов. Ученики парами рассказывают материал. (По очереди – то один, то другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака (или мозговой штурм), интервью, репортаж, рецензия.

Изобретательство. Описание несуществующих животных, жителей других планет.

  • Подумайте, если белого медведя поселить в Африке, а крокодила на севере? Как они будут выглядеть?

Репортаж.

  • Представьте себе, что ты, вместе с Колумбом, приплыл в Америку. Расскажите, что вы там увидели и кого встретили? (в этом задании есть часть интегрированного урока – необходимы знания географии и биологии)
  • Мы в волшебной стране. В какое животное вы хотели бы превратиться, почему? Что вы можете рассказать о себе?

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью . Урок-интервью – это своеобразный диалог. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, телепередача, телемост. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера. Аргументировано отвечать на вопросы.

4.Уроки, опирающиеся на фантазию : урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Волшебницы, урок загадок.

Игры – загадки.

Для развития навыков устной речи можно использовать игру в загадки. Эта игра помогает запомнить целые фразы. Важно и то, что ученики привыкают внимательно вслушиваться в речь собеседника и говорить, не задумываясь над грамматическими формами. Отгадывание может проводиться на слух или с рисунками.

Загадки о животных.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

  1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)
  2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)
  3. It is very big and grey. (an elephant)
  4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

Загадки можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3–5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

Чье солнышко ярче?

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

Кто знает лучше цифры.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

Урок – сказка. Игра "Снежный ком". Эту игру можно применяя при работе с придаточными предложениями с союзами if / when. Например:

1-й ученик.If I go to the country, I will get up early.

2-й ученик. If I get up early, I"ll see the sunrise.

3-й ученик. If I see the sunrise, I"ll be happy.

4-й ученик. If I am happy, ...

Учитель предлагает учащимся такую ситуацию: “Вы находитесь в Англии. Зашли в магазин, чтобы купить нужную вам вещь. Но, недостаточно хорошо владея языком, пытаетесь объясниться с продавцом жестами, мимикой. Задача продавца – понять покупателя и помочь ему”.

Чтобы школьники лучше поняли правила игры, учитель может вызвать ученика, желающего исполнить роль покупателя, и дать ему карточку, на которой написано, что он хочет купить. Учащийся пытается выразить свою просьбу с помощью жестов. Остальные ученики исполняют роль продавцов, задавая вопросы, комментируя жесты покупателя. Группа принимает активное участие в игре, помогая продавцу догадаться, что хочет купить посетитель магазина. Выигрывает та группа, которая первая угадала желание покупателя.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет (ролевые игры).

Составь фоторобот (начальная и средняя ступень).

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ведущий: I can’t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

6. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, урок – праздник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, “посиделки”, “клуб знатоков”.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник . Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

7. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, опрос по цепочке, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, телеурок без телевидения.

  • Парный опрос
: два ученика опрашивают друг друга и ставят друг другу оценки. Для проверки можно спросить одну или две пары. Применение этого приема дает возможность повторения материала, при этом задействованы все учащиеся. Данный вид работы подходит для повторения неправильных глаголов, новой лексики.
  • Опрос по цепочке:
  • рассказ любого ученика прерывается на любом месте и передается другому ученику жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Данный прием подходит для уроков старшеклассников на обобщающих уроках, при повторении разговорных тем.

    Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.

    Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

    При выборе форм нестандартных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

    При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом “с детьми и для детей”, ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

    Список литературы

    1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.
    2. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы.
    3. http://www.bestreferat.ru
    4. http://www.bigpi.biysk.ru
    5. http://www.lessons.irk.ru
    6. http://www.rustrana.ru
    7. http://www.pedlib.ru
    8. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.

    © 2024 ongun.ru
    Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации