Отличие абсолютной и относительной истины таблица. Абсолютная истина и абсолютное в истине



Лекция:


Истина объективная и субъективная


Из предыдущего урока вы узнали, что знания об окружающем мире можно получить путём познавательной деятельности с помощью органов чувств и мышления. Согласитесь, человек, интересующийся теми или иными предметами и явлениями, хочет получить о них достоверные сведения. Нам важна правда, то есть истина, которая является общечеловеческой ценностью. Что же такое истина, каковы её виды и как отличить истину от лжи разберём на данном уроке.

Основной термин урока:

Истина – это знания, соответствующие объективной действительности.

Что это означает? Предметы и явления окружающего мира существуют сами по себе и не зависят от человеческого сознания, поэтому предметы познания объективны . Когда же человек (субъект) хочет что-то изучить, исследовать, он пропускает предмет познания через сознание и выводит соответствующие собственному мировоззрению знания. А мировоззрение, как известно, у каждого человека своё. Значит, два человека, изучающие один и тот же предмет, по-разному опишут его. Поэтому знания о предмете познания всегда субъективны . Те субъективные знания, которые соответствуют объективному предмету познания и являются истинными.

Исходя из сказанного можно выделить объективную и субъективную истину. О бъективной истиной называются знания о предметах и явлениях, описывающие их такими, какие они есть на самом деле, без преувеличения и преуменьшения. К примеру, MacCoffee – это кофе, золото – это металл. Субъективной истиной , напротив, называются знания о предметах и явлениях, зависящие от мнений и оценок субъекта познания. Утверждение "MacCoffee – самый лучший кофе в мире" субъективно, потому что это я так считаю, а кому-то MacCoffee не нравится. Распространенными примерами субъективной истины являются приметы, которые невозможно доказать.

Истина абсолютная и относительная

Истина также подразделяется на абсолютную и относительную.

Виды

Характеристика

Пример

Абсолютная истина

  • Это полное, исчерпывающее, единственно верное знание о предмете или явлении, которое не может быть опровергнуто
  • Земля вращается вокруг своей оси
  • 2+2=4
  • В полночь темнее, чем в полдень

Относительная истина

  • Это неполное, ограниченно верное знание о предмете или явлении, которое впоследствии может измениться и восполнится другими научными знаниями
  • При t +12 о С бывает холодно

Каждый ученый стремится максимально приблизиться к абсолютной истине. Однако зачастую в связи с недостаточностью способов и форм познания ученому удается установить лишь относительную истину. Которая с развитием науки подтверждается и становится абсолютной, либо опровергается и превращается в заблуждение. Например, знание средневековья о том, что Земля плоская с развитием науки было опровергнуто и стало считаться заблуждением.

Абсолютных истин очень мало, гораздо больше относительных. Почему? Потому что мир изменчив. Например, биолог изучает численность отряда животных, занесенных в Красную Книгу. Пока он проводит это исследование, численность изменяется. Поэтому подсчитать точное число будет очень сложно.

!!! Ошибочно говорить, что абсолютная и объективная истина одно и то же. Это не так. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина, при условии, что субъект познания не подогнал результаты исследования под свои личные убеждения.

Критерии истины

Как отличить истину от заблуждения? Для этого существуют специальные средства проверки знаний, которые называются критериями истины. Рассмотрим их:

  • Самый главный критерий – практика это активная предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира . Формами практики являются материальное производство (к примеру, труд), социальные действия (к примеру, реформы, революции), научный эксперимент. Истинным считается только практически полезное знание. К примеру, на основе определенных знаний правительство проводит экономические реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания истинны. На основе знаний врач лечит больного, если он исцелился, то знания истинны. Практика как основной критерий истины является частью познания и выполняет функции: 1) практика является источником познания, потому что именно она толкает людей на изучение тех или иных явлений и процессов; 2) практика является основой познания, потому что от начала и до конца пронизывает познавательную деятельность; 3) практика является целью познания, потому что познание мира необходимо для последующего применения знаний в реальной действительности; 4) практика, как уже было сказано, является критерием истины, необходимым для различения истины от заблуждения и лжи.
  • Соответствие законам логики. Знание, полученное путем доказывания, не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной.
  • Соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законам. Многие из которых вы изучаете на уроках математики, физики, химии, обществознания и др. Это такие, как Закон всемирного тяготения, Закон сохранения энергии, Периодический закон Менделеева Д.И., Закон спроса и предложения и другие. К примеру, знание о том, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует Закону всемирного тяготения И. Ньютона. Другой пример, если цена на ткань из льна повышается, то спрос на эту ткань падает, что соответствует Закону спроса и предложения.
  • Соответствие ранее открытым законам . Пример: Первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г.Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон в отличие от Галилея рассмотрел движение более глубоко, со всех точек.

Для наибольшей надежности проверки знаний на истинность лучше всего пользоваться несколькими критериями. Утверждения, не соответствующие критериям истины, являются заблуждением или ложью. Чем они отличаются друг от друга? Заблуждением являются знания, которые на самом деле не соответствуют действительности, но субъект познания до определенного момента не знает об этом и принимает их за истину. А ложь – это сознательное и намеренное искажение знаний, когда субъект познания хочет кого-либо обмануть.

Задание: Напишите в комментариях свои примеры истины: объективной и субъективной, абсолютной и относительной. Чем больше примеров вы приведёте, тем большую помощь окажете выпускникам! Ведь именно нехватка конкретных примеров затрудняет правильное и полное решение заданий второй части КИМ.

Истина традиционно понимается как соответствие мыслей и высказывании действительности. Такая концепция истины называется классической и восходит к идеям древнегреческих философов и . Приведем их высказывания по этому поводу:

Платон: Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет. Аристотель: Говорить о сущем, что его нет, или о несущем, что оно есть, — значит говорить ложное; а говорить, сущее есть и не-сущее не есть, — значит говорить истинное.

Польско-американский логик и математик Альфред Тарский (1902-1984) выразил классическую формулу истины таким образом: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С. Например, высказывание «Золото — металл» истинно, если золото действительно является металлом. Таким образом, истинность и ложность выступают характеристикой наших мыслей и высказываний о реальности и невозможны вне познавательной деятельности человека.

Относительная и абсолютная истины

Относительная истина — это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

Развитие характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно. Действительность невозможно исчерпать до конца, и с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. Помимо этого недостижимость абсолютной истины обусловлена несовершенством средств познания, доступных человеку. В то же время каждое открытие одновременно является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.

В высказывании древнегреческого философа Демокрита (V в. до н.э.) «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальность. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, однако и они не исчерпывают реальность в целом. Каждая подобная истина содержит в себе элементы как относительной, так и абсолютной истины.

Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если считается, что она только абсолютна, — к догматизму.

Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными или банальными истинами , такими, как «Сократ — человек» или «Скорость света в вакууме 300 тыс. км/с». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более существенных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом, не существует полных и исчерпывающих истин.

В русском языке помимо понятия «истина» также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости, высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Как говорил В. И. Даль, правда есть «истина на деле, истина во благе».

Ложь и заблуждение

Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.

В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?

Понятие и критерии истины

В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.

В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.

В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.

Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.

Абсолютная истина. Примеры и признаки

В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.

Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака - животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.

Существует ли абсолютная истина?

Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.

Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.

С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.

Большинство же философов придерживаются такой точки зрения, что из множества относительных складывается абсолютная истина. Пример подобной ситуации - когда с течением времени некий научный факт постепенно усовершенствуется и дополняется новыми знаниями. В настоящее время достичь абсолютной истины в вопросе изучения нашего мира невозможно. Однако, вероятно, когда-нибудь наступит момент, когда прогресс человечества достигнет такого уровня, что все относительные знания суммируются и образуют целостную картину, раскрывающую все тайны нашей Вселенной.

Относительная истина

В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.

Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.

Примеры относительной истины

В качестве примера относительной истины, зависящей от местоположения субъекта, можно привести такой факт: человек утверждает, что на улице холодно. Для него это - истина, казалось бы, абсолютная. Но у людей в другой части планеты в это время жарко. Следовательно, говоря о том, что за окном холодно, подразумевается лишь конкретное место, а значит, эта истина относительная.

С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов - это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.

С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.

Понятие объективной истины

Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека. Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.

Объективная и абсолютная истина - это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Ложь и заблуждение как противоположность истины

Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.

Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.

Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.

Философская истина. Ее развитие в динамике

Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.

Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.


Абсолютная и относительная истина - философские понятия, отражающие исторический процесс познания объективной действительности. В противоположность метафизике, которая исходит из предпосылки о неизменности человеческого знания и всякую истину принимает пак раз навсегда данный, готовый результат познания, диалектической материализм рассматривает познание как исторический протесе движения от незнания к знамя», от знания отдельных явлений, отдельных сторон действительности к более глубокому и полному ЗЕЗВИЮ, к открытию всё новых ж новых законов развития.
Процесс познания мира и его законов так же бесконечен, как бесконечно развитие природы н общества. Наши знания на каждой данной ступени развития науки обусловлены исторически достигнутым уровнем познания, уровнем развития техники, промышленности и т. д. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются.

В силу этого истины, познанные наукой на том или ином историческом этапе, не могут считаться окончательными, полными. Они по необходимости являются относительными истинами, т. е. истинами, нуждающимися в" дальнейшем развитии, в дальнейшей проверке и уточнении. Так, атом считался неделимым до начала XX в., когда было доказано, что он в свою очередь состоит из электронов и прогонов. Электронная теория строения материи представляет углубление и расширение наших знаний о материи. Современные представления об атоме значительно отличаются по своей глубине от тех, которые возникли в конце XIX и начале XX в.
Особенно углубились наши знания об (см.). Но и то, что известно теперь науке относительно строения материи, не является последней и окончательной истиной: «...диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» .

Истины относительны также и в том смысле, что они наполнены конкретным историческим содержанием, и потому изменение исторических условий неизбежно ведёт к изменениям в истине. То, что истинно в одних исторических условиях, перестаёт быть истинным в других условиях. Так, например, положение Маркса и Энгельса о невозможности победы социализма в одной стране было верным в период домонополистического капитализма. В условиях империализма это положение перестало быть правильным,- Ленин создал новую теорию социалистической революции, теорию о возможности построения социализма в одной или нескольких странах и невозможности его одновременной победы во всех странах.

Подчёркивая относительный характер научных истин, диалектический материализм в то же время считает, что каждая относительная истина означает ступень в познании абсолютной истины, что каждый шаг научного познания содержит элементы абсолютной, т. е. полной, истины, которая не может быть опровергнута в будущем. Непереходимой грани между относительной и абсолютной истиной нет. Совокупность относительных истин в их развитии даёт абсолютную истину. Диалектический материализм признаёт относительность всех наших знаний не в смысле отрицания истины, а лишь в том смысле, что мы не можем в каждый данный момент познать её до конца, исчерпать всю. Это положение диалектического материализма о характере относительных истин имеет принципиальное значение. Развитие наук ведёт к тому, что постоянно возникают всё новые и новые понятия и представления о внешнем мире, которые заменяют некоторые старые, отжившие понятия и представления.

Идеалисты используют этот неизбежный и закономерный момент в процессе познания, чтобы доказать невозможность существования объективной истины, чтобы протащить идеалистическое измышление о том, чего внешний материальный мир не существует, что мир есть лишь комплекс ощущений. Раз истины относительны, говорят идеалисты, то, значит, они есть не что иное, как субъективные представления и произвольные построения человека; значит, за ощущениями человека ничего нет, никакого объективного мира, или же мы ничего о нём знать не можем. Этот шарлатанский приём идеалистов широко используется в современной буржуазной философии с целью замены науки религией, фидеизмом. Диалектический материализм разоблачает фокусы идеалистов. То обстоятельство, что данная истина не может считаться окончательной, полной, свидетельствует не о том, что она не отражает объективный мир, не есть объективная истина, а о том, что этот процесс отражения сложен, зависит от исторически существующего уровня развития науки, что абсолютная истина не может быть познана сразу.

Огромная заслуга в разработке этого вопроса принадлежит Ленину, разоблачившему потуги махистов свести признание относительной истины к отрицанию внешнего мира и объективной истины, к отрицанию абсолютной истины. «Исторически условны контуры картины (т. е. картины природы, описанной наукой.-Ред.), но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель. Исторически условно то, когда и при каких условиях мы подвинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализарина в каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что каждое такое открытие есть шаг вперед «безусловно объективного познания». Одним словом, исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа».

Поэтому признание абсолютной истины есть признание существования внешнего объективного мира, признание того, что наше познание отражает объективную истину. Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества, истину, учит марксизм, значит так или иначе признавать абсолютную истину. Всё дело только в том, что эта абсолютная истина познаётся по частям, в ходе поступательного развития человеческого познания. «Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, ю суживаемы дальнейшим ростом знаняя».

Абсолютная и относительная истина

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т. п. Обратимся сначала к характеру отражаемого объекта. Вся окружающая человека реальность в первом приближении оказывается состоящей из материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности становятся объектом человеческого отражения и информация о них воплощается в истинах.

Поток информации идущий от материальных систем микро-, макро- и мега-миров, формирует то, что можно обозначить как предметную истину (она дифференцируется затем на предметно-физическую, предметно-биологическую и др. виды истины). Понятие "дух", соотносимое в ракурсе основного вопроса мировозрения с понятием "природа" или "мир", распадается в свою очередь на экзистенциальную реальность и реальность когнитивную (в смысле: рационалистически-познавательную).

Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т. п., а также и духовный мир индивидов. Вполне естественен вопрос о том, истинно или не истинно мое представление о добре (как оно сложилось в таком-то сообществе), понимание духовного мира такого-то человека, Если на этом пути мы достигаем истинностного представления, то можно полагать, что мы имеем дело с экзистенциальной истиной. Объектом освоения индивидом могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. Можно ставить вопрос о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов, или, к примеру, о правильности нашего понимания теории относительности или современной синтетической теории эволюции; и там, и здесь употребимо понятие "истинности", что ведет к признанию существования концептуальной истины. Аналогично положение с представлениями того или иного субъекта о методах, средствах познания, например, с представлениями о системном подходе, о методе моделирования и т.п.

Перед нами еще одна форма истины - операциональная. Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. На этой основе имеются формы истины: научная, обыденная (повседневная), нравственная и пр. Приведем следующий пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной. Предложение "Снег бел" может квалифицироваться как истинное. Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы прежде всего уточняем это предложение. Научным коррелятом истины обыденного познания "Снег бел" будет предложение "Белизна снега - это эффект воздействия некогерентного света, отраженного снегом, на зрительные рецепторы". Это предложение представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий - физической теории света и биофизической теории зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена констатация явлений и корреляций между ними. К научной истине применимы критерии научности. Все признаки (или критерии) научной истины находятся во взаимосвязи. Только в системе, в своем единстве они способны выявить научную истину, отграничить ее от истины повседневного знания или от "истин" религиозного или авторитарного знания. Практически-обыденное знание получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности.

Дискурсивность научного знания базируется на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (причинно-следственной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания. Вот почему под знанием понимают форму субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в обязанность субъекта признавать логически обоснованную, дискурсивно доказательную, организованную, "систематически связанную" истину. В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и др.). Следует отграничивать истину как гносеологическую категорию от логической истинности (иногда квалифицируемой как логическая правильность).

Логическая истинность (в формальной логике) - истинность предложения (суждения, высказывания), обусловленная его формально-логической структурой и принятыми при его рассмотрении законами логики (в отличие от так называемой фактической истинности, для установления которой необходим также анализ содержания предложения)". Специфична объективная истина в уголовном судопроизводстве, в исторической науке, в других гуманитарных и общественных науках. Рассматривая, например, историческую истину, А. И. Ракитов пришел к выводу, что в историческом познании "возникает совершенно своеобразная познавательная ситуация: исторические истины есть отражение реальной, прошедшей социально значимой деятельности людей, т.е. исторической практики, но сами они не включаются, не проверяются и не видоизменяются в системе практической деятельности исследователя (историка)" (приведенное положение не следует расценивать как нарушающее представление о критериальных признаках научной истины.

В данном контексте термин "проверяемость" употребляется в строго обозначенном автором смысле; но "проверяемость" включает в себя также и обращение к наблюдению, возможность многократного наблюдения, что в историческом познании всегда имеет место).В гуманитарном знании важное значение для истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением человека к миру. Такая двухполюсность истины наиболее ярко выражается в искусстве, в понятии "художественная правда". Как отмечает В. И. Свинцов, художественную правду правильнее рассматривать как одну из форм истины, используемую постоянно (наряду с другими формами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Анализ ряда художественных произведений показывает, что "истинностная основа" художественной правды в этих произведениях имеется. "Весьма возможно, что она как бы перемещена из поверхностного в более глубокие слои. Хотя установить связь "глубины" с "поверхностью" не всегда легко, ясно, что она должна существовать...

В действительности истина (ложь) в произведениях, содержащих такие конструкции, может быть "упрятана" в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец в слое закодированных идей".

Художник способен открывать и в художественной форме демонстрировать истину. Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог стать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определенной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.

Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания

Такая истина есть:

  • а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов);
  • б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
  • в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
  • г) полное, актуально никогда целиком недостижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.

По-видимому, вплоть до конца XIX - начала XX в. в естествознании, да и в философии господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях отмеченных пунктами а, б и в. Когда констатируется что-либо существующее или существовавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца-эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света), "абсолютны" не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия "абсолютная истина". И здесь мы не находим "относительной" истины, отличающейся от "абсолютной" (разве что при перемене системы отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие). Когда дается строгое философское определение понятиям "движение", "скачок" и т.п., такое знание тоже может считаться абсолютной истиной в смысле, совпадающем с относительной истиной (и в этом плане употребление понятия "относительная истина" не обязательно, как излишней становится и проблема соотношения абсолютной и относительной истин). Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих представлений в истории естествознания и в истории философии. Не будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невербальными формами отражения человеком действительности. Но вот когда эта проблема снимается в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.

Пример такого рода относительных истин - теория классической механики и теория относительности. Классическая механика как изоморфное отображение определенной сферы действительности, отмечает Д. П. Горский, считалась истинной теорией без всяких ограничений, т.е. истинной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помощью описывались и предсказывались реальные процессы механического движения. С возникновением теории относительности было выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со времени быть полным; в предметной области были раскрыты соотношения между соответствующими характеристиками механического движения (при больших скоростях), которые не выполнялись в классической механике. Классическая (с внесенными в нее ограничениями) и релятивистская механика, рассматриваемые уже как соответствующие изоморфные отображения, связаны между собой как истина менее полная и истина более полная. Абсолютный же изоморфизм между мысленным отображением и определенной сферой действительности, как она существует независимо от нас, подчеркивает Д. П. Горский, недостижим ни на какой ступени познания.

Такое представление об абсолютной, да и об относительной истине, связанное с выходом на процесс развития научного знания, развития научных теорий, выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина (в аспекте г) складывается из относительных истин. Если признать на схеме абсолютную истину за бесконечную область вправо от вертикали "zx" и выше от горизонтали "zу", то ступени 1, 2, З... будут относительными истинами. Вместе с тем эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в этом же отношении) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в). Относительная истина - это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляющая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины. Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней - часть абсолютной - г). Единство абсолютной истины (в третьем и четвертом аспектах) и относительной истины обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что и абсолютная и относительная истины являются объективными истинами.

Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от античности к XVII-XVIII столетиям, а затем к началу XX в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в смысле роста объема информации истинного характера. (Приходится, правда, заметить, что приведенная выше схема, достаточно наглядно показывающая формирование абсолютной истины из относительных, нуждается в некоторых поправках: относительная истина 2 не исключает, как в схеме, относительную истину, но вбирает ее в себя, определенным образом ее трансформируя). Так что то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.

А содержит ли в себе относительная истина какие-либо моменты заблуждения? В философской литературе есть точка зрения, согласно которой относительная истина состоит из объективной истины плюс заблуждения. Мы уже видели выше, когда начинали рассматривать вопрос об объективной истине и приводили пример с атомистической концепцией Демокрита, что проблема оценки той или иной теории в плане "истина - заблуждение" не так проста. Нужно признать, что любая истина, хотя бы и относительная, по своему содержанию всегда объективна; а будучи объективной, относительная истина внеисторична (в том плане, которого мы касались) и внеклассовая. Если включать в состав относительной истины заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая испортит всю бочку меда. В результате истина перестает быть истиной. Относительная истина исключает какие-либо моменты заблуждения или ложь. Истина во все времена остается истиной, адекватно отражающей реальные явления; относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.

Историческое развитие научных теорий, нацеленных на воспроизведение сущности одного и того же объекта, подчиняется принципу соответствия (данный принцип был сформулирован физиком Н. Бором в 1913 г.). Согласно принципу соответствия смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть выражена с математической точностью.

Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условиях, когда можно пренебречь величиной кванта действия. (В литературе нормативно-описательный характер данного принципа выражается в требовании, чтобы каждая последующая теория логически не противоречила ранее принятой и оправдавшей себя на практике; новая теория должна включать в себя прежнюю в качестве предельного случая, т.е. законы и формулы прежней теории в некоторых крайних условиях должны автоматически следовать из формулы новой теории). Итак, истина по содержанию объективна, а по форме - относительна (относительно-абсолютна). Объективность истины является основой преемственности истин. Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий. Движение от менее полной истины к более полной (т.е. процесс ее развития), как и всякое движение, развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипертрофии момента устойчивости (абсолютности) формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Такая ситуация существовала, например, в нашей философии в период с конца 20-х до середины 50-х годов. Абсолютизация же относительности знания в смысле смены одних концепций другими способна породить зряшный скептицизм и в конце концов агностицизм. Релятивизм может явиться мировоззренческой установкой. Релятивизм обусловливает то настроение смятения и пессимизма в области познания, которое мы видели выше у Х.А. Лоренца и которое, конечно, оказывало тормозящее влияние на развитие его научных исследований. Гносеологический релятивизм внешне противоположен догматизму. Однако они едины в разрыве устойчиво-изменчивого, как и абсолютно-относительного в истине; они дополняют друг друга. Диалектика противопоставляет догматизму и релятивизму такую трактовку истины, в которой воедино связывают абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость. Развитие научного знания есть его обогащение, конкретизация. Науке свойственно систематическое наращивание истинностного потенциала.

Рассмотрение вопроса о формах истины вплотную подводит к вопросу о различных концепциях истины, их соотношению между собой, а также попыткам выяснить, не скрываются ли за ними те или иные формы истины? Если таковые обнаруживаются, то, видимо, прежний прямолинейно-критицистский к ним подход (как к "ненаучным") должен быть отброшен. Эти концепции следует признать в качестве специфических стратегий исследования истины; нужно попытаться осуществить их синтез.

В последние годы эту мысль четко сформулировала Л. А. Микешина. Имея в виду разные концепции, она отмечает, что эти концепции должны рассматриваться во взаимодействии, поскольку они носят комплементарный характер, по сути, не отрицая друг друга, а выражая гносеологический, семантический, эпистемологический и социокультурный аспекты истинного знания. И хотя, по ее мнению, каждая из них достойна конструктивной критики, это не предполагает игнорирования позитивных результатов этих теорий. Л. А. Микешина полагает, что знание должно коррелировать с другим знанием, поскольку оно системно и взаимосвязано, а в системе высказываний могут быть соотнесены предложения объектного и метаязыка (по Тарскому).

Прагматический подход, в свою очередь, если его не упрощать и не вульгаризировать, фиксирует роль социальной значимости, признанное обществом, коммуникативности истины. Эти подходы, коль скоро они не претендуют на единственность и универсальность, представляют в совокупности, подчеркивает Л. А Микешина, достаточно богатый инструментарий гносеологического и логико-методологического анализа истинности знания как системы высказываний. Соответственно каждый из подходов предлагает свои критерии истинности, которые при всей их неравноценности должны, по-видимому, рассматриваться, в единстве и взаимодействии, т. е. в сочетании эмпирических, предметно-практических и внеэмпирических (логических, методологических, социокультурных и др. критериев)

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации