Некоторые аспекты коллективных трудовых споров. Понятие, порядок разрешения

Возникновение коллективных трудовых споров неизбежно при взаимодействии участников трудового процесса. Их разрешение позволяет улучшить условия труда, внести изменения в систему заработной платы.

Что такое коллективные трудовые споры

Коллективным трудовым спором принято называть противостояния между участниками трудовых отношений, конфликты, спорные ситуации, разногласия по определенному кругу вопросов. Под участниками трудовых отношений понимают работодателя и персонал предприятия.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

В качестве представителя рабочего персонала может выступать профсоюз или другой выборный орган. Представитель работодателя – это, как правило, администрация или объединение работодателей. Разногласия могут возникнуть по разным причинам, таким как: условия труда и отдыха, система начисления и выплаты заработной платы, премирования и материального стимулирования, исполнение коллективных договоров, внесение изменений в локальные нормативные акты.

Коллективным трудовым спором являются только те конфликты, претензии по которым зафиксированы в письменном виде и общедоступны для всех сотрудников предприятия. К примеру, они могут быть опубликованы в газетах или журналах внутреннего назначения или объявлены на общем собрании трудящихся. Работодатель также должен быть письменно проинформирован о требованиях работников.

Понятие коллективных трудовых споров (КТС) и порядок их разрешения прописаны в Трудовом кодексе РФ. Конечной целью КТС является разрешение конфликтной ситуации, поэтому обязательно должна быть сформирована примирительная комиссия, установлены регламент рассмотрения претензий и порядок проведения примирительных процедур. В противном случае возникший спор приравнивается к саботажу, а его участники могут быть привлечены к ответственности.

Виды коллективных трудовых споров в зависимости от разных факторов

КТС классифицируют по определенным признакам.

По характеру спора

Споры экономического характера – связаны с разногласиями, касающимися финансовых вопросов и интересов работника (начисление зарплаты и пр.), соответствия организации рабочего процесса нормам трудового законодательства РФ. При этом уровень регулирования и разрешения коллективных споров может быть и территориальным, и региональным, и отраслевым. Часто такие споры возникают при разногласиях профсоюза и администрации во время подписания внутренних документов;

Споры правого характера – все виды споров, имеющих отношение к коллективным договорам и другим письменным соглашениям и обязательствам. Подобные споры возникают в тех случаях, когда нарушены положения заключенного договора либо работодатель не проинформировал о внесении изменений.

В зависимости от правоотношений, которые являются причиной спора:

  • между трудовым коллективом и работодателем;
  • между представителями работников и администрацией предприятия;
  • с участием государственных структур, общественных организаций, некоммерческих предприятий, которые являются социальными партнерами предприятия.

В зависимости от субъектов правоотношений.

Субъектами спора могут быть:

  • сотрудники предприятия и его руководство;
  • профсоюз (или другой орган, представляющий интересы работников) и администрация;
  • организации другого уровня, являющиеся социальными партнерами.

Итак, уровень рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора зависит от субъектов конфликта и от причин его возникновения. Таким образом, выделяют отраслевые, территориальные, региональные, федеральные уровни возникновения спора, а также споры, протекающие внутри предприятия.

Почему возникают коллективные трудовые споры: основные причины

Со стороны кажется, что коллективные трудовые споры подрывают работоспособность коллектива и мешают экономическому развитию предприятия. Но не нужно путать причину со следствием. Предмет трудового спора сам по себе является фактором, несущим в себе угрозу для благополучного будущего компании. Трудовой спор – это лишь цивилизованный способ устранения проблем.

Способы разрешения противоречий и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров строго регламентированы. При достижении договоренностей с руководством компании или выполнении требований трудового коллектива спор можно считать завершенным. Остается лишь соблюсти ряд формальностей.

По закону все требования коллектива трудящихся должны быть представлены в письменной форме руководству компании, поэтому важно привести четкие и понятные формулировки претензий. В некоторых случаях руководитель как грамотный психолог должен «читать между строк» и распознать истинную причину возникновения спора. Понимание причины спора способствует быстрому и эффективному его разрешению.

Выделим основные факторы, приводящие к появлению коллективных трудовых споров:

  • нарушение трудовых прав работников;
  • несоблюдение правил охраны труда;
  • несчастные случаи на производстве, нанесение вреда здоровью работников и возмещение ущерба со стороны работодателя в этих случаях;
  • организация профобучения, курсов повышения квалификации и т.п.;
  • материальная ответственность и возмещение ущерба со стороны работников;
  • организация условий труда и отдыха, решение бытовых нужд сотрудников, проведение культурно-массовых мероприятий;
  • разногласия, возникающие на уровне социальных партнеров предприятия;
  • прочие вопросы и разногласия.

Стороны коллективного трудового спора

Трудовые споры и конфликты часто возникают при систематическом, многократном нарушении норм трудового законодательства, трудового распорядка. При этом инициаторами нарушений могут быть как руководство компании, так и коллектив трудящихся.

В проведении переговоров по вопросу спора могут участвовать активисты трудового коллектива или представители профсоюза. От работодателя может выступать лицо, имеющее доверенность на защиту его интересов.

Субъектами КТС в любом случае являются:

  • руководящее звено компании;
  • трудовой коллектив с выбранными лидерами, представляющими его интересы по спору.

Мы уже говорили о том, что в ходе рассмотрения коллективного трудового спора регламентируются процедуры примирения, соблюдение которых является строго обязательным для всех участников спора.

С чего начинается коллективный трудовой спор

Закон обязывает участников спора фиксировать начало коллективного трудового спора. Конкретная дата определяется:

  • датой подписания протокола разногласий;
  • днем, когда работодатель отказался от выполнения всех требований трудового коллектива или от некоторых из них;
  • днем, когда работодатель должен был сообщить свое решение по претензиям работников, но не сделал этого.

Как правило, требования выдвигаются трудовым коллективом или его представителем. Это право закреплено трудовым законодательством.

Перед тем как требования озвучиваются руководству компании, их обсуждение и утверждение проходят на общем собрании трудового коллектива. При этом количество присутствующих должно составлять более 50% от общего числа работников. Если утверждение требований и составление протокола проводятся на конференции, то количество делегированных активистов, принимающих в ней участие, должно быть не менее 2/3 от их общего числа.

Все требования трудового коллектива должны быть доведены до руководства и представлены в письменном виде. Если коллективный трудовой спор происходит на более высоком уровне, то требования профсоюзов в аналогичном порядке отправляются соответствующим организациям в системе социального партнерства.

Трудовой кодекс регламентирует работу специальной Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Сторона, выдвинувшая требования, может отправить копии документов в данную Службу, задачей которой, в частности, является проверка факта получения адресатом письма.

В обязанности работодателя входит принятие всей полученной документации по КТС и рассмотрение предъявленных претензий и требований. Ответ должен быть предоставлен в течение 3 рабочих дней.

Аналогичный порядок действует и при отправлении требований представителям работодателя, однако в этом случае на рассмотрение и отправку ответного письма отводится 1 месяц.

Разрешение коллективных трудовых споров: основные этапы

Этап 1. Работа примирительной комиссии.

В ряде случаев данного этапа бывает достаточно для закрытия спора, в остальных ситуациях он является лишь первой стадией рассмотрения КТС. Так или иначе, формирование специальной комиссии по примирению обязательно для всех трудовых конфликтов.

Любая сторона имеет право направить в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров документы для уведомления о начале спора. Каких-либо временных ограничений по срокам обращения законом не установлено.

Задачи и функции данной Службы заключаются в следующем:

  • уведомительная регистрация споров;
  • проверка полномочий и прав доверенных лиц, членов представительств и профсоюзов, организационного единства трудового коллектива;
  • выявление причин и факторов, послуживших причиной возникновения спорной ситуации;
  • оказание помощи в разрешении трудового конфликта, внесение предложений по устранению причин спора, организация примирительных процедур, обращение в другие компетентные органы для урегулирования разногласий;
  • составление списка трудовых арбитров при запросе от участников спора;
  • организация обучения, курсов повышения квалификации, подготовка трудовых арбитров, подготовка информации об уровне их профессионального образования;
  • оказание методической и организационной помощи участникам спора;
  • помощь в финансировании примирительных процедур, если такой запрос поступил от участников КТС.

Комплекс мер, которые предлагают члены комиссии либо сотрудники вышеуказанной Службы для разрешения спорной ситуации, обязателен для исполнения, если он не ущемляет права сторон и не противоречит законодательству РФ.

Участники КТС должны обсудить все возможные способы и методы решения конфликта, рассмотреть все поступившие предложения и альтернативные варианты для поиска компромисса и закрытия спора.

Любой трудовой конфликт мешает нормальному функционированию предприятия. Поэтому примирительная комиссия должна быть создана в максимально сжатые сроки, а именно в течение трех рабочих дней после того, как работодатель отклонил претензии сотрудников. По факту формирования комиссии необходимо издать соответствующий приказ и акт.

В комиссию входят представители противоборствующих сторон в одинаковом процентном соотношении.

Участие в комиссии добровольное, но все сотрудники, входящие в ее состав, должны активно работать над устранением конфликта.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией проходит в течение 5 рабочих дней. По истечении этого срока может быть принята договоренность об увеличении срока разбирательства конфликта. Данное решение должно быть запротоколировано.

После того как комиссия приняла решение по КТС, оно должно быть одобрено и трудовым коллективом, и руководством компании. Если достигнуто единое мнение по спорным вопросам, необходимо составить протокол с указанием сроков исполнения принятого решения. После этого решение принимает законную силу, и отказаться от его исполнения стороны не имеют права.

Если противостояние продолжается, то участники КТС переходят к следующему этапу.

Этап 2. Коллективный трудовой спор с участием посредника.

Если сформированная комиссия по примирению не нашла компромиссных решений, устраивающих обе стороны, составляется протокол разногласий, после чего участники КТС в трехдневный срок могут выбрать третью сторону для привлечения в разбирательстве спорной ситуации.

Право выбора посредника остается за участниками КТС, но также они могут обратиться к соответствующим органам государственной власти с просьбой об оказании помощи в выборе компетентного специалиста.

Если в указанный срок не сложилось единого мнения в выборе посредника, необходимо обращаться к помощи трудовых арбитров, то есть переходить к следующему этапу.

После определения подходящей кандидатуры подписывается соглашение всеми сторонами и участниками с указанием порядка рассмотрения КТС.

Законодатель также заинтересован в скорейшем разрешении спорных ситуаций, поэтому коллективный трудовой спор рассматривается посредником в течение 7 рабочих дней. По окончании всех необходимых процедур им должно быть вынесено решение по достижению договоренностей либо составлен протокол разногласий.

Этап 3. Работа трудового арбитража.

Это заключительный этап рассмотрения коллективного трудового спора, который должен поставить точку даже в самых трудноразрешимых конфликтах. Формирование трудового арбитража должно произойти в течение трех дней после завершения предыдущего этапа и подписания соответствующего протокола. Трудовой арбитраж создается на тот период времени, в течение которого идет разбирательство коллективного трудового спора и составляется окончательное решение по нему.

Как мы уже писали, существует специальная Служба, в которую участники КТС могут обратиться за помощью в создании данного временного органа.

После того как список выбранных трудовых арбитров сформирован, составлены и подписаны все соответствующие документы, трудовой арбитраж может начинать свою работу по разбирательству конфликта. На рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже отводится 5 рабочих дней.

Заседание трудового арбитража проводится с присутствием секретаря, который протоколирует все решения и важные детали обсуждений. Далее постановления трудовых арбитров оформляются в письменном виде, документы предоставляются всем сторонам коллективного трудового спора.

Неисполнение решения трудового арбитража является прямым нарушением трудового законодательства.

Максимальный срок рассмотрения коллективного трудового спора

Любая конфликтная ситуация создает напряженную атмосферу на предприятии, поэтому она не может длиться неограниченное время. Каждый этап коллективного трудового спора имеет определенные сроки, установленные законодательно.

  1. Изучение требований работодателем – 3 рабочих дня.
  2. Рассмотрение дела примирительной комиссией – 5 рабочих дней.
  3. Переговоры о приглашении посредника – 3 рабочих дня.
  4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника – 5 рабочих дней.
  5. Переговоры о формировании трудового арбитража – 3 рабочих дня.
  6. Разбирательство спора трудовым арбитражем – 7 рабочих дней.

Как уже отмечалось ранее, прохождение всех этапов необязательно, конфликт может быть исчерпан и раньше. Дело также может быть передано в суд, если решение коллективного трудового спора не удовлетворило интересы какой-либо стороны.

В некоторых случаях работникам приходится прибегать к забастовке.

Что делать руководителю, чтобы предотвратить коллективные трудовые споры на предприятии

В последнее время персонал предприятия становится более грамотным и юридически подкованным, готов бороться за свои права и защищать свои интересы. Вот почему число коллективных трудовых споров увеличивается год от года. Ниже мы приведем список рекомендаций, следование которым позволит вам создать спокойную рабочую обстановку и избежать большей части трудовых конфликтов.

  1. Изучите трудовое законодательство во избежание непреднамеренных нарушений или наймите грамотных специалистов по кадрам.
  2. Увольнение сотрудника "по статье" или создание условий для увольнения по собственному желанию всегда вызывают недовольство со стороны работника. Поэтому в некоторых случаях для сохранения доброжелательных отношений можно выбрать расторжение договора по соглашению сторон с выплатой дополнительного оклада или двух на усмотрение руководства.
  3. Если позволяет финансовое положение компании, предоставьте сотрудникам дополнительные льготы, гарантии, компенсации оплаты занятий спортом, расходов на связь, проезд и т.п.
  4. Получайте обратную связь от персонала, вступайте в открытый диалог с активистами. Лучше заранее выяснить имеющиеся претензии и недовольства, чем доводить дело до урегулирования коллективного трудового спора.
  5. Хорошим решением будет создание органа, действующего на постоянной основе, для обращения в него работников по различным вопросам и спорным ситуациям.
  6. Своевременно решайте индивидуальные трудовые споры. Гораздо легче разрешить конфликт с одним человеком, чем противостоять группе недовольных сотрудников.

Система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Основные задачи и функции Службы:

Осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров;

Проверка в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора;

Формирование списка трудовых арбитров;

Проведение подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

Выявление и обобщение причины и условий возникновения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по их устранению;

Оказание методической помощи сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

Организация в установленном порядке финансирования примирительных процедур;

Организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур.

Источник: Постановление Правительства от 15.04.1996 г. № 4Θ6 (с изм. от 21.03.98 г.) «Об утверждении Положения «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» .

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в течение трех рабочих дней со дня получения требования от работников.

Если работодатель удовлетворяет требования работников, то разногласия считаются урегулированными и коллективного спора не возникает. Если работодатель отклоняет требования работников (полностью, или частично) или не сообщает о своем решении, а также, если работники не будут удовлетворены ответом работодателя, то начинается коллективный трудовой спор.

Учитывая возможную тяжесть социальных последствий коллективных споров для общества и необходимость защиты интересов работников, акцент в регулировании коллективных трудовых отношений сделан на недопущении социальной напряженности, на достижении согласия между работниками и работодателями, на создание социально-партнерских отношений между ними.

Разрешение коллективных трудовых споров по их подведомственности обычно подразделяются следующим образом:

Споры, рассматриваемые с участием примирительной комиссии;

Споры, рассматриваемые с участием посредника;

Споры, рассматриваемые в трудовом арбитраже.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, процедура и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Примирительная комиссия создается непосредственно в организации, где возник спор. При этом работодатель не вправе уклоняться от ее создания и участия в ее работе. Комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Она принимает решение по соглашению сторон, оформляет протокол, который имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением. Если стороны не нашли компромиссного решения, то для дальнейшего разрешения спора приглашается посредник.

Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

При этом посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора; проводить как совместные, так и раздельные заседания представителей сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения спора.

Посредник приглашается по соглашению представителей работников и работодателей самостоятельно, либо через Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Соглашение об участии посредника в разрешении трудового спора оформляется протоколом. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника регулируется в соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и сторонами спора.

Если спорные вопросы не урегулированы, то составляется протокол разногласий и разрешение спора продолжается в трудовом арбитраже. К трудовому арбитражу можно прибегнуть, минуя приглашения посредника, если стороны в срок до трех рабочих дней не достигли соглашения относительно его кандидатуры.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в определенный срок. Служба по вопросам формирования трудового арбитража в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Ими могут быть руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

Изучение документов и материалов, представленных сторонами;

Заслушивание представителей сторон;

Заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

Если урегулирование коллективных трудовых споров через примирительную комиссию, посредника и арбитраж не привели к разрешению спора, либо работодатель уклоняется от выполнения соглашения, достигнутого в ходе разрешения этого спора, то работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, вплоть до забастовки.

Забастовка - полная остановка производства с выдвижением требований экономического, а иногда и политического характера.

Забастовка является этапом коллективного трудового спора и одновременно крайней мерой его разрешения. Она нередко становится одним из единственных активных способов давления работников на работодателей после неэффективности других способов защиты трудовых прав работников.

По мнению специалистов, право на забастовку - важнейшая предпосылка здорового развития системы коллективных переговоров и разумного разрешения трудовых споров на предприятиях. Такие известные теоретики, как Л. Коузер, Р. Дарендорф, Т. Гайгер, утверждают, что допущение в известных пределах права на стачку после полного исчерпания примирительной процедуры абсолютно необходимо для направления недовольства в юридическое, легитимное русло. При условии умелого социального управления и установления разумно допустимых рамок забастовочного движения право на забастовку не только не ослабляет, а наоборот, придает существующей системе трудовых отношений демократичность и социальную справедливость. Правда, такие закономерные

теоретические выводы не всегда согласуются с их практическим применением. К примеру, в России забастовочное движение 90-х гг. XX в. имеют предпосылки осложнения положения предприятий на российском рынке.

Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров имеют самостоятельную правовую регламентацию, они возникают между наделенными соответствующими полномочиями субъектами, имеют самостоятельные основания возникновения, изменения и прекращения.

Поэтому данные отношения целесообразно рассмотреть в отдельном параграфе учебника.

Субъектами отношений по урегулированию коллективных трудовых споров выступают работники и (или) их представители, наделенные полномочиями собранием или конференцией работников организации, а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, работодатель, объединения работодателей, которым направлены утвержденные в соответствии с действующим законодательством требования работников, Служба по урегулированию коллективных трудовых споров органов Минтруда РФ, органы и лица, привлекаемые к урегулированию коллективного трудового спора, к числу которых относятся: примирительная комиссия, трудовой арбитраж, посредник. Основанием возникновения отношений по урегулированию коллективного трудового спора является принятие коллективных требований работников в установленном законодательством порядке, передача этих требований полномочному представителю работодателя, сообщение работникам решения полномочного представителя работодателя об отклонении всех или части заявленных требований. Таким образом, возникновение отношений по урегулированию коллективных трудовых споров проходит в несколько этапов. Во-первых, на собрании или конференции формируются коллективные требования работников. Во-вторых, сформированные в соответствии с действующим законодательством требования передаются на рассмотрение полномочного представителя работодателя. В-третьих, указанные требования в течение трех рабочих дней должны быть рассмотрены работодателем. В-четвертых, для возникновения коллективного трудового спора необходимо получение решения работодателя о полном или частичном отказе в удовлетворении заявленных работниками требований либо истечение срока, отведенного ч. 2 и ч. 3 ст. 400 ТК РФ для рассмотрения работодателем коллективных требований работников. Возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров только после прохождения последнего этапа, связанного с сообщением отрицательного решения работодателя либо с истечением установленного срока.

После возникновения отношений по урегулированию коллективного трудового спора у его сторон возникает обязанность по участию в создании органов для урегулирования возникших разногласий, а также по участию в примирительных процедурах, заключающихся в рассмотрении разногласий сформированными органами и привлеченными лицами, в частности примирительной комиссией, трудовым арбитражем и (или) посредником. Стороны коллективного трудового спора вправе требовать от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров оказания содействия в определенных законодательством формах с целью урегулирования коллективного трудового спора. В свою очередь Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в соответствии со ст. 407 ТК РФ обязана оказывать данную помощь.

Основаниями изменения отношений по урегулированию коллективных трудовых споров являются частичный отказ работников от заявленных требований, соглашение об удовлетворении работодателем части заявленных работниками требований и продолжении коллективного трудового спора по другим требованиям.

Основаниями прекращения отношений по урегулированию коллективных трудовых споров являются отказ работников от заявленных требований, вынесение решения примирительной комиссией по заявленным в ходе коллективного трудового спора требованиям, заключение соглашения между полномочными представителями работников и работодателей об урегулировании разногласий, ставших предметом коллективного трудового спора.

Нельзя не заметить, что проведение забастовки как крайней меры по урегулированию коллективного трудового спора, признание забастовки незаконной судом не отнесены законодательством к числу оснований прекращения отношений по урегулированию коллективного трудового спора. Следовательно, после проведения забастовки, признания ее незаконной отношения по урегулированию коллективного трудового спора продолжаются. Поэтому стороны и в этом случае обязаны продолжить процедуры по урегулированию коллективного трудового спора.

Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров также сопутствуют трудовым, они возникают в связи с необходимостью защиты трудовых прав работников, являющихся субъектами трудовых отношений. Увольнение конкретных работников не влияет на судьбу отношений по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку эти отношения возникают и существуют для защиты коллективных прав работников. Данные отношения могут возникать, например, с целью изменения нормативных актов организации. В подобной ситуации речь идет о защите прав неопределенного круга работников. Однако защита неопределенного круга работников также свидетельствует о том, что отношения по урегулированию коллективных трудовых споров сопутствуют трудовым отношениям.

"Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений" , (далее - Федеральный закон). Оно представляется нам не совсем верным, нуждающимся в корректировке. Необходимо установить, какое содержание вложено законодателем в понятие "коллективный трудовой спор".

Конституция РФ (ч. 5 ст. 37) предоставляет работникам право на коллективные трудовые споры, а также на забастовку как один из способов их разрешения.

Нормы действующего ТК РФ о коллективных трудовых спорах в основном воспроизводят нормы Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Изменения коснулись главным образом прав профсоюзов на объявление и проведение забастовки, а также порядка определения минимума необходимых работ (услуг), обязательного при проведении забастовок.

Важно, что дифференциация трудовых споров и разногласий проводилась в научной литературе с целью определения момента возникновения трудового спора, который сам по себе принципиального значения не имеет. Главное - определить момент начала примирительных процедур, предусмотренных ст. 5-8 Федерального закона, и забастовок. Указанные процедуры, исходя из смысла закона, могут проводиться сразу после выявления разногласий: когда составляется соответствующий протокол, работники получают решение работодателя, которым последний отклоняет их требования и т.д. Действующая же редакция ч. 1 ст. 2 Федерального закона, рассматривающая в качестве спора лишь неурегулированные разногласия, может вызвать неверное толкование и, как следствие, неверное применение на практике, поскольку примирительные процедуры, из которых состоит порядок разрешения коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 5 Федерального закона), если дословно толковать ч. 1 ст. 2, возможны лишь после предварительного урегулирования разногласий между работниками и работодателем, иначе забастовка может быть признана незаконной. Но это не так. Никакого предварительного урегулирования разногласий не требуется, да его зачастую и быть не может. Определение коллективного трудового спора как неурегулированного разногласия - лишь ошибка законодателя, которая должна быть устранена путем внесения изменения в исследуемый нормативный акт. Термин "неурегулированные" в данном случае никакого юридического содержания не имеет.

Что же касается отказа законодателя от применявшегося в аналогичном нормативном акте СССР, наряду с термином "спор" термина "конфликт", то он представляется нам оправданным, хотя отдельные исследователи придерживаются иной точки зрения. Так, В.Н.Толкунова, К.Н.Гусов под коллективным трудовым конфликтом понимают "не нашедший разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже коллективный трудовой спор" . Д.И.Дедов, Е.М.Акопова и С.Н.Еремин полагают, что "конфликт вмещает в себя не только разногласие и спор, но и столкновение двух или нескольких сторон" . По-нашему мнению, не следует "разбивать" единую процедуру разрешения спора. Никто не ставит под сомнение тот факт, что в ходе забастовки и непосредственно перед ее объявлением разногласия максимально обостряются, но это не может служить основанием введения некоего нового правового понятия - "коллективный трудовой конфликт". Иначе и судебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров можно было бы назвать конфликтом, поскольку они ранее могут быть рассмотрены в непосредственных переговорах с работодателем, в КТС.

Множественность понятий для обозначения одного и того же явления недопустима, поскольку это ведет к путанице в научной и правоприменительной деятельности. Чтобы добиться единства в терминологии, необходимо обратиться к данным филологии с целью установления точного значения слов "спор" и "конфликт". Спор - это "словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение". Конфликт - "столкновение, серьезное разногласие" . Таким образом, слова "спор" и "конфликт" примерно равнозначны. Отличие - лишь в интенсивности противоречий, разногласий сторон. Но напряженность разногласий подчеркивается уже тем, что спор отнесен к разряду коллективных. Природа же и индивидуальных, и коллективных споров едина - это разногласия между работниками и работодателями. Поэтому применение в Федеральном законе понятия "коллективный трудовой спор" мы находим совершенно правильным, позволяющим рассматривать коллективные трудовые споры как часть трудовых споров вообще, и в то же время выявлять их особенности путем указания на коллективный субъект.

Для того чтобы правильно применять Федеральный закон, необходимо определить предмет (содержание) спора, т.е. выделить те категории требований работников, которые могут быть отнесены к социально-трудовым. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона, коллективный трудовой спор составляют разногласия "по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений". Указанное нормативное определение позволяет сделать вывод о том, что большинство категорий трудовых споров - это, по принятой на Западе терминологии, "конфликты интересов" (разногласия по вопросам установления новых условий труда). Однако споры относительно "выполнения коллективных договоров, соглашений" относятся к "конфликтам права" (по вопросам реализации и применения действующих правовых норм).

  • 1. Во-первых, это установление и изменение условий труда (включая увеличение заработной платы).
  • 2. Во-вторых, - заключение, изменение и выполнение коллективных договоров и соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Ограничивая содержание такого спора лишь вопросами социально-трудовых отношений, законодатель, на наш взгляд, указывал на то, что не могут рассматриваться в качестве трудовых споры, содержание которых выходит за рамки отношений, регулируемых коллективными договорами и соглашениями различных уровней.

Согласно ч. 1 и 2 ст.2 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции от 24 ноября 1995 г.), коллективный договор, соглашение - "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения...". Ст. 13 и 21 названного Закона установлен примерный перечень вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что рамки социально-трудовых отношений и круг вопросов, составляющих предмет коллективных трудовых споров, весьма широки.

Законом СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в редакции от 20 мая 1991 г.), действие которого прекращено ст. 26 Федерального закона, через признание незаконными забастовок из предмета коллективного трудового спора были исключены политические вопросы: изменение конституционного строя, созыв, роспуск или изменение порядка деятельности высших органов государственной власти, отставка руководителей государства и республик, требования, влекущие нарушение национального и расового равноправия либо изменение границ. Это самый общий перечень, а потому мнения о том, какие требования следует отнести к политическим, в научной литературе разделились. Так, И.Хорват рассматривал в качестве политических требования трудового коллектива, обращенные к органам управления . Право на выдвижение таких требований предоставлено работникам действующим законодательством. В то же время утверждение о том, что к политическим относятся все требования, обращенные к органам власти и управления, представляется неверным. Под политическими следует понимать требования, которые предполагают изменение Конституции РФ, политической системы государства, ее составных частей, порядка формирования и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти и т.д. Требования же работников об установлении новых условий труда, по вопросам социально-трудовых отношений, хотя и обращенные к органам управления, не являются политическими. Возникает не политический конфликт, а конфликт по поводу политики в экономической и социальной областях, для разрешения которого Международная организация труда считает правомерным проведение забастовок .

Для удовлетворения собственно политических требований, о которых было сказано выше, гражданам надлежит руководствоваться специальным законодательством, относящимся к государственному праву: Конституцией РФ, устанавливающей порядок внесения в нее изменений и дополнений, законодательством о выборах главы государства, представительных органов власти и местного самоуправления, органов субъектов Федераций, нормами о референдуме, о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и т.д. По своему содержанию указанные правоотношения не являются трудовыми (даже если одна из сторон - работники), а потому не могут регулироваться трудовым законодательством, в том числе и исследуемым законом.

Формально Федеральный закон не установил ответственность для работников, выдвигающих политические требования в ходе коллективного трудового спора. Однако забастовка в этом случае не может быть проведена, поскольку политические требования не являются предметом названного закона. Прекращение работы при таких обстоятельствах будет рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания (вплоть до увольнения) в порядке, предусмотренном ТК РФ. Однако такие последствия могут наступить лишь в том случае, если работники прекратят работу в целях поддержки чисто политических требований (не направленных на защиту своих конституционных прав и свобод, нарушенных органами государственной власти). Забастовка, проводимая в целях удовлетворения комплекса требований, включающих в себя и социально-трудовые, не может быть признана незаконной лишь по тому основанию, что некоторые из них являются политическими. В этом случае будет иметь место коллективный трудовой спор, а при его наличии в силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона забастовка является незаконной или может быть признана таковой только при установлении перечисленных этим законом обстоятельств (ст. 17). Следует отметить, что ч.2 ст.45 Конституции РФ закреплено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, что, по нашему мнению, позволяет работникам проводить забастовки с политическими требованиями в ответ на незаконные действия государственных органов, ущемляющие конституционные права и свободы граждан.

В качестве одного из оснований незаконности забастовки законодатель в исследуемом нормативном акте указывает на создание ею реальной угрозы основам конституционного строя. Введение нового юридического института представляется нам вполне оправданным.

Основы конституционного строя Российской Федерации составляют положения первой главы Конституции РФ (ст. 1-16). К ним относятся нормы, устанавливающие форму правления, форму государственного устройства и политический режим, закрепляющие суверенитет и территориальную целостность России, федеративное устройство, основы взаимоотношений между федерацией и субъектами, равноправие граждан, систему органов государственной власти, соотношений нормативных актов и т.д.

Признание забастовки незаконной при этом возможно лишь в том случае, если создаваемая угроза основам конституционного строя реальна.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 37 Конституции РФ признает право на коллективные трудовые споры с использованием установленных Кодексом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Как видно из анализа ст. 1 и 6 ТК РФ, отношения в сфере рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются самостоятельной частью системы общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством на федеральном и региональном уровнях.

При этом необходимо отметить исключительно тесную связь норм по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров с нормами о социальном партнерстве в сфере труда. 1.

Согласно определению, данному в комментируемой статье, коллективным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). В целях урегулирования имеющихся разногласий прежде всего необходимо предпринять соответствующие меры для устранения этих разногласий и достижения взаимоприемлемого решения. Раскрывая понятие коллективного трудового спора, необходимо обратить внимание на те характерные признаки, которые заключены в его определении, а именно:

а) между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) имеются неурегулированные разногласия по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату). Такие неурегулированные разногласия могут иметь место вне зависимости от заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашения;

б) между работниками (их представителями) имеются неурегулированные разногласия по поводу заключения, изменения либо выполнения коллективных договоров, соглашений. Под выполнением коллективных договоров, соглашений необходимо понимать выполнение всех без исключения условий, которые составляют содержание коллективного договора либо соглашения;

в) если между представителем работников и работодателем имеются неурегулированные разногласия в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ).

Коллективный трудовой спор может иметь место как на локальном уровне (в организации, ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении и у индивидуального предпринимателя), так и на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, федеральном уровнях.

Новая редакция ч. 1 комментируемой статьи предусматривает новацию о возможности проведения коллективного трудового спора на локальном уровне не только в организации (ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении), но и у работодателя - индивидуального предпринимателя. 2.

Примирительные процедуры - это основной способ рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора.

В Рекомендации МОТ № 92 “О добровольном примирении и арбитраже” (1951 г.) содержатся принципы и основы деятельности примирительных органов по добровольному примирению сторон коллективного трудового спора, которые нашли свое дальнейшее отражение в ТК РФ. 3.

Законодатель не случайно вводит новое понятие - день начала коллективного трудового спора, - поскольку определение дня начала такого спора имеет важное процессуальное значение.

Именно со дня начала коллективного трудового спора применяются примирительные процедуры.

Начало коллективного трудового спора в соответствии с комментируемой статьей может иметь место в двух случаях, а именно: при сообщении работодателем (его представителем) о решении отклонить все или часть требований работников (их представителей); при несообщении работодателем (его представителем) о своем решении представительному органу работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников (их представителей).

При этом необходимо отметить, что законодатель при внесении изменений и дополнений в Кодекс из ч. 3 комментируемой статьи вычеркнул слова: “а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров”, исключив, таким образом, один из случаев возникновения начала коллективного трудового спора.

Ранее, если в результате коллективных переговоров по поводу изменения условий труда, заключению или изменению коллективного договора, соглашения был составлен протокол разногласий, то коллективный трудовой спор начинался как бы автоматически, а стороны трудового коллективного спора обязаны были его рассматривать и разрешать с соблюдением установленного законодательством порядка.

На практике такая норма, особенно при заключении или изменении соглашений всех уровней, как правило, не работала. 4.

Забастовка как один из способов разрешения коллективного трудового спора гарантирована ст. 37 Конституции РФ и рассматривается законодателем как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей полностью либо частично.

Комитет по свободе объединения Административного Совета МОТ определил, что право на забастовку является одним из основных средств, с помощью которых трудящиеся или организации могут защищать свои экономические и социальные интересы и содействовать их осуществлению.

Как видно, забастовка носит временный характер. В решении об объявлении забастовки должна быть указана ее предполагаемая продолжительность (ст. 410 ТК РФ).

Законодатель предусматривает возможность проведения часовой предупредительной забастовки (ст. 410 ТК РФ). Отказ работников от исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, должен быть добровольным.

Целью забастовки как временного добровольного отказа работников от исполнения трудовых обязанностей является разрешение коллективного трудового спора.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации