Как называется налоговая проверка. Порядок проведения и виды налоговых проверок

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

  • «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды» ;
  • «Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?» .

Существует несколько видов налоговых проверок.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения - территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки - не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях - до 6 мес.);
  • период проверки - не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Назначение

Комплексная

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Тематическая

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Контрольная

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?» .

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения - в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки - не более 3 месяцев;
  • период проверки - отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция "прокамералит" вашу уточненку полностью» .

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность - не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Проверка - единичное контрольное действие или исследо­вание состояния на определенном участке деятельности прове­ряемого субъекта. Как правило, проверке подвергаются отдель­ные вопросы финансово-хозяйственной деятельности организа­ций и физических лиц.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом ко­торой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, на­логовых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, под­тверждающих правильность исчисления и своевременность уп­латы плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком иных тре­бований налогового законодательства.

Налоговые проверки делят на:

I по назначению

Плановые

Внеплановые

II по видам на

Камераль­ные

И выездные.

Камеральные налоговые проверки проводятся по месту на­хождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщи­ком и связанных с налогообложени­ем, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа.

Входе проверки устанавливается:

Правильность исчисления плательщиком налогов;

Обоснованность применения льгот;

Своевремен­ность перечисления удержанных налогов в бюджет.

Налого­вый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и доку­менты, подтверждающие правильность исчисления и своевре­менность уплаты налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.

Вслучае установления фактов нарушений налогового зако­нодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных прове­рок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок.

При взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пе­ни за несвоевременное исполнение налогового обязательства не требуется оформления акта камеральной проверки.

Выездные налоговые проверки связаны с проверкой финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика либо в помещении инспекции МНС путем:

Изучения полноты и правильности отра­жения в бухгалтерском учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влия­ние на суммы налогов;

Последующего сравнения фактичес­ких размеров сумм налогов, определенных в ходе проверки, с отраженными плательщиком в нало­говых декларациях (расчетах).

Выездные налоговые проверки могут быть

Комплексными,

Тематическими,

Встречными

Рейдовыми.

При проведении комплексной выездной налоговой провер­ки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов , за период:

С даты государственной регистрации плательщика;

С даты, установленной законодательством для представле­ния налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, уста­новленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.

В ходе проведения тематической выездной налоговой про­верки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов .

Встречная выездная налоговая проверка проводится в це­лях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика хо­зяйственных операций, осуществлявшихся с другими платель­щиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Проведение встречных выездных налоговых проверок осу­ществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у про­веряемого плательщика (иного обязанного лица) записей, доку­ментов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у дру­гих плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая проверка является одним из методов осуществле­ния контроля налоговых органов за плательщиками в части хозяйственной деятельности.

Целями рейдовой проверки являются:

Контроль над соблю­дением налогового законодательства, а также требований к ве­дению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финан­сово-хозяйственных операций;

Установление фактов незарегист­рированной предпринимательской деятельности либо деятель­ности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия);

Сбор оперативной информации;

Проверка заявле­ний и жалоб организаций и физических лиц.

Существуют разные виды налоговых проверок: основные и дополнительные. Предпринимателям важно знать, что они собой представляет. Это поможет как следует к ним подготовиться. В данной статье подробно рассмотрим каждую из них.

Определение понятия

Налоговой проверкой называют действия налогового органа, предпринимаемые с целью отследить законность ведения бизнеса, своевременность налоговых выплат. Этой проверке может подвергнуться абсолютно любая компания вне зависимости от того, как она была организована, какому ведомству подчиняется, есть ли у нее учредители и т.д.

Эти проверки важны, поскольку:

  • бизнесмены идут на риск и осуществляют свою хозяйственную деятельность, пренебрегая официальной регистрацией компании: кроме того, частные предприниматели могут указать неверные данные в своей декларации и заплатить меньше налогов, чем должны на самом деле;
  • налоговые акты не всегда согласовываются с правилами бухгалтерского учета;
  • несовершенство налогового законодательства, постоянные изменения приводят к тому, что руководители организаций и бухгалтеры путаются в формулировках и неверно истолковывают законодательные акты;
  • некоторые бизнесмены стараются всеми правдами и неправдами уйти от уплаты налогов или снизить сумму отчислений.

Процедура начинается с того, что руководитель компании получает официальный документ, подтверждающий законность действий, проводимых «налоговиками». Иными словами, ему вручают разрешение на проведение проверки. Заметим, сотрудники ведомства имеют право проверить лишь деятельность компании за последние 3 года, в том числе, и год текущий. Различают несколько видов проверок. Рассмотрим их подробнее.

Камеральная проверка

Главная цель камеральной проверки – проследить, соблюдает ли предприниматель нормы действующего налогового законодательства. Проводится она сотрудниками местного отделения налоговой службы. Кроме этого, инспекторы:

  • выявляют суммы имеющихся задолженностей;
  • проводят взыскание неуплаченного или частично погашенного долга;
  • привлекают нарушителя к ответственности, административной или уголовной.

Для этого они проверяют всю документацию: декларации, устав компании, все бумаги, в которых зафиксирована хозяйственная деятельность, бухучет, справки об авансовых платежах и прочие документы.

Руководитель компании и главный бухгалтер обязаны предоставить инспекторам всю имеющуюся отчетность, в том числе и бухгалтерские бумаги, которые подтверждают факт правильного расчета и уплаты ЕНВД, НДС и других налогов. Если будут выявлены ошибки в проведении расчетов или заполнении документации, проверяющие обязаны все недочеты указать в своем акте. На его составление отводится 10 дней (со дня проверки). В течение двух недель со дня вручения акта, компания имеет право подать возражение, если будет не согласна с представленными сведениями.

Заметим, компанию заранее никто не предупреждает о том, что будет проводиться камеральная проверка. А она может быть стандартной. В ходе этой проверки инспектор может также изучать налоговые декларации, где указано, какими налоговыми льготами вправе пользоваться проверяемая организация, и декларации НДС, которые подтверждают право пользоваться возможностью на возмещение этого налога.

Выездная проверка

Выездной проверкой называют мероприятия, проводимые с целью выявить, правильно ли вносятся налоговые и все остальные платежи, добросовестно ли организация исполняет свои обязанности налогоплательщика. Она проводится в самой компании с письменного разрешения главы местного отделения налоговой службы и на ее проведение отводится не более двух месяцев. Инспекторы могут предупредить или не предупредить о своем приходе. Второй вариант используется лишь в том случае, если есть подозрения, что до прихода проверяющих важные документы будут уничтожены.

Выездные проверки подразделяются на несколько видов в зависимости от объекта, способа, рассматриваемых налогов и ряда других факторов. Ее проводят после изучения данных камеральной проверки. Насторожить инспекторов могут следующие данные:

  • компания сдает «нулевую» отчетность или не сдает ее вовсе;
  • показатели проверяемой компании отличаются от показателей аналогичных предприятий;
  • объем производства у проверяемой организации не меняется, но в декларации постоянно указываются разные цифры.

В течение двух месяцев после завершения проверки составляется акт и направляется налогоплательщику. Если тот не согласен с выводами инспекторов, свои возражения он обязан оформить в письменном виде и направить в соответствующую инстанцию.

Повторные и встречные

Если налоговая намерена проверить работу своих сотрудников, проводивших проверку, или в дополненной декларации компании указана меньшая сумма, чем в первом варианте документа, ведомство принимает решение провести повторную проверку. Обычно они проводятся в том случае, когда происходит реорганизация компании или ее ликвидация. От повторных проверок следует отличать проверки «встречные», которые собственно налоговыми не являются и проводятся для того, чтобы получить полную картину о финансово-хозяйственной деятельности компании (соответствующие документы запрашиваются у партнеров проверяемой организации).

Смотрите подробное видео про то как избежать налоговой проверки:

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки .

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 1 1 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме. Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.

налоговый проверка декларация правовой

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок - камеральных и выездных.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.

При камеральной проверке, в частности, осуществляется:

Проверка правильности исчисления налоговой базы;

Проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;

Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

Проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

Использование налогоплательщиком налоговых льгот - документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога - документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Основанием служат налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Предметом проверки выступает любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Проверяемый период - налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Приостановление проверки возможно при выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Повторная проверка не предусмотрена.

По окончании проверки оформляется акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки». Но составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

В большинстве случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля - выездной проверки.

Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:

При отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;

Непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;

Отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.

Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:

Налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);

Доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;

Систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;

Среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;

Неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.

Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.

При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.

Основными принципами, регламентирующими порядок проведения выездных налоговых проверок являются:

Проводится на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ);

Проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

Налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@;

Срок проведения не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ);

Проводится одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ);

Проверяемый период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки - период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Приостановление проверки возможно на срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

Повторная проверка возможна в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом и при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ);

По окончании оформляется справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он вправе представить свои возражения. Форма представления возражений законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольном виде. В тексте возражений целесообразно отметить те выводы сотрудников налоговых органов, с которыми организация не согласна, обосновать свое мнение нормами законодательства и попросить исключить из акта конкретные пункты, вызывающие возражение. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям (или в согласованный срок передать в налоговые органы) документы, подтверждающие их обоснованность.

Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, которое налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке:

Путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган - подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения;

Путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, - подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;

Обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации