Артемида богиня чего в греческой мифологии. Богиня артемида

Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных . Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами , и музами . В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной . В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

«медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (??????????). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).

В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы , считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем

Артемида - богиня охоты в греческой мифологии. Также она является девственницей, покровительницей целомудрия и всего живого. Она дает счастье в браке, помогает при родах. Позднее ассоциировалась с Луной, будучи противоположностью своему брату-близнецу Аполлону, олицетворявшему Солнце. Однако богиня охоты - это ее основная ипостась. Ее животными были медведица и лань.

Рождение близнецов

Богиня охоты Артемида и ее брат Аполлон были детьми самого Зевса и его прекрасной супруги. Когда Зевс влюбился в Лето, его ревнивая жена Гера стала ее преследовать через дракона Пифона. Он гнал Лето из одного места в другое, и ни одна страна из-за боязни чудовища не решалась приютить богиню.

Но нашелся маленький каменистый остров Астерия, который дал ей пристанище, так как Лето пообещала прославить его за это, построив здесь великолепный храм. На этой земле и родились близнецы - Аполлон и Артемида. Родившись первой, дочь помогла матери, приняв роды. Так богиня-дева стала помощницей рожениц.

Остров Астерия стал зеленым и красивым и получил новое имя Делос, от греческого «появляться». Сдержав обещание, Лето основала на Делосе храм Аполлона, известный во всей Греции.

Исполнение желаний

Согласно легенде, Зевс, держа на коленях трехлетнюю Артемиду, спросив ее, что она хочет получить в подарок. Тогда маленькая богиня охоты огласила множество желаний, попросив у отца:

  • вечную девственность;
  • столько же имен, как у ее брата;
  • лук и стрелы;
  • возможность приносить лунный свет;
  • свиту из шестидесяти океанид и двадцати нимф, чтобы они кормили собак, когда она на охоте;
  • все в мире горы;
  • город, который бы выказывал ей почтение превыше всех других богов.

Любящий отец исполнил все желания. Артемида стала богиней охоты у греков, вечной девственницей. Имела большое количество имен, например, таких, как Стрелолюбивая, Охотница, Болотная, Златострельная. Циклопы в кузнице бога Гефеста изготовили ей лук и стрелы. Получила она и город, который ее почитал и даже не один, а целых тридцать.

Город Артемиды - Эфес

Смягчилась Артемида и в отношении Агамемнона, командующего греческим войском в войне с Троей, который убил на охоте ее любимую лань. Добившись его покорности, когда он согласился на принесение Артемиде в жертву своей дочери Ифигении, своенравная богиня оставила девушку в живых.

Покровительница охоты, растительного и животного плодородия, женского целомудрия, тесно связанная и с поклонением луне. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)

Аполлон и Артемида. Античная краснофигурная чаша, ок. 470 г. до Р. Х.

В культах Аполлона и Артемиды много общего, однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное выражение в нём, а другие – в ней. Как и Аполлон, Артемида при помощи своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин, но в то же время она богиня-защитница и спасительница.

Артемида ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица, она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их. Сопровождаемая лесными нимфами , Артемида охотится по лесам и горам.

Жизнь среди свободной природы – ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы особенно развита в представлениях об Артемиде, между тем как подобная же черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, к примеру, отношение к музыке и дару пророчества, выражены в сказаниях о его сестре лишь слабыми намеками.

С именем Артемиды связаны многочисленные мифы, например: 1) миф о чудесном рождение Артемиды и Аполлона на острове Делос; 2) миф об убийстве Артемидой и Аполлоном великана Тития, пытавшегося обесчестить их мать Латону; 3) миф об истребление ими же детей Ниобы ; 4) миф о превращении Актеона в оленя; 5) миф о чудесном спасении приносимой в жертву Ифигении ; 6) миф об убийстве Ориона – и другие.

В мифологии Артемида – целомудренная богиня-дева. Лишь одна легенда говорит о любви Артемиды к прекрасному юноше Эндимиону (впрочем, он чаще связывается с богиней Селеной ). Разнообразие мифов об Артемиде и большое число прозвищ богини (Артемида Ортия, Артемида Браврония, Артемида Тавропола, Артемида Кинтия (Цинтия), Артемида Ифигения) заставляет полагать, что в её образе объединились несколько местных божеств.

Великие боги Греции (Греческая мифология)

На древность почитания Артемиды указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе, например, древний обычай надрезания кожи на горле у мужчины в день праздника Артемиды Таврополы. Полагают, что миф об Ифигении в Тавриде и о попытке принести в жертву Ореста был создан только в классическое время для объяснения этого обычая. Созвучие прозвища Тавропола, внешне связанного с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос – бык), с древним названием Крыма (Таврида) породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма. Однако происхождение культа богини с территории самой Эллады (или, по взгляду ряда учёных, из ближайших к ней областей Малой Азии) подтверждается тем, что имя Артемиды засвидетельствовано в надписях микенского времени – эпохи, когда у греков не было никаких связей с Крымом.

Восходящий к микенской Греции культ Артемиды – владычицы зверей показывает, что первоначально круг животных, связанных с этой богиней, был весьма широк. В позднейшее время культовыми животными Артемиды становятся главным образом лань и медведица. В Аттике жрицы Артемиды Бравронии надевали медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску медведей.

Также к глубокой древности восходит культ Артемиды как богини деревьев и растительности. Об этом свидетельствуют некоторые её изображения и прозвище Ортия (Прямостоящая). Как богиня растительности Артемида была также божеством плодородия. Эта сторона её культа была особенно развита в Эфесе , где существовал знаменитый храм Артемиды, сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом . Богиня плодородия, почитавшаяся здесь под именем Артемиды, изображалась матерью-кормилицей со множеством сосцов.

В античном искусстве Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с ней обычно – посвященное ей животное – лань. Как богиню Луны её представляли с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде. Наиболее известна луврская статуя Артемиды. Ряд бюстов этой богини находится в Эрмитаже. Один из них, возможно, копия с работы Праксителя . Образ Артемиды вдохновил художников Рубенса , Буше и др.

В современном языке Артемида (Диана) – синоним неприступной девственницы («Диана в обществе, Венера в маскараде...» М. Ю. Лермонтов. Маскарад); иногда иносказательно Диана – Луна. («Озарена лучом Дианы, / Татьяна бедная не спит...» А. С. Пушкин. Евгений Онегин , XI, II; «Читать любила жалкие романы/ Или смотреть на светлый шар Дианы». М. Ю. Лермонтов. Сашка.)

Рождение Аполлона и Артемиды. Среди богов-олимпийцев есть пара близнецов, Аполлон и Артемида. Отец их - громовержец Зевс, а мать - прекрасная богиня Лето. Зевс влюбился в нее, а Гера, конечно же, ее возненавидела. Она послала преследовать кроткую Лето страшного дракона Пифона, приказав ему не давать Лето покоя. Из края в край гнал Пифон несчастную богиню, и ни одна страна, ни один остров не приютили ее - все боялись чудовища. Еле-еле нашла Лето пристанище на маленьком каменистом острове, который в те времена носился по волнам, не имея постоянного места, и назывался Астерия. Лето пообещала острову, что, если он приютит ее, она прославит его великолепным храмом. На этом островке и появились на свет ее прекрасные дети. Первой родилась Артемида, а затем она помогла своей матери, приняв у нее роды. С тех пор Артемида, хотя и является богиней-девой, считается помощницей рожающих женщин.

Чудесное появление Делоса. Вся природа радовалась появлению божественных детей на свет, а остров Астерия остановился на том самом месте, где это произошло, его земля, прежде бесплодная, покрылась зеленью, а сам он получил новое имя - Делос (от греческого слова, обозначавшего «появляться»). Лето сдержала свое обещание: действительно, на Делосе был основан знаменитый на всю Грецию храм в честь Аполлона, одного из ее детей.

Артемида Версальская.
Круг Лиохара.
Римская копия

Желание Артемиды. Говорят, что когда Артемиде было три года, она сидела на коленях у Зевса и тот спросил ее, какой подарок она желала бы получить. Артемида ответила ему: «Обещай дать мне вечную девственность, столько же имен, как у моего брата, лук и стрелы, обязанность приносить свет, шестьдесят океанид, чтобы они составляли мою свиту, двадцать нимф, которые будут кормить моих охотничьих собак, когда я не на охоте, и все горы в мире; а еще дай мне город, какой пожелаешь, чтобы меня чтили в нем превыше всех богов».

Зевс все исполнил по ее желанию. Артемида стала третьей и последней богиней-девой на Олимпе. Имен она имела не меньше, чем ее брат, а может быть, и больше. Ее называли «Охотницей», «Стрелолюбивой», «Златострельной», была даже Артемида Болотная! Лук и стрелы ей изготовили циклопы в кузнице Гефеста, и две своих первых стрелы она пустила в деревья, третью в животное, четвертую - в город нечестивых, не знающих справедливости людей.

Эфес - город Артемиды.

Что касается городов, в которых ее будут почитать, то здесь Зевс даже перевыполнил просьбу дочери - чтил ее не один город, а целых тридцать, и еще во многих городах она имела свою долю в жертвоприношениях.

Но главным городом Артемиды был азиатский город Эфес, находившийся на территории современной Турции. Артемида Эфесская была одной из самых известных во всем эллинском мире богинь, и ей был посвящен великолепный, выстроенный из мрамора храм. Жители Эфеса создавали его больше ста лет, и он был настолько красив, что в древности храм считали одним из семи чудес света. Строили храм долго, а погиб он за одну ночь.

Герострат поджигает храм Артемиды.

Один эфесец по имени Герострат, человек ничем не выделяющийся, очень хотел прославиться. Для этого однажды ночью он поджег храм Артемиды. Конечно, он понес заслуженное наказание, и горожане даже издали указ о том, что память Герострата следует предать забвению. Но прежний великолепный храм уже было не восстановить, а имя Герострата мы помним до сих пор. «Геростратовой славой» называют славу человека, который стал известен благодаря скверному поступку.


Артемида - покровительница живой природы. Получив от Зевса в свое ведение горы, Артемида стала покровительницей и хозяйкой не только их, но и всех животных, которые там обитали. Она охотится на них, но она же и следит за тем, чтобы их никто понапрасну не обижал; она помогает охотникам, но она же заботится о том, чтобы количество животных не уменьшалось, об их приплоде. Но Артемида заботится не только о них, но и обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле: и о стадах домашнего скота, и о людях, и о растениях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, весело бродит она по лесам и полям. Есть у Артемиды и любимица среди животных - лань. О ней Артемида особенно заботилась, и лань часто изображали рядом.

Артемида любит не только луки, стрелы и охоту; ей милы и звуки лир, хороводы, далеко звучащие возгласы веселящихся нимф. Под вечер, если светит на небе ясная луна, Артемида и нимфы берутся за руки и до глубокой ночи водят хоровод на лесных полянах. А иногда заветными тропинками поднимается Артемида с подругами на вершину горы Парнас, где любит бывать Аполлон. Часто, утомившись на охоте, она, отложив в сторону свое охотничье оружие, слушает, как ее брат играет на кифаре. С Аполлоном они никогда не бывают в разладе, относятся друг к другу с родственной нежностью, и оба горячо любят свою мать, Лето, никому не прощая ее обид. Вдвоем они покарали дикого гиганта Тития, грубо обошедшегося с ней, вдвоем наказали высокомерную Ниобу.

Горделивая Ниоба. Ниоба была царицей города Фивы и имела семь сыновей и семь дочерей, прекрасных, как юные боги. Когда однажды фиванские женщины собирались принести Лето богатые жертвы, Ниоба увидела их и воскликнула: «Глупые, глупые вы, о фиванки! Вы приносите жертвы этой богине, но почему бы вам и мне не воздать божественные почести? Ведь я не уступаю ей красотой, а детей у меня гораздо больше, чем у нее!»

Услышала Лето такие дерзкие и высокомерные речи и опечалилась; никому не хотела она жаловаться на свою обиду, но заметили Аполлон и Артемида горе матери. Долго расспрашивали они о причине расстройства, и, наконец, рассказала им Лето все, как было. Горько плакала она от обиды, и ярость вспыхнула в сердцах ее детей. Громко потрясая стрелами в колчанах, понеслись грозные боги в Фивы отыскивать обидчицу.

Гибель сыновей Ниобы. Как раз в это время фиванские юноши состязались в ловкости на поле за городом. Вот несутся на горячих конях двое сыновей Ниобы, далеко опередили они соперников, развеваются у них за плечами пурпурные плащи. Но зазвенела тетива Аполлонова лука - и упали они с коней на сырую землю, сраженные золотыми стрелами. Затем нашли смерть еще двое: боролись они друг с другом, тесно сплелись их тела, и обоих пронзил Аполлон одной стрелой. Один за другим гибнут сыновья Ниобы. Взмолился о пощаде самый младший из них, пожалел его Аполлон, но не успел сдержать смертоносной стрелы: прямо в сердце поразила она последнего сына Ниобы.

Гибель дочерей Ниобы. Дошла до Ниобы весть о гибели сыновей. Устремилась она вместе с дочерьми в поле, увидела бездыханные тела и горько разрыдалась. Разрывается ее сердце от скорби, но не смиряется она, снова бросает вызов бессмертной богине: «Радуйся, жестокая Лето! Лишила ты меня половины моих детей! Но даже и теперь счастливее я, чем ты, все равно больше у меня детей, чем у тебя!» Только замолкла Ниоба, как вновь раздался звон тетивы: пустила грозную стрелу Артемида. Дочери Ниобы стояли в скорбном молчании вокруг бездыханных братьев. И вдруг, даже не вскрикнув, упала одна из них, потом вторая, третья... Шесть стрел выпустила Артемида, осталась у Ниобы только одна дочь, самая младшая. Пытается несчастная Ниоба укрыть ее в складках одежды, молит она Лето: «Победила ты меня, богиня! Оставь мне хотя бы одну дочь! Пощади ее, о великая Лето!» Но напрасны запоздалые мольбы, прямо в объятиях матери сражает стрела Артемиды бедную девочку.


Вечные слезы Ниобы. Узнав о страшных событиях, закололся мечом фиванский царь, муж Ниобы. Скорбно стояла Ниоба над телами детей: лишилась она всех, кем дорожила в жизни. Оцепенела она от горя. Не колышет, не развевает ветер ее волос, не светятся жизнью ее глаза, ничто больше не трогает ее. Лишь частые крупные слезы падают из ее глаз на землю, одна капля за другой. Долго стояла так скорбящая Ниоба, и, наконец, сжалились над ней боги: обратили ее в камень. А потом налетел порыв ветра - и унес скалу на родину несчастной царицы, в страну Лидию. Так и стоит там с тех пор скала, похожая на человека, и сочатся из нее капли воды: это падают на землю вечные слезы Ниобы.

Артемида и люди.

Уже из того, как Артемида расправилась с дочерями Ниобы, видно, что с этой богиней шутки плохи. Действительно, в случае непочтения к ней она не знала снисхождения, и мифы полны историй о жестоких наказаниях, которые, иногда заслуженно, но иногда и нет, претерпели люди. Так, например, она, будучи девой, не терпела, чтобы ее спутницы вступали в брак и имели детей.

Нимфа Каллисто. Однажды Зевсу полюбилась одна из нимф, Каллисто. Когда прошло время и Артемида заметила, что Каллисто ждет ребенка, сына Зевса, она была вне себя от ярости. За такое нарушение нимфа была изгнана в горы. Но, когда у нее родился сын, названный именем Аркад, Артемида пришла в еще больший гнев, и превратила Каллисто в медведицу. Прошло много лет. Аркад вырос и стал прославленным охотником. Однажды в лесу он встретил медведицу и уже готов был нанести ей смертельный удар, не зная, что перед ним его мать. Однако Зевс не мог допустить гибели своей любимой и матереубийства. Он немедленно вознес Аркада и Каллисто на небо и превратил их в созвездия Большой и Малой Медведицы.

Актеон. Жестоко поступила Артемида и с охотником Актеоном. Однажды, охотясь в лесу, он случайно забрел в то место, где совершала омовение Артемида. Богиня разгневалась: Актеон увидел то, чего не должен видеть никто, ни боги, ни люди - так пусть же он никому не сможет об этом рассказать! И несчастный охотник тут же был превращен в оленя. Тем временем в лесу шла охота. Товарищи Актеона с собаками гнали лесных зверей; была среди их собак и свора собак Актеона, самая лучшая, самая быстрая и злая. Вот впереди мелькнул олень - и тотчас же за ним в погоню устремились все собаки. Впереди всех, конечно, мчались псы Актеона. Вот они догнали оленя, окружили его, вцепляются в него, рвут на части. Вот поверженного зверя окружают охотники, удивляются его размерам и красоте, жалеют, что куда-то пропал Актеон и не видит, какого зверя загнали его собаки. И никто не замечает, что из глаз издыхающего зверя текут совсем человеческие слезы. Так погиб этот охотник за свой случайный грех.

Артемида может быть милостивой. Однако, если к Артемиде относится с почтением, она может сменить гнев на милость. Например, по просьбе Аполлона она помиловала царя Адмета и его жену Алкесту, которые забыли принести ей искупительные жертвы при вступлении в брак, да и от Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне, она добивалась лишь покорности, и когда он согласился принести ей в жертву свою дочь (как это было - рассказывается дальше), она не допустила гибели девушки.

Артемида Артемида

(Αρτεμισ, Diana). Дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, родившаяся на острове Делос, богиня луны и охоты. Она изображалась с колчаном, стрелами и луком и отождествлялась с богиней луны Селеной, как Аполлон с богом солнца - Гелиосом. У римлян эта богиня называлась Дианой. Артемиде, особенно с глубокой древности, приносились человеческие жертвы (в Бравроне, в Аттике, в Тавриде). Знаменитейшая из сохранившихся статуй Артемиды- Версальская в Париже. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АРТЕМИДА

(Άρτεμις- этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота ); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (πολύμαστος). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).
В римской мифологии А. известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.
Лит.: Herbillon J., Artemis homerlque, Luttre, 1927; В Bruns G., Die Jägerin Artemis, Borna-Lpz., 1929; Picard С h., Die Ephesia von Anatolien «Eranos Jahrbuch». 1938, Bd 6, S. 59-90 Ноenn A., Gestaltwandel einer Gottin Z.,1946.
А. А. Тахо-Годи

Среди античных скульптур А. - римские копии «А. Бравронии» Прак-сителя («А. из Габий»), статуи Леохара («А. с ланью») и др. Изображения А. встречаются на рельефах (на фризе Пергамского алтаря в сцене гигантомахии, на фризе Парфенона в Афинах и др.), в греческой вазописи (сцены убийства Ниобид, наказания Актеона и др.).
В европейском средневековом изобразительном искусстве А. (в соответствии с античной традицией) часто появляется с луком и стрелами в сопровождении нимф. В живописи 16- 18 вв. популярен миф об А. и Актеоне (см. в ст. Актеон ), а также сцены «охота Дианы» (Корреджо, Тициан, Доменикино, Джулио Романо, П. Веронезе, П. П. Рубенс и др.), «отдых Дианы» (А. Ватто, К. Ванлоо и др.) и особенно «купание Дианы» (Гверчино, П. П. Рубенс, Рембрандт, Л. Джордано, А. Хоубракен, А. Ватто и др.). Среди произведений европейской пластики - «Диана-охотница» Ж. Гуд она, «Диана» Ф. Щедрина.
Среди литературных произведений - поэма Дж. Боккаччо «Охота Дианы» и др., драматургические произведения: «Диана» И. Гундулича и «Диана» Ж. Ротру, фрагмент пьесы Г. Гейне «Диана» и др.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Артемида

Богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на земле, дающая счастье в браке и помощь при родах. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона. В римской мифологии ей соответствует Диана. См. о ней подробнее.

// Франсуа БУШЕ: Диана возвращается с охоты // Арнольд Беклин: Охота Дианы // Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // ТИЦИАН: Диана и Каллисто // ТИЦИАН: Диана и Актеон // Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: Актеон и Диана // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Диана // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Артемида // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Охота // Иосиф БРОДСКИЙ: Орфей и Артемида // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Критская Артемида // Н.А. Кун: АРТЕМИДА // Н.А. Кун: АКТЕОН

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АРТЕМИДА

Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

Всем дает жизнь Артемида (1). Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма.

(1) Артемида (у римлян Диана) - одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АРТЕМИДА

в греческой мифологии дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты, покровительница лесов и диких животных, также богиня Луны.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)






Синонимы :

Смотреть что такое "Артемида" в других словарях:

    Богиня охоты, покровительница всего живого … Википедия

    Артемида - Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида в мифах древних греков богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (). Время проводила в лесах и горах,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Ы, жен. Заимств.Производные: Артемидка; Ида.Происхождение: (В античной мифологии: Артемида богиня охоты.) Словарь личных имён. Артемида Артемида, ы, жен., заимств. В античной мифологии: Артемида богиня охоты Производные: Артемидка, Ида … Словарь личных имен

    - (гр. Artemis). Греческое имя Дианы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРТЕМИДА греч. Artemis. Греческое имя Дианы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации