Источник информации документ с официального сайта ФИПИ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по БИОЛОГИИ
Проведенный качественный анализ ответов экзаменуемых позволил определить круг проблем, связанных с освоением определенных элементов содержания, выявлением затруднений и типичных ошибок, повторяющихся из года в год. В целях более эффективной организации преподавания курса биологии и подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии рекомендуем обратить внимание на ряд содержательных и организационных аспектов в построении учебного процесса.
Во-первых , следует провести анализ типичных ошибок и затруднений, выявленных по результатам экзамена 2017 г. Для этого необходимо воспользоваться результатами, представленным в разделе 4 данного отчета, а также познакомится результатами анализа, предоставленными региональными комиссиями субъектов РФ.
Во-вторых , в целях преодоления возникших затруднений и получения более высокого результата в 2018 г. педагогическому работнику (учителю биологии) необходимо максимально глубоко проработать с выпускниками следующие дефиниции: методы изучения живой природы, селекции и биотехнологии; биологическую терминологию и символику; химический состав клеток; особенности обмена веществ и превращения энергии, стадии энергетического обмена, фотосинтез, хемосинтез; хромосомный набор соматических и половых клеток; фазы митоза и мейоза; закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости; онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений; основные признаки царств, типов, отделов, классов живой природы, особенности строения растений и животных; строение сенсорных систем, нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности вегетативной нервной системы, высшей нервной деятельности человека; внутренняя среда организма человека, иммунитет, обмен веществ и превращение энергии в организме человека; признаки различия и родства человека и животных; движущие силы эволюции и их значение; приспособленность организмов к среде обитания; направления и пути эволюции, основные ароморфозы и идиоадаптации в развитии растений и животных; экосистема и ее компоненты, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах; функции живого вещества планеты; круговороты азота, кислорода, углерода, фосфора в природе; глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.
Для получения максимальных баллов выпускникам при подготовке к экзамену следует обратить внимание на овладение ими общеучебными и предметными умениями, а именно: знать и понимать: сущность взаимодействия генов; закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; размножения и индивидуального развития растений; гетерозиса; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; процессов жизнедеятельности как целого организма человека, так и отдельных систем органов; строение и признаки вирусов; получение полиплоидов и отдаленных гибридов, а также уметь объяснять: роль биологических теорий, законов; общность происхождения живых организмов; эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, причины эволюции видов; уметь: устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции; сравнивать биологические процессы и явления; фазы митоза и мейоза; распознавать и описывать биологические объекты; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
В-третьи х, перед началом подготовки следует очень внимательно отнестись к отбору учебной литературы. Желательно познакомить выпускников со всеми учебниками, которые рекомендованы Министерством образования и науки РФ для основной и старшей школы, как базового так и профильного уровня. Хотя подготовка ведется, как правило, по ограниченному количеству учебников, однако следует обращать внимание выпускников на изложение одних и тех же тем разными авторами. В ряде случаев дополнительные учебники и пособия могут использоваться и как источники примеров и аргументов при объяснении того или иного процесса или явления.
В-четвертых , на уроках и во внеурочной деятельности необходимо обеспечить системное освоение выпускниками основного содержания курса биологии (базовый и профильный уровни) и научение оперированию разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементами содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Для этого следует запланировать регулярные мониторинги по отработке отдельных умений в рамках как изучения текущего содержания, так и повторения пройденного материала.
В-пятых , реализуя собственную рабочую программу и организуя работу с учебной литературой, следует обращать пристальное внимание на материал, который традиционно вызывает затруднения у многих выпускников, и тщательно прорабатывать его.
В-шесты х, в целях достижения высоких результатов на экзамене в учебном процессе рекомендуется постепенно увеличивать долю самостоятельной работы выпускников, как на уроке, так и во внеурочное время, акцентировать внимание на выполнение исследовательских, практических заданий. Для выработки умений решать задачи по цитологии и генетике нужно отрабатывать алгоритмы их решения.
В-седьмых , при проведении в различных формах текущего и промежуточного контроля в учебном процессе следует широко использовать качественные задания разных типов. Так, не стоит забывать о заданиях с выбором одного правильного ответа. При верной организации работы с подобными заданиями можно успешно проводить текущий контроль. Особое внимание следует уделять заданиям, которые представлены в действующих вариантах ЕГЭ: множественный выбор (с рисунком или без него); установление соответствия (с рисунком или без него); установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; решение биологических задач по цитологии и генетике; дополнение недостающей информации в схеме; дополнение недостающей информации в таблице; анализ информации, представленной в графической или табличной форме, а также заданиям со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно и кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
Для непосредственной подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ рекомендуется использовать тренировочные и методические материалы, разработанные с участием членов рабочей группы федеральной комиссии по биологии ФИПИ, поскольку не все пособия дают адекватное представление о контрольных измерительных материалах.
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. В целях расширения проверяемого содержания и предметных умений в существующие линии части 2 предполагается включение заданий с новыми сюжетами. Примеры таких заданий представлены в демоверсии. С учетом результатов ЕГЭ 2017 г. изменен уровень сложности некоторых линий, повлекший корректную модификацию в соотношении заданий базового, повышенного и высокого уровней.
10.05.2017 на официальном сайте ФИПИ опубликованы досрочные варианты ЕГЭ по биологии 2017 года.
Скачать реальные варианты ЕГЭ по биологии можно с официального сайта ФИПИ. Рособрнадзор советует при подготовке к ЕГЭ пользоваться официальными источниками информации.
Варианты досрочного ЕГЭ по биологии прошлых лет
Будьте внимательны - есть существенные изменения в вариантах ЕГЭ 2017 по биологии по сравнению с 2016 годом.
Произошли существенные изменения в КИМ по сравнению с 2016 годом, поэтому варианты 2016 года приведены для ознакомительных целей.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2017 по биологии года в сравнении с 2016 годом
Биология – существенные изменения:
Оптимизирована структура экзаменационной работы:
1. Из экзаменационной работы исключены задания с выбором одного ответа.
2. Сокращено количество заданий с 40 до 28.
3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.
4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.
Всего заданий – 28, из них по типу заданий:
С кратким ответом – 21, с развёрнутым ответом – 7;
По уровню сложности: Б – 10, П – 12, В – 6.
Максимальный первичный балл за работу – 59.
Общее время выполнения работы – 210 мин.
В 2017 году ЕГЭ по биологии ждут большие изменения. Предстоящая реформа проводится в соответствии с планами министерства образования, обнародованных еще несколько лет назад. Цель реформирования – уйти от привычной тестовой системы, которая, по словам самих чиновников, дает достаточно ненадежные результаты. И в 2017 году биология стала очередным предметом, из которого убирают все вопросы-тесты.
В 2017 году школьников ждут реформы сразу по трем предметам: химии, физике, биологии. Какие изменения внесены в ЕГЭ по биологии? В первую очередь это удаление тестовой части и замена ее на блоки с краткими ответами.
Структура экзамена:
Примерная структура экзамена соблюдена во всех базах и демонстрационных версиях ЕГЭ, а что существенно облегчает подготовку. Особо стоит отметить, что новая модель КИМ сходна с вариантом ОГЭ по биологии, сдаваемом в девятом классе. Так что будущие выпускники могут не беспокоиться – структура экзамена не окажется чем-то принципиально новым для них.
Минимальное количество баллов, которое необходимо набрать на биологии – 36, а первичный балл равняется 59. За правильные ответы на некоторые вопросы ученик может получить один балл, а за некоторые — три.
По предупреждениям ФИПИ, некоторые вопросы осознанно усложнены. Ответы на них по силам лишь тем, кто знает биологию на «отлично». Такие вопросы потребуют не просто краткого ответа, а приведения аргументов в пользу выбранной версии и подробного пояснения хода мыслей.
Чтобы помочь школьникам легко и беспроблемно сдать ЕГЭ по биологии, ФИПИ публикует вспомогательные и методические материалы.
Подготовка к ЕГЭ по биологии 2017 должна обязательно включать в себя работу с демоверсиями экзамена. На сегодняшний день существует 36 вар вариантов КИМов, причем все они со сходной структурой, то есть для подготовки можно взять любой из предложенных ФИПИ вариантов.
Методисты уверяют – подготовка к экзамену займет довольно продолжительное время, и для успешного освоения материала лучше всего составить график и придерживаться его. В подготовке школьникам наверняка помогут созданные специалистами ФИПИ рекомендации:
Демоверсии экзамена помогут в подготовке к экзаменам. Помимо уже упомянутой возможности обнаружить слабо изученные темы, онлайн-версии помогают познакомиться с самой структурой экзамена.
Рассматривая все внесенные изменения, приходим к малоутешительному (для части школьников) выводу – ЕГЭ по биологии в 2017 году будет сдать значительно сложнее, чем в 2016. Сложнее будет получить как минимальное количество баллов, то есть достичь порога проходимости, так и набрать максимальное значение. Пропадает шанс получить баллы за угадывание, придется действительно готовиться к экзамену и досконально изучать предмет.