Что нужно делать чтобы стать пилотом. Профессия "пилот"

Пилоты гражданской авиации - это специалисты, всецело посвятившие себя жизни в небесах. Это бесстрашные люди, кинувшие вызов судьбе и прошедшие множество испытаний. Поэтому каждый, кто мечтает о подобной профессии, должен осознавать, что и его жизненный путь станет таким же сложным и тернистым.

И если подобная участь не пугает, то давайте поговорим о том, гражданской авиации в России. Куда стоит поступить для обучения? Сколько времени уйдет на это, и как потом искать работу?

Начало длинного пути

Прежде всего следует осознавать тот факт, что учиться на пилота гражданской авиации придется довольно долго. Ведь в отличие от автомобиля, управление самолетом требует обширных познаний: начиная от его строения и заканчивая особенностями полетов в плохую погоду.

Поэтому стоит подготовиться к тому, что вам придется изучить «тонны» учебного материала. При этом не просто заучить всю информацию, а уметь грамотно использовать ее во время полетов. Особенно, если в будущем у вас есть планы устроиться работать в коммерческую структуру.

Летные лицензии

На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.

  1. PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
  2. CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
  3. ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.

гражданской авиации

Стоит человеку решиться вступить на этот путь, как перед ним тут же постает выбор: подать документы в летное училище или ограничится авиашколой? Как ни странно, но свои плюсы и минусы есть в обоих вариантах, поэтому давайте рассмотрим их по отдельности.

Начнем с летных училищ. здесь выше, так как на подготовку пилотов выделяется намного больше времени. К тому же студентов учат не только пилотированию, но и другим дисциплинам - физике, углубленной математике и праву. Это позволяет воспитать всестороннее развитых пилотов, способных качественно выполнять свои обязанности.

Что касается минусов, то летные училища и академии проводят набор исходя из государственного заказа. Это приводит к тому, что на одно место претендует от 10 до 12 абитуриентов. К тому же многие состоявшиеся пилоты гражданской авиации нарекают на то, что техническая база наших учебных заведений заметно устарела. Из-за этого их выпускникам приходится брать дополнительные курсы, дабы разобраться в особенностях пилотирования новых самолетов.

А вот в летную школу могут поступить все. Здесь боле важным является то, есть ли у человека деньги на обучение. Качество образования здесь немного ниже, хотя во многом зависит от самой школы и того, какие педагоги там работают. При этом стоит отметить то, что в авиашколе гораздо проще получить сертификат категории PPL, так как здесь можно брать внеурочные занятия.

Переход из одной категории в другую

Как мужчины, так и женщины-пилоты гражданской авиации в России сдают одни и те же нормативы для получения лицензии. Для каждого типа документа они разные, поэтому давайте рассмотрим их:

  1. Сертификат типа PPL могут получить кандидаты, достигшие 16 лет. Для этого им необходимо усвоить 155 часов теоретического материала, а также отлетать 47 часов на самолете типа Cessna 172. В среднем, обучение по этой категории занимает от нескольких месяцев до одного года, в зависимости от интенсивности занятий и типа учебного заведения.
  2. Сертификат типа CPL могут получить кандидаты, достигшие 18 лет. Для этого им необходимо обладать лицензией типа PPL или же пройти данный курс обучения с нуля. Помимо этого, им придется изучить более 600 часов теории, а также отлетать 152 часа на одномоторном самолете. А в завершении обучения, закрыть еще 30 часов полетов на навигационном тренажере и 12 часов - на многомоторном аэроплане.
  3. Сертификат типа ATPL - это более усложненная версия лицензии CPL. То есть нужно будет обучиться всему тому, что и в предыдущих категориях, только с большим углублением в практику. К тому же придется отработать симуляции полетов на пассажирских и грузовых авиалайнерах.

Прохождение медицинской комиссии

Все пилоты гражданской авиации проходят строгую медицинскую проверку. При этом она проводится как перед началом обучения, так и по его завершению. Также медицинскую комиссию придется ежегодно проходить и после устройства на работу, в противном случае пилота попросту не допустят к вылету.

Сложность заключается в том, что поводом для негативного заключения может стать любой изъян или болезнь. Если говорить о коммерческих перелетах, то врачи могут запретить вылеты даже из-за того, что у человека нет парочки зубов. Это связано с тем, что подобный дефект искажает речь, а это, в свою очередь, затрудняет общение с диспетчером авиавышки.

Поиск подходящего места работы

В поисках работы, естественно, все пилоты гражданской авиации в России отталкиваются от того, какая лицензия у них есть. Так, при наличии CPL следует попытаться устроиться в небольшую авиакомпанию, занимающуюся предоставлением туристических услуг. Как вариант, можно рассмотреть вакансии инструкторов в летных школах, однако тогда придется окончить дополнительные курсы.

Куда больше перспектив открывается перед теми, кто владеет лицензией ATPL. В этом случае велика вероятность, что большая авиакомпания сама предложит вам работу. Вот только есть одно но - скорей всего придется записаться на специальные курсы, позволяющие освоить управление авиалайнером.

Беда в том, что их стоимость довольно высока. Следовательно, придется заключать особый договор, согласно которому пилот будет отчислять часть своей зарплаты, дабы погасить долг перед авиакомпанией. К тому же изначально новичка допускают лишь к должности 2-го пилота, так как капитанское место требует наличия опыта полетов на крупных самолетах (свыше 1,5 тыс. часов).

Обязанности пилота гражданской авиации

Авиакомпании часто расходятся во мнениях о тонкостях внутренней политики. Однако есть то, что объединяет их всех - жесткость требований по отношению к своим пилотам. Ведь от этого зависит не только сохранность самолета, но и жизнь его пассажиров.

Поэтому все пилоты обязаны выполнять следующие пять пунктов:

  1. Профессионально управлять самолетом.
  2. Всегда следовать правилам техники безопасности.
  3. Заблаговременно узнавать сводки метеорологических служб.
  4. Проверять состояние судна перед началом полета.
  5. Послушно использовать команды и подсказки авиадиспетчера.

Женщины-пилоты гражданской авиации в России

Большинство людей привыкло к тому, что летчик - это мужчина. Поэтому для них женщина-пилот гражданской авиации - это что-то из ряда вон выходящее. Однако реальность такова, что управлять самолетом могут как мужчины, так и представительницы слабого пола. Вот только почему-то даже сегодня к большим авиалайнерам их подпускают с опаской. И тем не менее в России есть примеры женщин, управляющих такими гигантами.

Так, Ольга Кирсанова уже несколько лет пилотирует пассажирский самолет весом более ста тонн. Она уверена, что заполучить место в кабине крылатой машины может каждый - главное захотеть этого всем сердцем. Что правда, самой Ольге пришлось сильно попотеть, чтобы добиться своего положения, так как руководство ее авиакомпании уж больно долго не могло решиться на это назначение.

Приоритетным направлением деятельности аэроклуба «Аист» стала подготовка пилотов-любителей (частных пилотов), желающих получить PPL (Private Pilot License). Летная школа проводит обучение на учебно-тренировочных самолетах Як-18Т, которые дали путевку в небо не одной тысяче российских и зарубежных летчиков.

Теория и практика летного дела

Курсы учебно-летной подготовки (КУЛП) проходят в два основных этапа: теоретическая и практическая подготовка.

  1. Изучение теории летного дела ведется в Москве, на учебной базе наших партнеров - авиационного учебного центра «Размах Крыльев». Ранее мы преподавали теорию сами, но столкнулись с тем, что нашим курсантам среди недели удобнее посещать вечерние теоретические занятия в Москве. Теоретический курс обучения пилотированию включает в себя следующие предметы:
  • воздушное законодательство;
  • практическая аэродинамика;
  • конструкция воздушного судна (ВС);
  • самолетовождение и навигация в небе;
  • конструкция силовой установки ВС;
  • конструкция авиационного и радиооборудования;
  • техническая и летная эксплуатация ВС;
  • аварийно-спасательные средства, их использование;
  • метеорология в авиации;
  • ведение и фразеология радиосвязи;
  • авиационная безопасность и мн. др.
  1. Программа первоначальной летной подготовки в школе пилотов проводится на аэродроме Белоомут с опытным пилотом-инструктором. Курсанты приобретут следующие навыки:
  • наземная предполетная подготовка пилотов-любителей;
  • первичные навыки пилотирования, первый самостоятельный полет;
  • полет на критически низких и высоких воздушных скоростях;
  • исключение эффекта штопора в полете;
  • взлеты и посадки в нормальных условиях и при сильном боковом ветре;
  • распознавание сваливания (начального и развившегося) и выход из него;
  • взлеты/посадки на ограниченных площадках;
  • обучение пилотированию только по приборам;
  • полет по разработанному маршруту по визуальным ориентирам, с использованием методов счисления пути и радионавигационных средств;
  • полет с имитацией аварийной ситуации: отказ двигателя, бортового оборудования и др.;
  • ночные полеты и мн. др.

Порядок и длительность обучения:

  1. Длительность теоретического курса составляет 172 часа (примерно четыре месяца). В конце обучения слушатели проходят тестирование и сдают экзамены по всем теоретическим дисциплинам.
  2. Расчетная длительность летной подготовки - 42 часа. Для эффективного обучения, выработки и поддержки навыков пилотирования необходим регулярный налет не менее двух часов в неделю. В противном случае прогресса не будет, а обучение полетам на самолете и получение свидетельства пилота-любителя затянется на неопределенно долгий срок. После прохождения курса проводятся экзаменационные проверки по самолетовождению и технике пилотирования.
  3. Приступить к выполнению тренировочных полетов в Москве можно одновременно с посещением теоретических занятий.
  4. При положительной сдаче экзаменов по теоретической и летной подготовке документы учлета передаются в Рабочую группу Высшей квалификационной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Минтранспорта РФ (РГ ВКК).
  5. После прохождения аттестации выпускнику будет вручено свидетельство пилота-любителя PPL (Private Pilot License). С данным документом у вас появляется право летать на частных суднах.

Стоимость обучения

  • Оплата полного курса обучения может производиться целиком или частями, наличным или безналичным расчетом.
  • Стоимость теоретического курса школы пилотов составляет 36000 рублей. Если вы пропустили занятие, то можно без проблем посетить аналогичную лекцию в другой день в другой группе.
  • Средняя стоимость летного курса составляет около 450000 руб. или 180 руб./мин. Окончательная цена зависит от нескольких факторов, среди которых особую роль играют индивидуальные психофизиологические особенности учлета - тип нервной системы, свойства темперамента. Впрочем, практика показывает, что главными являются все же мотивационные особенности - интерес к полетам, желание научиться, а также настойчивость в усвоении учебного материала, регулярность налета. Словом, пилотами не рождаются, а становятся. Мы вам в этом поможем!

Пилот гражданской авиации - это человек, посвятивший свою жизнь небу. Эта профессия является одной из самых сложных и ответственных, и люди, выбирающие ее, должны быть готовы ко всем поджидающим их трудностям и опасностям. Соответственно, профессия пилота требует таких качеств, как бесстрашие, ответственность, самодисциплина, самообладание, умение трезво мыслить и быстро принимать решения, физическая и психологическая выносливость и т.д.

Основными обязанностями пилота гражданской авиации являются:

  • проверка состояния воздушного судна перед полетом,
  • профессиональное управление самолетом,
  • четкое следование правилам техники безопасности,
  • заблаговременное получение сводок метеорологических служб,
  • следование командам авиадиспетчера.

Плюсы и минусы профессии

Одним из главных преимуществ профессии пилота является высокая заработная плата. Первый пилот в среднем получает от 300 тыс. руб. в месяц, а второй — от 150 тыс. руб. Также к плюсам относятся: длительный отпуск - 70 дней в год, корпоративные авиабилеты для самих пилотов и членов их семей, ранний выход на пенсию, жилье, если работать приходится в другом городе, возможность посмотреть мир.

Однако, при том есть и очевидные недостатки: работа пилота вредна для здоровья, она вызывает глухоту, проблемы с сердцем, ускорение процесса старения и ранее облысение. Кроме того, пилоты редко бывают дома и не могут проводить много времени со своими семьями.

Как стать пилотом?

Чтобы получить специальность пилота гражданской авиации, можно пойти учиться в летное училище или в школу частных пилотов. Для освоения профессии достаточно средне специального образования. Однако учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым могут соответствовать далеко не все желающие.

Требования к абитуриентам летных училищ

Перед поступлением в учебное заведение такого рода нужно пройти обязательный строгий медицинский осмотр , и проверить уровень физической подготовки. Врачебно-летная экспертная комиссия оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья. Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Также большую роль играет психологическое тестирование, поэтому его нужно пройти успешно. Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, это может привести к отчислению.

Может ли женщина стать пилотом?

Профессия пилота условно считается мужской, однако, женщины также могут управлять самолетами. В России сегодня есть женщины-пилоты гражданской авиации, но их меньшинство. Девушки также могут поступать в авиационные училища, если соответствуют всем требованиям. Есть учебные заведения, в которых существует запрет на прием девушек-абитуриентов, однако уже были случаи, когда они подавали в суд и добивались отмены такого правила.

Больше всего женщин-пилотов гражданской авиации в США, во Франции, но также есть они и в других странах. Из-за существующего в обществе предубеждения против женщин в профессиях такого рода, слабому полу предъявляются более высокие требования и приходится постоянно доказывать свою компетентность и профессионализм.

Государственные и частные учебные заведения

Главным преимуществом государственных летных училищ является возможность учиться бесплатно. После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот).

В частной авиашколе можно получить лишь квалификацию пилота-любителя, которая не позволит найти работу по специальности, но даст возможность научиться управлять самолетом. Кроме того, не каждый сможет позволить себе учёбу в частной школе: теоретический курс здесь стоит около 45 тыс. руб., а практические занятия — от 12 тыс. руб. за час. Всего необходимо налетать как минимум 40 часов.

Основные учебные заведения для пилотов гражданской авиации

Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского УИ ГА

Колледж является филиалом Ульяновского института гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева, он работает с 1940 года. Обучение по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» в колледже длится 2 года 10 месяцев. На территории учебной авиационно-технической базы есть 12 воздушных судов для учебных полетов. Курсанты получают академические и социальные стипендии, а выпускники работают в российских авиакомпаниях: «Авиа-Сибирь», «Полярные авиалинии», «Алтайские авиалинии» и др.

Сасовское им. героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации УИ ГА

Училище открылось в 1943 году. Здесь можно учиться как на бюджетной, так и на платной основе. Специальности — «Летная эксплуатация летательных аппаратов (пилот)» и «Информационные системы». Для практических занятий в наличии 39 летательных аппаратов. Выпускники первой специальности получают свидетельство пилота гражданской авиации с присвоением квалификации «коммерческий пилот».

Краснокутское летное училище гражданской авиации УИ ГА

В этом училище только одна специальность — «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Парк учебной техники насчитывает 96 воздушных судов, есть сеть аэродромов площадью 2742,5 Га. Студентам выплачиваются стипендии, размер которых зависит от успеваемости. В филиале действует система по содействию трудоустройству выпускников.

Красноярский филиал СПбГУ ГА

Красноярский филиал СПбГУ ГА создан в 2009 году на базе Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и высшее профессиональное образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». В филиале четыре факультета: радиотехнический, управления воздушным движением, организации воздушных перевозок и летной эксплуатации летательных аппаратов. Учиться можно как на бюджетной, так и на платной основе. Студенты проходят практику на летных тренажерах и другом оборудовании.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. героя Советского Союза П. Ф. Еромасова (колледж) — филиал СПбГУ ГА

Училище создано в 1940 году, сейчас имеет статус колледжа. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Среди выпускников — пилот Валерий Хайрюзов, писавший книги о работе летчиков. В училище работают заслуженный пилот СССР, три заслуженных пилота России, пять почетных работников среднего профессионального образования и 68 отличников воздушного транспорта. Практиковаться можно на 7 аэродромах и 27 воздушных судах.

Ульяновский институт гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева

Институт основан в 1935 году. Он готовит специалистов по направлению «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и бакалавров по направлению «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов работы (второй пилот самолета)». Выпускники работают в компаниях «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «S7». Есть аэродромный комплекс со всеми необходимыми службами и центр с тренажерами самолетов Airbus-320, Boeing-737, SSJ-100, Ту-204.

Факультет летной эксплуатации СПбГУ ГА

СПбГУ ГА ведет свою историю с 1955 года и уже выпустил свыше 50 тысяч специалистов. Здесь есть летно-штурманские и диспетчерские тренажеры, а выпускники получают квалификацию «инженер-пилот». Программа включает в себя углубленное изучение навигации и современных методов самолетовождения. Обучение проводится на бюджетной основе.

Многие с детства мечтают быть смелыми летчиками. Иногда эта мечта становится жизненной целью. Правда, как стать пилотом, знает далеко не каждый. Расскажем, что нужно, чтобы стать летчиком и насколько сложно это сделать.

Путь в гражданскую авиацию стандартно лежит через специальные вузы, ведь профессия летчика требует от человека не только умения управлять летательным аппаратом, но и учит иметь ответственность за жизнь и здоровье других людей. Поэтому стать управляющим пассажирского самолета может только человек, у которого соответствующее образование.

Как стать пилотом, если нет денег? В России есть несколько вузов, где бесплатно обучают специальности летчика, например, Государственный университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге. Для поступления нужно закончить 11 классов и иметь высокие результаты независимых экзаменов. Будущему покорителю неба нужно сдать несколько экзаменов: математику, физику, государственный язык.

Абитуриенты обычно самостоятельно выбирают направление. Можно стать обычным пилотом или пилотом-инженером. Часто потенциальные летчики выбирают «Эксплуатацию воздушных судов и организацию воздушного движения». Абитуриентам, не поступившим на бюджет, предоставляется возможность освоить азы специальности на платной основе.

Коммерческим летчиком может стать даже человек, не поступивший в университет, или учащиеся с неполным средним образованием. Как после 9 класса стать летчиком? Пойти в училище. Там профессии учат менее 3 лет. Для поступления требуется сдать математику, физику и языки.

За продолжительный срок каждый студент училища полностью осваивает азы летной специальности, проходит практику, получает диплом коммерческого пилота. В летных организациях студентам дают все необходимое. Освоить специальность летчика здесь можно бесплатно.

Существует еще один способ стать пилотом коммерческой авиации. Этот способ — частная школа. В таких школах нет конкуренции при поступлении. Для получения диплома требуется лишь среднее общее образование и деньги, потому что стоимость обучения в частных школах довольно высока. По окончании школы человек становится пилотом-любителем с соответствующим сертификатом. С этим документом можно без проблем найти свое место в малой авиации.


Многие не только хотят управлять вертолетом в рамках специальности, но и иногда являются владельцами такого аппарата. Чтобы сесть за штурвал вертолета, тоже нужно получить соответствующее образование, ведь по закону управлять им могут только лица, имеющие диплом. Поэтому многие хотят знать, куда поступать, чтобы стать пилотом вертолета. Сделать это можно, поступив в летное училище или частную школу авиации.



Эта профессия — не просто сертификат и профильное образование. Человек, мечтающий освоить эту специальность, должен иметь стальные нервы и безукоризненную физическую подготовку — небо не терпит слабых людей.

Может ли женщина стать пилотом

Конечно, может. Это доказывает мировая практика. За рубежом женщины-авиаторы — совсем не редкость. В нашей стране сейчас немного девушек мечтает подняться в небеса и связать свою жизнь с авиацией.
Как девушке стать пилотом? Летная академия гражданской авиации — вот ответ на этот вопрос. Поступить в это учреждение сейчас трудно даже мужчинам, однако стать студентом академии под силу даже хрупкой девушке. На крайний случай настойчивой барышне всегда можно обратиться за сертификатом в частную летную школу.

До какого возраста можно стать пилотом

Часто люди за 30 лет решаются на смену профессии. Кто-то вспоминает свою детскую мечту, кто-то узнают, что летчики хорошо получают. Можно ли в 30 лет или после 40 стать летчиком? Сейчас в летных училищах нет ограничения по возрасту, студентом такого может стать любой человек. Главное, чтобы он не имел проблем со здоровьем.

Чаще всего причиной отказа в получении летного диплома становятся проблемы с глазами. Можно ли с плохим зрением стать пилотом? Да, и в российской авиации в том числе. Правда, для этого у вас не должно быть хронических заболеваний глаз или изменения зрения больше 4 диоптрий. Обладатели контактных линз и очков могут получить лицензию авиатора в любом частном учреждении.

Стать летчиком возможно и в 35 и в 40 лет. Однако возрастным студентам летных училищ нужно помнить, что у них меньше шансов найти хорошую работу по окончании курса обучения, потому что крупные авиакомпании и мелкие частники с сомнением смотрят на таких выпускников. Они предпочитают брать на работу претендентов помоложе. На зрелого претендента такие организации обратят внимание лишь при наличии дефицита кадров.

Стать пилотом после 30 практически невозможно бесплатно. Для получения диплома летчика возрастным студентам требуется заплатить деньги за обучение. Образование и навыки авиаторов взрослым мужчинам можно получить в государственных летных училищах на контракте, а также во многих частных школах.

Выучиться на летчика можно и за границей. Однако далеко не все чиновники нашего государства признают дипломы иностранных школ — имейте это ввиду при принятии решения.

Борис Тылевич

Как стать пилотом после 30 лет

Однажды я рассказал своей девушке, будущей жене, что у меня есть мечта когда-нибудь научиться летать. Мне было 30 лет, я бы не расстроился, если бы это не получилось, потому что мне это казалось нереальным. Она подарила мне на день рождения полет - «покатушки» в Подмосковье на Як-18Т. Это легендарный советский учебно-пилотажный самолет с мощным двигателем.

Мне дали порулить в воздухе - и все, меня зацепило. Инструктор сказал, что если нравится, то у них же можно научиться летать. С тех пор каждые выходные я ездил на аэродром: учился, летал, общался с опытными товарищами. Так я выучился на пилота-любителя - сдал зачеты и проверочные полеты, получил лицензию. После этого я стал еще больше времени проводить на аэродромах, летал с друзьями по Московской области и стране.

Постепенно я заметил, что сижу в офисе (тогда я еще работал в Slando) и думаю только про полеты в ближайшие выходные. Потом мы узнали, что проект закрывают - работа перестала вызывать энтузиазм. Это совпало с утратой интереса к интернет-проектам. Зато я много и с увлечением читал про аэродинамику, метеорологию, авиацию. Оказалось, что это очень близко к моему образованию - вот где настоящая физика.

На смену профессии я решился, потому что: мне все надоело на моей работе, после закрытия проекта нам выплатили бонусы, а еще я узнал, что есть несколько пилотов, которые примерно в моем возрасте отучились в США, и их взяли в «Трансаэро». Я решился стать профессиональным пилотом. Тогда казалось, что вот я сейчас немного поживу экономно, на сбережениях, а потом устроюсь в «Трансаэро», и все будет прекрасно. Вышло все совсем не так, но я ни дня не пожалел.

На коммерческого пилота с допусками на полеты по приборам на однодвигательных и многодвигательных самолетах я учился в США. Школу нашел по рекомендации на российских форумах.

В США хорошо с инфраструктурой: сотни тысяч самолетов, десятки тысяч аэродромов, правила логичны и понятны. Там учиться дешевле, чем в Европе. Европа более зарегулирована, теоретические требования сильно выше. Для начинающего коммерческого пилота они, на мой взгляд, завышены. Грубо говоря, в США нужно сдать один экзамен из 1,5 тысячи вопросов, а в Европе - 14 экзаменов, где по каждому предмету по тысяче вопросов. В Европе с новичка в плане теоретической подготовки сразу требуют как с линейного пилота, а это следующая ступень после коммерческого. На мой взгляд, система подготовки в США наиболее удобная и логичная.

Чтобы стать пилотом, нужно не только научиться летать, но еще узнать множество вещей. В США тебе просто дают книгу - иди изучай, будут вопросы - спрашивай. То есть никто никаких знаний в тебя не вкладывает. Зато можно учиться в удобном режиме: кому-то хватит 4 месяцев, а кому-то нужен год, чтобы получить лицензию коммерческого пилота с нужными допусками. Патриоты советской школы скажут, что это несерьезно. Наверное, истина, как обычно, где-то посередине.

Моими «однокашниками» в США были бывшие IT-специалисты, юристы, бортпроводники, менеджеры - люди совершенно разных специальностей и возраста. Мы все учились на коммерческих пилотов, чтобы потом работать в авиации.

Попасть в «Трансаэро» после учебы не получилось. Компания закрылась, рынок сжался: работы было мало, конкуренции много. Еще год я продолжал жить в основном на сбережения.

Чтобы закрепить навыки, я искал возможности летать бесплатно. Прослушал курсы инструкторов, и работал за копейки, лишь бы летать. Это позволило набрать опыт в часах полета («налет») и зарекомендовать себя в сообществе, где у меня появилось много хороших друзей, в том числе из учеников.

Было время, когда я почти отчаялся: кризис не кончается, авиационной работы нет, я начал обсуждать со старыми коллегами по интернет-индустрии возможность фриланса или частичной занятости, пару месяцев работал удаленно.

А потом благодаря рекомендации начальника из аэроклуба я стал пилотом на малом джете в бизнес-авиации. Моему напарнику 55 лет - у него 30 лет стажа и 15 тысяч налета на разной технике. В авиации довольно часто так бывает, что вместе работают опытный и менее опытный пилот.

Через год наш самолет продали и взяли чуть побольше. Меня отправили на обучение, и теперь я летаю на среднем джете. Всегда хочется освоить самолет побольше. Три года назад я умел летать на двухмоторном пропеллерном самолете массой в 4 тысячи килограммов. Два года назад научился летать на реактивном на 6 тысяч килограмм. Прошлой зимой выучился на 13-тонном. Мне есть куда расти.

О безопасности полетов

Авиация - самый безопасный вид транспорта, и я не знаю другой отрасли, где бы так расследовали катастрофы и их причины, а информация о них распространялась по всей авиационной отрасли. Производители, авиакомпании и пилоты - на одном случае учится весь мир. Вообще, одна ошибка к катастрофе не приводит. Катастрофа случается, когда ошибки накапливаются. Профилактика ошибок начинается не с ночи перед полетом, а с обучения, с ежегодного повышения квалификации, с руководства авиакомпании, которое трепетно относится к обслуживанию самолета.

Впрочем, иногда попытки предотвратить катастрофы приводят к чрезмерному регулированию отрасли, что, возможно, даже негативно отражается на безопасности полетов, лишает возможности прийти в авиацию тех, кто решился на это в зрелом возрасте. Именно так сложилась ситуация в России.

Поясню. Есть стандартный путь в авиацию - отучиться три года в училище за счет государства. Но не все желающие, особенно во взрослом возрасте, готовы три года жить в казармах. У таких кандидатов - высокая мотивация. Они, как и я, за собственный счет выучились на коммерческих пилотов в независимых учебных центрах в России или в США. Многие, как и я, получили второе высшее образование в университете гражданской авиации.

Но пару лет назад Росавиация стала считать, что такие пилоты - ненастоящие и стала лишать их лицензии, вместо того чтобы при сомнении внимательно изучить их опыт. А опыт у многих очень хороший. Скажем, я только в прошлом году в одиночку перегнал пять учебных самолетов из США в Россию, кстати, для российских училищ. Но для Росавиации я - недопилот, так как не закончил училище, и не важно, какой у меня реальный опыт и знания. Это печалит.

Тем не менее, я уверен, что те, кто хочет летать, все равно смогут это делать. Всем читателям я советую приехать в аэроклуб на ознакомительный полет. Начать летать гораздо проще, чем кажется.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации