Входит ли освещение двора в одноклассниках. Освещение придомовой территории

Многим из нас не раз приходилось возвращаться домой в тёмное время суток. В такие минуты человек понимает, насколько важно освещение внутри многоквартирного дома и вокруг него. Но что делать, если света нет ни в подъезде, ни во дворе? К кому обращаться и кто несёт за это ответственность? Давайте разберёмся в этом вопросе

В этой статье:

Освещение подъезда

С наступлением темноты в подъезде и на лестничных клетках жилого дома обязательно должен включаться свет. В первую очередь это необходимо для безопасности жильцов. Освещение в подъезде многоквартирного дома должно отвечать следующим требованиям:

  • в общественных помещениях применяется система общей подсветки;
  • если в доме больше 6 этажей и проживает более 50 человек, то здание должно быть оснащено эвакуационным освещением;
  • эвакуационные светильники устанавливают в основных проходах и перед лифтами;
  • допускается использовать лампы накаливания, галогеновые и светодиодные светильники;
  • рекомендуется прикрывать светильник антивандальным, ударопрочным стеклом или металлической сеткой;
  • интенсивность света должна соответствовать установленным нормам.

Нормы освещённости регламентируются специальными нормативными документами, СНиП и ГОСТом и нормируются по ВСН 59-88. Значения в люксах для мест общего пользования представлены в таблице:

Жильцы имеют право пожаловаться в управляющую компанию не только на то, что ламп нет, но и на то, что их свет недостаточно интенсивен.

Освещение в подвале

К организации подсветки подвала выдвигаются специальные требования из-за особого микроклимата внутри помещения. Как правило, там всегда влажно, может наблюдаться сырость, поэтому светильники должны отвечать нормам электробезопасности и пожаробезопасности.

Питание обязательно снижают до 42 Вт с помощью понижающего трансформатора. Корпус светильника обязательно заземляют. Не рекомендуется в процессе прокладки кабелей соединять медный и алюминиевый провода, которые вступают в реакцию под воздействием влаги. Проводку помещают в специальные гофрированные трубы, которые называются рукавом.

Освещение придомовой территории

Прежде чем разбираться, каким нормам должно отвечать освещение придомовой территории и двора многоквартирного дома, нужно разобраться, что входит в это понятие - «придомовая территория». Согласно законодательству это:

  • земельный участок, на котором построен дом, его размеры определяются по кадастру;
  • элементы благоустройства (сюда входят, в том числе, и светильники);
  • объекты, предназначенные для эксплуатации дома (тепловые пункты, трансформаторные, детские и спортивные площадки, автопарковки).

Непосредственно освещение двора многоквартирного дома может осуществляться тремя способами:

  1. Фонарь под козырьком над дверью в подъезд. Это удобно, потому что можно взять маломощную лампу, света много не потребуется. Недостаток заключается в том, что освещён будет лишь небольшой участок перед дверью.
  2. Фонарь над козырьком подъезда. Целесообразно взять лампу со световым потоком не меньше 3500 Лм и круговой силой света. Размещают на высоте 5 метров под углом 25 градусов к горизонту. Но, несмотря на то что таким образом освещается весь двор, область рядом с дверью остаётся в темноте.
  3. Совмещение двух предыдущих вариантов. Наиболее оптимальный способ освещения двора, но он расходует много электроэнергии.

Для освещения прилегающей территории также разработаны нормативы, которые представлены в таблице:

Некоторые жильцы настаивают на установке осветительных приборов с датчиком движения с целью экономии электроэнергии. Такие светильники имеет смысл ставить внутри подъездов, тогда как на улицах они будут работать не совсем корректно. На улице датчик может срабатывать от движения животного, и свет будет включаться тогда, когда этого не требуется.


Кто несёт ответственность за освещение дома?

Согласно ФЗ № 131 ответственность за освещённость улиц, дорог и дворов несут органы местного самоуправления. Но поддерживать работоспособность светильников входит в обязанности жильцов дома.

Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации ответственность за свет внутри жилых зданий и на придомовой территории лежит на управляющей компании, с которой жильцы заключили договор. В самом тексте соглашения прописано, какие услуги предоставляет УК, за что она несёт ответственность и каков порядок действий при возникающих неполадках или спорных вопросах.

Что же делать, если жильцы обнаружили, что в подъезде, местах общего пользования, в подвале или на прилегающей территории нет света? Им необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Составляется акт, в котором описывается проблема.
  2. Акт подписывают не менее 3 человек. Это могут быть соседи, старший по подъезду или председатель дома.
  3. К акту прилагаются доказательства существования проблемы. Например, фото отсутствия света в вечернее время.
  4. Документы передают в управляющую компанию.
  5. В течение семи дней работники УК проверяют и анализируют информацию, устраняют неполадки и составляют собственный акт о проблеме.
  6. Документ, в котором прописаны все действия, принятые для устранения проблемы, передаются заявителям.

Если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, отказывается выполнять то, что прописано в договоре, жильцы имеют право расторгнуть с ней соглашение и заключить договор с другой организацией.

Кто оплачивает освещение двора и подъездов многоквартирного дома? Согласно ФЗ территория вокруг дома, как и подъезды, является общей собственностью. Расходы на освещение и устранение неполадок возлагаются непосредственно на жильцов дома. Причём расходы делятся на каждого собственника в зависимости от площади его квартиры.

Следует обращать внимание, зафиксировано ли документально то, что именно эта придомовая территория является общей собственностью именно этого дома. Если таких пометок нет, то включение в квитанцию оплаты за неё неправомерно.

Освещение многоэтажных домов строго регламентируется законами и санитарными нормами. Если не соблюдается один из важных параметров - нет света вообще, он недостаточно яркий, освещение организовано без учёта безопасности жильцов, то жители дома имеют право обращаться с заявлением в управляющую компанию, местную администрацию или даже в суд.

На заметку
Рейтинг информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти РФ в 2012 году:
1. Федеральное агентство связи.
2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
3. Министерство образования и науки.
4. Федеральное дорожное агентство.
5. Федеральное архивное агентство.
6. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
7. Федеральная служба по тарифам.
8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
9. Министерство связи и массовых коммуникаций.
10. Федеральная служба судебных приставов.

Отвечает Денис Радченко, начальник договорно-правового отдела Академии труда и социальных отношений :

Прежде всего необходимо выяснить, какая инстанция является ответственной.

Вопросы освещения улиц находятся под контролем исполнительных (государственных или муниципальных) органов власти, которые, в свою очередь, привлекают на договорной основе организации, обслуживающие технические объекты, обеспечивающие освещение улиц.

Являясь налогоплательщиками, жители любого населённого пункта имеют право знать, как расходуется бюджет, выделенный на содержание улиц, влиять на выбор подрядных организаций, привлекаемых к обеспечению освещения улиц, в том числе через депутатов.

Действующими нормативами для многоквартирных домов (МКД) предусмотрено наличие осветительных приборов в подъезде, а также на дворовой территории возле входа в парадную. Если участок, прилегающий к МКД, находится в совместной собственности владельцев жилья, то освещение дворовых территорий входит в круг обязанностей управляющей компании. Вопросы выбора осветительных приборов и организации освещения решаются общим собранием собственников квартир.

Входит ли в обязанности управляющей компании освещение дворовых территорий

Определенные сложности с организацией освещения дворовых зон МКД связаны с тем, что в действующих законодательных нормах отсутствует четкое объяснение понятия «дворовая территория». В настоящее время юристы пользуются определением, которое представлено в правительственном постановлении РФ под номером 491 (13.08.06 г.). В этом документе указывается, что к общедомовому имуществу относится закрепленный за МКД земельный участок, а также расположенные на нем объекты благоустройства и обслуживания дома. Для определения такой площади часто используется термин придомовая (или дворовая) территория.

Подтверждение мнения, что освещение дворовой территории – обязанность органов власти, можно найти в Федеральном Законе под номером 131 (06.10.03 г.). В этом акте указано, что освещением земельного участка возле МКД занимается территориальная администрация. В ее ведении находятся вопросы организации и контроля освещения дворовой территории в темное время суток. Для реализации данной функции администрациями заключаются соответствующие договоры с компаниями, обеспечивающими энергоснабжение. Такие же контракты на монтаж и обслуживание устройств уличного, фасадного и подъездного энергоснабжения составляются с другими специализированными предприятиями. Со своей стороны, владельцы квартир стараются прописать обязательства по организации освещения дворовых территорий в соглашениях с управляющими компаниями. После внесения такого пункта вся ответственность по данной проблеме возлагается на предприятие, которое обеспечивает решение всех вопросов по жизнедеятельности МКД.

В круг задач, связанных с энергоснабжением дворовой территории, входит обеспечение освещенности в ночное время таких объектов, как:

  • подъезды и пешеходные дорожки;
  • въезды на дворовую территорию;
  • дворовые парковочные территории для автотранспорта;
  • детско-спортивные дворовые площадки;
  • хозяйственные площадки.

Согласно действующим СНиП, освещение дворовой территории многоквартирного дома проектируется в зависимости от функционального назначения отдельных зон. Так, если для автостоянок уровень освещенности должен составлять около 2 лк, то для детско-спортивных площадок – 10 лк. Подбор осветительных устройств осуществляет управляющая компания. Это могут быть как обычные уличные фонари, так фасадные светильники. Нужно отметить, что управляющие организации не всегда занимаются дворовым освещением. Это связано с четким определением ее зон ответственности в отношении содержания территорий, прилегающих к МКД. К примеру, такие компании отвечают за вырубку деревьев возле многоквартирного дома, но не на дворовом участке. Существует два способа для разрешения подобных противоречий:

  • Дворовой участок может быть передан владельцам квартир для обустройства погребов. Следовательно, поддержание порядка на этой территории, ее освещение и благоустройство входят в перечень их обязанностей.
  • Дворовая территория находится в распоряжении муниципальной власти, и жители МКД должны обращаться по вопросам ее очистки от деревьев в региональное отделение коммунального хозяйства.

Подобные варианты могут иметь место и в отношении освещения дворовых территорий. Осветительные мачты и столбы могут находиться на балансе местных органов власти или энергетических предприятий, а, следовательно, предъявлять какие-либо требования управляющей компании не имеет смысла. Ремонт и обслуживание освещения дворовой территории должны выполнять собственники осветительного оборудования.

Ответственность управляющей организации по обслуживанию и организации освещения дворовой территории и общедомового имущества должны быть точно описаны в договоре. Поэтому для составления такого документа нужно привлечь квалифицированного юриста, который понимает потребности собственников квартир.

Обязанности управляющей компании по эксплуатации и ремонту МКД и дворового имущества:

  • Обеспечивать все необходимые условия в отношении безопасности дома.
  • Осуществлять регулярный контроль состояния дворового имущества и своевременно устранять выявленные недостатки.
  • Проводить ремонт МКД и осуществлять его подготовку к эксплуатации в зимнее время.
  • Выполнять аварийные работы по ремонту внутридомового оборудования.
  • Осуществлять мероприятия, направленные на соблюдение пожарной безопасности.
  • Обеспечивать поддержание технических систем и оборудования в состоянии, необходимом для предоставления качественных коммунальных услуг.
  • Содержать дворовую территорию в соответствии с санитарными требованиями.
  • Осуществлять вывоз бытовых и других отходов с дворовой территории и прилегающих участков.
  • Принимать меры по сбору и утилизации энергосберегающих приборов освещения.
  • Осуществлять установку, обслуживание и замену приборов учета, которые находятся в общедомовом пользовании.
  • Содействовать экономичному потреблению электрической и тепловой энергии.

Соглашение жильцов дома с управляющей компанией должно включать в себя обязательства последней по надлежащему содержанию дворовой территории, включающие поддержание чистоты и организацию освещения. При невыполнении условий, описанных в договоре, в отношении УК могут быть применены административные взыскания. Определение пределов дворовой территории производится согласно земельному акту, который находится у руководителя управляющей организации и должен быть предъявлен по требованию владельцев квартир МКД. В отношении содержания придомовой территории УК должна выполнять следующие мероприятия:

  • проводить регулярную уборку дворового участка;
  • осуществлять озеленение дворовой территории;
  • делать уборку дворовой территории и вывоз пищевых отходов и бытового мусора;
  • обустраивать детско-спортивные площадки и поддерживать их в надлежащем состоянии.

Все эти положения не дают ответа на вопрос: кто должен платить за освещение дворовой территории? Наружное освещение в любом его виде (опорное/безопорное, подключенное к трансформаторной подстанции и т.д.) никогда не оплачивалось из городского бюджета. В советские времена эти расходы несли жилищные тресты. Но сегодня таких организаций не существует. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение освещения улиц, табличек, номеров домов и других подобных объектов относит в разряд вопросов, находящихся в компетенции местных органов. Но у городских властей на этот счет есть собственное мнение. Здесь принято разделять освещение на уличное и дворовое. Другими словами, улицей может считаться только наружная часть МКД. Следовательно, освещение дворовой территории – это забота жильцов дома.

Можно отметить появление такого понятия, как частная собственность на общедомовое имущество. Оно включает дворовую территорию и размещенные на ней объекты общего пользования, включая оборудование для освещения. Логика здесь следующая: если жильцы пользуются фонарями, значит они должны оплачивать их обслуживание и другие расходы на освещение дворовой территории, включая электроэнергию. В то же время, согласно нормативам, к дворовым приборам энергоснабжения могут относиться только устройства для подсветки номеров МКД, а также фонари, освещающие входную группу и точки размещения пожарных гидрантов. Существует много примеров, когда ответственные сотрудники местных органов управления принимают на себя ответственность по обеспечению освещения дворовых территорий МКД.

К примеру, С. Собянин еще в 2011 г. отдал распоряжение столичному комитету контроля сделать мониторинг целевого использования средств из бюджета, направляемых на реконструкцию и благоустройство дворовых территорий. После погодных катаклизмов, связанных с декабрьским ледяным ливнем, московский мэр раскритиковал организацию снегоуборки во дворах и очистки крыш МКД. Он потребовал наложить административные штрафы на подрядчиков, которые должны были выполнять такие работы. Московское правительство в том году выделило на реконструкцию дворовых территорий 12 млрд. руб. (из них 2,6 млрд руб. было направлено на выполнение ремонтных работ в подъездах). Собянин подчеркнул, что благоустройство дворовых территорий предусматривает реконструкция детско-спортивных площадок и установку современного оборудования для освещения дворов и отметил важность информирования жильцов МКД о запланированных мероприятиях.

  • Размер площади придомовой территории многоквартирного дома

Освещение дворовых территорий оплачивается в рамках ОДН

Статья расходов на общедомовые нужды, которые включают и освещение дворовых территорий, в коммунальных платежах вызывает много недовольства со стороны собственников жилья. В квитанциях строка за оплату ОДН появилась в 2013 г. До этого времени владельцы квартир оплачивали только ресурсы, потребляемые внутри своего жилья. Финансирование ОДН осуществлялось за счет бюджетных средств.

Почему же было принято решение возложить ответственность за содержание дома и освещение дворовой территории на владельцев квартир? Все жильцы дома, являясь собственниками общего имущества МКД, должны покрывать все расходы по эксплуатации и обслуживанию здания. Поэтому было принято решение, что обладатели жилья, являясь совладельцами общего имущества (нежилых помещений и дворовой территории), должны взять на себя все расходы по их содержанию.

Юридическая сила данного решения определяется п. 40 «Правил предоставления коммунального обслуживания владельцам и пользователям помещений в МКД и жилых домах». Данное постановление утверждено Правительством РФ от 06.05.2011 г. № 354. На основании этого документа собственники жилья должны оплачивать услуги, которые предоставляются внутри квартир и в помещениях, относящихся к общественному имуществу в МКД. К вышеуказанным Правилам №354 прилагается Приложение №2, в котором приведены формулы расчета.

Начисления проводятся независимо от пребывания или отсутствия владельцев квартир и включает в себя такие затраты, как:

  • Санитарно-гигиенические мероприятия: уборка подъездов, лестничных клеток, лифтов и придомовой территории.
  • Утечка ресурсов потребления из централизованных инженерных сетей (газо-, тепло-, водо- и электроснабжения) в результате аварийных ситуаций, плановой промывки, испытаний гидравлики и других систем.
  • Благоустройство придомовой территории МКД: устройство детских площадок, освещения дворовой территории, озеленение и ландшафтный дизайн.
  • Отопление и освещение общедомовых помещений (подвалов, чердаков, подъездов).
  • Оплата за эксплуатацию и техническое обслуживание лифтов, домофонов, охранных систем, антенн и других устройств.

Поэтому расходы за освещение дворовых территорий включены в счета ОДН. Оплата собственникам МКД начисляется ежемесячно и указывается в квитанциях за коммунальные услуги.

С 1 июля 2016 г. начисление за общее использование энергоресурсов, включая освещение дворовых территорий, осуществляется методом суммирования показаний учетных приборов и нормативов ОДН. Начисления проводятся с учетом общей площади имущества МКД, благоустроенности дома и площади каждой квартиры. В некоторых случаях для пропорционального распределения оплаты учитывается не личная площадь помещений, а количество проживающих людей в квартире. Оплата за потребление электроэнергии сверх установленной нормы, возлагается на управляющую организацию. Начиная с июля месяца 2016 г., оплата за общую израсходованную электроэнергию, включая освещение дворовых территорий, начисляется согласно установленному нормативу. Так, с июля 2016 г. счет за общую электроэнергию, направленную на освещение дворовой территории и подъездов, выставлен согласно нормативу. Задолженность за коммунальные услуги может взиматься с собственников-неплательщиков в судебном порядке.

Мнение эксперта

Потерь электроэнергии не избежать

В. Д. Щербань ,

председатель ТСЖ «Московская 117», Калуга

Некоторые жильцы стараются занизить показатели потребляемой электроэнергии, или же собственник квартиры не обновляет устаревший счетчик, у которого закончился срок эксплуатации. В результате это приводит к искажению данных. Работа любого учетного прибора основана на потреблении электроэнергии. К тому же они имеют порог чувствительности, и поток ниже установленного предела не фиксируется оборудованием. Устаревшие модели учетных приборов выдают не такие точные данные, как современные счетчики. Погрешность измерений по каждому оборудованию ежемесячно может достигать 1,5–3 кВт*ч и больше. Если умножить эту погрешность на общее количество приборов в доме, то сумма будет впечатляющей!

Еще одной причиной технических потерь является плохое качество кабеля. В новостройках с современными системами инженерных коммуникаций потери намного ниже, чем в старых помещениях. В новых зданиях для проводки используется медный кабель, а в старых домах еще осталась алюминиевая разводка. Использование разных составов для соединения кабелей способствует электрическому сопротивлению и возможным потерям. Точными подсчетами таких утечек никто не занимается, а собственникам жилья этого не объясняют. К счастью, подобные «мелочи» учитываются счетчиком общего пользования.

Все эти нюансы способствуют повышению показателей потребляемой электроэнергии на ОДН и освещение дворовой территории, а оплата за перерасход энергоресурсов ложится на собственников и нанимателей квартир. В качестве примера можно взять наш дом с 60 квартирами, в котором обновлены практически все учетные приборы на устройства с антимагнитными наклейками. К общедомовым оборудованиям, потребляющим электроэнергию, относятся домофон, система видеонаблюдения, лестничное и дворовое освещение, аппаратура провайдеров и автоматические ворота. Для всех систем общего пользования предусмотрен отдельный электросчетчик, а для обеспечения экономичного энергопотребления используются светодиодные лампы и датчики движения на первом этаже.

Так, в 2015 г. расходование электроэнергии по нашему дому выглядело следующим образом:

  • Норма ежемесячного общедомового потребления, согласно установленным Правилам №306 по оказанию коммунальных услуг, составляет 350 кВт*ч.
  • По факту за этот период времени расход электроэнергии составил около 220 кВт*ч, что ниже установленной нормы.
  • Разница между коллективным расходом жильцами дома внутри квартир и общей подачей энергоресурса составляет 660 кВт*ч. Данный показатель вдвое больше установленной нормы и втрое превышает расход электроэнергии на системы общего пользования.
  • Технические потери составляют 50 кВт*ч, потери квартирных счетчиков – 180 кВт*ч. Всего по дому в общей сумме получилось потерь на 450 кВт*ч. Куда подевались недостающие 210 кВт*ч, специалисты выяснить не смогли.
  • Межевание придомовой территории: плюсы, минусы и порядок оформления документов

Как устанавливаются электросчетчики на освещение дворовых территорий

Приборы учета электроэнергии для эксплуатации в многоэтажном доме устанавливают для решения следующих задач:

  • определять общий расход электроэнергии, которая используется на нужды здания: освещение дворовой территории и подъездов, обслуживание лифтов;
  • устанавливать объемы потребляемой электроэнергии квартирами многоэтажного дома;
  • выявлять несанкционированное подключение к домовой электросети.

Коллективные приборы учета монтируются за счет жильцов многоэтажки. Существует несколько способов оборудования МКД счетчиками.

Решение об установлении счетчиков принимается на собрании жильцов дома. После этого собирают средства на приобретение и установку оборудования. Обычно это происходит в домах, где имеется общественный комитет жильцов или владельцы квартир ответственно относятся к экономным расходам за коммунальные услуги и знают свою выгоду от использования приборов учета. Финансирование решения по установке счетчиков происходит за счет общих домовых средств, согласно ст. «Текущий ремонт». При недостаточном количестве денег на текущем счету средства дополнительно собирают с жителей МКД. Если сбор денег одобрен большинством голосов собственников квартир, то средства будут сдавать даже те, кто был против данного решения.

При пассивном участии владельцев жилья решение по всем вопросам относительно покупки и установки оборудования для учета электроэнергии принимается УК самостоятельно. Средства частично снимаются согласно статье «Текущий ремонт». Оставшаяся часть денег собирается с жильцов дома, или приборы покупаются в рассрочку.

При отсутствии консенсуса между управляющей компанией и владельцами квартир по установке счетчиков компания по энергоресурсам самостоятельно устанавливает порядок обеспечения жилых домов учетными приборами. В данном случае решение принимает поставщик электроэнергии, о котором письменно уведомляется УК, и самостоятельно выполняет все работы по установке оборудования. Согласно законодательству, владельцы квартир не вправе препятствовать работе специалистов компании и обязаны обеспечит им доступ к подвалам и внутренним электросетям. Оплата за счетчики и за работу по их установке возлагается на собственников жилья с возможностью рассрочки сроком на 5 лет с учетом процентной ставки Центробанка РФ по курсу.

Категоричный отказ владельцев жилья от установки коллективных счетчиков, определяющих расход электроэнергии, влечет за собой административную ответственность и наложение штрафных санкций на УК, ТСЖ или поставщика электроэнергии.

В случае если жильцы отказываются приобретать учетное оборудование и оплачивать его обслуживание, дело рассматривается в судебном порядке. На практике такие разбирательства решаются не в пользу жильцов дома. Кроме суммы по иску они должны еще оплатить юридические услуги.

Обязанности по снятию данных со счетчика общего пользования возлагаются на управляющую организацию и проводятся в присутствии главы жилищного совета или его заместителя. Компания, поставляющая электроэнергию, со своей стороны может в любое время затребовать данные со счетчиков. Собственникам жилья запрещается блокировать доступ к электросчетчикам коллективного пользования работникам энергосберегающей компании и сотрудникам УК.

Мнение эксперта

Плата на освещение дворовых территорий может расчитываться по-разному

Анна Лежнина ,

ведущий редактор-эксперт справочной системы «Управление МКД»

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата коммунальных платежей, включая освещение дворовых территорий, определяется исходя из общих показаний учетных приборов, а при их отсутствии рассчитывается на основании норм потребления, которые утверждены соответствующими органами власти.

Постановлением Правительства от 6.05.11 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг владельцам и пользователям помещений в МКД (далее Правила № 354), на основании которых потребитель в составе коммунальных платежей отдельно оплачивает следующие услуги:

  • предоставленные для пользователей жилых и нежилых помещений;
  • получаемые в процессе эксплуатации общего имущества в МКД (коммунальные услуги по ОДН).

С 01.01.17 г. положение данной нормы действует для тех категорий собственников жилья, которые:

  • избрали форму непосредственного управления МКД;
  • не выбрали способ управления;
  • не реализовали выбранную форму управления.

При таких формах управления многоквартирным домом, как УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, оплата за горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, канализацию, освещение дворовой территории и другие услуги, потребляемые при содержании домового имущества, включается в оплату, которая предусмотрена на содержание жилого помещения.

Для определения включения оплаты за электричество, расходуемое на освещение дворовых территорий, в счет ОДН нужно понимать, является ли применяемое оборудование имуществом МКД или не является.

Расчет за объем использованных общедомовых коммунальных услуг и за освещение дворовых территорий при наличии ОДПУ делится пропорционально между потребителями с учетом размеров общей площади, являющейся их собственностью или находящейся во временном пользовании, жилых и нежилых помещений по формулам 11 – 14 Приложения № 2 к Правилам № 354. Согласно данным формулам за основу берутся показания ОДПУ.

Если МКД не оборудован ОДПУ, то объемы общедомовой коммунальной услуги определяют согласно формуле 15 Приложения № 2 к Правилам № 354. Согласно этим расчетам, объем услуги является произведением норматива энергопотребления (на общедомовые нужды) и совокупной площади помещений, которые входят в общедомовое имущество.

За единицу измерения потребляемой электроэнергии на освещение дворовой территории берутся показатели по 1 кВт*ч на 1 м 2 общей площади помещений, относящихся к имуществу МКД.

Относительно совокупной площади комнат многоквартирного дома, общей площади помещений общедомового имущества, совокупной жилой и нежилой площади в письме Министерства Регионального Развития от 22.11.12 г. № 29433-ВК/19 указывается необходимость определения исходя из сведений, указанных в техпаспорте дома.

Оплата за расход электроэнергии на ОДН рассчитывается по показателям приборов учета, если таковыми оснащены МКД, или при расчете отталкиваются от общей площади помещений, входящих в собственность МКД.

  • Благоустройство территории домов и все, что о нем нужно знать

Что делать, если нарушено освещение дворовой территории многоквартирного дома

Если проблему с электричеством не удается решить собственными силами, то за помощью необходимо обратиться к специалистам компании. Обязанности по устранению неполадок с освещением дворовых территорий возлагаются на УК. В ином случае жильцы могут обратиться в администрацию, контролирующую деятельность УК. Жильцы правомочны сменить управляющую организацию, если она не выполняет или не справляется со своими обязательствами.

При отсутствии освещения дворовой территории или при неисправных осветительных приборах подача заявления в УК проводится в письменной форме. В нем собственники квартир должны указать причину своего обращения. Данная бумага с обоснованием проблемы подписывается собственниками квартир в количестве не менее 3 человек (председателем дома, старшим подъезда и соседями). В качестве документального подтверждения к акту прилагаются фотографии двора, сделанные в вечернее время и указывающие на проблему. Составленный жильцами акт вместе с фото предоставляется в УК. После этого на протяжении недели проверяется достоверность жалобы, проводится проверка и внутреннее расследование. Полученные результаты фиксируются в акте. Копия составленного документа передается заявителям вместе с уведомлением о решении относительно принятия мер по устранению проблемы.

На основании Жилищного кодекса все финансовые расходы, предусмотренные на содержание совместной собственности и освещение дворовой территории, делятся между жильцами пропорционально общей площади их квартир. Поскольку данное пространство относится к общему имуществу, то оплата за ее освещение также возлагается на собственников недвижимости. Расходы за подачу электроэнергии на дворовую территорию определяются по общим приборам учета, пропорционально распределяются между жильцами и включаются в коммунальные квитанции.

В случае если пространство возле подъездов документально не является собственностью владельцев квартир, то расходы за электроэнергию на освещение улицы возлагаются на администрацию. В данной ситуации дворовая территория не относится к совместному имуществу, а значит оплата за подачу электроэнергии не может быть включена в квитанцию за коммунальные услуги и считается неправомерной.

  • Как и когда проводятся поверка и ремонт приборов учета энергоресурсов

Как сэкономить на освещении дворовых территорий

Во многих панельных постройках с типовой планировкой установлены приборы освещения дворовых территорий типа светильник Ртутный Консольный Уличный с лампами ДРЛ по 125 ватт. Такое оборудование устанавливается на высоте до 6 м под углом 60 0 . В ночное время лампы обычно выключаются по причине высокого потребления электричества и отсутствия автоматических управляющих приборов.

Даже при работающей системе освещения дворовой территории и использовании экономичной и эффективной лампы ДРЛ (светоотдача более чем втрое больше чем у лампы накаливания), общий коэффициент светового потока для светильника РКУ не больше 0,5.

Основной проблемой приборов для освещения дворовой территории является высота установки, которая затрудняет замену источников света. Вышедшая из строя система подачи электроэнергии является причиной повышенного травматизма, снижения уровня безопасности граждан и считается нарушением СанПиН 2.1.2.2645-10.

Заявления жильцов о том, что освещение дворовой территории мешает спать, считаются необоснованными.

Нормы освещения дворовых территорий установками наружного света определяются СП52.13330.2011, согласно которому суммарный уровень освещенности с помощью различных приборов, установленных на жилых зданиях, не должен быть выше 5 люкс. Превышение установленного показателя может быть по нескольким причинам:

  • неправильный монтаж светильника;
  • смещение приборов освещения или лампы;
  • высокая мощность лампы.

Для приборов освещения дворовых территорий, установленных над входной зоной подъезда, определены более высокие нормативы. Техническое задание «Освещение дворовых территорий» должно предусматривать для таких участков уровень освещенности не менее 6 люкс.

Освещение дворовых территорий осуществляется с помощью ламп ДРЛ, ДРИ, КЛЭ, светодиодных прожекторов и светильников.

Лампа дуговая ртутная люминесцентная – наиболее востребованный вид ламп, применяемых для дворового и промышленного освещения. По сравнению с другими осветительными приборами лампы ДРЛ обладают небольшой светоотдачей, но для их запуска не требуется дополнительных энергозатратных зажигающих приборов. К недостаткам ламп ДРЛ относится наличие ртути около 100 мг, электронного балласта, снижающего КПД светильника, и выход на номинальную мощность в течение 7 мин.

Металлогалогенная дуговая ртутная с излучающими добавками . Этот вид лампы широко используется в качестве архитектурной подсветки и дворового прожекторного освещения. Среди газоразрядных ламп они имеют самую высокую светоотдачу с минимальным снижением светового потока в процессе длительной эксплуатации.

К основным недостаткам ламп ДРЛ и ДРИ относятся:

  • большая зависимость светового потока от питающего напряжения;
  • высокая теплоотдача;
  • опасность взрыва лампы;
  • высокая пульсация светового потока;
  • содержание ртути в составе лампы – около 25 мг;
  • длительное время запуска – от 2 до 10 мин.

Компактная лампа энергосберегающая применяется для освещения дворовой территории. Самые высокие эксплуатационные показатели таких приборов определяются в температурных условиях от -50 0 до +30 0 . При более низких значениях температуры интенсивность светового потока снижается и увеличивается время выхода на нормированный режим.

Светодиодные прожекторы . Несмотря на большое изобилие светодиодных светильников на отечественном рынке, большинство из них являются дешевой продукцией китайского производства с названием известного бренда, изготовленной в корпусе металлогалогенного светильника с радиатором и построенной на светодиодной матрице.

К основным недостаткам светодиодных устройств при освещении дворовых территорий относят:

  • низкие показатели светоотдачи матричного светового потока (около 70 люмен с ватта);
  • затрудненный теплоотвод от сосредоточенного источника тепла (светодиодная матрица);
  • плохие эксплуатационные свойства в условиях низкого температурного режима;
  • сложность технического обслуживания светильника.

В чем же состоит отличие светильника от прожектора? Светильник – это прибор для рассеивания и направления светового потока для освещения зданий, придомовых территорий, улиц и внутренних помещений. Принцип их работы основан на перераспределении электричества внутри больших телесных углов. В результате происходит заливка освещаемой площади светом. Соблюдая правила и условия установки светильников, обеспечивается низкий слепящий эффект устройства.

Если для освещения дворовой территории необходимо создать высокую интенсивность светового потока (концентрированный свет) с четкой направленностью, то в светильниках устанавливают фокусирующие элементы (линзы или рефлекторы). Такая лампа будет уже называться прожектором. При монтаже такого устройства для освещения дворовой территории необходимо соблюдать жесткие требования. Среди основных – высота и направленность светового потока, снижающих слепящий эффект. Если в качестве примера взять фонарик, то основное его предназначение – это светить только вперед. Но при снятии отражателя он уже превращается в обычный светильник.

Светильник РКУ с лампой ДРЛ-125 применяется как стандартный вариант для освещения дворовой территории. Отличается высоким показателем энергопотребления и низкой светоотдачей. В состав лампы входят пары ртути. К основным ее преимуществам для освещения дворовой территории относят низкую стоимость и длительный срок службы.

Светильник галогеновый консольный уличный с лампой ДРИ-70 . Модификация устройства с лампой ДРЛ-125. Этот светильник обеспечивает на 50% большую светоотдачу. Но стоимость такой лампы больше почти в 5 раз, а срок службы в 2 раза меньше. Она содержит ртуть и отличается только улучшенными показателями освещенности.

Светильник накаливания консольный уличный под лампу КЛЭ 105 Вт не обеспечивает никаких преимуществ в сравнении с ДРЛ-125. Поэтому заменять им модели РКУ с ДРЛ-125 не выгодно по финансовым соображениям. Положительный момент установки модели НКУ состоит только в наиболее низкой стоимости монтажа.

Светодиодный фонарь прожекторного типа мощностью 50 Вт является самым недорогим источником диодного освещения. По светотехническим показателям этот вариант уступает всем другим, но, благодаря низкой цене, имеет минимальный период окупаемости.

Светильник на светодиодах SLG-ST24 – это наиболее дорогостоящее устройство для освещения дворовой территории, которое при этом отличается максимальным эксплуатационным периодом. Еще одно преимущество данного варианта состоит в высочайшей прочности. К основным достоинствам SLG-ST24 относят мощное и экономичное освещение.

Наиболее эффективным и экономичным решение для дворового света является автоматическое управление освещением с помощью астрономического реле . Это оборудование имеет программу, регулирующую включение\выключение ламп освещения в зависимости от восхода/захода солнца. Она сама корректирует работу дворового освещения по годичному циклу продолжительности светлого времени суток в зависимости от сезона и регионального расположения.

Более доступным по цене вариантом автоматизации процесса освещения дворовой территории является фотореле . Это устройство осуществляет управление светом на основании данных об уровне освещенности участка. Для правильной работы реле необходимо точно соблюдать правила его размещения. Поэтому такие операции лучше доверить профессионалам в области электротехники. Важно проследить, чтобы на чувствительную часть реле не попадал искусственный свет от разных источников (реклама, подсветка фасадов, фары авто, свет из окон и др.). Кроме того, нормальной работе устройства будет мешать пыль, снег или дождь, которые снижают чувствительность фотоэлемента. Для удобства обслуживания такое реле лучше установить возле оконной конструкции подъезда. Главное – не делать установку фотореле под козырьком, навесом или выступающим балконом. В этом случае продолжительность работы дворового освещения сильно увеличится. Опытные измерения показали, что при такой установке продолжительность работы осветительных приборов вырастет в среднем на 1,5 ч в день. Поэтому, при большом количестве дворовых светильников перерасход энергии будет незначительным.

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников. Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Справка! Если документально не подтверждена принадлежность территории вокруг дома к общему имуществу, включение подобной строки расходов в квитанции на оплату неправомерно и может послужить началом судебных разбирательств.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

Жители населённых пунктов часто сталкиваются с отсутствием уличного освещения. Нерабочее состояние одного или нескольких фонарей ухудшает видимость во дворе и может стать причиной повышенной опасности для прохожих. Вас интересует, кто должен разбираться с данной ситуацией? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье.

Кто отвечает за уличное освещение в городе?

За исправное освещение дворовой территории, улиц, дорог, мостов, промышленной зоны, парков и бульваров отвечают местные органы исполнительной власти (иными словами, муниципальные или государственные органы), в соответствии с ФЗ № 131 от 2003 года 6 октября.

Именно они заключают с обслуживающими организациями (энергоснабжающими компаниями) договор, на основании которого осуществляется освещение улиц.

В каждом населённом пункте проблема неработающих фонарей решается в индивидуальном порядке. Кто отвечает за уличное освещение во дворах в городе? Подобными вопросами занимается местная администрация.

За поддержание фонарей в рабочем состоянии и осуществление их своевременного обслуживания отвечают коммерческие предприятия – энергоснабжающие компании или электросети, с которыми был заключён договор. Контролировать деятельность данных организаций обязуется администрация города.

Кто отвечает за уличное освещение в сельской местности?

Порядок организации освещения на улицах в городе и сельской местности различается. В бюджете поселения может быть недостаточно средств для установки фонарей вдоль каждой дороги. Местная администрация ежегодно занимается разработкой плана по освещению всего населённого пункта.

Основная проблема в этом случае – поиск источников финансирования (с этой целью используются не только средства из федерального бюджета, но и внебюджетные варианты).

Обеспечение функционирования фонарей и их установка в местах, требующих особого внимания и осторожности (например, на опасных поворотах или рядом с учебными заведениями), входит в обязанности местного муниципалитета.

Формально за техническое обслуживание отвечает районный отдел энергосбыта или энергоснабжающая компания, однако за своевременную оплату предоставляемой услуги и осуществлением контроля за деятельностью организации ответственна администрация конкретного населённого пункта.


В среднем лампа в уличном фонаре при правильных условиях эксплуатации способна прослужить до полутора лет включительно. В отдельных областях страны в силу погодных и географических условий освещение может использоваться чаще или реже обычного. Именно поэтому лампы способны быстрее выходить из строя или при менее частом применении прослужить вплоть до 3–4 лет.

Если в фонарях перегорели лампы или на улице недостаточно освещения, подобная ситуация должна быть исправлена, чтобы избежать увеличения травмоопасности и повышения количества краж на данной территории.

Вы не знаете, куда обращаться, если нет света во дворе? Письменная жалоба (индивидуальная или коллективная) подаётся в местную администрацию определённого муниципального образования.

Составление жалобы

Обращение в муниципалитет обязательно оформляется в простом письменном виде. Заявителем может выступать как один гражданин, так и несколько (в последнем случае речь идёт о коллективной жалобе).

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • какая организация занимается обслуживанием фонарей на определённой территории;
  • кто выступает заказчиком по договору, заключённому с данной организацией;
  • кто отвечает за поддержание освещения на должном уровне в конкретном месте.

В тексте жалобы необходимо указать просьбу о принятии соответствующих мер по исправлению проблемы с освещением на улице. Кроме этого, стоит сослаться на 4 пункт 14 статьи ФЗ № 131, согласно которому вопросы энергоснабжения населённого пункта относятся к ведению местной администрации.

Вы можете составить жалобу самостоятельно с помощью , представленного на сайте, или заказать её у специалиста (услуги последнего предоставляются на платной основе).

Закон не предъявляет чётких требований к тексту обращения, однако документ должен содержать определённую информацию, чтобы быть принятым к рассмотрению.

Если свет отсутствует на улице перед многоквартирным домом или на улице с несколькими частными домами, специалисты рекомендуют составлять коллективную жалобу. Таким образом у жильцов повысятся шансы на рассмотрение вопроса в кратчайшие сроки.

Что делать, если вам отказали?

Ответ от местной администрации должен поступить заявителям в письменном виде в течение календарного месяца с момента подачи жалобы. Отказ органа местного самоуправления – распространённое явление, причиной чаще всего выступает отсутствие финансов в бюджете. В такой ситуации понадобится обратиться в вышестоящую инстанцию – в суд или прокуратуру.

Однако не стоит сразу судиться с муниципалитетом из-за отсутствия работающих лампочек в уличных фонарях. Сначала попробуйте обратиться в местную управу и организацию, занимающуюся обслуживанием конкретной улицы либо её участка (данная информация должна быть предоставлена вам в письменном ответе администрации).

Если на конкретной улице отсутствуют фонари вовсе, что создаёт повышенную опасность для прохожих и жильцов, но муниципалитет отказывается устанавливать освещение в данном месте, заинтересованным лицам рекомендуется обратиться в суд для разрешения данного конфликта.

В тексте заявления необходимо указать факт бездействия органов исполнительной власти. Кроме этого, рекомендуется приобщить к обращению фотографии, подтверждающие отсутствие освещения.

Можно ли подать жалобу через УК?

За обеспечение должного освещения на придомовой территории ответственна управляющая компания, поэтому при наличии проблем с фонарями около дома возможно обратиться с заявлением или именно в УК.

Жильцы вправе составить коллективное обращение, оформив его в письменном виде в произвольной форме, при этом важно указать ФИО каждого гражданина, его персональную подпись и адрес квартиры, в которой он проживает.

Для большей наглядности к заявлению возможно приобщить распечатанные фотографии неосвещённой территории.

Период рассмотрения обращения составляет до семи рабочих дней, после чего УК обязана направить заявителям письменный ответ. В случае установления факта предоставления энергоснабжающей организацией услуг ненадлежащего качества руководство компании самостоятельно свяжется с администрацией или городской электросетью.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации