В чем «напортачил» Дюма, или кто есть кто в «Трех мушкетерах» .

Александр Дюма-отец всю жизнь утверждал, что пишет исторические романы. В подтверждение он ссылался на некие источники - хроники, мемуары, таинственно пропавшие рукописи. Однако почти все эти источники были плодом бурного воображения романиста.

Так, «Воспоминания г-на д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров» - это всего лишь бульварный роман плодовитого писателя XVII века Гасьена де Куртиля де Сандра. Мемуаров Атоса, графа де ла Фер, которые Дюма якобы разыскал в Королевской библиотеке, никогда не существовало в природе.

Явных анахронизмов у Дюма мало. Он ошибочно упоминает луидоры, которые начали чеканить уже после событий в «Трех мушкетерах». Он не учитывает, что Лилль в 1630-х годах был не французским, а испанским владением, и вряд ли миледи и лилльский палач могли так свободно общаться. Еще он заставляет мушкетеров покупать вино бутылками - хотя стеклянные бутылки вошли в обиход много позже.

Зато в трилогии о мушкетерах хватает хронологических неувязок, а реальные исторические фигуры переписаны порой до неузнаваемости. Разбираемся, как там все было на самом деле.

Мушкетеры

О д’Артаньяне мы знаем не только из романа де Сандра, но и из более надежных исторических источников. На самом деле, нашего героя звали Шарль де Батц Кастельмор. Фамилию д’Артаньян он взял у своей матушки. У Дюма он вечно бунтует против кардиналов Ришелье и Мазарини и по факту ведет себя как государственный изменник. В жизни это был хвастливый, тщеславный, полуграмотный и отчаянно храбрый вояка, верой и правдой служивший кардиналу Мазарини и Людовику XIV.

Гасконское происхождение д’Артаньяна сомнению не подвергается - его родовой дом до сих пор показывают туристам недалеко от Люльяка. Но в отличие от героя Дюма, реальный д’Артаньян вообще не был дворянином. Титул незаконно присвоил себе его дед, женившись на благородной девушке. Войдя «в случай», капитан-лейтенанта королевских мушкетеров завел себе герб и стал называть себя графом д’Артаньяном. Спорить с ним никто не решился.

Один из самых известных подвигов реального д’Артаньяна - арест главного коррупционера эпохи Николя Фуке. Суперинтендант финансов наворовал столько, что стал самым влиятельным олигархом своего времени. Взбешенный его амбициями Людовик XIV приказал его арестовать. Но военные отказывались один за другим - все боялись мести Фуке. Решился на это только д’Артаньян. Собрав 40 головорезов, он попытался арестовать Фуке на улице Нанта , но тот ускользнул, сел в свою карету и скрылся. После шумной погони мушкетеры все-таки нагнали коррупционера и отвезли его в тюрьму. Пять лет, пока шел суд, Фуке сидел в Бастилии, а охраняли его люди д’Артаньяна.

Король-Солнце проникся теплыми чувствами к нашему герою, и карьера его была обеспечена. После гибели д’Артаньяна под Маастрихтом (к тому времени он уже был в чине полевого маршала) Людовик XIV писал королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы.»

Атос, Портос и Арамис - реальные имена, однако сами герои созданы бурной фантазией Дюма-отца. Интересно, что показная набожность Арамиса, возможно, объясняется тем, что его прототип происходил из семьи гугенотов, в разгар религиозных войн перешедших в католичество. А исторический Исаак де Порто, полагают историки, принадлежал к семье евреев, которые вынуждены были обратиться в христианство под страхом изгнания.

Гораздо больше известно про Жана-Армана дю Пейре, графа де Тревиля, первого командира д’Артаньяна. Он тоже был с юго-запада Франции - только не из Гаскони, а из Беарна - и свою роту мушкетеров предпочитал комплектовать из земляков-южан - на манер этнической мафии. Анри д’Арамиц и Арман д’Атос были его кузенами, а Исаака де Порто рекомендовал его шурин. Д’Артаньян тоже попал в роту «по блату». В 1642 году де Тревиль затеял заговор с целью убить кардинала Ришелье, заговор разоблачили, но ему ничего за это не было.

Кардинал Ришелье тоже не был таким монструозным тираном, каким изобразил его Дюма. Он действительно оттеснил от власти слабовольного Людовика XIII, однако под его руководством Франция стала величайшей державой мира. Кардинал не просто бросал людей в Бастилию, он истреблял заговоры, которые плели при дворе все, кому не лень - и жена короля, и его брат Гастон Орлеанский, и его мать Мария Медичи.

Романтическая версия - ее любил сам Дюма - гласит, что в молодости Ришелье влюбился в юную Анну Австрийскую. Она пообещала отдаться ему, если он пропляшет перед ней сарабанду в шутовском костюме с колпаком и колокольчиками. Влюбленный кардинал согласился, но попросил, чтобы это безобразие происходило тет-а-тет. Однако легкомысленная королева пригласила друзей и спрятала их за занавеску. В разгар своей пляски кардинал услышал их смех, в гневе оборвал свои колокольчики, убежал и с тех пор стал заядлым врагом Анны Австрийской.

На самом деле, все было куда серьезнее. Франция воевала с Испанией за территории - это была затяжная война, ее начал Людовик XIII, а продолжил его сын Людовик XIV. Анна Австрийская вовсю переписывалась со своим братом, испанским королем, и поддерживала отношения с врагами через испанского посла во Франции. Ришелье делал все, чтобы помешать королеве вмешиваться в военные действия.

Гсударственными интересами Франции, а вовсе не ревностью, объясняется и его вражда с Бэкингемом. Премьер-министр английского короля открыто поддержал мятеж французских гугенотов в Ла-Рошели, выслав им на помощь военный флот. «Англичанка гадила» французам всеми способами. Естественно, что Ришелье всячески старался предотвратить любые контакты между французской королевой и Бэкингемом.

На самом деле, легендарные «подвески» - это никакие не подвески, а наконечники на шнурки. В одежде того времени шнурки использовались вместо пуговиц, а их концы украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Это был аксессуар типа «унисекс».

В «Мемуарах» придворного и философа Франсуа де Ларошфуко упоминается история о романтическом увлечении королевы герцогом Бэкингемом. После единственного свидания в беседке она подарила ему украшенные бриллиантами наконечники на шнурки. Об этом узнала шпионка кардинала, и Ришелье затеял интригу, чтобы опорочить Анну Австрийскую в глазах Людовика XIII.

На самом деле, Ришелье волновали отнюдь не похождения Анны Австрийской. Все понимали, что королева не может не изменять мужу и относились к этому спокойно. Людовик XIII проводил дни и ночи со своими миньонами, а женщинами откровенно не интересовался. Ребенка он жене сделать не мог, а трону был нужен наследник. По одной версии, Ришелье сам приводил к Анне Австрийской любовников, чтобы она все-таки смогла зачать сына. По другой, он пытался ей заделать ребенка сам.

В случае с Бэкингемом кардинала пугало то, что королева, увлекшись английским премьер-министром, будет работать на Англию. Поэтому он обратился к своей английской шпионке - леди Карлейль. Она и стала для Дюма прототипом роковой и обольстительной Миледи.

Графиня Люси Карлейль, знаменитая красавица своего времени, была в то время супругой английского посла в Париже. В романе не совсем понятно, как ей удается незаметно срезать «подвески» с камзола Бэкингема в разгар бала. Но это легко объясняется, если вспомнить, что леди Карлейль была одной из многочисленных любовниц герцога. Во время интимного свидания ей ничего не стоило отрезать пару шнурков и послать их Ришелье.

Кардинал тут же предложил королю попросить супругу надеть на бал подаренные им драгоценности. Только проворство Бэкингема, заставившего ювелиров срочно выполнить копию наконечников и отослать ее в Париж королеве, спасло Анну Австрийскую от скандала, а может быть, и развода.

Леди Карлейль действительно долгое время была ценной шпионкой кардинала Ришелье. После его смерти она состояла при английской королеве Генриетте-Марии (сестре Людовика XIII), которая спасалась в Париже от английской революции. В это время красавица работала тройным агентом: доносила французам на англичан, английским роялистам - на английских мятежников, а мятежникам - на роялистов.

В 1649 году шпионская карьера графини закончилась в Тауэре. Однако посидев там некоторое время на льготных условиях - комфортная камера, разнообразный стол, французские вина и регулярные приемы гостей - 50-летняя Люси Карлейль оказалась на свободе. Она вернулась в свое поместье и спокойно прожила там еще десять лет до своей мирной кончины. Слухи о том, что это она подослала убийцу к герцогу Бэкингему, так и остались слухами.

Бэкингем

Джордж Вильерс герцог Бэкингем погиб в 35 лет от руки наемного убийцы. Говорят, что Анна Австрийская по нему горевала. Больше его не оплакивал никто. Если у Дюма герцог Бэкингем выглядит симпатичным влюбленным кавалером, то на деле, он был одним из отвратительнейших персонажей английской истории.

Красивый юноша из бедной дворянской семьи сделал карьеру через королевскую постель. Приблизивший Джорджа Вильерса к себе английский король Яков I любил его до потери пульса. Он сделал его виконтом, маркизом, графом и герцогом, осыпал драгоценностями, наделил поместьями, доверил высочайшие государственные должности, назначил его премьер-министром, передал практически всю власть в стране.

Письма короля к своему фавориту показывают, что идея гей-браков уже тогда носилась в воздухе. «Молю Бога о нашем брачном союзе на Рождество, - писал Бэкингему Яков. - Да осенит тебя благословение Божье, жена моя, да пребудешь ты утешением великим своего старого отца и мужа.»

Бэкингем сохранил власть и влияние и при сыне Якова Карле I. Он травил своих врагов, разорял народ, запускал руку в госказну, как в свой кошелек, тратил неслыханные деньги на наряды и считался первым модником и плейбоем Европы. Будучи бисексуалом, Бэкингем имел множество любовниц. Встретившись в Париже с Анной Австрийской, он решил до кучи охмурить и ее - первую красавицу Европы.

Некоторые историки видят в этом тонкий политический расчет. Якобы Бэкингем хотел привлечь Анну Австрийскую на сторону Англии. Увы, современники отмечают, что герцог был невероятно глуп. Скорее всего, он ухаживал за королевой просто из желания потешить свое тщеславие.

Другие же историки полагают, что никакого романа вообще не было. А история с подвесками - просто сплетня, ходившая при дворе, но не имевшая никакого реального основания. Дело в том, что упомянувший эту историю в своих «Мемуарах» Ларошфуко стал жертвой политических интриг. Отставленный от двора, больной, полуослепший бывший придворный решил в своих воспоминаниях свести счеты и с королевой, и с кардиналом. Так и родился сюжет с подвесками.

Некоторым доказательством этого служит то, что современники считали «Мемуары» Ларошфуко чистым враньем. Герцог де Сен-Симон ходил по книжным лавкам Парижа и на каждом экземпляре «Мемуаров» писал: «Автор лжет!»

(1715-09-01 ) (76 лет)
Версальский дворец, Версаль , Королевство Франция Род: Бурбоны Отец: Людовик XIII Мать: Анна Австрийская Супруга: 1-я: Мария Терезия Австрийская
Дети: От 1-го брака:
сыновья: Людовик Великий Дофин , Филипп, Луи-Франсуа
дочери: Анна-Елизавета, Мария-Анна, Мария-Тереза
множество внебрачных детей, некоторые узаконены

Людовик XIV де Бурбон , получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné ), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil ), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand ), (5 сентября (16380905 ) , Сен-Жермен-ан-Ле - 1 сентября , Версаль) - король Франции и Наварры с 14 мая г. Царствовал 72 года - дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких княжеств Священной Римской империи).

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды , стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство - это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика - время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век . Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия Эдикта Фонтенбло , отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

Биография

Детство и молодые годы

Людовик XIV в детстве

Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской , которая правила в тесном тандеме с первым министром кардиналом Мазарини . Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом принцы и высшая аристократия, поддерживаемые Испанией и в союзе с Парижским парламентом , начали волнения, которые получили общее название Фронда (1648-1652) и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября ).

Государственные секретари - Основных должностей секретарей было четыре (по иностранным делам, по военному ведомству, по морскому ведомству, по «реформаторской религии»). Каждый из четырех секретарей получал в управление отдельную провинцию. Посты секретарей были продаваемыми и с позволения короля их можно было передавать по наследству. Должности секретарей были очень хорошо оплачиваемыми и влиятельными. У каждого в подчинении были свои приказчики и клерки, назначаемые по личному усмотрению секретарей. Была также должность государственного секретаря по королевскому двору, которая была смежной, занимаемой одним из четырех государственных секретарей. Смежной с должностями секретарей зачастую была и должность генерал-контролера. Точного разграничение должностей не было. Государственные советники - члены Государственного совета. Их было тридцать человек: двенадцать ординарных, трое военных, трое духовных и двенадцать семестровых. Иерархию советников возглавлял декан. Должности советников не продавались и были пожизненными. Место советника давало дворянский титул.

Управление провинциями

Во главе провинций обычно находились губернаторы (gouverneurs). Они назначались королем из знатных семей герцогов или маркизов на определенное время, однако зачастую пост этот мог наследоваться с дозволения (патента) короля. В обязанности губернатора включалось: держать провинцию в повиновении и мире, защищать ее и поддерживать в готовности к обороне, содействовать правосудию. Губернаторы должны были проживать в своих провинциях не менее шести месяцев в году либо находиться при королевском дворе, если не было другого дозволения короля. Жалование губернаторов было очень высоким.
В отсутствие губернаторов их заменяли один или несколько генерал-лейтенантов, у которых тоже были заместители, должности которых назывались как королевские наместники. По факту никто из них не управлял провинцией, а только получали жалование. Также были должности начальников малых округов, городов, цитаделей, на которые зачастую назначались военные.
Одновременно с губернаторами управлением занимались интенданты (intendants de justice police et finances et commissaires departis dans les generalites du royaume pour l`execution des ordres du roi) в территориально обособленных единицах - областях (generalites), которых в свою очередь насчитывалось 32 и границы которых не совпадали с границами провинций. Исторически должности интендантов возникли из должностей заведующих прошениями, которые направлялись в провинцию для рассмотрения жалоб и просьб, но оставались для осуществления постоянного контроля. Срок службы в должности не был определен.
В подчинении интендантов находились так называемые субделегаты (elections), назначаемые из служащих низших учреждений. Никаких решений они принимать не были вправе и могли выступали лишь в роли докладчиков.
Наряду с губернаторским и интендантским управлением во многих регионах сохранилось сословное управление в лице собраний сословий , в которые входили представители церкви, дворянства, среднего сословия (tiers etat). Численность представителей от каждого сословия варьировалась в зависимости от региона. Собрания сословий занимались в основном вопросами податей и налогов.

Управление городами

Управлением городами занималась городская корпорация или совет (corps de ville, conseil de ville), состоявшая из одного или нескольких бургомистров (maire, prevot, consul, capitoul) и советников или шеффенов (echevins, conseilers). Должности были изначально до 1692 года выборными, а потом и покупными с пожизненным замещением. Требования на соответствие замещаемой должности устанавливалось самостоятельно городом и варьировалось от региона к региону. Городской совет занимался соответственно городскими делами и имел ограниченную автономию в делах полицейских, торговых и рыночных.

Налоги

Жан-Батист Кольбер

Внутри государства новая фискальная система имела в виду лишь увеличение налогов и податей на возраставшие военные потребности, всей тяжестью ложившееся на плечи крестьянства и мелкой буржуазии. Особо непопулярной была подать на соль - габель , вызвавшая несколько волнений по всей стране. Решение ввести в 1675 году налог на гербовую бумагу во время Голландской войны вызвало в тылу страны, на западе Франции, прежде всего в Бретани , мощное Восстание гербовой бумаги , отчасти поддержанное региональными парламентами Бордо и Ренна. На западе Бретани восстание переросло в антифеодальные крестьянские выступления, подавленные лишь к концу года.

При этом Людовик, как «первый дворянин» Франции, щадил материальные интересы потерявшего политическое значение дворянства и, как верный сын католической церкви, ничего не требовал от духовенства.

Как образно сформулировал интендант финансов Людовика XIV - Ж. Б. Кольбер : «Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка »

Торговля

Жак Савари

Во Франции в годы правления Людовика XIV была проведена первая кодификация торгового права и принят Ordonance de Commerce - Торговый кодекс (1673). Значительные достоинства Ордонанса 1673 года обусловливаются тем, что изданию его предшествовала очень серьёзная подготовительная работа на основании отзывов сведущих лиц. Главным работником был Савари , так что этот ордонанс часто называют кодексом Савари.

Миграция

По вопросам эмиграции действовал эдикт Людовика XIV, изданный в 1669 году и действовавший до 1791 года. Эдиктом постановлялось, что все лица, которые выедут из Франции без особого разрешения королевского правительства, подвергнутся конфискации своего имущества; те же, которые вступят в иностранную службу в качестве кораблестроителей, подлежат, по возвращении на родину, смертной казни.

«Связи рождения, - гласил эдикт, - соединяющие природных подданных со своим государем и отечеством, суть самые тесные и наиболее неразрывные из всех, существующих в гражданском обществе».

Государственные должности:
Специфичным явлением французской государственной жизни являлась продажность государственных должностей, как постоянных (offices, charges), так и временных (commissions).
На постоянную должность (offices, charges) лицо назначалось пожизненно и могло быть снято с нее только судом за тяжелое нарушение.
Вне зависимости от того, смещался ли чиновник или учреждалась новая должность, любой подходящий на нее человек мог ее приобрести. Стоимость должности обычно была заранее утверждена, а деньги, вносимые за нее, одновременно являлись и залогом. Кроме того ещё требовалось утверждение короля или патент (lettre de provision), изготовлявшийся также за определенную стоимость и заверявшийся печатью короля.
Лицам, длительное время занимающим одну должность, король выдавал особый патент (lettre de survivance), по которому эта должность могла быть передана сыну чиновника по наследству.
Ситуация с продажами должностей в последние годы жизни Людовика XIV дошла до того, что только в Париже было продано 2 461 вновь созданных должностей на 77 млн французских ливр. Должностные лица же главным образом получали жалование из налогов, чем из государственной казны (для примера надсмотрщики за бойнями требовали по 3 ливра за каждого быка, ввозимого на рынок, или например, маклеры и комиссионеры по винной части, которые получали пошлину с каждой купленной и проданной бочки вина).

Религиозная политика

Политическую зависимость духовенства от папы он постарался уничтожить. Людовик XIV намеревался даже образовать независимый от Рима французский патриархат. Но, благодаря влиянию знаменитого епископа Мосского Боссюэта, французские епископы воздержались от разрыва с Римом, причем взгляды французской иерархии получили официальное выражение в т. н. заявлении галликанского духовенства (declaration du clarge gallicane) 1682 г. (см. Галликанизм).
В вопросах веры духовники Людовика XIV (иезуиты) сделали его послушным орудием самой ярой католической реакции, что сказалось в немилосердном преследовании всех индивидуалистических движений в среде церкви (см. Янсенизм).
Против гугенотов был предпринят ряд суровых мер: у них отнимали храмы, священников лишали возможности крестить детей по правилам своей церкви, совершать браки и погребения и отправлять богослужение. Даже смешанные браки католиков с протестантами были запрещены.
Протестантская аристократия была принуждена обратиться в католицизм, чтобы не лишиться своих социальных преимуществ, а против протестантов из среды других сословий пущены были в ход стеснительные указы, завершившиеся драгонадами 1683 г. и отменой Нантского эдикта в 1685 г. Эти меры, несмотря на строгие наказания за эмиграцию, заставили более 200 тыс. трудолюбивых и предприимчивых протестантов переселиться в Англию, Голландию и Германию. В Севеннах даже вспыхнуло восстание. Возрастающая набожность короля находила поддержку со стороны г-жи де Ментенон , которая после смерти королевы (1683) была соединена с ним тайным браком.

Война за Пфальц

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан - герцога Мэнского и графа Тулузского , и дал им фамилию Бурбонов . Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие . Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блекнуть декор своего «великого века».

Браки и дети

  • (с 9 июня 1660, Сен-Жан де Люц) Мария-Терезия (1638-1683), инфанта Испанская
    • Людовик Великий Дофин (1661-1711)
    • Анна-Елизавета (1662-1662)
    • Мария-Анна (1664-1664)
    • Мария-Тереза (1667-1672)
    • Филипп (1668-1671)
    • Луи-Франсуа (1672-1672)
  • (с 12 июня 1684, Версаль) Франсуаза д’Обинье (1635-1719), маркиза де Ментенон
  • Внебр. связь Луиза де Ла Бом Ле Блан (1644-1710), герцогиня де Лавальер
    • Шарль де Ла Бом Ле Блан (1663-1665)
    • Филипп де Ла Бом Ле Блан (1665-1666)
    • Мария-Анна де Бурбон (1666-1739), Мадемуазель де Блуа
    • Людовик де Бурбон (1667-1683), граф де Вермандуа
  • Внебр. связь Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар (1641-1707), маркиза де Монтеспан

Мадмуазель де Блуа и Мадмуазель де Нант

    • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1669-1672)
    • Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670-1736)
    • Луи-Сезар де Бурбон (1672-1683)
    • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673-1743), Мадемуазель де Нант
    • Луиза-Мария-Анна де Бурбон (1674-1681), Мадемуазель де Тур
    • Франсуаза-Мария де Бурбон (1677-1749), Мадемуазель де Блуа
    • Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678-1737)
  • Внебр. связь (1678-1680) Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль (1661-1681), герцогиня де Фонтанж
    • N (1679-1679), ребёнок родился мёртвым
  • Внебр. связь Клод де Вен (ок.1638 - 8 сентября 1686), Мадемуазель дез Ойе
    • Луиза де Мезонбланш (1676-1718)

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нем солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг - граф де Сент-Эньян . Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошел со сцены лишь в 1670 году .

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важно культурное событие эпохи барокко - Карусель Тюильри 1662 года . Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII же веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года , данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию .

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Образ Людовика XIV в массовой культуре

Людовик XIV является одним из основных исторических персонажей трилогии о мушкетёрах Александра Дюма . В последней книге трилогии «Виконт де Бражелон» в заговор вовлечён самозванец (якобы брат-близнец короля Филипп), которым пытаются заменить Людовика.

В 1929 году на экраны выходит фильм «Железная маска», основанный на романе Дюма-отца «Виконт де Бражелон» , где Людовика и его брата-близнеца сыграл Уильям Блэкуэлл. Луи Хэйвард играл близнецов в фильме 1939 года «Человек в Железной маске». Ричард Чемберлен сыграл их в экранизации 1977 года, а Леонардо Ди Каприо - в ремейке этого фильма в 1998 году. Во французском фильме «Железная маска» 1962 года эти роли исполнил Жан-Франсуа Порон .

Впервые в современном российском кинематографе образ короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра Дмитрий Шиляев , в фильме Олега Ряскова «Слуга государев ».

О Людовике XIV во Франции поставлен мюзикл «Король Солнце ».

См. также

Примечания

Литература

Лучшими источниками для ознакомления с характером и образом мыслей Л. являются его «Oeuvres», содержащие «Записки», наставления дофину и Филиппу V, письма и размышления; их издали Grimoird и Grouvelle (П., 1806). Критическое издание «Mémoires de Louis XIV» составил Dreyss (П., 1860). Обширная литература о Л. открывается сочинением Вольтера: «Siècle de Louis XIV» (1752 и чаще), после которого название "век Л. XIV " вошло в общее употребление для обозначения конца XVII и начала XVIII вв.

  • Saint-Simon, «Mémoires complets et authentiques sur le siècle de Louis XIV et la régence» (П., 1829-1830; нов. изд., 1873-1881);
  • Depping, «Correspondance administrative sous le règne de Louis XIV» (1850-1855);
  • Moret, «Quinze ans du règne de Louis XIV, 1700-1715»(1851-1859); Chéruel, «Saint-Simon considéré comme historien de Louis XIV» (1865);
  • Noorden, «Europä ische Geschichte im XVIII Jahrh.» (Дюссельд. и Лпц., 1870-1882);
  • Gaillardin, «Histoire du règne de Louis XIV» (П., 1871-1878);
  • Ranke, «Franz. Geschichte» (т. III и IV, Лпц., 1876);
  • Philippson, «Das Zeitalter Ludwigs XIV» (Б., 1879);
  • Chéruel, «Histoire de France pendant la minorité de Louis XIV» (П., 1879-80);
  • «Mémoires du Marquis de Sourches sur le règne de Louis XIV» (I-XII, П., 1882-1892);
  • de Mony, «Louis XIV et le Saint-Siège» (1893);
  • Koch, «Das unumschränkte Königthum Ludwigs XIV» (с обширной библиогр., В., 1888);
  • Кох Г."Очерки по истории политических идей и государственного управления" С.-Петербург, издание С. Скирмунта, 1906 г.
  • Гуревич Я. «Значение царствования Л. XIV и его личности»;
  • Ле Мао К. Людовик XIV и парламент Бордо: весьма умеренный абсолютизм // Французский ежегодник 2005. М., 2005. С. 174-194.
  • Трачевский А. «Международная политика в эпоху Людовика XIV» ("Ж. М. Н. Пр., 1888, № 1-2).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Короли и императоры Франции (987-1870)
Капетинги (987-1328)
987 996 1031 1060 1108 1137 1180 1223 1226
Гуго Капет Роберт II Генрих I Филипп I Людовик VI Людовик VII Филипп II Людовик VIII
1498 1515 1547 1559 1560 1574 1589
Людовик XII Франциск I Генрих II Франциск II Карл IX Генрих III

Имя Луи (в русском варианте Людовик) – самое популярное среди французских королей. История Франции насчитывает восемнадцать королей с таким именем. Мало кто из нас вспомнит всех французских Людовиков, но Людовика XIV Великого из династии Бурбонов, которого называли Король-Солнце, несомненно, знают все.

Он был первым ребенком, родившимся у Людовика XIII и Анны Австрийской после 23 лет брака, поэтому получил имя Луи-Дьёдонне – «Богоданный» (Louis-Dieudonnе). Его царствование было самым долгим в истории Франции – 72 года, c 1643 по 1715 год, и вошло в историю под названием «век Людовика XIV», или «великий век». Именно в эти годы Франция стала одним из самых могущественных государств, с её мнением считались, её нравам подражали все европейские монархи. Париж стал законодателем мод, французский язык стал языком общения всей европейской знати, а литература и искусство эпохи Людовика XIV определяли и олицетворяли правила хорошего вкуса, принятые в Европе на протяжении целого столетия. Но французы искренне удивляются, когда в разговоре их короля Луи XIV русские называют Людовиком. Так в чем же тут дело, почему французских королей по имени Луи в России принято называть Людовиками?

Некоторые ошибочно полагают, что Луи – это просто уменьшительно-ласкательное от Людовика, но это не совсем так. У французов Луи и Людовик – это разные имена, произошедшие от одного и того же имени, которое имеет давнюю историю. Свое начало оно берет еще в древнегерманских племенах в I веке населявших территорию современной Европы. В процессе миграций и смешения с другими народами, германские племена стали родоначальниками большинства европейских наций. Около двух тысяч лет назад, в эпоху Великого переселения народов (IV-VII века) германское имя Хлодвиг (Hlodwig), означающее «славный боец» или «прославленный в боях», стало распространяться у разных народов и начало свой путь в другие языки. Однако с течением времени, как и многие другие иностранные слова, имя ассимилировалось в конкретных языках, приняв специфическую для языка форму. Так в Германии имя Хлодвиг постепенно видоизменилось в Людвига, в Чехии – в Людвика, в Англии – в Льюиса, в Италии Хлодвиг стал Луиджи, в Испании – Луисом. А во Франции имя Хлодвиг сначала превратилось в Кловис (Clovis), а затем в Луи (Louis).

На латыни же, которая в Средневековье была единственным официальным международным языком, имя сначала звучало как Клодовикус (Clodowicus), а затем превратилось в Людовикус (Ludovicus). А поскольку в Средние века устное и письменное общение российских дипломатов с монархами и послами иностранных держав происходило на латыни, то естественно, что имена тоже латинизировались. Поэтому в русском языке французские Луи стали Людовикусами. Но латынь постепенно сдавала свои позиции и выходила из употребления, поэтому при Петре I латинские имена сократили, убрав окончания. Так Людовикус стал Людовиком (с ударением на второй слог), и это имя традиционно закрепилось в русском языке за всеми французскими королями по имени Луи.

Следует сказать, что латинский вариант написания монарших имен в Средние века существовал не только в России, а во всей Европе. В старинных французских официальных документах, рукописях, королевских указах, в надписях на триумфальных арках и исторических памятниках принято было писать именно латинский вариант королевского имени – Людовикус. А имя Луи употреблялось только в устной речи. Но это правило действовало только для монархов так называемого Старого режима, т.е. до Великой Французской революции 1789 года. А имена правителей конституционной монархии писали уже по-французски, например, Луи-Филипп (Louis-Philippe) – последний король Франции. И в России его тоже уже называли на современный лад Луи-Филипп, а не Людовик-Филипп, как это было принято раньше.

Как было сказано выше, во Франции, кроме имени Луи (Louis) существует и cамостоятельное имя Людовик (Ludovic), только с ударением на третий слог. Оно тоже произошло от Хлодвига, но не так популярно и к монаршим особам никакого отношения не имеет. А уменьшительная форма у этих двух имен одинаковая – Луизон, Лу, Лулу.

Кстати, основателем Франкского королевства является король Хлодвиг (481-511 гг.), поэтому имя Луи было так популярно среди французских монархов. А на втором месте среди королевских имен стоит имя Карл, по имени еще одного выдающегося франкского короля, основателя династии Каролингов – Карла Великого. Во Франции было десять королей с таким именем.

Вы можете проявлять неразборчивость при формировании собственного имиджа. По большому счету Вам куда важнее качество и удобство одежды, нежели соответствие ее стиля моде сегодняшнего дня. Единственное правило, которого Вам, пожалуй, следует придерживаться – это следить за тем, чтобы Ваш костюм не разрушал впечатления о Вас, как о человеке, заслуживающем всяческого доверия. Ведь именно это впечатление Вы и должны производить.

Совместимость имени Людовик, проявление в любви

Людовик, логическим завершением романтических отношений для вас является брак, создание семьи. Поэтому Вы и такие, как Вы, были и остаетесь целью матримониальных устремлений как минимум половины взрослых представителей противоположного пола. Вы серьезны, надежны и честны, для Вас неприемлемы недоговоренность, неопределенность, шаткость положения. Вы настроены проявлять заботу о любимом человеке вне зависимости от обстоятельств. И хотя Ваши чувственные проявления зачастую лишены сентиментальности, внешнего блеска и показной «красивости», всегда найдется кто-то, кто их оценит.

Мотивация

В основе Ваших душевных устремлений – желание сохранить стабильное положение, имеющийся статус. И использовать любую представившуюся возможность для усиления своих жизненных позиций. Если для этого придется потрудиться – что ж, Вы к этому готовы.

«Идеальное» устройство мира представляется Вам в виде сильно вооруженной крепости, способной выдержать любую осаду благодаря тому, что кладовые – полны, а арсенал содержится в образцовом порядке. Все «военные действия» заранее просчитаны до мелочей, и Вы готовы защищать себя и свою семью от любых внешних посягательств.

Но то, что для Вас является «незыблемой твердыней», может стать тюрьмой для других. Навязывая свои взгляды на жизнь близким, Вы ограничиваете их свободу выбора, предлагая использовать собственное готовое решение.

Берегитесь! Многие неприступные крепости пали из-за того, что кто-то из находящихся внутри захотел выйти наружу и открыл ворота. Вам следует всегда помнить о том, что Ваш выбор должен быть согласован с теми, ради кого он, в сущности, делается.



© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации