Проблема рабской любви. «Если это любовь

“В купе поезда, куда я вошел с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках. Обутая и ободренная, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. Инвалид принялся заправлять постель. Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень скоро, - привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправлял постель. - Мурочка! Все в порядке, - известил он даму и присел к столику. Дама вошла в купе, пальчиками подправила не совсем ловко заделанную под матрас простыню и победительно взглянула на меня: “Вот как он меня любит!”. Инвалид по-собачьи преданно перехватил ее взгляд, будто подтвердил: “Вот как я ее люблю!”. Потом они препирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила. - Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли он ее. - Да ложись ты, ради Бога, ложись! Чего ты возишься? - строго молвила дама, и супруг ее снова заизвинялся, заспешил. Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку мы оба были фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не было так трудно в пути. Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел тревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно, или уже вовсе не понимаю. Во всяком случае, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно” .

А после текста тут же шло задание 28: “В каком значении автор употребляет слово “такая” в предложении 23? 1) преданная, 2) рабская, 3) истинная, 4) проверенная”. Автору, известному писателю, человеку с огромным жизненным опытом, увиденное “постичь было непосильно”. А вот одиннадцатиклассники обязаны тут же, на экзамене, постичь и точно обозначить. Я написал “преданная”. (Пока ученики делают задания, я должен прорешать все варианты). Все до одного мои ученики написали “рабская”. Через несколько дней пришли ответы. Оказалось-таки, что рабская. Тут все порочно. Почему школьники должны точно определить то, что и сам автор не берется определить точно? Да еще и на экзамене, на отметку. По какому праву школьники должны судить чужую семейную жизнь и отношения мужчины и женщины быстро и однозначно? Ведь при тестовой проверке всегда три ответа неверны, и только один - правильный. И вот что особенно ужасно. Далее выпускники должны выполнить задание “С” по этому самому тексту. Но ведь им уже заранее, до выполнения задания, подсказано, куда нужно двигаться: составители-провокаторы дали ключ к выполнению задания - рабская любовь. Так что и думать самому не нужно. И пошло-поехало: “Проблема, поставленная в тексте (а именно так они и обязаны начинать), - это проблема рабской любви”. На два класса только одна ученица эту самую проблему определила по-человечески: “Астафьев размышляет о любви, а именно, какой она может быть и как по-разному проявляться”. Помните, как Анна Каренина в романе Толстого говорит: “Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви”. Но что же рабское увидели мои ученики в этой любви? “Несмотря на то, что у мужчины не было руки, он стал заправлять постель, пока его жена бездейственно скучала. И так же, несмотря на свою инвалидность, мужчина уступил жене нижнюю полку, после чего попытался взобраться на верхнюю полку, а, взобравшись, попытался не вертеться, чтобы не помешать сну жены”. И что тут рабского? “В подъезде моего дома, - говорю я, анализируя работы, - живет одинокий мужчина без кистей рук. Каждый раз, когда я его вижу с сумкой на локте, у меня появляется желание помочь ему. Но я понимаю, что этого делать не надо. И когда он сам ключом открывает дверь, я тоже порываюсь помочь ему, но сразу понимаю, что и этого делать не надо. Он сам не хочет, чтобы ему напоминали о его инвалидности… В истории, о которой рассказывает В. Астафьев, стремление мужа каждый раз и во всем утвердить себя как мужчину, а не как инвалида, должно быть понято и понятно”… Еще хуже с авторским отношением (обязательное задание: “сформулируйте позицию автора”). “Автор считает, такая любовь - не любовь, а рабство какое-то”. “Автор не понимал такую любовь, рабскую, именно не преданную, а рабскую”. “Автор относится к этой женщине презрительно”. Простой силлогизм: “Мы - не рабы, рабы - не мы”. Любовь - рабская. Следовательно… Кстати, слово “рабская” (еще раз напомню: слово не писателя В. Астафьева, а горе-составителей материалов для экзамена) может иметь смысл и уничижительный (как у Лермонтова: “Перед опасностью позорно малодушны / И перед властию презренные рабы”), и возвышенный (как в стихотворении Блока: “Твоих страстей повержен силой, / Порой - слуга, порою - милый; / И вечно - раб”)… Лишь четыре человека из двух классов не согласились с концепцией составителей: “Это самая обыкновенная любовь, при которой человек готов на все ради любимого”; “Это настоящая любовь. Я еще не постигла это чувство и не очень представляю, каково так любить. Но думаю, что такая любовь и есть счастье”; “Разве не о такой большой и искренней любви и доверии мечтают все люди? Я считаю, что ни о каком раболепии здесь не может быть и речи”. У автора четвертой работы я попросил разрешения, не называя ее имени, прочесть ответ в классе: “Я влюбилась в молодого человека и отдалась ему вся без остатка. Мой избранник использовал меня какое-то время. А я все так же слепо и безответно боготворила его и боялась дышать рядом с ним, хотя знала обо всем. Как это ни печально, любовь бывает безответной, бывает слепой, бывает рабской. Все-таки это лучше, чем совсем никогда не любить”. Но вот что характерно: и эти четверо в ответе на 28-й вопрос ответили “рабская”. Не терять же балл. “Правильные” же ответы на столь непростые вопросы оставили жутковатое впечатление: “Любовь ни в коем случае не должна быть неравной” (курсив в цитатах всюду мой. - Л.А.); “Не должно быть такого, если любишь”; “Любовь должна быть обоюдной”; “Любовь не может быть односторонней”; “Мужчина совершил ошибку, выбрав себе в жены такую женщину”; “Я считаю, что любовь, безусловно, является хорошим чувством. Она делает нашу жизнь полней и интересней. Но во всем нужно знать допустимые пределы”; “Чувства никогда не стоит пускать на самотек, чтобы не стать рабом в любви”; “В любви должно быть взаимопонимание. Неправильно, когда есть проявление любви только с одной стороны”… Реальная жизнь глубже, шире, многообразнее, богаче любых схем. Но - из четырех предложенных эпитетов нужно выбрать только один. Выбрали “рабская”. И, если уж рабская, значит - не преданная, не испытанная, не проверенная. Беда тестовых заданий в том, что они воспитывают одномерное мышление. Крайне опасное в жизни и невозможное в отношении к литературе, ибо, по словам Ю.М. Лотмана, “художественный текст не имеет одного решения”. Вот теперь уже точно давайте подумаем: в кого на прокрустовом ложе ЕГЭ превращают детей?

Исходный текст

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.(3)Инвалид принялся заправлять постели.(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.(6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:(11) – Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на
вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

(По В. Астафьеву)

Сочинение

К сожалению, очень часто люди не замечают, как их любовь, проявляющаяся сначала в обожании, перерастает в поклонение другому человеку, его обожествление. Одни готовы пойти на все ради объекта своей любви, несмотря ни на что: ни на проблемы со здоровьем, ни на мнение окружающих, ни на собственную гордость и чувство собственного достоинства. А другие пользуются этим, получая тем самым какую-то выгоду для себя. Но стоит ли любить человека такой «больной» любовью? Стоит ли отдаваться полностью другому, не получая ничего взамен? Об этой проблеме, проблеме рабской любви, говорит в своем тексте В.Астафьев.

Автор с пониманием относится к главному герою – инвалиду войны,который, несмотря на ограниченные физические возможности, надевает жене тапочки, заправляет постели и ложится спать на верхнюю полку в купе, хотя это явно дается ему с большим трудом. Он готов ради Мурочки на все, на любые неудобства, а «по-собачьи преданный взгляд»–лишнее тому доказательство. Муж любит жену, не обращая внимания на то, как она унижает его, и это огорчает автора.

А вот в описании жены архитектора-фронтовика чувствуется явная авторская ирония. Говоря о ее победительном взгляде, о том, как она «пальчиком поправила не совсем ловко заделанную простыню» и как «снисходительно уступила» мужу,В.Астафьев показывает нам, что героиня неприятна ему, так как сосредоточена только на себе.Она не вызывает уважения, потому что сопровождает мужа формально, совсем не помогая ему в пути.

Конечно, любовь бывает разная. Однако автору трудно понять отношения фронтовика и Мурочки: «такую вот любовь, если это в самом деле любовь», ему постичь было непосильно. Мне кажется, что для В.Астафьева важно, чтобы отношения между близкими людьми строились на уважении, искренности и взаимопомощи.

Мне, как читателю и как человеку, который тоже способен любить и быть любимым, также непонятны отношения героев текста. На мой взгляд, Мурочка недостойна любви фронтовика, а преданность никогда не должна перерастать в фанатизм, в унижение, иначе это уже не любовь.

Любовь – это взаимное чувство. И если ты не получаешь никакого ответа, то оно проходит. Возможно, в будущем у архитектора открылись глаза и отношение его к Мурочке поменялось. А возможно, и нет. Просто, к несчастью, есть люди, которые в жизни способны либо только любить, либо быть только любимыми…

А.Куприн «Гранатовый браслет »: Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружающих, их презирают и жалеют.

Любви по расчёту

А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!»: Подхалюзин любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ своего жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по-французски.

Добра (любви) как воскрешающей силы

Л.Улицкая «Перловый суп»: Марина в страшные тридцатые годы не сталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, -это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.

Б.Екимов «Тары да бары»: Мелкие обиды разрушили отношения в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, прекратились. Но наступил момент, когда родные вдруг остро ощутили, что бабушка Люба недолговечна, смиренна: она ни разу не упрекнула их в бессердечии. Родные поняли, что нужно дарить ей своё тепло, любовь, пока это возможно, пока она жива.

Соотношение внутренней и внешней красоты

Ю.Яковлев «Черника»: Коля Луковкин заболел в пионерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некрасивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он увидел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел,а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.



В.Тендряков «Находка»: Инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорождённого ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им.

Возвышающей любви

А.Куприн «Гранатовый браслет»: Для маленького человека Желткова любовь к княгине Шеиной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить.

Тема: Отношение человека к своему делу.

Халатное отношение

«Горе от ума» Н.В. Гоголя. Павел Фамусов - типичный для того времени “начальник казенного места”. Его нисколько не интересует дело, которым он занимается. У него свой подход к делам: “Подписано, так с плеч долой”. Эта фраза подчеркивает халатное отношение чиновника к своим обязанностям, которое встречается не только на страницах комедии, но и в современном мире. Много лет благоденствовали фамусовы, скалозубы, молчалины в нашей жизни. Они прикрывали недостатки и скрывали правду, при них расцвели взяточничество и кумовство, недобросовестное отношение к своим обязанностям. Всё это тормозило страну в развитии, да и тормозит сейчас, так как подобные люди ещё существуют

Статья из газеты «Комсомольская правда» Совсем недавно в газете «Комсомольская правда» я прочитал(а) статью о том, как женщине делали операцию. Операция прошла отлично. Но после того, как женщина вернулась домой, она почувствовала себя плохо. Оказывается, врачи забыли убрать салфетки после операции и оставили их в организме женщины. Этот пример говорит о халатном отношении врачей, о том, что мы не задумываемся кому мы доверяем нашу драгоценную жизнь

Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости

Статья из «Музыкальной газеты» Недавно, в,Музыкальной газете, я прочитал(а) биографию, легендарного музыканта, Юрия Морозова. Одержимость творчеством, склонность к уединению наложили отпечаток на характер Морозова, и без того непростой. Он не общался ни с матерью, ни с другими родственниками. Не заводил жены и детей, потому что считал, что они помешают ему творить.Ходил в дешевых поддельных джинсах и морском кителе,зимой - в караульном тулупе,по дешевке куплен у солдатика-крадунца.Морозов не читал советских газет,не слушал радио,не знал звезд офиц эстрады и кино и никогда не платил за проезд в общественном транспорте.Не складывались отношения у Морозова и с большинством собратьев по андерграунду

М.А. Булгаков «Записки юного врача». М.А.Булгаков в повести «Записки юного врача». Герой главы «Морфий» - доктор, со страшной правдой и последовательностью описывал в своём дневнике те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Что стало причиной подобного поведения? Халатность или самопожертвование? Ведь он прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков. Но доктор пытается оправдать свою уже тягу к морфию тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств, чтобы понимать ощущения больных

Акутагава Рюноскэ"Муки ада". Создает психологический портрет старца-художника Есихидэ, очень известного в своих местах - в первую очередь, ужасным, асоциальным характером и соответствующими картинами. Единственное, что радует его глаза - единственная дочь. Однажды правитель заказал у него картину, изображающую Ад и муки грешников в оном. Старик согласился, однако при условии, что для большей реалистичности он увидит смерть женщины в падающей карете. Возможность ему такую предоставили, однако, как оказалось в последствии, женщиной той оказалась его собственная дочь. Есихидэ спокойно работает над картиной, однако по завершению оной, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, оценивать искусство сквозь мораль стоит, однако оценка эта целиком зависит от собственно идеалов оценивающего субъекта. У Есихидэ была одна ценность - его дочь, которую из-за искусства он потерял. Результат - соответствующий

Тема: Национальная вражда. Эмиграция

Национальная вражда

А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.

73). Проблема отношения к родине. Эмиграция. (может ли благородный человек забыть свою родину, если она предала его интересы, и считать родиной страну, куда он эмигрировал?)

Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце Любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаянья.

Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к родине выше идейных политических распрей. Бунин - эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем

Бесспорно то, что наши соотечественники – эмигранты и изгнанники – на всех изломах судьбы были обращены лицом к России. Несмотря на все тяготы изгнания, они до конца остались верны родине. Это чувство безграничной отеческой любви породило немало замечательных творений. Это “А было недавно, а было давно, И даже могло и не быть…” А. Галичa, И.А. Бунинa «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», стихотворения Цветаевой, Гиппиус, Бальмонтa и многих других. Вынужденные уехать, но не потерявшие чувство Родины и испытывающие к ней чувство Любви, хранящие горстку земли ее всю жизнь, так и трудящиеся добровольно во имя её интересов – это всё люди с высокоразвитой структурой души. Ностальгия – боль по утраченному – такое состояние, которое не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. Вспомним, например, Ф.И.Тютчева, чей гений долгие годы взрастал вдали от Родины. Он был блистательным европейцем, никогда не переставая быть русским


Любовь – это очень многогранное чувство. Порой оно принимает крайние формы.

В тексте В. П. Астафьев поднимает проблему рабской любви.

Писатель рассказывает о встрече с известным архитектором и его женой. Мужчина был абсолютно предан своей супруге, о чем говорит его поведение: несмотря на свою инвалидность, уступил жене нижнюю полку, одной рукой заправлял обе постели, надевал женщине мягкие тапочки.

Кроме того, автор обращает внимание на возникшую в результате всех действий инвалида в пользу его жены неловкость перед находящимся в купе посторонним, которая и является свидетельством чрезмерной покорности, уничижительного поведения известного человека.

Я согласен с такой позицией. Само по себе чувство любви труднообъяснимо. Данный факт, на мой взгляд, обусловлен субъективностью восприятия и понимания любви, то есть тем, что поведение зависит от самих людей и отношения между ними могут развиваться по-разному.

Известно немало примеров, когда рабская любовь имеет негативную окраску.

В романе Л. Н. толстого «Война и мир» показаны отношения Пьера и Элен Курагиной. Писать подчеркивает, что героиня желает, как можно дольше оставаться прекрасной внешне, преследуя свои корыстные интересы. Элен добилась замужества с Безуховым, получившим наследство умершего графа. Мы видим проявление отрицательных качеств героини, цинизма и расчета, которые она использовала для достижения своих целей. Но такие, как Элен, по-настоящему не могут любить.

В произведении и. А. Бунина «Муза» мы также видим пример подчинения мужчины. Главная героиня считает, что бессмысленно привязываться к человеку, бесполезно его любить, так как есть риск испытать боль утраты. Она ворвалась в жизнь героя внезапно, подчинила себе его желания и интересы. Чтобы чаще видеть возлюбленную, начинающий художник бросил учебу и переехал в деревню, чтобы каждый день встречать Музу на станции. Но любовь для нее подобна игрушке, она не умеет ценить чувства близкого человека, в результате героиня бросает художника, ничего ему не объяснив.

Таким образом, каждый проходит испытание любовью по-своему. Одним из крайних проявлений этого чувства является рабская преданность одного из супругов. Как правило, такое проявление любви свидетельствует о духовном несовершенстве человека, подчинившего себе другого или пользующегося его покорностью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации