Для всех и обо всем. Для всех и обо всем Казацкая люлька

В одном ряду с шароварами и саблей образ настоящего казака невозможно представить без люльки. Неважно где: на коне в походе или сидя с кобзой, казак почти всегда изображен с этим неотъемлемым атрибутом в зубах.

Люлька для казака - первое дело. Ее называли «родная сестра», «дорогая подруга».
А все потому, что все действия этих храбрых украинских воинов сопровождались смакованием табачного зелья.

Украинцы знали, что табачный букет зависит от породы дерева, из которого изготовлено изделие. Поэтому казацкие трубки делали из вишни, груши, липы и вереса. В качестве сырья исключали осину (дерево, на котором повесился Иуда), дуб (священное славянское дерево) и хвойные деревья (из-за смолистого запаха).


Короткую трубку принято называть «бурунька» (от татарского burun - нос) или «носогрейка». На первый взгляд она - простая вещица, но не тут-то было. Оказывается, такая трубка представляла собой достаточно сложную конструкцию, не являясь при этом цельнодереванной. Чашку люльки чаще всего делали из глины, но имели место случаи изготовления ее из вулканического туфа или других мягких горных пород. Внешний обод чашки украшали сакральные узоры (карбо). Далее вставлялась деревянная втулка и чубук. Материалом для последнего чаще всего служил клен или камыш. Чубук, как правило, был одноразовым, его не чистили от накопившихся смол, а просто меняли на новый.

Казаки большое внимание уделяли сопровождающим аксессуарам. Так, кисеты для хранения табака часто вышивались матерями, женами и невестами, а кресала для добычи огня были профессионально выкованы в виде животных. Для того, чтобы забить табак в люльку использовали «затычку», а чтобы ее почистить - «протычку». Эти атрибуты изготавливали из металла, кости или рога (более ранние варианты). Люлька со всем сопроводительным инвентарем хранилась у казака за поясом, который выполнял функции карманов, или в накладном мешке - «гаманце».

Интересно, что люлька, кроме своего непосредственного предназначения, выполняла и ритуальную функцию. Существовали так называемые люльки «обчески» - громадные трубки, обвешенные бусами, цепями и драгоценностями. Их курили, когда казаки коллективно решали какой-либо вопрос, например, планирование похода.

Но табак казаки не только курили, но и нюхали. Это касалось, прежде всего, более старших боевых товарищей, которые не видели смысла тратить время на долгий многоэтапный процесс курения. Они утверждали, что этот способ «прочищает мозг», в отличие от трубки, которая «услаждает душу».

Легенды о происхождении табакокурения можно встретить в работах украинского этнографа Георгия Булашева. Согласно одной из легенд, табак пророс из трухи черта, который зацепился за ветку дуба. Другой версией «нечистого» происхождения этого увлечения является легенда о том, как черти подарили трубку селянину, который шел в церковь, тем самым переманив его на свою сторону. Само слово табак пришло с турецкого языка. Скорее всего, и привычку курить трубку украинцы переняли у турков. А они, в свою очередь, увидели подобный ритуал у испанцев.

Для того, чтобы ароматизировать табак и, чтобы от него «горло не драло» в смесь добавляли материнку (успокаивает нервную систему), любисток (антисептическое, противоопухолевое действие), мяту (тонус, бодрость, спокойствие), тирлич (от ревматических болей) и т.д.

Согласно народным убеждениям, существовали определенные травы, курение которых хоть и не имело медицинского эффекта, но имело личную значимость для самих казаков:
- терновые листья - для очищения крови;
- полынь - для отгона «черных мыслей»;
- сухой ковыль - для улучшения зрения.
Очень интересной примесью являлась трава буркун, которая содержит в себе кумарин. Он оказывает противосудорожное действие и имеет легкий наркотический эффект. Эту траву казаки курили, чтобы расслабиться.

Является ли курение грехом или нет? Казаки считали, что тот, кто курит, но при этом не плюет, греха не делает. Кто же плюет на землю во время курения — тому ада не избежать.

В статье о пражских домовых знаках упоминается домовой знак 1386 (!) года с изображением трубки. Конечно, трубка могла быть любая другая (или вообще ошибка переводчика), но мне при этом слове сразу вспомнилась курительная. И хотя известно, что табак впервые попал в Европу в 1496 году, очень уж захотелось покопаться в истории курительной трубки и курения вообще. Так родилась идея написать немного о курительной трубке (бел.“люлька”, “піпка”) и табаке (бел.“тытунь”- курительный табак, “табака” – жевательный, нюхательный) в бытности наших предков.

Вообще курение как таковое, если рассматривать в этом качестве вдыхание дыма сгорающих растений, ведет свой отчет с незапамятных времен. Еще Геродот, описывая быт и нравы скифов, упоминал о вдыхании ими дыма сжигаемых растений. Такая же практика встречается в древнекитайской литературе. Шаманские ритуалы Сибири и Алтая также широко используют дым растений. Фрески индийских храмов изображают людей, вдыхающих дым ароматических курений, сохранились и изображения специальных курительных трубок (как я ни искал – не нашел ни изображений, ни подробного описания). Также сходные по значению трубки найдены при раскопках захоронений знати в Египте, датируются они приблизительно 21-28 в. до.н.э. В целом, можно сделать вывод, что «воскурение дымов» использовалось в ритуальных целях и не носило массовый характер. Такое положение вещей сохранялось до 15 марта 1496 г., когда в португальском порту причалил последний корабль второй экспедиции Х.Колумба, неся на своем борту высушенные листья «табаккос» из Нового Света.


Сначала курение «табаккос» не встретило повсеместного признания, более того, вскоре за дело преследования курильщиков взялась инквизиция. С «бесовской пагубой» боролись также в Великобритании (начало 17 в.) и Османской империи, где в 16 в. курильщиков приравнивали к колдунам и наказывали усекновением головы. На Руси при Алексее Михайловиче курильщиков вразумляли палками, а после большого московского пожара 1634 г. наказание ужесточили до смертной казни (В России, как говорится, всё наоборот – через 100 лет ПётрI активно заставлял своих подданных следовать европейской табачной моде:-)). Тем не менее, победного шествия табака по Старому Свету никакие наказания остановить не смогли. Во Франции, благодаря Екатерине Медичи, а точнее благодаря ее придворному врачу Жану Нико, вылечившему королеву табаком от мигрени, табак начинает повсеместно выращиваться и употребляться в качестве лекарственного средства от разных болезней. Тем временем, сэр Уолтер Рейли основывает в Новом Свете колонию Вирджиния. Не обнаружив Страны Золота, он обнаружил там золотистый и сладко пахнущий табак. После этого табак становится основной статьей экспорта в Англию. Сам Рейли в 1585 г. привез ко двору Елизаветы внушительную коллекцию индейских курительных трубок.

Так табак и трубка начали быстро завоевывать Европу, чему активно поспособствывали англичане и голландцы. В Беларуси старейшие трубки, найденные археологами, датируются концом 16 в. и имеют бельгийское или голландское происхождение. Этот условно «западный» путь попадания табака к нашим предкам является наистарейшим. Естественно, позволить себе курить в то время мог далеко не каждый.

Люльки с клеймами: 1,2 - турецкие; 3,4 - голландские.

Вторым путем, более демократичным, стал «южный» путь. «Тытунь» (слово турецкого происхождения, и пришедшее в наш язык через украинский) великолепно ассимилировался на плодородных турецких землях и начал экспортироваться в другие страны. Также оттуда к нам пришел 2-й тип курительных трубок, сделанных из «красной» глины – «краноглянцевые». Они массово производились на территории Валахии, Молдавии. Множество таких люлек к нам завезли украинские запорожцы во время войны 1648-54 годов и во время последующих военных конфликтов. В тех городах, где были казацкие гарнизоны, археологи находят сотни люлек именно турецкого происхождения. Ну и первыми стали курить люльку именно украинцы, благодаря им литвины массово познакомились с курением. Особенно люлька была популярна в среде казачества. Курение считалось чуть ли не символом молодечества, а "добра люлька" была поставлена в один ряд наравне с "ясной зброей" - холодным оружием. Знаменитый гоголевский Тарас Бульба погиб лишь потому, что не захотел, чтоб его люлька врагу досталась. В известной украинской народной песне "Ой, на горі женці жнуть" гетману Петру Сагайдачному даже приписывают такие слова:
"Мені з жінкою не возиться,
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi знадобиться…"
Также на Сечи существовал интересный обычай, в котором люлька выступает как предмет ритуальный, использующийся для коллективных действий:
"У запорожцев кроме того, что каждый козак имел у себя люльку, а то была еще "обчеська" люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами, иногда исписанная надписями вроде "козацька люлька - добра думка"; и с такой люльки потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или замышляло против кого-нибудь поход…" (Яворницкий Д.И. «История запорожских Козаков»). Люльки также делали и на Украине, много их попало и на Беларусь, и постепенно в конце 17 в. мода курить люльку перешла от шляхты к мещанам, а потом была подхвачена и крестьянами.

Неизвестный художник. Казак Мамай. 18 в.

В это время и начали массово появляться люльки местного изготовления.
Примечательно, что до 18 в. голландские «белоглиняные» люльки у нас не подделывались, все найденные – собственно голландского производства с характерными клеймами. А подделывать начали «красный» турецкий вид. И очень скоро появилось около сотни местных вариантов. В отличие от «белоглиняных» с длинным «цыбуком», «красноглиняные» делались в основном короткие. Их так и называли – «носогрейки». «Чашка» делалась из красной глины и обжигалась на огне, хотя в 18 в. появились и «паливанозеленые», и «чорные», и «коричневые» из глазури, иногда из вулканического туфа, и других мягких пород. По внешнему краю «чашки» наносились различные узоры.
В чашку вставлялась "втулка", выточенная из дерева (липы, груши или клена). Также деревянным чаще всего делался «цыбук». По народным поверьям, ни в коем случае нельзя было резать люльки из осины - проклятого дерева, на котором Иуда повесился. Нельзя было резать трубки из дуба - дерева, священного для наших предков. Люльки из хвойных пород считались некачественными, поскольку их смолистый запах напрочь заглушал аромат самого табака. Хотя цельнодеревянные люльки для малоимущих также встречались, и часто как раз из сосны. В частности, в Минске археологами найдено много деревянных люлек, изготовленных из обсмоленных пеньков сосны. На полесье и приднепровье чаще всего материалом для цыбука служил полый внутри "чарот" (тростник). Такие цыбуки практически никогда не чистили - и когда в цыбуке накапливались смолы, его попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

Глиняные люльки 18-19 вв.: 1-4 - Мозырь; 5 - Витебск; 6, 11, 12 - Заславль; 7-10 Черничи.

Помимо самой люльки, были распространены и другие аксессуары для курения. Кисеты для хранения табака чаще всего были украшены искусной вышивкой и были гордостью владельца. В набор также входили стальные кресала, иногда выкованные в форме стилизованных зверей, различные «протычки» и «затычки» из металла, кости или рога.
Хранили аксессуары за отворотом шапки, или в напоясной «торбе».

Что касается табака, то помимо покупки импортного, сеяли и собственный самосад, особенно крестьяне. Это были преимущественно махорочные сорта. В них, чтобы отбить махорочный смрад, добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Например душицу, любисток, мяту, падуб. Помимо вкуса это имело и лечебный эффект. Кроме вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для людей, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью, например, «колдун-траву», «разрыв-траву», знакомые нам по повести «Шляхциц Завальня». Про «колдун-траву» есть например упоминание, что ее курили казаки «чтобы сабля не брала». У тех же запорожцев водились и другие важные для их «профессии» рецепты:
- для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
- для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;
- казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

М.Э.Андриолли. Илюстрация к "Пану Тадеушу" А.Мицкевича. 19 в.

Как бы там ни было, но рецептура приготовления и сами пропорции из трав, добавлявшихся в курительные смеси, до наших дней практически не дожила. Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты "злога тытуня" (четверть полыни на три четверти табака).

Ну и напоследок следует рассказать с каким знаком относилось наше общество к курению во времена давние. Понятно, что церковь не одобряла эту привычку, хотя тотального запрета церковные власти так и не добились. Постепенно общество, в целом относясь отрицательно, начало привыкать к явлению курения трубки, всё же в фолклоре четко укоренилась идея, что табак - "от лукавого". Вот пару народных версий происхождения сего растения:
- Когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели.
- Черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе. Дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос табак.

Ян Булгак. Тип беларуский. Виленщина. Начало 20 в.

Существовало еще много легенд, как например,что табак вырос из тела блудницы, отрубившейголову Иоанну-Крестителю. Или как шел крестьянин в церковь, а черти его заманили в лес, подарили ему трубку и научили курить...
Словом, боролись наши предки своеобразной агитацией с вредной привычкой как могли, да не смогли....

Если обратиться к историческим образам казаков то помимо сабли, у казака была еще и трубка - "люлька" или "бурулька", а еще вернее "бурунька" (от татарского слова burun - нос),
то есть "носогрейка". Достаточно много сохранилось таких «носогреек» в музеях и частных коллекциях, что помогает воссоздать их исторический облик. На Украине казаки вырезали люльки из вишни, из груши, липы или вереса. Нельзя было резать люльки из осины, так как считалось, что это проклятое дерево. Не резали трубки из дуба – священного дерева. Сосна и ель заглушали аромат самого табака. В Запорожье люлька имела сложную конструкцию: "чашка" трубки лепилась из глины и обжигалась на огне, или вытачивалась из вулканического туфа или других мягких горных пород. По внешнему ободу "чашки" наносились сакральные узоры. В саму чашу трубки вставлялась "втулка", выточенная из дерева (вишни, липы или груши). "Чубук" изготавливался из клена или тростника, когда в чубуке накапливались смолы, его не чистили, а меняли на новый. Кроме люльки казаки имели так называемые "причиндалья" к ним относились кисеты для хранения табака и стальные "кресала" для добывания огня. Как правило на кисеты наносились причудливо вышитые узоры, а кресала выковывались в форме животных. К «причиндальям» относились и другие приспособления со звучными названьями "затычка" (чтоб забивать табак в трубку) и "протычка" (чтоб прочищать ее). Они также изготавливались из металла или кости и украшались орнаментом. Все это куритильное добро казаки носили при себе, используя для этого широкий пояс или накладной мешок «гаман». Были у казаков и специальные трубки, носившее ритуальный характер, использовали их для коллективных действий. "Обчеська", люльки с длинным чубуком, богато украшенные камнями и надписями вроде "козацька люлька - добра думка". Курили ее целым собранием, когда обдумывали какое-нибудь дело.
Кроме курения трубки, в казацкой среде было распространенно и нюханье табака. Нюхарями чаще всего были старые казаки, которые не хотели тратить время на забивание люльки, предпочитая ей рожок с табаком. Каких только легенд о табаке не придумывали казаки. Одни говорили, что на нюханье табака благословила сама Богородица. Другие считали, что в происхождении табака виновны бесовские силы. Считается, что привычку курения казаки позаимствовали у турков, как и само слово «тютюн» табак. Табак выращивали сами «самосад», как правило сеяли махорочные сорта табака "самсон" и "дюбек" , которые могли произростать в наших климатических условиях. Собранные листья высушивали, а чтобы убрать резкий махорочный привкус, добавляли душистые травы, которые обладали лекарственными свойствами и оказывали определенное влияние на организм. Так душица успокаивала нервную систему и противодействовала болезням желудка, мята поднимала тонус, придавала бодрость и рассудительность, горчевка спасала от ревматизма, а падуб действовал как антисептик. В среде казаков бытовало мнение, что сушеная полынь при курении вместе с табаком отгоняет «черные мысли» , а чтобы не уснуть в дозоре курили вместе с табаком высушенную тырсу, т.е. ковыль. Но самой интересной травой, был буркун (или донник желтый). Известно, что кумарин входящий в состав этой травы обладает наркотическим действием, угнетает нервную систему и имеет галлюциногенное свойство. Именно это свойство использовали чтобы чтобы снять сильный стресс после боя. У Шолохова в романе «Тихий Дон», донской казак Григорий Мелехов курил "…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада - "дюбека" , чтобы развеять тоску. Народные легенды донесли до наших времен рассказы о «чаклун-траве», которая лечит рубленные, колотые и резаные раны. «Разрыв-траве», которой под силу снять любые оковы. «Одолень - трава» помогала в расправе с врагом, ну а «цвет папоротника» помогал в поиске кладов. Считается, что курение трав, обладающих галлюциногенными свойствами среди запорожских казаков связано с влиянием мусульманского мира. Ведь именно мусульманские воины применяли опиум и гашиш перед вступлением в бой. Но что за тайное зелье было у запорожцев история умалчивает, возможно благодаря ему согласно многим легендам запорожского казака"…ни пуля, ни сабля не брала".

К сожалению до наших дней не дожили многие рецептуры и пропорции приготовления курительных смесей. До сих пор известен рецепт "злого тютюна", для него берут четверть полыни на три четверти табака и "мишанок", в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника.
А по поводу вреда курения у казаков была пословица: "…Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет…"

"Носогрейная глина, черепье, пустышки, бирюльки...
Я иду по воде, собираю казацкие люльки.

Сколько было по свету сражений, и сечей, и рубок -
тут осело оно, переметное кладбище трубок.
Может, выше: в излучинах Буга, Днепра да Ингула -
дым прокуренных легких воронка столетий втянула?"


В.Пучков Плач по казацким люлькам

Непременным атрибутом запорожского казака, помимо "шаблюки" (сабли) и "ратыща" (пики), была также "люлька" (трубка). Народные "парсуны" (портреты) казаков всегда изображают их с трубкой: на коне ль в походе, или сидя с кобзой - а люлька всегда в зубах. В известной украинской народной песне "Ой, на горі женці жнуть" гетману Петру Сагайдачному даже приписывают такие слова:

"Мені з жінкою не возиться,
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi знадобиться.."

На одной из народных картин, где изображен запорожский казак, есть такая надпись: «Се казак-запорожец, ни об чем не тужит: как люлька есть и тютюнец (тютюн – табак), то ему и байдуже» .

Особенную любовь к трубке и табачному зелью сечевиков отмечают все современники и историки Запорожского Коша. Вот, например, как это описывает Яворницкий:

"В свободное от походов время запорожские козаки любили, лежа на животах, побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в зубах коротенькие люлечки, так называемые "носогрийки" или люльки-буруньки, и попыхивая из них дымком. Люлька для козака первое дело: запорожец принесет на Великдень пасху из церкви, поставит ее на стол, а сам скорей за трубку: "А, ну-ка, синки, берiться за люльки, нехай паска постоє, а поросяти кат не візьме", - шутливо говорят о запорожских козаках их потомки. Люлька для запорожца - родная сестра, дорогая подруга его: он как сел на коня, зараз же запалил люльку да так верст шесть, а то и больше все смалит и смалит и изо рта ее не выпускает..." (см. Яворницкий Д.И. История запорожских козаков, К.-1990, т.1, с.237).

Короткая казачья люлька -"бурулька" или, правильней, "бурунька" (от татарского слова burun - нос), что, фактически, то же самое, что и "носогрейка" - вещь непростая. Много их сохранилось по музеям и частным коллекциям запорожских древностей, что позволяет восстановить их исторический облик. Любой заядлый курильщик скажет, что букет табака значительно меняется в зависимости от того, из какой породы вырезана трубка. Украинские поселяне издавна вырезали себе люльки только из особых пород деревьев - прежде всего из вишни, а также из груши, липы и вереса. По народным поверьям, ни в коем случае нельзя было резать люльки из осины - проклятого дерева, на котором Иуда повесился. Нельзя было резать трубки из дуба - дерева, священного для всех славян. Практически не резали трубки из хвойных пород - сосны и ели, поскольку их смолистый запах напрочь заглушал аромат самого табака. Однако люлька запорожская, как видно из сохранившихся экземпляров, в старину была вовсе не цельнодеревянной - а представляла собой довольно сложную конструкцию, значительно отличающуюся от современных сувенирных образцов.

Примитивные трубки – "смольки" часто изготовляли по мере необходимости на скорую руку из подручного материала. Были в употреблении у казаков и глиняные трубки – "черепянки". Встречались у запорожцев и представительные трубки, которые не стыдно было предложить дорогим гостям, или спокойно выкурить после торжественной трапезы. Из украинской глубинки попадали к запорожцам изящные, покрытые орнаментом глиняные трубочки, характерные плосковатые трубки – "сорочинки", отделанные медью, с крышечками и цепочками трубки – "зеньковки".Для табачных трубок мастера использовали специальную трубочную глину. Красную трубочную глину привозили из Греции, белую - из Голландии. Красную глину для трубок добывали также в Крыму.

"ЧашкаЭ трубки чаще всего лепилась из глины и обжигалась на огне, однако сохранилось много образцов "чашек", выточенных из вулканического туфа или других, преимущественно мягких горных пород. По внешнему ободу "чашки" нередко наносились узоры - т.н. "карбы", имевшие также место на кобзах-бандурах, тростях-насеках и посохах-костурах. И уже только в саму чашу трубки вставлялась "втулка", выточенная из дерева (вишни, липы или груши). "Чубук" изготавливался также нередко деревянным, из клена. Но чаще всего материалом для чубука служил полый внутри "очерет" (тростник), коим заросли на сотни верст днепровские плавни. Такие чубуки практически никогда не чистили - и когда в чубуке накапливались смолы, его попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

А вот что пишут исследователи про курительные трубки из другого региона Украины:

"Трубки как объект народного искусства сохраняются еще до сих пор на Гуцульщине, там они изготавливаются из мосяжной и мельхиоровой бляхи, изредка встречаются и отлитые люльки. Интересным образцом является трубка-"путиловка", которая изготавливается в селе Путили Черновецкого уезда. Место соединения крышки с трубкой иногда украшено плоским гребнем или венчиком. Венчики обычно заканчиваются головкой птицы или коника. Крышки трубки также бывают с украшением, сделанным из узенького пояска бляхи "кучерями", изготовленными очень мастерски..." (см. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк (укр.). - К. - 2005г., с. 489).

Помимо самой люльки, сечевики с особыми чувствами относились и к другим трубочным атрибутам - т.н. "причиндальям". К ним, прежде всего, относились кисеты-"капшуки" для хранения табака, нередко искусно вышитые матерями или нареченными казаков, а также стальные "кресала" для добывания огня, часто выкованные в форме стилизованных животных - волков, коней, птиц и змей. А некоторым "причиндальям" запорожцы, только с им присущим чувством юмора, дали весьма колоритные названия - "затычка" (чтоб забивать табак в трубку) и "протычка" (чтоб прочищать ее); они изготавливались из металла, а в старину из кости или рога, и также богато украшались орнаментом. Люльку и сопутствующие ей "причиндальи" запорожец носил чаще всего или в своем широченном поясе, используя его вместо карманов, или в накладном мешке-"гамане", крепившемся также к поясу, или прятал за отворот своей знаменитой смушковой шапки.

Помимо трубки как предмета личного обихода запорожцы знали и трубки как предмет ритуальный, использующийся для коллективных действий:

"У запорожцев кроме того, что каждый козак имел у себя люльку, а то была еще "обчеська" люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами, иногда исписанная надписями вроде "козацька люлька - добра думка"; и с такой люльки потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или замышляло против кого-нибудь поход..." (см. Яворницкий, там же).

Упомянутые историком большие размеры "обчеськой" люльки относятся прежде всего не столько к чашке трубки, сколько к длине самого чубука - такие трубки с длинными чубуками были еще в ходу у черноморцев, где и были запечатлены уже в XIX в. на фотографиях и рисунках исследователей кубанской казачьей старины.

Курение трубки на Украине в среде казачества стало считаться чуть ли не символом молодечества, а "добра люлька" была поставлена в один ряд наравне с "ясной зброей" - "белым", или, как говорят ныне, холодным оружием. Знаменитый гоголевский Тарас Бульба погиб лишь потому, что не захотел, чтоб его люлька врагу досталась. Однако наряду с курением трубки использовали и нюханье табака:

"Люльки, однако, не исключали и употребление нюхательных рожков: нюхари были преимущественно старые деды, которые, избегая слишком большой затраты времени около люльки, предпочитали ей рожок с табаком: "Поки її наложеш, поки її запалиш, поки її накриєш та поки її насмокчешся, єретичої душі, а то смикдьорг! Утер носа та й готов!.." А некоторые употребляли и то, и другое: "Люлька душу услаждає, а ріжок мозок прочищає..." (см. Яворницкий, там же).

"Курии" и "нюхари" порой нередко добродушно насмехались друг над другом. Главным поводом для насмешек над "нюхарями" была неопрятность последних - на одежде часто бывали видны остатки нюхательного табака. Однако "нюхари", например, Старобельского уезда весело отвечали, что кто нюхает и не утирается - тот и не грешит вовсе: с него смеются люди и осуждают его, а тем самым берут его грех на себя. А в Белгородском уезде рассказывали легенду, что на нюханье табака благословила сама Пресвятая Богородица, с помощью нюхательного табака избавившаяся от головной боли.

Наиболее полное собрание легенд и преданий о происхождении табака и курения мы находим у известного украинского этнографа конца XIX в. Георгия Булашева. Согласно этим народным преданиям, украинский народ видел в курении происки бесовщины, как, например, рассказывали селяне Черниговского уезда:

"...когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели" (см. Мифы Украины. По книге Георгия Булашева "Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях" (укр). - К. - 2003г., с.286).

В других легендах также рассказывается о "нечистом" происхождении табака - например, в Александровском уезде считали, что начало курения связано с началом распития водки и происходит от того пустынника, которого искусил на это бес; в других же местах считали, что черти заманили селянина, идущего в церковь, в лес, подарили ему трубку и научили курить. Бытовало также мнение, что табак вырос из тела той блудницы, которая сняла Предтече голову.

А в легенде из Чигиринского уезда рассказывается, как черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе - дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос табак (см. Мифы Украины, с.286-291).

Табак на Украине издавна назывался словом "тютюн", заимствованным напрямую из турецкого языка (tutun - табак). От турков же, видимо, казаки позаимствовали и сам обычай курить трубки, поскольку турки держали в своих руках всю средиземноморскую торговлю в 16-17вв. - сами же османы, скорей всего, очень быстро переняли привычку курить трубку непосредственно у испанцев; тем более, что само курение различных, в том числе и наркотических трав для получения "кейфа" (т.е. наслаждения), было издревле присуще мусульманским народам - и вместо гашиша в кальяне появился уже ароматизированный табак, приведший за собой и привычку курения уже собственно трубки.

Чем же набивали свои трубки запорожские казаки? «Если ты курец, имей свою люльку и тютюнец», - шутили сечевики. Присев где-нибудь у плетня на вербовой колоде, седые казаки любили поспорить о том, чай самосмад «лютее». Со знанием дела они вели разговор и про "потерть" (протертый табак), и про "рубанку" (нарубленную махорку), и про "шнуровку" (табак с крупным листом), и про "мажорку" или "штамбур" (турецкие сорта табака).

Однако самым интересным моментом в курении табака является процесс его ароматизации - чтобы отбить неприятный табачный запах, который, по меткому выражению украинских селян "горло дерет". Для этого существует два основных способа - ферментация табака, употребляющаяся ныне повсеместно как основной способ, и добавление в табак смесей из ароматизированных трав, как, например, в кальяне. Незаслуженно забытый исследователь запорожской казачьей старины Анатолий Пастернак, большой знаток украинской народной медицины, в своих работах пришел к интересным выводам. Оказывается, что в процессе ферментации собранных табачных листьев тот самый махорочный, резкий привкус табака уничтожается, что приводит к улучшению вкусовых качеств табака и табачных смесей. Однако в результате этого процесса также разрушаются и полезные для здоровья вещества - а вот концентрация никотина увеличивется в десятки раз:

"Сеяли табак, который произрастал в наших климатических условиях, а это, преимущественно, махорочные сорта. Применяли технологию приготовления самую простейшую - высушивали листья... А это - яблочная, лимонная, щавелевая кислоты, разные эфирные масла, которых в листьях махорки целых полтора процента. Среди них - кемпферол, кверцетин. Специалисты знают: все эти вещества не только не вредные, они полезные для организма! Например, кемпферол и кверцетин укрепляют сердечные мышцы..." (см. Пастернак А. А тютюн та люлька…/ж. "Наука и общество" (укр.), 1991г., №11, с.76).

Из самых известных на Украине махорочных сортов "самосада" сеяли чаще всего такие как "самсон" и "дюбек". Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Пастернак среди прочих трав выделяет следующие:

Материнку (или душицу лекарственную) - в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;
- любисток - его "молодица" (девушка) мешала в табак, чтобы "...привязать к себе казака", а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
- мяту - ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
- тирлич (или горечавку желтую) - как говорили старики: "...чтоб руки-ноги не выкручивало", т.е. от ревматических болей в суставах;
- падуб - предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов (см. Пастернак, с.77, а также: Иванишин Д.С., Катина З.Ф., Рыбачук И.З., Иванов В.С., Бутенко Л.Т. Лекарственные растения Украины. - К. - 1974г., с.101, 128).

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:
- для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
- для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;
- казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник желтый), который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна (донника) содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием. Однако то же самое вещество, кумарин, угнетает нервную систему и обладает к тому же еще и наркотическим, а точнее, галлюциногенным, эффектом (см. Губергриц А.Я., Соломченко Н.И. Лекарственные растения Донбасса. - Донецк - 1968г., с.71). Запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после боя, если сечевик "...не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима" (см. Пастернак, с.77). Интересное подтверждение этому находим и на страницах романа Шолохова "Тихий Дон", когда донской казак Григорий Мелехов, главный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил: "...пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада - "дюбека" (см. Шолохов М.А. Тихий Дон. - М. - 1980 г., т.2, с.153).

Украинские народные верования также донесли до нас предания про некую "чаклун-траву" - т.е. "колдун-траву", порошком из которой запорожцы лечат рубленые, колотые и резаные раны (см. Пастернак, с.77-78). В знахарской практике "характерников", этих запорожских чародеев, согласно народным преданиям и различным "Травникам" и "Зелейникам" XVI - XVIII вв., употреблялись и другие сказочные растения - например, "разрыв-трава", отмыкающая любые замки и оковы, "одолень-трава", помогающая одолеть любого врага, "цвет папоротника", с помощью которого ищут клады, в большом количестве оставленные сечевиками в своих запорожских угодьях. Народные легенды глухо упоминают про корень той самой "одолень-травы", однако неизвестно, каким именно образом его употребляли. А вот про "чаклун-траву" есть упоминание, что ее именно курили, "..чтобы сабля не брала" (см. Пастернак, с.77). Учитывая многие архаические элементы, сохранившиеся в запорожской среде, и дошедшие чуть ли не до наших дней со времен индоевропейских воинских союзов (например, культ волка-оборотня), можно предположить, что курение (или, точнее, воскуривание) различных трав, содержащих галлюциногенные или стимулирующие вещества, входило и в ритуальную практику сечевиков, как до этого подобное имело место в ритуальной практике других народов. Более того, подобная практика подготовки к битве могла иметь место у запорожцев еще и в силу постоянного взаимодействия с мусульманским миром, на протяжении столетий использовавшего психотропные вещества (например, опиум и гашиш) в качестве допинга для своих воинов, например, подобные упоминания существуют про османских янычар. Однако что это было за тайное зелье казаков - история умалчивает. Уж не здесь ли коренится одна из разгадок тайн запорожских "характерников", которых, согласно легендам, "...ни пуля, ни сабля не брала" ?

Как бы там ни было, но рецептура приготовления и сами пропорции из трав, добавлявшихся в курительные смеси, до наших дней практически не дожила. Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты "злого тютюна" (четверть полыни на три четверти табака), и "мишанок", т.е. смесей в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника. А вот грешно курить или нет - на то есть следующая украинская легенда: "...Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет..."

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации