Бах месса. И

Месса си минор (Высокая месса) -- месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г.

  • 1. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Christe eleison -- Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
  • 3. Kyrie eleison -- Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 1. Gloria in excelsis -- Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Et in terra pax -- И на земли мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 3. Laudamus te -- Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
  • 4. Gratias agimus tibi -- Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 5. Domine Deus -- Господа Бога. Дуэт (soprano I, tenor) in G major
  • 6. Qui tollis peccata mundi -- Взявшего на себя грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  • 7. Qui sedes ad dexteram Patris -- Сидящего одесную Отца. Ария (alto)
  • 8. Quoniam tu solus sanctus -- Ибо Ты Един Свят. Ария (bass)
  • 9. Cum Sancto Spiritu -- Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 1. Credo in unum Deum -- Верую во Единого Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 2. Patrem omnipotentem -- Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • 3. Et in unum Dominum -- И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
  • 4. Et incarnatus est -- И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 5. Crucifixus -- Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  • 6. Et resurrexit -- И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 7. Et in Spiritum Sanctum -- И в Духа Святаго. Ария (Bass)
  • 8. Confiteor -- Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  • 9. Et expecto -- Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei

  • 1. Sanctus -- Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
  • 2. Hosanna -- Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
  • 3. Benedictus -- Благословен. Ария (Tenor)
  • 4. Hosanna (da capo) -- Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
  • 5. Agnus Dei -- Агнец Божий. Ария (alto)
  • 6. Dona nobis pacem -- Дай нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria» Автограф первого листа «Credo».

Описание.

С самого момента своего зарождения, со времен Средневековья месса - многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии - имела универсальный, незыблемый вид - пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и более поздние, баховского времени, сочинялись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми. Их задача была предельно проста - отразить главные помыслы души верующего человека.

К XIV веку определились основные части мессы:

Часть первая: «Господи, помилуй» - Кирие - мольба и просьбы о прощении.

Часть вторая: «Слава» - Глориа - выражение восторга и ликования.

Часть третья: «Верую» - Кредо - утверждение силы и твердости духа.

Часть четвертая: «Свят» - Санктус - торжество и величие.

Часть пятая: «Агнец Божий» - Agnus Dei - благодарение и умиление.

Бах начал сочинять Мессу («Высокой» ее назвали потомки много лет спустя после смерти автора) в 1733 и завершил в 1738 году.

Она состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».

Следующая, вторая, обширная часть Мессы -- «Gloria» («Слава») - содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria».

Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

Второй раздел - Credo, именуется «Никейский символ веры» - вершина Мессы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.

В фуге начального хора -- тема символа веры.

Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») -- мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром -- в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления.

С высот одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».

И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней слышатся отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») -- повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведения снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости -- в финальном хоре.

Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур.

Для своих месс Иоганн Себастьян заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.

Полностью эту мессу Бах никогда не исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах.

Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден.

Хорошо темперированный клавир.


Хорошо темперимрованный клавимр (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846--893, -- цикл произведений И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название -- «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом -- в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК.

Первая часть была написана Бахом в 1722 г., вторая -- значительно позже, в 1744 г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги».

История сочинения.

Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене, а вторая -- когда Бах служил в Лейпциге. Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии, ни такого количества модуляций, как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов, что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые -- в до миноре, третьи -- в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором. ХТК был написан по мотивам Евангелия; каждая прелюдия и фуга символизировала какое-то событие Святых писаний или характер, чувства Святых, когда они еще обитали на Земле.

Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор, встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в 1720 г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

Существует легенда (источником которой является изданный в 1792 г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в 1702 г. и переиздана в 1715 г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одной тональности фригийского лада, плюс 5 хоральных ричеркаров. Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» (1719 г.) Иоганна Маттесона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Суппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

Значение произведения.

Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. (В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему.)

Эти преимущества заключались в возможности использования модуляций и хроматизмов без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределы основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма. В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в атональной музыке Арнольда Шёнберга равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века Дмитрий Шостакович написал цикл подобных произведений.

Первая полная запись ХТК была произведена Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

Johann Sebastian Bach
Messe in h-moll (BWV232)

Lucy Crowe, soprano I
Joanne Lunn, soprano I
Юлия Лежнева, soprano II
Blandine Staskiewicz, soprano II
Nathalie Stutzmann, alto
Terry Wey, alto
Colin Balzer, tenor
Markus Brutscher, tenor
Christian Immler, bass
Luca Tittoto, bass

Les musiciens du Louvre - Grenoble
Direction - Marc Minkowski
Другие тексты песен "Иоганн Себастьян Бах"

Другие названия этого текста

  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Sanctus
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор (Credo: Crucifixus)
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор
  • Johann Sebastian Bach (Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Agnus Dei
  • Johann Sebastian Bach - Mass in h-moll. Credo: Crucifixus
  • Johann Sebastian
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll. Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll - IV.Sanctus: 20. Sanctus Dominus Deos (Святый Господи Боже)
  • И.С. Бах - Месса h-moll 2 часть №8-Gloria "Ты,принявший на себя все грехи мира"
  • И. С. Бах - Месса си минор - Agnus Dei, 1-й раздел
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Credo: Et incarnatus est (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор
  • И.С.Бах - Месса си минор - Kyrie: Kyrie eleison
  • И.С.Бах. Месса си минор - 09. "Cum Sancto Spiritu"
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et in unum Dominum
  • J.S. Bach (Marc Minkowski) - Messe in h-moll 1. Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Dona nobis pacem
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Kyrie: Christe eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Kyrie: Kyrie eleison II
  • Credo: - Patrem omnipotentem Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  • Bach - Messe in h-moll - III.Credo: 16(17). Crucifixus etiam pro nobis (Распятого за нас)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №12-Credo: Credo in unum Deum
  • J.S. Bach - Messe in h-moll (Minkowski) /И.С. Бах - Месса си минор - Credo: "Et resurrexit"
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Agnus Dei: Dona nobis pacem (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Agnus Dei: Agnus Dei (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J.S.Bach. Messe in h-moll - 20.Sanctus: Benedictus
  • Bach J. S. - Iš Mišių h-moll, BWV 232: Crucifixus (Nr.16).
  • 23 arie) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Agnus Dei
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Kyrie: Kyrie eleison (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Credo: Et resurrexit (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Credo: Crucifixus (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Gloria: Gloria in excelsis Deo (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор
  • Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna (de capo)
  • Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna
  • Bach - Messe in h-moll - I.Kyrie: 3. Kyrie eleison II (Господи, помилуй) - 3-ий хор из Kyrie
  • Bach - Messe in h-moll - III.Credo: 15(16). Et incarnatus est (И воплотившегося)
  • J. S. Bach - Месса си минор. 16.Credo: Crucifixus
  • И. С. Бах - Месса h-moll, 3. Kyrie eleison: Kyrie eleison (fis-moll)
  • Sanctus: - хор Osanna in excelsis Осанна в вышних (окончание). 8-голосный (двойной) хор
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Agnus Dei: Agnus Dei
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Sanctus: Sanctus
  • И.С.Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit
  • Иоган Себастьян Бах - Месса си минор - Credo:№16 Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Hosanna II
  • лалала - ла ла ла
  • И.С. Бах - Месса Cи-Минор
  • Бах-Месса h-moll - 3 частина.Credo: Et resurrexit№17
  • Бах-Месса h-moll - 3 частина.Credo: Et incarnatus№15
  • Бах - №3
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 4 - 2. Et in terra pax
  • Бах - Месса си минор - 3ч. №4 Crucifixus
  • И.С. Бах - Месса си минор - №15.Credo: Et incarnatus
  • J.S.Bach - Messe in h-moll. Kyrie: Kyrie eleison II (Minkowski)
  • Bach - Messe in h-moll - III.Credo: 17(18). Et resurrexit tertia die (Не (И воскресшего на третий день)
  • Credo: - хор Confiteo, переход Adagio (Et expecto - Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: №10 ария баса Quoniam tu solus sanctus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №14 дуэт Et in unum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll - II.Gloria: 4. Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу) - 1-ый хор
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №8-Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 4 - 1. Gloria in excelsis Deo
  • J. S. Bach - Messe h-moll - I. Kyrie: 3. Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll: Kyrie eleison (BWV 232)
  • J. S. Bach - Messe in h-moll - Sanctus: Sanctus (Mark Minkowski) / И. С. Бах - Месса си минор (дир. Марк Минковски)
  • Бах - Месса си минор - №2 дуэт D dur
  • И.С.Бах - Месса си минор Agnus Dei: Agnus Dei
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Cum Sancto Spiritu (Со Святым Духом)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №18 ария Et in spiritum sanctum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit и воскрес
  • Иоган Себастиан Бах - Месса си минор l (Minkowski)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Dona nobis pacem (Дай нам мир)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №17 хор Et resurrexit
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №15 хор Credo: Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №13 хор Patrem omnipotentem
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Credo: Confiteor unum baptista (Исповедую едино крещение)
  • И. С. Бах - Месса h-moll, 17. Credo: Et resurrexit (D-dur)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - III. Credo: 1. Credo in unum Deum верую
  • 15 Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et in spiritum sanctum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) - Sanctus: Osanna II
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Credo: Et in spiritum sanctum Dominum (И в Духа Святого)
  • Бах - Месса си минор - 10.Qui sedes ad dextram patris
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 6. Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Quoniam tu solus sanctus (И Ты один свят)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Gratias agimus tibi (Благодарим)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Sanctus: Benedictus (Благословен)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Gloria: Laudamus te (Хвалим Тебя)
  • Bach - Messe in h-moll / Бах - Месса си минор - Kyrie: Christe eleison (Христе, помилуй)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №2 дуэт Kyrie: Christe eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №15-Credo: Et incarnatus est
  • J.S.Bach - Crucifixus (Messe in h-moll, Minkowski)
  • 23 arie) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) - Agnus Dei: Agnus Dei
  • 8 Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Domine Deus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: №11 хор Cum Sancto Spiritu
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Osanna
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор. Credo
  • 16 chor) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - №21-Sanctus: Osanna
  • Месса h-moll - III. Credo - 14. Patrem omnipotentem (хор)
  • И. С. Бах - Месса h-moll - 5 часть. Agnus Dei (Агнец Божий)
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei Агнец Божий
  • дон-дон-дин-дон - дин-дон-дин
  • Бах/М - V. Agnus Dei: 2. Dona nobis pacem
  • 04. Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №2 Kyrie: Christe eleison
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - № 15 Credo: Et incarnatus est
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №6 Gloria: Gratias agimus tibi
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №22 Sanctus: Benedictus
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №24 Agnus Dei: Dona nobis pacem
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №23 Agnus Dei: Agnus Dei
  • И. С. Бах - Месса си минор - Kyrie eleison
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est
  • И. С. Бах - Месса си минор - Gloria in excelsis Deo
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Laudamus te
  • И.С.Бах - Месса си минор Credo: Et resurrexit
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Quoniam tu solus sanctus
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Domine Deus
  • И.С.Бах - Месса си минор Gloria: Et in terra pax
  • И.С.Бах - Месса си минор Sanctus: Sanctus
  • 24 - Бах - Месса си минор - Credo: №17 Et resurrexit
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №16 Credo: Crucifixus
  • Marc Minkowski - Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор Credo: Et in spiritum sanctum Dominum
  • Johann Sebastian Bach Бах - Messe in h-moll - №14 Credo: Et in unum Dominum
  • 16 - Бах - Месса си минор Credo: №17 Et resurrexit
  • И.С.Бах - Месса h-moll Credo хор Crucifixus (16)
  • Johann Sebastian Bach - Crucifixus (Mass in B Minor)
  • J. S. Bach - часть Gloria 4 хор Gloria
  • J. S. Bach - часть Gloria 6 хор Gratias
  • J. S. Bach - часть Credo 15 хор Et incarnatus est
  • Johann Sebastian Bach - Messe in h-moll - №8 Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • Иоганн Себастьян Бах - Месса си минор, часть 3. "Credo", фрагмент 5 "Crucifixus"
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei: Agnus Dei
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Agnus Dei:№24 хор Dona nobis pacem
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Qui sedes ad dextram patris
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - I. Kyrie: 2. Christe eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Qui tollis peccata mundi
  • 16)Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Confiteor
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - 15.Credo: Et in unum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et in spiritum sanctum Dominum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Domine Deus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Sanctus 3
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Benedictus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Osanna II
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Quoniam tu solus sanctus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • Бах - Месса си минор 4 ч. №20 - Санктус
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gratias agimus tibi
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Cum Sancto Spiritu
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Credo in unum Deum
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et expecto
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Patrem omnipotentem
  • Бах - Месса си минор - 3 раздел Credo:№16 Crucifixus
  • Бах - Месса си минор - 3 раздел Credo: №15 Et incarnatus
  • Бах - Месса си минор - 3 раздел Credo: №17 Et resurrexit
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - III. Credo: 4. Et incarnatus est
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - I. Kyrie: 3. Kyrie eleison II
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: №9 ария альта Qui sedes
  • Johann Sebastian Bach - Месса си минор 1. Kyrie: Kyrie eleison
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et incarnatus est 15
  • J.S.Bach. Messe in h-moll - Credo:16.Crucifixus
  • 20 chor) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Sanctus: Sanctus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №16 хор Crucifixus
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: №19 хор Confiteor
  • 4)Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Gloria: Gloria in excelsis Deo
  • И.С. Бах - Месса си минор. Gloria:ария альта Qui sedes
  • 17 chor) Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Et resurrexit
  • Иоган Себастьян Бах - Credo:№16 Crucifixus- Месса си минор
  • 16 номер)Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - Credo: Crucifixus
  • И.С. Бах - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) / Бах - Месса си минор - III. Credo: 8. Confiteor
  • Bach - Messe in h-moll (Minkowski) - Gloria: Quoniam tu solus sanctus
  • Bach - Messe 1 Часть - Господи Помилуй
  • J.S. Bach - Messe in H Moll - Credo: Et incarnatus est

Завершил в 1749 г., через много лет после смерти автора стали называть Высокой. Произведение это поражает и грандиозностью масштаба, и глубиной мысли – и тем более странными кажутся слова автора, написанные им в 1733 г., когда он отправлял две части будущей мессы курфюрсту Саксонскому: «Прошу вас воззреть благосклонным взором не по достоинству композиции… но исходя из вашей милости». Добиться «милости» Фридриха Августа для композитора было важно – надеялся стать придворным музыкантом.

Не так уж много месс написано , ведь этот жанр был сформирован в католическом богослужении, а композитор был лютеранином, поэтому чаще он создавал отдельные части мессы, которые в лютеранское богослужение все-таки входили. Создание полной мессы в определенной степени было обусловлено политическими обстоятельствами: курфюрст Саксонский, которому произведение посвящалось, занимал еще и польский трон и потому принял католицизм. Но можно ли представить, чтобы столь глубокое произведение могло родиться из одного только желания угодить потенциальному покровителю? Вряд ли дело могло обстоять так. Вероятно, сложившаяся форма мессы необходима была композитору для сотворения этого величественного «собора в музыке», «возведение» которого заняло в общей сложности около четверти века – от 1724 г. и до 1749, и даже позднее автор еще вносил отдельные правки в партитуру.

Еще в Средневековье сложилась пятичастная месса. Ее составляющие отражают то духовное развитие, через которое надлежит пройти христианину в процессе богослужения (можно сказать, что месса – это «маленькая жизнь» для верующего человека, которую проживает он многократно в своем непрерывном духовном восхождении). Начинается она мольбой о прощении и милосердии – Kyrie, продолжается восхвалением Бога – Gloria, далее следует краткое изложение основ христианского вероучения – Credo, после него исполняется отрывок из Книги пророка Исайи – Sanctus («Свят, свят, свят») и в заключении прославляется Иисус Христос – Agnus Dei. Все эти части присутствуют и в Мессе си минор Баха, но композитору словно тесно в их рамках – каждый из номеров содержит несколько частей.

Первая часть – Kyrie – слагается из трех разделов. Первый и заключительный – это исполненные скорби хоры полифонического склада на один и тот же текст, первый из которых являет собою пятиголосную фугу, а второй – четырехголосную. Тема первой фуги насыщена хроматизмами и тритоновыми интонациями, вторая отличается большей аскетичностью. Между этими скорбными фугами располагается дуэт «Christe eleison», выдержанный в просветленных тонах.

Эта сфера радости, противопоставляемая миру скорби, получает развитие в Gloria. Сочетание фанфарных интонаций и ликующих распевов хора дополняется торжественным звучанием труб в оркестре. Laudamus – сопрановая ария – выделяется своей лиричностью, которая подчеркивается солирующей скрипкой, сопровождающей сопрано. В «Qui tollis» («Принявший грехи мира») возвращается эмоциональный строй и тональность Kyrie, но этот хор с его камерным звучанием и флейтовым соло на втором плане кажется скорее элегическим, чем трагедийным.

Среди номеров, составляющих третью часть – Credo – особое место занимают три хора, которые располагаются в центре композиции. Первый из них повествует о воплощении Иисуса Христа («Et incarnates»), распятии («Crucifiхus») и воскресении («Et resurrexit»). Трагической кульминацией мессы становится «Crucifiхus». По сложившейся традиции, для повествования о страданиях и смерти Спасителя использована форма вариаций на basso ostinato. Тема, представляющая собою движение по хроматической гамме от первой ступени к пятой, повторяется тринадцать раз. В полифонических вариациях, накладываемых на нее, нет непрерывного голосоведения – вместо него присутствуют разрозненно возникающие голоса, в которых господствует скорбная секундовая интонация. Этой вселенской печали контрастирует ликующий хор «Et resurrexit»: устремленная вверх мелодия, начинающаяся с квартового хода, одновременное вступление хора и всего оркестра, включая трубы.

Хор Sanctus выглядит особенно величественным благодаря своему замедленному движению, а юбиляции женских голосов, трубы и литавры в оркестре придают ему характер ликования. Наибольшей лаконичностью отличается пятая часть. Проникновеннейшей арии альта – Agnus Dei – контрастирует торжественная хоровая фуга.

При жизни создателя произведение ни разу не было исполнено целиком – лишь отдельные части исполнялись, а в целом месса была слишком масштабна для церковного обихода. Лишь в 1859 г. состоялось первое публичное исполнение под управлением Карла Риделя в Лейпциге.

Музыкальные Сезоны

Наряду со Страстями по Матфею , самое масштабное сочинение Баха. Дата создания - 1748 или 1749 год.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Бах не дал какого-либо специфического названия целостному произведению, в автографе первых двух частей использовал латинское слово Missa (а не немецкое Messe ). В каталоге сочинений отца, составленном К.Ф.Э. Бахом (1790), обозначена как «большая католическая месса» (нем. große catholische Messe ). Распространённый ныне заголовок «Месса h-moll» (нем. Messe in h-moll ) восходит к К.Ф. Цельтеру , который в 1811 г. включил мессу в репертуар (руководимой им) берлинской Певческой академии. В действительности только первая часть и несколько частей внутри композиции написаны в h-moll, другие же части написаны в D-dur, fis-moll, g-moll, G-dur и др. тональностях (чаще других встречается D-dur, которым и заканчивается произведение). В эпоху романтизма (начиная с 1845, в томе из первого полного собрания сочинений Баха) получил распространение заголовок «высокая месса» (нем. die Hohe Messe ), ныне практически вышедший из употребления.

    История создания и исполнения

    Причины, побудившие Баха к созданию столь грандиозной композиции, остаются неясными. Все предположения прошлых и нынешних баховедов носят гипотетический характер. Так, по Дж. Рифкину, «ни одна из прежних попыток идентифицировать конкретный повод для этого сочинения не выглядит убедительной. Более вероятно, что Бах стремился создать парадигматический образец вокальной композиции и в то же время внести свой вклад в историю музыкальной мессы, наиболее ответственного и престижного (наряду с оперой) жанра» . Тот факт, что в Мессе не используется обычный для кантатно-ораториальной музыки Баха тематизм лютеранских церковных песен (так называемого протестантского хорала), а также тот факт, что в качестве текстовой основы взят традиционный латинский ординарий (в некоторых лютеранских церквах Германии использовались латинские тексты, но никогда - полный ординарий), исключают функционирование Мессы h-moll в современном композитору протестантском обиходе; сочинение задумывалось Бахом, вероятно, как концертная, а не как церковная музыка.

    Музыку Мессы, венчающей его творческую карьеру, Бах обдумывал в течение многих лет. Так, Sanctus он написал ещё в 1724 для первого дня Рождества. Kyrie и Gloria были написаны для лютеранской мессы в . В конце 1740-х гг. прежде написанные части ординария композитор основательно переработал и отшлифовал. Автограф Мессы в окончательном виде датируют 1748 или 1749 годом.

    Баховеды убеждены, что для других частей Мессы (помимо Kyrie, Gloria и Sanctus) Бах заимствовал материал, главным образом, из своих прежних кантат и ораторий (в этом случае они говорят о «пародии»), хотя это заимствование в ряде случаев неочевидно. Например, прототип Agnus Dei в альтовой арии «Ach, bleibe doch, mein liebstes Leben» из Вознесенской оратории (BWV 11) неоспорим. В то же время, прототипом Et expecto считается хор «Jauchzet, ihr erfreuten Stimmen» из 120-й кантаты , хотя непосредственно на слух установить какую-либо связь между мистическим, насыщенным хроматизмами Et expecto (со знаменитой энгармонической модуляцией) Мессы и ликующим хором из BWV 120, написанном без каких-либо гармонических изысков, в чистой диатонике , вряд ли возможно. Для некоторых частей цикла (например, Et incarnatus est и Confiteor ) «прототипов» в прежних сочинениях Баха музыковедам найти не удалось.

    Достоверных свидетельств о прижизненном исполнении Мессы нет. В 1811 она вошла в репертуар Берлинской певческой академии благодаря усилиям её тогдашнего руководителя К. Ф. Цельтера, рассматривавшего Мессу h-moll как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел» (das größte Kunstwerk das die Welt je gesehen hat ). Первое публичное исполнение Мессы (в два вечера) состоялось силами той же академии под руководством К. Ф. Рунгенхагена в 1835 году .

    Структура мессы

    I. Kyrie

    1. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Christe eleison - Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
    3. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    II. Gloria
    1. Gloria in excelsis Deo - Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Et in terra pax - И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    3. Laudamus te - Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
    4. Gratias agimus tibi - Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    5. Domine Deus - Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)
    6. Qui tollis peccata mundi - Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    7. Qui sedes ad dexteram Patris - Сидящий одесную Отца. Ария (alto)
    8. Quoniam tu solus sanctus - Ибо Ты Один Свят. Ария (bass)
    9. Cum Sancto Spiritu - Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    III. Credo
    1. Credo in unum Deum - Верую во единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Patrem omnipotentem - Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    3. Et in unum Dominum - И во единого Господа. Дуэт (soprano I, alto)
    4. Et incarnatus est - И воплотился. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    5. Crucifixus - Был распят. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    6. Et resurrexit - И воскрес. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    7. Et in Spiritum Sanctum - И в Духа Святаго. Ария (Bass)
    8. Confiteor - Исповедую [единое крещение]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    9. Et expecto - И чаю [воскресения мертвых]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus
    1. Sanctus - Свят [Господь Саваоф]. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
    2. Hosanna - Осанна в вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
    3. Benedictus - Благословен. Ария (Tenor)
    4. Hosanna (da capo) - Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
    V. Agnus Dei
    1. Agnus Dei - Агнец Божий. Ария (alto)
    2. Dona nobis pacem - Даруй нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria».

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации