Бюджетное управление - зачем это предприятию нужно? Система управления бюджетом.

Как грамотно распоряжаться своими деньгами, и какие ошибки обычно допускаются при планировании расходов — даем практические советы по регуляции своего бюджета.

Управление личным бюджетом, когда человек живет один, – уже достаточно сложное дело, а планирование бюджета семьи – это целое искусство, которому нужно учиться. Все люди знают, что семейный бюджет надо планировать, но мало кто представляет, как это можно делать. В этой статье вы найдете практические советы как управлять семейным бюджетом и узнаете об главных ошибках такого планирования.

Куда уходят деньги?

Ежемесячно вы стараетесь откладывать с зарплаты на то, чтобы собрать ребенка в школу, на совместный отпуск с семьей, на ремонт, но деньги все равно утекают как песок сквозь пальцы? Вы стараетесь разобраться, почему так происходит, но не можете найти концов? Запомните: деньги любят счет.

Ведите учет доходов и расходов: можно делать записи в тетради или создать простую табличку в Excel. Это приведет к пониманию реального финансового положения, на что уходят ваши деньги, какие расходы являются обязательными, а какие – не обязательными.

Вот несколько типичных ошибок, которые мы совершаем в отношении своих денег:

Не создаем подушку безопасности;
не ведем учет доходов и расходов;
совершаем спонтанные покупки, не задумываясь о перспективе.

Обязательные расходы – это покупка продуктов питания, оплата жилья и коммунальных услуг, расходы на проездные билеты, обучение ребенка, долги по кредитам. Эти расходы нужно посчитать и заложить в ваш ежемесячный бюджет. Средства должны расходоваться строго на эти цели. Соответственно, не обязательными являются все остальные расходы вроде походов в кино и кафе, посещения парикмахерской, покупки одежды, поездок в отпуск и прочее. Вот с ними нужно быть внимательнее. В идеале на второстепенные покупки не должно уходить более 20% вашего ежемесячного дохода.

Допустим, ваш доход составляет 40000 руб. Давайте попробуем его распределить.

Эффективное управление личным и семейным бюджетом

Планирование семейного бюджета начинается с управления личными доходами и расходами. Начиная семейную жизнь – лучше это делать в самом начале, потом перестроиться будет сложнее – стоит сразу договориться, как вы будете планировать общий бюджет. Отметим, что это важно не только для вашего материального благополучия, но и имеет психологическое значение: договорившись, кто будет вести учет ваших совместных доходов и расходов, и каков вклад каждого в «копилку», вы избежите ссор в семье на эту тему. Этим правилом совершенно напрасно многие пренебрегают.

Таким образом, пары, задумывающиеся о том, как правильно управлять семейным бюджетом, должны понимать, что важно разделить роли и вклад каждого супруга, определиться, как вы будете вести бюджет: совместно, раздельно или на долях. Возможен также вариант полного содержания семьи одним из супругов.

Возьмите на заметку, что при планировании бюджета обязательно необходимо посчитать все фактические доходы, сюда относится не только зарплата супругов, но и, например, деньги за сдаваемое в аренду жилье, сопутствующий заработок и т. д. Исходить из положения: «буду учитывать только доход от основной работы» в корне неверно – так вы только запутаетесь.

Предлагаем рассмотреть одну из возможных схем распределения средств:

60% – основные расходы, продукты питания и ежемесячные бытовые затраты;
10% – накопления, которые будут потрачены на отпуск или крупные покупки;
10% – накопления с долгосрочной перспективой (счета на обучение детей, пенсию и пр.);
10% – развлекательные мероприятия и удовольствия;
10% – разное, незапланированные расходы.

Вернёмся к нашему практическому примеру и попробуем завершить распределение:

Получается, что у нас на обязательные затраты уходит 65% дохода. Придётся нам сэкономить на чём-нибудь необязательном.

При таком подходе за год вы накопите на отпуск 43200 руб. Это весьма неплохо!
Необязательно идти таким путём. Существует множество подобных схем. Вы можете выбрать наиболее подходящую для своей семьи или вообще создать свою.

Что нужно для планирования и расчета семейного бюджета?

Данные предыдущих месяцев. Для того чтобы их получить, необходимо вести учет бюджета.
Нужно знать о событиях, требующих денежных расходов в ближайшее время (дни рождения, поход ко врачу, отпуск и т.д.).
Необходимо учитывать сезонность. Например, осенью повышаются затраты на детей-школьников и студентов. В декабре грядут затраты на празднование нового года и подарки родным.

1. Начните правильно относиться к семейному бюджету.
Осознайте для себя причину того, почему вы решили его вести: например, вы хотите сократить расходы на 10% или накопить на ремонт. Не занимайтесь этим только потому, что «так нужно».

2. Не перегружайте таблицу с семейным бюджетом деталями.
В табличке стоит указывать основные статьи доходов и расходов, например, сколько потрачено на продукты питания, а не отдельно на хлеб, колбасу и т.д. Планированию нужно посвящать ровно столько времени, сколько необходимо, в противном случае это надоедает. Поэтому минимум усилий – максимум результатов.

3. Старайтесь сокращать крупные расходы, а не экономить на мелочах.
Как гласит народная мудрость: «Пропивши на водке, на спичках не сэкономишь». Иными словами: если вы крупно потратились, допустим, на покупку шубы летом, бессмысленно принимать полумеры в виде «экономии» на покупке туалетной бумаги другой марки. При этом реального сокращения расходов не происходит, а осадок останется. Поэтому проанализируйте более крупные статьи ваших расходов и сокращайте их без потери комфорта для жизни. Здесь действует правило: 20% усилий дают 80% результата.

4. Откройте сберегательный счет, лучше всего пополняемый депозит без возможности досрочного снятия денег. Все деньги из статьи «Накопления» отправляйте туда.

5. Будьте реалистичны в своих целях.
Будем честны: поначалу планирование может даться нелегко и отнюдь не сразу затягивает, поэтому лучше ставить небольшие достижимые цели, реализация которых будет мотивировать двигаться дальше, чем решить заработать миллион за пару месяцев, не прийти ни к чему, и забросить планирование.

6. Не бойтесь пересматривать подход к бюджету, даже если он требует радикальных перемен.
Будьте гибкими, ведь не бывает раз и навсегда установленных цифр. Мы меняемся, больше зарабатываем, больше тратим, поэтому и бюджет требует переосмысливания.

Деньги на «черный день»

Лучше, чтобы таких дней никогда не наступало, но в жизни не исключены риски, когда внезапно могут понадобиться деньги на починку автомобиля, на дорогостоящее лечение или на случай, если кто-то из супругов потерял работу. Лучше эти форс-мажорные траты заранее предусмотреть и подготовить «подушку безопасности». Сумма подушки складывается следующим образом: сумма ежемесячного дохода умножается на 3.

Если вернуться к нашему примеру, то она составляет 120000 руб. (40000 руб. х3). Откладывайте «на чёрный день» до тех пор, пока не наберётся данная сумма.

Когда создан такой «резервный фонд», можно увеличить вклад в статьи «Развлечения» или «Накопления на большие покупки» (квартиру, машину или путешествие).

Как планировать и получать от этого удовольствие?

Планирование бюджета у многих ошибочно ассоциируется с полным отказом от жизненных удовольствий, когда речь идет всего лишь о расстановке приоритетов. Качество жизни при грамотном управлении финансами, напротив, должно вырасти. Научившись тому, как грамотно управлять семейным бюджетом, вы увидите, сколько остается денег, которые можно потратить на себя любимого или на общие удовольствия. Кроме того, освободившиеся деньги и вовсе можно заставить работать на себя, приумножая свою прибыль: это вклады, векселя, паевые фонды и прочее.

Контроль расходов постепенно войдет в привычку и будет восприниматься как само собой разумеющееся. Тем более что планирование бюджета семьи способно повысить комфорт жизни и обеспечить ваше финансовое благополучие. Плюс ко всему, планирование семейного бюджета приучает к финансовой дисциплине, а это, в свою очередь, гарантия того, что вы никогда не останетесь без копейки в кармане. И останется только наслаждаться положительными результатами.

Система управления бюджетом

Систему управления бюджетом можно считать комбинацию двух элементов: органов управления и этапов и методов управленческой деятельности в бюджетном процессе.

Выделяют три группы органов управления бюджетом. К первой группе относятся органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается в виде Закона, то Верховная Рада Украины (ВРУ) выступает ведущим органом управления бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих уровнях местными законодательными органами - советами, которые являются ведущим органом управления местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его исполнения.

Вторую группу составляют органы оперативного управления бюджетом. К ней относятся: органы системы Министерства финансов Украины и местные финансовые органы, Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата Украины.

Третью группу образуют органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них функции, они также связаны с бюджетом. К первой подгруппе относятся: Государственная таможенная служба и ее подразделения; органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции по контролю за ценами и др.

Эти органы связаны с бюджетом через формирование доходов, поскольку им предоставлено право начислять и взимать определенные платежи (пошлина, государственная пошлина) и штрафные санкции (штрафы за нарушение таможенных правил, за нарушение экологического законодательства, правил охоты и рыболовства, пользования водными, лесными и другими природными ресурсами, законодательства в сфере ценообразования).

Ко второй подгруппе органов третьей группы управления бюджетным процессом относят различные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств, то есть получают денежные средства из бюджета и осуществляют финансирование подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других структур (несут ответственность за их целевое использование). Эти органы связаны с бюджетом в части финансирования расходов.

Структура бюджетного процесса включает две составляющие: бюджетное планирование (составление, рассмотрение, утверждение) и выполнение бюджета.

Составляющие бюджетного менеджмента

Составляющие бюджетного менеджмента определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука об управлении удаляет такие основные функции менеджмента, как:

Планирование;

Организация выполнения разработанных планов;

Мотивирование;

Контроль.

Исходя из функций менеджмента и из структуры бюджетного процесса, можно выделить следующие составляющие бюджетного менеджмента, как:

1. Бюджетное планирование.

2. Организация исполнения бюджета.

3. Учет выполнения бюджета,

4. Контроль за исполнением бюджета.

Стоит отметить, что основная и определяющая функция бюджетного менеджмента - стратегическое планирование.

Реализация функции стратегического планирования в Украине возлагается на органы законодательной власти. Примером такого планирования можно считать бюджетную резолюцию на каждый год, которую высший законодательный орган Украины, начиная с 1995 года, передает исполнительным органам. Функции планирования реализации стратегии и организация выполнения разработанных планов полагаются на органы исполнительной власти и оперативного управления бюджетом, которые занимаются текущим бюджетным планированием и исполнением бюджета в рамках бюджетного процесса.

Исполнение бюджета включает мероприятия по выполнению доходной и расходной частей каждого из бюджетов Украины - Государственного и более 12 тыс местных. Следовательно, организация выполнения бюджета является одной из важнейших составляющих бюджетного менеджмента.

Учет выполнения бюджета является третьей составляющей бюджетного менеджмента. Для успешного выполнения утвержденного бюджета важным является учет. Значение учета исполнения бюджета в бюджетном менеджменте определяется месту учета в системе управления. От принятия своевременных и правильных решений по вопросам планирования и исполнения бюджета зависит эффективность управленческой деятельности. Эти решения могут быть приняты только на основании проведенного анализа соответствующей информации, которая характеризует состояние объекта управления (бюджета) на определенную дату или за определенный промежуток времени. Учет позволяет выполнить такую важную задачу - обеспечить систему управления необходимой информацией. То есть, учет выполнения бюджета - это обеспечивающая система, на которой базируется бюджетный процесс. Правильность принятия решений зависит еще от квалификации бюджетных работников и от методики бюджетной работы.

Однако важнейшей составляющей управления бюджетом является именно информация. Даже глубокие знания не обеспечат достижения результатов, если информационное обеспечение не соответствует установленным требованиям.

Контроль за исполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В процессе бюджетного планирования важную роль играет предварительный контроль, а также текущий. Указанный контроль осуществляют абсолютно все участники бюджетного процесса (органы управления, а также предприятия, организации и учреждения). Текущий контроль проводится органами государственной власти и управления, а также специализированными службами финансового контроля (Налоговой администрацией, Контрольно-ревизионной службой, Государственным казначейством, Аудиторской палатой и аудиторскими фирмами, Счетной палатой) в процессе исполнения бюджета. В странах с развитыми рыночными отношениями такой контроль осуществляется также непосредственно гражданами и обеспечивается, прежде всего, гласностью и открытостью бюджетного процесса и демократическими выборами в органы власти, что, в свою очередь, влияет и на контрольные органы, деятельность которых становится открытой, а результаты могут быть проверены .

Управление бюджетной системой представляет собой целостный процесс управления отдельными бюджетами с учетом взаимосвязи между ними.

Управление бюджетами означает сознательное воздействие на них со стороны органов власти определенного территориального уровня с целью развития и совершенствования экономических отношений, связанных с формированием и использованием соответствующих денежных фондов.

Объектом управления выступает бюджет или совокупность бюджетов. Это означает, что объектом управления по существу является совокупность бюджетных ресурсов и бюджетных отношений.

Система управления бюджетам состоит из подсистем, которые выделяются в зависимости от характера использования бюджета и направления воздействия.

Деление системы управления бюджетами на подсистемы зависит от характера использования бюджета в процессе управления (табл. 3. 1).

Если бюджет используется как инструмент управления, то различают следующие подсистемы: управление государственным бюджетом; управление территориальным бюджетом; управление межбюджетными отношениями. Синтез трех подсистем представляет собой управление бюджетной системой государства. Каждая из подсистем решают свою основную задачу. Подсистема управления государственным бюджетом решает задачу обеспечения общегосударственного развития путем реализации государственных полномочий, которые не передаются на нижестоящий территориальный уровень управления.

Основной задачей подсистем управления территориальным бюджетом и управления межбюджетными отношениями является бюджетное финансирование территориального развития путем реализации как собственных, так и делегированных полномочий территориальных органов власти, а также путем межбюджетного перераспределения средств. Основной задачей управления бюджетной системой является развитие государства в целом.

Табл. 3.1 Подсистемы управления бюджетами

Характер использования бюджета

Направление воздействия

Подсистема управления

Бюджет как

инструмент и объект управления

Общегосударственное развитие

Управление государственным бюджетом

Территориальное развитие

Управление территориальным бюджетом

Управление межбюджетными отношениями

Бюджет как объект управления

Развитие системы доходов бюджета

Управление доходами бюджета

Развитие системы расходов бюджета

Управление расходами бюджета

Соотношение между доходами и расходами бюджета

Управление сбалансированным бюджетом

Управление бюджетным дефицитом

Управление бюджетным профицитом

Если рассматривать бюджет непосредственно как объект управления, то выделяются такие подсистемы: управление доходами бюджета; управление расходами бюджета; управление сбалансированным бюджетом, управление бюджетным дефицитом, управление бюджетным профицитом.

Процесс управления бюджетом базируется на следующих принципах: политического подхода к решению хозяйственных вопросов, самостоятельности, директивности, плановости, научного обоснования, единства отраслевого и территориального управления и др. .

Субъекты управления бюджетами отличаются по задачам и функциям, которые перед ними стоят. В каждом государстве создается группа органов управления определенным бюджетом.

Общее управление бюджетной системой осуществляют высшие органы власти и управления

Выделяют три группы органов управления бюджетами: органы законодательной и исполнительной власти; органы оперативного управления бюджетами; органы нефинансового профиля, функции которых предусматривают решение определенных бюджетных вопросов (рис. 3.1).

Управление бюджетными ресурсами, бюджетами осуществляют органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями. Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

Управление бюджетной системой можно рассматривать как управляющую систему, для которой характерны общие функции управленческой деятельности, и как специальную область управления, которая связана со спецификой формирования и использования бюджетных ресурсов (рис. 3.2).

К общим функциям управленческой деятельности относятся: планирование, регулирование, организация, анализ, учет, контроль, стимулирование.

В связи с этим можно выделить следующие составляющие управления бюджетной системой:

    Бюджетное планирование.

    Бюджетное регулирование.

    Организация бюджетного процесса.

    Анализ, осуществляемый в ходе бюджетного процесса.

    Бюджетный учет.

    Бюджетный контроль.

    Бюджетное стимулирование.

Рис. 3.2 Классификация функций управления бюджетами

Основной функцией является планирование, которое состоит из стратегического планирования и планирования реализации стратегии. Функция планирования реализации стратегии – текущее планирование и организация исполнения разработанных планов возложена на органы исполнительной власти и оперативного управления бюджетом. Бюджетное планирование в управлении бюджетной системой играет ведущую и направляющую роль. Оно обеспечивает взаимное согласование отдельных элементов финансового плана государства или территории государства, способствует выявлению и мобилизации имеющихся внутренних резервов, а также позволяет предвидеть возможности привлечение внешних источников финансирования.

Бюджетное регулирование связано с воздействием на различные объекты социально-экономической сферы через бюджет. Бюджетное регулирование как функция управления бюджетной системой позволяет устранить различные проявления диспропорциональности в предусмотренном планом порядке формирования и использования бюджетных ресурсов.

Функция организации бюджетного процесса проявляется в установлении определенного регламента бюджетных процедур. Эта функция выражается в выборе и формировании систем органов управления бюджетами, порядке их подчиненности, установлении прав и обязанностей каждого органа. В результате создается структура органов управления бюджетами, закрепленная в соответствующих нормативных документах.

Важной функцией управления является бюджетный учет. Благодаря учету создается информационная база о ходе исполнения бюджета.

Анализ, осуществляемый в ходе бюджетного процесса, бюджетный контроль и бюджетное стимулирование как функции управления бюджетной системой проявляются и в процессе бюджетного планирования, и в процессе бюджетного регулирования, и в процессе организации исполнения бюджета. Анализ способствует выявлению резервов увеличения доходной базы бюджетов и повышения эффективности использования бюджетных средств. Бюджетный контроль является следствием контрольной функции бюджета. Он позволяет выявлять несоответствие реального состояния бюджетного процесса законодательно определенному его состоянию. Функция бюджетного стимулирования направлена своевременное в полном объеме поступления средств в бюджет, наиболее экономное и наиболее целесообразное их использование. Это касается и связи трудовой активности сотрудников бюджетной сферы с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В группе функций управления бюджетной системой как специальной области управления основными являются:

        Управление доходами бюджета.

        Управление расходами бюджета.

        Оптимизация соотношения между доходами и расходами бюджета.

        Управление межбюджетными отношениями.

Управление бюджетными расходами предполагает установление их оптимальной величины на основе сочетания потребностей в оказании определенных услуг за счет средств бюджета и возможностей их финансирования. Эффективное использование бюджетных средств является важнейшей задачей управления расходами в процессе исполнения бюджета.

Управление бюджетными доходами ориентировано на сочетание необходимости наполнения бюджетного фонда соответствующими ресурсами и возможностями концентрации определенной части ВВП в бюджете.

Одной из важнейших задач является соблюдение соответствия доходной части бюджета его расходной части. Эта задача выполняется благодаря оптимизации соотношения между доходами и расходами бюджета. Следует взвешенно подходить к любому состоянию бюджета. Нерациональное использование излишне полученных бюджетных средств может также как и бюджетный дефицит, привести к негативным социально-экономическим последствиям. С другой стороны, сбалансированное состояние бюджета может не соответствовать избранной стратегии социально-экономического развития государства. Поэтому функция оптимизации соотношения между доходами и расходами бюджета порождает дополнительные функции: управление сбалансированным бюджетом; управление бюджетным дефицитом; управление бюджетным профицитом.

Учитывая многоуровневый состав бюджетной системы, функция управления межбюджетными отношениями предопределяет особенности реализации функций управления расходами бюджетов, управления доходами бюджетом и оптимизации соотношения между доходами и расходами бюджетов разного территориального уровня.

      Бюджетное планирование и бюджетное прогнозирование

Бюджетное планирование является одной из важнейших составляющих системы управления бюджетами и важнейшей составляющей финансового планирования, подчиненного требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Бюджетное планирование является составляющей бюджетного процесса. Оно включает порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.

Результатом бюджетного планирования являются проекты Государственного бюджета и местных бюджетов, которые, пройдя процедуру утверждения, становятся планами, от исполнения которых зависит эффективность функционирования бюджетной системы, как на государственном, так и на местном уровнях.

Бюджетное планирование, являясь функцией управления бюджетной системой, выполняет ряд самостоятельных функций. Василик О.Д. и Павлюк К.Д. выделяют следующие основные функции бюджетного планирования :

    отображение основных направлений бюджетной политики, осуществляемой органами законодательной и исполнительной власти в государстве;

    выбор рациональных путей бюджетного обеспечения предусмотренного уровня социально-экономического развития на основе эффективного использования имеющихся ресурсов;

    осуществление необходимого уровня перераспределения бюджетных ресурсов для достижения темпов и пропорций развития экономики и повышения общественного благосостояния.

Бюджетное планирование имеет следующие преимущества:

    связывает политику и бюджет для достижения долгосрочных планов;

    обозначает финансовое будущее и оставляет время для избежания нежелательных действий;

    улучшает качество принятия управленческих решений;

    позволяет определить альтернативные пути решения проблем;

    способствует совершенствованию процесса формирования бюджета;

    позволяет лучше оценит бюджетные предложения и принять соответствующие решения;

    способствует открытости управления и прозрачности принятия решений.

Организация бюджетного планирования должна базироваться на следующих принципах:

    комплексный подход к основным параметрам социально-экономического развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями;

    оптимальное использование бюджетных ресурсов с целью первоочередного обеспечения бюджетными ресурсами приоритетных направления развития экономики и социальной сферы;

    рациональное определение источников получения бюджетных ресурсов и их перераспределения через звенья бюджетной системы;

    единство применения бюджетных показателей, осуществления бюджетных расчетов, использование единой методологии прогнозирования тенденций и направлений развития;

    научное обоснование планов, предусматривающих реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность, использование прогрессивной методологии, норм и нормативов, а также выбор наилучших методов обеспечения прогнозных заданий необходимыми бюджетными ресурсами с учетом конечных результатов .

Методы бюджетного планирования представлены на рисунке 3.3.

Методы бюджетного планирования разнообразны и в историческом плане не остаются неизменными. Так, с расширением масштабов мобилизации ресурсов и необходимостью более эффективного их использования при разработке бюджета в 60-х годах в развитых странах (сначала в США, а позднее и в других) начали использовать программно-целевой метод, в том числе системный анализ, эконометрические модели, электронно-счетную технику. В 1961 году новая система впервые была внедрена Министерством обороны США и получила название «Планирование – программирование – разработка бюджета» (ППБ). С 1965 года эта система расширилась на другие министерства. По этой методике разрабатывался многовариантный бюджет, который в основном связывался с экономическими программами страны с учетом общих проектов развития. ППБ – это системно-вариантный метод планирования на основе принципа «текущий бюджет».

В настоящее время выделяют четыре основных метода бюджетного планирования:

    коэффициентный;

    нормативный;

    балансовый;

    программирование.

Метод коэффициентов по-другому именуют аналитическим методом. Его суть состоит в изучении экономической конъюнктуры в прошлом и современном периодах и использовании соответствующих коэффициентов по отношению к фактическим результатам исполнения бюджета. Именно этот метод превалирует в настоящее время в Украине, что не способствует эффективному управлению бюджетными ресурсами.

Нормативный метод предусматривает использование системы норм и нормативов. При этом различают следующие типы нормативов:

    Нормативы, которые лежат в основе распределения доходов, полученных субъектами хозяйствования (ставки налогов).

    Нормативы, которые относятся к использованию бюджетных средств:

Нормативы межбюджетного распределения ресурсов;

Нормативы расходов бюджета, учитывающие особенности

отдельных отраслей социальной сферы.

Балансовый метод используется в процессе сбалансированности доходов и расходов бюджета.

Одним из методов планирования доходов и расходов бюджета является программирование, основанное на программно-целевом подходе. Этот метод планирования является наиболее перспективным, так как позволяет с большей эффективностью реализовать поставленную цель.

Одним из действенных инструментов управления бюджетными ресурсами являются прогнозы, которые всегда предваряют планирование. Прогнозирование – это предвидение возможного состояния бюджета государства или какой-либо территории государства. Прогнозы позволяют предположить финансовое влияние текущей политики, экономических тенденций. Прогнозирование поступлений доходов в бюджет тесно связано с их планированием. Финансовые прогнозы доходов и расходов позволяют увязать годовой доход с капитальным бюджетированием, планированием и социально-экономическим развитием.

Цели прогнозирования состоят в следующем:

    определить и оценить возможности сбалансирования доходов и расходов (анализ дефицита).

Для того, что бы быть эффективным прогнозы не обязательно должны быть точными. Например, если прогнозируется недостача доходов через два года, размер дефицита менее важен, чем факт его наличия. Если будут заблаговременно приняты решения для избежания дефицита, значит, прогнозирование как инструмент управления оказался действенен.

В процессе бюджетного прогнозирования используются следующие методы (рис. 3. 4):

    экспертная оценка;

    исторических аналогий и прогнозирования по образцу (анализ тенденций);

    детерминистский подход;

    эконометрическое моделирование;

    анализ финансового влияния.

Экспертная оценка основана на предложениях специалистов в области управления бюджетными ресурсами о будущих доходах и расходах, которые полагаются на свои профессиональные знания. Чаще всего этот метод используется для приблизительной оценки сумм привлечения.

Прошлые тенденции позволяют осуществить прогноз предстоящих изменений. Поэтому методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу подходят для оценки доходов, которые являются постоянными, ежегодно изменяются на постоянную величину или развиваются в предусмотренном направлении.

При детерминистском подходе допускается постоянство отношений между прогнозируемой переменной и определенным другим фактором (например, экономическим и демографическим переменным фактором). Этот метод может использоваться для оценки налогов, связанных с конкретным количеством проданных или купленных товаров, или расходов, связанных со стандартом предоставления услуг на определенном уровне.

Эконометрическое моделирование устанавливает отношения между переменным доходом или расходом и рядом «причинных» или пояснительных факторов. Используется в отношении переменных, находящихся под влиянием циклических изменений.

Анализ финансового влияния рассматривает прямое и «умноженное» влияние на доходы и расходы, имеющее влияние на новое развитие. Используется для прогнозирования дополнительных налоговых поступлений и расходов на услуги, связанными со строительством нового жилья.

В бюджетном прогнозировании большое внимание уделяется демографическому прогнозированию, позволяющему выявить бюджетные приоритеты. Объем расходов бюджета находится в тесной зависимости от количества потребителей социальных услуг. Эту функциональную зависимость можно описать корреляционно-регрессионным уравнением.

      Бюджетное регулирование

Бюджетное регулирование представляет собой воздействие со стороны государства или территориальных органов власти на процесс общественно воспроизводства через использование бюджетного механизма с целью создания благоприятных условий функционирования народного хозяйства.

Бюджетное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики. Бюджетное регулирование тесно связано с такими формами государственного регулирования, как денежно-кредитное регулирование, ценовое регулирование и др. Оно проявляется в процессе использования бюджета как инструмента управления. При этом система управления бюджетом становится во многом тожественной системе бюджетного регулирования. Поэтому бюджетное регулирование имеет очень широкую и разнообразную направленность.

Объективность бюджетного регулирования обусловлена необходимостью реализации государственной политики социально-экономического развития. Государственный и местные бюджеты являются основными инструментами регулирования в рыночных условиях, применяемыми государственными и территориальными органами власти в ходе воздействия на социально-экономические процессы. Бюджет занимает ведущее место в системе создания благоприятной финансовой среды развития рыночных отношений. Поступления в бюджет прямо зависят от состояния производства. В свою очередь возможность содержать социальную сферу, обеспечивать социальную защиту населения зависит от состояния поступлений в бюджет. Формирование доходной и расходной частей бюджета связано с основными макропоказателями экономического и социального развития государства и его территориальных образований на соответствующий год. Для поддержания экономической стабильности, обеспечения сбалансированности развития различных экономических сфер важное значение имеет своевременная корректировка бюджетных доходов и расходов.

Бюджетное регулирование в демократических государствах очень тесно связано с социальным регулированием. Эта связь основана на развитии социального блока статей бюджета, на решении вопросов выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, на решении вопросов социальных выплат и других вопросов.

Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя в условиях рыночной экономики оно не имеет такого решающего значения как в административно-командной. В условиях перехода к рыночным отношениям меняются методы воздействия бюджета на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство.

Социально стабилизирующим фактором выступает структура расходов государственного бюджета. Этот фактор оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. Структура расходов существенно меняется в периоды подъема и спада экономики. Так, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные нужды, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры – сокращаются .

В процессе бюджетного регулирования можно применять синтез трех основных методов: нормативный, коэффициентный, балансовый. Одновременно с балансовым методом применяется ряд взаимосвязанных методов: налоговый, перераспределения, дотации, субвенции. Налоговый метод дает возможность иметь платежи по установленным нормативам и ставкам. Налоговый метод является достаточно действенным способом воздействия на социально-экономические процессы. Метод перераспределения дает возможность через нормативы отчислений регулировать бюджеты и при несбалансированности доходной и расходной частей бюджета провести их сбалансирование на основе использования метода дотаций, субсидий и субвенций.

Особое место в системе методов бюджетного регулирования занимают методы регулирования инвестиционного и инновационного развития. Выделяют три основных метода:

    привлечение собственных средств, полученных в результате текущих поступлений;

    привлечение средств на основе подряда;

    государственный или коммунальный кредит.

На местном уровне во многих государствах распространено привлечение средств для капиталовложений на основе концессии (другое название «программа СЭП» - строительство, эксплуатация, передача). При таких условиях коммерческие компании строят потенциально прибыльные объекты (например, системы водоснабжения или отопления) и какое-то время их эксплуатируют, пока за счет текущих доходов не будут покрыты все капитальные расходы. По окончанию заранее оговоренного срока объект передается в собственность и непосредственное управление муниципалитету.

Существуют несколько форм бюджетного регулирования.

К формам бюджетного регулирования относят:

    централизованную, осуществляемую Министерством финансов с целью выравнивания возможностей получения доходов и финансирования расходов всеми местными органами государства;

    децентрализованную, основой которой является финансовая самостоятельность местной власти;

    финансовое обеспечение всех звеньев бюджетной системы;

    обеспечение бюджетным финансированием всех отраслей народного хозяйства 32.

Основная часть вопросов в области бюджетного регулирования связана с регулированием межбюджетных отношений, что выделяет эту сферу в системе бюджетного регулирования в отдельную подсистему.

Регулирование межбюджетных отношений означает деятельность по обеспечению соответствия между законодательно закрепленными за бюджетами полномочиями на обеспечение расходов и бюджетными ресурсами, предназначенными для реализации этих полномочий. Во многом регулирование межбюджетных отношений осуществляется в рамках бюджетного регулирования территориального развития. Бюджетное регулирование территориального развития - это организуемая на уровне управления соответствующей территориальной системы деятельность по использованию всех аспектов межбюджетных отношений в целях повышения уровня жизни населения территориальных образований, составляющих данную систему. Целью бюджетного регулирования территориального развития является устойчивое развитие каждой территории государства при сохранении целостности позитивных тенденций развития государства независимо от формы государственного строя, закрепленного конституционно, и независимо от выбранной формы организации межбюджетных отношений.

Принципы регулирования межбюджетных отношений представлены на рисунке 3.5.

В основе функционирования демократического государства лежит принцип социальной справедливости. А значит в основе регулирования межбюджетных отношений – принцип социально-экономической справедливости. Условием гармоничного развития общества является государственное регулирование на основе выработки рационального соотношения между частными и общественными, территориально разнообразными интересами. При этом очень сложным является установление разумной меры сочетания всех интересов, которая бы способствовала предупреждению социальных конфликтов и была направлена на гармоничное развитие общества. В основе регулирования межбюджетных отношений должно лежать устранение существенных отличий в бюджетном обеспечении населения разных территорий государства c учетом их социальных, экономических и экологических особенностей. То есть должен соблюдаться принцип территориального равенства, под которым следует понимать право разных территорий на равную бюджетную обеспеченность с учетом особенностей территориального развития.

Базисные принципы

    социально-экономическая справедливость и территориальное равенство

    межуровневая территориальная целесообразность

Прикладные принципы

    соответствие принципам бюджетной системы государства

    соответствие расходов бюджета полномочиям, закрепленным за определенным уровнем территориального управления

    максимальное обеспечение каждого звена бюджетной системы устойчивыми и регулярными поступлениями, необходимыми для реализации полномочий по решению задач комплексного развития территории

    определение степени необходимой самостоятельности территориального бюджета

    бюджетный комменсализм

Рис. 3.5 Принципы регулирования межбюджетных отношений

Следующим принципом регулирования межбюджетных отношений является межуровневая территориальная целесообразность, что означает необходимость распределения различных видов расходов между государственным и территориальными бюджетами, а также между территориальными бюджетами на основе максимально возможного приближения оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Принцип социально-экономической справедливости и территориального равенства и принцип межуровневой территориальной целесообразности являются базисными принципами регулирования межбюджетных отношений. Из принципов базисных вытекает ряд прикладных принципов. Среди них, прежде всего, следует назвать соответствие принципам бюджетной системы государства. Данный принцип означает необходимость соответствия организации межбюджетных отношений принципам бюджетной системы государства. Несовершенство последних или невозможность их реализации может снизить эффективность бюджетного регулирования.

Принцип межуровневой территориальной целесообразности порождает принцип соответствия расходов бюджета ответственности, закрепленной за определенным уровнем территориального управления. Согласно этому принципу в 70-х годах 90 процентов всех государственных расходов на образование и профессиональную подготовку в США, Канаде, Великобритании и других странах, 99 процентов государственных расходов в США, ФРГ, Канаде на здравоохранение осуществлялись за счет местных бюджетов 37. Это явилось результатом действия тенденций децентрализации государственных финансов в послевоенный период. Аналогичные тенденции наблюдаются сейчас и в Украине.

При распределении доходов между различными уровнями бюджетов должен соблюдаться один из главных принципов - максимальное обеспечение каждого звена бюджетной системы устойчивыми и регулярными поступлениями, необходимыми для реализации полномочий по решению задач комплексного развития территорий. Такой подход способен содействовать расширению самостоятельности местных органов власти в составлении и исполнении своих бюджетов и усилению их влияния в регионах на производство, доходность и рентабельность субъектов хозяйствования 27.

Главной целью бюджетных дотаций, субвенций является оказание финансовой помощи и сбалансирование местных бюджетов тех территорий, которые имеют меньший налоговый потенциал. При этом регулирование межбюджетных отношений должно базироваться на принципах комменсализма, когда одна подсистема “живет” за счет другой, не причиняя ей ущерба . В системе межбюджетных отношений в основном отсутствуют прямые связи по горизонтали. Но любые межбюджетные отношения основаны на перераспределении ресурсов, мобилизуемых на экономически более сильных территориях, к территориям экономически более слабым. Отсюда и деление территорий на доноров и реципиентов. Под бюджетным комменсализмом следует понимать использование бюджетных ресурсов одного бюджета, формируемых за счет средств другого бюджета, без ущерба для последнего. Это касается не только выделения официальных трансфертов, но и условий предоставления бюджетных ссуд, изъятия средств. Этот принцип следует учитывать и на стадии формирования территориального бюджета: в процессе определения нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, которые дифференцированы для территорий равного уровня, или определяется размер дотации выравнивания.

Практика реализации принципов регулирования межбюджетных отношений зависит от соответствующих конституционных положений, а также особенностей организации и принципов построения бюджетной системы, ее структуры и взаимосвязи между отдельными звеньями.

В зависимости от применяемых методов бюджетное регулирование может осуществляться в виде процентных отчислений, трансфертов, бюджетных ссуд. Процентные отчисления производят от общегосударственных налогов и сборов, составляя регулирующие доходы территориальных бюджетов. Трансферт представляет собой адресную финансовую помощь территории, нуждающейся во внешнем пополнении доходной базы.

Бюджетные ссуды используются для ликвидации временных кассовых разрывов. По отношению к составным частям бюджета существует два вида бюджетного регулирования - регулирование доходов и регулирование расходов территориальных бюджетов.

В зависимости от направлений воздействия на бюджетные уровни различают бюджетное регулирование по вертикали и бюджетное регулирование по горизонтали. Бюджетное регулирование по вертикали затрагивает отношения вышестоящего и нижестоящего бюджетов. Бюджетное регулирование по горизонтали основано на сопоставлении потребностей в бюджетном обеспечении бюджетов одного уровня.

Как было выяснено, бюджетное регулирование всегда ориентировано на приоритетность государственной политики территориального развития. В последнее время во многих странах получила распространение политика территориального выравнивания. В связи с этим появился такой вид бюджетного регулирования как бюджетное выравнивание.

Чаще всего бюджетное выравнивание рассматривается как часть финансового выравнивания, исследованию возможностей применения которого в последнее время стало уделяться внимание. Под финансовым выравниванием понимается перераспределение финансовых ресурсов в пользу уровней власти, имеющих вертикальные и горизонтальные фискальные дисбалансы. Поэтому под бюджетным выравниванием естественно следует подразумевать перераспределение бюджетных ресурсов между различными уровнями власти с целью ликвидации диспропорциональности территориального развития. Бюджетное выравнивание осуществляется по двум направлениям - выравнивание доходов и выравнивание расходов. Результатом суммарного действия является выравнивание разрыва в бюджетном обеспечении социально-культурных потребностей жителей различных территорий. В основе вертикального бюджетного выравнивания лежит соответствие финансовых возможностей определенного уровня власти его полномочиям. Горизонтальное выравнивание направлено на выравнивание уровня жизни жителей различных территорий. Этот вид выравнивания может быть однофакторным и многофакторным. Однофакторное горизонтальное выравнивание по-другому называют уравнением 1 (например, сумм бюджетных доходов и расходов в расчете на душу населения). Многофакторное горизонтальное выравнивание, как правило, достаточно сложно в осуществлении, производится на основании специальных формул бюджетного выравнивания.

Методы регулирования межбюджетных отношений делятся на следующие группы:

    установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

    перераспределение самих бюджетных источников;

    безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих;

    бюджетные ссуды.

Установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета осуществляется при помощи нормативного метода. Нормативы могут быть едиными для всех территорий одного порядка и дифференцированными.

Перераспределение самих бюджетных источников осуществляется на основе полной или частичной (в твердо фиксированном проценте) передаче, как правило, на длительный период, источников доходов вышестоящими органами власти нижестоящим.

Безвозмездная помощь бюджетам оказывается в виде дотаций, субсидий и субвенций, представляющих группу межбюджетных трансфертов. Согласно Бюджетному кодексу Украины межбюджетные трансферты делятся на:

    дотацию выравнивания;

    субвенцию;

    средства, передаваемые в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов;

    другие дотации.

Долгое время финансовая наука считала законом равновесие бюджета, его бездефицитность. Дж. Кейнс впервые публично заявил, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для экономики. В настоящее время финансовое положение страны считается нормальным при дефиците 2 – 3 % от ВВП.

Выделяют четыре основных концепции регулирования бюджетного дефицита:

    Концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов.

    Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла.

    Концепция функциональных финансов.

    Концепция равновесного бюджета.

Согласно концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов дефицит рассматривается как положительное явление. Считается, что расходы способствуют росту благосостояния страны, это влияет на увеличение доходов получателей бюджетных средств, стимулирует покупательский спрос.

Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает, что дефицит, возникающий в период экономического спада, может быть ликвидирован в ходе экономического подъема. Для этого необходимо применять меры жесткой фискальной политики.

Основным положением концепции функциональных финансов выступает главная цель государственных финансов - обеспечение макроэкономического равновесия. Таким образом, главной считается задача стабилизации экономики. При этом не важно, выполняется ли задача сбалансирования бюджета.

Последняя концепция выдвигает как необходимое условие функционирования бюджета его ежегодное сбалансирование.

Существует практика финансирования, т.е. покрытия, дефицита бюджета. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться двумя основными способами:

    государственный заем;

    эмиссия новых денег.

Если на предприятии составляются бюджеты (то есть, некие финансовые планы), то можно ли сказать, что там внедрена система бюджетирования? Чаще всего, после близкого знакомства с тем как составляются и используются бюджеты, следует отрицательный ответ. Понимание того, что же собственно такое – бюджетное управление – пока довольно редкое явление даже среди руководителей финансовых служб предприятий. Между тем сам термин “бюджетирование” широко используется и привлекает к себе внимание, как модная управленческая технология. На наш взгляд, пора внимательно разобраться, какие принципы являются ключевыми для технологии бюджетирования, чтобы отличать “правильное” бюджетирование от “ложного”.

Бюджеты – это планы деятельности предприятия и различных его структурных единиц, выраженные в финансовых показателях. Основное назначение бюджетов – это поддержка решения трех управленческих задач:

  • прогноз финансового состояния;
  • сравнительный анализ запланированных и фактически полученных результатов;
  • оценка и анализ выявленных отклонений.

Таким образом, бюджеты только инструменты корпоративного управления. Наличие каких-то бюджетов еще не означает, что ими можно эффективно пользоваться, или что они реально “работают” в контуре управления предприятием.

Мы выделяем семь основных принципов , построения полноценной системы бюджетного управления. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Бюджетирование – это инструмент достижения целей компании

Прежде чем разработать план, нужно определить цели. Планирование без целеполагания – довольно бессмысленное дело. Цели формируются на стратегическом уровне корпоративного управления. Таким образом, бюджетирование является инструментом выполнения стратегии предприятия. С помощью этой технологии обеспечивается неразрывная связь стратегических целей с планами, направленными на их достижение, и обеспечивающими реализацию планов оперативными процессами. Именно бюджетирование приводит стратегию в действие.

Формально можно составлять бюджеты, не заботясь о каких-то там целях. Так часто и делают. Если в этой деятельности и можно найти какой-то смысл, то он состоит лишь в получении финансового прогноза: что получится, если мы будем и дальше “плыть по течению”.

2. Бюджетирование – это управление бизнесом

Основой постановки бюджетирования является финансовая структура . Она должна отражать, прежде всего, структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие. Если предприятие ведет несколько бизнесов, являющихся относительно самостоятельными источниками прибыли, то каждый бизнес должен иметь собственные бюджеты. Это необходимо для того, чтобы правильно оценить результаты деятельности по каждому направлению, обеспечить эффективное управление каждым из них.

Опять же можно формально составить единый бюджет компании, не занимаясь трудной задачей построения правильной финансовой структуры. Это тоже достаточно распространенная ситуация. Польза от такого бюджета ничтожна. По нему невозможно определить, где возникает прибыль, а где она “проедается”, какие целевые показатели установлены для руководителей различных структурных единиц, и в какой мере они достигнуты. Другими словами, такой бюджет, как инструмент управления бесполезен.

3. Бюджетирование – это управление на основе сбалансированных финансовых показателей

Прежде чем приступать к разработке бюджетов, необходимо определить, на какие финансовые показатели ориентируется руководство предприятия, какие индикаторы принимаются в качестве критериев успеха деятельности компании на период планирования. Эти показатели должны быть связаны со стратегическими целями и определены предельно конкретно. Например, сказать, что мы выбираем в качестве одного из ключевых показателей прибыль, значит ничего не сказать. Прибыль может быть долгосрочной или текущей, поэтому ее нужно связать с временным периодом. Кроме того, прибыль может быть маржинальной, валовой или чистой. Этот выбор определяет приоритеты для руководителей компании и менеджеров всех уровней.

Кроме того, финансовые показатели должны быть сбалансированы , поскольку улучшение одного показателя часто ведет к ухудшению другого. И, наконец, показатели должны представлять систему, охватывающую все элементы финансовой структуры.

Сбалансированная система целевых финансовых показателей и ограничений составляет “архитектуру” системы бюджетирования, в соответствии с которой разрабатываются бюджеты.

4. Бюджетирование – это управление с помощью бюджетов

Главными инструментами технологии бюджетного управления являются три основных бюджета:

  • Бюджет движения денежных средств, предназначенный для управления ликвидностью ;
  • Бюджет доходов и расходов, помогающий управлять операционной эффективностью ;
  • Прогнозный баланс, необходимый для управления стоимостью активов компании.

Основные бюджеты составляются не только для компании в целом, но и для каждой бизнес-единицы (центра прибыли), и представляют только “вершину айсберга” бюджетной системы, в которую входит множество взаимосвязанных операционных и вспомогательных бюджетов.

5. Бюджетирование охватывает полный контур управления

Любой управленческий процесс представляет собой замкнутый контур, включающий этапы планирования, контроля, анализа и регулирования. По результатам последнего этапа могут приниматься решения о перераспределении ресурсов, корректировке планов, поощрении отличившихся, наказании виновных и т.д.

Тем не менее, в процессе бюджетирования нередко выделяется только функция планирования. Очевидно, что если план не “работает” как инструмент контроля и анализа достигнутых результатов, не служит основой для построения системы мотивации менеджеров и сотрудников, его значение обесценивается.

6. Бюджетирование охватывает все уровни управления

Одним из важных признаков эффективной системы бюджетирования является ее “тотальное” распространение на все уровни организационной структуры. Вовлечение в процесс бюджетирования каждого сотрудника, отвечающего за ту или иную “строку” бюджета позволяет решить несколько важных задач:

  • Снижение сложности процесса бюджетирования путем его децентрализации (чрезмерно централизованный бюджет сложно разрабатывать, корректировать и отслеживать его исполнение).
  • Повышение ответственности конкретных исполнителей путем делегирования им полномочий и ответственности за выполнение определенных показателей бюджета.
  • Построение эффективной системы мотивации, связанной с финансовыми планами компании.

Важно понимать, что бюджетирование – это коллективное планирование , в котором участвуют менеджеры всех уровней управления. Последовательное согласование планов на всех уровнях организации сходно с процессом заключения договора между “управленцами” компании о достижении согласованного результата. Поэтому бюджет можно определить как договор между участниками финансового управления о согласованных действиях, направленных на достижение целей компании.

7. Бюджетирование осуществляется на регулярной основе

Нередко разработанный план кладется “на полку” до конца года, когда придет время подводить итоги. Ясно, что такой план бесполезен, а время, ушедшее на его разработку, потрачено впустую.

Бюджетирование, как всякий управленческий процесс, должно осуществляться непрерывно . Утвержденный план – это только основа для продолжения работы по планированию. Вполне справедливым является наблюдение, что всякий план устаревает в момент его утверждения. Причина этого в постоянном изменении условий и параметров, которые послужили основой для подготовки планов. Меняется также наше понимание и оценка ситуации и возникает постоянная потребность вносить коррективы в разработанные планы. Осознание этой вечной неудовлетворенности результатом планирования побудило однажды генерала Эйзенхауэра воскликнуть: “Планы – ничто, планирование все!” Действительно, процесс планирования, в некотором смысле важнее результата, на получение которого он направлен. Поскольку именно в ходе планирования руководители всех уровней коллективно вырабатывают согласованные подходы к решению проблем, осмысливают стоящие перед ними задачи, оценивают ограничения, возможности и риски.

Подводя итог, дадим определение бюджетного управления, резюмирующее рассмотренные выше положения.

Бюджетирование – это технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей.

В данной статье изложены только самые общие положения концепции бюджетного управления. В действительности не существует каких-либо обязательных требований к тому, как нужно использовать бюджеты для управления предприятием. В отличие от бухгалтерского учета, здесь нет утвержденных рекомендаций и правил. Внедрение технологии бюджетного управления – это творческий процесс, в котором следует руководствоваться пониманием “механизмов” управления, знанием собственного бизнеса и здравым смыслом.

Осуществить переход к бюджетному управлению не так сложно и дорого - достаточно поставить перед собой цель, изучить механизм бюджетирования, привлечь к данной работе программиста для создания дополнительных отчетов в 1С. На первом этапе этого будет достаточно для получения фактических данных по расходам каждого центра финансовой ответственности (далее - ЦФО). Затем к фактическим данным добавить плановые - и можно составлять сводный бюджет по предприятию. Руководство это сразу одобрит и попросит максимальную детализацию. На данном этапе можно будет говорить о приобретении дополнительного программного продукта. Для начала финансово-экономическому отделу нужно понять и правильно использовать механизм бюджетирования, вовлечь в это дело персонал (в том числе руководителей ЦФО) и включить пункт о выполнении бюджетных показателей в мотивационные программы каждого участника процесса. А если мотивационные программы еще не разработаны, то бюджетирование может служить основой для их создания.

Бюджетирование (бюджетное управление) - оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования. Это зависит как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования , необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать собственные цели и использовать собственные средства и инструментарий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Основной (общий) бюджет - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет собой итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).

Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации они находятся. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце отчетного периода он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

  • сверху вниз;
  • снизу вверх;
  • снизу вверх/сверху вниз.

Подход сверху вниз означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода - слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход снизу вверх применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, своих отделов, которые потом объединяются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Руководителям среднего и высшего звена в этом случае предстоят согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам могут завышаться, а по доходам - занижаться, чтобы при невыполнении получить более-менее ожидаемый результат.

Подход снизу вверх/сверху вниз является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

В общем случае можно выделить четыре этапа постановки системы бюджетирования .

Этап I. Утверждение организационной структуры. Как правило, на некоторых предприятиях не уделяется должного внимания созданию и утверждению организационной структуры, а это - важный документ для перехода к бюджетному управлению. Задача данного этапа - проведение ревизии оргструктуры и утверждение ее состава и формы генеральным директором. Для удобства работы она представляется в виде иерархического списка .

Пример 1

Торгово-производственное предприятие производит продукты питания и реализует их оптом различным группам покупателей. Также предприятие оказывает консультационные услуги и сдает помещения в аренду. У предприятия имеется:

  • производственный участок;
  • склад для хранения сырья и готовой продукции;
  • собственная логистическая служба.

Административные функции (управление персоналом, секретариат, юридическая служба, бухгалтерия, финансовый отдел и др.) осуществляются централизованно для всех видов бизнеса. Решение о приобретении внеоборотных активов на предприятии принимает Совет директоров.

Организационная структура для данного предприятия представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Организационная структура для торгово-производственного предприятия

Этап II. Формирование финансовой структуры. Цель второго этапа (формирования финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. Она разрабатывается на основе финансовой структуры. В рамках данной работы из организационных звеньев (подразделений) формируются ЦФО. На основании разделения ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются исходя из функциональной деятельности центра, выделяется пять основных типов ЦФО :

1) центры инвестиций (ЦИ);

2) центры прибыли (ЦП);

3) центры маржинального дохода (ЦМД);

4) центры дохода (ЦД);

5) центры затрат (ЦЗ).

Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом доходов и/или расходов, спланированных на текущий период. Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей. Каждый ЦФО действует на основе собственного положения о ЦФО.

Для объединения ЦФО в финансовую структуру существуют определенные правила (рис. 2). Одно из правил бюджетирования: списание накладных расходов осуществляется по системе «директ-костинг». Система «директ-костинг» - распределение накладных расходов согласно определенной базе, что применимо для управленческого учета, но не применимо для бюджетного управления.

Рисунок 2. Финансованя структура объединения ЦФО

Финансовая структура показывает, как управлять бизнесом с помощью ЦФО (табл.1).

Таблица 1. Управление бизнесом с помощью ЦФО

№ п/п Организаторское звено Типы ЦФО
ЦИ ЦП ЦМД ЦД ЦЗ
1 Совет директоров + - - - -

Предприятие

Продажи продукции

Продажи по направлениям

Производство № 1

Производство № 2

Техническая служба

Технологическая служба и ОКК

Снабжение

Расходы на продажу

Отдел продаж

Отдел логистики

Доходы от сдачи в аренду

Расходы от сдачи в аренду


Управление

Администрация

Бухгалтерия и ФЭО

Отдел персонала

Юридическая служба

Далее создается справочник центров финансовой ответственности (Справочник ЦФО ) с закреплением за каждым ЦФО ответственного лица. В базе 1С добавляется дополнительный справочник и при вводе документа выбирается соответствующий ЦФО (табл. 2).

Таблица 2. Справочник ЦФО

Вид ЦФО

Наименование ЦФО

Ответственный сотрудник (должность)

Совет директоров

Председатель совета директоров

Предприятие

Генеральный директор

Продажи продукции

Коммерческий директор

Продажи по направлениям

Руководитель отдела продаж

Производство № 1

Начальник производства

Производство № 2

Начальник производства

Техническая служба

Главный механик

Начальник склада

Технологическая служба и ОКК

Главный технолог

Снабжение

Начальник отдела снабжения

Расходы на продажу

Руководитель отдела маркетинга

Отдел продаж

Руководитель отдела продаж

Отдел логистики

Начальник отдела логистики

Коммерческий директор

Доходы от сдачи в аренду

Коммерческий директор

Расходы от сдачи в аренду

Коммерческий директор

Оказание консультационных услуг

Генеральный директор

Доходы от оказания консультационных услуг

Генеральный директор

Расходы от оказания консультационных услуг

Генеральный директор

Управление

Генеральный директор

Администрация

Генеральный директор

Бухгалтерия и ФЭО

Финансовый директор

Отдел персонала

Начальник отдела персонала

Юридическая служба

Начальник юридического отдела

Отдел информационных технологий

Начальник отдела информационных технологий

Немного усложнив отчетность, можно добиться получения отчетов в разрезе ЦФО и статей затрат. Для этого при вводе в базу 1С таких документов, как выписка банка, кассовые документы, перемещение материалов, услуги сторонних организаций, бухгалтерская справка и прочие документы, относящиеся к затратной части или движению денежных средств, заполняются дополнительные аналитики:

  • статья затрат (доходов);
  • ставка НДС (в случае необходимости).

Это важно! Учет можно организовать для нескольких юридических лиц. Сводный отчет при выборе группировки по ЦФО и статье затрат будет выглядеть следующим образом (см. табл. 3).

Пример 2

За январь предприятие произвело следующие расходы:

  • приобретен электропогрузчик - 1 млн руб.;
  • оплачена связь отделу продаж - 1 тыс. руб.;
  • оплачена связь складской службе - 1,5 тыс. руб.;
  • аренда офисных помещений - 50 тыс. руб.;
  • электроэнергия производства - 10 тыс. руб.;
  • семинар бухгалтерии - 3 тыс. руб.

За месяц получаем следующий отчет.

Таблица 3. Отчет произведенных предприятием расходов за месяц

Показатель

ЦИ «Совет директоров»

ЦЗ «Отдел продаж»

ЦЗ
«Админи-
страция»

ЦЗ «Произ-
водство
№ 1»

ЦЗ «Склад»

ЦЗ «Бухгал-
терия
и ФЭО»

Приобретение
внеоборотных
активов

Сотовая связь

Аренда офисных
помещений

Электроэнергия
производства

Консультационные
услуги


Итого

1 000 000

Для формирования доходов необходимо создать справочник доходов и разнести банковскую выписку в соответствии со статьями доходов и ЦФО.

Таким образом, собрав доходы и расходы, составляем бюджет движения денежных средств группы компаний.

Этап III. Определение видов бюджетов. В ходе проведения третьего этапа определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их внутренняя структура на основе справочников бюджетных статей. На данном этапе определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

Все ЦФО формируют свои бюджеты по статьям затрат на основании фактически полученных данных, которые мы уже можем получать из 1С, и в соответствии с целями предприятия на их основе создаются три основных прогнозных бюджета :

1) бюджет о движении денежных средств (БДДС) - управление ликвидностью;

2) бюджет доходов/расходов (БДР) - управление рентабельностью;

3) бюджет баланса (управленческий баланс) - управление стоимостью бизнеса.

Эти прогнозные отчеты на стадии планирования дают возможность представить в конкретных значениях то состояние предприятия, к которому оно придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению целей. Если руководство путем анализа убеждается, что такой результат его устраивает, то планы принимаются к исполнению, если нет - процесс повторяется, пока не будет найден оптимальный вариант. Подготовленный и согласованный прогнозный бюджет после анализа на соответствие поставленным целям утверждается руководством и становится директивным документом, обязательным к исполнению для всех ЦФО и предприятия в целом.

Этап IV. Разработка внутренней учетной политики, системы планирования, анализа и регламентация. В результате проведения четвертого этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета, в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов. Определяется порядок планирования - от формирования плана продаж до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формата документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.

Анализ осуществляется на всех стадиях бюджетного управления - сначала анализируются планы, потом анализируются возникающие отклонения в текущем режиме. Последним проводится анализ отчетности о фактическом выполнении бюджета ЦФО и всего предприятия как на промежуточных этапах (неделя, месяц, квартал), так и после завершения бюджетного периода (года).

Данные анализа используются для принятия управленческих решений - в текущем режиме; после завершения бюджетного периода и формирования нового бюджета - для корректировки планов на следующий плановый период. Следует разработать бюджет на следующий год, и далее действия повторяются.

Завершается весь процесс составлением регламентных документов (внутреннего законодательства):

  • Положение о финансовой структуре;
  • Положение о центрах финансовой ответственности;
  • Положение о бюджетах;
  • Положение об учетной политике;
  • Положение о планировании;
  • Положение о финансово-экономическом анализе.

Желательно, чтобы данные документы были разработаны и процесс осуществлялся независимо от изменения состава сотрудников финансового отдела или руководителей ЦФО. Когда процесс отлажен, формализован и наглядно представлен (допустим, в табличной форме), то временные издержки минимальны, а точность и результат максимальны.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации