Вера Васильевна Горностаева (1 октября 1929, Москва - 19 января 2015, там же) - советская и российская пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, публицист. Профессор и заведующая кафедрой специального фортепиано Московской консерватории. Президент Московского Союза музыкантов. Народная артистка РСФСР (1988).
Родилась в семье пианистки и инженера.
С 1937 обучалась в Центральной музыкальной школе.
В 1952 окончила МГК имени П. И. Чайковского, а в 1955 - аспирантуру по классу фортепиано (Г. Г. Нейгауза), после которой сразу начала преподавательскую и концертную деятельность.
По мнению советских музыковедов Я. М. Платека и Л. Г. Григорьева, «Горностаева раскрывает свои исполнительские возможности едва ли не на все сто процентов - примета и сильных характеров, и (главное!) умов незаурядных».
С момента окончания аспирантуры Московской консерватории (1955) преподавала в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (195559).
С 1959 - в Московской консерватории (профессор с 1966 года).
Среди учеников Веры Горностаевой:
Этери Анджапаридзе, Павел Егоров, Сергей Бабаян, Дина Иоффе, Валерий Сигалевич, Марат Губайдуллин, Вадим Агеев, Семён Кручин, Александр Палей, Александр Слободяник, Михаил Ермолаев, Ирина Чуковская, Вадим Холоденко, Карен Корниенко, Андрей Гугнин, Иво Погорелич, Елена Татулян, Алексей Ботвинов.
Дочь - Ксения Кнорре (1953 г.р.), пианистка. Внуки - Лика Кремер (актриса и телеведущая), Лукас Генюшас (пианист).
Вера Васильевна Горностаева написала много статей об известных российских исполнителях, в том числе о Ю. А. Башмете, Г. Г. Нейгаузе, М. В. Плетнёве, С. Т. Рихтере.
Книга:
Статьи:
Президент Московского Союза музыкантов
Лауреат Международного конгресса студентов в Чехословакии (Прага, 1950, II премия)
Удостоена премии журнала «Огонек» за лучшие статьи года (1985)
Награждена «Орденом Почета» (2008)
Родилась в г. Москве. Мать — пианистка, окончила Московскую консерваторию, отец — инженер-экономист. В 1937-1947 гг. обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Е. К. Николаевой), в 1947-1952 гг. — в Московской консерватории (класс Г. Г. Нейгауза), в 1952-1955 гг. — в аспирантуре. Благодаря неослабевающей и разносторонней творческой деятельности имеет в музыкальном мире величайший авторитет:
«Вера — это неповторимое сокровище, родившееся из ладони великого мастера — Генриха Нейгауза. Она первоклассный исполнитель и профессор. Ее ум, гордо и невредимо сохранивший себя вопреки всем резким переменам в российском историческом времени, прочен, как сталь, и вместе с тем гибок...» (японская пианистка Хироко Накамура, предисловие к японскому изданию книги «Два часа после концерта», 2001).
Педагогическую деятельность начала в 1952 г. Преподавала в одной из Детских музыкальных школ Свердловского района Москвы (1952-1953), затем вела класс фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1954-1959).
Была ассистентом профессора А. Л. Иохелеса, который отмечал: «Широкий кругозор, умение видеть перспективу развития каждого ученика, тщательная работа над деталями, не приглушающая, однако, инициативу и индивидуальность ученика, и, главное, творческий подход в интерпретации проходимых со студентом произведений в соединении с безупречным вкусом, позволяют предполагать, что в недалеком будущем Вера Васильевна станет одним из ведущих советских педагогов» (из характеристики. Архив Московской консерватории).
С 1959 г. начала работать на кафедре специального фортепиано Московской консерватории, с 1963 г. — доцент, с 1969 г. — профессор. С 2007 г. — заведующая кафедрой специального фортепиано. Педагогическая работа Горностаевой необычайно многогранна: занятия со студентами, методические сообщения на кафедре, семинары для преподавателей музыкальных школ, училищ, вузов, открытые уроки, консультации, концерты студентов ее класса в различных городах страны.
В 1986 г. состоялся концерт в Большом зале Ленинградской филармонии «Выпускники Московской консерватории по классу профессора В. Горностаевой». Неоднократно принимала участие в международных педагогических семинарах в Болгарии, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии, Японии. Работая по контракту в Токио, провела ряд лекций, открытых уроков, методических конференций. Стремление к расширению характера педагогические деятельности побудило Горностаевой к занятию детской педагогикой.
С 1990 г. начала работать в фортепианной школе «Ямаха-мастер-класс» (Япония), с 1992 г. преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.
По всему миру с триумфальным успехом (М. Л. Ростропович) проходят мастер-классы Горностаевой: в России («Летняя школа Московской консерватории», филармонические мастер-классы в зале Дома ученых и других), Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии, Японии.
В 1993 г. провела мастер-класс в Нью-Джерси (США), в 1995 г. — в Катании (Сицилия) и Палермо (Италия), в 1990-1994 гг. проводила мастер-классы в Мюнхене (многократно). Мастер-класс и участие в жюри в Глазго (Великобритания).
В 1988-1995 гг. проводила серию мастер-классов на ежегодном музыкальном фестивале в Туре (провинция Турень, Франция).
В 1988 г. в газете «Le Моnde» появилась статья, посвященная педагогическому «методу Горностаевой».
С 2002 по 2007 гг. провела мастер-классы в Японии, Франции, США, Польше, Литве, Эстонии и в городах России.
Среди учеников — около 50 лауреатов конкурсов, в том числе:
Многие выпускники класса В. В. Горностаевой занимаются концертной деятельностью, преподают в вузах, училищах и музыкальных школах.
Заведующая кафедрой специального фортепиано
Народная артистка РСФСР (1988)
Горностаева — непременный участник работы различных конкурсов в России и за рубежом (Глазго, Кливленд, Лидс, Афины, Хамамацу в Японии и другие). Председатель жюри на конкурсе детских музыкальных школ Москвы и Московской области (с 1987 г. — трижды). Председатель жюри Международного юношеского конкурса им. С. Рахманинова (1994).
Председатель жюри детского телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Москва, 2002, 2003, 2004). Председатель жюри Международного конкурса им. Г. Г. Нейгауза (2003), председатель жюри юношеского конкурса им. Н. Г. Рубинштейна (2004). Член жюри Международных конкурсов им. М. Каллас в Греции (2004), имени Ф. Шопена в Варшаве (2005), в Кливленде (2005). Председатель жюри Фестивали имени С. И. Танеева (Москва, 2007).
Одно из первых публичных выступлений Горностаевой состоялось в 1953 г. в Большом зале консерватории. В 1956 г. получила II премию и звание лауреата на Международном конкурсе в Праге. С 1955 г. — солистка Москонцерта, с 1957 г. — солистка Всесоюзного государственного концертного объединения, с 1988 г. — солистка Московской государственной академической филармонии.
В репертуаре — произведения Л. ван Бетховена, Й. Брамса, К. Дебюсси, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Шумана, А. Лядова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, А. Скрябина, П. Чайковского, а также А. Бабаджаняна, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича. Играла до 90 концертов в год, концертировала по стране вместе со своими учениками.
С 1960 по 1995 гг. подготовлено и исполнено 15 сольных концертных программ в Большом и Малом залах Московской консерватории, в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а также в других городах СССР; монографии: В. А. Моцарт, Р. Шуман, Й. Брамс, Ф. Шопен, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт; смешанные программы: П. Чайковский — М. Мусоргский, С. Рахманинов — А. Скрябин, С. Прокофьев — Д. Шостакович; симфонические: Л. ван Бетховен, В. А. Моцарт, Й. Гайдн, С. Рахманинов, Ф. Шопен.
Долгие годы творческой дружбы связывают пианистку с выдающимися дирижерами современности В. Федосеевым и С. Сондецкисом, в ансамбле с которыми исполнены концерты для фортепиано с оркестром В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, С. Рахманинова, Г. Галынина, А. Баланчивадзе.
В 1985 г. Горностаевой присуждена премия журнала «Огонек» за лучшие статьи года. В 1991 г. вышла в свет книга «Два часа после концерта» (М.: Советский композитор) 280 стр., тираж 1000 экз. В 1995 г. книга издана в Японии. В 2004 г. вышло 4-е издание книги. Радио- и телепередачи (всего - 80): Генрих Нейгауз, Мазурки Шопена. 67 TV передач из «Останкино», Москва: «Беседы у рояля» (4), Шуман, Шопен, Мусоргский. Цикл «Музыкальный абонемент» (11): Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист. Цикл «Представляем молодых» (10): Ю. Башмет, А. Аблабердыева, И. Медведева, М. Петухов, Д. Иоффе, М. Ермолаев, М. Плетнев, Э. Анджапаридзе, А. Таврилов, Н. Панкова. Цикл «Музыканты о музыке» (8): беседы с Д. Алексеевым, Н. Гутман, Е. Нестеренко, Р. Щедриным, А. Бабаджаняном, Л. Чижиком, В. Спиваковым. VIII конкурс им. П. И. Чайковского (4). Цикл «Из сокровищницы музыкального искусства» (7): Э. Гилельс, М. Плетнев, Э. Анджапаридзе, С. Рихтер, Я. Флиер. Цикл «Открытый рояль» (23). В 1994 г. — запись цикла «Шедевры фортепианной музыки» — 13 передач в форме мастер-класса с юными японскими пианистами для японского TV NHK. Фирма «Ямаха» выпустила этот цикл в шести видеокассетах (1995).
Аннотации к пластинкам
Записи в фонд радио
Пластинки
Компакт-диски
1 октября 2014, в Международный день музыки, пианистке, профессору и заведующей кафедрой специального фортепиано Московской консерватории, народной артистке РСФСР Вере Васильевне Горностаевой исполняется 85 лет.
В канун юбилея Надежда Афанасьева пообщалась с легендой российского исполнительского искусства.
Глухая ночь. Глушь Советского Союза, эвакуация, 1943 год. Звучат аккорды Второго концерта Рахманинова. Это радийная запись – играет сам автор, несколько часов назад скончавшийся за тысячи километров от Родины. Трансляция полузапрещенного автора – диковинка, его официально травят в прессе. На полу босая стоит в наушниках и рыдает девочка четырнадцати лет. Когда ее вскоре застукает проснувшаяся не вовремя воспитательница и накажет за нарушение режима, девочка поклянется исполнить Второй концерт по окончании Консерватории.
И все сбудется. Через 9 лет в стенах, рукоплескавших Сергею Васильевичу, прозвучит произведение всей его жизни. За роялем будет сидеть повзровслевшая девочка Вера Горностаева, в будущем – великая пианистка, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано Московской консерватории и Народная артистка РСФСР. 1 октября она отмечает юбилей – 85 лет.
Столетняя династия, держащаяся на любви к музыке и Рахманинову
– Он был родным, – начинает рассказ Вера Васильевна, расположившись в уютном кресле своей просторной квартиры в центре Москвы.
Ее мама поступила в лучший музыкальный вуз Российской империи за два года до эмиграции знаменитого композитора. Часто сталкиваясь с гениальным человеком в коридорах, она боготворила его. Не пропускала ни одного концерта, доставая билеты любыми путями.
– Одним зимним днем мама упала на улице, поскользнувшись. Встать помог мужчина – высокий, длинная шуба, шапка бобриком. Это был Сергей Васильевич. Потрясение! Не веря своим глазам, мама глядела на него, пока не поняла, что смущает музыканта. Произошел самый обычный диалог – больно ли вы ушиблись, нужна ли помощь, ходите осторожней.
Но сколько было сказано об этом маленьком, врезавшемся в память событии во вскоре образовавшейся семье Горностаевых! Папа Веры Васильевны, с рязанскими корнями, безумно любивший музыку, повстречал свою соседку – маму Веры Васильевны, талантливую армянскую пианистку, домашние занятия которой ему так нравилось слушать.
– Почти 100 лет назад мама переступила порог Московской консерватории, став ее студенткой. Следом за ней я, потом моя дочь, потом внук… В 2016 году исполнится 100 лет нашей династии в стенах Московской консерватории, – объясняет Вера Горностаева. – Мама была знаменитым детским педагогом, я связала жизнь с исполнительством и преподаванием, дочь Ксения Кнорре преподаватель фортепиано в Консерватории, у нее в классе много учеников. Но мой внук Лукас Генюшас сделал самую большую карьеру из всех нас.
“Жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить”
Несколько лет оттачивания мастерства у строгого Генриха Нейгауза, несколько лет настройки вкуса на выступлениях именитых виртуозов Софроницкого, Юдиной, Гринберг, Гилельса и Рихтера, на которых юная Вера Горностаева бегала вместе с друзьями… В 19 лет она уже лауреат конкурса в Праге. В 20 начинает гастролировать.
– Состязаний тогда было мало, мало и победителей, – говорит она. – Было легче пробиться. Я работала в советской империи. После победы была включена в системы, организовывавшие мне концерты по всем республикам СССР, десяткам городов России. Не пускали только за рубеж.
О том, почему пианистку объявили невыездной после ее визитов в Норвегию и Италию, Вера Васильевна может только догадываться.
– Во-первых, я несогласие с режимом не скрывала, – заявляет она. – Удивительно, почему не отправилась в концлагерь. Если был бы обыск в моей квартире – сразу арест. В ней же полно запрещенной литературы! Во-вторых, я посещала церковь. В-третьих, дочка моя вышла замуж за Гидона Кремера. Сегодня он знаменитость. Тогда – сначала невыездной, а потом – невъездной, когда принял немецкое гражданство. Боялись моей эмиграции? Но я не собиралась уезжать из страны. Мы с мужем Юрой Либхабером преданы России. Этого никто не понимал.
Даже после выезда за рубеж в 1990 году и более двух десятилетий работы на чужбине, Вера Васильевна предпочитает ей Россию.
– Критикую Родину, когда я здесь живу, имею право, все, что с ней случается, влияет на меня. Но ругать мою страну при мне? Не стоит, я раздражаюсь.
В 60 лет Вера Горностаева перестала играть на рояле.
– Достаточно, – пожимает плечами она.
За свою жизнь она снялась в 67 передачах по телевидению, воспитала и продолжает воспитывать плеяды талантливых артистов. В ее классе – 15 человек. Ежегодно выпускается один или двое.
– Сейчас я работаю на полную катушку ради любви к роялю и педагогике. Это захватывает. Без любви не обойдешься. Исполнитель, мечтающий только о материальных благах – не артист. Надо жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить. Я счастлива. А вы?
Пианистов много не бывает
– Один чиновник в области культуры при мне заявил, что у нас слишком много пианистов. Так думают те, кто не понимает смысл нашего призвания, – возмущается Вера Васильевна. – Пианисты – это педагоги музыкальных школ и училищ. Это концертмейстеры, необходимые в любом классе школы, училища и консерватории. Пианист – самая востребованная музыкальная профессия! Нас слишком много? Нет, мы находим себе применение.
Плох пианист, не мечтающий стать Рихтером
– Поступающие в консерваторию молодые люди мечтают о большой артистической карьере – как у Рихтера и Гилельса. Это невозможно, – вздыхает Вера Васильевна, – такие таланты рождаются редко.
Шанс на разворот в судьбе исполнителя – победа на одном из четырех престижнейших конкурсов в фортепианном мире.
– Это так называемое каре – имени Шопена в Варшаве, имени Чайковского в Москве, имени королевы Елизаветы в Брюсселе, имени Вана Клиберна в Техасе, – загибает пальцы педагог.
Те, кто не смог выбиться в лидеры, приспосабливаются к жизни в другой профессии.
“Настоящий музыкант не умеет жить без своего инструмента”
– Пианист должен так любить свою профессию, чтобы она была необходимостью. Он должен быть трудоголиком. Настоящий музыкант не умеет жить без занятий на своем инструменте, – взгляд Веры Горностаевой невольно устремляется к угольному роялю, который следит за ней из центра комнаты.
– Профессионалами становятся те, кто прикладывает огромные силы и энергию, как говорил мой учитель – человекочасы за инструментом.
Неотъемлемая часть артиста – мощный характер, считает Вера Васильевна.
– Не обойтись и без таланта учиться – настоящей восприимчивости, понимания.
Карьера музыканта зависит и от целеустремленности, умения пристраиваться, заводить связи.
– Эти качества я не очень уважаю, – хмурит брови профессор.
Московская консерватория живет
– Это по-прежнему лучший музыкальный вуз страны, – уверена Вера Васильевна.
Сравнения с зарубежными заведениями ей только в плюс.
– Как-то в Нью-Йорке я зашла в здание Джулльярдской школы. Архитектурное ничто, Черемушки! Московская консерватория – это чудо. Божественный овал Большого зала, овальная сцена, амфитеатр, овальные портреты, овальный двор, даже ограда вокруг Петра Ильича – овальная. Красота! 4 концертных зала, один другого лучше. Когда я маленькой шла мимо Консерватории в ЦМШ на меня из окон падали аккорды Первого концерта Рахманинова. Я невольно замедляла шаг, прислушивалась. Загоралась желанием попасть туда…
Время бежит, сменяются режимы, умирают и рождаются люди. А настоящая музыка и настоящие музыканты вечны. Поздравляем Веру Васильевну Горностаеву с юбилеем.
Александр Палей, Ирина Чуковская, Александр Слободняк, Иво Погорелич, Лукас Генюшас… у этих и многих иных замечательных пианистов была одна наставница – Вера Васильевна Горностаева.
Творческая судьба Веры Васильевны необычна. Родилась она в столичной интеллигентной семье, рано проявила музыкальные способности. Ее первой учительницей стала мать – педагог-пианист, выпускница консерватории. Внимательно следя за музыкальным становлением дочери, она разглядела неординарную одаренность девочки, и в семилетнем возрасте Вера начала обучаться в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории в классе Екатерины Клавдиевны Николаевой. После окончания школы она стала студенткой Московской консерватории, где ее наставником был Генрих Нейгауз. Знаменитый пианист ценил талант ученицы, называя ее «неповторимым сокровищем». В 1950 г. Вера одерживает победу на международном исполнительском конкурсе в Праге… Казалось бы, далее должна последовать блестящая карьера концертирующего пианиста-виртуоза. Но Вера Горностаева принимает иное решение.
Еще в годы обучения в аспирантуре Горностаева начинает преподавать. В первый год она работала в музыкальной школе, которая располагалась в Свердловском районе столицы. В последующие пять лет Горностаева преподавала в Институте им. Гнесиных, после чего пришла в Московскую консерваторию. В этом учебном заведении она преподавала всю жизнь. Даже когда Вера Васильевна стала прославленным педагогом и могла бы работать в любом из лучших музыкальных учебных заведений мира, она не желала расставаться с Московской консерваторией.
С самого начала своей педагогической деятельности, длившейся более шести десятков лет, Горностаева зарекомендовала себя как мудрая наставница, способная разглядеть перспективу развития любого ученика. Каждое произведение, которое осваивал тот или иной студент, интерпретировалось творчески. Не все ее ученики стали лауреатами международных конкурсов (все-таки педагог – даже такой талантливый, как Горностаева – не может компенсировать того, что не дала природа) – но они становились прекрасными педагогами, исследователями, исполнителями. Что же касается конкурсных побед учеников, для Горностаевой они никогда не были самоцелью – более того, Вера Васильевна была убеждена, что они не всегда идут на пользу. Например, когда ее ученица – семнадцатилетняя Этери Анджапаридзе – удостоилась четвертой премии на Международном конкурсе им. П.И.Чайковского, Вера Васильевна сочла такой результат непомерно высоким: «Успех должен приходить в свое время , – говорила она. – Ведь это очень сильно действующее средство ».
Главное, от чего предостерегала она молодых музыкантов – это опасность «замкнуться» в пределах ремесла, сосредоточившись на достижении близлежащих целей. Самой Вере Васильевне это не грозило – она всегда проявляла себя как активная, разносторонне одаренная личность с широким кругом интересов, и преподавательская деятельность – лишь часть ее творческой жизни, хотя и очень важная.
Среди музыкантов бытует мнение, что человек, сразу после окончания вуза посвятивший себя преподаванию, обречен «умереть» как концертирующий музыкант – ведь для сохранения исполнительской формы необходимы занятия, на которые у человека, полностью «ушедшего» в преподавание, не остается ни времени, ни сил (по этой причине музыканты либо совмещают педагогическую деятельность с исполнительской, либо начинают преподавать уже после того, как оставят сцену). Судьба Веры Горностаевой – блестящее опровержение этого стереотипа. Она никогда не противопоставляла преподавание и исполнительство – напротив, она считала, что работа с учениками (особенно с одаренными) многое дает музыканту. Через несколько лет преподавания она почувствовала, что ей есть что сказать публике, и со второй половины 1960-х гг. она начинает активную концертную деятельность.
Горностаева-пианистка покоряла публику не демонстрацией виртуозности и даже не страстью, а интеллектуальностью своего исполнения, глубиной и утонченностью каждой интерпретации. Большое внимание публики привлекали ее монографические концерты, посвященные творчеству и , сборные программы, в которые включались произведения , и других композиторов.
Деятельность Веры Горностаевой не ограничивалась преподаванием и исполнительством. Она обладала литературным талантом. В газетах и журнала публиковались ее эссе о музыкантах-современниках, а также статьи на актуальные темы: «Человек окончил консерваторию», «Любит ли музыку директор филармонии?», «Размышления у концертного зала». Проявила себя Вера Васильевна и как телеведущая – она вела музыкальные передачи «Представляем молодых» и «Открытый рояль».
Педагогический талант Горностаевой был оценен за рубежом. Ее мастер-классы проводились в различных государствах, а в Японии их даже транслировали по телевидению.
Преподавательскую деятельность Вера Горностаева продолжала до самой смерти в 2015 г.
Все права защищены. Копирование запрещено
Любовь к музыке и служение ей Вера Горностаева пронесла через всю жизнь. Среди учеников Веры Васильевны Горностаевой более пятидесяти лауреатов международных конкурсов.
Имя Веры Васильевны Горностаевой знакомо всему музыкальному миру. Прекрасный музыкант, удивительный педагог, тонкий и интеллигентный человек, Горностаева особенно хорошо известна воспитанникам Московской Государственной Консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения Вера Васильевна провела большую часть своей жизни. Среди выпускников фортепианного факультета немало ее музыкальных “детей” и “внуков”, людей, имеющих счастье учиться у Горностаевой, общаться с ней.
Вера Горностаева родилась в Москве, в интеллигентной семье. Ее отец был инженером-экономистом, мать – музыкальным педагогом, выпускницей консерватории. Стоит ли говорить о том, что первые фортепианные уроки юная Вера получила дома. Мать внимательно следила за музыкальным развитием девочки и вскоре отдала ее в Центральную музыкальную школу. Там Горностаева обучалась у Екатерины Клавдиевны Николаевой, которую потом всю жизнь вспоминала с теплом и благодарностью. А спустя десять лет Вера Горностаева попала в руки к самому Генриху Густавовичу Нейгаузу.
В годы обучения в аспирантуре Вера Горностаева начала свою преподавательскую деятельность. Она работала в одной из детских музыкальных школ Москвы, чуть позже – в институте имени Гнесиных. А через несколько лет после окончания консерватории Горностаева вновь вернулась в родные стены – уже в качестве педагога.
Связь Веры Васильевны с Московской консерваторией – глубокая, сильная, кровная. Ведь и ее мать в свое время училась в этих стенах. Там пианистка получила образование и воспитание, сформировалась как многогранная творческая личность. Этому месту она и решила посвятить всю свою жизнь. Всякий раз, когда ей предлагали перейти на работу в другие музыкальные учреждения (а предлагали многократно, причем лучшие мировые университеты), она удивлялась:
Менять консерваторию? Вы подумайте только, я хожу по коридорам и знаю, что здесь ходили Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Да где, какая консерватория мне может это заменить?
Для многих было загадкой: почему такая блестящая пианистка не стала смолоду делать себе фортепианную карьеру, не ушла с головой в концертную деятельность, а решила посвятить себя преподаванию.
Музыкальный путь Веры Горностаевой не похож на жизненные сценарии большинства известных пианистов. Обычно музыканты заняты в первую очередь концертной деятельностью, и только небольшую часть своего времени они готовы посвятить педагогическим занятиям. Горностаева, напротив, поставила на первое место преподавательскую деятельность.
Вера Горностаева всегда была мудрой женщиной. Она знала: педагогика – это совсем не потеря времени для музыканта. Напротив: тот, кто преподает, получает от занятий такую же огромную пользу, как и тот, кто учится. Работа с одаренным и сильным учеником требует от педагога не только компетентности и собранности, но и мыслительной деятельности, творческого поиска, постоянного анализа, непрерывного движения вперед.
В одном из интервью Горностаева говорила, что именно педагогика сформировала в ней настоящего музыканта. Через несколько лет преподавательской деятельности Горностаева почувствовала, что теперь ей действительно есть, что сказать слушателю через музыку.
Она начала давать регулярные концерты, выезжать на гастроли, записывать пластинки.
Музыка в исполнении Горностаевой всегда преисполняется глубиной и значительностью. В игре Веры Васильевны нет подчеркнутой эмоциональности, нет любви к внешним эффектам, стремления блеснуть техникой. Ни в коем случае. Горностаева всегда спокойна и погружена в музыку.
Неординарная, с собственным творческим почерком, В.В. Горностаева и в жизни, и на сцене всегда вела людей к музыке, и только к ней одной.
Профессионализм в искусстве - средство, благодаря которому человек раскрывает свой внутренний мир. И содержание этого внутреннего мира мы всегда ощущаем и в сборнике стихов, и в пьесе драматурга, и в сольном концерте пианиста. Слышны уровень культуры, вкус, эмоциональность, интеллект, характер.
Игра самой Горностаевой – прекрасное подтверждение этого высказывания. Действительно, в ее исполнительстве можно расслышать очень многое. Не только и не столько силу, яркость исполнения, фразировку, аккордику и мелкую технику, сколько тонкий ум исполнительницы, ее аристократичность, интеллигентность, утонченность… Лучшее в исполнительстве Горностаевой – это музыкальная выразительность.
В своей игре Горностаева полностью реализует свои исполнительские возможности. Рояль беспрекословно подчиняется каждому движению ее руки. Кому-то в игре Горностаевой может не хватить силового напора, энергичности, бури эмоций. Этого в ней действительно нет. Зато есть удивительно тонкие эмоциональные переживания, оттенки и полутона.
Более всего Горностаевой удается лирико-созерцательная музыка, широкая, задумчивая кантилена. Например, звучание второй части “Патетической сонаты” Бетховена в исполнении Горностаевой приближается к абсолютному идеалу. А вот бурная, насыщенная музыка, исполняемая на фортиссимо, впечатляет немного меньше.
Фортепианный язык Веры Горностаевой богат и метафоричен, в ее музыке слышна не одна лишь музыка – игра пианистки открывает слушателю множество образов, стоящих за звучанием, затрагивает образно-ассоциативные сферы, заставляет думать, чувствовать, переживать, смотреть на мир сквозь музыкальную призму.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Действительно, Вере Горностаевой досталась от природы не только склонность к музыке. Она с удовольствием пишет статьи об известных музыкальных исполнителях, с которыми ее сводила жизнь. Вышла в свет и книга “Два часа после концерта”, в которой Горностаева делится своим музыкальным и жизненным опытом.
Ее литературные заметки и очерки читаются очень легко, они написаны живым, тонким и изящным языком. Меткие характеристики, интересные наблюдения – все это делает статьи Веры Васильевны прекрасным чтением для всех, кто в какой-то степени интересуется музыкой.
Прекрасны статьи-зарисовки Горностаевой о Михаиле Плетневе, Юрии Башмете, Святославе Рихтере, эссе о Генрихе Густавовиче Нейгаузе, воспоминания об Александре Слободянике и других своих учениках.
Часто Горностаева пишет о судьбах творческих молодых людей. Рассказывает о своих учениках, размышляет о том, что помогает, а что мешает молодым исполнителям стать большими музыкантами, мастерами своего дела.
За свою жизнь Вера Васильевна видела многое: что происходит за кулисами филармонии, в учебных заведениях, на концертных площадках. Ее довольно резкая статья “Любит ли музыку директор филармонии” совершенно точно отражает ее мнение на этот счет. Но и слишком быстрые и ранние достижения молодых людей настораживают Веру Васильевну. В одной из статей она назвала успех “очень сильно действующим средством”, и действительно, сколько творческих юношей и девушек в жизни не смогли удержать планку, которую сами себе поставили в 17 лет…
Вредит молодым музыкантам, по мнению Горностаевой, и банальное ремесленничество. Страшно, когда талантливый смолоду человек так и не становится артистической личностью, не развивается интеллектуально и духовно, и с возрастом утрачивает свою непосредственность, не получая взамен мудрости и глубокого опыта.
Вера Горностаева известна широкой публике не только по выступлениям на концертной сцене и статьям. Она много выступала на радио и телевидении, вела циклы музыкально-образовательных передач. Некоторые из них и сейчас можно найти в интернете.
Необыкновенно интересно слушать, как Горностаева рассказывает об известных композиторах и их произведениях, тут же иллюстрируя на рояле свою речь. Особой популярностью в свое время пользовались ее телепередачи “Открытый рояль” и “Представляем молодых”.
Помимо всего прочего, Вера Васильевна успевала посещать разнообразные семинары и конференции, посвященные музыкальной педагогике и фортепианному исполнительству. Она постоянно читала доклады и сообщения, давала отрытые уроки и мастер-классы, проводила консультации, всячески помогала молодым музыкантам на пути к совершенству.
Мне приходилось бывать на подобных семинарах и симпозиумах (их именуют по-разному) в Веймаре, Осло, Загребе, Дубровнике, Братиславе и других европейских городах. Но, откровенно говоря, больше всего по душе мне такие встречи с коллегами в нашей стране - в Свердловске, Тбилиси, Казани… И не только потому, что здесь к ним проявляется особенно большой интерес, о чем свидетельствуют и переполненные залы, и сама атмосфера, которая царит на подобных мероприятиях. Дело в том, что у нас, в наших консерваториях, сам уровень обсуждения профессиональных проблем, по-моему, выше, чем где бы то ни было. И это не может не радовать…
Я чувствую, что приношу тут больше пользы, чем в любой другой стране.
Горностаева постоянно говорила о том, что главное в педагогике – не навязывать ученику готовых решений. Создавая и разрабатывая концепцию исполнения для каждого ученика, Вера Васильевна всегда отталкивалась от природных возможностей своих студентов, от их творческой индивидуальности, душевной направленности. По ее мнению, для настоящего педагога нет другого пути, кроме этого. И практика показывает, что Горностаева была полностью права.