Реквием описание. Реквием (Моцарт)

Форма (набор текстов и их последование) как в григорианской мессе разных эпох и разных локальных традиций, так и в композиторских реквиемах, изменчива. В структуру реквиема (в период от Тридентского до Второго Ватиканского собора) обычно входили следующие песнопения ординария и проприя:

  • · Интроит «Requiem aeternam» (Вечный покой даруй им, Господи)
  • · Kyrie (Господи, помилуй).
  • · Градуал «Requiem aeternam»
  • · Тракт «Absolve Domine» (Избави, Господи, души всех усопших верных)
  • · Секвенция «Dies irae» (День гнева)
  • · Офферторий «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе)
  • · Sanctus (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф)
  • · Agnus Dei (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира)
  • · Communio «Lux aeterna» (Да воссияет им вечный свет, Господи)

В состав композиторского реквиема (отчасти также -- структурных вариантов традиционной монодической мессы) могли также входить:

  • · тракт «Pie Jesu» (повторяющий последние строки Dies irae);
  • · офферторий «Hostias et preces tibi, Domine» (Жертвы и мольбы Тебе, Господи);
  • · антифон «In paradisum» (В рай [да сопроводят тебя ангелы]) и «Chorus angelorum» (Ангельский хор), исполняемые на вынос тела из церкви;
  • · респонсорий «Libera me» (Избави меня, Господи, от вечной смерти), который поется во время разрешительной молитвы после мессы.

В композиторских реквиемах канонические тексты градуала, тракта, коммунио нередко опускались. Секвенцию же (вследствие её выгодного для музыкального воплощения драматического колорита) композиторы, наоборот, не только оставляли, но и оформляли отдельные её строфы в обособленные (многие) разделы. Например, в реквиеме c-moll Керубини градуал и тракт есть, а у Моцарта и Верди их нет. У Керубини нет Libera me, но есть в реквиеме Верди. Во всех перечисленных сочинениях «In paradisum» отсутствует. В реквиеме Г.Форе (исключительный случай) нет секвенции (за Kyrie eleison следует офферторий), но включены тракт, коммунио и заключительный антифон «In paradisum». Зачастую Benedictus (из Sanctus) также обособляется в отдельную часть ораториальной композиции.

Реквием написан на канонический латинский текст заупокойной мессы, начинающейся словами «Requiem aeternam» -- «Вечный упокой» и переложенной стихами в поэме Фомы Челанского (ок. 1190--ок. 1260) «Dies irae» (День гнева, в эквиритмическом переводе Майкова День Возмездья). Предположительно, автор поэмы был вдохновлен строками из заупокойной мессы, которые суть преломление отрывка из книги библейского пророка Софонии (Соф. 1, 14--16) Реквием состоит из 12 частей, содержание их -- мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда:

Да тихий светит свет им с миром!

В Сионе славим песнью мы Тебя!

Твоею славою светится Ерусалим!

Услыши, Господь, молитву нашу!

В Тебе наше утверждение!

Вечного покоя подай Ты им, Господи!

Да тихий свет светит им с миром!

Господи, Податель благ!

Боже, Податель благ!

Господи, праведный!

Господи, Податель благ!

День возмездья! Он настанет!

И нежданный, как нагрянет,

Каждый в страхе с ложа вспрянет!

Все народы, все языки,

Все познают день великий

В трубном гласе зов Владыки!

Глас Владыки! Над морями,

Глас Владыки! над морями, над землями,

Над гробами пронесется он громами.

И нежданно, средь живущих,

Поколенья в гробе сущих,

Встанут в ряд на Суд идущих.

И се книга Им раскрыта

И ничто же в ней не скрыто,

Что нам кара, что защита.

Все к престолу станут купно

Где сидит Он недоступный

Судия нам неподкупный.

И тебя он спросит тоже,

Что ты скажешь? Боже! Боже!

Кто мне в помощь будет, кто же?

Царь Небесный! повергаюсь

Пред Тобою! изливаюсь

Весь в слезах!

Ты Спаситель, Царь Небесный,

Ты великой мукой крестной

Искупивший нас чудесно!

Всех призвал Ты к жизни вечной

Нас любовью бесконечной,

Внемли, внемли вопль сердечный!

Нам Тобою путь указан,

Ты биен был, Ты был связан

И поруган, и истязан.

За врага же, что ярился,

Как безумный, и глумился,

Над Тобою, Ты молился.

Всех простил, бо пребывают

Во слепотстве и не знают,

Что творят, что совершают.

Ты нам подал упованье,

Что омоет покаянье

С сердца пятна злодеянья.

Милосердый, повергаюсь,

Пред Тобою, изливаюсь

Весь в слезах, о каюсь, каюсь.

Ах, из сонма осужденных,

Вечной смерти обреченных,

Даруй встать мне в сонм спасенных!

Даруй встать мне пред Тобою,

Милосердым Судиею,

Чисту сердцем и душою.

В оной скорби, о Владыко,

В предстоящий день великий,

Человеку и вселенной

Будь заступник неизменный,

Сыне Божий, будь нам щит святой!

Спящим в гробе дай покой!

Господи Сыне Божий!

Податель благ, податель благ!

Изведи души всех верных рабов Твоих

И всех усопших из муки,

Из вечной муки и из конечной смерти.

Изведи Ты их из челюсти львиной,

Из погибельной муки адовой

Из мрака преисподней.

Да возведет ангел под крылом

Повеленьем Твоим их в царство света!

Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал!

С жертвой и с хвалами к Тебе, Господи! днесь прибегаем;

И молимся за души рабов Твоих,

Молим, память Ты сотвори им вечную.

Даруй им, Господи, из смерти вступити в жизнь века.

Бо Аврааму Ты утешенье издревле преподал.

Свят! свят Господь Бог Саваоф!

Небеса проповедуют славу Господню.

Осанна в вышних!

Слава, слава грядущу во имя Господнее!

Осанна в вышних!

Агнец Божий приявший все грехи мира,

Даруй Ты им вечный мир и блаженство!

Тихий свет да светит им вечно, Господи!

Да светит купно со святыми, ибо благ сей.

Перевод А. Майкова

Музыкальное своеобразие Реквиема Моцарта

Реквием Моцарта -- одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенность, трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.

№1, вступительная молитва Requiem aeternam (Вечный упокой ниспошли Ты им... -- здесь и далее перевод дается не по варианту Майкова, а по безымянному, менее яркому литературно, но более близкому каноническому латинскому тексту и соответствующему музыке) проникнута глубокой печалью. Сопрано соло интонирует мелодию старинного хорала «Господь прославит тебя в Сионе». Центральный раздел первой части -- Kyrie eleison (Господи, помилуй) -- стремительная, захватывающая своим потоком двойная фуга. Традиционная секвенция Dies irae (День гнева), разделенная композитором на шесть отдельных частей, не была завершена. Остались выписанными лишь отрывки пламенной картины Страшного Суда (№2, День предстанет в гневной силе), поочередные выступления солистов (№3, Tuba mirum -- Вострубит труба нам звоном), хоровые мольбы, обращенные к суровому карающему Богу (№4, Rex tremendae -- Царь дрожащего творенья), светлый квартет солистов (№5, Recordare -- О, припомни, Иисусе, за меня Ты путь свой трудный) и, наконец, полный мистических ожиданий №6, Confutatis (Суд изрекши посрамленным), где мрачным возгласам мужского хора отвечают трепетные женские голоса. №7 -- знаменитая Lacrimosa (Слезный этот день настанет), вся пронизанная интонацией горестного вздоха, -- лирический центр Реквиема. Полон драматических призывов и проникновенной мольбы, завершающийся фугой №8 -- Domine Jesu (Господи Боже Христе, царь славы). В №9, Hostias (Жертвы, молитвы Тебе, Господи) благородную, полную внутреннего драматизма мелодию сменяет возвращающаяся фуга из №8.

Партитура Реквиема включает:

  • · Духовые: 2 бассетгорна in F, 2 фагота, 2 трубы in D, 3 тромбона (альтовый, теноровый и басовый)
  • · Ударные: 2 литавры (D, A)
  • · Струнные: скрипки I-II, альты, виолончели, контрабасы
  • · Орган

Вокальные партии представлены четырьмя солистами (сопрано, альт, тенор и бас), а также четырёхголосным хором.

Из двенадцати номеров Реквиема девять написаны для хора и три (Tuba mirnum , Recordare и Benedictus) для квартета солистов.

Глубокая скорбь характерна для первой части (Requiem aeternam - Вечный покой), начинающейся полифоническим изложением темы сначала в оркестре, а затем в хоре. Трагически-скорбное настроение усугубляется тональностью ре минор:


Некоторое просветление вносится на словах Et lux perpetua luceat eis (Да воссияет им вечный свет), что соответствует содержанию текста, а также в момент вступления сопрано соло. Это просветление создается переменой тональности (вместо ре минора -- си-бемоль мажор).

Вторая половина первой части -- это двойная фуга на словах Kyrie eleison. В этой фуге, как и в других полифонических эпизодах Реквиема, Моцарт развивает на новой стилистической основе традиции баховской и генделевской полифонии. Обе темы фуги, контрастируя друг с другом, а потому рельефно выделяясь, звучат одновременно (вторая вступает на втором такте первой темы):



Первая тема с нисходящей уменьшенной септимой в минорной тональности (ре минор) характерна для музыки XVIII века, воплощавшей трагические образы. Вторая тема своей подвижностью, требующей от хора большой техники, придает музыке напряженность развития и динамику. Развитие это захватывает все больший диапазон звучания, обе темы перемещаются в разные голоса по правилам двойного контрапункта. Высшая кульминация достигается в конце фуги, когда все голоса останавливаются на драматическом уменьшенном септаккорде, после чего следует гармонический каданс, завершающийся тоническим аккордом без терции.

Вторая часть - Dies irae (День гнева) - это грозная картина страшного суда. Могучим потоком несется музыка, развивая необычайную динамику подлинно симфонических масштабов, несмотря на относительную краткость этой части:





В этом примере на словах solvet saeclum in favilla обращает на себя внимание мелодический ход, аналогичный самому началу первой части (на словах Requiem aeternam). Но если в первой части это сосредоточенная скорбь, то здесь-- возглас отчаяния.

Подлинный ужас выражен в следующем месте:



Среди хоровых номеров Реквиема особенно потрясают силой драматической выразительности и трагического пафоса, исполняющиеся без перерыва. На фоне бурлящих, вздымающихся фигур сопровождения, басы и тенора вступают друг за другом имитационно:




Им противопоставляются молящие нежные фразы женских голосов (Призови меня):

Создается резкий драматический контраст. При переходе к Моцарт проявил почти невероятную для своего времени смелость и новаторство в области гармонии: начиная со слов Oro supplex et acclinis (Прошу я, молящий и преклоненный) через энгармонизмы и уменьшенные септаккорды совершается ряд нисходящих хроматических модуляций -- из ля минора в ля-бемоль минор, потом всоль минор, в соль-бемоль минор и, наконец, в фа мажор:


Такое постепенное хроматическое понижение тональностей и ходы басов на тритон в момент вступления уменьшенного септаккорда производят впечатление все большего погружения. Это изумительный и редчайший в музыке XVIII века пример колористического использования гармоний.

Через терцквартаккорд ре минора совершается переход к следующей части - (No 7), этой лирической, или точнее лирико-драматической кульминации всего произведения. Фигуры скрипок передают стенания, и на этом фоне в хоре звучит полная печали минорная мелодия:

духовный музыка реквием моцарт

В Реквиеме Моцарта, что обусловлено характером самого жанра, преобладают скорбно-трагические настроения. Но есть контрастирующие части, полные просветления, умиротворенности (квартет - Благословен), торжественного ликования (Свят Осанна в вышних). Но они лишь еще более оттеняют общую глубоко трагическую концепцию произведения.

0 Некоторые подростковые субкультуры , увлекаются всякими мрачными вещами, они одеваются в чёрное , ходят по ночам на кладбище, изучают старинные летописи и трактаты. Порой начинающие "готы " могут обнаружить странные слова и выражения, смысл которых понятен исключительно по контексту . Однако, для того, чтобы полностью погрузиться в эту гнетущую атмосферу, необходимо знать происхождение и значение различных тематических словечек. Сегодня поговорим об ещё одном термине, это Реквием , что значит, вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми любопытными публикациями по теме молодёжных течений и субкультур . Например, что значит Гранж , что означает Стимпанк , кто такие Фурри , что такое Ваниль и т. п.
Итак, продолжим, что значит Реквием по мечте ? Этот термин является начальным словом одной молитвы "Requiem aeternam dona eis Domine ...", что можно перевести, как "Покой вечный даруй им, Господи ..." Отсюда можно сделать вывод, что латинский термин "requiem ", происходит от слова "requies ", что можно перевести, как "покой ".

Реквием - это музыкальное произведение, являющееся формой католического богослужения.


Реквием - это религиозная церемония, которая исполняется для усопших. Реквием, или панихида, также может быть частью музыки используемой для этого ритуала или в любом другом контексте , чтя тех, кто умер.


Синоним слова Реквием : богослужение, заупокойная служба, месса.

Реквием - это песня или гимн траура, составленная или исполненная, в память о погибшем человеке.


Реквием по мечте - иносказательно это похороны мечты, то есть расставание со своей мечтой.


Данный вид богослужения появился в первые христианские века. Во времена папы Григория Великого (6 век н. э.) с данной мессой были связаны конкретные гимны в основе которых лежала латинская проза. Слово «реквием » происходит от вводных слов римско-католической мессы для мертвых, в которой говорится или поется на латыни («Requies » означает «покой »). В нерелигиозном контексте слово относится просто к акту памяти. Моцарт, Брамс и Дворжак написали важные реквиемы. Английский композитор Бенджамин Бриттен написал свой знаменитый «Военный реквием » для повторного освящения собора, разрушенного во время Второй мировой войны.

Многие великие композиторы создавали музыку, и называли её "Реквием ", например Бриттен, Брамс, Верди, Моцарт. Известная русская писательница Анна Ахматова написала произведение, которое так же назвала "Реквием ".

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит слово Реквием , и что означает выражение Реквием по мечте.

27 января - большая дата для всех ценителей классической музыки. В этот день в 1756 году родился Вольфганг Амадей Моцарт. По иронии судьбы, спустя ровно 110 лет в результате инсульта мир покинул другой великий классик Джузеппе Верди. Наследие обоих творцов переоценить очень трудно. А "Реквиемы", принадлежащие австрийскому и итальянскому гениям, по праву считаются величайшими среди немалого числа других произведений, написанных по мотивам католической заупокойной мессы. Сегодня мы вспоминаем историю написания двух этих шедевров.

"Реквием" Моцарта

Заказ на написание "Реквиема" Моцарт получил в год своей смерти, и так и не успел его закончить самостоятельно. Испытывавший крайнюю нехватку денег и работавший одновременно над рядом других произведений (в том числе над "Волшебной флейтой") композитор согласился писать работу на правах анонимности. Заказчиком выступил граф, как выяснилось, бывший композитором-любителем и нередко присваивавший чужие работы себе.

История создания "Реквиема" настолько увлекательна, что стала поводом для ряда красивых художественных домыслов. В замечательном фильме Милоша Формана "Амадей", обыгрывающем сочиненную Александром Сергеевичем Пушкиным легенду об убийстве Моцарта якобы завидовавшим ему Антонио Сальери (в 1997 году в Милане даже состоялся суд над Сальери по этому делу, который признал его невиновным), итальянец инкогнито заказывает "Реквием" Моцарту для него же самого, что тяжело больной гений постепенно осознает.

В картине блестяще изображены последние минуты великого австрийца, в полусознательном состоянии диктующего ноты своему ошеломленному происходящим на его глазах таинством истязателю (вскоре после этого Моцарта хоронят под звуки одной из самых мощных частей произведения - душераздирающей Lacrimosa). На самом же деле над "Реквиемом" Моцарта после его смерти заканчивал его друг и ученик Франц Ксавер Зюсмайер. Ему и принадлежит "каноническая" редакция произведения, хотя вслед за ней были предложены другие. Сохранилось два автографа "Реквиема", один из которых принадлежит Моцарту, а второй - более полный - Моцарту и Зюсмайеру. Музыковеды до сих пор выясняют степень вовлеченности ученика Вольфганга Амадея в написание шедевра - и даже пытаются реконструировать оригинальные идеи мастера, пытаясь избавить его от музыкальных решений Зюсмайера. Однако очевидно, что ему человечество во многом обязано тем, что мы сегодня знаем как "Реквием" Моцарта.

"Реквием" Верди

История написания "Реквиема" Джузеппе Верди не менее интересна, хотя и не так хорошо известна. В 1868 году скончался другой великий итальянец - Джоакино Россини. Глубоко уважавший и любивший современника Верди решил отдать ему дань памяти в виде реквиема. Для этого он обратился к двенадцати своим коллегам. Все они были весьма уважаемы и любимы соотечественниками, но сегодня их имена почти забыты. "Месса для Россини" была написана, но судьба ее ждала несчастливая - и запланированное исполнение в годовщину смерти Россини так и не состоялось (хотя сегодня ее исполняют - в частности, распространена запись замечательного концерта под руководством Гельмута Риллинга). Распределение частей "Мессы", написанной по каноническому либретто, проходило по жребию, и Верди досталась считавшаяся "незначительной" заключительная. Неудача с "Мессой" подтолкнула Верди к написанию собственного "Реквиема", который был закончен в 1874 году и был приурочен к смерти почитаемого композитором писателя Алессандро Мандзони.

По признанию самого Верди, он при написании своего шедевра ориентировался на другую великую музыкальную мессу - "Реквием" Керубини, которому в любви признавались многие авторы знаменитых реквиемов - Брамс, Берлиоз, Шуман. Как и у Керубини, в "Реквиеме" Верди важна оперная составляющая. Написанные для "Мессы для Россини" отрывки Верди переработал, доведя до подлинного совершенства. В итоге именно написанная для "Мессы" и заметно измененная тема Dies Irae стала центральной и наиболее впечатляющей в "Реквиеме", сквозь который она проходит лейтмотивом. Впечатление, которое она производит, служит и современным деятелям искусства - вплоть до Квентина Тарантино.

В.А. Моцарт «Реквием»

Реквием – католическая торжественная заупокойная месса. Она имеет мало отношения к богослужебным обрядам, а скорее относится к концертным произведениям. По сути, Реквием является квинтэссенцией всей христианской религии – в контрастных по характеру частях бренным людям напоминают о загробном пути души, о неизбежном страшном дне суда над каждым: никто не уйдет от наказания, но Господь милосерден, он дарует милость и покой.

В этом произведении с необыкновенной пластичностью передает эмоциональную выразительность содержания. Чередование картин печали и траура земного человека, молящего о господнем прощении, и гнева Всевышнего, хоровых номеров, символизирующих голос верующих, и сольных партий, знаменующих глас Божий, нюансов и силы звучания – все служит цели максимального воздействия на слушателя.

Официально принадлежащими руке композитора из 12 номеров признаны только первые 7. «Lacrymosa» считается последней частью, полностью написанной и оркестрованной автором. Частично были созданы «Domine Jesu» и «Hostias». «Sanctus» же, «Benedictus» и «Agnus Dei» с возвратом музыкального материала из 1-й части на другой текст якобы дописывали Зюсмайр и Эйблер по наброскам и точным указаниям.

Историю создания «Реквиема» Моцарта и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

История создания « Reqiem»

История создания этой всемирно известной заупокойной мессы - одна из самых таинственных, трагичных и полных противоречивых фактов и свидетельств не только в биографии гениального . Ее драматический символизм получил продолжение во многих других трагических судьбах талантливых людей.

Летом 1791 года, последнего года жизни композитора, на пороге квартиры Моцартов появился таинственный человек в сером одеянии. Лицо его было скрыто тенью, а плащ, несмотря на жару, укрывал фигуру. Зловещий пришелец протянул Вольфгангу заказ на сочинение заупокойной мессы. Задаток был внушительным, срок оставлялся на усмотрение автора.

В какой точно момент была начата работа, установить сегодня невозможно. В хорошо сохранившихся письмах Моцарта он упоминает работу над всеми сочинениями, вышедшими в тот период – коронационная опера «Милосердие Тита» , зингшпиль «Волшебная флейта », несколько некрупных сочинений и даже «Маленькая масонская кантата» на открытие новой ложи ордена. Только «Реквием» нигде не упоминается. За одним исключением: в письме, достоверность которого оспаривается, Вольфганг жалуется на сильные головные боли, тошноту, слабость, на постоянные видения таинственного незнакомца, заказавшего траурную мессу, и предчувствие собственной скорой кончины…

Недомогания непонятной этиологии начали мучить его еще летом, за полгода до смерти. Врачи не могли сойтись на причинах и диагнозе болезни. Тогдашний уровень медицины не позволял точно диагностировать состояние больного на основании симптомов. Да и симптомы были противоречивы.

Например, постоянно являющийся в видениях Вольфгангу посланник, который изводил его и без того нарушенную нервную систему. Очень скоро посланник из серого стал черным – в восприятии Моцарта. Это были галлюцинации. И если прочие симптомы можно было отнести к болезням почек, водянке, менингиту, то галлюцинации в эту картину совершенно не вписывались.


Но они могли свидетельствовать о другом – являться спутниками отравления ртутью. Если принять за правдоподобность этот факт, все остальное течение и развитие болезни вполне соответствует гипотезе токсикологического отравления меркурием (ртутью). И становится понятным, почему врачи, собравшиеся для консилиума за неделю до гибели Вольфганга, так и не смогли сойтись во мнении относительно болезни, кроме одного – ждать осталось недолго.

Между тем, многие современники свидетельствовали о постепенном угасании Моцарта. Последнее его публичное выступление произошло 18 октября 1791 года на открытии масонской ложи, где он сам управлял оркестром и хором. После этого 20 ноября он слег и до самой кончины не вставал.

Образ черного демонического человека потряс воображение не только Моцарта, который в тот момент был излишне восприимчив к подобной мистике из-за непонятных изменений в организме и психике. Пушкин не обошел вниманием эту загадочную историю с посланцем смерти в «Маленьких трагедиях». Позднее этот же черный человек появляется в поэзии Есенина (одноименное стихотворение).

Существует версия, подтвердить которую или опровергнуть сейчас нельзя, о том, что Месса Ре-минор под видом опуса без названия была написана Моцартом задолго до заказа, но не был издан. И что после заказа ему оставалось лишь достать сочиненные ранее партитуры и внести изменения. По крайней мере, в предсмертный день 4 декабря он пел части из нее с пришедшими проведать композитора друзьями. Отсюда утверждение Зофи, сестры Констанци, которая провела с ними тот день, о том, что «до самого смертного часа он работал над «Реквиемом», который так и не успел завершить».


В ту ночь чуть позже полуночи он умер. Неясна, если не сказать больше – возмутительна – история с его похоронами. Денег в семье совершенно не было, на организацию похорон друг Вольфганга барон ван Свитен дал сумму, которой хватало на похороны по 3-му разряду. Это был век эпидемий, по указу императора все подобные процедуры строго регламентировались. 3-ий разряд подразумевал наличие гроба и захоронения в общей могиле. Моцарта, величайшего гения человечества, похоронили в общей яме с десятком других бедняков. Точное место неизвестно до сих пор: некому было это сделать. Уже в соборе святого Стефана, куда привезли простой, едва отесанный сосновый гроб с телом Вольфганга для отпевания, его никто не сопровождал – так записано в церковной книге пастором. Ни вдова, ни друзья, ни братья-масоны не пошли провожать его в последний путь.


Вопреки распространенному мнению, почти сразу после смерти маэстро неизвестный заказчик объявился с партитурой. Это был граф Вальзегг-Штупах, который безумно любил музицировать, играл на флейте и виолончели. Он иногда заказывал композиторам сочинения, которые выдавал затем за свои. В феврале 1791 года умерла его жена, в знак памяти о ней была заказана траурная месса Моцарту. Благодаря графу она не только была издана после смерти композитора, но и впервые была исполнена 2 года спустя – 14 декабря 1793 года. Никто тогда не подверг сомнению, что слышит подлинное сочинение, трагическую вершину творчества величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта.



Исполнители

Хор, солисты soprano, alto, tenore, basso, оркестр.

Популярные номера из «Реквиема» Моцарта

«Requiem aeternam» («Вечный покой даруй им, Господи), 1 ч. (слушать)

«Kirye eleison» («Господи, помилуй»), 1ч. (слушать)

«Dies irae» («День гнева»), 2 ч. (слушать)

«Confutatis» (« Отверженный»), 6 ч. (слушать)

«Lacrymosa» («Слезная»), 7 ч. (слушать)

Интересные факты

  • Композитор вел тщательный учет всем произведениям, записывая в специальную тетрадь даже отдельные оперные номера под определенным артикулом. «Реквием» был единственным сочинением, которое не было внесено в эту тетрадь рукой маэстро. Этот факт породил множество домыслов, начиная с того, что «Реквием» был написан значительно раньше автором (в 1784году), и заканчивая предположениями о том, что весь целиком принадлежит не ему.
  • Вообще с 1874 года не написал ни одного опуса для церкви, за исключением «Ave verum korpus». Этот факт для многих исследователей является показателем того, что и «Reqiem» он мог оставить лишь в наброске по причине того, что этот жанр якобы не вызывал у него творческого интереса. Хотя по другой версии, предчувствие близкой гибели способствовало тому, что заказ не просто был взят в работу. Композитор в этом произведении достиг неизведанной даже для себя глубины человеческого сострадания и в то же время музыка эта столь возвышенна и полна божественной красоты, что, пожалуй, это единственный случай, когда смертный смог вознестись душой к богу в своем творчестве. И, как Икар, после этого рухнул на землю.
  • В первую годовщину трагедии 11 сентября, случившейся в США в 2011 году, по всей планете исполнялся «Реквием» Моцарта. Ровно в 8:46 (время первой атаки самолета на башню-близнеца) вступил коллектив из первого часового пояса (Япония), затем через час – следующий часовой пояс и коллектив. Таким образом, «Реквием» звучал весь день непрерывно. Выбор именно этой траурной мессы не случаен – оборвавшаяся внезапно и столь трагически жизнь Моцарта, так и не успевшего дописать произведение, ассоциируется с безвременной кончиной сотен жертв теракта.


  • На самом деле Моцарт всю свою жизнь был глубоко верующим католиком, соблюдающим все предписания, он дружил с пастором-иезуитом, и причина острых противоречий с масонством, однажды развернувшая его на 180 градусов от тайной ложи, заключалась в антикатолических тенденциях последней. Вольфганг был мыслителем и мечтал соединить то лучшее, что есть в религии с достижениями просвещенности ордена. Тема духовной музыки была близка ему даже более других.
  • Впрочем, самый известный случай, связанный с гениальными способностями Моцарта-вундеркинда, отсылает к столкновению с церковным каноном. В 1770 году Вольфганг посещает Ватикан. Время совпадает с моментом исполнения «Miserere» Грегорио Аллегри. Партитура произведения строго засекречена, под страхом отлучения от церкви запрещено ее копирование. Для предотвращения возможности запоминания на слух сочинение исполняют раз в год на Страстную неделю. Это сложное по форме и гармонизации произведение для 2-х хоров из 4-х и пяти голосов продолжительностью более 12 минут. 14-летний Вольфганг после единственного прослушивания запомнил и записал партитуру целиком.
  • 18 ноября 1791 года в новой ложе Ордена «Вновь венчанная надежда» звучит маленькая кантата, созданная им специально по случаю, дирижирует маэстро. Объем ее – 18 листов, на 18-й день после освящения, 5 декабря, Моцарт умирает. Вновь зловещее число «18» играет роковую роль в его судьбе и подает тайные знаки.
  • Расследования и доказательства подлинности нот Мессы Ре-минор ведутся до сих пор. Теперь уже, когда все участники тех событий мертвы, правды не установить. Но справедливы слова Констанцы, которая писала в 1827 году: «Даже если допустить, что Зюсмайр полностью все написал по указаниям Моцарта, все равно Реквием остался бы работой Моцарта».

По иронии судьбы, тому, чья могила не сохранилась для потомков, его сочинения послужили памятником и мавзолеем. До сих пор в людских сердцах память о нем хранит отпечаток божественного таланта такой высоты, которой не удостоился ни один из смертных более.

Видео: слушать «Реквием» Моцарта

Реквием

(от первого слова лат. текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи") - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. мессы отличается отсутствием нек-рых частей ("Gloria" - "Слава", "Credo" - "Верую"), вместо к-рых вводятся другие (вначале "Requiem", далее "Dies irae" - "День гнева", "Tuba mirum" - "Чудесная труба", "Lacrimosa" - "Слёзная", "Offertorio" - "Приношение даров", "Lux aeterna" - "Вечный свет" и др.) Само назначение и содержание Р. обусловливает его скорбно-трагич. характер.
Как и месса, первоначально Р. складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон; при этом в выборе мелодий существовали разл. местные традиции. Уже в 15 в. стали появляться многогол. обработки этих мелодий.
Первый такой Р., созданный композитором т.н. 1-й франко-фламандской школы Г. Дюфаи (1-я пол. 15 в.), не сохранился. Дошедший до нас Р. этого типа принадлежит композитору 2-й франко-фламандской школы Й. Окегему (2-я пол. 15 в.). Написанный для хора а cappella в традициях строгого полифонич. стиля, он ещё содержит "Credo" - часть, выпавшую в Р. последующих эпох. В жанре Р. работали мн. композиторы 16 в. во главе с О. Лассо и Палестриной. В 1570 рим. церковью был строго регламентирован состав Р.
В 17-18 вв., в эпоху зарождения и развития оперы и утверждения гомофонно-гармонич. стиля, Р. превратился в крупное циклич. произв. для хора, солистов и оркестра. Канонизированные мелодии григорианского хорала перестали быть его интонац. основой, и вся его музыка стала сочиняться композитором. При господстве гомофонно-гармонич. склада полифония сохранила значение, но в новом качестве, вступив в органич. взаимосвязь с гармонич. функциональностью.
Будучи по тексту связан с католич. церк. заупокойной службой, Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквах, а в конц. залах. В 18 в. наиболее значит. произв. этого жанра написали итальянцы А. Лотти, Ф. Дуранте, Н. Йоммелли, А. Хассе (немец по происхождению), поляк М. Звешховский. Величайшим является Реквием Моцарта (1791) - последнее произв. композитора, законченное его учеником Ф. Зюсмайером. В Реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики.
К жанру Р. обращались мн. композиторы 19 в. Среди них - Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Г. Форе. Наиболее выдающиеся, получившие широкое распространение Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1873). Грандиозный, насыщенный революц. пафосом Реквием Берлиоза посв. памяти жертв Июльской революции 1830. Отличающийся красотой и богатством мелодики Реквием Верди, посв. памяти итал. поэта А. Мандзони, близок по стилю к его операм ("Травиата", "Аида"). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на нем. текст (вместо традиц. литургич. латинского). Не придерживаясь обычного состава реквиема, Брамс отобрал из Священного писания тексты, в к-рых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная стилю Брамса, пронизывает и это его произведение.
Мн. совр. композиторы отдали дань жанру Р., в ряде случаев отказываясь от традиц. литургич. текста. В "Военном реквиеме" Бриттена (1962) литургич. лат. текст сочетается со стихотворениями англ. поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность. Это одно из наиболее выдающихся произв. совр. ораториально-симф. музыки.
Р. сов. композиторов не содержат к.-л. элементов традиц. текста; они тесно связаны с современностью, с революц. тематикой. В их числе: 3-я симфония - "Реквием" памяти В. И. Ленина (1933, сл. Н. И. Асеева) и Р., посвященный "тем, кто погиб в борьбе с фашизмом" (1963, сл. Р. И. Рождественского), Кабалевского; "Реквием памяти В. И. Ленина" Ходжа-Эйнатова (1934, сл. М. А. Светлова); "Реквием памяти С. М. Кирова" Юдина (1935, слова композитора) и др.
Литература : Spitta Ph., Musikalische Seelemessen, в сб.: Zur Musik, В., 1892; Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909; Fox Gh. W., The polyphonie requiem before about 1615, "Bulletin of the American Musicological society", 1943, v. 7. Б. В. Левик.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Реквием" в других словарях:

    Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По латыни requiem aeternam вечный покой. Эти слова начало католической… … Музыкальный словарь

    - (лат., от requies покой, отдых). Заупокойная обедня римско католической церкви, а также музыка к ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКВИЕМ в римско католич. церкви обедня по умершем, от… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (requiem, винительный падеж от латинского requies покой, отдых; начальное слово текста Requiem aeternam dona eis, Domine Вечный покой даруй им, Господи), траурная заупокойная месса. В музыке 18 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О.А … Современная энциклопедия

    РЕКВИЕМ, реквиема, муж. В католической церкви заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).… … Толковый словарь Ушакова

    Реквием - (requiem, винительный падеж от латинского requies покой, отдых; начальное слово текста “Requiem aeternam dona eis, Domine” “Вечный покой даруй им, Господи”), траурная заупокойная месса. В музыке 18 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Богослужение, месса Словарь русских синонимов. реквием сущ., кол во синонимов: 3 богослужение (21) … Словарь синонимов

    - (по начальному слову лат. текста Requiem aeternam dona eis Domine Вечный покой даруй им, Господи), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17… … Большой Энциклопедический словарь

    - [рэ ], а, муж. 1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р. 2. Траурное вокальное или вокально инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «РЕКВИЕМ», СССР, Таллинфильм, 1984, цв., 73 мин. Психологическая драма. 1944 год. Действие происходит в Эстонии накануне ее освобождения от фашистов. После гибели матери и жены органный мастер Яан Прий отстраняется от участия в общественной жизни … Энциклопедия кино

    Реквием. (missa pro defunctis, Seelenmesse) католическая обедня поумершим: музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра или органа.Делится на следующие части: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3)Domine, 4) Sanctus, 5) Anus Dei. Кроме того… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации