Поездка на афон, личные впечатления, рекомендации паломнику. Оформление визы для поездки на святой афон

Святая гора Афон и одноименный полуостров находятся на севере Греции. На протяжении веков они служили прибежищем для отшельников. Среди местного населения только мужчины - монахи и послушники, для которых смыслом жизни стало служение Богу.

Страна иноков уникальна. Хотя Афон находится на территории Греции, это фактически самостоятельное государство. Здесь действует свое законодательство. Все важнейшие решение принимает Протат - верховный орган монашеской республики. Иноки живут не по Григорианскому, а по Юлианскому календарю.

Монашеское обиталище

Право на независимость святогорцы получили еще в 676 году, когда полуостров в личную собственность монахам передал византийский император Константин Погонат. В монашеское обиталище Афон был превращен в 692 году. Особый статус острова утвердил Василий Македонянин.

Известно, что русские иноки присутствовали на Афоне еще в XI столетии. Антоний Печерский отправился на Святую Гору примерно в 1011-м и остался здесь. С XV столетия московские князья оказывали помощь обители («Руссик»), переданной русским в 1169 году. Согласно историческим источникам, в конце XVI века монастырь находился в запустении. В начале XIX столетия был заново отстроен.

Русские на Афоне

Более 150 лет назад началось заселение русскими паломниками Ильинского скита. Приблизительно в это время поездку на Афон совершили купцы Толмачев и Вавилов, приобретшие келью Антония Великого. С этого началось основание русского Андреевского скита, названного в честь духовного писателя А. Муравьева.

Во второй половине XIX века пароходное сообщение получило развитие во всем мире. Большое количество русских православных совершали поездки на Афон. Многие паломники оставались на полуострове, при этом не утрачивали российского подданства. В 1885 году о поездке на Афон написал в своей статье митрополит Арсений.

Не все священнослужители в России одобряли такие путешествия. Так, митрополит Филарет считал, что поездки на гору Афон не нужны, не приносят пользы. Подобной точки зрения придерживался и Серафим Саровский.

Афон в XX веке

В 1912 году полуостров перешел в гражданскую юрисдикцию Греческого королевства. Бесконтрольные поездки на Афон из Москвы, Петербурга и других российских городов прекратились. В начале Первой мировой войны было мобилизовано 90 послушников русской обители. Это событие породило слух: российское правительство засылает на полуостров шпионов под видом монахов.

После Гражданской войны въезд русских был запрещен. Причем не только для граждан СССР. До 1955 году на Афон не совершали поездок и представители русской эмиграции. Были, конечно, и исключения. Например, Василий Кривошеин, проживший на полуострове более двадцати лет.

В начале 70-х годов русское монашество на Афоне начало возрождаться. В 1972-м полуостров посетил Сегодня в России действует общество, в которое входят православные, совершившие паломничество на Афон.

Населенные пункты

Путешествие по Афону начинается в маленьком греческом портовом городе Уранополе, откуда отправляются катера в различные места святой горы. Чтобы попасть на полуостров, недостаточно шенгенской визы. Нужно еще получить диамонитирион, то есть разрешение на пребывание на Афоне. С этим документом можно путешествовать по святым местам в течение четырех дней. Продлить его можно в одном из монастырей по благословению игумена.

Все катера следуют в город, где находится таможня. Оттуда паломники обычно отправляются в столицу Афона Кареи. В небольшом городке есть своя почта, банк, автобусная станция, магазинчики, кафе. Но здесь нет никакой суеты, царит спокойствие и умиротворение.

На полуострове сорок населенных пунктов. Среди них: Вулевтирия, Дафни, Капсала, Дохиар, Иверский, Зограф. Здесь действует двадцать монастырей. Из них три - негреческие (русский, болгарский и сербский).

Диамонитирион

Можно ли совершить поездку на Афон самостоятельно? Безусловно. Однако фирмы, организовывающие паломнические туры, решают ряд вопросов, прежде всего с документами, необходимыми для этого путешествия. Как уже было сказано, нужно иметь не только визу, но и особое разрешение.

«Диамонитирион» - слово, которое используется исключительно в контексте паломнического тура на Афон. Наличие этого письменного разрешения необходимо для всех гостей Святой Горы. Получить его может не только православный - любой мужчина, независимо от вероисповедания. Прежде стоит обратиться с просьбой о посещении Святой горы в один из афонских монастырей или в Бюро паломников в Салониках.

Бюро паломников в Салониках

Разрешение получить несложно. Но есть «лимит» - 110 паломников. Безусловно, в праздники желающих попасть на полуостров больше, чем в обычные дни. Те, кто совершал поездку на Афон, в отзывах об этом путешествии утверждают, что человек православный, не вызывающий подозрений, без труда получит разрешения.

Некоторые паломники звонят в бюро заранее. Но разговаривать по телефону придется на английском или греческом. Высока вероятность получения отказа на Пасху. Сам диамонитирион выдается в организации, которая находится в Уранополисе. При получении нужно будет оплатить государственный взнос 25 евро.

Адрес бюро: Салоники, ул. Эгнатиа, дом 109. Организация работает с 8.30 до 14.00, кроме субботы, воскресенья и дней, на которые выпадают главные православные праздники.

Диамонитирион получают утром, накануне отправления на полуостров. Есть два вида таких документов: общие, индивидуальные. Первые выдаются Бюро паломников на четыре дня. Второй - самой обителью на неограниченный срок. Имея индивидуальное разрешение, паломник вправе переночевать не только в том монастыре, который выдал ему этот документ, но и в любом другом афонском.

Священнослужители и миряне получают разные диамонитирионы. Первые, кроме того, на Афоне предъявляют разрешение от Константинопольской патриархии.

В Уранополисе

Этот живописный городок расположен на берегу Сингитского залива. Отсюда ежедневно отправляется пароход до Дафни. До его отправления паломник должен явиться за диамонитирионом в "Графио Проскинитон" - контору, которая работает с семи утра до двух часов дня. Те, кто прибывает вечером в этот город, в первую очередь находят гостиницу. Но лучше обратиться к частникам, сдающим жилье. В Уранополисе можно посетить храм, местные достопримечательности. Здесь очень много маленьких уютных кафе и хороший пляж. Стоит помнить, что на самом Афоне купание строго запрещено. Так же, как и слушание музыки, и прочие мирские занятие.

На полуостров паромы из Уранополиса отправляются по следующему расписанию:

  • «Агиа Анна» - 06:30.
  • «Микра Агиа Анна» - 08:00.
  • «Агиа София» - 08:45.
  • «Агиос Пантелеимон» - 09:45.
  • «Агиа София» -10:45.
  • «Микра Агиа Анна» - 11:45.

Опытные паломники советуют отправиться на «Агиос Пантелеимон». На этот паром легче купить билет, а с нижней палубы его открывается восхитительный вид на афонские берега. До Дафни пароход идет чуть более двух часов. Билет на «Агиа Анна» лучше забронировать заранее, позвонив в пароходную компанию.

Паломнические туры

Организацией поездки на Святую Гору занимаются православные турфирмы. Они подбирают удобные варианты перелета, даты отправления и возвращения. На основании пожеланий клиента сотрудники фирмы бронируют номер в отели в Уранополисе и ночлег в одном из афонских монастырей. Тем, кто впервые собирается в путешествие к Святой Горе и еще не располагает информацией о пребывании на полуострове, предлагается несколько вариантов паломничества.

Путешествие по индивидуальному разрешению может длиться от одного до двух недель. Стоимость поездки на Афон составляет 485 евро. Количество дней паломник выбирает сам. Для первой поездки, согласно рекомендациям сотрудников турфирм, достаточно недели.

В стоимость услуг фирмы входят содействие в оформлении визы, перелет из Москвы в Салоники, затем из Салоники в Уранополис, проживание в двух гостиницах (в Уранополисе и Салониках). Бесплатны консультация и бронирование ночлега в монастыре.

Согласно отзывам, при первой поездке лучше довериться гидам. Это позволит всего за три-четыре дня посетить разные места Афона и более пяти монастырей.

В РПЦ призвали российский бизнес не финансировать Афон после разрыва общения с Константинопольским патриархатом. Но миряне и даже священникам РПЦ разрешил приезжать на Святую гору. Однако только в качестве туристов. Исповедоваться, причащаться и совершать богослужения после разрыва евхаристического общения с Константинополем на Афоне нельзя, заявили в РПЦ. В том, как устроена Святая гора и что там делают святые люди, разбирался «Город 812».

Про Афон известно, что это автономная монашеская республика в Греции, на полуострове Халкидики, которой уже более тысячи лет. Там нет никаких городов – только 20 монастырей, представители которых и управляют автономией. Туда вообще не пускают женщин, а мужчин пускают с трудом – по специальной визе, диамонитириону. На Афоне благодать, это земной удел Богородицы, и праведные старцы несут там свой монашеский подвиг. Высшие московские чиновники из числа воцерковленных ездят к ним за советами – греки в вытертых подрясниках кажутся благодатнее, чем отечественные деятели РПЦ. Президент Путин бывал на Афоне дважды.

Афон, хотя и автономен настолько, что у него даже есть своя полиция, относится к юрисдикции Вселенского патриарха. Власть патриарха признают 19 монастырей, а один – Эсфигмен – нет, так как патриархи, по версии монахов этого монастыря, спутались с римскими папами и погрязли в экуменизме. Патриарх, в свою очередь, объявил братию раскольниками.

Была, прямо как по учебнику рейдерских захватов, создана другая братия, правильная, которая безуспешно пыталась завладеть монастырем. В общем, война с участием полиции продолжается до сих пор.

Именно в Эсфигмене родился признанный в России экстремистским слоган «Ортодоксия и танатос», что на русский переводится как «Православие или смерть». Он был написан белыми буквами на черном флаге, вывешенном из окна монастыря.

На полуострове есть также представители светской греческой власти. За исключением обитателей Эсфигмена, все остальные уживаются друг с другом довольно мирно. Хотя власти не дремлют: в 2012 году за махинации с землей чуть не сел настоятель одного из самых знаменитых монастырей Афона, Ватопедского.

Несмотря на то что Афон – место святое и туда ездят великие люди, простым россиянам попасть на Святую гору тоже можно, причем не так дорого. Главное – не быть женщиной. За 500–600 евро турфирмы предлагают перелет до Греции и оформление диамонитириона, за который, правда, придется заплатить еще 25 евро. В этот же пакет входит «бронирование» мест в паломнических гостиницах при монастырях: сами они, как и питание, бесплатные, но если не договориться о ночлеге заранее, свободного места может не оказаться. Полный пакет – с экскурсиями, транспортом и пр. – стоит у турфирм под 1000 евро. Общественного транспорта на Афоне нет, только монастыри, скиты и поселения монахов, время в пути пешком между которыми может занимать несколько часов.

Священнику на Афон попасть сложнее: нужно испросить благословение (разрешение) Константинопольского патриарха, написав ему письмо – по-английски или по-гречески – и приложив рекомендацию от епархиального начальства. Впрочем, для клириков РПЦ это не актуально – им надо обращаться в Отдел внешних церковных связей, который ше сам рассматривал их заявку и сам договаривался со Вселенским патриархом.

Из 20 афонских монастырей один – Пантелеимоновский – считается русским. Хотя сейчас руководят им выходцы из Украины. Но вообще к русским на Афоне относятся настороженно, опасаясь их доминирования. Считается, что попасть в братию монастыря русскому сложнее, чем кому-нибудь другому.

В начале ХХ века русское влияние было особенно велико, значительная часть всех монахов Афона были русскими. Среди них даже родилось своеобразное мистическое учение – имяславие, которое официальные церковные власти Константинополя и России признали ересью. С Афона было выслано более 1000 русских монахов, обвиненных в ереси. В 1913-м к полуострову подошли русские корабли, которые высадили на Святую гору десант, штурмом взявший Пантелеимонов монастырь. По некоторым данным, были жертвы. Остатки имяславцев вывезли в Россию. Лидером имяславского бунта был иеросхимонах Антоний, в прошлом – гусарский ротмистр Александр Булатович.

Когда в 2000-х в России начала расти духовность и скрепляться скрепы, Афон вошел в моду, и угроза русского доминирования вновь стала тревожить греков. С другой стороны, конечно, в этом есть и большой для них плюс: русские и украинцы – едва ли не главные инвесторы в монашеской республике. Это не только пожертвования на ремонт храмов и монастырей – монахи активно строят новые паломнические дома и другие элементы туристической инфраструктуры.

Из России и Украины на Афон едут не только паломники, но и те, кто мечтает о лаврах «афонского старца». Стать монахом там нелегко, но возможно. В конечном итоге все зависит от того, понравишься ли ты братии монастыря и захочет ли она принять тебя. «В монастыре смотрят на человека. Меня, например, взяли, так как я – певчий», – рассказал «Городу 812» писатель Станислав Сенькин, проживший несколько лет в одном из монастырей в качестве трудника (добровольный помощник при монастыре, не собирающийся становиться монахом).

«Нормальный смиренный монах, принявший постриг в своей обители, разве будет помышлять об Афоне? Может быть, конечно, он и не раз вздохнет в своей келье, читая Силуана афонского, но не посмеет пойти против воли своего игумена, – пишет Сенькин. – Часто на Афон, вместе с настоящими рабами Божьими, прибывают беглые иеромонахи и дьяконы в запрете, нерадивые послушники, бродяги, искатели приключений, которые хотят использовать Святую гору как некий трамплин для собственного возвышения».

Из живущих на Афоне старцев самый известный в России – Афанасий (Усенко). Он родом из СССР, но попал на Святую гору очень давно. Когда в России начался православный ренессанс, старец Афанасий оказался главным проводником для потянувшихся за благодатью высокопоставленных россиян. Его можно увидеть на фотографиях рядом с Путиным во время первого президентского визита на Святую гору в 2005 году. Правда, потом отношения власти и старца разладились: он отличается несдержанностью на язык и в соцсетях употребляет в адрес своих оппонентов слова вроде «питух». В итоге Афанасий превратился в заправского оппозиционера, который публикует у себя в ЖЖ такого рода тексты:

«»Зная? какое влияние на общественное мнение оказывает Агион Орос (Святая гора — АМ), сюда стали регулярно приезжать самые высокопоставленные чиновники, политики, олигархи. Ими даже было создано Афонское общество, своеобразный клуб по типу масонского с православной атрибутикой, членство в котором делает человека причастным к особому очень влиятельному кругу. Обладая неограниченными финансовыми возможностями, – ярыми «афонитами», к примеру, являются братья Ротенберги, – русские стали просто-напросто подкупать игуменов некоторых монастырей. И теперь Ватопед, к примеру, стал главным духовным покровителем и «благословителем» путинского режима. Привоз Пояса Богородицы в Москву был для Путина мощным PR-ходом. Однако самое опасное для Православия явление сейчас на Афоне – это то, что российские спецслужбы начали заниматься культивированием и селекцией «старцев». Делается это просто. Берется у монастыря старая келлия с обещанием ее восстановить, поселяется там подобранный кандидат, и через несколько лет грамотного пиара «старец» готов к служению …на ФСБ, в смысле, на российский отдел Моссада» Во время этого визита Путина старца Афанасия, если верить его собственным словам, фактически заперли в местном отделении полиции.

Это, впрочем, не мешает ему (и не ему одному на Афоне) иметь скит, представляющий из себя, как говорят, настоящую гостиницу, в которой он принимает паломников из России.

«Что такое Афон – святое место, просто монастырь, или туристический аттракцион? Смотря для кого что стоит на первом месте», – говорит Станислав Сенькин.

Антон Мухин

В августе 2016 я совершил 10 дневную паломническую поездку на Афон, с целью побывать в святых местах (для православных всего мира - одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы.), прикоснуться к живой традции которой на Афоне уже более 1000 лет и посмотреть на корни Православия изнутри, тк все таки исторически можно говорить о том что данная традиция и религия пришла в Россию именно из Греческой Византии.

Про сам Афон сказано много, проще прочесть в других местах.

Если кратко то попасть на полуостров можно только на пароме или катере из Уранополиса, и вам нужен Диамонитирион (пермит), без него не получится.

Свежевыданный выглядит он так:
Диамонитирион надо заказывать заранее, можно самостоятельно, можно воспользоваться услугами по помощи. Сам Диамонитирион стоит 25 евро, за услуги сверху - как найдёте. Диамонитирион бывает общий, или Генико, или же от конкретного монастыря.

Если общий - то вы можете останавливаться в любом монастыре (если примут), если частный, то у вас есть "ваш" монастырь, в котором вас примут точно, а другие могут и нет. Выдается данный пермит на 4 дня, затем его нужно (можно) продлевать в Карее (столица Афона). Я продлевал, некоторые нет.

На Афоне - свои правила. Общие, и плюс в каждом монастыре свои, о них, а так же расписание вам скажут при заселении.
Из общих стоит отметить то, что женщин на Афон не пускают, в море купаться запрещено, и по всему полуострову нельзя ходить в шортах: на своем примере могу сказать что при наличии местных служб следящих за порядком, не желательно даже подворачивать брюки на пару отворотов,
Насчёт рубашек не так строго, от меня потребовали быть с длинным рукавом только в Свято-Пантелеймоновом (Русский) на трапезе и на службе. Для тех, у кого не было - предлагался набор не очень чистых на вешалках. Лучше иметь свою, короче говоря. В дальнейшем, мне встречался один парень, который ходил и на службы тоже в футболке с заметной надписью If assholes can fly this place will be an airport, и ему это сходило с рук))

Далее в хаотичном порядке:
1) Если вы любите чай, а так же если планируете использовать продукты для которых нужен кипяток (сублиматы)- берите кипятильник. В некоторых монастырях сделать кипятка можно попросить монахов, но только в определенное время, пока Архондарик (типа приемной) открыт. Только в Русском мне встретился аппарат с кипятком, но и он тоже в помещении где свой график. В основном же Греки пьют кофе. Как-то раз я заваривал чай налив кипятка из душа.

2) на втором месте по пользе я бы поставил тройник. Иногда приходилось ночевать в помещениях где-то человек на 35-40, в которых одна розетка. Тогда вы по-королевски вынимаете того, кто уже заряжается, втыкаете тройник, и точно заряжаетесь сами. Вообще, не лишним может оказаться дополнительный аккумулятор.

3) если вы планируете восхождение на гору - спальник и коврик НУЖНЫ. Я положился на информацию в интернете, что можно позаимствовать их в Панагии (небольшая церковь с где-то 15-20 койками). Мой подъем попал на праздник (Вознесение), причём я еще специально пошёл за день до него, и то, людей было около 80 человек. (Когда я уходил - люди ещё прибывали) Спали везде, мест особо не было даже вокруг церкви. Ночь я провёл на лавке (благо её никто не занял). Да, не смотря на жару днём, и не большую высоту горы - ночь была реально холодной, это тоже стоит учитывать (я был в августе). Сам подъем не сказать что трудный (особенно если с Тибетом сравнивать). Многие идут вообще в неподходящей для этого обуви, хотя встречаются и люди в горных ботинках для высот где снег (по мне так избыточно). Идеально, думаю легкие трекинговые ботинки или трекинговые кроссовки. Проблема в том, что тут нужен какой-то разумный компромисс, если вы едете на Афон не только чтобы подняться на гору, но и ходить по полуострову и жить в монастырях - две пары обуви вы вряд ли станете с собою брать. Я ходил в кроссовках, если не торопиться то маршрут вполне проходится даже без поддержки голеностопа, хотя и не так удобно как в чём-то более прочном. Традиционно подъем делают в два дня, ночуют в монастыре Святого Павла или в ските Святой Анны, и оттуда поднимаются до Панагии. Там ночуют и на утро поднимаются до вершины. На фото Панагия и видна вершина.

4) нужна баклажка из хорошего пластика или фляга, где-то на литр (мне кажется оптимально), где её наполнять питьевой водой - мест достаточно. Летом очень жарко, иногда в день я выпивал под 3 литра воды. На фото источник пресной воды, хотя вкус немного соленый. В основном же вся вода на полуострове дождевая, её накапливают. Нехватки нет. Именно источники и родники встречаются не часто.

5) фонарик само собой

6) очень хорошо показала себя одежда из хорошей быстросохнущей синтетики (типа dryчего-нибудь). Хорошая долго не заванивается, стирать особо будет некогда и условия часто к этому не располагают. Исходя из этого стоит брать и все остальное по количеству (бельё, носки).

7) в среднем, распорядок обычно такой: в 3 или в 4 утра(чаще в 4) - служба. В районе 7 легкий завтрак, затем опять служба, где-то до 9-10. Иногда нет. Иногда до 12. Это все еще связано с днями недели, я до конца не понял как. Тем не менее, в 11-12 обед. Затем окно, Затем в 17 служба, часа 2, после сразу ужин, после ужина выносят мощи, после службы -повечерье, где-то до 21. Отбой.
Разные монастыри в период от 18 до 21 закрываются, и попасть в них уже нельзя. Обычно, начало службы и другие процессы отбиваются стуком, чаще деревянным (специальная колотушка и доска).

8) Когда вы приходите в монастырь первым делом надо найти Архондарик (приемную) - по старой традиции,там вас встречают стаканом холодной воды, ракией (водка), и лукумом. В некоторых правда такого не было. Далее, если вы резервировали место - то все просто, если нет - то вам могут отказать, сославшись на то что мест нет. Одному отказывают с меньшей вероятностью чем группе. В некоторых монастырях (Симонопетра, к примеру), места наверняка есть, но они все равно отказывают, отправляя в соседний. По пути в Симонопетру мне встретился один Румын, он пожелал мне удачи в заселении и рассказал как он 10 лет ездил в него, и собирал отказы. На 10ый год он их все продемонстрировал им и его приняли. Да, само проживание и питание в монастыре для паломника ничего не стоит, то есть бесплатно.
На фото Симонопетра, самый высокогорный на Афоне.

9) Если вас не заселяют, или вы просто зашли в монастырь проходя его, стоит в Архондарике попросить приложиться к мощам (Агиа липсон на Греческом), чаще всего не отказывают, хотя бывает трудно найти того, у кого ключи.

10) Помогает карта Афона, та что ниже - лучшая, что я нашел в интернете в плане разрешения. Неоднократно ей пользовался, и заливал всем в телефон кого встречал. В Уранополисе и на самом острове можно купить еще в большем разрешении, с детализацией включая пещеры, источники воды, скиты и каливы и тд, я таку купил но к сожалению где-то по пути оставил на привале на южном склоне. В интернете есть так же обильные описания святынь и мощей по каждому монастырю, с историей, ими удобно пользоваться с целью понять куда вам надо и зачем.

11) в кафе в Карее есть Wi-fi

12) при каждом монастыре есть лавка, у неё свой режим, обычно на ней написано когда открыта. Монастыри делают вино, мыло, четки, иконы, масло, и тд цены различаются. Мне упоминали, что самый недорогой это Иверский, но самому узнать не удалось - в него я не попал тк он был закрыт для паломников в связи с праздниками. Что-то можно купить в магазинах в Карее, и в Дафнии (основной порт отплытия-приплытия)

13) От монастыря к монастырю можно добраться пешком, везде есть указатели. Заблудиться довольно трудно, если только очень хочется, и скорее в южной части в скалах. Из общественного транспорта - так же ходят маршрутки от монастыря к монастырю, и есть водное сообщение катерами и паромами.

Маршрутки работают по принципу приблизительно 50 евро на всю маршрутку, поэтому сколько человек набилось и кому оказалось по пути - такая и стоимость для каждого. Расписание обычно узнается в монастыре, обычно рано утром уходят две и все. Паромы ходят два, один доставляет и увозит паломников, другой ходит по Юго-западной части полуострова. Стоимость полуостров или обратно на сколько я помню 7 евро, по полуострову 2-3. Есть так же катера, на них надо заказывать места заранее и они дороже.

14) Змеи есть, я видел. Наверное ядовитые, не проверял. говорили еще есть скорпионы.

15) Из личных цигунско-субъективных впечатлений более всего запомнились части креста на котором был распят Иисус (разного размера фрагменты хранятся в разных монастырях, те что побольше "фонят" заметно сильнее), и две чудотворные иконы: Скоропослушница в Дохиаре, не помню какая в Свято-Пантелеймоновом.

16) Если что-то еще вспомню допишу, или можно спросить по почте или в соцсетях.

PS Да, кстати, я не крещенный. Особых проблем это не вызывало.




© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации