Почему я запретила сыну играть в Minecraft. Как Minecraft «губит» наших детей: о пользе произвольных игр

Так получилось, что моё отношение к воспитанию детей (а кого ещё воспитывать, не взрослых же) всегда опиралось на гуманизм, граничащий с попустительством. Ещё в юности, преподавая английский подросткам в частной школе и своим ровесникам в медицинском колледже, каждого подопечного я воспринимала как целую вселенную со своими неповторимыми законами, жизненными обстоятельствами, возможностями и талантами. Эту особенность мировоззрения молодой учительницы ученики быстро пронюхали и, конечно, порой бессовестно ею пользовались - рассказывая удивительные истории о невыполненном домашнем задании и заставляя меня сползать от хохота под учительский стол.

Конечно, со временем моя гуманистическая горячка, не до конца осмысленная в юности, слегка поблекла - я стала понимать, что людям, помимо свободы воли и выбора необходимы правила, границы, ритуалы, стабильность и фундамент. Детям - ещё больше.

Тем не менее, я считала и по сей день считаю себя не вправе создавать вокруг ребёнка тепличные условия, стараясь не жизнь близких окружающих адаптировать под растущего человека, а растущему человеку помогать освоиться в окружающем мире. Это не вопрос дисциплины и не попытка вырастить «удобного» для социума ребёнка - тихого и всегда послушного (в чём нет, конечно, ничего плохого, но я таких только на открытках советских видела). Границы и правила нужны не для того, чтобы ребёнка не было заметно, а чтобы ему было проще освоиться в мире людей.

Скажем, правило «дослушай, что тебе говорят, а потом высказывайся сам, так всем будет удобнее» я считаю оправданным, а «я взрослый, я лучше знаю, а ты молчи» - мракобесным. Проводить границы нужно в целях обережения и предупреждения, а не в целях запрещения.

Кадр из к/ф «Стена», 1982 г.

Те же правила всегда действовали и в отношении доступной информации. Вопрос «Откуда берутся дети?» - честный ответ в доступной форме, откуда, как и почему. Вопрос «Мама, а я тоже умру?» - честный утвердительный ответ и разговор про то, что жива остаётся память в наших родных, друзьях и потомках.

В общем, моя позиция в выращивании новых людей сводилась к двум основным факторам: стремление органично вписать ребёнка в повседневную жизнь семьи и стремление не ограничивать его доступ к тому, что не представляет опасности для его жизни и комфорта окружающих.

Эти два фактора повлияли на моё отношение к доступу растущего человека к цифровым развлечениям. Я, моя семья и мои друзья - современные люди, с юности активно пользующиеся и интересующиеся цифровыми технологиями, гаджетами и интернетом. Вскоре интернет стал местом моей работы; естественно, сын постоянно видел маму за экраном ноутбука, смартфона и планшета; привык к тому, что ответы на некоторые его вопросы я ищу в Google; к тому, что мультфильмы можно посмотреть на YouTube; к тому, что на смартфоне можно поиграть в Cut The Rope. Я довольна тем, как происходило постепенное погружение сына в цифровую информационную среду и уверена, что у него сложилось для его возраста адекватное представление о сети - как о месте, где получают знания, и где можно найти при желании всё, что тебя интересует.

Что-то пошло не так

Свой смартфон у сына появился лет в 5 - достался ему старый папин телефон. Играл он на нём во все части Angry Birds (отличная игра для детей, которым не суждено гулять с рогаткой во дворе) и Bad Piggies (классная инженерная головоломка - я с уровнями не справлялась, а пятилетка - запросто). В лето перед поступлением в школу у него появился в арсенале Minecraft Pocket Edition. Я была даже рада - сколько раз я писала про эту игрушку прямо здесь, на Newtonew, и всё собиралась предложить её сыну, а тут как-то само получилось.

Minecraft - игра без преувеличений классная, почти мгновенно после выхода обросшая фанатской субкультурой. Я до сих пор не в состоянии понять, что в ней настолько привлекает детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Если взрослые игроки вполне могут ностальгировать по восьмибитной графике и наслаждаться квадратным майнкрафтовским миром, то детям такая ностальгия неведома. Тем не менее, школьники младших и средних классов от неё без ума - достаточно посмотреть, сколько летсплеев снято и выложено на YouTube молодыми неиспорченными душами. Я пришла к выводу, что в Minecraft соединено всё, что в принципе отличает компьютерные игры от всех остальных видов развлечений:

  • возможность построить собственный мир;
  • нелинейный способ взаимодействия с игровым миром (не так, как с книгой);
  • интерактивность (не так, как при просмотре передач и фильмов);
  • мгновенная обратная связь;
  • обширные возможности для общения и самовыражения (благодаря игровому сообществу).

Это прекрасные свойства, развивающие системное и стратегическое мышление, цифровую грамотность, навыки планирования и даже коммуникативные навыки. При нескольких условиях: вы сами знаете, как это всё работает, готовы потратить большое количество времени на познание игрового мира вместе с ребёнком и… не пользуетесь мобильной версией игры.

Именно Minecraft Pocket Edition, официальное мобильное приложение Minecraft, привело к тревожным последствиям.

Тёмная сторона Minecraft

Minecraft у нас был установлен и на домашнем свободном ноутбуке, никому толком не принадлежащем, и поэтому перешедшем во владение сына - на стареньком макбуке (в этом случае важна именно Mac OS) Антон запускал любимую игрушку, сам искал туториалы, смотрел летсплеи на YouTube. Всё, что он смотрел, я тщательно контролировала, поскольку он сёрфил через мой активный Google-аккаунт. Та версия Minecraft, в которую играл Антон на макбуке, и стиль его игры вызывали у меня только одобрение - он обучался простым командам в терминале, находил новые блоки, самостоятельно учился с ними обращаться, изучал возможности мира.

А вот стиль его игры на смартфоне я конструктивным назвать не могла. Тут нужно сказать об одной вещи: есть огромная теневая отрасль, обслуживающая Minecraft - модификации, или попросту «моды». Мод - это файл с кодом, меняющий оригинальное содержание игры. Они могут добавлять новые функции, например, дают возможность проигрывать свою музыку на фоне или добавляют в игру электричество, лифты или новые измерения; могут изменять внешний вид, например, менять текстуры; а могут серьёзно влиять на весь ход игры, давая лазейку для читов - например, давать неограниченное количество ресурсов. Моды официально не поддерживаются производителем, но есть огромное количество лаунчеров, позволяющих устанавливать и запускать моды. Очень легко это делается в Minecraft под Windows и в мобильной версии Minecraft.

Целая индустрия на этих модах построена, миллионы просмотров.

Моды при умелом обращении могут очень обогатить игровой опыт, усложнить и разнообразить игру; но, к сожалению, возможность лёгкой наживы оказывается гораздо более привлекательной. Как установить моды на Mac OS, Антон не догадался, но ведь у него была и мобильная версия!

В общем, всё, во что превратилась игра Антона на смартфоне - это поиск, отсмотр и тестирование десятков разных модов. Оказалась забыта основная цель игры - развитие собственного мира. Не у дел остались фантазия, пространственное мышление, терпение, необходимое для сбора ресурсов.

Всё это заменилось бездумной гонкой за новыми модами, их обновлениями, короткой радостью от визуальных плюшечек и огромного количества ресурсов и быстрым разочарованием от каждого приобретения - то, чего ты не заработал сам, скоро надоедает.

И взрослому будет сложно себя остановить, если он окажется в гигантском гипермаркете, где всего много и всё бесплатно - только протяни руку и бери. Конфет? Сколько хочешь. Нежнейшего паштета? Да вот, черпай прямо отсюда. Лимонада? Круассанов? Салата «Цезарь»? Представьте себя в таком месте. Велик соблазн объесться, потом страдать от несварения, потом корить себя за слабость духа и обещать себе, что больше никогда, но… Но вот снова неоновая вывеска этого гипермаркета, и вы снова не можете сдержаться, и снова потом злитесь на самого себя.

Детям контролировать свои желания ещё труднее. И так же в них растёт раздражение от незаслуженно полученного, только не отдают они себе отчёта в причине своих негативных эмоций.

Через пару месяцев такой вот «игры» в Minecraft я получила капризного, апатичного, нервного ребёнка. Ещё немного, и он стал бы похож на вот этот каноничный пример:

Пришлось поступить резко. В зимние каникулы, после недели горных лыж и чтения книг из маминого детства в бабушкином доме, Антон не обнаружил на привычном месте своего смартфона.

Мам, а где телефон?
- Его временно нет с нами, пока мы оба с тобой не поймём, что тебе интересно, кроме модов для Minecraft.

И знаете, что? Этого объяснения, короткого и честного, оказалось достаточно. Порой мы вместе проверяем официальный сайт, чтобы посмотреть, не вышло ли обновление игры (а не модов!). Доступ к ноутбуку я не ограничивала, в десктопную версию Minecraft, которая мне нравится, он играет на выходных. Прочитана вся домашняя библиотека детских книг. Антон больше не зависит от зарядного устройства, а утро не начинается со слов «Я только ещё вот этот мод установлю, и буду одеваться».

И всё же я не теряю свою веру в видеоигры и считаю, что в школе им - самое место. Ведь игры в школе - это по умолчанию лицензионные версии без простой возможности обхода и надзор взрослого человека. Тем более, есть удачные примеры и эксперименты - , норвежский учитель, или вот даже в российских школах .


Если увлечение Minecraft прошло мимо вас, то мы сделали адаптацию большого и основательного материала NY Times об этой игре . Ниже вы узнаете зачем вообще перетягивать эти дурацкие кубики, в чем смысла игры, и почему дети, играющие в Minecraft вырастут умнее вас и станут классными программистами.

Джордан хочет установить незаметную ловушку.

11-летний парень в очках в черной роговой оправе вдохновился sci-fi триллером «Бегущий в Лабиринте» и теперь хочет построить такой же лабиринт для своих друзей по игре Minecraft. Джордан соорудил полосу препятствий с водопадом и сжимающимися стенами в стиле Индианы Джонс, но его цель – это непредсказуемая ловушка, которая застанет друзей врасплох. Правда, как ее сделать? Эта проблема не дает ему покоя.

И тут в голове Джордана загорается лампочка – животные! В Minecraft есть свой зоопарк животных, которых игрок волен употреблять в пищу, приручать или просто обходить стороной. Одно из животных – это mooshroom, похожее на корову красно-белое существо, которое бесцельно шатается по карте. Джордан использует эти хаотичные передвижения коров, чтобы скрыть ловушку. Он устанавливает нажимные плиты, которые активируют ловушки, а потом приносит туда несколько коров, которые начинают нарезать круги по местности и случайно активируют ловушки. Джордан воспользовался странным поведением коровы, чтобы создать, по сути, генератор случайных чисел внутри Minecraft. Говоря языком компьютерных инженеров, Джордан хакнул систему, заставив ее сделать нечто новое и хитрое.

«Это как планета Земля, целый мир, который ты строишь самолично, – объясняет парень, проводя нас от начала лабиринта к выходу. – Мой учитель искусств всегда говорил, что игры развивают творческое мышление только у создателей этих игр. Единственное исключение – это Minecraft». Джордан приводит нас к выходу, а над ним запечатлен лозунг «Само путешествие важнее того, что ждет тебя в конце».

С момента своего выхода 7 лет назад, Minecraft стала сенсацией, породившей новое поколение игроков. 100 миллионов зарегистрированных игроков и статус третьей по продажам игры в истории (после Тетрис и Wii Sports) заставили Microsoft в 2014 году выложить за Minecraft гигантские 2.5 миллиарда долларов. Игры-блокбастеры были и раньше, но, как верно замечает Джордан, это другой случай. Mineraft - это и место встречи, и технический инструмент, и театральная сцена, на которой дети строят механизмы, проектируют миры и снимают видео на YouTube. И она не воспринимается как игра в привычном смысле – в то время, как Google, Apple и другие гиганты стараются упростить интерфейсы компьютеров, Minecraft наоборот побуждает игрока исследовать мир, ломать его и собирать заново. Она заставляет включать мозги и работать руками.

Minecraft возвращает нас в 70-е годы, в эпоху ранних ПК типа Commodore 64 и детишек, которые учились кодить в Basiс, чтобы писать софт для себя и своих друзей. И сегодня, когда президент США призывает детей учиться программированию, Minecraft стала для них возможностью подойти к кодингу с черного хода. Не потому, что это нужно, а потому, что это интересно. И если дети 70-х стали теми, кто рисует полотно нынешнего цифрового мира, то что привнесут в мир дети поколения Minecraft?

«Дети, - пишет социальный критик Уолтер Бенджамин, - любят играть там, где проходит понятная им работа. Их непреодолимо манят отходы строительства, садоводства, домашнего хозяйства, ткацкого дела и плотничества». По словам Колина Фаннинга из Филадельфийского музея искусств, европейские философы издревле считали игру с блоками, которую около трехсот лет назад усовершенствовал Фридрих Фрёбель (его называют создателем концепции детского сада), полезной игрой. Начиная строить из блоков, дети учатся синтезировать сложные объекты из простых частей, что в дальнейшем позволяло им лучше видеть закономерности в окружающем мире.

Пионеры педагогики вроде Марии Монтессори использовали деревянные бруски для обучения детей математике. Во время катаклизмов прошлого века вроде Второй мировой войны некоторые архитекторы вроде Карла Теодора Соренсена предлагали превратить развалины в детские площадки, где дети могли бы одновременно играть и строить. А шведские педагоги, боявшиеся, что дети потеряют связь с физическим миром, ввели в школе слойд (в оригинале: sloyd) – уроки столярного мастерства, которые до сих пор преподаются в шведских школах.

В Minecraft дети начинают игру свободными делать что угодно: вокруг девственно-чистое окружение, на котором игрок волен строить, что угодно. А начинается все с деревянных блоков, которые игрок мастерит из попавшихся под руку деревьев. В этом отношении Minecraft больше похож не на видеоигры, а на кубики Лего, которые в послевоенное время заменили традиционные деревянные конструкторы. Хотя сегодня Лего скорее не о фантазии, а о брендах – прилавки магазинов завалены тематическими наборами вроде «Замка Хогвартс» из Гарри Поттера или базы повстанцев из «Звездных Войн».

«Вы покупаете набор, читаете инструкцию, собираете модель и отправляете ее на полку, – объясняет культовый геймдизайнер Питер Молине в фильме о Minecraft. – Раньше Лего было коробкой деталей, которые ты брал, разбрасывал по полу и делал из них магию. Теперь это делает Minecraft».

Будучи шведом, основатель компании Mojang и создатель Minecraft Маркус Перссон перенес шведский слойд в цифровую плоскость. 36-летний Перссон был ребенком компьютерной эры, который в семилетнем возрасте научился писать код на отцовском Commodore 128, а к 20 годам разрабатывал игры и кропел над кодом онлайн-фотохранилища, сидя в своей украшенной компакт-дисками спальне.

Первую версию Minecraft он выпустил в 2009 году. Игровой принцип был прост, как угол дома – каждый раз, когда игрок запускает игру, она генерирует для него новый ландшафт с горами, лесами и озерами. Далее игрок волен копать землю, добывать каменную руду или обрабатывать древесину, чтобы сделать заветный блок. Из этих блоков он может воздвигать постройки, либо же комбинировать их, чтобы получить новый предмет. Соедините пару каменных блоков с древесиной и получите кирку. С ней вы докопаетесь до золота, серебра и алмазов (только не копайте слишком глубоко, до земного ядра). Либо же используйте ее для умерщвления вон того паука, а из его паутины сделайте тетиву для лука или арбалета.

Поначалу игра была забавой нердов-переростков, но в 2011 году на Minecraft подсели все дети мира, и продажи взлетели. И даже спустя 5 лет при цене в 27 долларов за копию, Minecraft остается одной из самых продаваемых игр - с полок магазинов ежедневно расходится порядка 10 тысяч копий! Согласно официальной статистике Microsoft, основной возраст игроков в Minecraft на сегодняшний день составляет 28 лет. 40% из них - женщины.

Со временем Перссон улучшал игру. Сначала появился режим выживания, в котором игроку нужно было строить защитные сооружения, чтобы отбивать регулярные атаки монстров. Затем жители страны Minecraft получили возможность делиться своими картами с друзьями. Следом за этим Перссон открыл игровой код (игроки стали делать моды) и прикрутил мультиплеер. Сегодня за $5 в месяц дети играют в одном мире с сотнями тысяч других игроков, а понятие между сольной игрой и мультиплеером стерлось окончательно.

Игра стала хитом, но Перссон чувствовал себя выжатым лимоном – доставала и свалившаяся на голову популярность, и фанаты, которые постоянно требовали что-то добавить/убрать/поменять, а потом эти же изменения ругали. В 2014 году Маркуса окончательно достала игра, и он передал компанию Mojang в руки Microsoft за скромное вознаграждение в $2.5 миллиарда. А в качестве компенсации купил себе особняк за $70 млн, в котором он отказывается вспоминать о своем детище.

Перссон ушел, но блоки остались. Осталась и полная свобода действий. Наблюдая, как играют мои дети, я видел постройки точных копий Тадж Махала, звездолета Энтерпрайз из «Стар Трека» и замка с железным троном из «Игры Престолов». Но потом оказалось, что настоящая свобода была скрыта не в блоках, а в «редстоуне» - элементе, который добывается из красной руды и является игровым аналогом электропроводки. Мой 8-летний сын Зев показал мне автоматические двери, которые сделал при помощи «редстоуна», а 10-летний Габриэль придумал игру в игре. Он сконструировал гигантскую катапульту, которая при помощи редстоунов швыряла наковальни в других игроков, а те уворачивались от летящих в них снарядов, весело бегая в пределах игровой зоны.

Перссон разработал «редстоун» с оглядкой на обычные электронные цепи. Добавляя к этому блоку включатели и выключатели, вы можете сделать «логические затворы», как их называют компьютерные разработчики. Поместите два переключателя рядом друг с другом, соедините их «редстоуном» - и вот у вас уже есть логический элемент «И»: если переключатель 1 и 2 включены, ток пойдет по проводу. Также можно соорудить логический элемент «ИЛИ», в котором достаточно задействовать только один из переключателей. Если мы посмотрим внутрь обычного микрочипа, то увидим схожую архитектуру.

Этой зимой я был в гостях у 14-летного парня по имени Себастьян. Он хвастался мне своими механизмами, самым крупным из которых была торговая площадка – гигантская стена, возле которой игроки могли продавать вещи, помещая их в специальный желоб. Эта стена была напичкана затворами AND, и у Себастьяна ушло несколько дней на то, чтобы спроектировать стену и найти кучу элементов «И» для нее. «Двигай сюда», – говорит мне Себастьян, ныряя в шахту под аппаратом. Внутри, как архитектор на стройке, показывает мне начинку своего аппарата. «К этим проводам подключены рычаги по разные стороны стены - один с этой, другой напротив. Когда оба включены, они приводят в действие поршень, который присоединяет редстоун к этому блоку вверху в башне-распределителе».

Для работы с «красным камнем» необходимо логическое мышление, усидчивость и умение находить дыры в системе. Например, пятилетняя Натали у себя в замке установила автоматическую дверь, но она не открывалась. Натали ненадолго нахмурилась, а потом принялась искать баг в системе – оказалось, что она неправильно подсоединила один из красных камней, и он посылал ток в другую сторону цепи.

Это то, что программисты называют вычислительным мышлением. И это один из самых важных обучающих эффектов Minecraft. Незаметно для себя дети учатся ежедневной борьбе с багами, знакомой каждому программисту. Ведь не боги горшки обжигают, но боги находят и исправляют ошибки в коде. С этой точки зрения Minecraft является идеально обучающей игрой для современных детей – она затрагивает элементы естественных наук, математику и инженерию, но учит этому посредством игры. В отличие от государственной инициативы «научим детей кодить», на которую правительство США потратило миллионы долларов. Самое забавное, что сам Перссон и его последователи никогда не рассматривали Minecraft в роли педагогического инструмента. «Мы просто делали игру, в которую сами хотели играть», – говорит нынешний главный разработчик Mojang Йенс Бергштен.

Следующий полезный навык, который приобретают игроки в Minecraft – это умение работать в командной строке. В мире, в котором строчки кода заменили глянцевые интерфейсы, обычного человека бросает в пот при виде десятка простых строчек кода. Но не научившись работать с командной строкой, вам никогда не приручить компьютер. В Minecraft дети учатся этому, опять же, не потому, что так надо, а потому, что это весело. Вызовите командную строку «/», вбейте в ней «time set 0» и увидите уходящий за горизонт солнечный хвост. Выучите цепочки команд и сможете колдовать не хуже Гарри Поттера.

Следующий герой статьи – семиклассник Гас из Бруклина, с которым мы познакомились этой весной. Глядя, как Гас играет с друзьями, я замечаю, как он забивает команду «/give AdventureNerd bow 1 0 {Unbreakable:1,ench:[{id:51,lvl:1}],display:{Name:“Destiny”}}». Она дает его персонажу неубиваемый магический лук по имени Destiny. Рабочий стол Гуса пестрит виртуальными стикерами с командами, которыми он пользуется чаще всего. Несколько команд объединяются в блок, который приводит к цепочке действий. Точно так же, как клик по иконке нужной программы запускает блоки кода в ее недрах.

«Minecraft – это одно из тех мест, где молодежь может общаться с более опытными людьми намного старше них, – говорит Мими Ито, создатель платформы Connected Camps при Калифорнийском университете, которая изучает взаимосвязь между обучением и компьютерными играми. – Эти связи становятся ключевыми: у ребят появляется возможность взглянуть на профессиональную сторону дела, а это то, что в школе не покажут». И пускай вас не пугает форма такого взаимодействия незнакомых между собой взрослых и детей – по словам Ито, когда перед группой поставлена интересная задача, возраст отходит на второй план.

Ито обнаружила, что увлечение Minecraft побуждает детей развивать и другие таланты. Например, 15-летний Эли просто хотел поменять несколько игровых текстур, а в итоге дошел до того, что освоил фотошоп в купе с рисованием и теперь выкладывает целые моды на игровом форуме, где ему помогают и взрослые, и дети. «Критика там всегда конструктивна, – говорит Эли. – Игровое сообщество очень помогает».

Возможно, вы будете смеяться, но игра в Minecraft развивает еще и стрессоустойчивость. Mojang еженедельно вносит правки в игру, и однажды утром вы можете проснуться и обнаружить, что после свежего апдейта ваша гигантская железная дорога больше не работает. Ито видит в этом ценный опыт – в практическом и философском смысле дети становятся крепче.

«Minecraft скрипит, а вы пытаетесь починить его, – говорит она. – Это иной тип мышления. Если у вас не работает приложение в iPhone, то вы просто вздыхаете. Если что-то не работает в Minecraft, вы вздыхаете, а потом начинаете чинить неполадку. Не потому, что так надо, а потому, что вам этого хочется. Это похоже на эстетику домашнего пивоварения – пинту светлого можно купить и в магазине, но интереснее сварить ее самому». Учитывая, что Minecraft уже 7 лет, Ян Богост из Georgia Tech с нетерпением ждет в своих классах первых студентов, выросших на игре.

Пятиклассница Ава, которую я встретил на Лонг-Айледне, начала играть в Minecraft 2 года назад. Она запустила «режим выживания», не очень понимая, что делать дальше. «Я думала, что этот скелет добрый, и спросила, как у него дела, – говорит Ава. – Потом я умерла». Дело в том, что Minecraft – это сложная и непонятная игра. В отличие от игр-блокбастеров, здесь нет всплывающих окон и подсказок, никто не водит вас за ручку, показывая, как крутить головой, бегать или приседать. В Minecraft не объясняется ничего: ни что скелеты могут вас убить, ни что вы можете добраться до лавы (которая тоже вас убьет), если пророете слишком глубоко, ни даже то, что вы можете смастерить кирку.

Во время разработки игры у Перссона не было денег на то, чтобы писать инструкции. Вряд ли он догадывался, насколько гениальным оказалось решение отказаться от подсказок: сегодня игроки на форумах ежечасно делятся секретами и стратегиями игры (на Gamepedia висит порядка 5 тысяч статей об Minecraft), книжные издатели выпускают целые тома с секретами игры, и они отлично продаются. Например, одна из книг о красном камне обогнала такие литературные хиты, как «Щегол» Донны Тартт. В своей рецензии писатель и критик Роберт Слоан называет Minecraft «игрой о секретных знаниях».

Самым главным помощником в изучении Minecraft является YouTube. Найдя смерть от рук скелета, Ава отправилась искать ответы именно туда, ведь учиться новому проще всего глядя на то, как это делает мастер. YouTube стал вторым домом для игроков в Minecraft – здесь выкладывают летсплеи, инструкции, обучающие материалы и просто веселые видео. Сегодня слово «Minecraft» является вторым по популярности запросом в YouTube (после «музыка»), а общее количество тематических видео перевалило за 70 млн. Для юных игроков эти ролики стали возможностью отказаться от телевизионной диеты в пользу того, что нравится лично тебе. «Я не понимаю этого, – жалуется мать Авы во время моего второго визита к ним в гости. – Зачем ты смотришь, как играет кто-то другой? Почему не поиграешь сама?»

Недавно Ава вместе со своими друзьями запустила игровой канал на YouTube. Отец купил ей микрофон, а сестра нарисовала табличку «Идет запись» (с другой стороны «Запись не идет, но, пожалуйста, тише). Пока я сижу в ее комнате, Ава звонит своему другу Патрику по скайпу и они начинают запись. Это чистой воды импровизация – они шутят над тем, как Ава тонет в ловушках с лавой, словно заправские радиоведущие или спортивные комментаторы. Если что-то идет не так, они начинают заново. Видя это воочию, я лучше понимаю слова главы игрового подразделения YouTube Райана Вейта о стертых границах между игроком и зрителем.

Некоторые Minecraft-бродкастеры стали действительно известны и неплохо зарабатывают на этом. Эти звезды, в основном, не дети, а молодежь. Например, у 25-летнего Stumpy Cat из Брайтона на канале 7 миллионов подписчиков. У его коллеги Mumbo Jumbo из Брайтона всего миллион. Но этот миллион набрался очень быстро, когда парень залил видео с 20-ю самодельными механизмами для открытия дверей. «Конечно, это не новый Gangam Style, но все равно вышло неплохо», – говорит Mumbo Jumbo, реальное имя которого Оливер Бразерхуд. Сейчас Оливер тратит по 50 часов в неделю на саму игру и запись тематических видео. Это фактически работа.

«Я сказал маме, что увольняюсь с работы почтальона, – вспоминает Mumbo Jumbo. – На вопрос, почему, я показал ей свой канал и свои первые 40 тысяч подписчиков. Это больше, чем трафик корпоративной газеты, которую она консультирует». В следующем году Оливер будет изучать программирование в колледже. По его мнению, программирование очень похоже на Minecraft – ты экспериментируешь, учишься, ошибаешься и спрашиваешь советы на форуме. Кстати, парня приняли в колледж еще до результатов выпускных экзаменов - пропускным билетом в вуз стал его YouTube канал.

В прошлом году 12-летний Лондон запустил отдельный сервер для своих друзей и знакомых. Через пару дней он увидел, что какой-то весельчак ворвался на их праздник и взорвал к чертям все их постройки. Тогда Лондон немного поколдовал с настройками и открыл индивидуальный доступ к серверу для друзей. А теперь попробуйте представить себе это в какой-нибудь World Of Warcraft, где настройками серверов управляют исключительно разработчики. Microsoft же позволяет вам играть на общем сервере, арендовать свой, либо же создать индивидуальную игру и играть по Wi-Fi с товарищем. И здесь начинается самое интересное – как этой свободой воспользуются дети? Будет ли их мир равным и для созидателей, и для разрушителей? И что делать с нарушителями правил?

Социолог Сет Фрей из Дармутского колледжа на протяжении трех лет изучал поведение сотен детей на серверах Minecraft и пришел к выводу, что игра улучшает их социальный интеллект. «Детишки носятся со своими кубиками и вы думаете, что это просто игра, – объясняет Сет. – Но на самом деле они решают один из самых сложных вопросов в истории человечества – как наладить взаимодействие разных социальных групп так, чтобы всем было удобно». В эксперименте, который проводил Сет, большинство участников были парнями-подростками со всеми их комплексами и проблемами полового созревания. «Это худшие люди на Земле, – то ли шутит, то ли серьезно говорит Сет. – И по моему мнению, этот эксперимент по социализации должен был провалиться. Тем удивительнее, что все получилось».

Три года назад муниципальная библиотека города Дэриен, штат Коннектикут, запустила публичный сервер Minecraft, играть на котором могли лишь обладатели абонементов. По словам Джона Блуберга, директора по развитию библиотеки, в первый же месяц у них появилось 900 новых читателей в возрасте до 20 лет. «И это настоящее сообщество, – делится мнением Джон. – Как правило, в день я получаю до десятка звонков в стиле ‘Алло, это Dasher 80, какой-то хрен взорвал мой дом, пока меня здесь не было, разберитесь’ или ‘Алло, меня кто-то обокрал’. Раньше мы сами занимались разрешением конфликтов, но потом заметили, что если детям дать немного свободы, то ближе к концу дня у тебя на автоответчике появляются уже другие сообщение типа ‘Это Dasher 80, мы разобрались с проблемой, игнорируйте мое предыдущее сообщение’».

Многие родители и специалисты считают, что Minecraft – это дополнительное измерение, цифровая песочница, в которой дети учатся социализироваться и уважать чужое пространство (пускай и виртуальное) без присмотра старших. Раньше роль этой песочницей играла улица, а в Minecraft дети хоть и находятся дома, но общаются с друзьями, используя новые технологии. В каком-то смысле Minecraft - это не столько игра, сколько социальная сеть.

Жизнь на сервере Minecraft постоянно требует от детей более сложных технических навыков. 11-летняя Лея бесилась из-за гриферов (так в игре называются вандалы) и однажды попросила у администраторов сервера права на модерацию. Несколько месяцев Лея работала, как полицейский. Программа под названием «command spy» позволяла ей смотреть записи действий игроков: она перемещала всех негодяев в виртуальную зону «тайм-аута» и вскоре ее повысили. «Подразумевается, что я должна давать наказания всем, кто нарушает правила», - сказала она мне тогда. Фактически, Лея исполняла на сервере роль системного администратора.

Но не все так легко приживаются в мире Minecraft. Робкая 17-летняя Тори играет в Minecraft уже 2 года, но в основном в одиночном режиме. Когда она решила попробовать поиграть онлайн, другие игроки, узнав, что она девочка, выложили блоками «СУКА». Друзья-игроки утешали ее и говорили, что такое случается везде. Например, исследование игроков в Halo показало, что над девушками издеваются в два раза чаще, чем над парнями. А из обычного опроса, где 874 человека назвали себя онлайн геймерами, 63% девушек сказали, что они подвергались издевательствам. Некоторые родители из-за этого бесятся и запрещают своим дочкам играть в онлайн-игры, некоторые дочки не обращают на это внимания и просто скрывают пол либо же ставят на аватарки животных. Как Лея.

Как долго продлится популярность Minecraft? Это напрямую зависит от управления Microsoft. Исполнительные директора компании почти не контролируют игру. Все главные вопросы по развитию игры решает Mojang в Швеции. Они могут улучшить игру, а могут, наоборот, свести на нет всю магию, сделав новый интерфейс или изменив систему боев. Однажды Mojang попробовала изменить систему боев, но это вызвало бурю критики – дети не хотели, чтобы их песочницу превращали в обычное поле для драк.

Но пока нет поводов для переживаний, и Minecraft идет в массы. Преподаватели начинают пробовать привносить элементы Minecraft на урок и математики, и истории. Многие библиотеки уже устанавливают на свои компьютеры Minecraft. Например, в Библиотечном центре Бронкса недавно установили серверы Minecraft. Местный библиотекарь дал задание детишкам, у которых не было своих ПК и которые пришли играть в библиотеку, построить парижскую Триумфальную арку за 45 минут. Трое парней начали работать вместе, а четвертый, помладше, разрабатывал свой дизайн. Троица все время поддразнивала друг друга, а через 45 минут, когда арка была готова, они нашпиговали ее динамитом, полюбовались фейерверком из кубиков и ушли играть в другую игру.

В углу четвертый мальчик продолжил трудиться над своей Аркой. Он рассказал мне, что часто остается допоздна, играя в Minecraft с друзьями. Они построили Статую свободы, Всемирный торговый центр и даже копию библиотеки, в которой мы находились. Он щелкал курсором по блокам, составляя перевернутую лестницу, чтобы имитировать округлый свод Арки. Он откинулся на спинку стула, чтобы насладиться проделанной работой. «Я не моргал уже не знаю сколько минут», - сказал он. Модель была закончена и выглядела вполне реалистично.

«Я вообще-то этим горжусь», - сказал он с улыбкой.

Современные родители стоят на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая добра своим чадам, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения — навыка, являющегося основой инновационности и конкурентоспособности.

Результаты исследования, проведенного компанией игрушек Radio Flyer и ReD Associates, показали тревожные последствия излишней заботы современных родителей. Перед каждыми праздниками взрослые начинают ломать голову над тем, какая игрушка будет интересна и полезна для их ребенка. Однако, прежде чем приобрести очередной деревянный конструктор, родителям следует серьезно подумать.

Развитию воображения способствуют игры, которые детские психологи называют «произвольными» (unstructured play ) — в таковых нет четко прописанного сценария, нет конечной цели, не используются девайсы. Ребенок сам придумывает свои миры и воплощает собственные идеи.

По данным исследования, проведенного в США, наиболее развитым воображением обладают дети, которым родители предоставляют свободу действий, то есть дают возможность решать самим, когда, где и во что играть. Однако, большинство современных детей просто не могут играть сами — им нужны инструкции от взрослых или самой игрушки.

Выводы неутешительны: сегодняшних детей требуется учить играть в произвольные игры. Специалист по детскому развитию, психолог Питер Грей (Peter Gray) также отметил постоянное сокращение времени, затраченное на произвольную игру. Согласно другим данным, дети в возрасте от 8 до 18 лет в среднем проводят по 6,5 часов в компании гаджетов ежедневно, а многие даже боятся выходить на улицу без сопровождения взрослых.

Современные родители озадачены тем, как создать условия для непроизвольной игры. Исследование детей с младенческого возраста до 9-ти лет показало удивительные результаты — ни деревянные игрушки, ни их цифровые аналоги не создают условия для unstructured play. Так в чем же ошибка родителей?

Последствия игры в Minecraft

Взять, к примеру, кубики. Нынешнее поколение детей пассивно нажимает на кнопки и игрушки сами их развлекают, а когда игрушка наскучивает, они настойчиво требуют другую. У некоторых родителей даже сформировалась новая традиция: выкидывать «старые» игрушки перед праздниками, чтобы освободить место для новых. Другие родители признаются, что покупают своему чаду по новенькой игрушке в неделю, а также хранят игрушки про запас.

Привыкнув к постоянной новизне и смене развлечений, дети просто перестают играть с обычными кубиками, в результате чего теряют навыки игры с неподвижными предметами. Родители разводят руками: «Мы не хотим, чтобы наши дети скучали». Но в этом и заключается секрет: скука мотивирует детей играть с «тем, что есть». Если мы хотим развить детское воображение, нужно, чтобы дети скучали.

А что тогда можно сказать о компьютерных играх по типу Minecraft, которую один родитель описал как «кубики на стероидах»?

В этой популярной игре дети добывают ресурсы, создают предметы, строят здания и исследуют новые миры. В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченные запасы ресурсов и инструментов, что позволяет создавать объекты повышенной сложности. Вот уж где неограниченная свобода воображения — бери и строй!

Однако, как показало исследование, после серии игр в Minecraft дети чувствовали себя издерганными и раздраженными. Многие сходятся во мнении, что вышеупомянутая играя только «убивает время» — как только ребенок начинает хорошо разбираться в механике игры, то есть играть хорошо, опыт исследования и создания превращается в бесконечное строительство с целью избежания скуки. Кто-то из взрослых верно заметил, что при таких условиях даже любимое занятие превращается в рутину.

Создание условий для unstructured play требует не только ограничения ребенка от определенных развлечений, но и предоставления ему полной свободы. Однако, как показало исследование, такая практика не всегда показывает вдохновляющие результаты — юные респонденты, оставшись без привычных игрушек, затевали драки со сверстниками (а иногда и с родителями) и испытывали раздражение, сонливость и замешательство. Очевидно, что проблема здесь в не в игрушках, а в том, что дети не привыкли играть самостоятельно.

Идея произвольных игр довольно часто обсуждается, однако способы создания условий для таковых представляются редко. Ниже приведены три выдержки из исследования детского психолога Питера Грея (Peter Gray), рекомендующего практику произвольных игр.

1. Родители должны четко понимать, что такое «произвольная игра» и что она дает

В произвольной игре нет четко обозначенного начала и конца — дети развлекают себя сами, взрослые им не помогают. Такой подход может смутить родителей, привыкших видеть в игре воспитательные и обучающие задачи, а также тех, кто считает, что участие в детской игре помогает стать ближе к ребенку.

2. Дети должны играть самостоятельно каждый день

Когда родители пытаются внедрить несколько часов произвольной игры между другими занятиями ребенка, последний испытывает рассеянность и раздражение. Чтобы эта проблема исчезла, дети должны приучиться играть самостоятельно, а не ждать, когда их начнут развлекать родители, учителя или новые игрушки.

3. В произвольной игре дети должны ориентироваться на поведение взрослых

Не секрет, что дети копируют поведение взрослых, однако последние, погрузившись с головой в работу, часто забывают об этом. Родителям следует стать примером для своих детей и показать, что проводить время без гаджетов можно очень весело.

Как эти идеи реализуются на практике? Очень просто: отец-фотограф берет свою двухлетнюю дочь на прогулки. Пока он снимает природу, ребенок самозабвенно играет с тем, что рядом — он воображает, исследует, познает мир. Взрослый не вмешивается, девочка сама руководит процессом. Однако, родитель находится поблизости — занимаясь своим делом, он приглядывает за ней, а ребенок вдохновляется действиями отца и копирует его поведение.

Работая детским психологом вот уже 20 лет, я наблюдаю, как сменяют друг друга увлечения какими-либо играми или персонажами фильмов. Так, эпоха супергероев в виде Человека-паука или черепашек-ниндзя перетекла в увлечение бакуганами, а за ними пришла эпидемия «зомби апокалипсис» для мальчиков и серии кукол-монстров для девочек. И вот уже два года на гребне новой волны – игра «Майнкрафт».

Это повальное увлечение, и взрослые должны знать о нём. Во-первых, эта эпидемия охватила и детей, и подростков – от 6 до 16 лет. Во-вторых, это игра доступна и на компьютере, и на планшете, и на смартфоне, то есть с ней можно не расставаться сутками. В игре ты сам как будто идёшь, поворачиваешь или поднимаешь голову, как во многих бродилках и стрелялках. Но основное отличие в графике: всё пиксельное, как из мелких кубиков. Что же такого в этой игре? Чем она привлекает детей разного возраста? Взрослым важно понять, что отпрыски ищут и находят в «Майнкрафте»?

Как бы выйти погулять?

В этой игре можно много всего собирать. Что-то из собранного используется для строительства дома (деревни, дворца), что-то – для изготовления оружия или ещё чего-нибудь полезного. Для любителей битв по миру ходит много различных персонажей, с которыми можно сражаться. Можно завести домашнее животное. То есть игра универсальна – на любой вкус. Созидай, разрушай, заботься, ощущай себя значимым, выпускай пар! А также, благодаря этой самой необычной графике, атмо-сфера в игре чем-то напоминает детское восприятие мира: как бы живешь здесь и сейчас. Какие-то персонажи возникают непонятно откуда и уходят непонятно куда. В ночном режиме страшно, а в дневном – спокойно. Мир непостижим: как только ты отворачиваешься от объекта, он перестаёт существовать, и если далеко уйти от облюбованной поляны, то потом можно и не найти свой дом. А если и найдёшь, то мало ли кого там можешь застать.

Твори, выдумывай, пробуй

В игре можно ходить друг к другу в гости, делиться запасами, обороняться от врагов. Есть множество сопутствующих направлений, где начинается простор для творчества и популярности. Можно сделать свой клип, используя персонажей игры, и выложить его тут же на сайте в ожидании лайков. Или написать рассказ по мотивам игры или персонажей.

В этом пространстве есть очень популярные люди, которые регулярно выкладывают что-нибудь новенькое, неизменно пользующееся успехом. Есть свои мифы и легенды: например, если соберёшь больше тысячи подписчиков на своё творчество, то тебе якобы будут платить какую-то сумму за каждого. Также можно освоить программирование в стиле «Майнкрафт» и создавать свои игры, клипы, вселенные.

Конечно, многие начинают играть, так сказать, «за компанию». Все в классе увлекаются – и я тоже не отстаю от коллектива. Но если начали – задерживаются надолго.

Так что давайте посмотрим, что же ощущают дети, зашедшие в это пространство. Прежде всего, успешность и собственную важность: ты что-то создаёшь, защищаешь, можешь продемонстрировать свои достижения. Есть о чём поговорить с другими детьми. Опять же, можно стать востребованным и популярным. А это снова успешность. Есть простор для творческой самореализации. Ведь создание клипа и написание рассказа – то самовыражение, за которое не поставят 4 и 5, но которое кому-то точно понравится. И вот наши дети уходят в мир, где они значимы, и нет взрослых, а есть ориентиры на старших жителей этого мира. Правда ведь, чем-то напоминает детство прежних времён с его дворовой жизнью, в которой были и общение, и испытания, и враги, и интриги? Разница – только в виртуальности происходящего.

Реальность против виртуальности… или вместо?

Я не знаю, хорошо это или плохо. Мир, связанный с жизнью в компьютере, – наша реальность вот уже лет пятнадцать. Появляется множество новых профессий, связанных именно с этой деятельностью. И с этой точки зрения наши дети – в тренде общемировых изменений. И в то же время уже были эксперименты, когда у ребёнка отбирали на сутки планшет – и видели грустную картину: без гаджета не с кем поговорить, да и не о чем, поскольку навык коммуникации лицом к лицу без помощника не выработан. Ощущение успешности пропадает тут же, поскольку в реальной жизни наши дети часто мало где приобретают опыт самостоятельности и значимости. Только если мы специально это организовываем. Но как?

  1. Отдаём их в секции и кружки. Спортивные достижения, овладение инструментом, создание творческих поделок и т. п. дают ощущение успешности и самореализации, которые зависят только от тебя.
  2. Отпускаем в тематические лагеря, походы. Дети получают жизненный опыт, когда нужно самостоятельно заботиться о себе, общаться со сверстниками, договариваться о создании какого-либо проекта, играть не только в компьютерные, но и в настольные и подвижные игры. Также в лагерях постоянно происходит какое-либо творческое самовыражение: выступление на сцене, ролевые игры, придумывание сценариев…
  3. Поручаем что-либо важное в помощи по хозяйству. И если ребёнок не сразу справляется – отмечаем его даже незначительные успехи и подчёркиваем, какой важный вклад он вносит в семью.
  4. Организовываем учёбу так, чтобы дети действительно сами решали, когда и как делать домашнюю работу, и контролировали свой процесс учёбы самостоятельно.
  5. Отпускаем пообщаться с друзьями. Если общение происходит на вашей территории – вводим ограничения на общение с помощью компьютера и других гаджетов. Освободившееся время можно занять настольными играми. Их сейчас огромное количество, ярких и интересных. Иногда достаточно один раз помочь разобраться с правилами.

Тогда есть шанс, что радость и успешность виртуальной жизни станет для детей лишь одним из источников позитивных эмоций.

Ребенок пытается продемонстрировать вам новые достижения в своем мире Майнкрафт, а вы дежурно хвалите и добавляете: «Лучше бы ты в школе так занимался». Только не говорите, что у вас такого не бывает. В Майнкрафт играет почти половина детей в мире. И это им действительно интереснее, чем .

Компания Microsoft придумала, как использовать любовь детей к Майнкрафт с выгодой для учебы. Образовательная версия игры Minecraft for Education в Украине будет доступна уже с сентября этого года.

Какие предметы можно будет изучать с помощью любимой игрушки, и готовы ли к таким переменам учителя украинских школ, сайт рассказал Руководитель программы «Партнерство в образовании» в Microsoft in Education Роман Рудюк.

Современные дети родились и растут в цифровом мире. У них другой образ мышления, скорость восприятия. Контактировать с миром через экран планшета для них естественно.

В компьютерах и интернете эти дети разбираются, иногда, лучше родителей. В два-три года они сами себе находят и закачивают мультики, снимают пароли с родительских смартфонов и играют в игры.

Это не удивительно, учитывая, с какими темпами развиваются технологии. Удивительно другое: школа этих детей до сих пор пытается учить по старым принципам и схемам.

Планшет, смартфон в школе воспринимают как помеху учебе. Общение ребенка с компьютером стараются пресекать, сокращать до минимума. Обсуждают вред компьютерных игр, советуют, как отучить ребенка от компьютера. Если и позволяют — то как игрушку, как поощрение за хорошее поведение.

Но почему не попытаться обучать и воспитывать с помощью гаджетов? Ведь планшеты и игры — прекрасный инструментарий, и детям он ближе и понятнее, чем учебники и записи на доске.

Два года назад, когда Microsoft выкупил права на Майнкрафт, никто не понимал, зачем это. А они с помощью игры решили внедрять геймификацию в образовательную систему.

Почему Майнкрафт?

Потому что дети его любят, и потому что он открывает огромные просторы для творчества. Базовый элемент игры — кубики. Совершенно универсальная штука, из которой можно создавать любые объекты, задавать и решать любые задачи. При этом дети не пассивно воспринимают информацию, а активно участвуют в процессе. Это облегчает и понимание темы, и запоминание.

Математика, биология, история: где еще очевидна польза игры Майнкрафт

Minecraft for Education — это не сборник готовых схем и уроков. Это платформа, которую учителя могут использовать для создания уроков. Он не заменяет традиционную программу обучения, а дополняет ее, визуализирует и наполняет творчеством.

Программа работает для любого школьного предмета, потому что в ней можно реализовать любую идею.

География

Одно дело — увидеть египетскую пирамиду в учебнике на картинке с парой абзацев текста. Другое дело — переместиться внутрь строения, осмотреть ее в реальном размере, побродить внутри, увидеть, из чего она состоит, как расположены гробницы, и тд.

Или создать пирамиду из кубиков самостоятельно — вначале детально изучить тему, а потом перенести эти знания в мир Майнкрафт.

Из кубиков можно строить ландшафты, изучать строение земной коры — не рассматривать пыльные гипсовые макеты из шкафа, а самостоятельно создавать проекты.

Или контурные карты. Не карандашиком в тетрадке закрашивать, а построить в Майнкрафт, так, как в этом уроке.

История

Вместо зазубривания дат и имен, отстраиваем, например, деревянные крепости, раздаем участникам роли исторических персонажей и отыгрываем в рамках занятия, например, историю крещения Киевской Руси.

Это же касается любого исторического события. Майнкрафт позволяет создавать мир со всеми нюансами изучаемого времени: архитектура, ландшафт, и тд.

Математика

Уравнения в тетради — скучно. А если задать уравнения прямо в игре, а решения этих уравнений будут координатами точки на карте, в которой скрыт клад, решать их станет гораздо интереснее.

Биология

Построить из кубиков скелет динозавра? Запросто! Или модель человеческого организма. Интересно ведь, из чего мы состоим.

На этом уроке ребята путешествуют внутри живой клетки и изучают, как работают ее органеллы.

Химия

Здесь можно не ограничиваться постройкой макета молекулы. Химия лежит в самой основе Майнкрафта. Начав игру, персонаж добывает полезные ископаемые и крафтит из них нужные материалы и предметы.

Идею синтеза можно использовать в ходе занятий, чтобы дети разобрались, как вещества взаимодействуют, и что из этого получается.

Физика

Учитель объясняет поведение вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Все участники имеют собственных персонажей, а свойства материи в Майнкрафт позволяют отобразить реальные физические процессы на Земле.

Что еще

Компьютерные игры в обучении используются часто. Но они обычно шаблонны, сюжеты и возможности решений в них ограничены.

Minecraft for Education не ограничивается рамками одного предмета. Это конструктор, благодаря которому явления можно изучать с разных сторон.

Учитель создал задание: нужно построить отель. Каждому игровому ресурсу он назначил цену, а дети получили в свое распоряжение определенный бюджет.

Дети приступили к заданию. Они размышляют, как построить удобнее и выгоднее. Просчитывают затраты, выбирают материалы, продумывают расположение комнат, начиная от автоматического открытия дверей и расположения выключателя, заканчивая цветами на балконе и туалетом.

Этот сложный объект вначале возникает у них в голове, а потом переносится в пространство Майнкрафта.

Они ищут информацию, считают, обсуждают. Учатся аргументировать и отстаивать свое мнение, работать в команде. Разве можно отнести такой проект к какому-то конкретному предмету? Или оценить его пользу только в рамках школьной программы?

Minecraft for Education помогает рассматривать мир, не разделяя его на предметы, а комплексно. Понять и воссоздать механизмы и процессы, которые в нем работают. Ребенок понимает, что хлеб начинается не с теста. Нужно посадить зерна, вырастить, убрать, размолоть, а потом уже готовить тесто и печь.

И ложка на его столе — это руда, которую добыли, расплавили, очистили, превратили в металл и сделали из него нужный предмет. Он осознает это без объяснений и зубрежки — просто такие процессы идут в его игре.

Minecraft и Minecraft for Education: в чем разница

В игровой версии Майнкрафт есть множество материалов и явлений, которых не в живой природе. Например, есть драконы, есть несуществующие материалы и химические элементы. В игре это интересно, но в обучающей версии только мешает.

В Minecraft for Education нет возможности добавлять фантастические моды (модификации). Там есть только реалистичные процессы, которые существуют в жизни.

Вторая особенность — техническая. В игровой версии, чтобы поиграть с друзьями, нужно искать сервер, подключаться к нему. Нет гарантии, что туда не придут посторонние игроки и не разрушат постройки — дети любят похулиганить.

В Minecraft for Education не нужны сервера. Учитель создает веб-класс, ученики подключаются к нему через свои учетные записи, и можно начинать игру. Подключиться можно с любого компьютера, и дома, и в школе.

Для учителя создан богатый инструментарий: он может создавать задания, распределять зоны для постройки, руководить процессом.
Как создавать обучающие миры, как давать задания — для всего есть понятные инструкции.

Компьютерные игры в обучении: что думают о Minecraft for Education учителя

Есть новость плохая, и есть хорошая.

Из минусов: большинству учителей сложно перестроиться, согласиться, что привычные методы преподавания с современными детьми работают плохо. Не все готовы использовать игровой инструментарий.

Что говорить об играх, если даже с интернетом далеко не все учителя знакомы достаточно плотно, чтобы использовать его в работе.

Из плюсов: есть много молодых преподавателей, которые готовы учить по-новому и ищут прогрессивные методы. С сентября этого года около ста школ в Украине планируют ввести компьютерную игру в обучение. Возможно, их будет и больше, это зависит от инициативы директоров и преподавателей.

Пока что это сложно: кроме стремления к новому, на этом этапе учителю нужно еще и знание английского. Волонтеры во время бета-тестирования уже создали свои уроки, которыми можно пользоваться, как примером. Правда, это пока только англоязычный материал. В июне доступ к бета-тестированию получили и украинские преподаватели. Так что, готовых уроков в доступе будет достаточно много.

Для учителей, которые хотят говорить с детьми на понятном и интересном им языке игры, Microsoft проводит встречи и обучение. Готовит тренеров, которые передают знания коллегам.

В Украине уже сейчас есть порядка 150 учителей, которые учатся пользоваться новыми технологиями, и сразу применяют это в работе.

Microsoft не создает уроки или курсы по предметам. Он дает общее владение программой, общее направление. И каждый учитель или родитель, который захочет учить ребенка интересно, сможет создавать свои собственные уроки, реализовывать собственные идеи.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации