Независимая молдавия. Молдавия

    См. также: Конституция Молдавской ССР Конституция Республики Молдова (молд. Constituţia Republicii Moldova) основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования… … Википедия

    Молдавия в настоящее время является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия демократическое… … Википедия

    Конституционный суд Республики Молдова Curtea Constituţională Republicii Moldova … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Политическая система Молдавии - Республика Молдавия ‑ суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство. Государственное устройство ‑ парламентская республика. Согласно Конституции 1994 года с поправками от 2000 года Парламент является высшим… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров МССР Совет Министров Правительство МССР (СМ МССР) Совет Министров Молдавской Советской Социалистической Республики … Википедия

Молдавия - суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. М. фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.

До 1998 территория М. делилась на 40 районов, по реформе 1998 - на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы. М. возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов). Наиболее крупные города - Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.

Глава государства - президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Председатель парламента - Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти - правительство, премьер-министр - В. Тарлев.

Президент избирается парламентом на 4 года тайным голосованием 3/5 голосов избранных депутатов и не более чем на 2 срока подряд. Парламент избирается на основе всенародных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе - 51 депутат по партийным спискам и 50 депутатов от одномандатных округов. Срок полномочий депутатов парламента 4 года. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и в соответствии с вотумом доверия парламента назначает главу правительства.

В 1991-2003 избиралось три президента: М.Снегур (срок правления 1991-96), П.Лучинский (декабрь 1996 - февраль 2001), В.Воронин (с февраля 2001). Главы правительств при Снегуре - А.Сангели, И.Чубук, при Лучинском - И.Чубук, И.Стурза, Д.Брагиш.

По закону о местном самоуправлении (2003) органы местного управления - местные советы и прима-ры. Районные местные советы (первый уровень), сельские, коммунные, городские советы (второй уровень) избираются всенародно, председатель района избирается районными советниками. Контроль на местах осуществляют территориальные бюро Государственной канцелярии. Глава АТО Гагаузии - башкан. 25 мая 2003 состоялись выборы (3-я кампания после 1995, 1998) в новые местные органы власти в 32 районах М. Избиралось 11 935 советников и 898 примаров. Партия коммунистов получила 48,03%, т. е. 367 мандатов, в советы и более 50% должностей примаров. Блок «Социал-либеральный альянс» - Moldova Noastra - 21,03% (189 мандатов), ХДНП - 9,53, Демократическая партия - 6,98, Блок «СДП- СЛП» - 3,69, Демократическая аграрная партия - 2,035, независимые кандидаты - 5,32%. В муниципальный совет Кишинева 51 мандат получили 6 партий, набравших более 2% голосов (Партия коммунистов - 43,59%).

В М. сложилась многопартийная система. Официально зарегистрированы 26 политических партий и общественно-политических движений. Наиболее крупные и влиятельные - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ - правящая партия с 2001), лидер партии - В. Воронин, Христианско-демократическая народная партия, лидер Ю.Рошка, Демократическая партия, лидер Д.Дьяков, Партия возрождения и согласия, лидер М.Снегур, Либеральная партия, Партия социально-экономической справедливости, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Общественно-политическое движение «Равноправие», Партия социалистов и

др. В результате внеочередных парламентских выборов (февраль 2001) в парламенте три фракции - фракция ПКРМ (71 место из 101), её лидер В. Степанюк, и две фракции от оппозиционных партий правого толка - Социал-демократический альянс (19 мест), её лидер - бывший премьер-министр Брагиш, и фракция Христианско-демократической народной партии (11 мест), её лидер - Рошка.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников, Бизнес-центр, Клуб деловых людей Timpul.

Создан ряд общественных организаций: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые, профессиональные организации в различных областях деятельности. Элементы гражданского общества: практика ежегодного подписания коллективного договора между профсоюзами и властью, а также постоянный диалог между президентом и представителями гражданского общества всех социальных слоёв для достижения согласия в обществе.

С 2001 внутренняя политика определяется программными установками новой власти. Главная задача - последовательно проводить политику с учётом предвыборных обещаний коммунистов «возродить страну, поднять экономику», следовать стратегии устранения ошибочных в прошлом решений, добиваясь в экономической сфере достижения устойчивого экономического роста и преодоления бедности, в политической жизни - достижения политической стабильности и гражданского согласия, урегулирования приднестровского конфликта, вывода российских войск, размещенных на территории Приднестровья со времён военного конфликта, объединения страны.

Внешняя политика М. определяется национальными интересами страны. По Конституции М. соблюдает «постоянный нейтралитет». Цели внешней политики: укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности, повышение авторитета М. на международной арене, развитие дипломатических отношений и взаимовыгодных связей со всеми странами мира. Особое внимание уделяется сотрудничеству со стратегическим партнёром РФ и с соседними странами - Украиной и Румынией. Долгосрочная стратегическая цель - интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.

По Конституции М. - нейтральное государство, не участвует в каких-либо военных блоках, военно-политических формированиях. Общая численность национальной армии 8,5 тыс. чел. Вооружённые силы включают мотострелковые, артиллерийские подразделения, ПВО, авиацию, подразделения боевого и тылового обеспечения. На вооружении находятся 209 транспортных самолётов, 150 миномётов, 6 вертолётов, 5 транспортных самолётов, 6 МиГов. Возраст военной техники в среднем 10-15 лет.

Республика Молдова имеет дипломатические отношения с РФ (установлены 6 апреля 1992). С 13 мая 2002 вступил в силу базовый политический Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ.

Положение крестьянства и крестьянское движение. На экономическое развитие Молдавии в первой половине XIX в. имела влияние близость Чёрного моря, через порты которого производился экспорт продуктов сельского хозяйства за границу. Спрос на зерновые продукты на заграничных рынках служил стимулом к увеличению продуктивности помещичьего хозяйства.

Законодательной регламентации крестьянского вопроса в Бессарабии предшествовало обнародование в 1831 г. П. Д. Киселёвым кодекса барщинных работ для придунайской Молдавии и Валахии. Маркс подверг детальному анализу этот кодекс (так называемый «Органический регламент») и пришёл к выводу, что установленное законом отношение барщинного труда к необходимому составляло в Валахии 662/3%.

В Бессарабии законодательной регламентации крепостниче­ских отношений был посвящен закон 1834 г. об обязательном заключении, начиная с 1836 г., так называемых «добровольных» контрактов между бессарабскими землевладельцами и жившими на их землях царанами. Издание этого закона вызвало большое недовольство в среде сельского населения. Сотни царан, желая избегнуть необходимости вступать в письменные договоры с помещиками, стали подавать заявления в Казённую палату о перечислении их в мещане. Тогда правительство, защищая классовые позиции феодалов, издало в марте 1846 г. «правила», определявшие взаимные обязанности бессарабских землевладельцев и царан на основах так называемого «нормального контракта». Барщина была определена в 12 условных «пунктовых» дней в году, причём один такой «день» значительно пре­вышал по объёму труда обычный трудовой день.

Из изложенного видно, что Молдавия после присоединения её к России подвергалась, как и вся Россия того времени, крепостническому угнетению. Тем не менее присоединение Молдавии к России имело большое прогрессивное значение, так как её положение под властью крайне отсталого турецкого правительства тормозило экономическое развитие страны. Население Молдавии, буквально отданное Турцией на откуп хищным господарям и их многочисленным ставленникам, систематически подвергалось грабежу, сходному с военным разорением. Не существовало границ этой безудержной и ничем не регламентированной эксплуатации. Постоянно возникавшие на территории Молдавии длительные, часто многолетние военные столкновения соседних держав дополнительно разоряли население. Всё это прекратилось с установлением в крае власти России. Чрезвычайно оживились торговые сношения укрепились хозяйственные связи Левобережья Днестра и Бессарабии с внутренними русскими губерниями.

Накануне Крымской кампании Бессарабия ежегодно отпускала за границу 600 тыс. четвертей зёрна (главным образом пшеницы).

В Центральную Россию и за границу сбывались многочисленные гурты рогатого скота. Высокие цены на овечью шерсть в 20-х годах XIX в. дали толчок развитию тонкорунного овцеводства. Вывоз из Бессарабии за границу лошадей, рогатого скота и овечьей шерсти в 50-х годах XIX в. производился на сумму более 1,5 млн. руб серебром ежегодно.

Большое значение в экономике Молдавии получило производство табака. Ежегодный доход Бессарабии от табачной промышленности достигал в середине века 240 тыс. руб. серебром.

Бессарабия занимала первое место в России по виноделию. Центром виноделия был район Аккермана. В середине XIX в. из Бессарабской области вывозилось ежегодно не менее 500 тыс. вёдер виноградного вина. Таким образом, после присоединения Молдавии к России, несмотря на крепостническое угнетение и вопреки ему, в Молдавии произошло несомненное развитие производительных сил. Под оболочкой крепостных отношений созревали новые, капиталистические отношения. Правда, Молдавия в первой половине XIX в. представляла собой ещё чисто земледельческую страну, в которой промышленность находилась на самой низкой ступени развития. Причиной промышленной отсталости Молдавии являлась колониальная политика царизма, использовавшая край в качестве источника сырья и рынка сбыта товаров. Статистика 1857 г. отмечает в Бессарабии всего 138 мелких предприятий по переработке местного сырья (винокуренных, свечных, мыловаренных, восковых заведений и пр.), на которых числилось 724 рабочих. В том же году в Тираспольском уезде и прилежащих к нему районах было 29 незначительных промышленных заведений (салотопенных, свечных, мыловаренных, винокуренных, пивоваренных и пр.).

Рост товарно-денежных отношений в Молдавии выразился в появлении значительного количества ярмарок и базаров, на которых производились большие закупки хлеба и скота крупным купечеством. Из Центральной России на молдавские ярмарки привозились текстильные и металлические изделия, галантерея и другие произведения русской промышленности. Привоз товаров и пригон скота на всех ярмарках Бессарабии в середине XIX в. выражались в сумме 400 тыс. руб. серебром в год. В связи с развитием торговли росло и крепло местное купечество. В 1858 г. в Бессарабии было объявлено 992 гильдейских купеческих капитала на сумму около 3 млн. руб. серебром. Прасолы, офени, ходебщики служили посредниками между непосредственными производителями и крупными оптовыми торговцами.

Таким образом, и в земледельческой Молдавии, несмотря на её экономическую отсталость, создавались предпосылки для перехода к новому, капиталистическому строю. Капиталистические отношения формировались в сельском хозяйстве.

Протест широких народных масс Молдавии против феодального гнёта проявлялся в своеобразной форме - организации повстанческих отрядов, совершавших нападения на помещиков и купцов. Руководители таких отрядов - гайдуки - в глазах народа были окружены ореолом героизма как защитники угнетённой бедноты от притеснения помещиков и властей. Особенно популярным героем молдавского народа был один из гайдуков Кишинёвского уезда, Бессарабской области, конца XVIII - начала XIX в., Бужор, гроза феодалов и купцов. По преданию, Бужор ходил по городам и сёлам и отыскивал бедняков, помогал им средствами, отнятыми у богачей.

Классовый облик другого гайдука начала XIX в., Войку, ярко отражён в фольклоре. Войку отвечает судьям:

Погатотва вам я не отдам;

Вы Войку ведь всё равно повесите

И возьмёте его червонцы;

Их проиграете в карты,

Израсходуете на экипажи или промотаете на женщин! Я спрятал их в деревьях,

Чтобы нашли их бедные и купили себе волов да коров.

Теми же мотивами борьбы с феодально-крепостническим гнётом проникнута и деятельность знаменитого Урсула, казнённого в Бессарабии в 1823 г.

На территории Левобережной Молдавии получил известность уже упомянутый выше Кармалюк, хотя главной ареной его деятельности была Украина.

Массовое движение в Молдавии не ограничивалось выступлениями гайдуков. Имелись и более высокие формы крестьянского движения. В 1803 г. в помещичьих имениях Тираспольского уезда произошло антифеодальное движение крестьян, возникшее на почве закрепощения землевладельцами выходцев из -придунайской Молдавии. Во втором десятилетии XIX в. в связи с организацией в Новороссии военных поселений многие крестьяне отводимых под поселение деревень ушли оттуда со всем своим имуществом и скотом. Волнения и побеги крестьян не прекращались в Молдавии в течение всей первой половины XIX в. В то же время в Бессарабию в большом количестве направлялись беглые крестьяне из соседних губерний. Побеги особенно усилились в 1856 г. в связи с переходом части Бессарабии к придунайской Молдавии, где крестьяне рассчитывали получить волю. С 1858 г. начались серьёзные волнения в помещичьих владениях Бессарабской области: царане требовали у местного начальства разрешения на переселение на казённые земли, ссылаясь на то, что помещики злоупотребляют своей властью. Получив отказ, царане решили самовольно осуществить переселение. Движение было подавлено воинской силой.

Во второй половине 1980-х годов в Молдавии, как и в других союзных республиках, возникает пользующийся массовой поддержкой националистический Народный фронт, убедивший в августе 1989 года Верховный Совет придать молдавскому языку статус государственного и восстановить латиницу. На этом фоне 3 декабря 1989 года и 28 января 1990 года в городе Рыбница и городе Тирасполь были проведены местные референдумы об автономии Приднестровья и создании Приднестровской АССР (за это решение высказались более 90 % участвовавших в голосовании). Принятая 23 июня 1990 года Верховным Советом (ВС) МССР Декларация о суверенитете сопровождалась кампанией с осуждением передачи в 1940 году Бессарабии под юрисдикцию СССР и призывами к реинтеграции с Румынией. В качестве ответного шага 19 августа 1990 года гагаузское меньшинство на юге республики провозгласило создание «Республики Гагаузия». Также летом 1990 года на территории Приднестровья (Левобережный индустриальный район с центром в городе Тирасполь и населением в 650 тысяч человек, преимущественно русских и украинцев) проходят референдумы о создании Приднестровской Молдавской ССР. 2 сентября 1990 года в Тирасполе Второй Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил образование Приднестровской Молдавской ССР. Официальный Кишинёв посчитал эти действия незаконными. На чрезвычайной сессии ВС МССР в начале сентября председатель президиума ВС Мирча Снегур был наделён широкими полномочиями по установлению прямого президентского правления в регионах, нарушающих конституцию. Межнациональное напряжение только усилилось после того, как молдавское националистическое руководство проигнорировало результаты общественного референдума (март 1991 года) по поводу сохранения СССР. В своём подавляющем большинстве русское и украинское население республики открыто выступало против официального курса молдавского руководства по укреплению суверенитета и, в противовес действиям официального Кишинёва, поддержало в августе 1991 года.

ГКЧП. После провала путча республика провозгласила независимость. На этом фоне позиции сторонников быстрого объединения с Румынией ослабли, и выступавшая за этот шаг группа в составе Народного фронта перешла в оппозицию к сторонникам независимости во главе с М. Снегуром.

В декабре 1991 года между молдавскими военно-полицейскими формированиями и вооружёнными формированиями Приднестровья произошли вооружённые столкновения (первое столкновение датируется 2 ноября 1990 года). В марте — августе 1992 года столкновения расширились до уровня вооружённого конфликта с применением тяжёлого вооружения и авиации (с молдавской стороны). Интенсивность боевых действий уменьшилась после вмешательства командования российской 14-й армии, дислоцированной в Приднестровье. Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 года президентом России Б. Н. Ельциным и президентом Республики Молдова М. Снегуром Соглашения о принципах мирного урегулирования конфликта в Приднестровье.

В августе 1994 года в Молдавии была введена в действие новая конституция, которая закрепила президентско-парламентскую форму правления. В 1995 году на референдуме в Приднестровье также была принята новая конституция, прошли первые самостоятельные выборы в местные органы власти и верховный совет. Фактически в это время траектории политического развития Молдавии и Приднестровья значительно разошлись.

В конце февраля 2001 года на внеочередных выборах в парламент Молдавии победу одержали коммунисты во главе с В. Ворониным (более 50 % голосов), который стал президентом республики в апреле 2001 года. Определённые надежды на активизацию урегулирования конфликта в Приднестровье и отношений с Россией, которые были связаны с перегруппировкой политических сил в Молдавии, не оправдались. Уже в январе 2002 года планы правительства относительно придания русскому языку статуса официального (с соответствующим обязательным преподаванием в школах) вызвали массовые многомесячные протесты. В результате правительство отказалось от ранее заявленных планов. В дальнейшем оппозиция прибегает к массовым протестам против любых планов установления более тесных отношений с Россией.

В июле 2004 года в Приднестровье закрываются молдавские школы, преподавание в которых ведётся с использованием латиницы, а не кириллицы. В ответ Молдавия вводит экономические санкции против Приднестровской Молдавской Республики и выходит из переговорного процесса по урегулированию конфликта.

На выборах, состоявшихся в парламенте 4 апреля 2005 года, В. Воронин был переизбран на президентский пост. За него проголосовали 75 парламентариев (из 76 принявших участие в данной процедуре).

В начале 2006 года произошло ухудшение отношений Молдавии с Россией. Сначала «Газпром» прекратил подачу газа, поскольку Молдавия отказалась от закупок газа по новым ценам. В марте 2006 года Россия ввела запрет на поставки молдавского вина (снят для значительной части производителей осенью 2007 года), вызвав фактический паралич винной отрасли республики. Одновременно разразился «таможенный кризис» в отношениях Молдавии и Приднестровья в результате вступления в силу новых таможенных правил, поддержанных в том числе ЕС: отныне все грузы из Приднестровья, проходящие через территорию Украины, должны иметь отметку молдавской таможни. Приднестровье сочло этот шаг актом объявления блокады республики и попыткой её «задушить» экономически.

В 2007-2008 годах благодаря встречам на высшем уровне диалог между Россией и Молдавией активизировался. 11 апреля 2008 года (впервые за семь лет) состоялась встреча между президентом Республики Молдова В. Ворониным и президентом ПМР И. Смирновым.

В начале апреля 2009 года после объявления результатов парламентских выборов в Кишинёве прошли акции протеста против партии коммунистов, которая, по предварительным данным, добилась победы на выборах. Акции протеста переросли в массовые беспорядки, в ходе которых значительный ущерб был нанесён зданию парламента и президентской резиденции. Президент Воронин назвал беспорядки «попыткой государственного переворота» и обвинил Румынию в их организации.

Оппозиция потребовала пересчитать результаты выборов, и Конституционный суд принял соответствующее решение. По итогам повторного пересчёта Коммунистическая партия Республики Молдова получила 49,48 % голосов избирателей и перешла в оппозицию.


Создание Молдавской ССР

28 июня 1940 года Красная Армия вступила на землю Бессарабии. С первых же дней после этого драматического поворотного события, на правом берегу Днестра стали создаваться структуры советской власти. Было избрано 1100 исполнительных сельских комитетов и 25 поселковых. Полномочия Молдавского Областного Комитета партии (большевиков) Украины, Верховного Совета МАССР, СНК МАССР временно распространились и на правобережную Молдавию.

Одновременно с советской властью создавались экономические, финансовые, юридические, социально-культурные, общественные структуры и организации. Отсутствие местных кадров - особенно руководителей и специалистов - было компенсировано квалифицированными кадрами из МАССР, Украины, России и других советских республик. Этот процесс стал одной из причин русификации молдаван. В Бессарабию стали возвращаться люди, покинувшие её до 28 июня. К декабрю 1940 года из Румынии, Франции, Италии и других стран домой возвратились свыше 300 тысяч человек.

Под влиянием новых властей среди молдавского населения - как с правого, так и с левого берегов Днестра - началось движение за национальное самоопределение, что требовало создания государственного образования рангом выше, чем автономия. Исходя из этого душевного порыва населения, органы высшей государственной власти МАССР обратились в руководящие инстанции СССР с предложением создать Молдавскую союзную республику. VII сессия Верховного Совета СССР, на которую пригласили и молдавскую делегацию, приняла решение о создании Молдавской ССР в качестве национального государственного субъекта федеративного союза.

Но демократические принципы равенства между республиками не были соблюдены союзными властями. В состав МССР были включены только 6 уездов бывшей Бессарабии и 6 районов бывшей МАССР. Её территория составила 33,7 тыс. кв. км. Уезды Четатя Албэ, Измаильский, Болградский, Хотинский были переданы УССР.

Тоталитарный сталинский режим развернул репрессии рротив мирного населения нашей республики. Тысячи людей разных национальностей были объявлены врагами народа, имущество их конфисковано, а сами они в июне 1941 года депортированы в Сибирь.

Социально-экономические и политические последствия учреждения МССР

Была принята Конституция, узаконившая процесс учреждения законодательных, исполнительных и судебных органов, зафиксировавшая права и свободы граждан, получивших право избирать и быть избранными с 18 лет, независимо от национальности, образования, социального и имущественного положения. Правда, в условиях тоталитарного режима выборы были формальными и проводились недемократично. Социальные сдвиги оказались более реальными: в крае была ликвидирована безработица, медицинское обслуживание и образование стали бесплатными.

Социально-политическая жизнь Молдавии в 1944-1953 годы.

После освобождения от фашизма в 1944 году, в МССР - в Сороках, затем в Кишинёве - обосновались органы советской власти, вернувшиеся из эвакуации. Территориально-административное деление республики осталось в границах 1940 года, хотя множество граждан Молдавии различных национальностей обращались к И. Сталину с просьбой сохранить в составе Молдавской ССР её законные исторические отторгнутые территории. Однако подобные просьбы союзная власть оставила без ответа.

В 1947 году в республике прошли выборы в Верховный Совет МССР и местные Советы, способствовавшие консолидации власти для возрождения страны. Но большинство руководителей уездных и районных исполнительных комитетов были присланы из других республик. У них был опыт работы в Советах, но они не знали языка, традиций, обычаев местного населения, что, естественно, не сближало народ с властью.

В условиях сталинского режима по-прежнему совершалось насилие, в том числе лишение граждан политических прав, декларированных Конституцией. Во время создания колхозов в июле 1949 года были депортированы свыше 11 тыс. семей помещиков, коммерсантов и кулаков. Аресты производились ночью, конфисковывалось имущество, а людей в товарных вагонах увозили в Сибирь и Казахстан.

После смерти И. Сталина (1953) были предприняты меры по либерализации общества и восстановлению законности. Наиболее эффективно этот процесс развернулся после ХХ съезда КПСС, который осудил культ личности Сталина и вывел из руководства партии и страны наиболее одиозных политических деятелей. Но тоталитарная суть существующего режима не изменилась, и свободное выражение несогласия с властью по-прежнему оставалось недопустимым.

Засуха, голод (1946-1947) и депортации

Война нанесла огромный урон крестьянским хозяйствам. Отсутствие сельскохозяйственного инвентаря, тягловой силы, семян, рабочих рук привело к тому, что урожай 1944-1945 годов был очень низким. В 1946 году на землю Молдавии обрушилось новое несчастье - сильнейшая засуха. Она уничтожила последнюю надежду крестьянина хотя бы на мизерный урожай. Положение усугубилось тем, что крестьянин, оказавшийся один на один с окаменевшей землёй, обязан был выплатить высокий натуральный налог. В республике разразился голод, эпидемии тифа и малярии, смертность достигла катастрофических масштабов. Причиной такого огромного горя были не только засуха и разрушительные последствия войны, но и завышенные, непосильные планы сдачи сельхозпродукции государству. План поставок зерна государству в 1944-1945 годы был выполнен ценой ограбления крестьянства. И, тем не менее, в 1946 году этот план удвоился. Партийное и государственное руководство продемонстрировало неумение и нежелание разумно решать возникшие проблемы. Даже не хватило политической смелости, чтобы проинформировать союзную власть о тяжести сложившейся обстановки и предотвратить наступление беды. Голод 1946-1947 годов унёс свыше 200 тысяч человеческих жизней, став одной из самых чёрных страниц в истории молдавского народа.

Для ликвидации трагических последствий, часть сданной государству продукции была возвращена крестьянам, были завезены продукты и семена для осенне-весеннего сева 1946-1947 годов. Но этой помощи было недостаточно. В феврале в Молдову прибыл заместитель председателя советского правительства А.Н. Косыгин, который предпринял серию эффективных мер для улучшения ситуации. Более миллиона человек получили материальную помощь. Но, несмотря на все меры, смертность была довольно высокой и сократилась до естественного уровня только к концу 1947 года.

Коллективизация сельского хозяйства

После войны на левобережье Днестра успешно восстанавливались колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции. На правом берегу положение крестьянских хозяйств было плачевным. Свыше 80% из них не имели сеялок, плугов, косилок, молотилок и даже тягловой силы, реквизированной во время войны. Отсутствовал семенной и племенной фонд, агрономическая поддержка, кредиты и т.д. На маленьких разобщённых участках использование современных сельхозмашин было малопродуктивным и нерентабельным. Низкий уровень агротехнических знаний крестьян отрицательно сказывался на производительности их труда.

Несмотря на кредиты и инвентарь, предоставленные государством, урожай, получаемый в индивидуальном хозяйстве, едва покрывал минимальные нужды крестьян. А разрушенная войной страна остро нуждалась в продуктах питания и сырье для промышленности и была жизненно заинтересована в эффективном сельскохозяйственном производстве. В этих условиях сталинское руководство посчитало, что оптимальным решением будет объединение крестьян в крупные коллективные хозяйства.

Из других районов СССР в республику был завезен технический инвентарь, тягловые животные, семена. Были созданы пункты по их хранению и содержанию. Одновременно началось создание колхозов. Но в этом процессе был грубо нарушен принцип добровольного выбора крестьянином. Веками приученное к частной собственности и индивидуальному труду - в своём большинстве - крестьянство не принимало коллективных форм организации хозяйства, настороженно относясь к колхозам. Для убеждения людей требовалась кропотливая работа, время, экономическая и организационная поддержка коллективных хозяйств. Но тоталитарно-сталинский режим пошёл другим путем: за рекордный срок - с осени 1949 г. до весны 1950 г. - крестьянство было принудительно согнано в колхозы, как это и происходило два десятилетия назад во время всеобщей коллективизации в СССР. Несогласных репрессировали. Самые трудолюбивые и рачительные крестьяне - свыше 35 тыс. - были депортированы в отдалённые области Сибири и Казахстана. Только после смерти Сталина государственными органами была предпринята попытка перейти от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим. Колхозы перешли на помесячную оплату труда.

Политическая жизнь Молдовы в брежневскую эпоху (1964 - 1982)

Молдавская государственность в постсталинское время претерпела некоторые изменения. Вырос уровень полномочий республиканских органов власти, расширилась социальная составляющая в управлении государством, увеличилось представительство молдаван в госаппарате. Однако контроль союзного центра над всеми областями социально-политической жизни в республике сохранился, а русский оставался единственным государственным языком, хотя официально молдавский и русский считались равноправными языками.

В конце 60-х и в 70-е годы, в т.н. брежневскую эпоху, или эпоху застоя, связанную в нашей республике с именем первого секретаря ЦК КПМ И. Бодюла, политический режим усилил некоторые неосталинские тенденции: борьба с несуществующим национализмом, продолжение политики русификации молдаван под флагом пролетарского интернационализма, преследование любого свободомыслия. Но вместе с тем, благодаря общему росту культуры и образованности населения, появлению молдавской интеллигенции это был период пробуждения гражданского и национального самосознания молдавского народа, его потребности в самостоятельном, не опекаемом союзным центром развитии. Свыше 52% депутатов Верховного Совета были рабочими и крестьянами, а его национальный состав соответствовал национальному составу населения республики.

Значительным событием в политической жизни Молдавии стала новая Конституция, принятая 15 апреля 1978 года. В ней были провозглашены и гарантированы права и свободы для всех граждан и неприкосновенность личности. Но в действительности строго соблюдались социальные права людей, а политические по-прежнему оставались декларативными, т.к. в обществе отсутствовал политический и идеологический плюрализм. Естественно, что и в этом Основном законе была зафиксирована правящая роль Коммунистической партии в жизни государства. Партия оставалась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Появление любой другой политической силы в тех условиях было исключено.

Движение за политическую демократизацию и национальное возрождение Республики Молдова

Надежды граждан Молдовы на демократизацию жизни возродились с приходом к власти М. Горбачёва, который был убеждён, что широкая демократизация общества приведёт к гармонизации межэтнических отношений в государстве. Эти проблемы широко обсуждались обществом. Впервые люди почувствовали себя совершенно свободными и беспрепятственно высказывали свои мысли.

Однако экономический спад - рост цен, дефицит товаров первой необходимости, снижение их качества - подрывал доверие людей к государству. Всё это дополнилось недовольством по поводу ограничений употребления молдавского языка.

Как и во всём Советском Союзе, в Республике Молдова развернулось мощное общедемократическое движение за утверждение национальной идентичности, поддержанное большинством населения, независимо от национальной принадлежности, достигшее кульминации принятием 31 августа 1989 года закона, провозгласившего молдавский язык государственным. Во главе этого массового движения стояли творческие организации республики. В 1988 году они создали «Демократическое движение в поддержку перестройки», в котором участвовали представители всех проживающих в Молдове этносов. В 1989 году это движение преобразовалось в Народный фронт Молдовы, поддерживаемый вначале большинством населения и даже властями.

В январе 1989 году сложилось Интернациональное движение Молдовы «Унитате-Единство», объединившее русскоязычную интеллигенцию, выступавшую за объявление русского языка вторым государственным наряду с молдавским. Образовалось национально-культурное движение гагаузов «Гагауз халкы» (гагаузский народ), а также движение болгар «Возрождение». С целью сохранения культуры и традиций различных народов были образованы национально-культурные общества русских, украинцев, поляков, белорусов, евреев, ромов, азербайджанцев, армян и других проживающих в Молдове национальностей.

Весной 1990 года в МССР состоялись первые демократические парламентские выборы, в ходе которых депутаты избирались на соревновательной основе из нескольких кандидатов. Руководителем правительства был избран лидер Народного фронта Молдовы Мирча Друк, который, однако, не обладая достаточными знаниями и опытом, совершил множество ошибок, приведших к обострению социально-политического положения в республике. 27 апреля парламент Республики принял закон о Государственном флаге - красно-сине-жёлтом триколоре.

23 июня 1990 года парламент принял Декларацию о суверенитете ССР Молдова. В ней указывалось, что суверенитет составляет «естественное и необходимое условие существования государственности Молдовы», что источником и носителем власти является народ. Это открыло перспективу для свободного и независимого развития государственности.

19 августа 1990 года была самопровозглашена Гагаузская Республика, а 2 сентября того же года - Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). И если с гагаузскими лидерами вскоре был найден общий язык, т.к. гагаузский народ всегда выступал за суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова, то тираспольские сепаратисты, поддержанные российскими имперскими кругами, стали на путь неподчинения легальным органам власти.

После августовского путча 1991 года союзные республики - одна за другой - провозгласили свою государственную независимость. Республика Молдова не стала исключением. 27 августа 1991 года парламент Молдовы провозгласил независимость нашей республики, которая вскоре была признана большинством стран мира.

Первые шаги Молдовы по пути независимости

Последнее десятилетие ХХ века было очень богато политическими событиями: в 1990 году была принята Декларация о суверенитете, президентом Республики Молдова избран Мирча Снегур, высшим законодательным органом стал парламент. 27 августа 1991 года была провозглашена независимость Республики Молдова. Был взят курс на демократизацию общества, замену плановой экономики рыночной, политическая система стала многопартийной.

Рядом с Народным фронтом - оппозиционной политической организацией - сформировались более 50 партий различной ориентации. Но самыми влиятельными среди них стали Аграрная демократическая и несколько правых политических партий, отколовшихся от Народного фронта - Конгресс интеллигенции (позже Объединённый демократический конгресс, а затем Партия демократических сил), Либеральная партия (позже Национально-либеральная) и др. Правые партии своей стратегической политической линией избрали объединение Республики Молдова с Румынией. Парламент ХII созыва (1990-1994) сформировал в 1990 году Конституционную комиссию во главе с председателем парламента Мирчей Снегуром.

К сожалению, политическая жизнь республики не смогла избежать экстремизма. Под прикрытием демократических лозунгов определённые силы стали активно проводить уличные политические манифестации с нарушением общественного порядка, с инсинуациями и агрессивными действиями в адрес национальных меньшинств и т.д. После назначения М. Друка на должность премьер-министра началась кадровая чистка, когда не согласных с официальной линией освобождали от занимаемых должностей.

Напуганные возможностью установления прорумынского и дискриминационного режима в Молдове, возможностью принудительного объединения Республики Молдова с Румынией, на левобережье Днестра консолидировались сепаратисты, поддержанные имперскими силами из Москвы. Поддавшись на их провокации, молдавское правительство прибегло к вооружённой силе. В результате этого столкновения Республика Молдова оказалась расколотой, возникла приднестровская проблема, решение которой затянулось на годы.

Причины приднестровской проблемы и возможности её разрешения

Причины приднестровской проблемы многочисленны, но на ситуацию в Приднестровье значительно повлиял тот факт, что там на протяжении десятилетий размещались части 14-ой армии. Как следствие, значительную часть населения составили отставные офицеры Советской Армии и члены их семей. И рабочие промышленных предприятий, и бывшие офицеры оказались политически активными и хорошо организованными. Их представители категорически отвергали требования лингвистического характера молдавского населения. Молдаване в Приднестровье, живя по большей части в сельской местности и располагая намного меньшими возможностями организоваться и повлиять на развитие политических процессов, оказались не в состоянии противостоять проявлениям сепаратизма. Надо отметить и то, что в Приднестровье идею сепаратизма поддержало не только русскоязычное население. Это можно объяснить в первую очередь тем, что в Кишинёве некоторые официальные лица и многочисленные митинги распространяли идею политического объединения Молдовы с Румынией, особенно после падения режима Чаушеску.

В Приднестровье этот факт максимально эксплуатировался идеологами сепаратизма. Вместе с тем новые политические процессы в МССР, развал СССР, превращение Республики Молдова в независимое государство, перспектива стать этническим меньшинством в новом государстве - всё это стало настоящим стрессом для русскоязычного населения. Этот стресс в большой степени и смоделировал его политическое поведение. В ситуации, когда антирумынская фобия культивировалась десятилетиями, приднестровский сепаратизм поддержала и большая часть этнических молдаван. Следовательно, можно констатировать, что базовые противоречия, приведшие к обострению конфликта в восточных районах Молдовы, были всё же политическими. Одновременно с этим за последние годы в Приднестровье сложился эффективный механизм обогащения посредством незаконных экономических действий, в первую очередь контрабанды. Согласно расчётам специалистов в данной области, потери национальной экономики Молдовы, вызванные незаконной экономической деятельностью в приднестровском регионе, сравнимы с общим объёмом финансовой поддержки, полученной молдавским государством со стороны международных финансовых структур.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации