Александр Панчин. О профессии биоинженера

Список курсов, мероприятий и вузов, где учат биоинформатике, составил Юрий Пеков, директор компании «Бластим» и сооснователь постконференций yCamp.

Инициатором обзора выступил Московский центр исследований и разработок EMC по большим данным и облачным технологиям (НИЦ EMC).

О трендах биоинформатики и о том, какие возможности открываются перед специалистами, читайте тут.

На данный момент российский рынок геномики и биоинформатики продолжает находится в стадии активного формирования. Основными научными центрами по-прежнему являются Москва и Санкт-Петербург.

Экосистема для школьников развивается, но пока представлена слабо: детям из Москвы есть, куда пойти учиться, в регионах ситуация сложнее, таких мест просто нет. В школе биоинформатику не затрагивают. В лабораториях школьников не любят – слишком много ответственности, да и сами школьники не знают, к кому и зачем идти. Систематического дополнительного образования тоже нет.

Куда пойти школьнику?

Высшее образование по биоинформатике можно получить в следующих вузах:

  • Факультет Биоинженерии и Биоинформатики МГУ, Москва. Есть бюджетные и платные места (325 000 руб. в год);
  • Магистратура «Анализ данных в биологии и медицине» в Высшей Школе Экономики, Москва. Есть бюджетные и платные места (около 250 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинформатики, факультет биологической и медицинской физики МФТИ, Москва. Есть бюджетные и платные места (124 000 руб. в год по данным на 2011 год);
  • Магистерская программа «Биомедицинские науки и технологии», Сколковский институт науки и технологий, Москва. Учеба частично проходит за рубежом. Бесплатно + выплачивается стипендия;
  • Кафедра биоинформатики, медико-биологический факультет РНИМУ им. Пирогова, Москва. Есть бюджетные и платные места (150 000 руб. в год);
  • Кафедра математических и информационных технологий СПбАУ РАН, Санкт-Петербург. Есть бюджетные и платные места (10 000 руб. за семестр для жителей РФ, 20 000 руб. в семестр для жителей СНГ, 30 000 руб. в семестр для иностранных граждан);
  • Кафедра прикладной математики, институт прикладной математики и механики СПбПУ, Санкт-Петербург. Есть бюджетные и платные места (около 78 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинформатики, факультет вычислительной математики и кибернетики ННГУ, Нижний Новгород. Есть бюджетные и платные места (85 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинформатики и медицинской кибернетики, институт фундаментальной медицины и биологии КФУ, Казань. Есть бюджетные и платные места (от 78 000 до 110 000 руб. в год);
  • Кафедра биоинженерии и биоинформатики, институт приоритетных технологий ВолГУ, Волгоград. Есть бюджетные и платные места (78 400 руб. в год);
  • Специальность биоинженерия и биоинформатика, биологический факультет СГУ, Саратов. Есть бюджетные и платные места (68 400 руб. в год);
  • Кафедра информационной биологии, факультет естественных наук НГУ, Новосибирск. Есть бюджетные и платные места (100 000 руб. в год).

Число программ в сфере основного и дополнительного образования в области биоинформатики растет.

Запускаются:

  1. Новые магистерские программы (например, магистратура в Физтехе);
  2. Учебные центры (Школа биоинформатики, Москва. 10 000 руб. в год; Институт биоинформатики, Санкт-Петербург. 10 000 руб.);
  3. Краткосрочные курсы и школы по биоинформатике (учебный центр Бластима, Москва. От 15000 до 30000 руб.

    ; мероприятия Института Биоинформатики, Санкт-Петербург и Москва. Курсы от 7500 до 45 000 руб.; NGS-факультативы в МГУ, Москва. Бесплатно; летние школы CSHL, Москва. 30 000 руб., есть стипендии; Школа по биоинформатике в рамках конференции «Геномное секвенирование», Москва. Бесплатно; Школа при конференции «Молекулярная филогенетика», Москва.

    3000 – 7000 руб.

  4. Онлайн-курсы на русском и английском языках и обучающие программы (Введение в биоинформатику, Bioinformatics Algorithms, Bioinformatic Methods I, Bioinformatic Methods II, Bioinformatics: Life Sciences on Your Computer, Introduction to Biology, Data Toolbox Rosalind);
  5. А также специальные мероприятия, Летние Школы по биоинформатике, семинары, позволяющие популяризировать биоинформатику и распространить знания о ней. В их числе – первый хакатон по биоинформатике, который прошел весной этого года;
  6. Биокластеры (биофармксластер «Северный» на базе МФТИ);
  7. Специальные рабочие пространства для работы и развития наукоемких проектов («Биоключ»). Они объединяют специалистов из области биоинформатики, коммерческие компании и представителей научной среды. В дальнейшем на их основе планируется организация крупных фестивалей по биоинформатике, включающих хакатоны, разнообразные курсы, интенсивы и лекции.

Материалы по теме:

Как биотех-проекту подготовиться ко встрече с инвестором

В России появился венчурный фонд для биотеха и фармацевтики

Почему я выбрала биоинформатику – мнение ученого

Кто инвестирует в биотехнологии и биомедицину?

Начать точечно редактировать геном человека планируют уже в 2017 году

по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/bioinformatics/

Созданный в 2002 году в МГУ факультет биоинженерии и биоинформатики готовит высококвалифицированные кадры для научно-исследовательских институтов и университетов, медицинских институтов и учреждений, промышленности (особенно фармацевтических и биотехнических производств).

Это специалисты, владеющие последними достижениями фундаментальной биологической науки и способные целенаправленно изменять биологические объекты в соответствии с поставленными задачами.

В целях эффективной и оптимальной подготовки таких специалистов Министерством образования РФ утверждена новая образовательная специальность “биоинженерия и биоинформатика”.

Отличительными чертами специальности являются:

Образовательная система ФББ имеет следующие особенности:

  • на факультете введена система тьюторов – ученых, персонально руководящих исследовательской работой студентов. Научная работа студентов – важная и обязательная часть учебного плана. Каждый студент выполняет за срок обучения три курсовые работы – по биоинформатике, биохимии и биоинженерии, на 6 курсе выполняет дипломную работу. Практикуется защита курсовых работ в виде доклада на конференции на английском языке;
  • на факультете читаются курсы по “Русскому языку и культуре речи”, “Психологии и педагогике”, “Философии”, “Риторике”, а также языковые факультативные и специальные курсы – “Реферирование и перевод”, “Методология специальности на английском языке”. Предоставляется возможность углубленного изучения английского языка (на IV и V курсах), по желанию ведется подготовка студентов к сдаче международных экзаменов по английскому языку (с последующим получением международных сертификатов). Предоставляется возможность изучения второго и третьего иностранного языка (французский, немецкий);
  • студенты факультета проходят следующие учебные практики: на I курсе – биологическая практика (Звенигородская биологической станции им. С.П.Скадовского); на II курсе – зоологическая практика (Беломорская биологическая станция им. Н.А.Перцова, Карельский берег Кандалакшского залива Белого моря); на III курсе – практика по биоинформатике (по конкурсу, Лейденский университет, Нидерланды).

Широко используется мультимедийное сопровождение учебных занятий. Обеспечен выход в Интернет. Создан интернет портал курса биоинформатики. Организованы собственные практикумы по биохимии, молекулярной биологии, цитогенетике.

Выпускники факультета биоинженерии и биоинформатики составляют контингент наиболее востребованных категорий молодых специалистов.

Комплексность и разносторонность полученного образования, а также навыки научно-исследовательской работы позволили выпускникам факультета найти применение полученным знаниям в самых различных областях.

Большинство выпускников приняли решение продолжить свое образование в системе послевузовского образования и стали аспирантами и соискателями Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, НИИ Физико-химической биологии им. А.Н.

Белозерского, Биологического факультета МГУ, Института общей генетики РАН, Центра биоинженерии РАН, НИИ Биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича РАМН.

Прекрасная языковая подготовка позволила выпускниками факультета биоинженерии и биоинформатики быть востребованными не только в нашей стране, но и за ее пределами и продолжить обучение в Университете Флориды и др. (США), Институте Макса Планка (Германия), Медицинском центре 3. Лейденского университета (Нидерланды) и др.

версия для печати

Источник: http://www.b.msu.ru/doc/index.php?ID=97

Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ

Декан - академик РАН Скулачев Владимир Петрович

Стремительное развитие биологии привело к широкому использованию совершенно новых практических подходов для решения проблем здравоохранения и сельского хозяйства, для разработки принципиально новых технологий и материалов в различных отраслях. Во всем мире ощущается недостаток в квалифицированных кадрах, способных плодотворно работать в области биоинженерии и биоинформатики, не является исключением и наша страна.

Созданный в 2002 году в МГУ факультет биоинженерии и биоинформатики готовит высоквалифицированные кадры для научно-исследовательских институтов и университетов, медицинских институтов и учреждений, промышленности (особенно фармацевтических и биотехнических производств). Это специалисты, владеющие последними достижениями фундаментальной биологической науки и способные целенаправленно изменять биологические объекты в соответствии с поставленными задачами.

В целях эффективной и оптимальной подготовки таких специалистов Министерством образования РФ утверждена новая образовательная специальность “биоинженерия и биоинформатика”. Отличительными чертами специальности являются:

  • изучение дисциплин биоинженерного профиля: генной инженерии; биоинженерии микроорганизмов, растений и животных; клонирования и трансплантации клеток; белковой инженерии; инженерной энзимологии;
  • существенное увеличение объёма преподавания математики и, особенно, информатики, как в общем курсе, так и в рамках специализированных курсов по биоинформатике.

Образовательная система ФББ имеет следующие особенности:

  • в основе программы обучения на ФББ лежит междисциплинарный подход. Преподавательскую деятельность ведут сотрудники химического, биологического, механико-математического и физического факультетов, а также сотрудники НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского МГУ. Студенты осваивают в полной мере присущие университетским традициям классическую биологию и классическую математику. В дополнение к этому они изучают самые современные методы биоинженерии, генетической инженерии, молекулярной биологии, биоинформатики и мат. методы в биологии;
  • на факультете введена система тьюторов - ученых, персонально руководящих исследовательской работой студентов. Научная работа студентов - важная и обязательная часть учебного плана. Каждый студент выполняет за срок обучения три курсовые работы - по биоинформатике, биохимии и биоинженерии, на последнем курсе выполняет дипломную работу. Практикуется защита курсовых работ в виде доклада на конференции на английском языке. Срок обучения - 6 лет;
  • введена сквозная система рейтинга как стимул соревновательности студентов;
  • на факультете читаются курсы по “Русскому языку и культуре речи”, “Психологии и педагогике”, “Философии”, “Риторике”, а также языковые факультативные и специальные курсы – “Реферирование и перевод”, “Методология специальности на английском языке”. Предоставляется возможность углубленного изучения английского языка, по желанию ведется подготовка студентов к сдаче международных экзаменов по английскому языку (с последующим получением международных сертификатов). Предоставляется возможность изучения второго и третьего иностранного языка (французский, немецкий);
  • студенты факультета проходят следующие учебные практики: на I курсе - биологическая практика (Звенигородская биологической станции им. С.П. Скадовского); на II курсе - зоологическая практика (Беломорская биологическая станция им. Н.А.Перцова, Карельский берег Кандалакшского залива Белого моря); на III курсе - практика по биоинформатики (по конкурсу, Лейденский университет, Нидерланды).

Использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе и научных исследованиях является одним из важнейших приоритетов деятельности факультета.

Широко используется мультимедийное сопровождение учебных занятий. Обеспечен выход в Интернет. Создан интернет портал курса биоинформатики.

Организованы собственные практикумы по биохимии, молекулярной биологии, цитогенетике.

Выпускники факультета биоинженерии и биоинформатики составляют контингент наиболее востребованных категорий молодых специалистов. Комплексность и разносторонность полученного образования, а также навыки научно-исследовательской работы позволили выпускникам факультета найти применение полученным знаниям в самых различных областях.

Большинство выпускников приняли решение продолжить свое образование в системе послевузовского образования и стали аспирантами и соискателями факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, НИИ физико-химической биологии им. А.Н.

Белозерского, биологического факультета МГУ, Института общей генетики РАН, Центра биоинженерии РАН, НИИ биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича РАМН.

Прекрасная языковая подготовка позволила выпускниками факультета биоинженерии и биоинформатики быть востребованными не только в нашей стране, но и за ее пределами и продолжить обучение в Университете Флориды и др. (США), Институте Макса Планка (Германия), Медицинском центре Лейденского университета (Нидерланды) и др.

С сентября 2003 года на факультете открыт и успешно работает Кружок по генетической инженерии и молекулярной биологии для учащихся 9-10 классов.

С 2008 года функционирует кружок по биохимии для школьников старших классов. Факультет проводит Всероссийскую заочную олимпиаду по математике, химии, биологии и физике.

На факультете функционируют подготовительные курсы по математике, химии, биологии, русскому языку и литературе.

Если вы любите биологию, если у вас неплохая математическая подготовка, а также склонность к компьютерным технологиям, то мы ждём вас на нашем факультете!

Биологическая инженерия (сокращенно – биоинженерия) – термин парадоксальный, если не сказать – противоречивый. Инженер – это тот, кто проектирует автомобили, станки, самолеты, приборы, а биолог имеет дело с чем-то живым, как же совместить эти понятия?

Веками люди имели дело с растениями, животными, грибами и другими живыми организмами в том виде, в каком их создала природа. Максимум, что мог позволить себе человек – это вывести породу с заданными признаками путем скрещивания и естественного отбора, но это во многом оставалось лотереей, и даже если лотерея оказывалась выигрышной, времени на это уходило немало. Но вот в XX веке развитие биологических наук достигло такого уровня, что оказалось – живые организмы тоже можно проектировать и конструировать! Как это делается, для чего это нужно?

Заболев гриппом, мы с вами можем без проблем купить в аптеке противовирусный препарат, а ведь каких-нибудь 50 лет назад все, что мог врач прописать такому больному – это общеукрепляющие средства и жаропонижающее, лекарств от гриппа и других вирусных болезней не было, вирусы ведь нельзя травить антибиотиками, как бактерии. Организм борется с ними сам, производя особый белок – интерферон, который мешает вирусам проникать в клетки, и именно на этом веществе основаны все противовирусные препараты. Одна беда: человеку поможет только человеческий интерферон, а чтобы получить одну лечебную дозу, нужно два литра крови. Обеспечить всех больных не получится, даже если все до единого жители Земли станут донорами (а это невозможно хотя бы потому, что у многих людей есть противопоказания к этому). По этой причине интерферон поначалу был очень дорогим лекарством – например, в США курс лечения стоил 30 000 долларов, а мы сейчас покупаем противовирусные препараты по вполне доступным ценам… кто же совершил такое чудо? Биоинженеры!

За синтез интерферона – как и любого белка – отвечает определенный ген. Используя одни ферменты как «ножницы», другие как «клей», а вирус-бактериофаг – как «буксир», ученые встроили этот человеческий ген в геном кишечной палочки – и бактерии начали производить человеческий интерферон, передавая эту способность потомству. Подобным образом была решена проблема производства инсулина для людей, страдающий сахарным диабетом – ведь инсулин, полученный из поджелудочных желез свиней, у многих больных вызывал побочные эффекты.

Это лишь один пример достижений биоинженерии, точнее, одной из ее отраслей – генной инженерии, которой так боятся наши современники. Каких только сюжетов не демонстрируют некоторые безответственные телеканалы – вплоть до людей, которые ели какие-то продукты с генами кактуса, и у них на коже выросли колючки, как у этого растения… разумный человек задался бы вопросом: столько лет мы едим картофель со всеми его генами – однако картофельной кожурой до сих пор никто не оброс, за что же генам кактуса такая честь? Впрочем, разумные люди такие телеканалы и не смотрят.

В действительности, ничего особенно страшного в генетически модифицированных продуктах нет, правда, могут быть некоторые особенности. Возьмем, к примеру, картофель с генами камбалы – он «не по вкусу» колорадскому жуку, для человека же ничем не отличается от обычной картошки, но людям, страдающим аллергией на рыбу, его действительно лучше не есть. Поэтому правы те, кто требует указывать на упаковке генномодифицированных продуктов соответствующую информацию, но бояться их не стоит, речь идет лишь об индивидуальных различиях. А сюжеты о страшных мутантах, убегающих из лабораторий генных инженеров, оставим авторам фильмов ужасов.

Впрочем, генная инженерия – лишь одна из отраслей генной инженерии. Существует еще биоинженерия тканей, клеточная биоинженерия – они имеют дело с клетками и тканями, изъятыми из организмов и живущими на питательных средах. Такие тканевые и клеточные культуры нужны для научных исследований – например, для медицинских на стадии in vitro. Кроме того, клетки могут продуцировать некоторые вещества, применяемые и в медицине, и в парфюмерии, и в некоторых отраслях промышленности.

Актуальная задача современной биоинженерии – научиться выращивать из собственных клеток организма пациента (стволовых, прежде всего) ткани и органы для трансплантации – ведь пересадка чужих органов связана с массой проблем и медицинского, и этического характера. Большие надежды возлагаются на генную биоинженерию и в плане лечения различных врожденных болезней, связанных с генными и хромосомными мутациями.

Стремительное развитие биологии привело к широкому использованию совершенно новых практических подходов для решения проблем здравоохранения и сельского хозяйства, для разработки принципиально новых технологий и материалов в различных отраслях. Во всем мире ощущается недостаток в квалифицированных кадрах, способных плодотворно работать в области биоинженерии и биоинформатики, не является исключением и наша страна.

Созданный в 2002 году в МГУ факультет биоинженерии и биоинформатики готовит высококвалифицированные кадры для научно-исследовательских институтов и университетов, медицинских институтов и учреждений, промышленности (особенно фармацевтических и биотехнических производств).

Это специалисты, владеющие последними достижениями фундаментальной биологической науки и способные целенаправленно изменять биологические объекты в соответствии с поставленными задачами.

В целях эффективной и оптимальной подготовки таких специалистов Министерством образования РФ утверждена новая образовательная специальность "биоинженерия и биоинформатика".

Отличительными чертами специальности являются:

  • изучение дисциплин биоинженерного профиля: генной инженерии; биоинженерии микроорганизмов, растений и животных; клонирования и трансплантации клеток; белковой инженерии; инженерной энзимологии;
  • существенное увеличение объёма преподавания математики и, особенно, информатики, как в общем курсе, так и в рамках специализированных курсов по биоинформатике.

Образовательная система ФББ имеет следующие особенности:

  • в основе программы обучения на ФББ лежит междисциплинарный подход. Преподавательскую деятельность ведут сотрудники химического, биологического, механико-математического и физического факультетов, а также сотрудники НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского МГУ. Студенты осваивают в полной мере присущие университетским традициям классическую биологию и классическую математику. В дополнение к этому они изучают самые современные методы биоинженерии, генетической инженерии, молекулярной биологии, биоинформатики и мат. методы в биологии;
  • на факультете введена система тьюторов – ученых, персонально руководящих исследовательской работой студентов. Научная работа студентов - важная и обязательная часть учебного плана. Каждый студент выполняет за срок обучения три курсовые работы – по биоинформатике, биохимии и биоинженерии, на 6 курсе выполняет дипломную работу. Практикуется защита курсовых работ в виде доклада на конференции на английском языке;
  • введена сквозная система рейтинга как стимул соревновательности студентов;
  • на факультете читаются курсы по "Русскому языку и культуре речи", "Психологии и педагогике", "Философии", "Риторике", а также языковые факультативные и специальные курсы - "Реферирование и перевод", "Методология специальности на английском языке". Предоставляется возможность углубленного изучения английского языка (на IV и V курсах), по желанию ведется подготовка студентов к сдаче международных экзаменов по английскому языку (с последующим получением международных сертификатов). Предоставляется возможность изучения второго и третьего иностранного языка (французский, немецкий);
  • студенты факультета проходят следующие учебные практики: на I курсе – биологическая практика (Звенигородская биологической станции им. С.П.Скадовского); на II курсе – зоологическая практика (Беломорская биологическая станция им. Н.А.Перцова, Карельский берег Кандалакшского залива Белого моря); на III курсе – практика по биоинформатике (по конкурсу, Лейденский университет, Нидерланды).

Использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе и научных исследованиях является одним из важнейших приоритетов деятельности факультета.

Широко используется мультимедийное сопровождение учебных занятий. Обеспечен выход в Интернет. Создан интернет портал курса биоинформатики. Организованы собственные практикумы по биохимии, молекулярной биологии, цитогенетике.

Выпускники факультета биоинженерии и биоинформатики составляют контингент наиболее востребованных категорий молодых специалистов.

Комплексность и разносторонность полученного образования, а также навыки научно-исследовательской работы позволили выпускникам факультета найти применение полученным знаниям в самых различных областях. Большинство выпускников приняли решение продолжить свое образование в системе послевузовского образования и стали аспирантами и соискателями Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, НИИ Физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, Биологического факультета МГУ, Института общей генетики РАН, Центра биоинженерии РАН, НИИ Биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича РАМН.

Подробности Обновлено: 23.01.2019 19:05 Опубликовано: 08.05.2017 12:48

Биоинженером является ученый, изучающий особенности разных материй и организмов для дальнейшего создания новых продуктов и поиска решений проблем медицины, фармации, генетики.

История профессии:

Автором термина «биоинженерия» принято считать британского ученого и диктора Хайнца Вульфа, который он озвучил аудитории слушателей в 1954 году. Разработчиками первой программы биоинженерии специалисты Университета штата Миссисипи. Она увидела мир в 1967 году.

С того времени профессия Биоинженер постепенно начала продвигаться в разряд перспективных и востребованных. Ученые ставили перед собой грандиозные цели и смогли добиться ошеломляющих результатов в области биомедицинской и генетической инженерии.

Особенности профессии:

Недопустимо обобщать биоинженерию с генной инженерией, ведь последняя является лишь отраслью. Биоинженерия берет за основу применения новейших методик, способствующих решению многих проблем в области медицины.

Результатом продуктивной деятельности ведущих умов биоинженерии стало создание искусственных суставов, кожных протезов, кардиостимуляторов, аппарата почечного диализа и искусственного кровообращения.

Профессия Биоинженер не подходит людям, которые желают мгновенно обрести мировую славу и зарабатывать баснословные деньги. Чтобы деятельность принесла соответствующие труды, необходимо проявить терпение и направить силы на проведение исследований и разработку авторских методик в данной сфере.

Обязанности:

Биоинженер - это специалист, который разрабатывает и в дальнейшем применяет эффективные методики в области биологии и медицины, целенаправленны на решение проблем по охране здоровья. В процессе экспериментальных исследований ученые наделяют живые организмы новыми признаками и свойствами, создают искусственные органы и успешно разрабатывают ГМО путем воздействия на генотип подопытного объекта.

Биоинженеры принимают участие в разработке новых видов препаратов. Благодаря их кропотливому труду появился инсулин, гормон человеческого роста, интерферон, вакцина против гепатита B. Дополнительно, специалисты занимаются синтезом эффективных биокатализаторов, применяемых в промышленности, создают способствующие оперативной утилизации отходов микроорганизмы.

В спектр должностных обязанностей также входит:

  • генная селекция продуктов питания;
  • планирование рабочего процесса;
  • наблюдения за подопытными объектами;
  • фиксация полученных в ходе эксперимента данных и дальнейшая их обработка;
  • подготовка нужных материалов и технического оснащения;
  • соблюдения правил ТБ на рабочем месте.

Важные качества:

  • аналитический склад ума;
  • ответственность;
  • целеустремленность;
  • устойчивость к стрессам;
  • скрупулезность;
  • хорошее зрение и развита мелкая моторика;
  • тяга к изучению точных наук.

Навыки и знания:

Работа биоинженером предусматривает, что претендент на вакантную должность знает ключевые азы в области биологии, химии, физики и генетики. Требуется владение английским языком, ведь придется общаться с иностранными коллегами, посещать конференции не только в роли слушателя, но и докладчика (при наличии собственных разработок). Специалист должен уверенно владеть ПК, обращаться с профессиональным оборудованием и знать правила хранения веществ, реактивов и пр.

Что делать, если человеку отрубило руку? Жить без одной руки? Так и было до недавнего времени. Теперь чудеса медицины могут практически вернуть руку человеку, пусть и механическую, и не такую «родную». Но еще интересной областью представляется биоинженерия. Ее чудеса позволяют воссоздать практически любой орган человека, распечатать его на 3D-принтере и избавить огромное количество нуждающихся в пересадке печени от очереди, которая не гарантирует спасение. За биоинженерией будущее медицины и хирургии. От возможности программирования генетического кода до практически полного обновления организма.

Международная группа ученых под руководством специалистов Университета Британской Колумбии (Канада) вырастила в чашке Петри совершенную трехмерную реплику человеческих кровеносных сосудов, великолепно имитирующую структуру и функции настоящих. Исследователи считают, что достигнутый результат, детали которого описаны , открывает возможность более эффективно подходить к вопросам разработки терапии различных серьезных заболеваний, таких как диабет.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации