Лекция 1.
Тема 1. Личность как предмет воспитания
Проблемы развития и воспитания лич
ности.
Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности.
Проблемы развития и воспитания лич ности. Понятия: «личность», «развитие», «формирование», «личностный рост».
Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего уяснение самого понятия личность. В развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная.
Развитие биологического характеризует процесс функционального созревания и формирования человека (т.е. физическим развитием, в том числе - морфологические, биохимические, физиологические изменения (развитие скелета, мускулатуры, а также внутренние органов и систем).
Процесс биологического созревания человека проявляется в возрастных этапах его развития и в специфических биологических чертах этих этапов (детства, отрочества, возмужалости и старости).
Процесс биологического развития человека тесно связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые формируются у человека прижизненно и характеризуют его как общественное существо.
Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества и рассматривается как биосоциальное существо.
Личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общением с другими людьми.
С.Л. Рубинштейн писал, что «личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью».
В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) общественная активность, 6) принципиальность 7) твердость нравственных взглядов и убеждений.
Личность тем более полноценна, чем больше отражает общественно значимые качества (или в какой мере ею присвоен общественный опыт) и в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер).
Важной дополненой характеристикой личности является индивидуаль ность .
Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
Личностные качества развиваются и формируются в течение жизни.
Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики (биологическое созревание), а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения и убеждений (социальное развитие).
Формирование является результатом развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. (Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь...»; «придавать устойчивость, законченность»).
Согласно определению личности, ее развитие не равно простому накоплению количественных изменений, поступательному движению от простого к сложному, низшего к высшему. Данный процесс обладает характерной особенностью - диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования всех сторон личности.
Постоянным источником преобразований и обновлений личности т.е движущей силой развития является возникновение и разрешения противоречий.
Различают:
внешние (универсальные) противоречия;
индивидуальные (внутренние) противоречия.
Внешние противоречия носят универсальный характер, они свойственны для большинства людей и возникают под влиянием объективных факторов (изменения в геополитической, экономической обстановке, ситуации изменения социального, трудового статуса и проч.). Эти противоречия нарушают равновесие между организмом и средой, что приводит к новому приспособлению организма, изменению поведения и, следственно, появлению новых личностных свойств и качеств.
Индивидуальные (внутренние) противоречия характерны для отдельного человека и отражают процесс несогласия его с самим собой («хочу - не могу», «хочу - нельзя», «не хочу - надо» и т.д.). Эти противоречия указывают на несовпадение потребностей, возможностей, способностей с объективной реальностью и возможностью их удовлетворения. Именно преодоление внутренних противоречий обуславливает возможность саморазвития человека и формирования у него устойчивых качеств личности.
Развитие личности также определяется внутренними и внешними условиями :
внешние условия – это окружение (семья, круг общения) человека, социокультурная среда и др.
внутренние условия - резервная совокупность (потенциал) самого индивида, физиологические и психические свойства организма человека.
В процессе жизни человек непременно сталкивается с внешними условиями и их изменением во времени. В процессе взаимодействия с внешней средой индивид способен преобразовывать свою внутреннюю сущность, формировать новые взаимоотношения и значит – развиваться.
В образовании внешние условия развития представлены педагогическими процессами (обучение, воспитание), личностью педагога, избранные им содержание, методы и формы педагогического взаимодействия. Результат педагогического взаимодействия – это новые свойства внутренней сферы личности, которые будут являться основанием для создания новых внешних условий. Таким образом, процесс развития личности будет бесконечным при условии адекватного (противоречивого) «сочетания» внутренних и внешних условий развития.
Спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми характеризуют личностный рост.
Личностный рост предполагает:
расширение самоосознания;
полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;
выбор решения как жить в настоящем моменте;
принятие ответственности за свой выбор.
Личностный рост является сложным диалектическим процессом, который, требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.
Как противоположный вектор развитию личности выступает деградация.
Причины проявления деградации личности:
Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
Создание дефицита благ (в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости);
Создание «чистоты» социального окружения (разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя);
Создание культа «самокритики», признания совершения тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не соверша.
Основные факторы развития лич ности.
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (психологи называют их новообразованиями).
Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Существует три направления научных рассуждений.
С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Согласно основной идеи данного направления определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Сторонники данного направления утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой.
Социологически ориентированное направление рассматривает среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов принято называть социализацией. Социо- биологическое направление рассматривает влияние разных факторов на развитие личности: биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности, они развиваются под воздействием среды и воспитании. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие.
Таким образом, основными факторами развития личности являются: 1. Н аследственность. Для формирования личности имеет значение природная способность или определенная предрасположенность к развитию. Наследственная программа человека включает детерминированную (обусловленную) и переменную (вариативную) части.
Детерминированная часть программы обуславливает:
признаки рода человека: сознание, задатки речи, прямохождения, мышления, труда;
внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет глаз, волос и кожи;
особенности нервной системы и протекания психических процессов (темперамент, сила-слабость НС и проч.);
группа крови, резус-фактор;
патологии: гемофилия, сахарный диабет, эндокринные расстройства, шизофрения и проч.;
природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, голосовые данные, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д.)
Переменная часть наследственной программы предполагает приспособление человека к изменяющимся условиям жизни на основе природной «заданности». Сущность переменной программы – наличие незаполненных «отрезков» всей программы жизни человека, что позволяет человеку самостоятельно дополнить ее содержание, реализовать свое предназначение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
2. Окружающая среда. Богатство материальной и духовной культуры, созданное многими поколениями людей является средством развития и формирования личности как члена общества. Личностью становятся только в процессе социализации (процессе присвоения общественных ценностей, норм и правил жизнедеятельности в обществе). Вне человеческого общества процесс развития личности не осуществляется.
На формирование личности влияют условия всей среды: географические, социальные, культурные, образовательные, и т.д. Решающее значение имеет семья, которая определяет круг интересов, формирует основные потребности, взгляды, ценностные ориентации ребенка. Семья также является источником и условием развития природных задатков детей.
Значимое влияние на формирование личности оказывает состав референтной группы, на мнение и авторитет которой она опирается. Идеалы и ориентиры референтной группы принимаются личностью полностью. В качестве референтной группы может выступить компания сверстников, класс, старшие («другие») взрослые, семья и т.д. Необходимо, чтобы в качестве референтных лиц у развивающейся личности постоянно присутствовали родители, педагоги, профессионалы в избранном виде деятельности - это и есть одна из основных задач образования.
3. Воспитание. Воспитание - преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Воспитание отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренные условия для развития и адаптации. Посредством совместной деятельности и общения педагога и ребенка формируются психические функции растущей личности, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.
Однако воспитательное воздействие должно вызывать у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и вызывать ее собственную активность в работе над собой, что будет оказывать эффективное развивающее и формирующее влияние на личность.
Спорт и общие закономерности развития человека.
Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкретной спортивной карьере, зависит от совокупности факторов развития спортсмена. Именно они будут определять и особенности проявления в ходе спортивной карьеры общие закономерности развития человека - неравномерность, гетерохронность, интеграцию и пластичность. В наиболее общем виде можно выделить следующие особенности проявления закономерностей развития человека в спорте:
Неравномерность обнаруживается в акселерации (ускорении) развития, что обусловлено развертыванием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созревания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практически всех психических функций, процессов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогические воздействия дают наибольший эффект. Данная особенность зафиксирована в многочисленных исследованиях, где сравнивается развитие спортсменов и не-спортсменов.
Гетерохронность развития спортсмена обнаруживается в том, что акселерация является не всеобщей, а избирательной, и касается, прежде всего, тех функций, процессов, свойств и качеств, которые отвечают требованиям спортивной деятельности и избранного вида спорта. Это выяснено при сравнении спортсменов и не-спортсменов, а также представителей различных видов спорта. Важно отметить, что при определенных условиях такая избирательная акселерация ведет к одностороннему развитию спортсмена.
Пластичность проявляется в специализированном характере развития психических функций, процессов, свойств и качеств, обеспечивающем приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа, особенностям методики спортивной подготовки, а также в формировании компенсаций одних психических образований другими. Специализированный характер развития спортсменов выясняется при сравнении представителей разных видов спорта и спортивных амплуа, а особенности компенсаций - при изучении индивидуальных различий спортсменов.
Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте (опыт, свойства и т.д.), при определенных условиях может быть перенесено на другие сферы и виды деятельности. Спортсмен имеет возможность интегрировать и проявлять разные виды опыта, например, ситуативно-жизненный и соревновательный. Более того, выяснен феномен самодетерминации развития, когда, например, развитые в спорте черты характера «требуют» своего проявления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельности, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже проявление пластичности развития, имеющее особое значение при окончании спортивной и начале другой карьеры спортсмена.
Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные линии развития человека, то можно отметить, что спортивная карьера вносит коррективы в онтогенез и в большей или меньшей степени определяет жизненный путь личности. Другими словами,влияние спортивной карьеры на развитие личности имеет преимущественно корректирующий характер, на жизненный путь в целом - формирующий.
4. Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности
Становление человека как личности носит название социализации. Это процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение общественного и культурного опыта, норм и правил жизни в обществе через выполнение человеком различных социальных функций (ролей) и приобретение жизненного опыта, а с другой - формирование психологических свойств личности (направленности, характера, способностей и др.) и ее психического склада в целом. Все это находит субъективное отражение в самосознании человека в форме «Я-образа» и самооценки.
Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры позволяет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жизненный опыт, лучше узнать самого себя и свои возможности, самоутвердиться, добиться признания других людей.
В спорте существует своя «социальная лестница», так как статус спортсмена повышается с ростом его спортивной квалификации. Подъем на первые ступени мало отражается на общем положении спортсмена в обществе и его социальной репутации. Однако если спортсмен выходит на уровень спорта высших достижений, завоевывает спортивные титулы, звания и становится известным не только в спортивной среде, его высокий спортивный статус генерализуется и начинает определять общее положение человека в обществе. Например, статус Олимпийского чемпиона рассматривается на одном уровне с выдающимися представителями других профессий.
Если попытаться максимально обобщенно оценить изменения, происходящие в личности спортсмена на протяжении спортивной карьеры (особенно элитарной карьеры), то следует отметить рост «масштабности личности» (Г.Д.Горбунов) и формирование ее социальной зрелости, что обнаруживается в отношениях спортсмена к спорту, самому себе, другим людям, различным жизненным проблемам и ситуациям.
Этой проблеме становления психологических свойств личности и ее психического склада посвящено огромное количество как отечественных, так и зарубежных исследований, среди которых можно выделить четыре основных направления:
1. Исследования, в которых сравниваются личностные особенности спортсменов и не-спортсменов. Они нацелены в основном на то, чтобы выяснить свойства или черты личности, которые формируются в спортивной деятельности относительно независимо от ее специализации.
Американский психолог Б.Кретти, обобщая результаты многочисленных исследований данного направления, выделяет следующие черты личности, более часто встречающиеся у спортсменов по сравнению с не-спортсменами:
эмоциональная устойчивость,
уверенность,
агрессивность,
экстраверсия,
твердость характера (развитые волевые качества),
самоконтроль.
Р.М.Загайнов на основе многолетней практической работы в качестве психолога со спортсменами высшей квалификации выяснил, что им присущи:
повышенное чувство ответственности,
переживание бремени лидерства, публичности деятельности и жизни,
чувство одиночества,
психологическая «закрытость»,
«ритуализм» спортивной деятельности,
высокий уровень мотивации достижения,
самостоятельность.
2. Исследования, в которых сравниваются личностные особенности спортсменов - представителей разных видов спорта. Почти все работы данного направления связаны с построением «личностных профилей», которые демонстрируют более или менее существенные различия в выраженности одних и тех же личностных свойств у представителей разных видов спорта.
Например, построение личностных профилей «идеального гимнаста» и «идеального пловца» (В.Дойль), выявились значимые различия между ними по таким показателям, как:
креативность (творческое мышление),
способность к концентрации, устойчивость к психическим нагрузкам (все названные показатели лучше у гимнастов),
«чувство времени» и способность увеличивать активность волевым усилием (лучше у пловцов).
Б.Кретти, обобщая результаты сравнительных исследований спортсменов индивидуальных и командных видов спорта, отмечает, что первые более самостоятельны, независимы, помехоустойчивы и менее тревожны по сравнению со вторыми.
3. Исследования половых различий личностных особенностей спортсменов.
Эти данные весьма противоречивы: от констатации отсутствия различий до отстаивания специфичности «женской» спортивной карьеры и личностных особенностей женщин-спортсменов по сравнению с мужчинами.
Так, Б. Огилви выяснил определенные различия между мужчинами и женщинами, специализирующимися в плавании. У женщин обнаружился более низкий уровень волевых качеств, большая подозрительность, тревожность и зависимость от мнения группы. Однако, в целом, данное направление исследований является слабо разработанным.
4. Исследования психического склада личности спортсменов разных специализаций и построение типологий личности спортсменов. Такие типологии могут быть построены на разных основаниях и быть как теоретическими, так и эмпирическими.
Р.М. Загайнов предложил эмпирическую типологию спортсменов-чемпионов, в основу которой положены различные типы спортивной мотивации. Выделено пять типов личности:
«Человек долга» - спортсмен, чья мотивация по своему содержанию является «положительной» (честь, патриотизм, долг и т.п.).
«Человек-одиночка» - спортсмен с «отрицательной» мотивацией (индивидуализм, негативизм, злость и ненависть к сопернику и т.п.).
«Артистический тип» - тот, кого главным образом мотивируют не спортивные результаты, а внешние атрибуты спорта и спортивного соревнования: зрители, публичность жизни и деятельности, популярность, творческий характер активности и т.п.
«Интеллектуальный тип» - спортсмен, который стремится к осмыслению каждого своего действия и ситуации. Такие спортсмены любят тренироваться самостоятельно, а в соревнованиях увлечены не только и даже не столько результатом, сколько процессом соревновательной борьбы. Обычно представители этого типа заранее готовятся к уходу из спорта и новой карьере.
«Хрупкий тип» - спортсмен с высокой двигательной одаренностью, но плохо переносящий экстремальные психические нагрузки большого спорта. Всегда боится поражения. Обычно рано уходит из спорта.
Н.А. Государев, описывая три основные модели спортивной деятельности, выделяет в соответствии с каждой из них типы личности спортсменов
1. Первую группу образуют типы личности, базирующиеся на спортивной одаренности:
Первые три типа личности – «акселераты», «спортивные машины» и «богатыри» - спортсмены с преимущественно физической одаренностью:
«Акселераты» - «могучие на вид ребята, но отличающиеся детским умом и характером»;
«Спортивные машины» добиваются успеха исключительно благодаря своим феноменальным «телесным» данным, без техники, без спортивного характера, а часто и без любви к спорту;
«Богатыри» - более гармоничный тип, отличающийся природной физической силой, выносливостью, сильной нервной системой и духовной мощью, волевым характером.
Следующие пять типов этой группы характеризуются преимущественно психической одаренностью:
«Артисты», главный интерес которых в соревнованиях - не прагмагический (добиться цели), а творческий (чтобы было ново, красиво, увлекательно для зрителей);
«Атомные станции» - спортсмены, поражающие окружающих своей неиссякаемой энергией, жизнерадостностью, жаждой движений и новых ярких впечатлений;
«Ваньки-встаньки» - оптимисты, не унывающие и быстро восстанавливающие уверенность в себе после поражений и неудач;
«Каскадеры», суть психологии которых составляет потребность в освоении нового, борьбы в условиях неизвестности, где они демонстрируют хладнокровие и блестящую технику;
«Вундеркинды» характеризуются необычайно ранним проявлением способностей и ранней спортивной специализацией; долго сохраняют детскую обостренность восприятия действительности.
Особенный тип данной группы – «Самородки», которых отличает сплав природной одаренности (физической и психической) с развитым трудолюбием, ответственностью и самостоятельностью. В большом спорте чаще появляются уже зрелыми людьми, прошедшими трудную школу жизни.
2. Вторая группа типов личности спортсменов базируется на спортивной одержимости, самоотверженности (очень высокой спортивной мотивации). Выделяются:
«Гадкие утята» - спортсмены, которые в детстве отличались слабым здоровьем и физическим развитием. Для них спорт стал важнейшей сферой самоутверждения, где недостаток природной одаренности они компенсировали огромной энергией, самоотдачей в тренировках, желанием доказать, что они не хуже, а лучше других;
«Бойцы» - спортсмены с трудным детством, выросшие «на улице», привыкшие постоять за себя. Их отличают «бойцовские качества» - волевой напор, агрессивность и др., помогающие побеждать соперников и в спорте;
«Эмоционально-неустойчивый тип» спортсменов характеризуется огромным желанием побеждать в сочетании с высокой тревожностью, неуверенностью, эмоциональной нестабильностью. Для повышения уверенности они проделывают больший объем тренировочной работы, чем их соперники. Однако это - «люди настроения», и для успешного выступления в соревнованиях им необходим эмоциональный подъем.
3. Третью группу составляют типы личности, базирующиеся на спортивном рационализме (интеллекте, организованности). Автором выделены следующие типы:
«Универсалы» - отличные аналитики и гибкие тактики, очень инициативны, знают и умеют в своем виде спорта практически все;
«Середняки» отличаются комплексом личностных свойств, обеспечивающих надежность и стабильность соревновательной деятельности. Благодаря отлаженной системе стереотипов, у них почти не бывает «срывов» в соревнованиях, но и «взлеты» то же редки;
«Вечные труженики» характеризуются заложенными с детства привычками к труду, порядку, ответственности и дисциплине. Успех в соревнованиях они рассматривают как закономерный итог своих планомерных усилий;
«Отличники» - спортсмены, у которых высокая обучаемость сочетается с исключительным прилежанием, добросовестностью, вдумчивостью в тренировках, стремлением к самосовершенствованию;
«Ветераны» - это спортсмены, для которых главной опорой служит их спортивный и жизненный опыт, доскональное знание своих возможностей, что позволяет им грамотно и расчетливо подводить себя к наиболее ответственным стартам сезона и побеждать более молодых и сильных, но не столь опытных соперников.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:
В связи с вышесказанным есть основания говорить о содержательной структуре личности, которая включает в себя социально, биологически, экологически, технически и технологически, ноосферно обусловленные подструктуры (рис. 5. 1).
Рис. 5.1.
Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов ее формирования и развития.
В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные, и другие факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.
Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий (рис. 5.2). Именно под влиянием социальных обстоятельств развиваются и формируются сущностные, личностные особенности человека. К. Маркс отмечал, что "сущность <."> личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и что государственные функции и т.д. - не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека".
Личность - это сложный и системный феномен общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности тех духовных качеств, особенностей, в которых он выступает носителем тех или иных социальных ценностей (нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, религиозных, семейно-бытовых и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что ведущей и определяющей стороной, характеристикой личности выступает субъектность. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности - субъектность, он складывается и развивается как личность.
Таким образом, выделяется два ведущих признака личности: наличие сознания и субъектности. Качественные (содержательно-аксеологические) и количественные характеристики этих признаков у конкретного человека позволяют судить об уровне зрелости личности. Есть основания выделять несколько уровней социальной и психологической зрелости личности: низкий - недостаточно зрелая, формирующаяся личность; средний - достаточно зрелая личность; высокий - социально зрелая личность.
Третий ведущий признак личности - степень "саморегуляции Я" (А. Г. Ковалев), способности человека управлять
Рис. 5.2.
своими психическими состояниями и добиваться поставленных целей, несмотря на трудности в их достижении. При высоком уровне развития данного признака у человека можно говорить о достаточно сложившейся личности. Ядро саморегуляции личности составляют ее взгляды, убеждения, идеалы, волевая подготовленность. Очевидно, характеризуя, например, личность ребенка детского возраста (а нередко и подросткового), есть основания говорить о том, что это пока еще недостаточно не только сложившаяся, но и социально зрелая личность.
Как видим, при характеристике личности конкретного человека важно выявить уровень се социальной и психологической зрелости, а также в какой степени он сложился как вполне определенная личность.
По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектное™ в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутивных характеристик личности.
Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность - не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает, в его жизненной позиции, в его поведении и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется в основном тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.
Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.
Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.
Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
Характерная черта зрелой личности – преодоление и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в , хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье .
Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее . То есть человек развивается как личность, когда:
Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.
Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.
Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:
Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.
Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.
Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».
На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.
На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.
Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.
Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.
Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:
Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.
Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.
Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.
Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.
Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.
Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.
Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.
Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:
В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».
До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:
- макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;
- микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;
- воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;
- деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;
- социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;
На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.
На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.
Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.
Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.
Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.
Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.
Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.
Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.
К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.
Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.
Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Что же человек наследует?
По наследству от родителей к детям передаются:
Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.
Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?
Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
Различают задатки двух видов:
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.
Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.
Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.
Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.
Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.
Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.
Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.
Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.
Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.
Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.
Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.
В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.
Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).
Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.
Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.
Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.
Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.
На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.
В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.
Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.