Формирование личности человека. Факторы, процесс, условия и проблема формирования личности

Лекция 1.

Тема 1. Личность как предмет воспитания

    Проблемы развития и воспитания лич

    ности.

    Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности.

    Проблемы развития и воспитания лич ности. Понятия: «личность», «развитие», «формирование», «личностный рост».

Основной целью воспи­тания является формирование личности, ее всестороннее и гар­моничное развитие. Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего уяснение самого понятия личность. В развитии человека наблюдаются две взаимосвя­занные линии - биологическая и социальная.

Развитие биологического характеризует про­цесс функционального созревания и формирования человека (т.е. физическим развитием, в том числе - морфологические, биохимические, физиологические изменения (развитие скелета, мускулатуры, а также внутренние органов и систем).

Процесс биологического созревания человека проявляется в возрастных этапах его развития и в специфических биологических чертах этих этапов (детства, отрочества, воз­мужалости и старости).

Процесс биологического развития человека тесно связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые формируются у человека прижизненно и характеризуют его как общественное суще­ство.

Следовательно, понятие человек синтезирует (объеди­няет) в себе как его биологические, так и социальные (общест­венные) свойства и качества и рассматривается как биосоциальное существо.

Личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общением с другими людьми.

С.Л. Рубинштейн писал, что «личность характери­зуется таким уровнем психического развития, который позво­ляет ей сознательно управлять собственным поведением и дея­тельностью».

В.П. Тугаринов к числу важнейших ха­рактеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответствен­ность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) общественная активность, 6) принципиаль­ность 7) твердость нравственных взглядов и убеждений.

Личность тем более полноценна, чем больше отражает общественно значимые качества (или в какой мере ею присвоен общественный опыт) и в какой мере ее деятельность носит своеобраз­но-творческий характер).

Важной дополненой характеристикой личности является индивидуаль­ ность .

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Личностные качества развиваются и формируются в течение жизни.

Под развитием следует понимать взаимосвязан­ный процесс количественных и качественных изменений, ко­торые происходят в анатомо-физиологическом созревании че­ловека, в совершенствовании его нервной системы и психики (биологическое созревание), а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения и убеждений (социальное развитие).

Формирование является результатом развития личности и обозначает ее становление, приобретение сово­купности устойчивых свойств и качеств. (Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь...»; «придавать устойчивость, закон­ченность»).

Согласно определению личности, ее развитие не равно простому накоплению количественных изменений, поступательному движению от простого к сложному, низшего к высшему. Данный процесс обладает характерной особенностью - диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования всех сторон личности.

Постоянным источником преобразований и обновлений личности т.е движущей силой развития является возникновение и разрешения противоречий.

Различают:

    внешние (универсальные) противоречия;

    индивидуальные (внутренние) противоречия.

Внешние противоречия носят универсальный характер, они свойственны для большинства людей и возникают под влиянием объективных факторов (изменения в геополитической, экономической обстановке, ситуации изменения социального, трудового статуса и проч.). Эти противоречия нарушают равновесие между организмом и средой, что приводит к новому приспособлению организма, изменению поведения и, следственно, появлению новых личностных свойств и качеств.

Индивидуальные (внутренние) противоречия характерны для отдельного человека и отражают процесс несогласия его с самим собой («хочу - не могу», «хочу - нельзя», «не хочу - надо» и т.д.). Эти противоречия указывают на несовпадение потребностей, возможностей, способностей с объективной реальностью и возможностью их удовлетворения. Именно преодоление внутренних противоречий обуславливает возможность саморазвития человека и формирования у него устойчивых качеств личности.

Развитие личности также определяется внутренними и внешними условиями :

    внешние условия – это окружение (семья, круг общения) человека, социокультурная среда и др.

    внутренние условия - резервная совокупность (потенциал) самого индивида, физиологические и психические свойства организма человека.

В процессе жизни человек непременно сталкивается с внешними условиями и их изменением во времени. В процессе взаимодействия с внешней средой индивид способен преобразовывать свою внутреннюю сущность, формировать новые взаимоотношения и значит – развиваться.

В образовании внешние условия развития представлены педагогическими процессами (обучение, воспитание), личностью педагога, избранные им содержание, методы и формы педагогического взаимодействия. Результат педагогического взаимодействия – это новые свойства внутренней сферы личности, которые будут являться основанием для создания новых внешних условий. Таким образом, процесс развития личности будет бесконечным при условии адекватного (противоречивого) «сочетания» внутренних и внешних условий развития.

Спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми характеризуют личностный рост.

Личностный рост предполагает:

    расширение самоосознания;

    полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;

    выбор решения как жить в настоящем моменте;

    принятие ответственности за свой выбор.

    Личностный рост является сложным диалектическим процессом, который, требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

Как противоположный вектор развитию личности выступает деградация.

Причины проявления деградации личности:

Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

Создание дефицита благ (в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости);

Создание «чистоты» социального окружения (разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя);

Создание культа «самокритики», признания совершения тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не соверша.

    Основные факторы развития лич ности.

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (психологи называют их новообразованиями).

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Существует три направления научных рассуждений.

С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Согласно основной идеи данного направления определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Сторонники данного направления утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой.

Социологически ориентированное направление рассматривает среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов принято называть социализацией. Социо- биологическое направление рассматривает влияние разных факторов на развитие личности: биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности, они развиваются под воздействием среды и воспитании. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие.

Таким образом, основными факторами развития личности являются: 1. Н аследственность. Для формирования личности имеет значение природная способ­ность или определенная предрасположенность к развитию. Наследственная программа человека включает детерминированную (обусловленную) и переменную (вариативную) части.

Детерминированная часть программы обуславливает:

    признаки рода человека: сознание, задатки речи, прямохождения, мышления, труда;

    внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет глаз, волос и кожи;

    особенности нервной системы и протекания психических процессов (темперамент, сила-слабость НС и проч.);

    группа крови, резус-фактор;

    патологии: гемофилия, сахарный диабет, эндокринные расстройства, шизофрения и проч.;

    природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, голосовые данные, феноменальную память, математические задатки, осо­бые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д.)

Переменная часть наследственной программы предполагает приспособление человека к изменяющимся условиям жизни на основе природной «заданности». Сущность переменной программы – наличие незаполненных «отрезков» всей программы жизни человека, что позволяет человеку самостоятельно дополнить ее содержание, реализовать свое предназначение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

2. Окружающая среда. Богатство материальной и духовной культуры, созданное многими поколениями людей является средством развития и формирования лич­ности как члена общества. Личностью становятся только в процессе социализации (процессе присвоения общественных ценностей, норм и правил жизнедеятельности в обществе). Вне человеческого общества процесс развития личности не осуществляется.

На формирование личности влияют условия всей среды: географические, социальные, культурные, образовательные, и т.д. Решающее значение имеет семья, которая определяет круг интересов, формирует основные потребности, взгляды, ценностные ориентации ребенка. Семья также является источником и условием развития природных задатков детей.

Значимое влияние на формирование личности оказывает состав референтной группы, на мнение и авторитет которой она опирается. Идеалы и ориентиры референтной группы принимаются личностью полностью. В качестве референтной группы может выступить компания сверстников, класс, старшие («другие») взрослые, семья и т.д. Необходимо, чтобы в качестве референтных лиц у развивающейся личности постоянно присутствовали родители, педагоги, профессионалы в избранном виде деятельности - это и есть одна из основных задач образования.

3. Воспитание. Воспитание - преднамеренный и специально орга­низованный педагогический процесс. Воспитание отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренные условия для развития и адаптации. Посредством совместной деятельности и общения педагога и ребенка формируются психические функции растущей личности, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.

Однако воспитательное воздействие должно вызывать у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и вызывать ее собственную актив­ность в работе над собой, что будет оказывать эффективное развивающее и формирующее влияние на личность.

    Спорт и общие закономерности развития человека.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкрет­ной спортивной карьере, зависит от со­вокупности факторов развития спорт­смена. Именно они будут оп­ределять и особенности проявления в ходе спортивной карьеры общие закономерности раз­вития человека - неравномерность, гетерохронность, интеграцию и пластично­сть. В наиболее общем виде можно выделить следующие особен­ности проявления закономерно­стей развития человека в спорте:

    Неравномерность обнаружи­вается в акселерации (ускорении) развития, что обусловлено развертыва­нием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созре­вания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практичес­ки всех психических функций, процес­сов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогичес­кие воздействия дают наибольший эф­фект. Данная особенность зафиксиро­вана в многочисленных исследовани­ях, где сравнивается развитие спорт­сменов и не-спортсменов.

    Гетерохронность развития спортсмена обнаруживается в том, что акселерация является не всеобщей, а избирательной, и касается, прежде всего, тех функций, процессов, свойств и качеств, которые отвечают требова­ниям спортивной деятельности и из­бранного вида спорта. Это выяснено при сравнении спортсменов и не-спорт­сменов, а также представителей раз­личных видов спорта. Важно отметить, что при определенных условиях такая избирательная акселерация ведет к од­ностороннему развитию спортсмена.

    Пластичность проявляется в специализированном характере развития психических функций, про­цессов, свойств и качеств, обеспечивающем приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа, особенностям методики спор­тивной подготовки, а также в формиро­вании компенсаций одних психичес­ких образований другими. Специализированный характер развития спортсменов выясняется при сравнении представителей разных ви­дов спорта и спортивных амплуа, а особенности компенсаций - при изучении индивидуальных различий спортсменов.

    Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте (опыт, свойства и т.д.), при оп­ределенных условиях может быть пере­несено на другие сферы и виды дея­тельности. Спортсмен имеет возможность интегрировать и проявлять разные виды опыта, например, ситуативно-жизненный и соревновательный. Более того, выяснен фено­мен самодетерминации развития, ко­гда, например, развитые в спорте чер­ты характера «требуют» своего прояв­ления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельно­сти, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже прояв­ление пластичности развития, имею­щее особое значение при окончании спортивной и начале другой карьеры спортсмена.

Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные ли­нии развития человека, то мож­но отметить, что спортивная карьера вносит коррективы в онтогенез и в большей или меньшей степени оп­ределяет жизненный путь личности. Дру­гими словами,влияние спортивной карьеры на развитие личности имеет преимущест­венно корректирующий характер, на жизнен­ный путь в целом - формирующий.

4. Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности

Становление человека как личности но­сит название социализации. Это про­цесс, который включает в себя, с од­ной стороны, усвоение общественного и культурного опыта, норм и правил жиз­ни в обществе через выполнение человеком различных социальных функ­ций (ролей) и приобретение жизненно­го опыта, а с другой - формирование психологических свойств личности (направленности, характера, способностей и др.) и ее психического склада в це­лом. Все это находит субъективное от­ражение в самосознании человека в форме «Я-образа» и самооценки.

Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры поз­воляет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жиз­ненный опыт, лучше узнать самого се­бя и свои возможности, самоутвердить­ся, добиться признания других людей.

В спорте существует своя «социальная лестница», так как статус спортсмена повы­шается с ростом его спортивной ква­лификации. Подъем на первые ступени мало отражается на общем положении спортсмена в обществе и его социальной репутации. Однако если спортсмен выходит на уровень спорта высших достижений, завоевывает спортивные титулы, звания и становится извест­ным не только в спортивной среде, его высокий спортивный статус генерализуется и начинает определять общее положение человека в обществе. На­пример, статус Олимпийского чемпио­на рассматривается на одном уровне с выдающимися представителями дру­гих профессий.

Если попытаться максимально об­общенно оценить изменения, происходящие в личности спортсмена на про­тяжении спортивной карьеры (особен­но элитарной карьеры), то следует от­метить рост «масштабности личности» (Г.Д.Горбунов) и формирование ее со­циальной зрелости, что обнаруживает­ся в отношениях спортсмена к спорту, самому себе, другим людям, различным жизненным проблемам и ситуациям.

Этой проблеме станов­ления психологических свойств лич­ности и ее психического склада посвящено огромное коли­чество как отечественных, так и зару­бежных исследований, среди которых можно выделить четыре основных на­правления:

1. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов и не-спортсменов. Они на­целены в основном на то, чтобы выяснить свойства или черты личности, которые формируются в спортивной дея­тельности относительно независимо от ее специализации.

Американский психолог Б.Кретти, обобщая результаты многочислен­ных исследований данного направле­ния, выделяет следующие черты лич­ности, более часто встречающиеся у спортсменов по сравнению с не-спорт­сменами:

    эмоциональная устойчи­вость,

    уверенность,

    агрессивность,

    экс­траверсия,

    твердость характера (развитые волевые качества),

    са­моконтроль.

Р.М.Загайнов на основе много­летней практической работы в качест­ве психолога со спортсменами высшей квалификации выяснил, что им присущи:

    повышенное чувство ответствен­ности,

    переживание бремени лидерст­ва, публичности деятельности и жизни,

    чувство одиночества,

    психологическая «закрытость»,

    «ритуализм» спортивной деятельности,

    высокий уровень мотивации достижения,

    самостоятельность.

2. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов - представителей разных видов спорта. Почти все работы данного направления связаны с построе­нием «личностных профилей», которые демонстрируют более или менее суще­ственные различия в выраженности одних и тех же личностных свойств у представителей разных видов спорта.

Например, построение личностных профилей «идеального гимнаста» и «идеального пловца» (В.Дойль), выявились значимые различия между ними по таким показателям, как:

    креативность (творческое мышление),

    способность к концентрации, устойчи­вость к психическим нагрузкам (все на­званные показатели лучше у гимна­стов),

    «чувство времени» и способность увеличивать активность волевым уси­лием (лучше у пловцов).

Б.Кретти, обобщая результаты сравнительных исследований спортсме­нов индивидуальных и командных ви­дов спорта, отмечает, что первые более самостоятельны, независимы, помехо­устойчивы и менее тревожны по срав­нению со вторыми.

3. Исследования половых разли­чий личностных особенностей спортсменов.

Эти данные весьма противо­речивы: от констатации отсутствия раз­личий до отстаивания специфичности «женской» спортивной карьеры и личностных особенно­стей женщин-спортсменов по сравне­нию с мужчинами.

Так, Б. Огилви выяснил определенные различия между мужчинами и женщинами, специа­лизирующимися в плавании. У женщин обнаружился более низкий уровень во­левых качеств, большая подозритель­ность, тревожность и зависимость от мнения группы. Однако, в целом, данное направление ис­следований является слабо разработанным.

4. Исследования психического скла­да личности спортсменов разных спе­циализаций и построение типологий личности спортсменов. Такие типо­логии могут быть построены на разных основаниях и быть как теоретически­ми, так и эмпирическими.

Р.М. Загайнов предложил эмпи­рическую типологию спортсменов-чем­пионов, в основу которой положены раз­личные типы спортивной мотивации. Выделено пять типов личности:

    «Человек долга» - спортсмен, чья мотивация по своему содержанию является «положительной» (честь, пат­риотизм, долг и т.п.).

    «Человек-одиночка» - спорт­смен с «отрицательной» мотивацией (ин­дивидуализм, негативизм, злость и не­нависть к сопернику и т.п.).

    «Артистический тип» - тот, кого главным образом мотивируют не спортивные результаты, а внешние ат­рибуты спорта и спортивного соревнова­ния: зрители, публичность жизни и дея­тельности, популярность, творческий ха­рактер активности и т.п.

    «Интеллектуальный тип» - спортсмен, который стремится к осмыслению каждого своего действия и си­туации. Такие спортсмены любят тре­нироваться самостоятельно, а в сорев­нованиях увлечены не только и даже не столько результатом, сколько про­цессом соревновательной борьбы. Обычно представители этого типа заранее готовятся к уходу из спорта и новой карьере.

    «Хрупкий тип» - спортсмен с высокой двигательной одаренностью, но плохо переносящий экстремальные психические нагрузки большого спор­та. Всегда боится поражения. Обычно рано уходит из спорта.

Н.А. Государев, описывая три ос­новные модели спортивной деятельности, вы­деляет в соответствии с каждой из них типы личности спортсменов

1. Первую группу образуют типы лич­ности, базирующиеся на спортивной одаренности:

Первые три типа личности – «акселераты», «спор­тивные машины» и «богатыри» - спортсмены с преимущественно физической одаренностью:

    «Акселераты» - «могучие на вид ребята, но отличающиеся детским умом и характером»;

    «Спортивные машины» добива­ются успеха исключительно благодаря своим феноменальным «телесным» дан­ным, без техники, без спортивного характера, а часто и без любви к спорту;

    «Богатыри» - более гармонич­ный тип, отличающийся природной физической силой, выносливостью, силь­ной нервной системой и духовной мо­щью, волевым характером.

Следующие пять типов этой груп­пы характеризуются преимущественно психической одаренностью:

    «Артисты», главный инте­рес которых в соревнованиях - не прагмагический (добиться цели), а творческий (чтобы было ново, красиво, увлекательно для зри­телей);

    «Атомные станции» - спорт­смены, поражающие окружающих сво­ей неиссякаемой энергией, жизнера­достностью, жаждой движений и новых ярких впечатлений;

    «Ваньки-встаньки» - оптимис­ты, не унывающие и быстро восстанавливающие уверенность в себе по­сле поражений и неудач;

    «Каскадеры», суть психологии ко­торых составляет потребность в освоении нового, борьбы в условиях неиз­вестности, где они демонстрируют хлад­нокровие и блестящую технику;

    «Вундеркинды» характеризуют­ся необычайно ранним проявлением способностей и ранней спортивной спе­циализацией; долго сохраняют детскую обостренность восприятия дейст­вительности.

Особенный тип данной группы – «Самородки», которых отли­чает сплав природной одаренности (физической и психической) с развитым трудолюбием, ответст­венностью и самостоятельностью. В большом спорте чаще появляются уже зрелыми людьми, прошедшими трудную школу жизни.

2. Вторая группа типов личности спортсменов базируется на спортив­ной одержимости, самоотвержен­ности (очень высокой спор­тивной мотивации). Выделяются:

    «Гадкие утята» - спортсмены, которые в детстве отличались слабым здоровьем и физическим развитием. Для них спорт стал важнейшей сферой самоутверждения, где недостаток при­родной одаренности они компенсировали огромной энергией, самоотдачей в тренировках, желанием доказать, что они не хуже, а лучше других;

    «Бойцы» - спортсмены с труд­ным детством, выросшие «на улице», привыкшие постоять за себя. Их отли­чают «бойцовские качества» - волевой напор, агрессивность и др., помогаю­щие побеждать соперников и в спорте;

    «Эмоционально-неустойчивый тип» спортсменов характеризуется огромным желанием побеждать в со­четании с высокой тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неста­бильностью. Для повышения уверенности они проделывают больший объ­ем тренировочной работы, чем их со­перники. Однако это - «люди настроения», и для успешного выступления в соревнованиях им необходим эмоцио­нальный подъем.

3. Третью группу составляют типы личности, базирующиеся на спортивном рационализме (интеллекте, орга­низованности). Автором выделены следующие типы:

    «Универсалы» - отличные ана­литики и гибкие тактики, очень инициативны, знают и умеют в своем виде спорта практически все;

    «Середняки» отличаются комп­лексом личностных свойств, обеспечивающих надежность и стабильность со­ревновательной деятельности. Благода­ря отлаженной системе стереотипов, у них почти не бывает «срывов» в соревнованиях, но и «взлеты» то же редки;

    «Вечные труженики» характе­ризуются заложенными с детства привычками к труду, порядку, ответствен­ности и дисциплине. Успех в соревнова­ниях они рассматривают как закономер­ный итог своих планомерных усилий;

    «Отличники» - спортсмены, у ко­торых высокая обучаемость сочетает­ся с исключительным прилежанием, добросовестностью, вдумчивостью в тренировках, стремлением к самосо­вершенствованию;

    «Ветераны» - это спорт­смены, для которых главной опорой служит их спортивный и жизненный опыт, доскональное знание своих воз­можностей, что позволяет им грамотно и расчетливо подводить себя к наибо­лее ответственным стартам сезона и побеждать более молодых и сильных, но не столь опытных соперников.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

  • - макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.;
  • - микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;
  • - воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;
  • - деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;
  • - социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;
  • - на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека неполно и в отдельных сферах лишь частично изучено;
  • - наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и, в первую очередь, биологический пол индивида, особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов;
  • - на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований;
  • - психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Неоднозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, общее потепление планеты под влиянием, так называемого парникового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей;
  • - одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

В связи с вышесказанным есть основания говорить о содержательной структуре личности, которая включает в себя социально, биологически, экологически, технически и технологически, ноосферно обусловленные подструктуры (рис. 5. 1).

Рис. 5.1.

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов ее формирования и развития.

В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные, и другие факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий (рис. 5.2). Именно под влиянием социальных обстоятельств развиваются и формируются сущностные, личностные особенности человека. К. Маркс отмечал, что "сущность <."> личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и что государственные функции и т.д. - не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека".

Личность - это сложный и системный феномен общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности тех духовных качеств, особенностей, в которых он выступает носителем тех или иных социальных ценностей (нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, религиозных, семейно-бытовых и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что ведущей и определяющей стороной, характеристикой личности выступает субъектность. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности - субъектность, он складывается и развивается как личность.

Таким образом, выделяется два ведущих признака личности: наличие сознания и субъектности. Качественные (содержательно-аксеологические) и количественные характеристики этих признаков у конкретного человека позволяют судить об уровне зрелости личности. Есть основания выделять несколько уровней социальной и психологической зрелости личности: низкий - недостаточно зрелая, формирующаяся личность; средний - достаточно зрелая личность; высокий - социально зрелая личность.

Третий ведущий признак личности - степень "саморегуляции Я" (А. Г. Ковалев), способности человека управлять

Рис. 5.2.

своими психическими состояниями и добиваться поставленных целей, несмотря на трудности в их достижении. При высоком уровне развития данного признака у человека можно говорить о достаточно сложившейся личности. Ядро саморегуляции личности составляют ее взгляды, убеждения, идеалы, волевая подготовленность. Очевидно, характеризуя, например, личность ребенка детского возраста (а нередко и подросткового), есть основания говорить о том, что это пока еще недостаточно не только сложившаяся, но и социально зрелая личность.

Как видим, при характеристике личности конкретного человека важно выявить уровень се социальной и психологической зрелости, а также в какой степени он сложился как вполне определенная личность.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектное™ в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность - не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает, в его жизненной позиции, в его поведении и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется в основном тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в , хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье .

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее . То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

- макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

- микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

- воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

- деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

- социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

2.2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

  • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
  • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
  • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), "заячья губа", "волчья пасть";
  • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

  • а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
  • б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

  • обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
  • способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
  • содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
  • является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
  • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации