Золотая орда и ее падение. Древняя русь

Сразу же после смерти Узбек хана в Золотой Орде незамедлительно наступил хаос. Перед смертью Узбек хан объявил своим преемником своего старшего сына Танибека. Но средний сын Узбек хана Джанибек организовал восстание с поддержавшими его эмирами. Джанибек захватил трон и казнил своих братьев. Он перешагнул через трупы двух братьев. Это было противоестественно, ибо стимулировало отрицательный отбор, потому что кроме царевичей гибли их эмиры и нукеры. Он был безнравственным, так как вел к гибели невинных людей, расшатывал государственную систему, вносил в нее нервозность и неуверенность в завтрашнем дне. Однажды Джанибек серьезно заболел. Его сын Бердибек возглавил заговор против отца, чтобы захватить престол. Заговорщики убили Джанибека и его 12 сыновей. Ими были истреблены главным образом царевичи и род Узбек хана.

Так закончился род Узбека. Но отцеубийца Бердибек недолго сидел на престоле. Его убили, и началась «великая замятня», как отмечали русские летописи. За 20 лет сменилось 25 ханов. Многие из них правили меньше года. В этой бойне гибли не только царевичи, но и их сторонники. Так в течение 20-25 лет погиб цвет нации Золотой Орды.

«Замятня» в Золотой Орде ударила по административному аппарату столицы. Столичным чиновникам перестали подчиняться. По стране пошли сепаратистские движения за самостоятельность. Золотая Орда начала распадаться на мелкие татарские ханства. Между образовавшимися ханствами начались междоусобные столкновения. Одно из таких столкновений произошло между темником Мамаем, захватившим Крым, и Дмитрием Московским, которое, в конечном счете, закончилось Куликовской битвой. На троне Золотой Орды утвердился Тохтамыш. Он был тенгрианец. Свое правление он начал с восстановления национальной религии и идеи национального единства. Уставшие, оглушенные, безразличные, нищие народ и основная татарская элита увидели луч света и стали объединяться вокруг Тохтамыша. Тохтамыш повел войну против сепаратистов и за короткое время смог объединить распадающееся государство, которое стало постепенно оживать и возрождаться. Но произошли события, которые изменили лик Великой Степи. В Средней Азии в Джагатаевском улусе шла междоусобная война между знатными эмирами. В этой войне победил эмир Тимур. В истории его называют Аксак Тимуром (Тамерлан). Когда Тимуру было 25 лет, и он командовал тюменем, к нему явился шейх Барак, родом из Мекки (кто он был -- араб или иудей -- неизвестно), ставший впоследствии его главным духовником, и вручил ему барабан и знамя (символ власти), предсказав великое будущее. Под влиянием этого шейха эмир Тимур вел войны за распространение Ислама. Тимур всегда ловко находил несколько поводов для нападения на тюркские мусульманские государства (в основном они и были объектами его нападений), которые возбуждали в нем желание грабить их. И его воины с энтузиазмом исполняли все его приказания, даже такие, как строительство башен и пирамид из отрубленных голов. Такие башни возвел Тимур в крупнейших городах Азии.

И Тимур пошел войной на Золотую Орду за распространение Ислама. Татары этого не хотели. Начиная с правления Узбек хана, они были сыты от смут и всем, что связано с Исламом. Они героически встали на защиту отечества. Это была религиозная война.

В июне 1391 года войско Тимура и Тохтамыша встретились в районе реки Кундурча, где она впадает в Идель (Волгу). Татары начали атаку первыми и потеснили воинов Тимура. Битва шла упорная, но татары стали побеждать. Большая часть войск Тимура была уничтожена, остальные готовились к бегству. Но как пишут, Войско Тохтамыша, находясь под воздействием гипноза, отступило, чем воспользовались воины Тимура. Татарское войско было разбито. Шейх Барак был не простым Сейдом. Видимо, он был жрецом, обладающим ясновидением, гипнозом, сумевший загипнотизировать целое войско. После этого сражения Тимур разорил часть Золотой Орды. Но в 1395 году возле Терека вновь сошлись татарские воины и воины Тимура.

Татары защищали свои душистые степи, табуны коней, жен, которым грозил тяжелый унизительный плен. Воины Тимура мечтали о награбленном золоте, мечах, татарских красавицах, которых повезут после боя в Самарканд и Бухару. Никто из них не мог предугадать итоги войны, которой суждено будет изменить лик Великой Степи.

Существенным было то, что решалась судьба Золотой Орды: либо она уцелеет и подавит мятежного эмира Тимура, либо падет и рассыплется в прах. Произошло худшее. Войско Тимура победило татар.

Затем Тимур разрушил все города, стоящие на пути караванной торговли. Он уничтожил экономический и военный потенциал Золотой Орды. Учиненный разгром был столь велик, что Золотая Орда не могла возродить мощь государства в прежних масштабах. После ухода армии Тимура фактически начался период новой смуты, которая была продолжением старой «великой замятни». Начались междоусобные воины. Золотая Орда медленно шла к своему концу и распалась на мелкие татарские ханства.

В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей в кровопролитном бою одержал победу над ханом Большой Орды Ших-Ахмедом, который претендовал на роль правопреемника великого хана Золотой Орды. Затем Менги-Гирей разрушил город Сарай и окончательно покончил с Большой Ордой. С этого времени Золотая Орда перестала существовать и официально разделилась на мелкие ханства.

Став самостоятельным, каждое ханство было довольно мощным государством с которыми стали считаться все государства, как на Востоке, так и в Европе. Но старая болезнь у них осталась. Не было уже идеи и религии, объединяющих народ. Поэтому и в этих ханствах продолжались смуты, которые их обескровили, и, в конечном счете, все они были завоеваны.

Заключение

Таким образом, зарождение и развитие Золотой орды оказало сильнейшее влияние на развитие государства Восточной Европы и других государств Азии, примыкающих к захваченным территориям, потому что на долгие годы ее история, трагически сплелась с судьбой этих народов. В то время как Западно-Европейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму. На обширной территории образовывалось новое государство с постепенно формировавшимися институтами власти. Разрываемое изнутрии распрями, и интригами уже существующих государств, которые были искушены в ведении меж государственных интриг. И тем самым тормозя развитие соседних государств своими набегами и разорениями. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу многих государств. Как бы ни были сильны татарские ханы, как бы ни были вышколены татарские войска в грабительских набегах. Сколько бы, ни поставляла кочевая степь туменов конного и пешего войска, как бы велики ни были размеры даней с угнетаемых народов, Золотая Орда неизбежно отставала в культурном развитии, в росте производительных сил. Весьма характерно, что в то время как во второй половине XIV и в XV в. Государства восточной Европы неизменно шла по пути преодоления феодальной раздробленности, к созданию централизованного феодального государства, чему содействовала и сама борьба за независимость. Золотая Орда не выходила из состояния смут и неотвратимо распадалась на отдельные части. Другая причина лежит в таком же прогрессивном развитии земледельческих народов Средней Азии, для которого Золотая Орда была также значительным препятствием, поскольку она постоянно угрожала поселениям и городам Азии своими грабительскими набегами и захватническими планами.


Время яркого процветания Золотой Орды длилось недолго. Каждое государство, подобно человеку, имеет разные стадии развития: детство, юность, возмужание, старение, когда постепенно начинают отказывать органы, и наконец, смерть. Подобный путь прошла и Золотая Орда. Ее юность была при Сыртаке и Бэрке, возмужание и расцвел при Узбек хане (1312-1340). Именно тогда ею был внесен значительный вклад в исламскую культуру. В те времена византийские императоры, именовавшие себя властелинами всего мира, с опаской поглядывали на Золотую Орду, стремились породниться с ханами, выдавали замуж за них своих дочерей, не обращая внимание на то, что ханы были мусульманами. Могучие египетские мамлюки искали союза с золотоордынцами, посылали дары, также хотели породниться с ханами Орды. Приезжающие в Орду русские князья подобострастно кланялись ханам, русское духовенство улаживало проблемы дарами, римские папы направляли в Орду своих послов, торговые республики Италии - Генуя и Венеция заключали с Золотой Ордой разнообразные соглашения при этом ханов именовали не иначе как императорами. Это было время наивысшего расцвета Золотой Орды. Двор хана был местом большого сосредоточения торговцев и ученых. В городах Золотой Орды построили много мечетей, православных церквей, постоялых дворов (караван-сараев), а также других сооружений разного функционального назначения. Процветание Золотой Орды длилось до 1359 года, до смерти могущественного хана Бердибека. Этот хан, занял престол отца, умертвив последнего. После смерти Бердибека все изменилось в стране. Начались кровавые гражданские войны, обусловившие начало процесса упадка государства.
С конца XV века берут свое начало фундаментальные изменения в экономике и политике всей Европы, которые были связаны с открытием новых торговых путей. До того, как было описано выше, в Китай и Индию ездили по суше и рекам Евразийского материка. Европейские купцы из Балтийского моря попадали в Волгу, или через Босфор и Дарданеллы - в Черное море, останавливаясь в Крыму, либо в Азове. Оттуда поднимались по Дону, переправлялись в Волгу, по Волге добирались до города Атиль или, позднее, до построенной почти на том же месте Астрахани или Таджи-

Тархана, затем в Каспий - на кораблях в Иран или Среднюю Азию, в богатые и культурные страны Востока, где вели оживленную торговлю. Однако с конца XV в. описанный выше торговый путь потерял свое значение. Европейские купцы стали ездить в Индию, Иран и Китай океанским путем, открытым мореходами Португалии и Испании. Старая, некогда очень живая дорога совсем заглохла. Соответственно упало и торговое значение поволжских городов. Постепенно уменьшился поток иностранных купцов и путешественников. В городах поредели и стали замирать базары. Татарские купцы, лодочники и ямчи (ямщики), обслуживающие купцов и путешественников, ведущих торговые дела с арабами и иранцами, остались без работы. Жизнь в Золотой Орде замерла. В это время на Золотую Орду навалилось еще одно несчастье. Уже в XV в. османские турки захватили Дарданеллы, а вскоре все проливы между Средиземным, Черным и Азовским морями перешли в их руки. Татары, проживающие в городах Кафе и Азове, ранее ведущие торговлю с генуэзцами и венецианцами, потеряли свою работу. Торговля перешла в руки турок, которые сначала повысили пошлины, затем возникли распри между турками и итальянцами, перешедшие в войны. Через проливы перестали ходить суда итальянских купцов. Как следствие этого на некогда живой торговой артерии на Волге жизнь совершенно замерла. Поскольку основная статья доходов в Золотой Орде формировалась за счет таможенных сборов, казна стала пустеть. Сильно пошатнувшаяся экономика страны уже не позволяла содержать войско, необходимое для поддержания внешней и внутренней стабильности. В стране начались беспорядки и даже восстания. Экономическое ослабление повлекло сильное ухудшение качества управления государством. Ханы большой страны после смерти Мэнгу, державшего бразды правления в своих руках, утратили властные функции. Окруженные большим числом жен и слуг, они продолжали беспечно и весело жить в своем Гулистане, утопающем в великолепных садах. Летом уходили в степи, где жили в кибитках, пили кумыс и праздно проводили время. Увлечение алкогольными напитками нарастало. Даже Узбек хан, как уже говорилось, приходил на пятничный намаз в таком пьяном виде, что не мог стоять на ногах во время богослужения. Ханы перестали заниматься управлением страной. Тот же Узбек хан, некогда признаваемый самым компетентным правителем среди ханов, перестал вникать в дела. Однажды, когда ему начали читать адресованное ему письмо, он даже сказал: "Если в
нем написано, что-либо, кроме приветствия, говорите с моим визирями". Все проблемы передавались на решение бекам и другим представителям "белой кости". Уже Мэнгу хан (1281-1282) полностью передал ведение государственных дел визирям. Увлечениями ханов стали беседы с бедняками, шейхами и иностранцами. Больше всего любили ханы сказки. В гаремах их было огромное число жен разных национальностей. Эти жены стали вмешиваться в решения государственных вопросов, некоторые из них писали ярлыки. На ярлыках появилось типовое выражение: "Так думают жены и эмиры". Некоторые жены получали богатые подарки, а затем покровительствовали приносящим дары. Были случаи, когда приезжающие в Орду русские князья за получением ярлыка на Великое княжение, сначала обращались к влиятельным женам, одаривали их и только потом шли на прием к хану. Известны факты, когда ханские жены - дочери властителей других стран служили своими действиями на пользу своей родины и в ущерб Золотой Орде, часто играли решающую роль в государственных делах. Существенны их роль в смене ханов и вклад в падение Золотой орды.
Когда ханы устранились от государственных дел, последние стали вершить придворные. Прежде всего, они без стеснения стали грабить население, казну и природные ресурсы. Убив хана, стремились занять трон. Широко известны имена таких придворных вершителей судеб державы, как Ногай, Мамай, Едигей. Вместо отважных государственных деятелей, таких как Бату и Сыртак, в чьих руках не дрожала сабля, а идеалом норм поведения была принятая курултаем как закон Чингизова Яса, ханский трон стали занимать совсем другие люди. Они жили только во дворцах, ели изысканную пищу, пили алкогольные напитки, веселились в окружении жен. Живя распутной жизнью, они игнорировали нравственные императивы и в борьбе за трон стали убивать своих близких. Так, хан Бердибек (1342) был убит сыном, Джанибек убил брата.

Началом Золотой Орды как независимого государства можно считать время, когда собранные на ее территории налоги перестали отсылаться в Каракорум, когда народы сжатые обручем государства перестали активно бороться против центральной власти и полностью подчинились ей, когда прекратилась борьба за эту власть внутри господствующей элиты. Это событие произошло в начале XIV в. (см. Федоров-Давыдов 1973, с. 80), а концом государства - смуту, или как называли ее на Руси - «великую замятию» 1360-80 гг., когда в ходе яростной борьбы за власть за 20 лет сменилось более 25 правителей (Сафаргалиев дает их перечень). «Они сменяли друг друга с такой калейдоскопической быстротой, что летописцы не успевали даже вносить их имена в свои летописные записи» (Сафаргалиев, с. 376).

Расцвет Золотой Орды пришелся по времени на кризис в Западной Европе. Как пишет Ле Гофф, «христианский мир на рубеже XIII-XIV вв. не просто остановился, но съежился... В 1284 г. обрушились своды собора в Бове, вознесенные на 48 метров. Готические мечты никогда уже выше не взбирались. Постройка соборов остановилась: в Нарбонне - в 1286 г., в Кельне - в 1322-м, Сиена же достигла предела своих возможностей в 1366 г. Началась девальвация монеты, ее порча... Итальянские банки, особенно флорентийские, стали жертвой катастрофических банкротств... симптомы кризиса проявились в наиболее хрупких секторах экономики: в текстильном производстве... строительстве, в денежной экономике...». Во всей полноте кризис разразился в XIV в., когда поразил жизненно важную сельскую экономику (Ле Гофф, с. 103, 104).

Взлет и падение Золотой Орды с точки зрения социоестественной истории, единицей измерения которой является век, произошло почти одномоментно, как прочерк метеорита на ночном небе. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбек-хана (1312-1342). В связи с этим возникает вопрос: что из себя представляло это яркое для XIV в. явление и почему произошло падение довольно хорошо организованного государства, падение, которое не позволило в то время осуществиться консолидации этносов одного вмещающего ландшафта (впоследствии российского) в суперэтнос?

Остановимся на некоторых важных моментах, характеризующих феномен Золотой Орды. Косвенным, но весомым показателем силы и организованности государства, индикатором, которому придавал большое значение Макс Вебер, является его денежно-финансовая система. Вот что о ней пишет Герман Федоров-Давыдов (Федоров-Давыдов 1973, с. 80-81).

В 1310-11 гг. хан Токта провел денежную реформу, результатом которой стал единый и устойчивый по весу и курсу сарайский дирхем. Сарайский дирхем стал господствующей монетой не только в Золотой Орде, но и в сопредельных странах. Унификационная денежная реформа могла быть проведена только при концентрации больших запасов серебра в руках ханского монетного двора. Концентрация серебра в Сарае стала возможной после того, как изменилась система откупов налогов и прекратился отвоз в Монголию большей части дани с покоренных земель в конце XIII в.

Взяв в свои руки монетно-финансовую систему, правительство Золотой Орды в первой половине XIV в. заботилось о соответствии в монетах соотношения (рацио) серебра, меди и золота рыночным ценам на эти металлы. Это соответствие при широкой доступности дирхемов было необходимым условием для предельно простого осуществления безналичных расчетов на гигантских по протяженности торговых маршрутах от Европы до Китая и Индии.

Стабильность финансовой системы во все времена была мерилом мощи государства. Для Европы того времени «...чеканка монеты была признаком власти. Короче, деньги стали символом политической и социальной мощи в большей мере, нежели экономического могущества» (Ле Гофф, с. 234). Роль золотоордынского дирхема в евразийском пространстве в первой половине XIV в. была в сущности подобна той, какую сегодня в мире играет доллар США, и, как и сегодня, за спиной такой денежной единицы должно было стоять мощное, хорошо организованное государство.

Это государство в идеале должно было быть единым и унифицированным. Однако единство даже в эпоху наивысшего расцвета Золотой Орды в эпоху ханов Узбека и Джанибека, как утверждает Федоров-Давыдов, было относительным и «держалось на торговле, развитии ремесла и городов, бывших главной скрепляющей силой феодального государства. С городами были связаны и ханское правительство, и весь аппарат власти хана» (Федоров-Давыдов 1973, с. 162). В Золотой Орде, пишет ученый, «сохраняется определенный характерный симбиоз оседлости и кочевой стихии. В улусе Джучи этот симбиоз был в значительной мере механическим соединением степного мира и городского (выделено мною - Э.К. ), державшимся главным образом на единстве центральной власти ханов, исходившей из степного компонента» (Федоров-Давыдов 1991, с. 100). Добавим к этому: за исключением двух Сараев и Солхата, остальные - около ста степных золотоордынских городов - были относительно небольшими торговыми центрами с ремеслом, призванным обслуживать в основном лишь ближайшую периферию. «Золотоордынские города, - подчеркивает Магомет Сафаргалиев, - в своем развитии были обязаны не столько ремеслу, сколько караванной торговле, получившей большое развитие в XIII и первой половине XIV в. Правящая феодальная аристократия, получавшая большие барыши от караванной торговли, поощряла ее» (Сафаргалиев, с. 357).

На просторах тогдашнего цивилизованного и полуцивилизованного мира Евразии возникла мировая империя в границах, превосходящих Римский мир, что сблизило Восток и Запад.

Расцвет Золотой Орды пришелся по времени как раз на кризис в Западной Европе рубежа XIII - XIV вв. Как пишет автор: “Взлет и падение Золотой Орды с точки зрения социоестественной истории, единицей измерения которой является век... Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека (1312 - 1342)”.

Ордынский порядок максимально благоприятствовал торговле, жизнь и быт человека были более защищены, чем у жителя Западной Европы. В мировоззренческой, идеологической сфере главное, чем Орда отличалась от Европы, - это веротерпимость, восходящая к установкам Чингисхана.

Не менее примечательно, что становление и расцвет евразийской империи по времени совпадают с периодом становления и расцвета инквизиции в Западной Европе. Далеко не случайно на Руси борьба с еретиками началась фактически сразу после так называемого освобождения от татаро-монгольского ига.

Верховные правители Орды создали для русской православной церкви режим наибольшего благоприятствования. Так, еще в 1261 г. была основана Сарайскаяепископия Русской православной церкви. Половина всех русских монастырей возникла при татаро-монгольской власти.

В эпоху Золотой Орды была создана уникальная городская цивилизация. В ее формировании участвовали все народы, жившие на просторах Восточной Европы, Западной Сибири, Казахстана и Северного Приаралья. Главные города Золотой Орды имели широкие улицы, водопровод в керамических трубах и канализацию. Жители городов брали питьевую воду в фонтанах. Во всех городах и селениях были бани. У ордынских городов, в отличие не только от европейских, но и от восточных, не было стен - а значит, и западных городских свобод и привилегий. Успешно развивались золотоордынские города в системе функционирования грандиозной по протяженности транспортной магистрали - Великого Шелкового пути (во всяком случае до падения Юаньской (Монгольской) династии в Китае).

Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь. В “других” городах жили другие люди - с иными представлениями о жизни. Население трех главных городов - двух Сараев и Солхата - оценивалось примерно в 75 - 150 тысяч человек в каждом, а остальных 110 городов (выявленных археологически) - в пределах миллиона. И это не считая 39 итальянских колоний-городов Генуи и Венеции.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни.

К положительным последствиям золотоордынского владычества для Руси, замалчиваемых рядом российских и советских историков можно отнести то обстоятельство, что напряженность духовной атмосферы общества привела к созданию высоких художественных образцов во всех областях религиозного искусства (иконописи, церковной музыке, религиозной литературе). Олицетворением этих достижении можно считать творчество художника-иконописца Андрея Рублева. Чувство национального унижения сменялось в народе благородным чувством преданности национальному идеалу. Религиозно - национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. По мнению российских историков, сторонников теории евразийства (П.Н.Савицкого, Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева), русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включенности в Монгольский улус. Кстати, исследования последних лет показали, что население Руси за время ига удвоилось.

По мнению Савицкого, ордынцы - нейтральная культурная среда, принимавшая “всяческих богов” и отличие от католической Европы. Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны, Русь имела в лице метрополии, каковой была для нее Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское Королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество литовское, Венгерское Королевство, Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды, жертвой католической Европы, объявившей крестовый поход против Руси и ордынцев.

Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, был, видимо, сделан исходя из, разумеется, сомнительной теории “наименьшего зла” в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящен русской православной церковью и причисление Александра Невского к лику святых - наглядное тому подтверждение.

Заметно было золотоордынское влияние на русский язык, что нашло свое отражение в современном русском языке, где пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения.

Именно золотоордынская государственная система сделалась прообразом российской имперской государственности, частью которой впоследствии, в XVIII-XX вв. стал в течение более чем двух с половиной столетий и Казахстан. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды российской истории. Помимо этого, средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ, Западная Сибирь, Хорезм и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены в находящуюся па более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи. Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории Казахстана и России.

Наследием Золотой Орды стало обыкновение (хотя и не всегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванные или включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменять жизнь, религию и язык, подвластных народов.

На территории Казахстана после распада Золотой Орды образовались сначала Кок-Орда и Ак-Орда, а затем Узбекский улус, непосредственный предшественник Казахского ханства, где наследие империи Чингиз-хана проявилось в общественно-политическом устройстве казахского общества, высшее сословие которого составляли потомки Чингиз-хана по мужской линии - Чингизиды, а Яса Чингиз-хана - свод монгольских законов XIII в., возможно, стала частью "Жеты-Жаргы" - памятника права казахов XVII века.

Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингиз-ханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника - Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем.

В Великой степи в империи Чингиз-хана и государствах его наследников на много веков вперед возобладала устойчивая традиция наследования верховной власти. На самом верху оказались те группы военной знати, которые были генеалогически связаны с “Золотым родом”.

Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри государств - наследников Монгольской империи.

Одним из новых этнополитических сообществ стали казахи, чье рождение как народа неразрывно связано с эпохой распада степной империи, заключительным аккордом существования которой стало падение Золотой орды. Сохранив многие принципы политической и идеологической организации империи, казахское общество развивалось, тем не менее, под воздействием иных импульсов, порожденных изменившимися условиями геополитической среды, о чем речь пойдет ниже.

История этого решающего этапа, когда из массы раздробленных кыпчакских племен формировались в казахский, ногайский, крымско-татарский и в определенной степени другие тюркские этносы Поволжья, Центральной Азии и Кавказа, а также их государства, эта история не может быть познана, понята и оценена без знания структуры и того властного ядра, каким было сословие Чингизидов не только в Казахском ханстве, но и в других государствах-наследниках Золотой Орды.

Стремясь организовать свои собственные запросы и интересы, силой исторической необходимости Чингизиды - степная элита тех времен, стала мощным фактором консолидации раздробленного кочевого мира, сопровождавшейся разделом и переделом золотоордынского наследия, определившим на столетия политическую и этническую судьбу постордынского пространства.

Как и в Казахском ханстве, так и в других государствах-наследниках Золотой Орды правом на престол обладали потомки Чингиз-хана. В Крымском ханстве все столетия его существования правили Чингизиды. Гирей, ту же картину можно наблюдать в Казанском, Астраханском, Сибирском (на Тоболе) ханствах, а также в Хиве. Ногайцы, каракалпаки, башкиры и кыргызы не имели своихЧингизидов и приглашали на княжение, например, казахских Чингизидов. Этническое или, говоря современным языком “национальное” лицо Чингизидов не играло заметной роли. Такова была сила традиции на огромных пространствах Евразии, некогда входивших в состав огромной монгольской империи.

Казахское ханство представляло собой типичное кочевническое государство, в котором продолжали жить традиции Монгольской империи. Государство казахов рассматривалось в качестве собственности всей царствующей фамилий и распадалось на множество крупных и мелких владений.

Управление находилось в руках Чингизидов для обозначения которых употребляется термин “султан”. Султаны - Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии - ак-суйек (белая кость); только султана можно было провозгласить ханом.

Традиционный десятичный военно-организационный принцип разделения вооруженных сил кочевников, зародившийся еще у сунну и гуннов, распространенный у древних тюрок и в улусах найманов и киреитов ХП и начала XIII вв., достигший расцвета в военной организации Чингиз-хана и его первых наследников, неоднократно фиксируется и в военной структуре казахов в периоды их военной консолидации и усиления центральной власти в казахском обществе, хотя и носил, как представляется, эпизодический характер.

Монгольские завоевания и их последствия представляют последние страницы казахстанского средневековья. Хотя монголы принесли в казахские степи собственное общественное устройство, уже на рубеже XIII-XIV вв. они приняли ислам и потом смешались, породнились с кыпчаками, и все они стали точно кыпчаки, - как пишет арабский летописец Ал-Омари. А тюркские племена кыпчаков были основным населением евразийских степей от Иртыша до Днестра и Дуная, в том числе и на просторах Казахстана.

Особенно заметную роль в истории Казахстана сыграла эти два столетия Золотой Орды. Казахская позднесредневековая государственность, несомненно, развилась на собственной основе и явилась плодом возрожденных традиций древнетюркской государственности, оказавших огромное влияние на создание империи Чингиз-хана и его наследников, а Золотая Орда или Улус Джучи - наглядное тому подтверждение.

Оказавшись в составе Золотой Орды, подвластные этой империи народы не остановились в своем развитии. Были радикально изменены пути этого развития, что в итоге привело Русь, например, к принятию от Золотой Орды эстафеты гегемонии в евразийской державе, когда к концу XV века Русь в лице Московского государства становилась решающей силой в великом состязании “царств- наследников” Золотой Орды, к коим наряду с упомянутыми выше тюркскими государствами, среди которых наиболее грозным соперником Москвы был Крымский юрт, относилось и Казахское ханство.

В XVI в. хотя и происходило неуклонное наращивание мощи московских государей, силой оружия поглотивших такие осколки Золотой Орды, как Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) ханства, Московское государство испытало сильнейший натиск со стороны Крымского ханства, да которым стояла могущественная тогда Османская империя. Крымско-татарские орды доходили до предместий Москвы и даже захватывали Александровскую слободу - резиденцию победителя Казани, Астрахани и Сибирского ханства на Тоболе - первого русского царя Ивана IV Грозного. Эта борьба за гегемонию в евразийском наследии Золотой Орды затянулась до конца XVII столетия, когда Московское государство прекратило выплату дани, правда нерегулярную, так называемых “поминок”, Крымскому ханству. И произошло это в правление царя Петра I, преобразовавшего Московское государство в Российскую империю.

Став частью исторического прошлого, это соперничество оставило о себе память и в виде многочисленных российских княжеских родов тюркского происхождения, истоки формирования которых относятся как ко времени Золотой Орды, так и к более поздней эпохе, когда после ее распада в течение XV-XVII в. на постордынском пространстве складывался новый баланс политических сил в борьбе за наследие Улуса Джучи в виде двух основных “полюсов” этой борьбы - Русского государства, эволюционировавшего в течение трех веков от Великого княжества Московского до Российской империи, и Крымского юрта (чья мощь во многом обуславливалась поддержкой и союзническими отношениями с Османской империей), к которым, так или иначе, тяготели Ногайская Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) и Казахское ханства.

Одной из форм тяготения были так называемые отъезды тюркских аристократов соответственно в московские или крымские владения. Московские государи предоставляли выходцам с Востока города в кормление и требовали исполнения воинской службы. При тюркских вельможах оставлялись их дружины, в их уделах дозволялось селиться неродовитым эмигрантам из степи. В разное время татарам отводились Кашира и Серпухов, Звенигород и Юрьев - Польский; выходцам из Ногайской Орды был выделен Романов, а выходцам из ханств, управлявшихся Джучидами, к которым можно отнести Казахское ханство, - городец-Мещерский или Касимов с прилегающими землями. Длительное подчинение Золотой Орде выработало на Руси стойкое почитание Джучидов - династии, правившей в Орде и большинстве наследных ханств. Знатность тюркских мигрантов позволяла им претендовать на высочайшие места в структуре Русского государства, считаться “честию бояр выше”. В “Разрядах” (росписях воевод по полкам) “служилые цари” и “царевичи” всегда упоминаются после русского государя и его сыновей и перед (или наряду) с высшими представителями московской знати.

Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из ее среды даже становились “государями всея Руси”, как номинальными, так и реальными. К первому случаю можно отнести так называемое “отречение” от русского престола Ивана Грозного в пользу крещеного татарского царевича ЧингизидаСимеонаБекбулатовича, ставшего на короткий период времени номинальным правителем Московии без реальной власти. Но были и подлинные властелины. Такие, как потомок ордынца Чет-мурзы -русский царь Борис Годунов - “татарин, нехристь, зять Малюты”, - как писал о нем А.С. Пушкин. А царь Иван Грозный был Чингизидом по матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.

Полки служилых татар сыграли решающую роль в победе московского государя Ивана III над Новгородом, последним соперником Москвы в борьбе за главенство над Русью. Немало было крещеных татар в ближайшем окружении Ивана Грозного, ревностно служивших русскому трону. Предполагается, что к их числу относились влиятельные фавориты Грозного и видные политические деятели той эпохи, отец и сын - Алексей и Федор Басмановы.упомянутый выше глава опричнины и “правая рука” царя Малюта Скуратов, “заплечных дел мастер”, один из самых зловещих персонажей русской истории. Важные услуги русской монархии оказали потомки ногайскихбиев - князья Урусовы и Юсуповы. Князь Петр Урусов, сын мурзы Исмаила, возглавил заговор и убил царя самозванца Лжедмитрия II, а князь Феликс Юсупов участвовал в убийстве фаворита царя Николая II и его жены - Григория Распутина. Казахский султан Ораз-Мухаммед получил за службу русскому престолу от Бориса Годунова Касимов с округой и сполна разделил судьбу России в “смутную годину” ее истории, пав от руки Лжедмитрия II. Известным персонажем русской истории является завоеватель Сибири Ермак, о котором есть мнение как о ногайском казаке на русской службе.

Политика Российской империи в отношении кочевых народов и государств-наследников Золотой Орды, до тех пор, пока они еще не стали поданными российской короны, в частности башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, во многом несла на себе печать страха, во всяком случае, до начала XIX века, еще со времен золотоордынского владычества перед возможным объединением этих народов. Окончательная точка в этом многовековом состязании в пользу Российского государства была поставлена в конце XVIII века, когда последние тюркские государства - наследники Золотой Орды - Ногайская Орда, Казахское и Крымское ханства стали частью Российской империи. За пределами российского управления оставалось лишь Хивинское ханство на территории Хорезмского оазиса. Но во второй половине XIX века Хива была завоевана русскими войсками и Хивинское ханство стало вассальным княжеством в составе России. История совершила очередной виток по спирали - все вернулось на круги своя. Евразийская держава возродилась, хотя и в ином обличье.

ИТОГИ

  • 1. Государство Золотая Орда, существовавшее в XIII-XVI веках на большей части территории сегодняшней России и ряда стран СНГ, оставило богатейшее культурно-историческое наследие, оказавшее значительное влияние на формирование и судьбу многих коренных народов Евразии. Это один из краеугольных камней истории нашего Отечества.
  • 2. Необходимо привлечь общественный интерес к изучению золотоордынской эпохи, расширить фронт научных исследований, а также усилить меры по сохранению исторических памятников того времени. Создание серьезного научного труда по истории Золотой Орды позволило бы окончательно освободить общественное сознание от балласта целой системы искусственно созданных мифов и предрассудков.
  • 3. Несмотря на то, что большая часть культурно-исторического наследия Золотой Орды утрачена навсегда, сегодня у населения, в хранилищах и фондах существует еще немало свидетельств той эпохи, пока недоступных для исследователей. Сбору их, учету и изучению помимо существующих учреждений могли бы содействовать специализированные по национальной или тюркской тематике музеи, архивы, библиотеки, букинистические магазины и пр. Надо заметить, что и в Москве, в столице многонационального государства, в крупнейшем мировом научном центре, где более миллиона населения принадлежит к тюркской группе народов, отсутствие подобных объектов культуры приводит к утрате ценнейших книг, документов, картин, художественных изделий из частных и государственных собраний. Кроме того, дефицит грамотных специалистов ведет к систематической недооценке уникальных предметов старинной тюркской культуры, что, без сомнения, наносит вред культурному достоянию как наших стран, так и всего человечества.

Материальная культура и хозяйство в Золотой Орде . (Г. Газиз. История татар. - М.: Московский лицей, 1994. - 200 с., с. 55-77).

После прихода монголов в Восточную Европу торговые дела здесь несколько расстроились. Однако, за счет того, что монголы объединили кочевых тюрков в централизованное мощное государство, торговля возобновилась. Снова сюда стали приезжать византийские, итальянские, армянские и другие иностранные купцы. Столица Золотой Орды, лежащая на путях оживленной международной торговли, превратилась в центр контактов восточной и западной культур. Экономическая жизнь региона резко интенсифицировалась, результатом чего стало быстрое накопление больших доходов от таможенных пошлин у государства и рост благосостояния населения. Одновременно это стало причиной значительного повышения культуры. Вскоре стали восстанавливаться разрушенные города. По Волге между современными городами Астраханью и Саратовом возникло много новых городов. Прежние, превращенные в пепел в период нашествия монголов, стали вновь отстраиваться. Жизнь вступила в период обновления. Произошло это, в частности, потому, что господствующие в государстве монголы хорошо усвоили, что «страной, созданной верхом на лошади, нельзя управлять с седла».

Начиная с Бату хана и до нашествия на Золотую Орду Тимура центром печатания денег считался город Булгар, что было обусловлено его выгодным географическим положением. Однако еще во время правления Бату в двух днях езды от Каспийского моря (в 100-120 верстах от нынешней Астрахани) был построен город, известный под названием Сарай. При Узбек хане (1312-1340) неподалеку от современного Царицына был отстроен Новый Сарай (Сарай Джадит). Помимо этого появились еще города Полистан, Бальджагин, Уксак, у впадения Волги в Каспий - Астрахань, Урала - Сарайчик. Вновь возродились города Булгар и Сувар. Не будем перечислять все новые города, выстроенные в то время, отметим лишь, что до настоящего дня археологи открывают здесь города. Дома в них строились как из обычного кирпича, так и в смеси с оловом, из глины и дерева. В городах воздвигались большие дворцы, мечети, приюты дервишей, медресе, бани, караван-сараи. По записям одного арабского путешественника мы узнаем, что на преодоление верхом расстояния от одного города до другого он тратил день. В некоторых городах были специальные кварталы для иностранцев и слободы со своими базарами. В городах действовал водопровод, где вода подавалась в специальных гончарных трубах. Богатые дома отличались богатыми интерьером и экстерьером, стены покрывались разноцветными изразцами, возле домов разбивались сады с фонтанами. Отделка стен выполнялась мастерами с большим вкусом, имела характерные, присущие только им украшения и методы обработки. На рисунках изображались преимущественно геометрические фигуры и растительный орнамент с черными и красными цветами, с которыми гармонично сочетались другие цвета. При строительстве зданий золотоордынцы использовали весьма стойкий и твердый цемент, рецепт которого до сего времени не известен. Умели делать мастера и ювелирные украшения из различных металлов. Троны для ханов делали из золота и серебра. Из металлов изготовлялось также и разное оружие, из глины - посуда, из камней - изразцы. Уже в XIII в. города Золотой Орды стали известными культурными центрами. В одном из своих трудов арабский ученый Ибн Гарабша писал: «Сарай является центром науки и источником всего самого доброго и лучшего. За короткое время здесь собралось много ученых и знаменитостей». Другой арабский ученый Аль Гаффари, живший при Берке хане (1256-1266), так описывает Сарай: «Сарай - огромный город. Там имеются базары, бани и молитвенные дома. Много товаров. Имеется и дворец, где живет хан. На крыше дворца установлен золотой полумесяц... Ханский дворец окружен стенами, башнями и другими домами, где проживают приближенные хана».

Как же татаро-монголы, известные всем как разрушители многих городов и культурных ценностей сами могли создать столь высокую культуру? Секрет известен. Монголы опустошали и разрушали все у врагов, но одновременно не только восстанавливали, но и приумножали культурные ценности. Всех, кто поднимал оружие против них, они безжалостно уничтожали, разрушали их города, но в то же время известно, что монголы еще со времен Чингиза всячески оберегали и высоко ценили ученых, мастеров, предоставляли им работу по специальности, часто увозили с собой. Поэтому у монголов собрались лучшие специалисты и ученые разных национальностей. По-видимому, уже в Европу монголы пришли с большим числом специалистов, которые были у монголов на особом положении, занимались наукой и строительством. Следует отметить, что Восточная Европа до прихода татаро-монголов была отсталым регионом, а народ - диким. Лишь хазары, булгары и кипчаки сумели создать высокую культуру с помощью византийцев, итальянцев, арабов, а также благодаря торговым людям из других стран. Что еще важно: до прихода монголов в Восточной Европе не было централизованного сильного государства.

Искусство и садоводство

О высокой культуре в Золотой Орде свидетельствует и развитие там прикладного и изобразительного искусства. Города обеспечивались водой для орошения садов с помощью специально заложенных в землю гончарных труб. Одновременно, как и Средней Азии, здесь была разбита арычная система. Часть поступающей в города воды использовалось на городские нужды. Так, в развалинах городов Золотой Орды были найдены девятипудовые приводные колеса. Распространенным явлением было орошение парков и садов в городах и на окраинах. Такие центральные города, как Сарай, располагались, говоря словами писателя того времени Аль Гумари, «между реками и песчаными массивами». Поэтому они требовали защиты от наступления песчаных масс. Специалисты Золотой Орды применяли самые передовые для того времени методы орошения, вели упорную борьбу с дефляцией песков вблизи городов. Движение барханных песков они останавливали рвами и закладывали на дно этих рвов бревна или воздвигали над рвами стены из саманного кирпича. Сарай был выстроен в районе дефляционных песков, что вынудило перенести столицу в другое место, туда, где почва была глинистой и не подвергалась движению. Однако прежний Сарай не терял своего значения, оставался центром торговли и инженерной мысли. Археологи при раскопках старого Сарая до сего времени находят много развалин разнообразных сооружений с большими печами, возле них много золы. Проживающее там сегодня население использует эту золу при стирке белья. На этих печах в то время работали мастера чеканки денег, оружейники, ювелиры. На раскопках тех мест археологи находят формы, с помощью которых отливалась всевозможная посуда, кувшины, другие изделия из меди. Все это позволяет говорить о том, что в Золотой Орде была развита металлургия. Это предположение подтверждают находки больших молотов. Дрова для печей привозились из Булгарии. О чем свидетельствует древняя рукопись на татарском языке, где повествуется о движении древесины на юг из района нынешней деревни Зуево вниз по Волге, а также металлов караванами по суше с Уральских гор. В районах городов и сел Золотой орды до сего времени находят осколки стеклянной посуды и сплавов из стекла. Ученые полагают, что стекло было не только привозным, но и местного производства. Особенно хорошо делали в Золотой Орде кувшины и другую посуду. Так, на расстоянии около четырех верст от Сарая при раскопках археологи обнаружили большое скопление обломков, а также немало целых горшков и кувшинов. Все это позволяет уверенно предполагать, что в Золотой орде были гончарные мастерские, целые фабрики по производству посуды из белой и красной глины. Здесь были вскрыты также двухэтажные печи. Найдены горшки с изображениями разнообразных животных и растений, с разными надписями. Последние иногда представляют собой стихи и даже целые сказания. Надписи и рисунки сделаны, как правило, в среднеазиатском или иранском, но есть и такие, которые были выполнены в чисто золотоордынском стиле. В Золотой Орде было широко развито прикладное искусство по изготовлению кирпича и керамики, отличавшихся высокими техническими и художественными характеристиками. Пролежав в земле 4-5 веков, кирпичи и керамика не испортились. Население, проживающее в настоящее время в этих местах, любит и хранит эти экспонаты у себя дома. На месте старого Сарая обнаружены развалины завода, изготовлявшего кирпичи и изразцы. Эти экспонаты хранятся в музеях Саратова и Казани. Кроме названного в Золотой Орде делали: объемное и плоское стекло, ковши, подносы, подсвечники, всевозможные золотые и серебряные браслеты, кольца. Ювелирное искусство было распространено и в городах Булгарии, являющейся частью Золотой Орды.

Творцы и мастеровые

При изучении вопроса об искусстве в Золотой Орде возникает один важный вопрос: в чьих руках были работы по искусству и кто их творец? Известно о рабстве в Золотой Орде. Рабами обычно становились военнопленные. На рынках торговали рабами, их продавали в другие страны. Возможно, подобно тому, как это было в Древнем Риме, Элладе и в тогдашнем исламском мире произведения искусства были в руках господствующего класса, а создатели их были рабы. Однако наличествуют некоторые факты, свидетельствующие о свободных мастерах в Золотой орде. Трудящихся того времени, разумеется, нельзя всецело приравнять к пролетариату. Раскопки, проведенные в районе городов Золотой Орды в самые последние годы, вскрыли жилые и производственные помещения рабочих. На севере бывшего Сарая, занимавшего площадь 36 кв. верст проведены раскопки, которые обнаружили мастерскую по изготовлению металлических предметов и жилища работников этой мастерской. Жилища были из глины. Найденная утварь говорит о крайней бедности. Это, по-видимому, те люди, которые как и мастеровые городов феодальной Европы, были хорошими специалистами. Не случайно, в ярлыках Золотой Орды эти работники именуются хезмет агасы - мастер дела. Вероятно, здесь господствовала цеховая система. Руководители цехов соответствующим образом именовали работников. Например, упомянутый в одном из документов ювелир Шахидулла именовался не иначе как алтынчы - золотых дел мастер.

Хлебопашество и хлеборобы

Основное ядро населения Золотой Орды было кочевым и жило в кибитках. Но в то же время, по словам арабских путешественников, в Золотой Орде в сравнительно небольшом количестве возделывались пшеница и ячмень. В ярлыках того времени упоминаются разные слои общества и среди них - хлебопашцы, отмечается необходимость уплаты налога под названием «мельничных денег». Мельницы и мельничные деньги говорят о том, что в Золотой Орде имело место хлебопашество. Археологи находят семена злаков в развалинах. Совершенно уверенно можно утверждать, что в Крыму, по берегам речек, в среднем течении Волги, в Булгарском улусе и других районах Золотой Орды безусловно существовало хлебопашество, а следовательно, и свои сабанчи - пахари, свободные в правовом и зависимые в экономическом отношении, поскольку подчинялись тарханам.

Землевладельцы и землепашцы

В Золотой Орде был еще один слой общества, который занимался земледелием. Он состоял, в основном, из людей «белой кости»; самые типичные из них были из числа тарханов. Об этом мы знаем из ярлыков. О том, что у беков Золотой Орды, относящихся к знатным семействам, были свои земельные площади, мы узнаем от знаменитого историка и философа XIV в. Ибн Хальдуна. По его данным монгольские эмиры владели крупными земельными массивами в районе Сарая. Эти эмиры и тарханы были привилегированным слоем и освобождены от налога. В руках феодалов - алпаутов были «земли-воды» и мельницы, а также деревни - аул салары. В этих деревнях жили крестьяне-хлебопашцы. На алпаута - помещика, кроме зависимых от него крестьян, работали на принадлежащих ему землях арендаторы. Как и феодалы Западной Европы, алпауты жили, видимо, в укрепленных замках. В одном из ярлыков мы встречаем слова: «Бурунгу замандан биру мэтгэд тархан булган индирчи сэлэси блэн шэхэр каласи», которые известный ученый Радлов перевел на русский так: «С прежних времен, где были многочисленные тарханы из деревни Индирчи и известного замка ея».

Торговля и торговцы

Как уже говорилось, Золотая Орда располагалась на древнем торговом пути. После захвата монголами земель от Балтийского и Белого вплоть до Желтого морей, а также устройства хороших сухопутных почтовых дорог - ям на всем протяжении империи торговля оживилась более, чем прежде. Все это было до правления хана Хубилая (1259-1295). В это время Европа установила торговые связи со страной богатой и высокой культуры - Китаем. Торговый путь шел по Черному морю и югу современной России. Насколько этот путь был важен для итальянских торговых республик говорит тот факт, что для торговцев начали готовить специальные пособия об этом пути. В одном из них о кипчакских землях говорилось: «Прежде всего в городе Тана (который расположен там, где находится современный Новороссийск - Г.Г. ) необходимо было взять с собой одного переводчика, знающего кипчакский язык и еще для охраны двух работников. С собой нужно брать также муку и соленую рыбу, так как в пути следования можно встретить много мяса, но нет того, о чем сказано выше. Вооруженных охранников брать не следует, так как татарские ханы всю дорогу от Тана до Китая хорошо охраняют». Как говорится далее, дорожные расходы невелики. Они составляют небольшую от стоимости тех товаров, которые предназначены для продажи, «товары можно вести в повозках, которые могут брать до 30-40 пудов. В эти повозки обычно запрягают трех верблюдов... Для проезда от города Тана и до Сарайчика, расположенного на реке Джаик, требуется 34 дня. Отсюда уже можно ехать степью и морем до Ургенча». Кроме того, имеется несколько карт, составленных итальянцами, путешествовавшими в Китай.

Когда в 1370 году государство, созданное Чингизом рассыпалось, отношения Китая с монголами ухудшились, торговля резко ослабела. Однако дорога, идущая в такую богатую страну, как Индия, осталась и она также проходила через Золотую Орду. Иранские товары, через Дербент на Кавказе (Баб аль Буаб) шли по Каспию до Астрахани, оттуда по Волге, далее по Дону и проходили через город Тана. По этим дорогам и ездили итальянские и византийские купцы. Восточные и западные товары поднимались по Волге до Булгарии и там продавались на большом базаре. С одной стороны, Золотая Орда торговала западными и восточными товарами, а с другой - на базарах золотоордынских городов, таких как Булгар, Сувар, Кышан, Биляр большую роль стали играть те товары, которые производились на месте и вывозились русскими и финноуграми. Меха, получаемые от финноугров, шелка, приходящие из Истанбула, ткани, поступающие из Египта, украшения, выделываемые из бивней слонов, оружие, изделия из стекла из Египта, шерстяная пряжа и шелка из Ирана и Китая, хлопчатобумажные ткани из Бухары, жемчуг и кораллы из Индостана, всевозможные лекарства, ароматические коренья и растения. Все это продавалось на базарах Золотой орды. Арабские писатели того времени сообщали, что в городах Золотой Орды жили купцы - христиане, мусульмане: кипчаки, черкесы, русы, греки, иракцы, египтяне и представители других стран и народов. Они имели свои улицы и кварталы, обнесенные мощными стенами. Последние нужны были как ограда складов товаров. Описанное подобно тому, что было в городах Европы, где был в то время классический феодализм. Были ли в Золотой Орде купцы из татар? Из соглашений между Золотой Ордой и итальянскими торговыми государствами были здесь свои купцы, а судя по ярлыкам, некоторые из них «жили прямо на базаре».

Деньги

В те времена торговля шла как путем простого обмена, так и куплей продажей на медные, серебряные и золотые монеты. В Золотой Орде было много своих и иностранных денег, которые археологи находят по сей день. Татары еще со времен Чингиза стали чеканить золотые, серебряные и медные монеты. Для захваченных Чингизом стран чеканились особые монеты. В Золотой Орде свои деньги имели название данк, позже тэнгэ. Они считались четвертью диргама (дирхема), в некоторых местах четвертая часть золотника. На золотоордынских деньгах, как правило, был определенный знак - тамга правящего хана: арабскими буквами было высечено имя правящего хана. В золотоордынском государстве деньги также назывались балиш. Балиши были золотые и серебряные. Золотой балиш весил пять золотников, серебряный - имел вес восьми серебряных диргемов. Стоимость балиша не была постоянной, она то поднималась, то падала. В Золотой Орде чеканкой денег занимались в городах: Великом Булгаре, Суваре, а также в Сарае. Кроме того имели хождение иностранные деньги, обычно - иранские динары и туманы, в ходу были византийские и русские монеты.

У китайцев с древности были в обращении бумажные деньги. Когда монголы захватили Китай, Угедей хан выпустил бумажные деньги. Их называли чаху. Впоследствии таких денег стало очень много. В период единства империи, созданной Чингизом, бумажные деньги были в обращении в Золотой Орде, где их называли балишами. Бумажный балиш стоил много дешевле золотого. Видимо, в Золотой Орде имели хождение также и кожаные деньги, известные как алатаг.

Дороги и почта

Говоря о торговле, нельзя пройти мимо дорог и почтовой связи. Оживленные торговые сношения, которые были у Золотой Орды с Китаем, Индией, Средней Азией и Ираном, требовали особого внимания государства к торговым путям и почтовым связям. Хорошие коммуникации весьма оживляли торговые дела. Природные условия страны кипчаков были разнообразны: сплошные лесные массивы, реки, болота, степи. Для контроля страной со столь пестрыми природными условиями требовалось прежде всего устройство хороших дорог, пригодных для проезда в любое время года. Интенсивные торговые связи с другими странами обусловили необходимость обеспечения нормальных условий на путях движения купцов не только по стране, но и вне ее. Дороги были нужны для быстрого передвижения больших масс войск, а также для организации быстрой и надежной связи со всеми уголками страны. Дороги постоянно ремонтировались, велось большое строительство новых дорог. Через некоторые реки были переброшены мосты. У переправ через крупные реки содержались специальные лодки и лодочники, тут же на берегах рек были дома, где проживали проводники. Персонал, обслуживающий дороги, имел специальные наименования, как например, кэмэчи (лодочник), куперчи (мостостроитель). Придорожным жителям вменялось в обязанность сопровождать государственных чиновников, путешественников и купцов, предоставлять им при надобности лошадей, кормить, устраивать их ночлег и отдых. Обслуживание имело специальное название глуфэ (или алапа), а самих путешественников называли не иначе как кунак кешен (твой гость). На больших дорогах были сооружены специальные дома - ямы, в которых содержались почтовые лошади, всегда готовые для нужд путешественников.

Государственное устройство

Из вышеизложенного видно, что в золотоордынском обществе экономические и общественные условия вполне соответствовали началу феодализма. Если рассмотреть политическое устройство, то и здесь мы увидим основы феодализма. До смерти Мэнкэ (1259), когда единство империи, сформированной еще при Чингизе сохранялось, а хан, живущий в Кара-Коруме, еще был верховным правителем, Золотая Орда была в вассальной зависимости от Великого ханства. Во всех важнейших вопросах, таких как объявление войны или заключение мира, Золотая Орда была полностью подчинена центру, но во внутренних делах имела автономию. Связь кипчакской страны с монгольским центром полностью прервалась после смерти Мэнкэ. Золотоордынские ханы начали величать себя такими громкими титулами, как хакан ал азам (верховный правитель, царь царей - Э.К. ), эссультанель гадиль (могучий султан - Э.К. ). Так же и русские их называли царями и признавали их равенство с такими правителями как римский император. По-видимому, титулом царь официально стали именовать себя Золотоордынские ханы начиная с хана Узбека, после того как последний женился на дочери кесаря Малого Андроника Палеолога. На монетах, отчеканенных во времена Узбека, можно видеть изображение двуглавого орла - герба Палеологов. Подобное отмечается и в истории России, когда Иван III женился на Софье Палеолог.

Чтобы стать ханом в Кипчакии, нужно было быть потомком сына Чингиза Чжучи и быть избранным на специально созванном для выборов хана курултае. В период процветания Золотой орды ханы были весьма самостоятельны в принятии решений. В то время была такая народная поговорка: «Где ступило копыто ханского коня, земля уже принадлежит хану». Если при жизни Бэрке и Узбека так и было, то при последующих ханах положение изменилось и роль ханов в управлении государством снизилась. Причиной ослабления ханской власти были те ограничения, которые шли от представителей белой кости, помещиков-алпаутов, старейшин родов. Курултай уже мало отличался от собраний европейских вассалов в период феодализма. На указах и ярлыках ставилось не только имя хана, но и перечислялись имена всех вассалов - оппонентов правительства. Так например, на ярлыке, выданном Узбек ханом митрополиту России значилось: «Все наши князья (беки), высшие, средние и низшие, и сильные воеводы, и вельможи наши (удельные) князья, управляющие улусами и наши удельные князья». В другом ярлыке, выданном Айбуляк ханом киевскому митрополиту, встречаем таких феодалов, как «ордынские и улусные князья». Феодалы в Орде, как и в Европе различались по иерархии, хотя значение ее было не столь весомым, как в Европе. Иерархия татарских феодалов представляется такой: улуг бек, тубэн бек, улус бек (удельный князь), иль бек (князь), тархан (соответствует европейским рыцарям). Государственное и общественное устройство в Орде были так похожи на подобные в феодальной Европе, что итальянцы, жившие в торговых колониях на берегу Черного моря и имеющие торговые отношения с Ордой, быт ее уподобляли Священной Римской империи - объединению немецких княжеств в тогдашней Европе. В своих посланиях они называли хана императором, беков - баронами, мелких феодалов - рыцарями.

Законы и ярлыки

Основным законом в Золотой орде, как и в остальных улусах бывшей монгольской империи, была Яса Чингиз хана. После принятия ислама в нормы жизни стали входить установки исламского шариата. Одновременно каждый хан издавал свои законы, фирманы, называемые ярлыками. Ярлык происходит от монгольского слова джарлик и означает - закон, фирман. Ярлыки вначале писали по монгольски, потом по уйгурски, на тюркском языке. В XIV в. ярлыки и другие государственные документы Золотой Орды писались уйгурским алфавитом. На каждом ярлыке был знак (тамга), отпечатанный розовым или золотым цветом.

Жизнь хана

Обычно ханы жили в местности, называемой Гулистан, близ города Сарай. Однако там они проводили лишь зиму, а летом, как и прежде, кочевали, жили в войлочных кибитках. Кибитки их, как правило, были красиво украшены золотыми предметами. Внутри кибитки устанавливался трон, на котором было много украшений из золота, серебра и драгоценных камней. В праздничные дни или во время приема иностранных гостей хан восседал на троне. Старшая жена и другие его приближенные сидели вокруг него. У подножия трона сидели ханзаде. Дочери хана сидели напротив отца. Если же у хана было много жен, то одна из них - старшая имела очень большие права. По разрешению мужа она могла даже издавать законы - ярлыки. Известно, что жена одного хана издала ярлык, отменяющий налоги с русских духовных лиц. Ханы женились на дочерях византийских императоров, русских князей. Во время кочевок жены и ханы жили в отдельных кибитках. У них были свои, обслуживающие только их, муллы, мечети. Была и своя охрана. В то же время жены ханов не имели привычки прятаться от мужчин, иностранцев. Они любили вести беседы с иностранными путешественниками. Золотоордынские ханы совсем забыли трудовую жизнь воина и государственного деятеля, характерную для времен Чингиза. Работать они не любили, больше проводили время в пиршествах с алкогольными напитками и женщинами. Известны случаи с Узбек ханом, который приходил на пятничный намаз в пьяном виде и не мог стоять на ногах во время молитвы. В целом, дисциплина поведения и мораль ханов резко снизилась, пали нравственность и порядочность, участились случаи убийств ради власти. Некоторые из ханов, восходили на престол, убив старшего брата или даже отца. Сами они часто погибали не своей смертью, их убивали братья и другие родственники.

Управление

Государство, управляемое ханами Золотой Орды, арабы называли Эрду мыгаззам. Территория государства была разделена на несколько частей, каждая из которых называлась улусом. Русь, входившая в состав Золотой Орды, подразделялась на несколько улусов. Башкирские, марийские земли являлись отдельными улусами. Кавказ, берега Черного моря также представляли собой улусы. Улусы назывались по именам феодалов, возглавлявших их. Главы улусов, где проживало нетатарское население, назывались баскаками. Каждый более-менее крупный город Руси также возглавлялся баскаком. Главный город Руси был Владимир. Там «сидел» Великий князь, а представитель хана именовался улуг баскаком - большим баскаком. Местожительство баскака любого улуса называли юрт. Задача баскака состояла в том, чтобы держать улус в полном подчинении хану. Он обязан был доводить до сведения всех жителей улуса ярлыки хана. У каждого баскака была своя, подчиненная только ему, группа войск. В подчинении у него было несколько помощников, именуемых турэ, которые управляли крупными частями улусов и проживали там. Район работы турэ именовался юан. Каждый улус делился на несколько частей, во главе которых стояли матимуры. Баскаки время от времени проводили перепись населения улуса, собирали салым (налог) и гошер (десятая часть товара). В городах, где проживали тюрки, во главе улуса вместо баскака был властитель, именуемый даруга. Обязанности у него были такие же, как и у баскака. Правительство страны именовалось давлет шурасы - государственный совет. Ведущие руководители - турэлэр - были членами этого совета. Дела, рассмотренные на совете передавались хану для утверждения и издания соответствующего ярлыка. Делопроизводством в совете занимались специалисты, именуемые учун бетекче. Они писали докладные записки и готовили другие документы, направляемые для решения хану. Для выполнения срочных дел в улусы направлялись специальные чиновники, называемые ильче.

Доходы государства

После окончания крупных войн и значительного сокращения доходов за счет военных трофеев, золотоордынское государство полностью отрегулировало вопросы бюджета, его расходную и приходную часть (чыкышы, хэрэжы). Налоги были трех видов и налагались: во-первых, на тюркское население - самих татар, во-вторых, на подчиненные им народы, в-третьих, на товары купцов - пошлины или тамга (отсюда происхождение слова таможня, тамга салым - таможенный налог). Основная статья доходов в Золотой Орде формировалась за счет таможенных сборов. На границах государства и на базарах находились государственные чиновники - турэлер, исполнявшие, помимо других обязанностей, функции таможенников. Турэлер брали с купцов определенную часть товара или соответствующую им сумму денег. Основной налог с тюркского населения назывался салыг. Он взымался с каждого человека. Еще был салым по названием флан сэяк. С владельцев производственно-складских помещений - амбаров взымался налог амбар малы, за использование весов - тутнак. Проезд по через мост также облагался налогом. Военный налог назывался улак. Он состоял в обязанности каждого тюрка предоставить армии лошадь, быка или верблюда. Невыплата налогов именовалась бург. С тюрков и подчиненных Золотой Орде народов, с населения автономных улусов взымались налоги на посевные земли, пашни, воды, озера с рыбными промыслами, сенокосы, леса, виноградники, сады, мельницы. Помимо налогов имели место трудовые и иные повинности. Местное население обязано было достойно встречать чиновников. Эта общая повинность называлась кунак тешен. В нее, в частности, входила обязанность накормить чиновника - шусун. Рекрутская повинность именовалась чирек урын. Кроме того, была повинность по охране дорог - караул.

Налоги вначале собирали баскаки тюркско-монгольского происхождения, затем ханы стали поручать сбор налогов людям других национальностей, иностранцам, которые сильно угнетали населения, собирая не только положенную для передачи хану сумму налогов, но и сверх того - для себя. Мэнгэ Тимур Хан покончил с такой практикой и передал сбор налогов татарским турэ. Для сбора налогов производилась перепись населения. Вначале ее проводили не тюрки, а баскаки арабы. Учетчик имел право забирать людей в распоряжение государства. Так, если в семье было три сына, одного из них он забирал, иногда забирал дочерей, забирал нищих. Очередные переписи проводились после смерти хана. Например, после смерти Бату, а также после краткого царствования Сыртака. При следующем хане Бэрке, вступившем на престол в 1257 г. были проведены две переписи.

Доходы золотоордынского государства слагались, в основном, из салымов, взимаемых с тюрков, и налогов с населения подчиненных территорий. При этом денежная часть доходов была относительно незначительна. Что касается основных налогов с тюрков, то размер их был установлен еще при Чингиз хане. Владелец скота обязан был с каждых пяти голов скота отдать одну шкуру государству. Если он не выполнял обязанность, то терял свободу и превращался в раба. Хозяин, имевший 100 голов живности, обязан был отдать государству одно животное. Только духовенство, за исключением иудейского, было свободно от налогов.

Религия

Когда монголы и среднеазиатские тюрки под командованием Бату пришли в Восточную Европу, народы кипчакской страны исповедовали разные религии. Много было приверженцев иудаизма, особенно в городах Хазарии и Булгарии. В то же время у тюрков Восточной Европы, проживающих в городах, а также среди кочевых хлебопашцев был распространен ислам. Особенно много мусульман было в городах Булгарии вследствие интенсивных торговых связей с арабскими странами и Ираном. Финноугорские племена оставались еще язычниками, однако и среди них, находящихся под властью тюрков (особенно булгар), были мусульмане. Следует отметить, что большинство кочевых тюрков придерживалось веры древних предков, но благодаря тесным экономическим связям с мусульманскими странами в стране постепенно распространял свое влияние ислам, что способствовало появлению в языке половцев многих арабских и персидских слов. Встречались в тюркской среде и христиане. Монголы, пришедшие из пограничных с Китаем земель, а также тюрки были в своей массе язычниками, но влияние Китая сказывалось на них. Поскольку в то время в Китае был распространен буддизм, возникший в Индии, часть монголов и тюрков были буддистами.

Прийдя в Восточную Европу, тюрки, татары, монголы, ставшие хозяевами в стране кипчаков, оказались весьма вдалеке от Центральной Азии и Китая с их шаманизмом и буддизмом. Соседями завоевателей стали страны, народы которых исповедовали ислам и христианство. В это время между миром мусульман и христиан было знаменитое военное противостояние, получившее название «крестовых походов». Тюрко-татары, поскольку они расположились именно в месте стыка двух культур - мусульманской и христианской, были поставлены перед необходимостью сделать свой выбор. На жителей Кипчакии наибольшее влияние оказывала мусульманская культура. Родственные народы - сельджукские турки за Черным морем и тюрки Маверанахра - земли между Аму- и Сыр-Дарьей - уже давно приняли мусульманство. Вообще, объективно монгольские ханы действовали как союзники христианских стран, когда низвергали халифа - главу мусульман и захватывали его столицу - Багдад, покоряли мусульман Египта, Сирии, Ирана и части Малой Азии. Но не ханы Золотой Орды. Когда скончался Бату, ханом Золотой Орды стал Бэрке, который был во враждебных отношениях с монгольскими ханами - властителями Ирана. Союзниками кипчакского государства в его борьбе против соперников монголов при таком положении дел могли быть только мусульмане. В такой политической и культурной обстановке ханы Золотой Орды и знать выбирают ислам и заключают союз с египетскими и сирийскими мусульманами.

Свобода вероисповедания

Хотя в Золотой Орде официальной религией стал ислам, последователям других религий была предоставлена полная свобода вероисповедания, что соответствовало Ясе Чингиз хана и традициям Великого каганата хазар. Согласно Ясе ни одну религию нельзя запрещать и угнетать ее приверженцев, наоборот к любой религии предписывалось уважительное отношение. К людям унижающим другие религии применялась даже высшая мера наказания - смертная казнь. В улусах Золотой Орды религиозные деятели всех религий были освобождены от уплаты налогов. Во всех городах разрешалось строить храмы последователям всех религий. Отношение к духовным лицам было почтительным. Известно, в частности, что в Сарае епископ русской православной церкви был весьма влиятелен.

Среди Золотоордынских тюрков ислам стал широко распространяться во время царствования Узбек хана (1313-1342). Именно в это время Кипчакию чаще всего посещали духовные лица мусульманских стран. Нужно отметить, что около ханов всегда было много саидов, считавшихся потомками самого Мухаммеда и его близких родственников.

В Золотой Орде было построено большое число мечетей, медресе. Шакирды, обучавшиеся в медресе, пользовались большим уважением в народе и у ханов. Даже жены и дочери ханов любили беседовать со студентами медресе, духовными учителями. Уже в правление Бэрке в страну стали приглашаться не только духовные деятели, но и ученые, специалисты разных отраслей знаний. Уже в те времена в Золотой Орде жили крупные ученые, например, в Сарае - такие мусульманские ученые как Кутбутдин Альрази, Сагъдетдин Тафтазани, Сеид Джалялетдин, Хафезетдин Базари. Благодаря этим ученым столица Золотой орды стала центром науки и просвещения.

Взлет и падение Золотой Орды

Время яркого процветания Золотой Орды длилось недолго. Каждое государство, подобно человеку, имеет разные стадии развития: детство, юность, возмужание, старение, когда постепенно начинают отказывать органы, и наконец, смерть. Подобный путь прошла и Золотая Орда. Ее юность была при Сыртаке и Бэрке, возмужание и расцвет при Узбек хане (1312-1340). Именно тогда ею был внесен значительный вклад в исламскую культуру. В те времена византийские императоры, именовавшие себя властелинами всего мира, с опаской поглядывали на Золотую Орду, стремились породниться с ханами, выдавали замуж за них своих дочерей, не обращая внимание на то, что ханы были мусульманами. Могучие египетские мамлюки искали союза с золотоордынцами, посылали дары, также хотели породниться с ханами Орды. Приезжающие в Орду русские князья подобострастно кланялись ханам, русское духовенство улаживало проблемы дарами, римские папы направляли в Орду своих послов, торговые республики Италии - Генуя и Венеция заключали с Золотой Ордой разнообразные соглашения при этом ханов именовали не иначе как императорами. Это было время наивысшего расцвета Золотой Орды. Двор хана был местом большого сосредоточения торговцев и ученых. В городах Золотой Орды построили много мечетей, православных церквей, постоялых дворов (караван-сараев), а также других сооружений разного функционального назначения. Процветание Золотой Орды длилось до 1359 года, до смерти могущественного хана Бердибека. Этот хан, занял престол отца, умертвив последнего. После смерти Бердибека все изменилось в стране. Начались кровавые гражданские войны, обусловившие начало процесса упадка государства.

С конца XV века берут свое начало фундаментальные изменения в экономике и политике всей Европы, которые были связаны с открытием новых торговых путей. До того, как было описано выше, в Китай и Индию ездили по суше и рекам Евразийского материка. Европейские купцы из Балтийского моря попадали в Волгу, или через Босфор и Дарданеллы - в Черное море, останавливаясь в Крыму, либо в Азове. Оттуда поднимались по Дону, переправлялись в Волгу, по Волге добирались до города Атиль или, позднее, до построенной почти на том же месте Астрахани или Таджи-Тархана, затем в Каспий - на кораблях в Иран или Среднюю Азию, в богатые и культурные страны Востока, где вели оживленную торговлю. Однако с конца XV в. описанный выше торговый путь потерял свое значение. Европейские купцы стали ездить в Индию, Иран и Китай океанским путем, открытым мореходами Португалии и Испании. Старая, некогда очень живая дорога совсем заглохла. Соответственно упало и торговое значение поволжских городов. Постепенно уменьшился поток иностранных купцов и путешественников. В городах поредели и стали замирать базары. Татарские купцы, лодочники и ямчи (ямщики), обслуживающие купцов и путешественников, ведущих торговые дела с арабами и иранцами, остались без работы. Жизнь в Золотой Орде замерла. В это время на Золотую Орду навалилось еще одно несчастье. Уже в XV в. османские турки захватили Дарданеллы, а вскоре все проливы между Средиземным, Черным и Азовским морями перешли в их руки. Татары, проживающие в городах Кафе и Азове, ранее ведущие торговлю с генуэзцами и венецианцами, потеряли свою работу. Торговля перешла в руки турок, которые сначала повысили пошлины, затем возникли распри между турками и итальянцами, перешедшие в войны. Через проливы перестали ходить суда итальянских купцов. Как следствие этого на некогда живой торговой артерии на Волге жизнь совершенно замерла. Поскольку основная статья доходов в Золотой Орде формировалась за счет таможенных сборов, казна стала пустеть. Сильно пошатнувшаяся экономика страны уже не позволяла содержать войско, необходимое для поддержания внешней и внутренней стабильности. В стране начались беспорядки и даже восстания. Экономическое ослабление повлекло сильное ухудшение качества управления государством. Ханы большой страны после смерти Мэнгу, державшего бразды правления в своих руках, утратили властные функции. Окруженные большим числом жен и слуг, они продолжали беспечно и весело жить в своем Гулистане, утопающем в великолепных садах. Летом уходили в степи, где жили в кибитках, пили кумыс и праздно проводили время. Увлечение алкогольными напитками нарастало. Даже Узбек хан, как уже говорилось, приходил на пятничный намаз в таком пьяном виде, что не мог стоять на ногах во время богослужения. Ханы перестали заниматься управлением страной. Тот же Узбек хан, некогда признаваемый самым компетентным правителем среди ханов, перестал вникать в дела. Однажды, когда ему начали читать адресованное ему письмо, он даже сказал: «Если в нем написано, что-либо, кроме приветствия, говорите с моим визирями». Все проблемы передавались на решение бекам и другим представителям «белой кости». Уже Мэнгу хан (1281-1282) полностью передал ведение государственных дел визирям. Увлечениями ханов стали беседы с бедняками, шейхами и иностранцами. Больше всего любили ханы сказки. В гаремах их было огромное число жен разных национальностей. Эти жены стали вмешиваться в решения государственных вопросов, некоторые из них писали ярлыки. На ярлыках появилось типовое выражение: «Так думают жены и эмиры». Некоторые жены получали богатые подарки, а затем покровительствовали приносящим дары. Были случаи, когда приезжающие в Орду русские князья за получением ярлыка на Великое княжение, сначала обращались к влиятельным женам, одаривали их и только потом шли на прием к хану. Известны факты, когда ханские жены - дочери властителей других стран служили своими действиями на пользу своей родины и в ущерб Золотой Орде, часто играли решающую роль в государственных делах. Существенны их роль в смене ханов и вклад в падение Золотой орды.

Когда ханы устранились от государственных дел, последние стали вершить придворные. Прежде всего, они без стеснения стали грабить население, казну и природные ресурсы. Убив хана, стремились занять трон. Широко известны имена таких придворных вершителей судеб державы, как Ногай, Мамай, Едигей. Вместо отважных государственных деятелей, таких как Бату и Сыртак, в чьих руках не дрожала сабля, а идеалом норм поведения была принятая курултаем как закон Чингизова Яса, ханский трон стали занимать совсем другие люди. Они жили только во дворцах, ели изысканную пищу, пили алкогольные напитки, веселились в окружении жен. Живя распутной жизнью, они игнорировали нравственные императивы и в борьбе за трон стали убивать своих близких. Так, хан Бердибек (1342) был убит сыном, Джанибек убил брата.

Междоусобные войны и их результаты

Следствием многоженства Чжучи из его многочисленных детей можно было создать целую орду. Они ничего не умели делать полезного для народа и страны. Каждый из них стремился к власти, которой они добивались убивая царствующего хана, и сажая на его место своего близкого родственника. Иногда за престол бились одновременно три претендента. В итоге в Золотой Орде за 250 лет сменилось до пятидесяти ханов. Большинство из них умерло не своей смертью. В результате междоусобной борьбы центральное правительство теряло, а правящие отдельными улусами беки и эмиры набирали силу. У каждого из них были свои войска. Эмиры начали действовать как суверенные правители. Центральная власть их побаивалась. Эмиры стали часто воевать между собой. Каждый из них, превращая свой улус в самостоятельное государство, начал чеканить свои деньги, устанавливать международные связи, заключать с другими государствами соглашения и договора без всякого на то разрешения хана Сарая. Народ перестал подчиняться Центру: платить ему налоги. Беки, собиравшие салым, не передавали его в казну, а стали тратить на свои нужды. Перестали поступать в казну и таможенные сборы и пошлины. В страну, где царили бесправие и бесконечные войны, перестали ездить иностранные купцы. Товаров не стало, казна опустела. Старый путь из Европы в Индию по Волге пришел в запустение. Купцы прокладывали новые дороги на восток вокруг Африки. Экономический фактор также был причиной падения Золотой Орды.

Усиление вассалов Золотой Орды

Народы, платившие ранее дань Золотой Орде, перестали бояться ее и признавать ее власть. Сибирские народы, проживающие на восток от Урала, и башкиры стали освобождаться от Золотой Орды и обретать свободу. Раздробленная Русь, собрав разрозненные княжества вокруг Москвы, обретала черты великого русского государства. Если раньше русские князья шли к хану с поклоном и надлежащим пиететом, то теперь, подкупив нужных людей, взяли в свои руки сбор дани. А затем вообще перестали платить салым хану, используя собранные средства на свои войска и оружие. Русские князья стали готовиться к решающему бою с Золотой Ордой. Победив в нескольких сражениях татар, они стали прогонять ханских баскаков, демонстративно топтать ханские ярлыки. Участились набеги русских на ханские земли, неоднократно жгли Сарай. В конце XV века Великое татарское государство пало, а города его превратились в развалины. На месте Золотой Орды появилось несколько малых ханств: на юге Восточной Европы - Крымское ханство, в Азии за Уралом - Сибирское, в нижнем течении Волги - Астраханское, в степях между реками Волга и Яик - Ногайская орда, на берегах Волги и Камы - Казанское ханство. Это были не новые государства, а бывшие вассалы Золотой орды.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации