Венские музыкальные классики. Каких композиторов называют венскими классиками

Иногда сюда же относят М. Гайдна и К.Д. фон Диттерсдорфа.

Особенности музыки

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко . Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента , наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии , сонаты , концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей - фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепьянная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена , столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века , то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштайн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Венская классика" в других словарях:

    - (венская классика, венский классицизм) направление европейской музыки второй половины XVIII первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Особенности музыки Трёх великих… … Википедия

    - (нем. Wiener Klassik) творческое направление, сложившееся в Австрии во 2 й пол. 18 в. 1 й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью … Музыкальная энциклопедия

    - (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса … Музыкальная энциклопедия

    Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки Жанр струнный квартет Годы 1994 н.в. Страна … Википедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гёбель. Рейнхард Гёбель (Re … Википедия

    Венская Вотивкирхе характерный памятник неоготической архитектуры XIX века. Готическое (также псевдоготическое) направление в искусстве Нового времени направление в европейском и американском искусстве XVIII XX веков. Готическая эстетика… … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

    - (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на… … Большая советская энциклопедия

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

  1. Австрия - крупнейший музыкальный центр Европы.
  2. Композиторы - венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.
  3. Расцвет ряда жанров в их творчестве.
  4. Знакомство с жанром квартета.
  5. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).

Музыкальный материал:

  1. Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание);
  2. В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (слушание);
  3. Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (слушание, по желанию педагога);
  4. Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
  2. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов - венских классиков)

В контексте истории

Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.

Гайдн. Краткие биографические сведения

Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.

Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.

В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.

Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.

В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.

В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.

Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.

За свою долгую жизнь Гайдн подарил миру огромное количество гениальных творений. И хотя многое из его наследия было утеряно и того, что сегодня известно потомкам, было достаточно чтобы Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его - не было бы ни Моцарта ни Бетховена».

Звуки музыки

Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты ­либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина...

Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.

Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.

Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.

Моцарт. Краткие биографические сведения

Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.

Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.

Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.

В 1770 году Моцарт вместе с отцом отправился в Италию, где с триумфальным успехом прошли премьеры его опер, в том числе и новой - «Митридат, царь Понта». В Сикстинской капелле Моцарт прослушал хоровое сочинение Аллегри «Мизерере», которое было запрещено публиковать и исполнять вне капеллы. Молодой композитор поразил всех, по памяти записав произведение после единственного прослушивания.

Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Моцарту настоящий экзамен - предложили сочинить фугу. Обычно на это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним всего за полчаса. После этого юный композитор был избран членом Болонской музыкальной академии.

После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.

В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.

Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.

Правда, в последние годы жизни Моцарт создал ещё одну оперу - светлую и радостную сказку «Волшебная флейта». В музыке этой оперы преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомрачённая лирика. Вместе с тем в ней немало сцен, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

Последнее произведение Моцарта гениальный «Реквием» - осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 г. в Вене. Похоронили Моцарта на кладбище для бедняков, и его могила затерялась.

Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.

Звуки музыки

Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».

Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.

Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно-виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я беспощадна!» - восклицает Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».

Бетховен. Краткие биографические сведения

Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.

Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Людвиг прошёл хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Её столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.

Звуки музыки

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

Для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом - ввёл в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.

Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (фрагмент).

Вопросы и задания:

  1. Какого из великих композиторов называют венскими музыкальными классиками?
  2. Чем объясняется такое определение?
  3. Расцвет каких музыкальных жанров связан с творчеством венских классиков?
  4. Назовите состав классического (струнного) квартета.
  5. Что отличает звучание квартета Й. Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие?
  6. Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна?
  7. Ария Царицы ночи – это ария мести. Послушайте арию. Только ли драматический характер присущ ей? Подумайте, почему?
  8. Какое произведение венчало собой творчество Л. Бетховена?
  9. Кто автор стихов, положенных в основу финала Девятой симфонии?
  10. Каков характер финала Девятой симфонии?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Ода к радости. Симфония № 9 (финал), mp3;
Гайдн. Струнный квартет ор. 76 № 2, IV часть, mp3;
Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы Волшебная флейта, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Введение 3

1. Венская классическая школа как художественное направление

в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека 4

1.1. Особенности стиля венской классической школы 4

1.2. Музыкальные жанры 7

2. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы 10

3. Музыкальный гений – В.А. Моцарт 12

4. Творческий путь Л. ван Бетховена 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20


Введение

На протяжении XVIIIвека в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе».

Венская классическая школа, органически впитавшая в себя передовые достижения национальных музыкальных культур, сама была явлением глубоко национальным, коренилась в демократической культуре австрийского народа. Представителями данного художественного направления были Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью. Так, стиль Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово-бытовых элементов. Для стиля Моцарта более характерным было лирико-драматическое начало. Стиль Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы. Однако наряду с отличиями, обусловившими неповторимость индивидуальности каждого из этих композиторов, их объединяют реализм, жизнеутверждающее начало и демократичность.

Искусство венских классиков внесло в мировую музыкальную культуру мощную реалистическую и демократическую струю, основанную на богатствах народного творчества, и потому оно сохранило для нас всю свою ценность и художественную значимость.


1. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века

1.1. Особенности стиля венской классической школы

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus – «образцовый») возник в XVII веке во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойдёнными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII – начала XIX столетия – венскую классическую школу.

Деятельность композиторов венской классической школы была подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки. Огромную роль в становлении венской классической школы сыграли музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонациональной Австрии. Искусство венских классиков тесно связано с общим подъёмом австро-немецкой культуры, с просветительством, отразившим гуманистические идеалы третьего сословия в преддверии Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Музыка композиторов венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны строгая упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренним разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период, предложение и др.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей – фортепианное трио, струнный квартет и др. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и др.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Творчество композиторов венской классической школы, принадлежащее к вершинам мировой художественной культуры, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.

1.2. Музыкальные жанры

Как уже отмечалось выше, в творчестве композиторов венской школы многие музыкальные жанры получили свой классический облик. В данном разделе нашего реферата рассмотрим наиболее значительные из них.

Симфония

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.

Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Сонатная форма

Одна из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала складываться в первой половине XVIII в. и окончательный вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской классической школы. Сонатная форма – это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы – главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа – экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции (от лат. expositio– «изложение, показ»). Главная звучит в основной тональности, которая и определяет наименование тональности всего сочинения (например Симфония до мажор). Побочная обычно излагается в иной тональности – между темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот, уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. Обе темы могут предстать в ином освещении, например, будут исполнены другим составом инструментов, или резко поменяют характер. В репризе (фр. reprise, от reprendre – «возобновлять, повторять») темы на первый взгляд возвращаются в начальное состояние. Однако побочная звучит уже в основной тональности, таким образом приходя к единству с главной. Реприза – итог сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе – коде (от итал. coda – «хвост»), однако она необязательна. Используют сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими изменениями) во второй части и в финале.

Соната

Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.


2. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы

О музыке Йозефа Гайдна – одного из основателей венской классической школы – его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн». С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две). Большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.

Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через четыре года он нашёл постоянную работу – устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию.

В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. В 1790г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. В 90-х гг. Гайдн подолгу жил и плодотворно работал в Лондоне. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники – композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна часто называют «отцом» симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки.

В симфониях Гайдна интересна разработка основных тем. Проводя мелодию в разных тональностях и регистрах, придавая ей то или иное настроение, композитор таким образом обнаруживает её скрытые возможности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к первоначальному состоянию. Гайдн обладал тонким чувством юмора, и эта особенность личности отразилась в музыке. Во многих симфониях ритмика третьей части (менуэта) нарочито тяжеловесна, словно автор пытается изобразить неуклюжие попытки простолюдина повторить элегантные движения галантного танца. Остроумна симфония №94 (1791г.). В середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются удары литавр – чтобы слушатели «не скучали». Не случайно произведение назвали «С боем литавр, или Сюрприз». Гайдн нередко использовал приём звукоподражания (поют птицы, бродит по лесу медведь и т.п.). В симфониях композитор часто обращался к народным темам, в основном к славянским – словацким и хорватским.

Представителям венской классической школы, и прежде всего Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра – яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таким образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Эти правила основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого – не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение мира», 1798г.; «Времена года», 1801г.).


3. Музыкальный гений – В.А. Моцарт

Творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью. Музыка композитора близка к тем направлениям в культуре второй половины XVIII в., которые были обращены к чувствам человека («Буря и натиск», отчасти сентиментализм). Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия). Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Первым педагогом будущего композитора стал его отец Леопольд Моцарт – музыкант капеллы архиепископа Зальцбургского. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы «Митридат, царь Понтийский». Примерно в это же время его избрали членом Филармонической академии в Болонье.

Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе (1769-1781гг.) – был концертмейстером и органистом у архиепископа города Зальцбурга. Однако независимый характер мастера вызывал резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями (последние послужили стимулом для создания концертов для фортепиано с оркестром).

Особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения – целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и стремления.

Моцарт не стремился к созданию новой оперной формы – новаторской была сама его музыка. В зрелых произведениях композитор отказался от строгого разграничения оперы на серьёзную и комическую – появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены. Как следствие в операх Моцарта нет однозначно положительных и отрицательных героев, характеры живые и многогранные, не связанные рамками амплуа.

Моцарт часто обращался к литературным источникам. Так опера «Свадьба Фигаро» (1786г.) написана по пьесе французского драматурга П.О. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которая была запрещена цензурой. Главная тема оперы – любовь, что, впрочем, можно сказать обо всех творениях Моцарта. Однако есть в произведении и социальный подтекст: Фигаро и его возлюбленная Сюзанна умны и энергичны, но они незнатного происхождения, а всего лишь слуги в доме графа Альмавивы. Их противодействие господину (глуповатому и одураченному аристократу) вызывает сочувствие автора – совершенно очевидно, что он на стороне влюблённых.

В опере «Дон Жуан» (1787г.) получил музыкальное воплощение средневековый сюжет о покорителе женских сердец. Энергичному, темпераментному, своевольному и свободному от всех нравственных норм герою противостоит в лице Командора высшая сила, олицетворяющая разумный порядок. Философское обобщение соседствует здесь с любовными интригами и жанрово-бытовыми элементами. Трагическое и комическое образуют неразрывное единство. Эту особенность оперы подчеркнул и сам автор, дав своему сочинению подзаголовок «Весёлая драма». Казалось бы в финале справедливость торжествует – порок (Дон Жуан) наказан. Но музыка оперы тоньше и сложнее такого упрощённого понимания произведения: она вызывает у слушателя сочувствие к герою, оставшемуся верным себе даже перед лицом смерти.

Философская сказка-притча «Волшебная флейта» (1791г.) написана в жанре зингшпиля. Основная идея произведения – неизбежность победы добра над злом, призыв к стойкости духа, к любви, к понимаю её высшего смысла. Герои оперы подвергаются серьёзным испытаниям (молчанием, огнём, водой), но достойно преодолевают их и достигают царства красоты и гармонии.

Моцарт главной считал музыку, хотя относился к тексту либретто очень требовательно. В его операх значительно возросла роль оркестра. Именно в оркестровой партии нередко обнаруживается авторское отношение к действующим лицам: то промелькнёт насмешливый мотив, то появится прекрасная поэтическая мелодия. Внимательному слушателю эти детали говорят больше, чем текст. Основными портретными характеристиками остались арии, а о взаимоотношениях героев рассказывается в вокальных ансамблях. Композитор сумел передать в ансамблях особенности характера каждого персонажа.

Будучи представителем венской классической школы. Моцарт большое значение придавал жанру симфонии. Особенно популярны три последние симфонии – Тридцать девятая, Сороковая и Сорок первая («Юпитер»), созданные в 1788г. В произведениях этого жанра окончательно закрепились четырёхчастный цикл и правила сонатной формы. Симфонии Моцарта включают множество тонких эмоциональных нюансов. Темы часто неровные по характеру, сложные по ритму, порой идут в сопровождении резких гармоний, но музыка сохраняет отточенные, чёткие формы.

Моцарт стал и одним из создателей жанра классического концерта. В основе концерта соревнование солиста и оркестра, и этот процесс всегда подчинён строгой логике. Композитору принадлежит двадцать семь концертов для фортепиано с оркестром, семь для скрипки с оркестром. В одних произведениях слушателя поражает виртуозное мастерство, праздничность, в других драматизм и эмоциональные контрасты.

Фортепианное творчество Моцарта включает девятнадцать сонат, в которых он продолжал разрабатывать сонатную форму, а также сочинения в жанре фантазии (музыкальное произведение, основанное на импровизации и свободное по форме). Композитор отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более мягким, но слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта – отчётливая, элегантная, с тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Интересы мастера не ограничивались оперой и инструментальной музыкой. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием. Музыка реквиема (1791г.), предназначенного для солистов, хора и оркестра, глубоко трагична (Моцарт работал над сочинением, когда уже был болен, фактически перед самой смертью). Части сочинения, напоминающие оперные арии и ансамбли, делают музыку очень эмоциональной, а полифонические (прежде всего «Господи, помилуй!») олицетворяют духовное начало, высшую справедливость. Главный образ реквиема – страдающий человек перед лицом сурового Божественного правосудия.

Мастер так и не успел дописать реквием, он был доработан по наброскам композитора его учеником Ф.К. Зюсмайром.

Музыку Моцарт сочинял очень легко, иногда даже без черновиков, создавая творения, непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности. Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большинство аристократической публики его творчество не понимало, а в последние годы жизни композитора не принимало вовсе. Умер Моцарт в бедности и был похоронен в Вене в общей могиле.


4. Творческий путь Л. ван Бетховена

«Музыка должна высекать огонь из груди человеческой» – это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры.

Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой – запечатлело черты нового романтического искусства. От классицизма в произведениях Бетховена возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма смелое экспериментаторство в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре.

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в семье придворного музыканта. Заниматься музыкой он начал с раннего детства под руководством отца. Однако настоящим наставником Бетховена стал композитор, дирижёр и органист К.Г. Нефе. Он преподавал юному музыканту основы композиции, обучал игре на клавире и органе. С одиннадцати лет Бетховен служил помощником органиста в церкви, потом придворным органистом, концертмейстером в оперном театре Бонна. В восемнадцать лет он поступил в Боннский университет на философский факультет, однако не окончил его и впоследствии много занимался самообразованием.

В 1792г. Бетховен переехал в Вену. Он брал уроки музыки у Й. Гайдна, И.Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери (крупнейших музыкантов той эпохи). Альбрехтсбергер познакомил Бетховена с творчеством Генделя и Баха. Отсюда блестящее знание композитором музыкальных форм, гармонии и полифонии.

Вскоре Бетховен начал давать концерты; стал популярным. Его узнавали на улицах, приглашали на торжественные приёмы в дома высокопоставленных особ. Он много сочинял: писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.

Долгое время никто не догадывался, что Бетховена поразил серьёзный недуг – он начал терять слух. Убедившись в неизлечимости болезни, композитор решил уйти из жизни и в 1802г. приготовил завещание, где объяснял мотивы своего решения. Однако Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашёл в себе силы писать музыку дальше. Выходом из кризиса стала Третья («Героическая») симфония.

В 1803-1808гг. композитор также работал над созданием сонат; в частности Девятой для скрипки и фортепиано (1803г.; посвящена парижскому скрипачу Рудольфу Крейцеру, поэтому получила название «Крейцерова»), Двадцать третьей («Аппассионатой») для фортепиано, Пятой и Шестой симфониями (обе 1808г.).

Шестая («Пасторальная») симфония имеет подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Это произведение рисует различные состояния человеческой души, отстранившейся на время от внутренних переживаний и борьбы. Симфония передаёт чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Необычна её структура – пять частей вместо четырёх. В симфонии есть элементы изобразительности, звукоподражания (поют птицы, гремит гром и т.д.). Находки Бетховена впоследствии использовались многими композиторами-романтиками.

Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония. Задумана она была ещё в 1812г., но работал над ней композитор с 1822 по 1823г. Симфония грандиозна по масштабам; особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды «К радости» И.Ф Шиллера.

В первой части музыка сурова и драматична: из хаоса звуков рождается чёткая и очень масштабная тема. Вторая часть - скерцо по характеру перекликается с первой. Третья часть, исполняемая в медленном темпе, - это спокойный взгляд просветлённой души. Дважды в неторопливое течение музыки врываются звуки фанфар. Они напоминают о грозах и битвах, но изменить общий философский образ не в силах. Эта музыка – вершина лирики Бетховена. Четвёртая часть – финал. Темы предыдущих частей проплывают перед слушателем словно уходящее прошлое. И вот появляется тема радости. Удивителен внутренний строй темы: трепетность и строгая сдержанность, огромная внутренняя сила, высвобождающаяся в грандиозном гимне добру, истине и красоте.

Премьера симфонии состоялась в 1825г. в Венском оперном театре. Для осуществления авторского замысла театрального оркестра оказалось недостаточно, пришлось пригласить любителей: двадцать четыре скрипки, десять альтов, двенадцать виолончелей и контрабасов. Для венского классического оркестра такой состав был необыкновенно мощным. Кроме того, каждая хоровая партия (басы, тенора, альты и сопрано) включала двадцать четыре певца, что также превосходило привычные нормы.

При жизни Бетховена Девятая симфония для многих осталась непонятной; ею восторгались лишь те, кто близко знал композитора, его ученики и просвещённые в музыке слушатели. Со временем симфонию стали включать в свой репертуар лучшие оркестры мира, и она обрела новую жизнь.

Для произведений позднего периода творчества композитора характерны сдержанность чувств и философская углублённость, что отличает их от страстных и драматических ранних сочинений. За свою жизнь Бетховен написал 9 симфоний, 32 сонаты, 16 струнных квартетов, оперу «Фиделио», «Торжественную мессу», 5 концертов для фортепиано и один для скрипки с оркестром, увертюры, отдельные пьесы для разных инструментов.

Удивительно, но многие сочинения (в том числе Девятую симфонию) композитор написал, будучи уже совершенно глухим. Однако и его последние произведения – сонаты для фортепиано и квартеты – непревзойдённые шедевры камерной музыки.


Заключение

Итак, художественный стиль классицизм возник в XVII столетии во Франции, основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства. Мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойдёнными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII – начала XIX столетия – венскую классическую школу. Отметим, что классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи. В музыке невозможно опираться на античные традиции, так как они почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако композиторы венской классической школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если в других видах искусства законы классицизма уже в начале XIX в. многим казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.

Ещё раз отметим, что искусство венских классиков представляет для нас огромную ценность и художественную значимость.


Список использованной литературы

1. Альшванг А.А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. – М.: Советский композитор, 1971. – 558с.

2. Бах. Моцарт. Бетховен. Мейербер. Шопен. Шуман. Вагнер / Сост. «ЛИО Редактор». – СПб: «ЛИО Редактор» и др., 1998. – 576с.

3. Великович Э. Великие музыкальные имена: Биографии. Материалы и документы. Рассказы о композиторах. – СПб.: Композитор, 2000. – 192с.

4. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с.

5. Осеннева М.С., Бездородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: «Академия», 2001. – 368с.

6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка / Авт. А.С. Клёнов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ-ЛТД, 1997. – 448с.


Приложение

Гайдн написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффа и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).

Венские классики

Честно говоря, чаще можно услышать о венских вальсах или прочитать о существовании венских стульев, чем о венских классиках. Кто они?

Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.

Эти-то имена хорошо знакомы. А что, нужно говорить "венский классик Моцарт"?

Нет, просто классик.

А почему венский?

Потому что главные периоды творчества венских классиков связаны с Веной и приходятся на одну эпоху: вторую половину XVIII - первую четверть XIX века.

Это и есть то, что их объединяет?

Да, но принадлежность к городу - это не паспортная прописка. Это острая духовная потребность жить в нем, общаться с его жителями, потреблять и приумножать его культуру и искусство. Свойство крупных культурных центров - притягивать к себе художников. Это создает особую питательную среду для талантов, которые учатся друг у друга, соревнуются. Возникает высокий уровень художественности.

Почему именно Вена и именно в эту эпоху оказалась таким духовно богатым городом?

Вена - одна из жемчужин Европы. Расположенная на важном торговом пути между Прибалтикой и Центральной Европой, соединяющая их со Средиземноморьем, она многонациональна, приветлива и необычайно красива. Ее архитектурная красота простирается на весь образ жизни. Вена славится производством самых красивых вещей быта - мебели, гобеленов, одежды, обуви и т. д. О том, как окружающая нас красота благотворно действует на людей, тем более художественного склада, - говорить излишне.

Видимо, и музыка хорошо себя чувствует в этом городе?

Между прочим, на слух не так просто отличить Моцарта от Гайдна. Да и вообще, когда слушаешь музыку того времени, всегда думаешь, что это Моцарт. А потом объявляют: то Гайдн, то Паизиелло, то Бортнянский, то Мысливечек.

Ну если честно, то и в музыке других эпох мы часто путаемся. То не отличим Баха от Генделя, то Листа от Шопена, то Прокофьева от Бартока. Но это наблюдение верно. Моцарт действительно - центральная фигура XVIII века. И в то же время тогда, пожалуй, об индивидуальности стиля композитор заботился меньше.

Чем отличаются друг от друга Гайдн, Моцарт, Бетховен?

Это пусть они сами расскажут своей музыкой. Имеющий уши да услышит. Познакомьтесь с их симфониями, например. Правда, у Гайдна их 104, у Моцарта - 41, а у Бетховена - 9, не так просто их узнать, да все и необязательно. Но прослушав хотя бы по десять сочинений каждого из этих композиторов, пусть это будут сонаты, квартеты, инструментальные концерты, мессы, - вы уже на слух начнете различать.

А оперы и балеты?

Есть по одному балету у Бетховена ("Творения Прометея") и у Моцарта ("Безделушки"). В то время жанр балета был не столь развит, как столетием позже. Оперы же есть у каждого из венских классиков, но занимают в их творчестве различное положение.

Никогда не слышал словосочетания "опера Гайдна". Обычно симфония, соната, квартет.

Однако он написал 24 оперы, хотя исполняются они крайне редко. Гайдн писал оперы для камерного театра князя Эстергази, и они не вошли в общеевропейский репертуар. Другое дело Моцарт. У него тоже много опер (17), и не все они выжили, но среди них Дон-Жуан, Свадьба Фигаро, Волшебная флейта, Похищение из сераля и другие, тоже популярные.

А что Бетховен?

У него одно "дитя" в этом жанре - героическая опера Фиделио . Он мучительно писал ее, переделывал, но она вошла в мировую оперную сокровищницу.

Значит, все-таки венские классики писали преимущественно инструментальную музыку. С чем это связано?

К этому времени усовершенствовался инструментарий и соответственно оркестр, откристаллизовались многие музыкальные формы, которые они широко использовали, совершенствовали и развивали. Формы сонатного аллегро (см. статьи Аллегро и Соната), вариаций, рондо и др. - это универсальные и емкие схемы, одинаково пригодные для беззаботной пасторали и страстного романтического взрыва чувств, нежной лирики и отважной героики. И каждый из этих великих мастеров владел всей "палитрой", но имел, конечно, излюбленные сферы: Гайдн - жанрово-танцевальную, комическую, Моцарт - лирико-драматическую, Бетховен - героическую.

Наконец, философия и мировоззрение эпохи Просвещения, Великой французской революции - порождали в них рационализм, веру в просвещение и цивилизацию, в добро и гуманизм. Все это воплощалось в стройной красоте музыки, лаконизме, ясности и простоте мелодики, в отточенности и логике всей музыкальной конструкции.

Все, что вы назвали, свойственно классицизму как стилю в искусстве. Эти композиторы - классики или классицисты?

То и другое. Классики, потому что их музыка осталась в веках. Классицисты, потому что они и не могли быть другими в эту эпоху, на них безусловно влияла философия теоретика классицизма Г. Э. Лессинга. Но одновременно возникло и течение Бури и натиска (Sturm und Drang), возглавленное философом И. Г. Гердером. Оно взрывало гармоничность классицизма, подготавливая романтизм.

Можно ли кратко сформулировать, в чем суть творчества венских классиков?

В том, что, отбирая из общей копилки музыкального стиля своей эпохи интонации, гармонии, формы и даже образы, каждый из них остался неповторимой индивидуальностью, не желающей укладываться ни в какие схемы, как бы ни было удобно потомкам разложить их всех "по полочкам".

М. Г. Рыцарева

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение. Всё относительно, и любые вчерашние шлягеры, выдержавшие проверку временем, – будь то шедевры Баха, Моцарта, Шопена, Прокофьева или, допустим, The Beatles – можно отнести к классическим произведениям.

Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.

К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.

Эпоха классицизма

Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.

В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.

Эстетические установки классицизма

В основу искусства классицизма положен культ разума рационализм, стройность и логичность . Название «классицизм» по происхождению связывают со словом из латинского языка – classicus, что означает – «образцовый». Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты. Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам. Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.

Классицизму присуще строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры . «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком, (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия). Смешивать жанры было недопустимо.

Классицизм в музыке – венские классики

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как .

Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.

Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность . Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.

Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом . Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.

В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.

Жанры музыкального классицизма

Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.

В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.

Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.

Сонатная форма

Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.

Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.

Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:

  1. первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),
  2. второй – разработка (развитие и сопоставление тем)
  3. и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл

По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.

Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:

  • I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
  • II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
  • III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
  • IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.

Концерт

Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в , в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.

Струнный квартет

Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.

Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации