Конспект урока согласные звуки л. Конспект урока по обучению грамоте

Сведения об авторе: Место работы: ГБОУ СОШ № 968 города Москвы Должность: учитель начальных классов

Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [л ], [л ’]. Буквы Л, л.» Цели: Образовательные: - научить детей находить в словах звуки [л ], [л ’] и уметь их различать; - познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л ], [л ’] буквой л. - формировать умение читать слова с изученными буквами. Воспитывающие: - воспитывать любовь и интерес к миру животных; - воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга; - воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки; Развивающие: - развивать читательский интерес; - развивать познавательный интерес и активность учащихся; - развивать устную речь и фонематический слух; - развивать мышление, память, внимание. Задачи: - формировать умение давать характеристику звукам; - устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов; - выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой; - записывать слова с изученными печатными буквами; - читать прямые и обратные слоги;

Этапы урока

Ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными! Сейчас я расскажу вам одну историю. А потом задам вам вопрос. Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения. Кто из вас знает. Как звали эту девочку? Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в страну чудес. Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова? Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков. Молодцы!

А сейчас мы будем отгадывать загадки. Работа с загадками. Выделение звуков [ л ], [ л ’] из слов – отгадок. Учитель читает загадки. 1.Он из леса вышел снова: Не олень, и не корова. Тяжелы рога по весу. Ходит важно он по лесу. Там хозяин он! Не гость! Ну, конечно, это – лось. Картинка – лось. 2.У меня большая грива, сильные копытца. Прокачу того игриво, кто не побоится. Моя шёрстка гладка. Кто же я? (лошадка) Картинка – лошадь. Произнесём хором слова – лось, лошадь. - Что общего в этих словах? 1. Рыжая плутовка Хитрая да ловкая. Хвост пушистый – ох, краса! А зовут её – лиса. Картинка – лиса. 2. Убегайте поскорей!
Ходит, рыщет царь зверей!
Очень грозный и отважный, Гривой он мохнатой машет. И рычит, как на распев – Это храбрый, сильный – лев. Картинка – лев. Произнесём хором слова – лиса, лев. - Что общего в этих словах? - Какой звук стоит в начале этих слов? А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква? Я вам открою секрет. Она называется - буква эль. - А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока? Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л. Сегодня на уроке: Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они. Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки. Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки. Научиться читать слоги и слова с этими буквами. Что мы для этого будем делать? Составляем план работы на уроке. 1. Составим характеристику звуков. 2. Будем работать со схемами слов. 3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами. 4. Будем читать слоги. 5. Будем читать слова и предложения. Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску. -Ребята. А для чего мы всё это будем делать?

Личностные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: Формирование способности принимать учебную цель и задачу.

Познавательные: Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства. Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий). Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки [ л ], [ л ’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Это письменные буквы. А звуки обозначаются вот так.
Показ на интерактивной доске.
    Характеристика звуков. Мы сказали, что в словах лось и лошадь первый звук - ?
Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л]. Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Звонкий или глухой? (схема на доске) В словах лиса и лев первый звук - ? Теперь давайте дадим характеристику звуку [л ]. Какой он? (схема на доске) Чем отличаются эти звуки? Чем они похожи? 3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа. ЛОСИ ЛЕВ ЛИСА КОЛЬЦО
ЗОЛУШКА
ЛИСТ 4. Работа в парах. – Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (составляют на парте и на доске), лоси (составляют на парте и на доске). Сравнить по образцу и оценить свою работу. Знак + : всё без ошибок Знак - : есть ошибки Схемы остаются перед глазами. Скажите, а что нужно, чтобы записать эти слова? 5.Работа в тетрадях. Будем печатными буквами писать слово – лиса. Какой первый звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? Какой второй звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? и т. д. А теперь самостоятельно запишите слово – лоси.

Учитель проводит музыкальную физминутку.

6.А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать. Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса. Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать. Имя Алиса начинается с буквы А. А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писать? Почему? А зачем ещё нужна заглавная буква Л? Что ещё мы будем писать с заглавной буквы?

    Чтение слогов.
В каком слоге звук [л ] мягкий? Почему?
    Чтение предложений.
Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Почему вы решили, что это предложения? Беседа про животных . А у вас, какие есть животные? Животных нужно любить. Не только домашних, но и диких.
    Работа по учебнику.
К какой сказке эта картинка? Кто нарисован на картинке? Я сейчас прочитаю текст. Вы должныузнать,из какой сказки этот отрывок? Эта сказка называется «Тараканище». А написал её К. И. Чуковский (показать книгу). Эта сказка про животных. Кто её читал? Что обозначают слова? щеголиха – яркая, модная, любит щеголять нарядами лихо – живо, быстро кубарем - кувырком Что выделено в словах жирным шрифтом? Буква л. Давайте ещё раз прочитаем текст и потом вы должны будете назвать слова с буквой л. В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему? В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ] ? Назовите эти слова. Почему?

Что мы делали сегодня на уроке? Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л ] и [л ’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?

Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.

Один мягкий, другой – твёрдый. Они согласные, они звонкие.

Дети отвечают по алгоритму.

Работа в парах. Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу. Показывают знаки + и -.

Нужны буквы. Схемы не убирают. Открывают тетради. Дети пишут слово – лиса. Делят слово на слоги. Ставят ударение. Самостоятельно пишут слово лоси. Проверяют друг друга. Взаимопроверка: (знаки + или -)

Один ученик на интерактивной доске составляет слово – Алиса.

Дети отвечают на вопросы.

Читают хором. Читают индивидуально. Дети называют правила.

Беседа.

Ответы детей.

Высказывают своё мнение.

Чтение текста хорошо читающими учениками. Называют все слова. Называют слова с твёрдым звуком. Называют слова с мягким звуком.

Дети отвечают на вопрос и делают вывод.

Познавательные:

Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы. Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные: Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог. Регулятивные: Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов. Регулятивные: Формирование умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.

Познавательные: Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные: Формирование умения делать выводы.

Источники материалов:

    Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Издательство: Омега-Пресс, 2008.

Конспект урока по обучению грамоте

Учитель ГБОУ СОШ № 69 им. Б.Ш. Окуджавы Потешнова Н.Б.

Тема: Согласные звуки [ л ], [ л" ]. Буквы Л, л.

ЦЕЛЬ : - научить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [ л ],

[ л" ] ;

Узнавать графический образ букв;

Формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;

Научить правильно писать строчную букву - л -;

Развивать внимание, речь, логическое мышление;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийное оборудование, ноутбук;

Лента букв;

Слова и слоги с буквой – л -;

Выставка книг К. И. Чуковского;

ХОД УРОКА:

    ОРГМОМЕНТ .

Какая сегодня на дворе погода?

В такую погоду люди простужаются и начинают болеть.

Как надо беречь своё здоровье?

Кто нас лечит?

Сегодня на урок я пригласила зверушек, но по пути к нам они простудились и заболели. И поэтому к нам пришёл доктор. (слайд 1)

Кто это?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И зайчишка и волчица…

Из какого произведения строки?

Вспомните, кто всегда мешал Айболиту? (слайд 2)

Бармалей пришёл с заданиями. Чтобы доктор быстрее вылечил зверей, надо правильно выполнять задания.

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Работа с лентой букв. (слайд 3)

Сильно зайка загрустил

Ушки зайка опустил…

Не грусти, не печалься, зайка, мы поможем тебя вылечить.

Чтобы вылечить зайку, надо поработать по ленте букв.

Сколько знаем букв? Сколько из них гласных? Согласных? В чём отличие? Что образуют гласные?

Чтение слогов:

на со та ка

но са то ки

ну си ти ко

ни сы ты ку

ны су ту

Молодцы, помогли вылечить зайку. Теперь он здоров и говорит нам и доктору « спасибо».

Работа со словами.

А у нашего доктора снова больной. (слайд 4)

И пришёл к Айболиту медведь

Да как начал, как начал реветь.

Не плачь, не реви, медведь, мы поможем тебя вылечить.

На этот раз Бармалей приготовил нам слова. Прочитайте их.

СОН КИТ

СОК КОТ

Чем похожи слова?

В чём отличие?

Звуковой анализ слова КИТ.

Сколько звуков?

Что представляет слог –ки-?

Какой первый звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Какой второй звук? Он гласный или согласный? Ударный или безударный? Какую роль в слове играет?

Какой третий звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Молодцы, ребята, медведю вы тоже помогли.

    ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Выделение звуков [ л ], [ л "] .

А теперь Бармалей решил загадать загадки, проверить, умеете ли вы их разгадывать.

Заставит плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун а …(лук) (слайд 5)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? …(лиса) (слайд 6)

1.Выделение нового звука в словах. Артикуляция звука.

Вывод: воздух задерживается - звук согласный, произносится с голосом – звонкий, может быть твёрдым и мягким.

2.Звуковой анализ слова –лук.

Сколько в слове слогов? Почему?

Какой 1-й? Он согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Какой второй звук? Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Что образует слог?

Какой третий звук? Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Сколько всего звуков? Из них гласных? Согласных?

3.Звуковой анализ слова – лиса. Сравнение слов по звукам и буквам.

Чем похожи? В чём отличие?

Отгадав загадки, мы познакомились с новыми звуками и выполнили задание Бармалея.

Сегодня вы познакомитесь и с буквой, которая обозначает эти звуки, научитесь читать и писать новые слова.

Показ буквы. Название.

На что похожа буква?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

А теперь Бармалей хочет послушать, как мы прочитаем слоги с новой буквой.

ЛА ЛО ЛИ ЛЫ ЛУ

В каком слоге согласный мягкий? Почему?

4. Работа с учебником. Чтение слогов и слов на стр. 59.

А теперь отдохнём.

5.Физкультминутка:

Буквой Л расставив ноги,

Словно в пляске, руки в боки.

Наклонились вправо, влево,

Влево, вправо…

Получается на славу.

Наклонились и присели,

Встали и тихонько сели.

6.Работа в прописи. Письмо строчной буквы л .

У нашего доктора снова больной. (слайд 7)

Что случилось? Что стряслось?

Но молчит красавец-лось.

Заболело у лося горлышко.

Не беспокойся, милый лось, мы поможем тебе. А чтобы помочь лосю, нам надо научиться правильно писать букву л.

Сравнивание печатной и прописной буквы.

Объяснение написания.

Посадка. Положение прописи.

Письмо элементов.Письмо буквы в прописи.

Но лечение нелёгкое, поэтому надо помочь зверю долечиться.

Надо красиво и правильно написать слоги.

7. Письмо слогов с объяснением.

8.Пальчиковая физкультминутка:

9. Работа с учебником (стр. 58-59)

Снова к Айболиту пришёл больной. (слайд 8)

Волк по лесу тихо шёл,

Лапу волк там наколол.

Надо помочь волку. А для этого надо правильно прочитать слова в учебнике.

Чтение слов. Сравнивание (чем похожи и в чём отличие).

Чтение текста. (шёпотом)

Что прочитали? Почему это предложения?

Какие предложения по интонации?

Из скольких слов состоит 1-е, 2-е, 3-е предложения?

Чтение предложений по порядку.

Что составляют предложения? Почему это текст? Сколько предложений в тексте?

Молодцы, ребята, помогли и волчишку вылечить.

10. Беседа о животных.

Сколько сегодня животных мы помогли вылечить Айболиту?

Все они живут в лесах нашего края. (картина с животными Тамбовской области)

Каких ещё животных наших лесов вы знаете?

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1 .- Горе, горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!

На небе теперь луна

Ходит жёлтая одна!

Из какого произведения эти строки? (« Краденое солнце»)

Выставка книг К.И.Чуковского.

А без солнца жить нельзя,

Очень трудно всем, друзья.

И снова на помощь спешит Айболит. Чего больше всего бояться дети?

И Бармалей тоже очень боиться уколов. (слайд 9)

Испугался крокодил,

Солнце в небо отпустил!

А о том, почему крокодил отпустил солнце в небо, вы прочитаете дома с мамами в стихотворении К.И.Чуковского « Краденое солнце».

2.Работа по иллюстрации (стр.58)

Рады, рады, рады,звери,

Рады солнышку!

Рассмотрите иллюстрацию и назовите все слова с буквой –л-.

3.Чтение текста.(выразительно) (стр. 59)

4.Игры. Ребусы.

Работа с учебником (стр.61) Ребусы. Многозначность слова –лук-.

    ИТОГ УРОКА.

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте их.

Что больше всего вызвало затруднение? А понравилось?

Работу с буквой мы продолжим на следующих уроках, а сейчас…

Айболиту пора собираться в дорогу на гору Лимпопо. Там тоже его ждут. Он благодарит нас за хорошую работу, желает, чтобы мы с вами не болели, и нам и зверушкам, которые были у нас на уроке для укрепления здоровья он выписал рецепт.

РЕЦЕПТ

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит (печать)

Подпись.

    ОЦЕНИВАНИЕ.

За отличную работу на уроке вы сегодня получаете призы.

(детям раздаются вырезанные овощи и фрукты из цветного картона)

Ну а что же Бармалей?

Бармалей стал веселей,веселее и добрей,

Потому что Бармалей любит умненьких детей.

А мы его сегодня порадовали своей работой.

За хорошие задания на уроке мы дарим ему морковку!

Кушай, кушай, Бармалей, на здоровье!

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕЦЕПТ

Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.

(Лук на вкус не так уж вкусен,

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит

___________________________________________________________

РЕЦЕПТ

Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.

(Лук на вкус не так уж вкусен,

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит

Литература:

    В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Москва «Просвещение» 2001.

Тема: Буквы Л, л , обозначающие согласные сонорные звуки л и л ".

Цели урока:

Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки л и л ", узнавать графический образ букв, формировать навыки чтения в сочетании букв, слов, предложений.

Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

1.Организационный момент.

Пусть все знают, что у нас

Самый лучший в школе класс!

2.Интеллектуальная разминка.

Кровосос, спасший Муху-цокотуху. (Комар)

У Киплинга она гуляла сама по себе. (Кошка)

Кот, испытавший на себе выходки весьма вредных мышей. (Леопольд)

Последняя буква в названии «слепого» животного, живущего и роющего свои ходы под землей. (Т, крот)

Летательное средство Мюнхгаузена. (Ядро)

Зверек, любящий стирку и живущий у воды. (Енот)

Призыв кота: «Ребята, давайте жить …» (Дружно)

Животное, кующее копытом золотые монеты. (Антилопа)

Крупное приобретение экономного кота Матроскина. (Корова)

Место работы Печкина. (Почта)

Друг дяди Федора и Матроскина. (Шарик)

В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон)

Как звали друга Карлсона? (Малыш)

Сказочный герой, который кого угодно мог довести до слез. (Чипполино)

Враг зайца. (Волк)

Кому принадлежат слова: «Кто людям помогает, тот тратит время зря»? (Шапокляк)

Друг Чебурашки. (Крокодил Гена)

Котёнок по имени… (Гав)

Кто прилетит к нам в голубом вертолете? (Волшебник)

3.Постановка цели и темы урока.

Доскажи словечко:

Хитрая плутовка, рыжая головка

Пушистый хвост – краса.

Кто это?... (Лиса)

Звуковой анализ слова «Лиса».

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Звуковой анализ слова «Лук».

Итак, с какими новыми звуками будем работать?

Сегодня вы познакомитесь с новыми буквами, научитесь читать новые слова. С каждым днем вы будете узнавать все больше нового.

4.Работа над новым материалом.

А) Артикуляция звука: положение губ, зубов, языка, прохождения воздуха, голос.

Вывод: воздух задерживается – звук согласный, произносится голосом – звонкий, может быть твердым, мягким.

Б) Определение положения звука в словах:

луна пол стул полка

воздух лиса Юля Оля

рама стол малыши ландыши

В) Придумывайте слова, оканчивающиеся на «-ль». (Соль, моль, пыль, тень)

Учитель выставляет на доске предметные картинки, дети называют предмет и откладывают в сторону те, в которых нет звуков л и л" .

Г) Замените звук л на мягкий л" в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).

Д) Звуковой анализ слов «руль», «стул».

Физкультминутка.

Е) Знакомство с буквами Л, л. Сравнить печатные и письменные буквы Л, л.

Букву л строчную начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх, только наклоняем чуть больше обычного. Доведя ручку до верхней линии, не отрывая руки, начинаем писать второй элемент буквы: черту с закруглением внизу. Сначала вниз ведем по написанному, затем элементы расходятся, между ними остается уголочек.

Написание буквы л строчной в прописях.

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Клоун с бантом стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву Л.

Ж) Чтение с доски.

Ла – лак – лаки кто – кот – ток

Ли – лик – лики тук – стук

Какие слова спрятались в слове «листок»? (лист, сито, ток, кот, кит, кости, косит, кит и т.д.)

З) Чтение слов, слогов с индивидуальных карточек (работа в парах).

Написание слогов в прописи после выставления их на наборном полотне. Обратить внимание учащихся на способы соединения букв.

Составление слов «кукла», «луна», «слон» на наборном полотне и запись их после анализа звукового состава (последовательно каждое слово).

И) Беседа по иллюстрации «Дружные звери». Составление рассказа.

Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? («Краденное солнце» К.И.Чуковского)

Учитель показывает детям несколько разных книг К.Чуковского, в которых напечатана сказка «Краденное солнце» , зачитывает любой отрывок из сказки и предлагает детям дома с родителями прочитать эту сказку и нарисовать к ней иллюстрации.

К) Анализ предложения.

Письменный ответ на вопрос «Кого искал Алик?»

Алик искал Нину.

Нину искал Алик.

Искал Нину Алик.

Должны прозвучать все варианты ответа, но записывается только один.

5. Развитие внимания.

А) -Измените звуки л и л " на р и р ", у нас получится забавное стихотворение. Я буду играть роль буквы Л , а вы – роль буквы Р .

Буква Л, придя к нам в сквер, повстречала букву Р.

Говорит: «Давай сыграем, ну, хоть в рифмы, например».

Л сказало: «Желтый Лис…», Р сказало: «Варит …(рис)».

Л сказало: «Просят ламу…», Р сказало: «Вставить …(раму)».

Л сказало: «Я из ложи…», Р сказало: «Корчу …(рожи)».

Л сказало: «Очень жалко, что исчез наш колобок…»,

Р сказало: «Очень … (жарко) – он забрался… (в коробок)».

Л сказало: «Сбиться с лада…»

Р сказала: «Ты не … (рада)!»

Б) Кто больше запомнит слов.

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лиловеют лепестками лютики. Лапотком лупоглазого лешего лежит лоскут лишайника. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица. Лучший лес – летний!

В) Списывание текста с доски. Подчеркнуть гласные буквы.

У Нины лук.

У Толи лук.

Г) Закрепление нового материала.

Учитель вывешивает на доске таблицу с печатным текстом.

Прочитайте предложения. Распространите предложения «Нина рисует», «У Алика карандаш». («Нина рисует цветок для мамы», «У Алика красный карандаш»).

Провести анализ слов «Карандаш», «Рисунок».

6.Итоги урока.

Возьмите цветной карандаш и нарисуйте лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток.

Облети вокруг земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы все мои ученики были умными, добрыми, счастливыми!

Разделы: Начальная школа

  1. Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки л и л*.
  2. Узнавать графический образ букв.
  3. Формировать чтения слогов, слов, предложений.
  4. Развивать речь, логическое мышление, память.

Форма урока: путешествие по осеннему лесу

Оборудование:

  • касса букв;
  • учебник “Русская Азбука”,
  • листочки для оценки качества работы на уроке.

Ход урока

I. Психологический настрой

:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.

На уроке мы сидим,
Не шумим, не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если надо, отвечаем.

II. Введение в урок:

Ребята, сегодня урок обучение грамоты у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу. В этом лесу находится множество различных животных, которых мы будем встречать. А путешествовать мы будем под музыку И.Чайковского “Октябрь” и “Ноябрь”. Итак, собираемся в путь.

III. Речевая разминка

.

Каждый путешественник, отправляясь в путь, берёт с собой радиоприёмник. Давайте проверим, как работают наши приёмники. (Упражнение на увеличение и уменьшение громкости с отработкой чёткой дикции и скорости)

Клубок упал на пол. (проговаривают губами)
Кот катал клубок. (шёпотом)
Краб крабу сделал грабли. (добавляют звук)
Клала Клава лук на полку. (громко)
Чему учились во время речевой разминки?

Учитель подводит итог.

Мы готовили речевой аппарат к работе, учились чётко проговаривать звуки, регулировать громкость звука, развивали память.

Итак, мы благополучно подготовились к путешествию. Теперь можно отправляться в путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Но что это там виднеется вдали? Кажется, это какое - то животное. Открываем глаза.

IV. Знакомство с новой буквой.

А что же это за животное вы скажите мне сами, отгадав загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? …. (Лиса)

Правильно лиса.

На доске буквы:

А И У Л О Ы

Какая буква лишняя? Почему?

А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Знакомство с буквой Л)

Давайте сделаем анализ слова лиса.

Сколько слогов в этом слове? (2)
- Назовите первый слог. (ли)
- Назовите второй слог. (СА)
- Ударение на какой слог падает? (2)
- С какого звука начинается слово лиса? (л*)
- Какой он согласный или гласный? (согласный)
- Почему? (звуку при произношении мешает язычок, не поётся)
- Как вы его произносите мягко или твёрдо? (мягко)

Произнесите слова, где звук л* мягкий? (люк, ель …)

Физминутка

Листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

Ветер принёс нам на урок листочки. Они необычные листочки-слоги. Давайте прочитаем их:

ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛУ, ЛИ

Как вы произнесли первые четыре слога мягко или твёрдо? (твёрдо)

А последний? (мягко)

Открываем тетради. Лиса вам приготовила своих лисят. Вы должны обвести шаблон лисёнка и напечатать букву Л.

А теперь цепочку слов с доски:

ЛА - ЛАК - ЛАКИ
ЛИ - ЛИК - ЛИКИ
КТО – КОТ – ТОК
ТУК – СТУК – СТУЛ

Какие слова спрятались в слове:

ЛИСТОК (лист, сито, ток, кот, тик, кости, косит, кит)

Физминутка

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

А за кустами нам показался это кто?

Давайте проанализируем слово лось?

Сколько слогов в слове? (1)
- Произнесите первый звук. (л)
- Он согласный или гласный? (согл.)
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый)

Назовите слова, где звук л – твёрдый. (Лук, галка, полка, ел)

V. Работа по учебнику с.62 – 63

Составление предложений по сюжетной картинке.

  1. Какую сказку вам напоминает? (“Краденое солнце” К.Чуковский)
  2. Кто изображен на картинке?
  3. Как одним словом назвать персонажей, изображенные на картинке. (дружные звери, цирк под небесами)
  4. Что делает слониха?
  5. Чем заняты мартышки?
  6. На кого упала луна?
  7. Кто поет песню по нотам?
  8. Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки л, л*. (слониха, слон, пальма, осел, луна, молоток)

Чтение текста под картинкой с. 62 – хорошо читающие дети.

Физминутка

  • ребята встанем в круг, играем в игру кидаю мяч, вы ловите и называете слово начинающую на букву Л.
  • Помоги слову найти последнюю букву
  • Театр букв

Учитель заранее готовит несколько учеников, которые будут показывать буквы с помощью своего тела,

Например:

А- два ученика, стоя лицом к классу, наклоняют туловище друг к другу, руки опускают вдоль туловища с внутренней стороны, а с внешней стороны руки сгибают в локтевом суставе и сцепляют пальцы согнутых рук. И т.д.

* помоги животным

На одной стороне написаны буквы, а на другой картинки животных, надо найти картинку и букву с какой начинается название животного.

* Кто больше запомнит слов

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Дучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица.

Лучший лес – летний!

VІ. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Что вам особенно запомнилось?
Понравилось?
Кому было трудно?
Интересно?

А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Возьмите листочек того цвета, который подходит вашему настроению, и прикрепите его к дереву. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т.к. вы очень много знаете и умеете.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Конспект урока обучения грамоте в 1 первом классе

на тему « Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л »

Подготовил учитель начальных классов

Дугина Валентина Михайловна

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ л ] , [ л’ ] , буквами Л, л, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Л , чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов

Личностные результаты

Овладевают правилами поведения в гостях, речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные : общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – осуществляют классификацию согласных звуков (звонкие и глухие).

Коммуникативные : оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [ л ] , [ л’ ] , твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Л, л; речевой этикет, многозначные слова, слого-звуковой анализ слова

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Картинки с изображением стула и велосипеда

Сценарий урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Звенит звонок веселый,

Раскрой скорей тетрадь.

Пришли с тобой мы в школу,

Чтоб буквы изучать

Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Как поют песенку?

Ля-ля-ля…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

[ л’ ] .

Будем знакомиться со звуками [л], [ л’ ] и буквой, обозначающей их на письме

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л ] и [ л ’] (учебник, с. 59)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

На доске – предметные картинки с изображением стула и руля.

Выполните слого-звуковой анализ слов стул и руль .

Выделите начальный звук
в словах, обозначающих изображенные предметы. Звуки
[л] и [л’] согласные. При произношении твердого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л’] губы не сжаты, язычок поднялся вверх

Рассматривают схемы-модели слов стул, руль ; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов.

На схеме определяется, что в слове руль мягкий знак квадратика не имеет, так как не обозначает звука

Выполняют слого-звуковой анализ слов
с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [ л ] , [ л’ ] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки соглас-ные, сравнивают их

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы

2. Игра «Кто больше?»

Групповая. Словесный. Игра

Назовите предметы классной комнаты, где встречаются звуки [л] и [л’].

Называют окружающие предметы и игрушки,

Различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах. Определяют твёрдость

Групповой. Устные ответы

Продолжение табл.

Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [л], [л’].

Придумайте слова, оканчивающиеся на ль

где встречаются звуки
[л] и [л’].

Соль, моль, даль, пыль, быль, щель, цель, роль, мель и т. д.

и мягкость согласных в словах

3. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

Произнесите звук [л] мягко
в словах:
л у к (л ю к), га л ка (га ль ка), по л ка (по ль ка), е л ль ).

Произносят слова, звуки

Выделяют новые звуки из слов, слышат
и различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах

Фронтальный. Игра

4. Работа с «лентой букв». Знакомство
со звонкими и глухими согласными (учебник, с. 59)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Рассмотрите «ленту букв».

Буквы н и л обозначают звуки, при произнесении которых голос преобладает над шумом, они произносятся звонко; буквы к, т, с обозначают звуки, при произнесении которых нет голоса, а есть только шум; согласные звуки бывают глухие и звонкие

Работают с «лентой букв».

Слушают объяснение учителя

Наблюдают над произнесением звуков, которые они обозначают. Делают под руководством учителя вывод о делении звуков на звонкие и глухие. Классифицируют звуки по заданным критериям

Фронтальный. Наблюдение учителя

5. Знакомство с буквой Л

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Звуки [л ] и [ л ’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Л (эль).

На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Выложите букву Л из счетных палочек

Находят букву Л на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладывают букву Л

Находят букву Л
на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Продолжение табл.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Лесник сажает деревья». Дерево растет (тянут руки вверх – напряжение), ураган сломал дерево (расслабление)

Выполняют движения согласно тексту

Осуществляют профилактику утомления

6. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 59)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

Прочитайте слоги. Как они образовались?

В слоге ли согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и .

Прочитайте слова.

Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?

Хором читают слоги.

Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.

Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами

Коллективный.

Чтение слогов
и слов, устные ответы

7. Работа с текстом (учебник, с. 59)

Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

Озаглавьте текст.

У кого куклы?

Что делала Оля?

Что сделали куклы?

Читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

Понимают смысл читаемого, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его. Соотносят текст с иллюстрацией

Продолжение табл.

8. Развитие связной речи.

Работа с иллюстрацией (учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Беседа

Рассмотрите картинку. К какому произведению К. Чуковского она подходит?

Кто изображен на картинке?

Как одним словом назвать персонажей, изображенные
на картинке?

Что делает слониха?

Чем заняты мартышки?

На кого упала луна?

Кто поет песню по нотам?

Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки
[л], [л’]

К. Чуковский «Тараканище».

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

Называют животных, изображённых на иллюстрации, составляют о них предложения, обобщают персонажи. Различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах

Фронтальный. Устные ответы

9. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Чуковского «Тараканище».

Прочитайте слова, которые изображают слониху. Почему автор так ее называет?

Знаете ли вы, что такое кубарем ? Посмотрите в словаре?

Найдите в тексте буквы Л.

В каких частях слова они находятся?

Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

Находят буквы Л.

Буква Л стоит в начале и в середине слов

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Находят в тексте описание персонажа. Наблюдают над значением слов, определяют значение слова в контексте. Распознают букву Л в словах текста

Фронтальный. Выразительное чтение, устные ответы

Продолжение табл.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь все тихо встали…

А сейчас мы в лес пойдём…

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «Назови слово» (учебник, с. 60)

Парная. Словесный. Игра

Кто больше придумает слов на выбранную букву? Называем только животных, рыб и птиц.

Называют животных, рыб и птиц на букву Л

Привлекают имеющиеся знания о животных, рыбах и птицах

Парный. Устные ответы, чтение

2. Работа с многозначными словами (учебник, с. 60)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение

Прочитайте предложения.

Объясните значение слова лук в разных предложениях

Читают предложения, отвечают на вопросы.

Лук – предмет стрельбы. Лук – овощ

Наблюдают над значением слов. Определяют значение слова в контексте

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 60)

Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение, беседа, рассказ

Прочитайте слова.

Прочитайте текст.

Кого видите на картинке?

Как зовут мальчика?

Как зовут девочек?

Кого искал Алик?

Где стоит Алла?

А где Нина?

Читают слова и текст вслух.

Отвечают на вопросы учителя. Придумывают продолжение рассказа

Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного, продолжают рассказ по его началу

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы, рассказ

4. Разгадывание ребусов и анаграмм (учебник, с. 61)

Парная. Словесный, практический. Разгадывание ребусов и анаграмм

Соотнесите схемы и рисунки. Найдите ошибки.

Переставьте буквы в слове колос .

Разгадайте ребус

Соотносят рисунки
и схемы, находят ошибки. Разгадывают ребусы и анаграммы

Работают в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга

Групповой. Устные ответы, анаграмма, ребус

5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Чтение слов и текста
(учебник, с. 62)

Групповая, индивидуальная, практический. Чтение, беседа, рассказ

Прочитайте слова.

Прочитайте текст.

Расскажите о своем дне рождения. Кого ты пригласил? Чем угощал гостей? Что тебе подарили?

Как следует вести себя в гостях?

Читают слова и текст вслух. Рассматривают картинку. Отвечают
на вопросы по тексту и иллюстрации.Составляют рассказ

Соотносят текст и иллюстрацию. Определяют основную мысль текста. Составляют небольшие рассказы повествовательного времени. Обсуждают вопрос: «Как следует себя вести в гостях?» Описывают случаи из своей жизни, свои наблюдения и переживания. Разыгрывают диалоги

Групповой. Игра, устные ответы

6. Имена детей (учебник, с. 62–63)

Коллективная. Словесный, практический. Чтение, рассказ

Прочитайте имена детей.
С какой буквы они пишутся?

Прочитайте текст про девочек. Озаглавьте его. Придумайте текст про мальчиков

С большой буквы.

Читают текст. Озаглавливают его. Составляют рассказ

Объясняют правописание заглавной буквы. Определяют основную мысль текста. Составляют рассказ, соблюдая логику изложения

Коллективный. Устные ответы, Рассказ

7. Дидактическая игра «Дополни предложения» (учебник, с. 63)

Групповая. Словесный, практический. Чтение, игра, беседа

Дополните предложения.

Cоставьте новые предложения.

Где живут лисы и лоси?

Читают предложения, дополняют недостающие слова. Отвечают на вопросы

Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков и классификацию по заданным критериям

Групповой. Устные ответы

8. Дидактическое упражнение. Работа со слого-звуковой схемой (учебник, с. 63)

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение

Какое слово соответствует схеме? Придумайте свои слова к схеме

Рассматривают схему, подбирают слово
(лис)

Анализируют слого-звуковую схему, осуществляют подбор слов к ней

Фронтальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно вам понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации