Для безопасности и возможности продолжать активную деятельность в темное время суток человек нуждается в искусственном освещении. Первобытные люди раздвигали темень, поджигая ветки деревьев, далее придумали факел и керосинку. И только после изобретения французским изобретателем Джорджем Лекланше в 1866 году прототипа современной батарейки, а в 1879 году Томсоном Эдисоном лампы накаливания, у Дэвида Майзела появилась возможность запатентовать 1896 году первый электрический фонарь.
С тех пор в электрической схеме новых образцов фонарей ничего не изменялось, пока в 1923 году российский ученый Олег Владимирович Лосев не нашёл связь люминесценции в карбиде кремния и p-n-переходе, а в 1990 году ученым не удалось создать светодиод с большей светоотдачей, позволяющий заменить лампочку накаливания. Применение светодиодов вместо ламп накаливания, благодаря низкому энергопотреблению светодиодов, позволило многократно увеличить время работы фонарей при той же емкости батареек и аккумуляторов, повысить надежность фонариков и практически снять все ограничения на область их использования.
Светодиодный аккумуляторный фонарь, который Вы видите на фотоснимке попал мне в ремонт с жалобой, что купленный на днях китайский фонарик Lentel GL01 за $3, не светит, хотя индикатор заряда аккумулятора светится.
Внешний осмотр фонаря произвел положительное впечатление. Качественное литье корпуса, удобная ручка и выключатель. Стержни вилки для подключения к бытовой сети для зарядки аккумулятора сделаны выдвижными, что исключает необходимость хранения сетевого шнура.
Внимание! При разборке и ремонте фонаря, если он подключен к сети следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может привести к поражению электрическим током.
Хотя фонарик подлежал гарантийному ремонту, но вспоминая свои хождения при при гарантийном ремонте отказавшего электрочайника (чайник был дорогим и в нем перегорел ТЭН , поэтому своими руками его отремонтировать не представлялось возможным), решил заняться ремонтом самостоятельно.
Разобрать фонарь оказалось легко. Достаточно повернуть на небольшой угол против часовой стрелки кольцо, фиксирующее защитное стекло и оттянуть его, затем отвинтить несколько саморезов. Оказалось кольцо фиксируется на корпусе с помощью байонетного соединения.
После снятия одной из половинок корпуса фонарика появился доступ ко всем его узлам. Слева на фотоснимке видна печатная плата со светодиодами , к которой прикреплен с помощью трех саморезов рефлектор (отражатель света). В центре расположен аккумулятор черного цвета с неизвестными параметрами, имеется только маркировка полярности выводов. Правее аккумулятора находится печатная плата зарядного устройства и индикации. Справа установлена сетевая вилка с выдвижными стержнями.
При внимательном рассмотрении светодиодов оказалось, что на излучающих поверхностях кристаллов всех светодиодов имелись черные пятна или точки. Стало ясно даже без проверки светодиодов мультиметром , что фонарик не светит по причине их перегорания.
Почерневшие области имелись также на кристаллах двух светодиодов, установленных в качестве подсветки на плате индикации зарядки аккумулятора. В светодиодных лампах и лентах обычно выходит из строя один светодиод, и работая как предохранитель, защищает остальные от перегорания. А в фонаре вышли из строя все девять светодиодов одновременно. Напряжение на аккумуляторе не могло увеличиться до величины, способной вывести светодиоды из строя. Для выяснения причины пришлось начертить электрическую принципиальную схему.
Электрическая схема фонаря состоит из двух функционально законченных частей. Часть схемы, расположенная левее переключателя SA1, выполняет функцию зарядного устройства. А часть схемы, изображенная справа от переключателя, обеспечивает свечение.
Работает зарядное устройство следующим образом. Напряжение от бытовой сети 220 В поступает на токоограничивающий конденсатор С1, далее на мостовой выпрямитель, собранный на диодах VD1-VD4. С выпрямителя напряжение подается на клеммы аккумулятора. Резистор R1 служит для разряда конденсатора после изъятия вилки фонарика из сети. Таким образом, исключается удар током от разряда конденсатора в случае случайного прикосновения рукой одновременно двух штырей вилки.
Светодиод HL1, включенный последовательно с токоограничивающим резистором R2 в противоположном направлении с правым верхним диодом моста, как, оказалось, светится всегда при вставленной вилке в сеть, даже если аккумулятор неисправен или отсоединен от схемы.
Переключатель режимов работы SA1 служит для подключения к аккумулятору отдельных групп светодиодов. Как видно из схемы получается, что если фонарь подключен к сети для зарядки и движок переключателя находится в положении 3 или 4, то напряжение с зарядного устройства аккумулятора попадает и на светодиоды.
Если человек включил фонарик и обнаружил, что он не работает, и, не зная, что движок выключателя обязательно необходимо установить в положение «выключено», о чем в инструкции по эксплуатации фонаря ничего не сказано, подключит фонарь к сети на зарядку, то за счет броска напряжения на выходе зарядного устройства на светодиоды попадет напряжение, значительно превышающее расчетное. Через светодиоды потечет ток, превышающий допустимый и они перегорят. При старении кислотного аккумулятора за счет сульфатации свинцовых пластин напряжение заряда аккумулятора возрастает, что тоже приводит к перегоранию светодиодов.
Еще одно схемное решение, которое удивило, это параллельное включение семи светодиодов, что недопустимо, так как вольтамперные характеристики даже светодиодов одного типа отличаются и поэтому проходящий ток через светодиоды тоже будет не одинаковым. По этой причине при выборе номинала резистора R4 из расчета протекания через светодиоды максимально допустимого тока, один из них может перегружаться и выйти из строя, а это приведет к перегрузке по току параллельно включенных светодиодов, и они тоже перегорят.
Стало очевидным, что поломка фонаря связана с ошибками, допущенными разработчиками его электрической принципиальной схемы. Чтобы отремонтировать фонарь и исключить его повторную поломку необходимо его переделать, заменив светодиоды и внести незначительные изменения в электрическую схему.
Для того чтобы индикатор заряда аккумулятора действительно сигнализировал о его зарядке, необходимо светодиод HL1 включить последовательно с аккумулятором. Для свечения светодиода необходим ток несколько миллиампер, а выдаваемый ток зарядным устройством должен составлять около 100 мА.
Для обеспечения этих условий достаточно отсоединить HL1-R2 цепочку от схемы в местах, указанных красными крестиками и параллельно с ней установить дополнительный резистор Rd номиналом 47 Ом мощностью не менее 0,5 Вт. Ток заряда, протекая через Rd будет создавать на нем падение напряжения около 3 В, которое обеспечить необходимый ток для свечения индикатора HL1. Заодно точку соединения HL1 и Rd необходимо подключить к выводу 1 переключателя SA1. Таким простым способом будет исключена возможность подачи напряжения с зарядного устройства на светодиоды EL1-EL10 во время заряда аккумулятора.
Для выравнивания величины токов, протекающих через светодиоды EL3-EL10, необходимо исключить из схемы резистор R4 и последовательно с каждым светодиодом включить отдельный резистор номиналом 47-56 Ом.
Внесенные в схему незначительные изменения повысили информативность индикатора заряда недорогого китайского светодиодного фонаря и многократно повысили его надежность. Надеюсь, что производители светодиодных фонарей после прочтения этой статьи внесут изменения в электрические схемы своих изделий.
После модернизации электрическая принципиальная схема приняла вид, как на чертеже выше. Если необходимо освещать фонариком продолжительное время и не требуется большой яркости его свечения, то можно дополнительно установить токоограничивающий резистор R5, благодаря которому время работы фонарика без подзарядки увеличится в два раза.
После разборки в первую очередь нужно восстановить работоспособность фонаря, а потом уже заниматься модернизацией.
Проверка светодиодов мультиметром подтвердила их неисправность. Поэтому все светодиоды пришлось выпаять и освободить от припоя отверстия для установки новых диодов.
Судя по внешнему виду, на плате были установлены ламповые светодиоды из серии HL-508H диаметром 5 мм. В наличии имелись светодиоды типа HK5H4U от линейной светодиодной лампы с близкими техническими характеристиками. Они и пригодились для ремонта фонаря. При запайке светодиодов на плату нужно не забывать соблюдать полярность, анод должен быть соединен с плюсовым выводом аккумулятора или батарейки.
После замены светодиодов печатная плата была подключена к схеме. Яркость свечения некоторых светодиодов из-за общего токоограничивающего резистора несколько отличалась от других. Для устранения этого недостатка необходимо удалить резистор R4 и заменить его семью резисторами, включив последовательно с каждым светодиодом.
Для выбора резистора, обеспечивающего оптимальный режим работы светодиода, была измерена зависимость величины тока, протекающего через светодиод, от величины последовательно включенного сопротивления при напряжении 3,6 В, равному напряжению аккумуляторной батареи фонаря.
Исходя из условий применения фонаря (в случае перебоев подачи в квартиру электроэнергии) большой яркости и дальности освещения не требовалось, поэтому резистор был выбран номиналом 56 Ом. С таким токоограничивающим резистором светодиод будет работать в легком режиме, и потребление электроэнергии будет экономным. Если от фонаря требуется выжать максимальную яркость, то следует применить резистор, как видно из таблицы, номиналом 33 Ом и сделать два режима работы фонарика, включив еще один общий токоограничивающий резистор (на схеме R5) номиналом 5,6 Ом.
Чтобы включить последовательно с каждым светодиодом резистор, необходимо предварительно подготовить печатную плату. Для этого на ней нужно перерезать по одной любой токоведущей дорожке, подходящей к каждому светодиоду и сделать дополнительные контактные площадки. Токоведущие дорожки на плате защищены слоем лака, который необходимо соскоблить лезвием ножа до меди, как на фотоснимке. Затем оголенные контактные площадки залудить припоем.
Подготавливать печатную плату для монтажа резисторов и припаивать их лучше и удобнее, если плату закрепить на штатном рефлекторе. В этом случае поверхность линз светодиодов не будет царапаться, и удобнее будет работать.
Подключение диодной платы после ремонта и модернизации к аккумулятору фонаря показало достаточную для освещения и одинаковую яркость свечения всех светодиодов.
Не успел отремонтировать предыдущий фонарь, как в ремонт попал второй, с такой же неисправностью. На корпусе фонарика информации о производителе и технических характеристиках не нашел, но судя по почерку изготовления и причине поломки, производитель тот же, китайский Lentel.
По дате на корпусе фонарика и на аккумуляторе удалось установить, что фонарю уже четыре года и со слов его хозяина фонарь работал безотказно. Очевидно, что прослужил фонарик долго благодаря предупреждающей надписи «Не включать во время зарядки!» на откидной крышке, закрывающей отсек, в котором спрятана вилка для подключения фонаря к электросети для зарядки аккумулятора.
В этой модели фонаря светодиоды включены в схему по правилам, последовательно с каждым установлен резистор номиналом 33 Ом. Величину резистора легко узнать по цветовой маркировке с помощью онлайн калькулятора . Проверка мультиметром показала, что все светодиоды неисправны, резисторы тоже оказались в обрыве.
Анализ причины отказа светодиодов показал, что за счет сульфатации пластин кислотного аккумулятора его внутреннее сопротивление увеличилось и как следствие, напряжение его зарядки возросло в несколько раз. Во время зарядки фонарик был включен, ток через светодиоды и резисторы превысил предельный, что и привело к выходу их из строя. Пришлось заменить не только светодиоды, но и все резисторы. Исходя из выше оговоренных условиях эксплуатации фонаря были для замены выбраны резисторы номиналом 47 Ом. Величину резистора для любого типа светодиода можно рассчитать с помощью онлайн калькулятора .
Фонарь отремонтирован, и можно приступать к внесению изменений в схему индикации зарядки аккумулятора. Для этого необходимо перерезать дорожку на печатной плате зарядного устройства и индикации таким образом, чтобы цепочку HL1-R2 со стороны светодиода отсоединить от схемы.
Свинцово-кислотный AGM аккумулятор был доведен до глубокого разряда, и попытка зарядить его штатным зарядным устройством не привела к успеху. Пришлось аккумулятор заряжать с помощью стационарного блока питания с функцией ограничения тока нагрузки. На аккумулятор было подано напряжение 30 В, при этом он в первый момент времени потреблял ток всего несколько мА. Со временем ток начал возрастать и через несколько часов увеличился до 100 мА. После полной зарядки аккумулятор был установлен в фонарь.
Зарядка глубоко разряженных свинцово-кислотный AGM аккумуляторов в результате долгого хранения повышенным напряжением позволяет восстановить их работоспособность. Способ проверен мною на AGM аккумуляторах не один десяток раз. Новые аккумуляторы, не желающие заряжаться от стандартных зарядных устройств, при зарядке от постоянного источника при напряжении 30 В восстанавливаются практически до первоначальной емкости.
Аккумулятор был несколько раз разряжен включением фонарика в рабочий режим и заряжен с помощью штатного зарядного устройства. Измеренный ток заряда составил 123 мА, при напряжении на выводах аккумулятора 6,9 В. К сожалению аккумулятор был изношен и его хватало для работы фонаря в течение 2 часов. То есть емкость аккумулятора составляла около 0,2 А×часа и для продолжительной работы фонаря необходима его замена.
HL1-R2 цепочка на печатной плате была удачно размещена, и понадобилось под углом перерезать всего одну токоведущую дорожку, как на фотоснимке. Ширина реза должна быть не менее 1 мм. Расчет номинала резистора и проверка на практике показала, что для стабильной работы индикатора зарядки аккумулятора необходим резистор номиналом 47 Ом мощностью не менее 0,5 Вт.
На фотоснимке представлена печатная плата с запаянным токоограничивающим резистором. После такой доработки индикатор заряда аккумулятора светится только в случае, если действительно происходит заряд аккумулятора.
Для завершения работы по ремонту и модернизации фонарей необходимо выполнить перепайку проводов на выводах переключателя.
В моделях ремонтируемых фонарей для включения применен четырех позиционный переключатель движкового типа. Средний вывод на приведенной фотографии является общим. При положении движка переключателя в крайнем левом положении общий вывод подключается к левому выводу переключателя. При перемещении движка переключателя из крайнего левого положения на одну позицию вправо, общий его вывод подключается ко второму выводу и при дальнейшем перемещении движка последовательно к 4 и 5 выводам.
К среднему общему выводу (смотри фотографию выше) нужно припаять провод, идущий от положительного вывода аккумулятора. Таким образом, появится возможность подключать аккумулятор к зарядному устройству или светодиодам. К первому выводу можно припаять провод, идущий от основной платы со светодиодами, ко второму можно припаять токоограничивающий резистор R5 величиной 5,6 Ом для возможности переключения фонарика в энергосберегающий режим работы. К крайнему правому выводу припаять проводник, идущий от зарядного устройства. Таким образом будет исключена возможность включить фонарь во время зарядки аккумулятора.
Попал мне в ремонт еще один экземпляр из ряда светодиодных фонарей китайского производства под названием Светодиодный фонарь-прожектор «Фотон PB-0303». Фонарь при нажатии на кнопку включения не реагировал, попытка зарядить аккумулятор фонаря с помощью зарядного устройства к успеху не привела.
Фонарь мощный, дорогой, стоит около $20. По заявлению производителя световой поток фонаря достигает 200 метров, корпус выполнен из ударопрочного ABS-пластика, в комплекте имеется отдельное зарядное устройство и ремень для переноса на плече.
Светодиодный фонарь Фотон обладает хорошей ремонтопригодностью. Для получения доступа к электрической схеме достаточно открутить пластмассовое кольцо, удерживающее защитное стекло, вращая кольцо против часовой стрелки, если смотреть на светодиоды.
При ремонте любых электроприборов поиск неисправности всегда начинается с источника питания. Поэтому первым делом было измерено с помощью мультиметра, включенного в режим , напряжение на выводах кислотного аккумулятора. Оно составил 2,3 В, вместо 4,4 В положенных. Аккумулятор был полностью разряжен.
При подключении зарядного устройства напряжение на клеммах аккумулятора не изменялось, стало очевидным, что зарядное устройство не работает. Фонариком пользовались, пока аккумулятор полностью не разрядился, а затем он продолжительное время не эксплуатировался, что и привело к глубокой разрядке аккумулятора.
Осталось проверить исправность светодиодов и остальных элементов. Для этого был снять отражатель, для чего были откручены шесть саморезов. На печатной плате находилось всего три светодиода, ЧИП (микросхема) в виде капельки, транзистор и диод.
От платы и аккумулятора пять проводов уходило в ручку. Для того, чтобы разобраться в их подключении понадобилось ее разобрать. Для этого нужно крестовой отверткой открутить внутри фонаря два винта, которые были расположены рядом с отверстием, в которые уходили провода.
Для отсоединения ручки фонаря от его корпуса ее необходимо сдвинуть в сторону от винтов крепления. Делать это нужно аккуратно, чтобы не оторвать от платы провода.
Как оказалось в ручке не было радиоэлектронных элементов. Два белых провода были припаяны к выводам кнопки включения/выключения фонаря, а остальные к разъему для подключения зарядного устройства. К 1 выводу разъема (нумерация условная) был припаян провод красного цвета, который вторым концом был припаян к плюсовому входу печатной платы. Ко второму контакту был припаян сине-белый проводник, который вторым концом был припаян к минусовой площадке печатной платы. К 3 выводу был припаян зеленый провод, второй конец которого был припаян к минусовому выводу аккумулятора.
Разобравшись с проводами, спрятанными в ручке можно начертить электрическую принципиальную схему фонаря Фотон.
С отрицательного вывода аккумулятора GB1 напряжение подается на вывод 3 разъема Х1 и далее с его вывода 2 через сине-белый проводник поступает на печатную плату.
Разъем Х1 устроен таким образом, что когда штекер зарядного устройства в него не вставлен, то выводы 2 и 3 соединяются между собой. Когда штекер вставляется, то выводы 2 и 3 разъединяются. Таким образом, обеспечивается автоматическое отключение электронной части схемы от зарядного устройства, исключающей возможность случайного включения фонаря во время зарядки аккумулятора.
С положительного вывода аккумулятора GB1 напряжение подается на D1 (микросхема-чип) и эмиттер биполярного транзистора типа S8550. ЧИП выполняет только функцию триггера, позволяющего кнопкой без фиксации включать или выключать свечение светодиодов EL (⌀8 мм, цвет свечения – белый, мощность 0,5 Вт, ток потребления 100 мА, падение напряжения 3 В.). При первом нажатии на кнопку S1 с микросхемы D1 на базу транзистора Q1 подается положительное напряжение, он открывается и на светодиоды EL1-EL3 поступает питающее напряжение, фонарь включается. При повторном нажатии на кнопку S1, транзистор закрывается и фонарь выключается.
С технической точки зрения такое схемное решение безграмотно, так как повышает стоимость фонаря, снижает его надежность, и в дополнение за счет падения напряжения на переходе транзистора Q1 теряется до 20% емкости аккумулятора. Такое схемное решение оправдано при наличии возможности регулировки яркости светового луча. В данной модели вместо кнопки достаточно было поставить механический выключатель.
Вызвало удивление, что в схеме светодиоды EL1-EL3 подключены параллельно к аккумулятору как лампочки накаливания, без токоограничивающих элементов. В результате при включении через светодиоды проходит ток, величина которого ограничена только внутренним сопротивлением аккумулятора и при его полном заряде ток может превысить допустимый для светодиодов, что приведет выходу их из строя.
Для проверки исправности микросхемы, транзистора и светодиодов от внешнего источника питания с функцией ограничения тока было подано с соблюдением полярности напряжение постоянного тока 4,4 В непосредственно на выводы питания печатной платы. Величина ограничения тока была выставлена 0,5 А.
После нажатия кнопки включения светодиоды засветили. После повторного нажатия – погасли. Светодиоды и микросхема с транзистором оказались исправными. Осталось разобраться с аккумулятором и зарядным устройством.
Так как кислотный аккумулятор емкостью 1,7 А был полностью разряжен, а штатное зарядное устройство было неисправно то решил его зарядить от стационарного блока питания. При подключении аккумулятора для зарядки к блоку питания с установленным напряжением 9 В, ток заряда составил менее 1 мА. Напряжение было увеличено, до 30 В - ток возрос до 5 мА, и через час под таким напряжением составил уже 44 мА. Далее напряжение было снижено до 12 В, ток упал до 7 мА. После 12 часов заряда аккумулятора при напряжении 12 В ток поднялся до 100 мА, таким током и заряжался аккумулятор в течении 15 часов.
Температура корпуса аккумулятора была в пределах нормы, что свидетельствовало о том, что ток зарядки идет не на выделение тепла, а на накопление энергии. После заряда аккумулятора и доработки схемы, о которой речь пойдет ниже, были проведены испытания. Фонарь с восстановленным аккумулятором просветил беспрерывно 16 часов, после чего начала падать яркость луча и поэтому он был выключен.
Описанным выше способом мне приходилось неоднократно восстанавливать работоспособность глубоко разряженных малогабаритных кислотных аккумуляторов. Как показала практика, восстановлению подлежат только исправные аккумуляторы, о которых на некоторое время забыли. Кислотные аккумуляторы, которые выработали свой ресурс, восстановлению не подлежат.
Измерение величины напряжения мультиметром на контактах выходного разъема зарядного устройства показало его отсутствие.
Судя по стикеру, наклеенному на корпус адаптера, он представлял собой блок питания, выдающий нестабилизированное постоянное напряжение величиной 12 В с максимальным током нагрузки 0,5 А. В электрической схеме не было элементов, ограничивающих величину тока зарядки, поэтому возник вопрос, а почему в качестве зарядного устройства использовался обыкновенный блок питания?
Когда адаптер был вскрыт, то появился характерный запах горелой электропроводки, что свидетельствовало о том, что обмотка трансформатора сгорела.
Прозвонка первичной обмотки трансформатора показала, что она в обрыве. После разрезания первого слоя ленты, изолирующего первичную обмотку трансформатора, был обнаружен термопредохранитель, рассчитанный на температуру срабатывания 130°С. Проверка показала, что как первичная обмотка, так и термопредохранитель неисправны.
Ремонт адаптера был экономически нецелесообразен, так как необходимо перемотать первичную обмотку трансформатора и установить новый термопредохранитель. Заменил его аналогичным, который был под рукой, на напряжение постоянного тока 9 В. Гибкий шнур с разъемом пришлось перепаять от сгоревшего адаптера.
На фотографии представлен чертеж электрической схемы сгоревшего блока питания (адаптера) светодиодного фонаря «Фотон». Адаптер для замены был собран по такой же схеме, только с выходным напряжением 9 В. Такого напряжения вполне достаточно для обеспечения требуемого тока заряда аккумулятора с напряжением 4,4 В.
Для интереса подключил фонарь к новому блоку питания и измерял ток зарядки. Величина его составила 620 мА, и это при напряжении 9 В. При напряжении 12 В ток был порядка 900 мА, значительно превышающий нагрузочную способность адаптера и рекомендуемый ток заряда аккумулятор. По этой причине от перегрева и сгорела первичная обмотка трансформатора.
Для устранения схемотехнических нарушений с целью обеспечения надежной и долговременной работы в схему фонаря были внесены изменения и выполнена доработка печатной платы.
На фотографии представлена электрическая принципиальная схема переделанного светодиодного фонаря «Фотон». Синим цветом, показаны дополнительно установленные радиоэлементы. Резистор R2 ограничивает ток заряда аккумулятора до 120 мА. Для увеличения тока зарядки нужно уменьшить номинал резистора. Резисторы R3-R5 ограничивают и выравнивают ток, протекающий через светодиоды EL1-EL3 при свечении фонаря. Светодиод EL4 с последовательно включенным токоограничивающим резистором R1 установлен для индикации процесса зарядки аккумулятора, так как разработчиками конструкции фонаря об этом не позаботились.
Для установки на плате токоограничивающих резисторов печатные дорожки были перерезаны, как показано на фотографии. Ограничивающий ток заряда резистор R2 был припаян одним концом к контактной площадке, к которой до этого был припаян положительный провод, идущий от зарядного устройства, а отпаянный провод припаян ко второму выводу резистора. К этой же контактной площадке был припаян дополнительный провод (на снимке желтого цвета), предназначенный для подключения индикатора зарядки аккумулятора.
Резистор R1 и светодиод индикаторный EL4 были размещены в ручке фонаря, рядом с разъемом для подключения зарядного устройства X1. Вывод анода светодиода был припаян к выводу 1 разъема X1, а ко второму выводу, катоду светодиода токоограничивающий резистор R1. Ко второму выводу резистора был припаян провод (на фото желтого цвета), соединяющий его с выводом резистора R2, припаянного к печатной плате. Резистор R2, для простоты монтажа, можно было разместить и в ручке фонарика, но так как он при зарядке нагревается, то решил его разместить в более свободном пространстве.
При доработке схемы применены резисторы типа МЛТ мощностью 0,25 Вт, кроме R2, который рассчитан на 0,5 Вт. Светодиод EL4 подойдет любого типа и цвета свечения.
На этой фотографии показана работа индикатора зарядки во время зарядки аккумулятора. Установка индикатора позволила не только следить за процессом зарядки аккумулятора, но и контролировать наличие напряжения в сети, исправность блока питания и надежность его подключения.
Если вдруг ЧИП – специализированная микросхема без маркировки в светодиодном фонаре «Фотон», или аналогичном, собранном по подобной схеме, выйдет из строя, то для восстановления работоспособности фонаря ее можно успешно заменить механическим выключателем.
Для этого нужно удалить из платы микросхему D1, а вместо транзисторного ключа Q1 подключить обыкновенный механический выключатель, как показано на выше приведенной электрической схеме. Выключатель на корпусе фонаря можно установить вместо кнопки S1 или в любом другом подходящем месте.
Посетитель сайта Марат Пурлиев из Ашхабада поделился в письме результатами ремонта светодиодного фонаря Keyang KY-9914. В дополнение представил фотографию, схемы, подробное описание и дал согласие на публикацию информации, за что я выражаю ему свою признательность.
Спасибо Вам за статью «Ремонт и модернизация светодиодных фонарей Lentel, Фотон, Smartbuy Colorado и RED своими руками».
Воспользовавшись примерами ремонта, я отремонтировал и модернизировал фонарь Keyang KY-9914, в котором сгорели четыре светодиода из семи, и выработал ресурс аккумулятор. Светодиоды сгорели из-за переключения переключателя во время зарядки аккумулятора.
В доработанной электрической схеме изменения выделены красным цветом. Неисправный кислотный аккумулятор я заменил на три последовательно включенных бывших в употреблении пальчиковых АА аккумуляторов Sanyo Ni-NH 2700, которые оказались под рукой.
После переделки фонаря ток потребления светодиодов в двух положениях переключателя составил 14 и 28 мА, а ток заряда аккумуляторов 50 мА.
Перестал включаться светодиодный фонарь Smartbuy Colorado, хотя три батарейки типоразмера ААА были установлены новые.
Влагонепроницаемый корпус был выполнен из анодированного алюминиевого сплава, имел длину 12 см. Фонарик выглядел стильно и был удобен в эксплуатации.
Ремонт любого электроприбора начинается с проверки источника питания, поэтому, несмотря на то, что в фонарь были установлены новые батарейки, ремонт следует начинать с их проверки. В фонаре Smartbuy батарейки устанавливаются в специальный контейнер, в котором с помощью перемычек соединены последовательно. Для того чтобы получить доступ к батарейкам фонарика нужно разобрать, вращая против часовой стрелки заднюю крышку.
Батарейки в контейнер необходимо устанавливать, соблюдая обозначенную на нем полярность. На контейнере тоже обозначена полярность, поэтому его нужно заводить в корпус фонаря стороной, на которой нанесен знак «+».
В первую очередь необходимо визуально проверить все контакты контейнера. Если на них имеются следы окислов, то контакты необходимо зачистить до блеска с помощью наждачной бумаги или соскоблить окисел лезвием ножа. Для исключения повторного окисления контактов их можно смазать тонким слоем любого машинного масла.
Далее нужно проверить пригодность батареек. Для этого, прикоснувшись щупами мультиметра, включенного в режим измерения постоянного напряжения , необходимо измерять напряжение на контактах контейнера. Три батарейки включены последовательно и каждая из них должна выдавать напряжение 1,5 В, следовательно напряжение на выводах контейнера должно составлять 4,5 В.
Если напряжение меньше указанного, то необходимо проверить правильность полярности батареек в контейнере и измерять напряжение каждой из них индивидуально. Возможно, села только одна из них.
Если с батарейками все в порядке, то нужно вставить, соблюдая полярность контейнер в корпус фонаря, закрутить крышку и проверить его на работоспособность. При этом надо обратить внимание на пружину в крышке, через которую передается питающее напряжение на корпус фонаря и с него прямо на светодиоды. На ее торце не должно быть следов коррозии.
Если батарейки хорошие и контакты чистые, но светодиоды не светят, то нужно проверить выключатель.
В фонаре Smartbuy Colorado установлен кнопочный герметичный выключатель с двумя фиксированными положениями, замыкающий провод, идущий от положительного вывода контейнера батареек. При первом нажатии на кнопку выключателя его контакты замыкаются, а при повторном – размыкаются.
Так как в фонаре установлены батарейки, то проверить выключатель можно тоже с помощью мультиметра, включенного в режим вольтметра. Для этого нужно вращением против часовой стрелки, если смотреть на светодиоды, открутить его переднюю часть и отложить в сторону. Далее одним щупом мультиметра прикоснуться к корпусу фонарика, а вторым к контакту, который находится в глубине по центру пластиковой детали, показанной на фотографии.
Вольтметр должен показать напряжение 4,5 В. Если напряжение отсутствует нужно нажать кнопку выключателя. Если он исправен, то напряжение появится. В противном случае нужно ремонтировать выключатель.
Если на предыдущих шагах поиска неисправность обнаружить не удалось, то на следующем этапе нужно проверить надежность контактов, подающих питающее напряжение на плату со светодиодами, надежность их пайки и исправность.
Печатная плата с запаянными в нее светодиодами фиксируется в головной части фонаря с помощью стального подпружиненного кольца, через которое по корпусу фонаря одновременно подается на светодиоды питающее напряжение от минусового вывода контейнера батареек. На фотографии кольцо показано со стороны, которой оно прижимает печатную плату.
Стопорное кольцо зафиксировано довольно крепко, и извлечь его удалось только с помощью приспособления, показанного на фотографии. Такой крючок можно выгнуть из стальной полоски своими руками.
После извлечения стопорного кольца печатная плата со светодиодами, которая изображена на фото, легко извлеклась из головной части фонаря. Сразу бросилось в глаза отсутствие токоограничивающих резисторов, все 14 светодиодов были включены параллельно и через выключатель непосредственно к батарейкам. Подключение светодиодов непосредственно к батарейке недопустима, так как величина протекающего через светодиоды тока ограничивается только внутренним сопротивлением батареек и может вывести светодиоды из строя. В лучшем случае сильно сократит срок их службы.
Так как в фонаре все светодиоды были включены параллельно, то проверить их с помощью мультиметра, включенного в режим измерения сопротивления не представлялось возможным. Поэтому на печатную плату было подано питающее постоянное напряжение от внешнего источника величиной 4,5 В с ограничением тока до 200 мА. Все светодиоды засветились. Стало очевидным, что неисправность фонаря заключалась в плохом контакте печатной платы с фиксирующим кольцом.
Для интереса измерял ток потребления светодиодами от батареек при включении их без токоограничительного резистора.
Ток составил более 627 мА. В фонарике установлены светодиоды типа HL-508H , рабочий ток которых не должен превышать 20 мА. 14 светодиодов включены параллельно, следовательно, суммарный ток потребления не должен превышать 280 мА. Таким образом, ток, протекающий через светодиоды, превысил номинальный более чем в два раза.
Такой форсированный режим работы светодиодов недопустим, так как ведет к перегреву кристалла, и как следствие, преждевременный выход светодиодов из строя. Дополнительным недостатком является быстрый разряд батареек. Их хватит, если раньше не перегорят светодиоды, не более чем на час работы.
Конструкция фонарика не позволяла впаять токоограничительные резисторы последовательно с каждым светодиодом, поэтому пришлось установить один общий на все светодиоды. Номинал резистора пришлось определять экспериментально. Для этого фонарик был запитан от штатных батареек и в разрыв положительного провода был включен амперметр последовательно с резистором номиналом 5,1 Ом. Ток составил около 200 мА. При установке резистора 8,2 Ом ток потребления составил 160 мА, что, как показала проверка, вполне достаточно для хорошего освещения на расстоянии не менее 5 метров. На ощупь резистор не нагревался, поэтому подойдет любой мощности.
После проведенного исследования стало очевидным, что для надежной и долговечной работы фонаря необходимо дополнительно установить ограничивающий ток резистор и продублировать дополнительным проводником соединение печатной платы с светодиодами и фиксирующим кольцом.
Если раньше надо было, чтобы отрицательная шина печатной платы касалась корпуса фонаря, то в связи с установкой резистора, понадобилось исключить касание. Для этого с печатной платы по всей ее окружности, со стороны токоведущих дорожек с помощью надфиля был сточен угол.
Для исключения касания прижимного кольца к токоведущим дорожкам при фиксации печатной платы на нее были приклеены клеем «Момент» четыре резиновых изолятора толщиной около двух миллиметров, как показано на фотографии. Изоляторы можно изготовить из любого диэлектрического материала, например пластмассы или плотного картона.
Резистор был заранее припаян к прижимному кольцу, а к крайней дорожке печатной платы припаян отрезок провода. На проводник была надета изолирующая трубка, и затем провод припаян ко второму выводу резистора.
После простой модернизации фонаря своими руками он стал стабильно включаться и световой луч хорошо освещать предметы на расстоянии более восьми метров. Дополнительно срок службы батареек увеличился более чем в три раза, и многократно повысилась надежность работы светодиодов.
Анализ причин отказов отремонтированных китайских светодиодных фонарей показал, что все они вышли из строя из-за безграмотно разработанных электрических схем. Осталось только выяснить, сделано это намеренно, чтобы сэкономить на комплектующих и сократить срок эксплуатации фонарей (чтобы больше покупали новые), или в результате безграмотности разработчиков. Я склоняюсь к первому предположению.
Попал в ремонт фонарик со встроенным кислотным аккумулятором китайского производителя торговой марки RED. В фонаре имелось два излучателя: – с лучом в виде узкого пучка и излучающий рассеянный свет.
На фотографии представлен внешний вид фонаря RED 110. Фонарь мне сразу понравился. Удобная форма корпуса, два режима работы, петля для подвески на шею, выдвигающаяся вилка подключения к сети для зарядки. В фонаре секция светодиодов рассеянного света светила, а узкого пучка – нет.
Для ремонта сначала было откручено кольцо черного цвета, фиксирующее рефлектор, а затем выкручен один саморез в зоне петли. Корпус легко разделился на две половинки. Все детали были закреплены на саморезах и легко снимались.
Схема зарядного устройства была выполнена по классической схеме . Из сети через токоограничивающий конденсатор емкостью 1 мкф напряжение подавалось на выпрямительный мост из четырех диодов и далее на выводы аккумулятора. Напряжение с аккумулятора на светодиод узкого луча подавалось через токоограничивающий резистор 460 Ом.
Все детали были смонтированы на односторонней печатной плате. Провода были припаяны непосредственно к контактным площадкам. Внешний вид печатной платы представлен на фотографии.
10 светодиодов бокового света были соединены параллельно. Напряжение питания на них подавалось через общий токоограничивающий резистор 3R3 (3,3 Ом), хотя по правилам для каждого светодиода нужно устанавливать отдельный резистор.
При внешнем осмотре светодиода узкого пучка дефектов обнаружено не было. При подаче питания через включатель фонарика с аккумулятора напряжение на выводах светодиода присутствовало, и он нагревался. Стало очевидным, что кристалл пробит, и это подтвердила прозвонка мультиметром . Сопротивление составило при любом подключении щупов к выводам светодиода 46 Ом. Светодиод был неисправен и требовалась его замена.
Для удобства работы от платы светодиода был отпаяны провода . После освобождения выводов светодиода от припоя оказалось, что светодиод намертво держится всей плоскостью обратной стороны на печатной плате. Для его отделения пришлось закрепить плату в настольных висках. Далее острый конец ножа установить в место соединения светодиода с платой и легонько ударить по ручке ножа молотком. Светодиод отскочил.
Маркировка на корпусе светодиода, как обычно, отсутствовала. Поэтому необходимо было определить его параметры и подобрать подходящий для замены. По габаритным размерам светодиода, напряжению аккумулятора и величине токоограничивающего резистора было определено, что для замены подойдет светодиод мощностью 1 Вт (ток 350 мА, падение напряжения 3 В). Из «Справочной таблицы параметров популярных SMD светодиодов» для ремонта был выбран светодиод LED6000Am1W-A120 белого свечения.
Печатная плата, на которой установлен светодиод выполнена из алюминия и одновременно служит для отвода тепла от светодиода. Поэтому при установке его необходимо обеспечить хороший тепловой контакт за счет плотного прилегания задней плоскости светодиода к печатной плате. Для этого перед запайкой на места контакта поверхностей была нанесена термопаста , которая применяется при установке радиатора на процессор компьютера.
Для того, чтобы обеспечить плотное прилегание плоскости светодиода к плате необходимо сначала положить его на плоскость и немного отогнуть вверх выводы, чтобы они отступали от плоскости на 0,5 мм. Далее выводы залудить припоем, нанести термопасту и установить светодиод на плату. Далее прижать его к плате (удобно это сделать отверткой с вынутой битой) и прогреть выводы паяльником. Далее убрать отвертку, ножом прижать в месте изгиба вывода его к плате и прогреть паяльником. После затвердевания припоя нож убрать. За счет пружинных свойств выводов светодиод будет плотно прижат к плате.
При установке светодиода необходимо соблюдать полярность. Правда в этом случае, если будет допущена ошибка, то можно будет поменять местами подающие напряжение провода. Светодиод припаян и можно проверить его работу и измерять потребляемый ток и падение напряжения.
Ток протекающий через светодиод составил 250 мА, падение напряжения 3,2 В. Отсюда потребляемая мощность (нужно умножить ток на напряжение) составила 0,8 Вт. Можно было увеличить рабочий ток светодиода уменьшив сопротивление 460 Ом, но я этого делать не стал, так как яркость свечения была достаточной. Зато светодиод будет работать в более легком режиме, меньше нагреваться и увеличится время работы фонарика от одной зарядки.
Проверка нагрева светодиода проработавшего в течении часа показала эффективный отвод тепла. Он нагрелся до температуры не более 45°С. Ходовые испытания показали достаточную дальность освещения в темноте, более 30 метров.
Вышедший из строя в светодиодном фонаре кислотный аккумулятор можно заменить как аналогичным кислотным, так и литий-ионным (Li-ion) или никель-металгидридными (Ni-MH) аккумуляторами типоразмера АА или ААА.
В ремонтируемых китайских фонарях были установлены свинцово-кислотные AGM аккумуляторы разных габаритных размеров без маркировки напряжением 3,6 В. По расчету емкость этих аккумуляторов составляет от 1,2 до 2 А×часов.
В продаже можно найти аналогичный кислотный аккумулятор российского производителя для ИБП 4V 1Ah Delta DT 401, который имеет напряжение на выходе 4 В при емкости 1 А×часа, стоимостью пару долларов. Для замены достаточно просто, соблюдая полярность, перепаять два провода.
Через несколько лет эксплуатации светодиодный фонарь Lentel GL01, ремонт которого описан в начале статьи, опять принесли мне в ремонт. Диагностика показала, что выработал свой ресурс кислотный аккумулятор.
Был куплен для замены аккумулятор Delta DT 401, но оказалось, что его геометрические размеры были больше, чем неисправного. Штатный аккумулятор фонарика имел размеры 21×30×54 мм и был выше на 10 мм. Пришлось дорабатывать корпус фонарика. Поэтому прежде, чем покупать новый аккумулятор убедитесь, что он вместится в корпус фонаря.
Был удален упор в корпусе и ножовкой по металлу отпилена часть печатной платы, с которой предварительно был выпаян резистор и один светодиод.
После доработки новый аккумулятор хорошо установился в корпус фонаря и теперь, надеюсь, прослужит не один год.
Если нет возможности приобрести аккумулятор 4V 1Ah Delta DT 401, то его можно успешно заменить тремя любыми пальчиковыми никель-металгидридными (Ni-MH) аккумуляторами типоразмера АА или ААА емкостью от 1 А×часа, которые имеют напряжение 1,2 В. Для этого достаточно соединить последовательно, соблюдая полярность, три аккумулятора проводами методом пайки. Однако экономически такая замена нецелесообразна, так как стоимость трех качественных пальчиковых аккумуляторов типоразмера АА может превышать стоимость покупки нового светодиодного фонаря.
Но где гарантия, что в электрической схеме нового светодиодного фонаря не имеются ошибки, и не придется его тоже дорабатывать. Поэтому считаю, что замена свинцового аккумулятора в доработанном фонаре целесообразна, так как обеспечит надежную работу фонаря еще несколько лет. Да и всегда будет приятно пользоваться фонариком, отремонтированным и модернизированным своими руками.
Если вы решили приобрести светодиодный фонарь, время работы - один из самых важных параметров при выборе. В данной статье мы рассмотрим все нюансы и тонкости этого вопроса.
Время работы - это время, прошедшее с момента включения фонаря, до момента падения яркости света до 10% от максимальной (как правило, яркость света измеряется в люменах). Проще говоря, сколько ваш фонарик сможет проработать без смены батарей или аккумуляторов.
Любой, кто покупает фонарь, хотел бы, чтобы он светил как можно дольше на одном комплекте батарей. Если вы собираетесь поехать на рыбалку или охоту, навряд ли вам захочется в самый неподходящий момент думать о замене батареек и о том, где их вообще можно достать в такой глухомани. Да и для туристов это немаловажный фактор - им тоже вряд ли понравится ставить палатку в полной темноте, когда фонарь неожиданно подвел.
В целом, если фонарик сделан качественно, то и время работы у него, как правило, будет больше. Обратите внимание на качество материалов и сборки.
Стандарты измерения времени работы фонаря
До 2009 года в этой области все было довольно туманно и общих стандартов, как таковых, не было. По этой причине, любое сравнение фонарей было чисто условным и основывалось на личном опыте и предпочтениях. Подобное сравнение сложно назвать объективным.
Особенно остро данная проблема проявилась тогда, когда на рынок начали поступать светодиодные фонари.
По сравнению с фонарями на обычных лампочках, светодиодные обеспечивают большую яркость и дальность света, а также менее энергозатратны. Но, как мы уже заметили выше, системы стандартов, которая бы позволила людям сравнивать их технические характеристики, не было. Для того, чтобы разработать ее, производители фонарей, ламп накаливания и светодиодов объединились, а позже их совместные наработки одобрили Американская Национальная Ассоциация Производителей Электрооборудования и Американский Национальный Институт Стандартов.
Система стандартизации была названа ANSI FL1. Сейчас она уже широко известна и применяется повсеместно. По сути, данная система стандартизации является добровольной, и производители не обязаны ставить какие-либо пометки на своей продукции. Но, исходя из того, что любому покупателю хочется знать, что же именно он покупает и тщательно выбрать модель и характеристики будущего фонарика, большинство компаний наносят логотипы ANSI на упаковку своей продукции. Естественно, чтобы иметь право нарисовать такой красивый значок на упаковке, нужно, чтобы продукция успешно прошла сертификацию и технические тесты.
В систему сертификации ANSI FL1 входят такие параметры, как: яркость, дальность луча, пиковая сила света, время работы, водонепроницаемость и ударопрочность. Каждый из этих параметров обозначается своим отдельным значком.
Логотип ANSI FL1, обозначающий время работы, выглядит как стилизованные часы, под которыми расположены цифры - минуты или часы - обозначающие то время, которое фонарик может проработать на одном комплекте батарей. Время работы считается от включения фонаря до уменьшения яркости света до 10% от максимальной.
Что может повлиять на время работы фонаря?
Существует много факторов, которые могут как увеличить, так и уменьшить полезное время работы. Рассмотрим некоторые из них.
Уровень яркости
Некоторые фонари имеют возможность переключения между режимами яркости. Это напрямую влияет на то, как быстро «сядут» батарейки. Выбирая максимальную яркость, вы быстрее исчерпаете ресурс батарей. Соответственно, выбирая яркость меньше стандартной, вы увеличите время работы. Иногда значительно увеличите.
Поэтому внимательно выбирайте уровень яркости, подходящий для вашей ситуации - нет смысла выставлять слепящий свет, там где и стандартного режима будет вполне достаточно. Следуйте этому нехитрому правилу, и вы сэкономите на замете батареек.
Условия окружающей среды
В зависимости от условий окружающей среды время работы тоже может меняться. Различные элементы питания по-разному реагируют на низкую и высокую температуру и уровень влажности. Учтите этот момент, если собираетесь использовать фонарик в экстремальных условиях. Отметим, что многие аккумуляторы гораздо быстрее растрачивают заряд в мороз.
Элементы питания
Большое влияние на время работы оказывает тип выбранных вами элементов питания. Большинство современных фонарей работают на разных элементах питания. Но, как всем известно, «не все йогурты одинаково полезны»: некоторые типы батареек заведомо эффективнее и экономичнее остальных, другие же напротив - лишняя трата денег. Скупой платит дважды, и, возможно, более выгодно будет купить комплект нормальных батареек, чем несколько комплектов дешевых - кажущаяся экономия может, в итоге, стоить вам даже дороже.
Чем больше батареек требуется для вашего фонарика, тем дольше он проработает. Батарейки большего размера (например, кроны) также обладают большим сроком службы. Так что, когда будете выбирать светодиодный фонарь, учитывайте и этот фактор - как много батарей и какого типа ему требуется для работы.
***
Мы конечно понимаем, что это может прозвучать глупо, но все же - не путайте время работы и срок жизни светодиода. К примеру, стандартный светодиод, используемый в фонарике, прослужит примерно 50.000 часов. Даже если быть оптимистами, ни одна батарейка не обеспечит такой длительной работы. Поэтому, будьте внимательнее.
Если вы окажетесь в критической ситуации - например, ночью посреди леса, поверьте, тускло светящий и мигающий фонарик вас совсем не обрадует. В этом случае вы рискуете застрять посреди полной темноты, без возможности подать сигнал о помощи.
Так что, если хотите, чтобы с вами таких неприятных ситуаций не случалось, а, напротив, все было хорошо и прекрасно - подойдите ответственно к выборы фонаря. Это предмет экипировки, который, в буквальном смысле, может спасти вам жизнь.
Armytek предлагает вам фонари с увеличенным временем работы!
Главная задача компании Armytek - предлагать клиентам самую качественную продукцию, изготовленную с применением последних технических разработок и произведенную под строгим контролем качества. Во многих моделях использована система дублирования электрических цепей. Это означает, что даже если вы серьезно повредите ваш фонарь, он сможет продолжить работу.
Также используется технология «Firefly» (Светлячок) - до 100 дней работы при минимальной яркости. Даже в самой критической ситуации вы не останетесь без света и сможете подать сигнал о помощи.
Данные модели обладают режимом «Firefly» при силе света в 0.2 люмена, работают до 100 дней всего на ОДНОЙ литий-ионной батарейке. Купить их можно
Predator Pro v3.
XB-H Viking Pro v3 XP-L
Если фонарь приобретается для того чтобы заниматься ежедневными активностями , такими как бег, велосипед, лыжные тренировки (например, вы несколько раз в неделю бегаете по вечерам в парке), то лучше выбирать модели со встроенным аккумулятором. Такой фонарик можно без всяких угрызений совести постоянно использовать на максимальном режиме мощности, получая широкий яркий пучок света. При этом приходя домой достаточно просто каждый раз ставить его на подзарядку, так же как свой мобильный телефон (нередко в современных фонарях для простоты зарядки используется стандартный шнурок micro-USB) .
Для автономных путешествий , там где вне цивилизации предстоит проводить по несколько дней или даже недель, наоборот, как правило, используются фонари на обычных сменных батарейках. Взяв с собой один-два запасных комплекта, можно быть уверенным, что вы не останетесь посреди ночи без света.
На самом деле, аккумуляторные фонари тоже иногда используются в автономных путешествиях. В тех случаях, когда необходим особенно яркий свет. Но при этом приходится как-то решать проблему с их подзарядкой: либо использовать солнечную батарею , либо брать с собой Power Bank .
Многие производители указывают приблизительное время работы своих фонарей от стандартного комплекта батарей. Эти данные вполне можно использовать в качестве определенного ориентира. Особенно при сравнении разных моделей у одного и того же производителя. Но применять эти цифры к реальности нужно весьма осторожно, поскольку даже у лидеров индустрии подобные оценки часто грешат чрезмерной оптимистичностью.
Из реальной туристической практики можно сказать, что комплекта пальчиковых батареек в типичном фонаре мощностью порядка ста люменов хватает в среднем на неделю обычного походного использования (ежедневно по 2-3 часа ближнего света и 0.5 - 1 час на полной мощности) . Так что если предполагается достаточно длительное путешествие или вы не исключаете, что можете где-то «влипнуть», всю ночь используя фонарик на полной мощности (например, заблудившись или при спасательных работах), то более чем разумно иметь с собой аварийный комплект батареек .
Алкалиновые батарейки (от анг. Alkaline - щелочной) . Именно их мы чаще всего видим в любом супермаркете. На них же ориентируется и подавляющее большинство производителей при разработке электронных схем для своих фонарей, а также указывая их время работы. Практически не имеют ограничений по применению. За исключением очень низких температур, при которых их емкость (а значит и время работы фонаря) заметно падает. Цена одной батарейки AAA около 50 р.
Солевые батарейки (на корпусе чаще всего написано «Heavy Duty») . Технологически, это предшественники алкалиновых батареек. Пока еще встречаются на наших прилавках, как более дешевая их альтернатива. Но в походном отношении альтернатива не слишком удачная, так как фонарь работает на них в 2-3 раза меньше. То есть, в двухнедельный поход приходится брать с собой весьма увесистую горсть таких батареек. Цена одной штуки менее 25 р.
Фонарики используются для разных целей: в быту, строительстве, путешествиях. Их основными характеристиками являются ударопрочность, влагоустойчивость, дальность свечения и направленность светового луча.
Светодиодные фонарики легко включаются, переносятся в руках. Светят достаточно ярко, имеют высокую мощность. Для корпуса используется пластик или металл.
Пластиковые фонарики легкие, металлические – не боятся влаги, пыли и ударов. Модели оснащаются наручным ремешком, могут фокусировать лучи, удлиняя или приближая их.
Принцип работы светодиодного фонаря:
Электроны встречаются с дырками и теряют свою энергию, из которой образуются фотоны. Необходимо, чтобы несколько полупроводников с разными типами проводимости взаимодействовали друг с другом.
Электроны двигаются к положительному заряду, а дырки – к отрицательному. Свободное место между ними заполняется электронами.
При этом напряжение на промежуточный слой усиливается. После рекомбинации дырок и электронов происходит снижение барьера в p-n переходе, и выделяется световая энергия.
Налобные фонари используются охотниками, туристами, автомобилистами, велосипедистами, строителями, медиками.
Такое устройство не загрязняет окружающую среду, его можно использовать для подзарядки телефона.
Большинство моделей оснащено функцией переключения режимов.
Среди преимуществ таких устройств: небольшие габариты, ударопрочность, несколько элементов питания в комплекте, наличие выносного пульта управления.
Характеризуются прочностью, устойчивым металлическим корпусом, который не подвергается механическим повреждениям. На такие приборы устанавливаются высокие цены.
Среди технических характеристик – узкий угол свечения, небольшие габариты и мощность прибора. Металлический корпус приборов обеспечивает тщательную защиту от воды. Дополнительные свойства: дистанционное управление, переключение режимов.
Оснащены функцией изменяемости угла освещения, переключения режимов, со средней мощностью. Металлический корпус прочный, защищает от воды.
По типу питания выделяются:
Среди характеристик фонариков выделяются:
Световой поток (яркость светодиодного фонаря) – величина, которая измеряется в люменах.
Равномерное рассеянное освещение с небольшой яркостью можно получить в светодиодном фонаре с одинаковым количеством люмен, дальнобойные фонари обеспечивают узкие и яркие лучи.
Дальность освещения фонариков – от 60 до 150 метров. Портативные модели могут освещать пространство на расстоянии 15 метров.
Модели светодиода:
DIP-светодиоды состоят из двух металлических ножек, прозрачного пластикового корпуса с небольшой линзой внутри; конструкции просты в установке и использовании, обеспечивают хорошую защиту от окружающих воздействий, практически не излучают тепла.
SMD-светодиоды – плоские, без ножек, у них ток подается на клеммы, которые находятся с обратной стороны светодиода; имеют хорошие показателями яркости и светоотдачи.
СОВ-светодиоды обеспечивают быстрое рассеивание света, прожекторные светодиоды – приборы с высокой мощностью.
РГБ-светодиоды оснащены функцией управления цветом свечения. Светодиодная лента имеет высокую яркость и энергоэффективность.
Максимальное время работы фонаря указывается как средняя величина и зависит от режима его работы и емкости аккумулятора. Это время может исчисляться минутами, часами и сутками.
Материал корпуса фонариков:
Корпуса алюминиевых светильников достаточно прочные, имеют цилиндрическую форму. Порошковое покрытие защищает металл от коррозии. Анодированные светильники не подвергаются механическим повреждениям.
Есть множество полимерных и пластмассовых разновидностей корпусов. Полимерные материалы упругие, не боятся ударов.
Длина фонариков , как правило, не превышает 84 см. Этот показатель зависит от функциональности прибора. Компактные ручные модели длиной до 15,5 см используются для бытовых потребностей.
Вес фонарей составляет от 100 грамм до 1 килограмма.
В комплект могут входить:
Среди используемых аксессуаров:
Особенности ручных фонарей:
Особенности туристических светильников:
Особенности динамо-фонарей:
Особенности лазерных фонарей:
Особенности фонариков-шокеров:
Особенности поисковых светильников:
Плюсы ручных фонариков:
Преимущества налобных светильников:
Преимущества динамо-фонарей:
Плюсы фонарей для дайвинга:
Плюсы лазерных светильников:
Преимущества тактических фонариков:
Плюсы поисковых фонарей:
Минусы ручных полноразмерных светильников:
Недостатки ручных карманных фонариков:
Недостатки фонарей-шокеров:
Недостатки лазерных фонарей:
Недостатки тактических фонариков:
Для строительства следует выбирать фонари, работающие стационарно.
Для подводного спорта понадобятся модели с влагоустойчивым корпусом, в условиях низких температур используются приборы со специальным морозоустойчивым покрытием.
Для таких потребностей достаточно фонарика в 10-30 лм. Велосипедистами, охотниками используются светильники в 100 лм.
Компактные фонарики, которые работают от микропальчиковой батарейки, обеспечивают свечение в 12 лм на протяжении 20 часов.
Самое распространенное зарядное устройство, которое рассчитано на бытовую сеть с напряжением в 220 В, некоторые типы фонариков заряжаются от автомобильного прикуривателя с напряжением в 12 В, есть модели, которые можно заряжать от USB-порта.
Лучшие фонарики:
Гарантийное обслуживание на фонарики предоставляется на срок от 1 до 5 лет в зависимости от марки и типа товара. Для этого понадобится гарантийный талон или чек на покупку.
Гарантия не будет предоставлена при таких условиях:
Ремонт светодиодного фонарика:
Следует быть предельно аккуратным, в противном случае можно повредить светодиод.
Продукция изготовлена из материалов высокого класса, преимущество отдается японским и американским. Модельный ряд широкий, поэтому каждый подберет для себя фонарик под любые нужды: рыбалку, туризм, охоту, повседневное использование.
Большинство светодиодных фонарей фирмы имеют такие технические характеристики:
В ассортименте представлены товары для туризма, охоты и рыбалки, дайвинга, экстремальных видов спорта.
Группа немецких компаний является крупным производителем промышленной и бытовой техники. В ассортименте широкий выбор продукции:
Среди товаров – фонари, зарядные устройства, миниатюрные элементы питания и батарейки для .
Компания сотрудничает со швейцарскими, индонезийскими, американскими, китайскими фирмами. Поставка продукции осуществляется в более чем 60 стран мира, обладает передовыми техническими свойствами, с каждым годом усовершенствуется.
Ценовая политика соответствует качеству товаров.
Основана в 1983 году под руководством компании TRW для реализации продукции на вторичном рынке. На сегодня бренд лидирует в отрасли производства электрических и электронных автомобильных запчастей.
Фирма занимается выпуском запчастей, идентичных оригинальным деталям, по приемлемой стоимости.
На сегодня бренд занимается разработкой датчиков, генераторов, катушек зажигания, стартерных тяговых реле и приводов, детекторов. Компанией разработано более 10 продуктовых линеек, основных на рынке автозапчастей.
Китайская фирма занимается выпуском фонарей премиум-класса для охоты, туристических походов, рыбалки, поисковых работ. Продукция отличается мощностью, надежным креплением и удобством в использовании.
Широкий модельный ряд представлен мощными поисковыми моделями, кемпинговыми фонарями, светильниками на каждый день и разнообразными аксессуарами.
Продукция Fenix гарантирует:
Компания использует инновационные технологии, приемлемое соотношение качества и ценовой политики.
Основанная в 1993 году компания, которая специализируется на разработке и дистрибьюции бытовых электротоваров. В ассортименте представлены лампы, батарейки, фонари, сезонные электротовары.
Дилерская сеть насчитывает 400 дилеров из 110 городов России, поставки товаров осуществляются в Казахстан, Украину, Молдавию, Армению, Киргизию.
Популярная немецкая компания. С помощью передовых технологий и качественных материалов специалистам удалось добиться максимальной концентрации пучка света. Продукция представлена подствольными, поисковыми, налобными фонарями.
Товары компании имеют такие характеристики:
Фирма занимается выпуском ручных и карманных фонарей. Товары компании не боятся ударов, воды, грязи. Фонариками от Maglite пользуются полицейские, охранники, спасатели, врачи и пожарные.
Продукция строго сертифицирована, распространяется в Западной Европе, Азии и Африке. Цена соответствует качеству.
Немецкий производитель электроинструментов, строительного оборудования, инструментов для металлообработки и приспособления для работы в саду. Компания имеет свои филиалы более чем в 100 странах мира.
В компании представлен огромный выбор товаров для техники и строительных работ. Гарантия фирмы на продукцию – 3 года. Используются аккумуляторные батареи последнего поколения.
Компания, которая выпускает светодиодные фонари, принадлежит корпорации SYSMAX с 2007 года. Товары фирмы подходят для кемперов, туристов, альпинистов, велосипедистов, охотников.
Продукция представлена широким модельным рядом и качественными аксессуарами. Гарантия на фонари – 60 месяцев. Приемлемое соотношение ценовой политики и качества товаров.
Французская компания разрабатывает специальное снаряжение для альпинистов, скалолазов и спалеологов. В последнее время фирма выпускает:
Продукция соответствует европейским и международным стандартам, правилам техники безопасности.
Российская фирма занимается выпуском продукции для туризма и активного отдыха. В ассортименте представлены щелочные и солевые батарейки, литиевые элементы, часовые батарейки, аккумуляторы, разные типы фонарей (налобные, кемпинговые, прожекторы).
Русская компания, занимающаяся производством светотехнической и электротехнической продукции. Дилерская сеть фирмы охватывает Россию, Германию, Францию, Венгрию, Словакию, Белоруссию, Украину.
В ассортименте – электротехника, светотехника для промышленных и индивидуальных потребностей.
Продукция представлена источниками света, светильниками, декоративной подсветкой, стабилизаторами, климатическим оборудованием. Товары соответствуют современным технологическим и правовым нормам, строго сертифицированы.
Цена соответствует качеству продукции.
Российская торговая марка ориентируется на выпуск портативных источников питания по приемлемой стоимости. Фирма производит качественные фонари, применяемые в разных условиях.
Покупатели активно участвуют в процессе тестирования и усовершенствования товаров. Цены соответствует качеству товаров.
За сто с лишним лет развития лампочка претерпела множество изменений. На смену лампочек накаливания приходят новые, энергосберегающие технологии. Одна из таких - светодиодные лампы. Именно этот тип используется в подавляющем большинстве современных фонариков.
Светодиод, или как его еще называют LED-лампа, был изобретен не так давно, в 1962 году. Однако долгое время они применялись только в промышленной и бытовой электронике и только в 1997 году начали выпускать светодиодные лампы для освещения помещений.
Не будем вдаваться в подробности устройства и принцип работы LED-ламп, скажем только, что устроены они сложнее, чем обычные лампы накаливания. Светодиодные лампы стоят дороже, но и обладают рядом преимуществ:
Условно фонари можно разделить на следующие типы:
Фонарь налобный. Основное преимущество - свободные руки. Устройство крепится на голову, и луч света светит в ту сторону, куда направлена ваша голова. Удобно при работах, когда требуется свобода обоих рук. Такой фонарь незаменим для любителей выехать на природу.
Фонарь ручной - такой найдется в каждом доме. Не так удобен в использовании как налобный, но, как правило, обладает более мощным аккумулятором, и, следовательно, более мощным световым потоком и большим сроком службы без подзарядки. Если же надо подсветить труднодоступное место, то его будет удобнее держать в руке, чем налобный.
Фонарь рабочий . Отличается тем, что дает рассеянный свет на 360 градусов, а также имеет крючки, за которые его можно подвесить в удобном месте. Некоторые модели также имеют магнитное крепление или присоски. Ударопрочный корпус предохраняет фонарь от повреждения.
Для всех видов фонарей есть общие критерии, на которые стоит обращать внимание при выборе.
Мощность и дальность . Мощность, или яркость, измеряется в люменах, и от нее пропорционально зависит дальность. Фонарь мощностью в 50 люмен светит на 30 метров, в 150 люмен - на 100 метров, в 359 люмен - на 200 метров, а в 1000 люмен - на 300 метров. При выборе стоит исходить из ваших потребностей. Если вам нужен фонарь для работы в гараже, то едва ли есть необходимость в фонаре с дальностью в 300 метров. А вот если вы присматриваете налобный фонарик для похода, то тут экономить не стоит и лучше взять прибор помощнее.
Время работы . Это зависит от мощности фонаря и его батареи или аккумулятора. В среднем 100 люмен потребляет 300 мА. Чтобы вычислить время работы фонарика, необходимо разделить суммарную ёмкость батареек на потребляемое количество тока. Например, если у вас фонарь на 50 люмен с суммарной ёмкостью батареек 2000 мАч, то формула будет следующей: 2000 мАч / 150 мА = примерно 13 часов.
Питание. Тут есть два варианта:батарейки или съемный аккумулятор. Аккумулятор придется периодически заряжать, но зато не нужно тратиться на покупку новых батареек. Батарейки типа АА мощнее, чем ААА и, соответственно, их хватает на большее время работы. Две батарейки АА по ёмкости равны трем батарейкам ААА. Но все же и у пальчиковых батареек предел ёмкости не превышает 3000 мАч. Поэтому, если вам необходим мощный фонарик с большой дальностью, то рассматривайте аккумуляторные модели.
Количество режимов. Их может быть несколько. У хорошего фонаря должна регулироваться мощность светового потока. У налобных моделей могут быть режимы рассеянного света или концентрированного, а также режим красного свечения.
Чтобы фонарь служил долго, его корпус должен быть водонепроницаемый . Особенно, если вы планируете использовать его на улице.
Перед покупкой подержите фонарь в руках. Если он ручного типа, то обратите внимание, удобно ли он лежит в руке, не слишком ли тяжелый. Проверьте, что все кнопки удобно расположены и легко нажимаются с первого раза. Хорошим бонусом будет, если есть функция блокировки . Если фонарик лежит в кармане или рюкзаке, то часто случается непроизвольное включение, что приводит к быстрому и неожиданному разряду батареек. Функция блокировки поможет избежать этого.
Вот основные моменты, на которые стоит опираться при выборе. Определитесь с целью, для которой вам необходим фонарик и, исходя из этого, выберите подходящий тип. Далее, определитесь с необходимой вам яркостью. Не забудьте и про такие детали, как водонепроницаемость корпуса и функция блокировки.