Фундамент из ж б шпал. Как правильно распилить бревно на ленточной пилораме Можно шпалы пилить и строить кусками

Обслуживание железнодорожного полотна подразумевает вырезание изношенных секций рельсов при помощи специального оборудования. В данном же материале пойдет речь о том, как распилить рельсу в домашних (или гаражных) условиях, какие инструменты эффективнее подойдут, как действовать в каждом случае и каковы преимущества того или иного метода.

Несмотря на кажущуюся сложность операции, поделить металлический элемент на мелкие секции нетрудно. Для этого можно воспользоваться одним из приведенных ниже приспособлений:

  • швейной иглой;
  • зубилом;
  • ножовкой ();
  • болгаркой;
  • рельсорезом.

Каждый способ по-своему сложен, но ожидаемый результат (разрезанный на части рельс) будет получен. Теперь - подробно о каждой методике.

Резка при помощи швейной иглы

Способ был популярен в прошлом столетии, когда более удобных приспособлений для резки металлических рельсов не имелось. При этом изделие не распиливалось, а разламывалось.

Принцип работы:

  • рельс краями устанавливается на две опоры основанием вниз;
  • на предполагаемое место излома кладется толстая швейная игла перпендикулярно изделию;
  • кувалдой производится сильный и точный удар по месту прилегания иглы, в результате чего рельс разрубается пополам.

Достоинства способа:

  • быстрота;
  • минимум подручных средств;
  • низкая травмоопасность;
  • возможность сделать работу в одиночку.

Недостатки:

  • необходим опыт - нелегко точно ударить по нужному месту;
  • линия разруба (среза) иногда получается кривой;
  • необходимо нанести лишь один точный удар; при нескольких неудачных попытках целостность полотна нарушится.

Использование зубила

Здесь также металлическая заготовка делится не посредством резки, а удара.

Последовательность:

  • установить рельс, как в пункте выше;
  • по всему периметру при помощи зубила и молотка (киянки) выполняются насечки небольшой глубины (1-2 мм);
  • по месту насечек кувалдой производится удар, рельс раскалывается.

Достоинства и недостатки методики повторяют вышеназванные, только времени уходит чуть больше.

Резка рельса ножовкой

Популярный способ, хотя энергозатратный. Важно знать несколько требований к распилочному полотну:

  • ручка удобная, расположена не горизонтально, а вертикально, чуть с наклоном в сторону хода «от себя»;
  • на зубчиках полотна имеется напыление;
  • зубья располагаются по направлению «от себя»;
  • при работе полотно двигать так, чтобы площадь контакта зубьев с поверхностью резки была максимальной;
  • полотно подбирать исходя из плотности и твердости материала рельса.

Как разрезать рельсу при помощи ножовки? Последовательность такова:

  • рельс кладут на горизонтальную поверхность;
  • если требуется точный срез, стоит при помощи зубила сделать насечки на основании;
  • пропилить основание с обеих сторон до шейки рельса;
  • подложить под место надпила упор;
  • выполнить точечный удар кувалдой.

Есть другие способы поделить надпиленный рельс на две части. Например, сбросить его с высоты, если под рукой имеется манипулятор-погрузчик.

Достоинства:

  • способ безопасен;
  • распиливание проходит без лишнего шума;
  • оборудование для работы недорогое.

Недостатки:

  • процесс может отнять более часа (зависит от профессионализма);
  • потребуется несколько полотен для пилы (3-7 в зависимости от их качества).

Использование болгарки

Профессиональный инструмент сэкономит время на распил рельса. Опытные люди утверждают, что двух дисков диаметром 150 мм достаточно, чтобы распиливать классический рельс железной дороги (Р65, Р75).

Выполняется работа аналогично - основание надпиливается с обеих сторон, затем следует удар кувалдой. Операция займет 5-10 минут.

Достоинства:

  • быстрота;
  • эффективность;
  • минимум расходных материалов.

Недостатки:

  • травмоопасность (диск может «закусить» и привести к поломке, летящие искры попадут в глаза и т.д.);
  • шум при работе;
  • высокая цена на оборудование (если ранее болгарки не имелось, тратить несколько тысяч рублей бессмысленно);
  • способ плох для домашних условий из-за образующихся пыли, грязи, металлической стружки.

Применение рельсорезов

Еще один метод быстрого деления рельсов на фракции, который не совсем подходит для домашних условий, но заслуживает рассмотрения. Рельсорез - это профессиональное оборудование, используемое для различных типов изделий. Применяется обычно на железнодорожных путях с целью быстрого восстановления полотна во избежание задержек поездов. Для примера далее рассмотрены два устройства.

Станок рельсорезный РМ5ГМ

Особенности:

  • резаком выступает ножовочное полотно длиной 400 или 450 мм, чем оборудование напоминает сабельную пилу;
  • имеется захват для фиксации изделий;
  • наличие гидроприжима позволяет прикладывать максимальное усилие к точке контакта на рабочем ходу и разгружаться при холостом (обратном).

Время резки одного рельса Р65 на 2 части - около 11 минут. Устройство весит 90 кг, имеет габариты 1465х505х460 мм, поэтому не считается подходящим для домашних условий.

Станок-рельсорез Husqvarna K 1260 (Partner K-1250 Rail)

Особенности:

  • мощность почти 6 кВт (выше, чем у РМ5ГМ);
  • рабочий орган - режущий диск диаметром 350 или 400 мм (принцип работы - как у болгарки);
  • масса без дополнительного оборудования - 20 кг.

Устройство в 5 раз быстрее разрежет тот же Р65, чем станок, рассмотренный ранее. Компактность, относительная легкость, эффективность делают возможным его использование для резки изделий в домашних условиях. Единственный минус оборудования - высокая стоимость (более 100 000 рублей).

Какой способ выбрать

Для принятия решения необходимо учесть ряд факторов. Среди них - затраты на работы (финансы и время), шумность, длительность процесса, необходимость посторонней помощи. С точки зрения безопасности привлекательным способом выглядит резка сабельной пилой. С точки зрения быстроты - болгарка или рельсорез.

Последний инструмент дороговат для большинства мастеров, поэтому рекомендуется взять на вооружение два способа - при помощи сабельной пилы (ножовки по металлу) или болгарки с отрезными дисками. Будучи осведомленным, как быстро распилить рельсу, пользователь сможет быстро добиться желаемого результата.

Напоследок, интересное видео

Ваша ленточная пилорама установлена и произведены все необходимые настройки? Значит пора приступить непосредственно к самому процессу распиловки. Для того, чтобы получить действительно качественный материал, необходимо правильно установить бревно и зафиксировать его специальными зажимами.

От правильного расчёта количества и типа материала, который Вы хотите получить с этого бревна, также зависит качество.

Набравшись в дальнейшем опыта, будет достаточно одного взгляда на бревно, и Вы уже будете знать, сколько и какого материала можно с него получить. Научитесь безошибочно определять, где находится вершина, а где комлевая часть бревна. Комлевая часть, как правило, больше по диаметру, чем вершина. И это в значительной части влияет на толщину горбыля.

Как рассчитать бревно

Итак, Вы замерили диаметр бревна, а замеряется оно с вершины. Рассчитываем согласно диаметру примерное количество материала и приступаем к дальнейшим действиям.

Во-первых.

Обращаем внимание на все изгибы и выпуклости бревна — идеально ровный ствол встречается редко. Поэтому стараемся повернуть его так, чтобы получить с него как можно меньше отходов, таких как горбыль. Когда бревно уложено и зафиксировано, стоит убедиться, что оно свободно проходит между направляющими роликами.

Выставьте на линейке пилорамы размер по диаметру, и к этому размеру добавьте наибольшую высоту выпуклости бревна. Это та выпуклость, которая находится выше, чем диаметр вершины или самой узкой части бревна.

С помощью обычной рулетки произведите замер высоты самой высокой части, и от этого размера начинаете отсчёт размеров необходимого материала, с учётом размера на пропил, который составляет от 2 до 5 мм.

Во-вторых.

Как только ширина пропила достигает необходимого размера, и остаток высоты бревна дошёл до получения нужного размера, его переворачивают. То есть если Вы пилите брус к примеру на 150, то и ширина пропила и высота остатка бревна должны соответствовать этому значению, даже быть больше, с учётом снятия горбыля.

Для этого, после переворота бревна, начинайте расчёт от конечного размера до полного использования высоты бревна, но при этом не забывайте учитывать размер пропила, который как нам уже известно составляет от 2 до 5 мм.

К примеру — у Вас на эстакаде бревно, которое вы срезали до размера в 260 мм. Перевернем бревно и продолжим.

Конечный результат, которого мы хотим добиться — лафет, толщиной 150 мм. Далее, нехитрым способом сосчитав, что 260 мм-150 мм=110 мм. Мы получаем целых 110 мм толщины дополнительного материала. И именно его необходимо правильно рассчитать.

Берём этот дополнительный размер и высчитываем, для получения плахи, которая имеет размер 50 мм, 110-50=60, не забываем пропил, а у нас он составляет 2 мм, 60-2=58 мм, затем тесины, равной 25 мм, 58-25-2=31 мм, подгорбыльник 20 мм, 31-20-2=9 мм.

Как видите, из наших расчётов, получается 9 мм горбыль, 20 мм подгорбыльник, 25 мм тесина и 50 мм плаха. А конечный размер составит 150 мм.

Возможные ошибки

Как видите ничего сложного здесь нет. Частенько неопытные пилорамщики допускают ошибку в расчётах, когда начинают отсчёт от нуля. К примеру, если конечный размер материала 150 мм, то нет необходимости к нему добавлять 2 мм на пропил, иначе выйдет так 150 + 2 = 152. Такой ошибки быть не должно, пропил высчитывается только между материалом, к примеру 50 мм доска и 150 мм лафет, получаем как описано выше, 150 + 50 + 2 =202 мм.

При необходимости получить обрезной материал поворачиваем бревно на 90 градусов и производим те же манипуляции, которые описаны выше.

Вот Вы и распилили своё первое бревно, посмотрите на качество материала и точность размеров. Убедитесь в правильности своих расчётов. Главной ошибкой при расчётах бывает то, что забывают учитывать размер пропила. Старайтесь учесть этот факт. И не допускать таких ошибок.

В дальнейшем, когда наберётесь опыта, расчёт у Вас будет происходить автоматом в голове, достаточно будет взглянуть на бревно.

Мы уверены, что всё у Вас получится, желаем успеха в труде.

Обычно я для этой цели использую бензопилу, причём вполне подойдёт и Stihl MS 180. Пилит довольно таки легко, несмотря на то, что шпала попадается даже из лиственницы. Но! Есть одно огромное но...придётся довольно таки часто точить цепь, так как шпала б/у и в ней полным полно камешков и грязи, а уж они то тупят цепь очень быстро. Так что приготовьте напильник, и желательно не один и пилите шпалу так как вам надо.

Конечно одну шпалу можно распилить и двуручной пилой, но это только если одну. В остальном же целесообразным будет применять ручную бензиновую пилу. Так же, если не жалко деревообрабатывающий станок, то можно распилить и на нем. Так даже будет еще быстрее и проще, но пилы там стоят ещё дороже. Что же касается бытовых нужд, когда речь идёт о постройке подсобных построек, то конечно же хорошая и надёжная бензопила незаменима.

Конечно такую толщину будет проще пилить бензопилой. Если же такового инструмента нет, то крайний вариант это пила-дружба. Одноручной пилой распилить шпалы будет крайне сложно и долго. Уверен после первой шпалы рука будет полностью забита. Так что мой совет это однозначно бензопила.

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации