Сколько нефти продает россия в день. Нам врут, а мы верим

Каждый год Россия добывает около 500 миллионов тонн нефти, из которых чуть меньше половины идет на экспорт без переработки. В отличие от газовой отрасли, где есть один монополист и один способ доставки топлива, в нефтянке все сложнее, причем участники рынка постепенно меняются, а конкуренция между трейдерами нарастает.

Газовая реформа, сделавшая «Газпром» монополистом в сфере экспорта газа, упростила отношения между ним и другими газовыми компаниями донельзя: с середины 2000-х годов последние должны продавать топливо «Газпрому», а тот, используя свою систему магистральных газопроводов, отправляет его на экспорт. В нефтяной отрасли тоже есть свой трубопроводный монополист - «Транснефть», но он саму нефть у производителей не выкупает, а только берет плату за транзит. С одной стороны, это позволяет нефтяникам получить дополнительную прибыль, с другой - вынуждает их искать клиентов самостоятельно.

Объемы производства нефти в России хоть и медленно, но все же растут (см. график), чего нельзя сказать об экспорте: в натуральном (неденежном) выражении он в последние годы медленно сокращается. В 2012 году страна экспортировала чуть меньше 240 миллионов тонн нефти, из которых более 210 миллионов шло в дальнее зарубежье. Сокращение экспорта связано с тем, что российская экономика растет и требует все больше топлива. К тому же власти России выступают за то, чтобы хотя бы первичная переработка нефти происходила внутри страны.

Инфографика: Лента.ру

Поскольку основные добывающие активы российских компаний находятся в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе, то есть в тысячах километров от основных экспортных путей, до границы топливо доставляется главным образом через трубопроводные системы «Транснефти». По данным на 2011 год, из всего экспорта российской нефти в 242 миллиона тонн «Транснефть» перекачала по своим трубам почти 208 миллионов тонн, то есть 86 процентов от общего объема.

Остальное сырье компании доставляют до границы самостоятельно. Как правило, речь идет о тех случаях, когда нефтяники управляют экспортным коридором - например, портом. Так, «Роснефть» продает часть нефти из Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции через принадлежащий ей перевалочный комплекс в Архангельске, а топливо с проекта «Сахалин-1» экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). Он принадлежит консорциуму разработчиков «Сахалин-1», то есть «Роснефти», американской ExxonMobil, японской Sodeco и индийской ONGK. «Лукойл» экспортирует более пяти миллионов тонн нефти в год через морской терминал в поселке Варандей (Тимано-Печора) и порт Светлый (Калининградская область).

Основу экспорта нефти из России составляет перевалка через морские порты, откуда танкеры развозят топливо по всему миру. В стране сложились два основных центра экспорта - Балтика и порты Черного моря. В 2011 году «Транснефть» транспортировала в сторону Новороссийска 43 миллиона тонн нефти, в сторону Приморска (Ленинградская область) - более 71 миллиона тонн. Приблизительно по 15 миллионов тонн в год отправляется на Дальний Восток в порт Козьмино. В 2012 году также началась отгрузка нефти по Балтийской трубопроводной системе-2 с конечной точкой в порту Усть-Луга (Ленинградская область) с мощностью в 30 миллионов тонн. Правда, стопроцентной загрузки Усть-Луги в 2012 году ждать не стоит - за 10 месяцев через порт было перевалено чуть меньше 11 миллионов тонн нефти.

Еще один важный экспортный канал - трубопроводы. Они были построены по большей части в советское время и сейчас доходят до границ многих стран СНГ. Уже полвека и нефтепроводу «Дружба», который был задуман для транспортировки нефти в страны соцблока и сейчас доставляет топливо в Германию и Польшу. Всего «Дружба» помогает отправить в Европу более 60 миллионов тонн нефти ежегодно.

Новым трубопроводным направлением для «Транснефти» в последние годы стал Китай, который получает нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», идущего от Сковородино в Амурской области. По данным самой госкомпании, объем поставок в Китай по нефтепроводу в 2011 году составлял почти столько же, сколько покупают по «Дружбе» Чехия, Словакия и Венгрия вместе взятые (более 15 миллионов тонн).

По России нефть путешествует не только по трубопроводам, но и по железной дороге, однако объемы таких перевозок постепенно сокращаются, а на экспорт нефть в цистернах, судя по данным «Транснефти», не идет с 2009 года.

Примечательно, что рейтинги крупнейших добывающих компаний России и крупнейших экспортеров (если судить по данным «Транснефти») совпадают не полностью. Первое место и в том, и в другом рейтинге занимает «Роснефть», а вот второй по объему экспорта является ТНК-ВР - третья по величине добывающая компания страны. На долю двух этих корпораций в 2012 году пришлось 90,1 миллиона тонн экспортированной нефти, или 38 процентов от общего объема. С учетом того, что «Роснефть» в 2013 году завершит поглощение ТНК-ВР, на долю госкомпании придется более трети всего отечественного экспорта нефти.

«Лукойл», вторая по величине нефтяная компания России, по экспорту не входит даже в тройку. Из-за высокого объема переработки внутри страны «Лукойл» экспортирует меньше 25 миллионов тонн, уступая по этому показателю «Сургутнефтегазу» (26,7 миллиона тонн в 2012 году). Впрочем, указанные данные не учитывают экспорта «Лукойла» по каналам «Транснефти», то есть фактически к цифрам частной компании стоит добавить еще как минимум пять миллионов тонн.

Инфографика: Лента.ру

После пересечения границы

Российская нефть каждый год доставляется в десятки стран мира - от государств Западной Европы до Японии и США. Правда, в большинстве случаев доставка до конечных потребителей - не забота самих компаний. Дело в том, что когда речь заходит об экспорте нефти в дальнее зарубежье, они предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них топливо и сами реализуют его на рынке. Это снижает доходность бизнеса, но страхует россиян от внештатных ситуаций. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Выбор между трейдером и прямыми поставками актуален для компаний, у которых нет собственных трейдеров. Так, «Роснефть» создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году, а вот «Лукойл» работает через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет. При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами «Лукойла»: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов.

У «Роснефти» успехи пока куда более скромные. До недавнего времени эта компания занималась поставками нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию на совместное предприятие BP и «Роснефти», но с 2013 года значение этой компании должно повыситься. Так, в феврале стало известно, что «Роснефть» подписала прямой контракт на поставку в Польшу около шести миллионов тонн ежегодно. Аналогичные соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно - с Eni. Правда, объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей). Для сравнения, общие доходы федерального бюджета (включая другие экспортные пошлины и налоги) в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей.

На прямые контракты постепенно переходят не только лидеры рынка, но и все остальные. Так, консалтинговая компания Argus в январе сообщала , что «Татнефть» договорилась с польской Grupa Lotos о прямых поставках на Гданьский НПЗ. Правда, официально эта информация не подтверждалась.

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. В свою очередь, сами трейдеры также не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, трейдер Sunimex занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию, но детали его бизнеса остаются в тени. Единственное, что про Sunimex можно сказать наверняка, - что им управляет предприниматель Сергей Кишилов.

Даже крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, - компания Gunvor - и та отчитывается о результатах деятельности, только когда ей это нужно и только в тех объемах, которые считает достаточными. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 миллиона тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России - непонятно.

Данные за 2010 год плохо отражают современное положение дел еще и потому, что сильно поменялась сама ситуация на рынке. Если раньше основные экспортные объемы нефти от «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко, то в 2012-м она неожиданно проиграла несколько тендеров в России. В сентябре агентство Reuters сообщало, что объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore.

Перед самым Новым годом по Gunvor был нанесен еще один удар: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с «Роснефтью» на 67 миллионов тонн нефти. Это сырье российская компания обязуется поставить трейдерам в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта «Роснефти», идущего через «Транснефть».

Уже в 2013 году выяснилось, что доли между Glencore и Vitol будут распределены неравномерно. По данным того же агентства Reuters, Glencore получит до 70 процентов от общего объема нефти, что сделает его одним из крупнейших или даже самым крупным трейдером российской нефти.

В Gunvor, впрочем, объясняли, что не уходят с российского рынка, а просто меняют концепцию бизнеса: если раньше компанию интересовали долгосрочные контракты, то сейчас трейдер закупает российскую нефть на открытом рынке, где иногда стоимость сырья даже ниже, чем по долгосрочным контрактам. «Роснефти» же, наоборот, выгодно заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату. Эти средства можно будет направить на оплату акций ТНК-ВР и, таким образом, не брать дорогостоящий кредит.

Шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: работающие через собственных «дочек» компании будут стараться развивать в первую очередь их, а остальные сотрудничают с нынешними участниками рынка уже много лет и вполне им доверяют. В то же время в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения, особенно если учитывать, что конкуренция и дальше будет расти хотя бы за счет сокращения количества экспортируемой нефти.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Как осуществляется экспорт нефтепродуктов?

Ни для кого из россиян не секрет, что экспорт нефтепродуктов и сырой нефти в нашей стране является одной из основных статей доходов, получаемых от всей внешней торговли. По оценкам разных специалистов, его доля в общем объеме отечественного экспорта составляет от 49-ти до 52-х процентов.

В докризисном 2013-м году суммарный объем вывезенных за пределы России нефти и нефтепродуктов составил 388 миллионов тонн, что в денежном выражении – 283 миллиарда долларов США. Из этого количества 90 процентов было поставлено в страны дальнего зарубежья, а 10-ть – в страны ближнего зарубежья (СНГ).

Доля, которую занимает выручка от экспорта нефтепродуктов и нефти-сырца в общем объёме всего российского экспорта, за период с 2000-го по 2010-ый годы возросла с 35-ти процентов до 52-х. Это было обусловлено ростом цен на углеводородные энергоносители и увеличением объема экспортных поставок.

В количественном выражении, если сравнивать с показателями 2000-го года, в 2016-м объем зарубежных поставок этих товаров вырос в 2,7 раза.

Согласно данным за 2016-ый год, предоставленным Федеральной таможенной службой, объемы экспорта в этом году были таковы:

  • сырая нефть – 254,8 млн. тонн на общую сумму 73,7 млрд. $USA;
  • готовые нефтепродукты – 156 млн. тонн на 46 млрд. $USA.

Общая сумма выручки от нефтяного экспорта, как нетрудно подсчитать, составила $119,7 млрд, $USA, что по сравнению с 2015-м годом ниже на 23 процента. Причина всем известна – это экстремально резкое падение цен на углеводороды. Для сравнения приведем среднюю экспортную стоимость отечественной нефти за три последних года ($USA/тонна):

  • 2014-ый – 688,8;
  • 2015-ый – 366,4;
  • 2016-ый – $289,2.

К положительным моментам стоит отнести значительное улучшение структуры экспортируемых товаров. Это связано с тем, что поставка на экспорт нефтепродуктов, называемых «темными», постоянно, с каждым годом, снижается. Так, по сравнению с 2015-м годом, объем экспортированных товаров темных нефтяных фракций в 2016-ом снизился с 89,2 миллиона тонн до 73,5, что в процента составляет 17,6. Именно такая тенденция, сохраняющаяся в основном благодаря уменьшению в зарубежных поставках доли мазута, позволяет вот уже на протяжении последних трех лет продавать отечественные товарные нефтепродукты в сумме по цене, которая выше стоимости нефти-сырца.

Увы, экспорт мазута является во многом вынужденной мерой, поскольку объем внутреннего производства этого темного углеводорода во много раз больше, чем необходимо для обеспечения внутренних потребностей. Это связано с тем, что глубина переработки нефти на отечественных НПЗ составляет в среднем от 60-ти до 70-ти процентов, что приводит к избыточному получению мазута. Это показатель характеризует долю светлых дистиллятов, получаемых от общего объема перерабатываемого сырья.

Для сравнения, в США этот показатель составляет 90-95 %. Стоимость же мазута за рубежом – ниже, чем стоимость сырой нефти. Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, российская нефтяная отрасль нуждается в модернизации существующих НПЗ и строительстве новых производственных мощностей с применением самых современных перерабатывающих технологий.

Как уже было сказано выше, львиная доля российской нефти идет в дальнее зарубежье. Если рассматривать региональную структуру экспортных операций с этой группой товаров, то в основном это – атлантическое направление, и большую часть продукции потребляют европейские страны.

Если говорить о товарных нефтепродуктах, то здесь картина практически неотличима от сырой нефти. Почти 90 % этих товаров уходит в страны дальнего зарубежья. Региональная картина также ориентирована на Европу.

Если говорить об экспорте готовой нефтяной продукции в целом, то лишь около 10 процентов от его общего объема приходится на тихоокеанское направление. Это связано с дефицитом предприятий нефтепереработки на Дальнем Востоке и в регионах Восточной Сибири, а также с их удаленностью от сложившихся центров нефтедобычи.

Основные компании – экспортеры

Основной организационной нефтяной экспортной структурой в нашей стране является акционерная компания «Транснефть», а в качестве основного поставщика в этой системе выступает корпорация «Роснефть». Её доля в общем объёме экспорта сырой нефти (по данным на 2009-ый год) составила примерно 27,9 %. Далее рейтинг главных российских экспортеров выглядит так:

Как видите, доля этой «большой четверки» в общих зарубежных поставках нефти из нашей страны составляет 77,3 %. Остальные зарубежные нефтяные поставки осуществляют предприятия, которые не входят в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) также по системе АК «Транснефть».

К большой четверке постепенно приближается ПАО «Газпром нефть», которое является одной из немногочисленных отечественных компаний, поставляющих на зарубежные рынки и успешно там реализующих дизельное топливо собственного производства. Этот продукт марки EN 590 соответствует всем европейским требованиям качества и активно используется в таких развитых странах Европы, как Германия, Франция и Великобритания.

Все экспортные операции «Газпром нефть» проводит посредством своей дочерней трейдинговой компании Gazprom Neft Trading GmbH, головной офис который расположен в столице Австрии Вене.

Регулирование вывоза нефтепродуктов за рубеж с помощью экспортных пошлин

Поскольку цены внутреннего рынка на эту продукцию ниже, чем на мировом, для обеспечения внутренней потребности российской экономики государство применяет ограничительные меры в виде пошлин на вывоз нефтепродуктов.

Цели любой экспортной пошлины:

  • увеличение доходной части бюджета;
  • сдерживание цен на внутреннем рынке и недопущение их роста до мирового уровня;
  • регулирование объемов экспорта тех групп товаров, которые востребованы национальной экономикой;
  • насыщение внутреннего рынка конкретным видом продукции;
  • защита государственной экономической безопасности;
  • ограничение вывоза за рубеж сырья и продуктов первичной переработки;
  • стимулирование вывоза за рубеж товаров высокого уровня обработки.

При помощи таких таможенных сборов фактически происходит дифференциация цен (дешевле – для отечественных потребителей, дороже – для иностранных). С другой стороны, таможенные пошлины на вывоз нефтепродуктов и нефтяного сырья – это по сути скрытые субсидии для потребляющих эту продукцию отечественных отраслей экономики. Материально такие «специфические субсидии» финансируются как за счет государства, так и за счет производителей этих ресурсов.

В России таможенные экспортные сборы в доходной части бюджета занимают долю почти 17,8 процента (или почти 6,8 процента внутреннего валового продукта). В общем объеме таких поступлений доля пошлин на нефть и нефтепродукты – около 88-ми процентов.

Основная часть приходится на сбор, получаемые при вывозе сырой нефти (примерно 63 процента от общего объема поступлений от таможенных сборов). Доля нефтепродуктов в этом источнике государственного дохода составляет чуть более 25 %. Ещё десять приходится на долю природного газа.

В феврале 2017-го года были установлены следующие пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов:

  • пошлина на экспорт сырой нефти – 39,5 долларов США за тонну;
  • эта же ставка для вязкой нефти – 4,2 $ за тонну;
  • пошлина на светлые нефтепродукты и масла – 15,8 $;
  • на (мазут) – 32,3 $;
  • товарные бензины – 24 доллара;
  • прямогонного (нафта) – 28$;
  • кокс – 2,5$.

«Статистический анализ экспорта нефти из России за 2015 г.»

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа .

Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 13,9% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.

Вывоз из страны товаров и услуг и их реализация на внешних рынках называется экспортом. Ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны называется импортом. Ввоз товаров с целью не реализации их на внутреннем рынке, а вывоза в третьи страны называется реэкспортом.

Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны. Разность между суммой экспорта и суммой импорта образует сальдо внешнеторгового оборота.

Наша страна является крупнейшим продавцом углеводородных ресурсов на мировом рынке. Одним из самых продаваемых продуктов является нефть.

Рассматриваемый товар носит следующее определение в ТН ВЭД: Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород (группа 27).

В данную товарную позицию включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путем деструктивной перегонки битуминозных пород.

Сырая нефть, полученная таким образом, включается в данную товарную позицию, даже если она подвергалась следующим процессам: декантации, обессоливанию, дегидратации, стабилизации для того, чтобы нормализовать давление паров, удалению очень легких фракций с целью возвращения их в нефтяные залежи для повышения качества дренажа и поддержания пластового давления, добавлению только тех углеводородов, которые были ранее получены физическими методами в ходе вышеупомянутых процессов, любым другим незначительным процессам при условии, что они не изменяют основное свойство продукта.

В данную товарную позицию включаются также газовые конденсаты, то есть сырые нефтепродукты, получаемые при стабилизации природного газа, осуществляемой непосредственно после его добычи. Такая операция состоит из получения, в основном путем охлаждения и дросселирования конденсирующихся углеводородов из природного газа .

В России транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа осуществляется тремя основными видами транспорта: водный, железнодорожный и трубопроводный.

Транспортировка с помощью трубопровода наиболее эффективное средство транспортировки нефти. Данным видом занимаются 2 компании России:

ОАО АК «Транснефть» - транспортировку нефти;

ОАО АК «Транснефтепродукт» - транспортировку нефтепродуктов.

Транспортировкой Железнодорожным транспортом происходит в цистернах. Занимается данным видом РЖД России.

Транспортировкой водным транспортом происходит с помощью танкеров морских и речных; баржи морских (лихтеры) и речных.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути .

На мировом рынке существуют следующие сорта нефти:

Urals - это смесь нефти из всех месторождений России. Основу Urals составляет смесь легкой западносибирской нефти Siberian Light и высокосернистой нефти Урала и Поволжья. Экспортируется по нефтепроводу "Дружба", через порты Приморск, Усть-Луга на Балтике и Новороссийский морской торговый порт на Чёрном море.

Urals имеет плотность 860-871 кг/куб.м (31-32 градуса API), содержание серы 1,2-1,3%.

Rebco (Russian Export Blend Crude Oil) - марка, используемая в торговле на Nymex (Нью-Йоркская товарная биржа). Подразумевают поставку Urals FOB Приморск.

Siberian Light - сорт лёгкой российской нефти.. В магистральных нефтепроводах является основой Urals. Небольшая часть Siberian Light продается как самостоятельный сорт.

Плотность Siberian Light составляет 845-850 кг/куб.м (36,5 градусов API), содержание серы 0,57%.

Sokol. Нефть, добываемая в проекте «Сахалин-1», экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). Плотность составляет 37,9 градусов API, содержание серы - 0,23%.

Vityaz. Сахалинская нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-2». Экспортируется через порт Пригородное (Сахалин).

ESPO - марка восточносибирской нефти, поставляемая по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

Для сравнения приведем примеры сортов нефти других стран:

Brent - эталонная (маркерная) марка (или сорт) нефти, добываемой в Северном море. Цена нефти Brent с 1971 года является основой для ценообразования около 40 % всех мировых сортов нефти.

Название сорта происходит от одноименного месторождения в Северном море. Слово "Brent" образовано от первых букв названий нефтеносных пластов: Broom, Rannoch, Etieve, Ness и Tarbat - BRENT. Смесь Brent классифицируется как легкая малосернистая нефть.

Brent имеет плотность при 20 градусах Цельсия 825-828 кг/куб.м (38,06 по шкале API). Содержание серы 0,37%.

В 1 тонне Brent содержится 7,59 барреля.

West Texas Intermediate (WTI) или Texas Light Sweet - эталонная марка нефти. Добывается в штате Техас (США). В основном используется для производства бензина и поэтому на данный тип нефти высокий спрос, в первую очередь в самих Соединённых Штатах Америки и Китае.

Плотность составляет 39,6 градусов API, содержание серы - 0,24%.

Несмотря на многообразие видов нефти, в мировой экономике ведущая роль досталась двух сортам - Brent и WTI. Такой вывод можно сделать с учетом объемов торгов на Лондонской нефтяной бирже, где только за сутки заключается более 70 тысяч фьючерсных контрактов на Брент, а это не много ни мало - суточная норма добычи «черного золота». Что касается WTI, то он активнее всего торгуется на бирже NYMEX, где в сутки заключается около 150 тысяч фьючерсных контрактов. Остальные же сорта больше учитываются на местных рынках.

Россия является одной из самых влиятельных стран по добыче нефти и занимает лидирующую позицию в рейтинге стран мира по добыче нефти. Ведущими странами по добыче нефти (Таблица 1) являются Россия, Саудовская Аравия, США, Китай и Канада -- на них приходится свыше 48% мировой добычи. нефть добыча экспортный российский

Более 52% мирового потребления нефти приходится на 7 стран: США, Китай, Японию, Индию, Россию, Саудовскую Аравию, Бразилию:

Таблица 1

Добыча нефти по странам

Количество нефти

(млрд. баррелей)

Саудовская Аравия

Источники: .

Распределение доли участия российских компаний в добычи нефти представлены в таблице 2.

Таблица 2

Добыча нефти крупнейшими нефтяными компаниями России, млн. тонн.

Компания

Роснефть

Компания

Сургутнефтегаз

Газпромнефть

Татнефть

Славнефть

Башнефть

Источники:.

Прямой экспорт - операции, связанные с продажей и поставкой предметов непосредственно от экспортера к импортеру, в отличие от ситуации; когда какой - либо посредник становится собственником товара для его переработки, упаковки, укрупнения партии, переотправки или складирования для последующей перепродажи .

Экспорт нефти, газа, и других топливно-энергетических ресурсов является одним из основных источников доходов Российской Федерации.

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов.

На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и добывает около 12.5% нефти. Российская доля составляет 89 миллиардов баррелей.

Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - один из важнейших и динамично развивающихся производственных комплексов Российской экономики.

На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта/валютных поступлений страны.

Все эти показатели служат основанием для критики со стороны ряда российских/зарубежных экспертов. По их утверждением такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости Российской экономики от добычи нефти и о том, что наша страна превращается в сырьевой придаток мировой экономики .

Каждый год запасы нефти иссякают, приводящий к смене климата, и масштабными катастрофами.

Потребляемая нефть сжигается в виде топлива, а также для получения тепла/электроэнергии.

Между тем, для этих целей можно использовать природный газ, солнечную энергию, энергию рек, приливов/прибоя, энергию ветра и технологии для работы двигателей/котельных на альтернативном топливе. Все это позволит сэкономить на нефтепродуктах и улучшить экологическую обстановку .

Основными импортерами нефтепродуктов выступают независимые топливные операторы рынка, которые осуществляют поставку на российский рынок катализаторов, присадок и химикатов, составляющих основу для производства топлива и масел, создавая тем самым конкуренцию российским нефтеперерабатывающим заводам и в определенной степени стимулируя развитие нефтепереработки.

Однако по мнению экспертов, независимые трейдеры хоть и создают конкуренцию, но для государства развитие внутреннего рынка и наращивание переработки не так критично, ведь состояние экономики определяет экспорт сырья.

Таким образом, данный сегмент рынка нефтепродуктов является высоко конкурентным, поскольку имеет место высокая концентрация нефтетрейдерских компаний и его рыночную структуру можно охарактеризовать как рынок монополистической конкуренции.

Экспорт нефти и нефтепродуктов - основная статья товарных поставок из России на международные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя 12-14 % мирового нефтяного рынка.

В условиях стабилизации внутреннего потребления неттоэкспорт сырья и нефтепродуктов увеличивается за счет роста добычи.

В результате роста международных цен и увеличения объемов поставок за последние десять лет экспортная выручка российских нефтяных компаний увеличилась почти в шесть раз, свыше 90 % поступлений приходится на дальнее зарубежье.

Конкурентоспособность российских нефтепродуктов на европейском рынке находится на низком уровне. Основной объем вырабатываемых на российских предприятиях нефтепродуктов не соответствует европейским стандартам.

В основном на экспорт поставляются дизельные топлива низкого (по европейским меркам) качества по содержанию серы (0,2 и выше), топочный мазут, базовые масла, прямогонный бензин, вакуумный газойль и другие относительно дешевые продукты, предназначенные для дальнейшей переработки в странах реципиентах, в результате средние цены корзины экспортируемых нефтепродуктов не превышают цены сырой нефти.

Основные экспортеры - крупные предпринимательские структуры - вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые образуют олигополистическую рыночную структуру на данном сегменте нефтепродуктового рынка.

Для того чтобы полно и тщательно провести анализ статистических данных по экспорту нефти, нужно воспользоваться основными, а также специфическими, методами статистического анализа.

Существует две основных группы статистических методов: методы статистического наблюдения и методы обработки и анализа статистических данных.

В данной работе для анализа используются следующие показатели:

1 Коэффициент роста.

Под коэффициентом роста в статистике понимают отношение показателя, какого либо явления изучаемого периода к показателю базисного периода, что можно представить в виде формулы:

где К - коэффициент роста;

у1 - величина явления изучаемого периода;

у0 - величина явления базисного периода.

  • 2 .Темп роста:

Темп прироста равен темпу роста минус 100. Следует отметить, что один и тот же процент прироста скрывает за собой разные абсолютные значения. В связи с этим в практике анализа динамических рядов внешней торговли важно определять абсолютное значение 1% прироста:

где А - абсолютное значение 1% прироста;

ДY- абсолютный прирост показателей статистических рядов;

Тпр - темп прироста этих показателей.

Для анализа динамических рядов необходимо определять среднегодовые коэффициенты, среднегодовые темпы роста и прироста. для этого исчисляют среднюю арифметическую.

где - средний коэффициент роста;

k1, k2, kn - коэффициент роста за отдельные периоды (годы);

n - число периодов;

Одним из эффективных методов анализа внешней торговли является индексный метод:

Индекс стоимости представляет собой соотношение стоимости экспортированных (импортированных) товаров за отчетный и базисный периоды времени в текущих ценах

Для определения влияния изменения физического объема и цен на общее увеличение товарооборота внешней торговли рассчитываются индексы физического объема и индексы средних цен.

Для исчисления индекса физического объема влияние изменения цен на этот индекс исключается путем оценки экспорта (импорта) товаров в отчетном и базисном периоде по одним и тем же постоянным (сопоставимым) ценам одного периода:

Для исчисления индекса средних цен сопоставляется отчетная стоимость экспорта (импорта) со стоимостью отчетного количества товаров по ценам базисного периода:

где I ст - индекс стоимости;

I ф.о. - индекс физического объема;

I ср.ц - индекс средних цен;

p 0 и р 1 - цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периоде;

q 0 и q 1 - количество товара в базисном и отчетном периоде.

Индекс средних цен указывает изменение стоимости экспорта (импорта) за счет изменения цен при постоянном физическом объеме товаров.

По информации ежегодного доклада ОПЕК за 2015 год, самая большая доля нефтедобычи приходится на Россию - 13,92% мирового рынка. Немного отстают: Саудовская Аравия с долей 13,23% и США - 11,8%. Более чем в 2 раза от США отстаёт Китай, чья доля в общем объёме нефтедобычи составляет 5,71%, после которого следуют практически с равными показателями Иран и Ирак (4,25 и 4,24%, соответственно). В группу с долей нефтедобычи от 2 до 4% входит ряд стран, среди которых Кувейт, ОАЭ, Венесуэла, Мексика, Бразилия, Нигерия, Ангола и Норвегия. Завершают рейтинг производителей нефти Канада, Казахстан, Алжир, Колумбия, Индия и Катар. Именно от этих стран и их дальнейших действий в большей степени зависит возможность восстановления нефтяного рынка.


Рис. 1

Источник: .

Объем экспорта нефти (по данным таблицы 3) в 2013 году снизился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 236,6 млн тонн, свидетельствуют данные Федеральной службы госстатистики. В декабре экспорт нефти увеличился на 0,4% и к аналогичному периоду прошлого года и на 1,7% - к предыдущему месяцу - до 20,8 млн тонн.

На переработку в прошлого году поступило 278,2 млн тонн (+2,7%).

Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2013 г. составил 33,0%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 46,7% (в 2012 г. соответственно 34,5% и 49,1%).

Всего за год в России добыто 522,9 млн тонн нефти, что на 0,9% больше, чем в 2012 году.

Доходы РФ от экспорта нефти в 2014 году снизились на 11,3% по сравнению с 2013 годом -- до 153,878 миллиарда долларов, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС).

В январе-декабре 2014 года Россия экспортировала 223,415 миллиона тонн нефти против 236,615 миллиона тонн в аналогичном периоде 2013 года.

Экспорт нефти из России в страны дальнего зарубежья за 12 месяцев прошлого года сократился на 4,2% -- до 199,270 миллиона тонн. В денежном выражении объем поставок составил 145,575 миллиарда долларов.

Экспорт нефти в страны СНГ снизился на 15,7% и составил 24,145 миллиона тонн, в денежном выражении -- 8,303 миллиарда долларов.

Экспорт нефтепродуктов в дальнее зарубежье за этот период составил:

· 155,193 миллиона тонн на 108,975 миллиарда долларов,

в том числе

  • · экспорт бензина -- 2,062 миллиона тонн на 1,822 миллиарда долларов,
  • · экспорт дизельного топлива -- 44,2 миллиона тонн на 38,3 миллиарда долларов.

Объем экспорта нефти в 2015 году вырос на 9,4% по сравнению с 2014 годом и составил 244,5 млн тонн, свидетельствуют данные Федеральной службы гос. статистики.

В декабре 2015 года экспорт нефти составил 22,2 млн тонн, увеличившись на 17,9% в годовом выражении. По сравнению с ноябрем 2015 года экспорт увеличился на 5,2%.

Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2015 г. составил 26,1%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 41,5% (в 2014 г. соответственно 30,9% и 44,5%).

Таблица 3

Объем экспорта нефти за 2010-2015 гг

Российская Федерация является самым крупным экспортером природного газа. У нее вторые по величине запасы угля. В прессе все больше ведутся дискуссии о том, что РФ уже давно на энергетической «игле». Поэтому теперь даже простые обыватели стали интересоваться, сколько нефти Россия продает в год. РФ занимает восьмое место в мире по однако объем добычи превышает таковой в любой стране мира. В этой статье мы постараемся разобраться, как резкое падение цен на «черное золото» повлияло на экономику страны. Также мы обсудим отрасли экспорта РФ, место углеводородов в его структуре, прогнозы экспертов по истощению природных ресурсов и особенности энергетической политики правительства.

Сколько нефти Россия продает в год

По данным на декабрь 2015 года, РФ производит в среднем 10,83 миллионов баррелей. Это 12% мировой добычи. При этом по запасам государство только на восьмом месте. Экспорт Российской Федерации сырой нефти - все те же 12%. В 2015 было продано 396 миллионов тонн. Предположим, что цена на рынке установится на уровне в 30 долларов за баррель. Учтем, сколько нефти Россия продает в год. Получим размер экспортной выручки. Это 87 миллиардов, еще 30 можно заработать на газе.

Внешняя торговля РФ

В среднем за период с 1997 по 2015 год сумма экспорта и импорта России составляла 9112,95 млн долларов США. Рекордно высокий показатель был в январе 2012-го, самый низкий - в феврале 1998-го. Если говорить о том, сколько нефти и газа в год продает Россия, то ответ будет - 58% от общего объема экспорта. Важной статьей является также вывоз лесоматериалов. Что продает Россия, кроме дерева, нефти и газа? Другие статьи экспорта включают металлы (никель, железо), продукты химической промышленности, машины и военное оборудование. являются Китай, Германия и Италия.

На сколько лет хватит запасов нефти

Научно-техническая революция и прогресс по нарастающей требуют все больше энергии, но задумывается ли простой человек о том, что ресурсы отнюдь не бесконечны? На закате СССР в советских школах учителя рассказывали, что черного угля хватит на 150 лет, бурого - на 650, нефти - на 200, золота - на 100, а алмазов - на 80. Однако уже к началу 2000-х стало ясно, что потребление природных ресурсов катастрофически увеличилось. Нужды человечества в 1,5 раза превысили возможности планеты по возобновлению ископаемых. При этом жители развитых государств используют намного больше ресурсов, чем бедные страны. Хотя именно последние контролируют 2/3 мировых запасов нефти. Россия по этому показателю находится на 8 месте. При текущем уровне добычи в РФ ее хватит на 21 год, в мире - на 50 лет. Что касается запасов газа, то здесь Россия на первом месте. При текущем уровне добычи его хватит на 80 лет в РФ, на 60 - в мире.

Почему нефть дешевеет?

Оказывается, по прогнозам экспертов, запасов «черного золота» в мире хватит только на 50 лет. Это меньше века, однако почему же в таком случае на рынке установилась настолько низкая цена? По мнению главного экономиста компании NEF Джеймса Медвея, у этой ситуации есть вполне объективные причины. И главная из них - это так называемая сланцевая революция. Уникальность нового топлива состоит в том, что сначала оно не воспринималось серьезно правительствами, поэтому им завладели частные компании. Глобальное перепроизводство нефти возникло потому, что огромные национальные корпорации не учли появление новых игроков на рыке, у которых есть свои собственные интересы. После того, как в сентябре 2015 года крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs опубликовал свой прогноз о том, что «черное золото» может подешеветь до 20 американских долларов за баррель, все внимание сосредоточилось на РФ. Казалось, весь мир старается подсчитать, сколько денег теряет Россия из-за падения цен на нефть. Однако катастрофы пока не случилось. В бюджет на 2016 год заложена цена 50 долларов за баррель, в реальности мы имеем только 30. Учитывая объемы экспорта, в день РФ теряет около 200 миллионов американских денежных единиц.

Сколько упустила Россия?

Финансовые аналитики, проанализировав ситуацию с рекордно низкими ценами на нефть и экономическими санкциями, подсчитали, что РФ за период с 2014 по 2017 год потеряет около 600 миллиардов долларов. При этом они отталкивались в своем исследовании от цены в 50 долларов за баррель. Также дадут знать о себе и потери прямых иностранных инвестиций. По их мнению, жителям нужно ждать очередного витка роста цен и скачка курса доллара.

Тем временем в мире

Больше половины дохода Россия получает от нефти. Однако гораздо больше пострадала отнюдь не РФ, а сланцевая промышленность США. По мнению экспертов, она является рентабельной при цене 70-77 долларов за баррель. Однако уже в середине 21 века эксперты ожидают резкое снижение энергетического баланса. Главными потребителями нефти могут стать которые могут не успеть перейти на альтернативные технологии. Поэтому на 21 век «черного золота» однозначно хватит, а ее справедливая цена будет колебаться на уровне в 70-100 долларов

Энергетическая политика России

На период до конца 2020 года в РФ действует стратегия, которая вступила в силу в 2003-м. Она устанавливает следующие приоритеты для страны:

  • Устойчивое развитие.
  • Увеличение энергетической эффективности.
  • Уменьшение негативного влияния на окружающую среду.
  • Энергетическое и технологическое развитие.
  • Работа над эффективностью и конкурентными преимуществами.

В июле 2008 года президент России подписал закон, по которому правительство может добывать нефть и газ на без проведения тендера. Это вызвало возмущение оппозиции. В феврале 2011 года Россия подписала соглашение с Китаем, по которому в обмен на 25 миллиардов долларов займа она поставит большие объемы сырой нефти в следующие 20 лет.

Проблемы отрасли

Нефть и газ составляют 60% экспорта РФ и 30% ВВП. В день государство добывает 10,6 миллионов баррелей. Сколько нефти Россия продает в год? Она покрывает около 12% мировых потребностей. Российская экономика крайне зависима от экспорта углеводородов. РФ также использует свою позицию как поставщика нефти и газа во внешней политике. ЕС работает над тем, чтобы уменьшить свою энергетическую зависимость от России. Начиная с середины 2000-х, у РФ и Украины произошло несколько конфликтов, в ходе которых была прекращена поставка газа в Европу. Кроме того, было прекращено строительство На сегодняшний день страны ЕС по-прежнему не побороли свою энергетическую зависимость. Что касается справедливой цены на нефть, то в этом вопросе эксперты пока не достигли консенсуса.

Oil export from Russia

A. KORZHUBAEV, L. EDER, RAS Siberian branch

Рассмотрена современная структура экспорта нефти из России по способам, направлениям и маршрутам поставок, включая транзит.

In clause the modern system of export of crude and mineral oil from Russia is considered. It is shown, for increase of efficiency of the international business it is expedient diversification of petroleum export by the ways, directions and routes of deliveries.

Современные тенденции

Россия – крупнейший (наряду с Саудовской Аравией) в мире производитель и экспортер нефти. В структуре отраслей нефтяная промышленность в наибольшей степени интегрирована в мировую экономику, при этом ее роль в бюджетной системе страны является определяющей. Около 75% продукции нефтяной промышленности поставляется на экспорт, при этом доходы от экспорта углеводородов составляют 60 – 65% всех доходов от экспорта товаров из России. В последние годы добыча неф­ти и конденсата в РФ составляет 488 – 494 млн тонн; экспорт нефти и нефтепродуктов – 350 – 360 млн тонн. Структура нефтяного экспорта по способам, направлениям и маршрутам поставок определяет экономические и геополитические приоритеты развития.

Экспорт нефти из России в 2009 г. составил около 246 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 3,4%, однако более чем на 8 млн тонн меньше, чем в 2007 г. (табл. 1, 2). Увеличение экспорта нефти связано с ростом добычи при снижении внутреннего потребления. Кроме сырой нефти в значительных количествах экспортировались нефтепродукты – свыше 120 млн тонн; учитывая особенности налогообложения в России и спроса на международных рынках, структура экспорта на сегменте нефтепродуктов не изменилась – главным образом мазут и дизельное топливо, выступающие в качестве сырья для дальнейшей переработки в странах-реципиентах.

Табл. 1. Структура экспорт нефти из России в 2009 г

Табл. 2. Экспорт нефти из России в дальнее и ближнее зарубежье

Основная часть экспорта нефти из России – 211,9 млн тонн, или более 86%, в структуре совокупного экспорта была поставлена в дальнее зарубежье, главным образом в Нидерланды, Польшу, Германию, Финляндию, Францию, Италию, Китай. За последний год этот показатель вырос на 4,3%. В то же время продолжают сокращаться поставки в ближнее зарубежье, в 2009 г. экспорт в этом направлении снизился на 1,8% – до 34,1 млн тонн.

Поставки российского сырья в Казахстан сократились на 11,4% и составили 6,3 млн тонн. При этом экспорт нефти в Белоруссию в 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 0,7% и достиг 21,4 млн тонн. Объем поставок в Украину увеличился на 5,2% – до 6,3 млн тонн (табл. 3).

Табл. 3. Структура экспорта нефти из России в страны ближнего зарубежья

Организационная и технологическая структура экспорта

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд т·км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефте­провод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.

АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Мин­неф­тепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн куб. м.

В 2007 – 2008 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки неф­ти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2009 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2008 г. (табл. 4). В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.

Табл. 4. Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией по организационной структуре

В 2009 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн тонн, транзит составил около 23,7 млн тонн (табл. 5). Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2009 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн тонн.

Табл. 5. Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» в 2009 г.

Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».

В организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2009 г. около 27,9% (48,4 млн тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн тонн) (табл. 6). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн тонн нефти.

Табл. 6. Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)


Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн тонн нефти (12,4% от суммарных поставок). Поставки, в основном, осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов: как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организацией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его с экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом.

Морские поставки через систему АК «Транснефть»

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2009 г. – 140 млн тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2009 г. поставлено 127 млн тонн) (табл. 7). В 2009 г. в структуре поставок неф­ти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2008 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).

Табл. 7. Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок


Около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2009 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти (табл. 8); общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн тонн (рост на 1,2% относительно 2008 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% – в Финляндию, 5,2% – в Швецию, 3,8% – в Испанию, по 2,4% – во Францию и Данию, 2,3% – в Литву, 2,1% – в США, 1,6% – в Тринидад и Тобаго. В 2009 г. Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров.

Табл. 8. Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2009 г. составил около 33 млн тонн, общий объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн тонн с 42,6 млн тонн. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».

Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн тонн.).

В конце 2009 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнеф­тепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.

В декабре 2009 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2010 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», – Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2009 г. осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».

Де-Кастри – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки неф­ти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2009 г. составил 7,4 млн тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.

Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2009 г. экспортировала около 5,4 млн тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2008 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн тонн.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2009 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд баррелей) нефти.

В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год, что может быть полностью завершено в 2014 г.

Трубопроводные поставки

Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России (табл. 9).

Табл. 9. Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Нефтепровод ВСТО

В декабре 2009 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.

В 2009 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн тонн в год.

Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. За последние четыре года в период 2006 – 2009 гг. экспорт нефти по неф­тепроводу «Дружба» сократился с 73 до 53,2 млн тонн, прежде всего, объемы поставок в страны, реэкспортирующие российскую нефть. Наряду с российской неф­тью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.

Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки неф­ти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2009 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2009 г. составил около 2,6 млн тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.

В 2009 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г. составил 120,6 млн тонн (табл. 10). С 2005 г. наблюдается постепенное снижение темпов роста экспорта неф­тепродуктов. Если в 2005 г. экспорт нефтепродуктов вырос более чем на 17%, то в 2007 г. – на 8,6%, а в 2009 г. – на 5,2%.

Табл. 10. Экспорт нефтепродуктов из России в 2000 - 2009 гг., млн тонн

Свыше 95% экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2009 г. объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7%, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4% (с 7,79 до 5,18 млн тонн).

На мазут приходится около 53% (63,85 млн тонн) в общей структуре экспорта нефтепродуктов из России, дизельное топливо – 31,1% (37,5 млн тонн), бензин – 3,7% (4,5 млн тонн) (табл. 11).

Табл. 11. Структура экспорта нефтепродуктов из России в 2009 г.

Выводы

В структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из России доминируют поставки сырой нефти, а в структуре экспорта нефтепродуктов – поставки мазута и дизельного топлива, предназначенных для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.

Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок – расширение мощности на балтийском направлении (Приморск – БТС; Усть-Луга – БТС-2), увеличение транзита на черноморском направлении (КТК-2), развитие тихоокеанского направления (ВСТО-2 – Сковородино–Козьмино; отвод на Китай – Сковородино – Дацин; Северный Сахалин – Комсомольск-на-Амуре; Северный Сахалин – Де-Кастри – «Сахалин-1»; Северный Сахалин – Корсаков – «Сахалин-2».

Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечного назначения (не для переработки) может быть организован в результате модернизации и строительства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Козьмино).

© 2024 ongun.ru
Энциклопедия по отоплению, газоснабжению, канализации