Все мы используем саморезы при работе с деревом. И, конечно, у каждого в заветном ящичке на полке хранится не один их вид. А как же иначе, ведь в продаже их имеется великое множество. Строительные магазины предлагают широкий ассортимент шурупов-саморезов различных форм, размеров и назначений. Опытному мастеру не сложно сориентироваться даже в таком многообразии: он подбирает соответствующий диаметр и длину к весу и размерам скрепляемых деталей. Черный саморез с рожкообразной головкой покупает для работ по гипсокартону, а универсальный саморез для дюбельного крепления. Оцинкованный саморез будет использован при внутренних работах, а при наружных, к примеру, для сборки террасы - нержавеющий, который не оставит бурых следов коррозии на доске. Тут все понятно и просто. Однако есть еще один параметр: вид шлица самореза. И здесь могут возникать вопросы: почему их столько, чем отличаются и какой шлиц лучше?
Давайте разберем самые востребованные шлицы.
Шлиц - это прорезь, углубление в торцевой поверхности головки самореза, призванное передавать давление и крутящий момент с отвертки или насадки электроинструмента на тело самореза при вкручивании. Некоторые мастера привыкли использовать термин «привод».
Первым, еще в средние века, появился прямой шлиц - Slotted. Он крайне неудобен и является пережитком прошлого. Судите сами: при закручивании удерживать биту или отвертку на прямом шлице соосно с телом самореза очень затруднительно. В результате инструмент теряет сцепление с метизом и соскальзывает, при этом изнашивается оснастка, нередки сколы на поверхности прикрепляемых деталей, мастер может быть травмирован. Попытка сообщить повышенный момент вращения приводит к срыву прямого шлица.
Шлиц SL
Изобретение в 30-х годах прошлого века крестообразного шлица Phillips явилось настоящим прорывом. Стало возможным расположить жало инструмента строго по центру шлица, соосно телу метиза, поэтому инструмент теперь лучше держится, реже соскальзывает. Скорость вкручивания возросла, стало возможно производить монтаж-демонтаж без срыва шлица. Шлиц Филлипс предохраняет резьбу от срыва за счет строения прорезей, сужающихся к низу: при окончании вкручивания, когда достигнуто предельное значение силы закручивания, жало инструмента выталкивается из шлица. Однако именно этот эффект выталкивания сообщает дополнительную нагрузку наклонным стенкам внутри шлица, способствуя их преждевременному изнашиванию, а чтобы увеличить крутящий момент, необходимо затратить значительные силы, прижимая инструмент к саморезу.
Шлиц PH
В 60-х годах появился доработанный вариант крестообразного шлица - Pozidriv (сокращенно PZ). Он имеет 4 дополнительных лучика, расходящихся от центра. В отличие от трапециевидных прорезей на шлице Филлипс, у шлица Позидрив они прямоугольные, что снижает силу выталкивания биты и дает возможность увеличить крутящий момент. Но, опять же, скорость закручивания нужно не забыть снизить в конце монтажа, чтобы не сорвать шлиц.
Шлиц PZ
Эту проблему решает современный шлиц Torx. Он имеет форму шестилучевой звезды, поэтому мастера привыкли называть его Звездочкой. В повседневной жизни можно встретить такие понятия, как ключ звездочка, отвертка звездочка (или ключ torx, отвертка torx). Это ключи и отвертки со шлицем Torx. При использовании звездочки Торкс не нужно ограничивать вращательный момент в конце вкручивания. При работе в ограниченном пространстве и труднодоступных местах, за счет использования специальной биты торкс (насадки на шуруповёрт) Torx-Ball - звездочки с шарообразным наконечником, возможен монтаж под углом к оси самореза. В отличие от крестообразных шлицов (PH и PZ), звездочка torx не забивается краской и лаком после декоративно-защитной обработки поверхности древесины. Torx позволяет при необходимости без проблем выкрутить саморез. Бита torx максимально контактирует с поверхностью головки, соскальзывание исключается. У шлица Торкс самая высокая степень передачи крутящего момента от инструмента на устанавливаемый саморез. Неудивительно, что именно шлиц Torx располагается на головках конструкционных саморезов (длиной до 600 мм), которые обеспечивают надежную фиксацию самых ответственных соединений.
Torx размер или номер торкс меняется в зависимости от диаметра саморезов и винтов.
Шлиц Torx
Итак, мы с вами выяснили, что шлиц TORX является самым производительным и безотказным - а это как раз те качества, которые ценны для любого профессионала.
И еще один факт: на прилавках строительных гипермаркетов нашего северного соседа - Финляндии - самым популярным крепежом стали саморезы и винты TORX . Например, востребованные саморезы с фланцем для тонких металлических листов с приводом torx купить там можно уже давно. Ключи торкс, отвертка торкс, набор торксов для любых нужд - все это также есть в продаже.
Надеемся, что, рано или поздно, это веяние дойдет и до нас.
Берегите силы и время! Купить TORX- отличное решение. Выбирайте лучшее с ЦКИ.
Самый простой вариант - шлиц. В отсутствие инструмента винт с такой головкой, если он, конечно, не приржавел, можно открутить полоской металла, лезвием ножа, монетой и т.д. Маркируются шлицы по толщине и ширине жала. Например, 4х0,5: 4 мм - ширина, а 0,5 мм - толщина жала. Сегодня шлиц не столь популярен, как ранее. На то много веских причин: нет четкой фиксации головки на шляпке болта, инструмент соскакивает, есть риск поцарапать краску на кузове автомобиля либо получить травму. А с приржавевшими винтами дела еще хуже: головка (жало отвертки) выходит из зацепления, повреждая шлицевую часть винта.
Дополнительная прорезь на шляпке винта - и перед нами, пожалуй, не менее популярный крест (Phillips). Разобраться в размерности здесь проще, так как у каждого профиля есть свой условный номер от PH000 до PH4 (PH - сокращение от Phillips). Основное преимущество крестообразных насадок перед шлицевыми - увеличенная площадь контакта рабочих поверхностей, самоцентрирование инструмента и возможность работать под небольшим углом. Соответственно, закрутить винт можно с большим моментом, чем в предыдущем случае, не опасаясь его повредить.
Дополнительные прорези, но значительно меньше основных проточек на профиле «крест», отличают новую шляпку винта, получившую название Pozidriv. Сокращенное обозначение PZ, в ходу условные номера от PZ0 до PZ4. Pozidriv, хоть и позволяет передавать чуть большее усилие, как и Phillips, не очень цепко держится на шляпке винта, поэтому для сборки ответственных узлов и механизмов используют болты с внутренним или наружным шестигранником.
Диапазон наружных шестигранников очень широк: от 1,5 до 80 мм. Маленькие болты используются для крепления деталей и плат в блоках управления, а крупные - для ходовой части.
При покупке набора инструмента предпочтительней 12-гранный профиль, так как в автомобиле используют болты не только с шестигранниками, но и 12-гранные - например, болты крепления маховика и головки блока цилиндров на двигателях «Мерседес».
Под болты с внутренним 12-гранником рассчитаны головки XZN. Ими крепят стартер, салазки сидений, головки блока цилиндров, шкивы вспомогательных агрегатов. Маркировка этих головок - не привычная метрическая, а условная, с буквой М перед номером профиля. Диапазон - от М4 до М18. Есть и варианты этого профиля со штифтом в центре (например, пробка слива масла из агрегатов трансмиссии на автомобилях «Фольксваген груп»). Некоторые умельцы успешно «снимают защиту», выламывая штифт.
Выбор внутренних шестигранников не столь широк: от 1,3 до 27 мм. У таких болтов более компактная головка по сравнению с наружными шестигранниками. При этом головка инструмента меньше наружного диаметра шляпки болта, и проблемы с отворачиванием в труднодоступных местах возникают гораздо реже.
Но внутренние шестигранники оказались не столь надежными: головка частенько проворачивалась. Причина - не только в низком качестве, но и в особенностях профиля. Поэтому на смену капризному крепежу пришел более стойкий и выносливый Torx. Размеры - от Т6 до Т100; от 6-го до 10-го номера они следуют через единицу, далее через пять, а с 60-го по сотый через десять, хотя есть и исключения, например Т27. Не исключено, что добавятся и промежуточные размеры.
При равных размерах профиль Torx выдерживает большие нагрузки по сравнению с шестигранником, а возможность провернуться сведена к минимуму. Такой крепеж широко распространен не только на иномарках, но уже используется на автомобилях ВАЗ - например, он держит «жабо» и ответные части дверных замков на «Калине».
Для защиты узлов и агрегатов от разборки неквалифицированным (читай - не имеющим специального инструмента) персоналом некоторые производители используют «торкс» со штифтом в центре. Обозначается он Torx TR. Такой инструмент используется при замене, например, измерительного элемента ДМРВ «Бош» на многих автомобилях.
Помимо внутреннего профиля Torx есть аналогичный наружный. Его маркировка начинается с буквы Е, размеры от Е4 до Е24. Есть и нестандартные варианты, например Е11. Этот стандарт можно встретить в креплении опоры силового агрегата на «Калине».
Не так давно производители автокомпонентов предложили профиль, похожий на «торкс», но с пятью «гранями» и со штифтом в центре. В маркировке первые две буквы РТ. Размеры пока от РТ10 до РТ50. В ближайшее время ассортимент, скорее всего, будет расширяться. Профиль также используют в прецизионном оборудовании, например, датчиках массивного расхода воздуха - вместо уже «освоенных» умельцами «торксов» со штифтом.
Шлиц это прорезь на головке винта или шурупа (нем. Schlitz — паз, прорезь), предназначенная для передачи этому изделию крутящего момента от инструмента (отвертки или торцевого ключа).
Шлицы бывают различных форм и размеров. В этой статье мы рассмотрим самые распространённые виды отверстий и предназначенных для них бит.
Прямой шлиц (SL ) - наиболее популярный и простейший вид шлица. Представляет собой прямой паз, проходящий через центр головки крепёжного изделия. Головка для крепёжных изделий с прямым шлицем называется «шлицевая» или в разговорной речи: «плоская», «прямая» или «минусовая». Рабочий конец отвертки представляет собой клинообразную пластину.
Недостаток данного шлица в том, что из-за отсутствия чёткой центрации, отвёртка часто вылетает из паза, при этом края самого шлица «срываются», что особенно характерно для высоких затяжных усилий. По этой причине плоский шлиц плохо пригоден для сборки механизмов и точных изделий.
Крестообразный шлиц (PH ) - широко распространенный вид отверстия в крепёжном изделии. Основные разновидности - традиционный Филлипс и более современный Позидрайв.
Филлипс (не следует путать с маркой техники Philips) наиболее старый и известный вид крестообразного шлица резьбовых крепёжных изделий и отвёрток или бит для них.
Этот шлиц запотентовал и запустил в производство некий Генри Филлипс (H.F. Phillips), который, в свою очередь, приобрёл права на идею у изобретателя Tомпсона (J.P. Thompson).
В крестообразном шлице, сравнительно с прямым, сцепление упрочняется, сокращается момент усилия на ось, но всё же при «тугом» входе в материал приходится прилагать дополнительные усилия на удержание биты в изделии.
Шлиц типа Позидрайв (P Z ) - является улучшенной версией «Филлипса», и используется в производстве шурупов и саморезов по дереву. В машиностроении и металлообработке позидрайв применяется значительно реже. Отличительным признаком шлица являются небольшие дополнительные углубления, смещённые на 45 градусов относительно основных осей. Они обеспечивают большую стабильность и защиту от прокручивания, хотя и не решают её до конца.
Отвёртки позидрайв при использовании не выталкиваются из шлица - образуется более устойчивое сцепление, которое уменьшает износ биты и самой детали.
Квадратный шлиц Robertson (SQ ) - впервые был произведён в 1908 году канадцем Робертсоном, который внедрил его в производство заместо прямого шлица. Впоследствии был востребован Фордом в его автомобильной промышленности до той поры, пока Робертсон не отказался продать ему лицензию на производство и продажу шлица, после этого проект по продажам в США полностью провалился.
Сейчас конструкция шлицевого зажима с рабочей частью квадратного сечения, применяется для головок слесарного инструмента и в крепёжных изделиях. Шлиц Робертсона предназначен для быстрой смены головок ручного инструмента с высокой надежностью.
Шестигранный шлиц (HX ) - вид шлица резьбовых крепёжных изделий в форме правильного шестиугольника. Угол между сторонами равняется 120 градусам. Головка крепёжного изделия обычно имеет цилиндрическую форму с шестигранным углублением, для работы с шестигранными шлицами используется отвёртка или бита с шестигранной головкой.
Винты с шестигранным шлицем используется в машиностроении, мебельной, авиационной и автомобильной промышленности.
Шлиц типа Torx (TX ) - вид шлица в форме шестилучевой звезды.
Этот шлиц способен передавать большой момент вращения без деформации биты и инструмента. Крепёж со шлицем TX обычно используется в технике: автомобилях, велосипедах, тормозных системах, разнообразных сборных металлических конструкциях, жёстких дисках компьютеров, банкоматах, потребительской электронике и топливной аппаратуре.
Благодаря пониженной радиальной нагрузке, срок службы инструмента и биты продлевается. Это достигается благодаря тому, что угол между гранями составляет всего 15 градусов. Подобная геометрия практически не создаёт напряжения. В отличие от крестовых профилей, TORX не требует приложения усилий для доведения шурупов, также не возникает эффекта проскальзывания, распространённого, например, в минусовом шлице. Таким образом, усилие, передаваемое через данный шлиц, будет гораздо большим при обычной силе приложения.
Следует обратить внимание, что существует различие между шлицем TORX и TORX PLUS: по сути, возможно прикрутить шуруп TORX PLUS отвёрткой TORX, однако это приведёт к быстрому износу как отвёртки, так и самого шлица.
TORX Tamper Resistant (TXH) предотвращает непреднамеренного снятия шурупа. Разница с обычным TORX® лишь в дырке в центре биты и небольшом штырьке в центре шурупа.
Шлиц типа 3 VING обозначает специальный «трёхлопастный» вид шлица резьбовых крепёжных изделий и отвёрток для них. Ключи и отвертки имеют маркировку 3 V или TW (Tri-Wing). Первоначально шлиц 3VING использовался в авиакосмической промышленности, в частности для сборки широкофюзеляжных самолетов, но позднее стал применяться и в других видах производства, на пример в изготовлении электронных устройств. Также такой шлиц применяется в зарядных устройствах фирмы NOKIA.
Шлиц типа TORQ - SET обозначает специальный «четырёхлопостной» вид шлица резьбовых крепёжных изделий и отвёрток для них. Ключи и отвёртки имеют маркировку 4 V или TS . Шлиц 4V используется только в авиакосмической промышленности, хотя отвертки под 4V встречаются в свободной продаже.
Шлиц типа ONE - WAY (CL) - обозначает специальный вид шлица резьбовых крепёжных изделий и отвёрток для них, предусмотренный только для закручивания. При попытке открутить шлиц, кулачок биты тут же выскакивает из паза. Однако, существует головка, способная открутить шлиц CL. Если такой «приблуды» не оказалось под рукой, останется только высверливать шуруп или, просверлив две дырки в нём, открутить битой 2P. Крепёжные изделия с шлицем ONE-WAY могут использоваться в общественных местах для защиты конструкций от вандализма.
Секретный шлиц типа вилочный ключ (2 P ) - с двумя прямоугольными кулачками, известный также как «змеиные глазки». Шлиц не рассчитан на передачу высокого момента затяжки, и усилие передаётся здесь только через два штырька, что не позволяет перетянуть шуруп.
Этот вид используется в лифтовых панелях, в некоторых залах ожидания, в метро, а также для затяжки шипов в некоторых видах обуви.
Существует также вариация биты - с тремя пинами, которая, к примеру, используется в сцеплениях холодного и огнестрельного оружия.
Тип шестигранного шлица с закруглённой головкой Hexagon Balldriv e (HB) - позволяет достигать труднодоступных мест под углом до 25 градусов. Быстро и полностью вставляются в углубление и сокращают проблему «срыва» граней.
Шлиц типа Spline (SP ) - шлиц в виде двенадцатиконечной звезды. Усилие при закрутке равномерно распределяется на все лучи звезды, обеспечивая возможность передачи высокого момента затяжки.
Поэтому данный вид шлица широко используется при закрутке головок цилиндров и других моторных соединениях.
Особенностью типа SP является плотное прилегание и максимальное совпадение контуров биты и изделия, поэтому в случае попадания частиц грязи и пыли вовнутрь болта, бита отклоняется от оси и может срезать внутренние края изделия и свои зубья.
Шлиц с треугольной головкой (TR ) - вид секретного шлица, используемый железнодорожными, пожарными службами, а также в радиоэлектронике.
Конструкция представляет собой равносторонний треугольник. Шлиц не предназначен для передачи высокого момента затяжки из-за его маленькой площади.
Отвёртка является универсальным инструментом, который незаменим, когда предстоит работа с резьбовым крепежом винтов, саморезов, шурупов. Обычно дома мы пользуемся всего двумя отвёртками — плоской и крестовой, как самыми популярными. Но на деле их существует множество видов, всё зависит от шлица, с которым придётся работать.
Отвёртка в ряде случаев удобнее в использовании, чем шуруповёрт . Ей не нужна электрическая энергия, инструмент позволяет добраться в труднодоступные места. Да и стоит отвёртка куда дешевле, поэтому отлично заменяет шуруповёрт, если вам, конечно, не предстоит сборка мебели в поистине промышленных масштабах или капитальный ремонт.
Говорить о видах отвёрток можно много, но куда проще и понятнее для вас представить вот такую схему:
Плоский или прямой шлиц обозначается буквами SL . Хорошо знакомая всем и очень простая отвёртка для плоского шлица. Плоская лопатка используется при работе с простейшими крепежами, которые часто встречаются в креплениях замочных петель, розеток, деревянных полок. Широко используется в быту.
Филлипс — крестообразная отвёртка, которая маркируется буквами PH . Отлично подходит для большинства винтов и саморезов, сейчас является наиболее распространённой.
Маркировка PZ (Pozidriv) применяется тоже для крестообразных отвёрток, но с глубоким шлицем и четырьмя дополнительными гранями меньшего размера. Подобные инструменты тоже достаточно широко используются при сборке мебели , работе с гипсокартоном, монтаже различных деревянных конструкций.
Шестигранная отвёртка отмечается буквами HEX . Для работы с шестигранным шлицем применяются особые отвёртки с большим крутящим моментом. Их главное отличие — загнутые в виде буквы «Г» стержни. Шестигранники активно применяются в ремонте электротехники, а также там, где нужно открутить крепёж на объекте под напряжением. Шестигранные шлицы со штырьком по центру принято называть защищёнными.
TORX. Шлиц в виде шестигранной звезды. Это достаточно узкоспециализированная отвёртка, в быту подобные крепления используются редко. Однако торксы незаменимы в сервисных центрах и различных ремонтных мастерских.
Есть разновидность шлицев TORX со штырьком по центру. Они называются защищёнными, Security T.
Как видно на нашей смехе, разновидностей отвёрток больше, мы привели только наиболее распространённые варианты. Есть такие узкоспециализированные, как Torq-Set с ассиметричным крестообразным сечением. Такие шлицы, позволяющие мощно затянуть винт, применяются в авиационной промышленности.
Tri-Wing, или «трилистник», нужен там, где соединение следует надёжно защитить от самостоятельного раскручивания, а двухштырьковый шлиц (спаннер или Snake-eye) применяется в общественных местах, например, в лифтах, ведь её никак не получится выкрутить подручными средствами.
Огромное значение также будет иметь размер отвёртки. Размер всегда указывается на маркировке, но зачастую с этим моментом сложно разобраться. Домашние мастера-любители часто просто говорят — отвёртка плоская большая или маленькая. Между тем разобраться в такой маркировке не составит труда:
Сама маркировка обычно пишется так: PH3 x 150mm. То есть отвёртка крестообразная, филлипс, номер три — диаметр 8 миллиметров, длина в таком случае уже указана, но это необязательный параметр.
Кроме того, отвёртки могут быть со следующими возможностями:
Сейчас можно приобрести различные наборы отвёрток со сменными насадками. Удобно, что они не занимают много места, всегда можно подобрать вариант для того или иного шлица. Наборы отвёрток могут продаваться в чемоданчиках или же вот в таких компактных подставках.
ИСО 10664-2007 - углубление звездообразное под ключ для болтов и винтов . Повседневные названия - звезда, звездочка, торкс.
Шлиц разработан компанией Textron в 1967 году. Использование призонных болтов и болтов повышенного класса прочности позволяет увеличивать нагрузку на крепеж, соответственно был необходим шлиц, который обеспечивает бо́льший момент затяжки. Однако нераспространенность инструмента Torx позволяла использовать шлиц также для защиты устройств от самостоятельного ремонта владельцами. Когда инструмент стал популярен, Textron добавила новый вид шлица как антивандальный вариант Torx.
В 1990 году, когда срок действия патента подошёл к концу, Textron разработала новый стандарт Torx Plus - ещё более надёжный и также имеющий антивандальный вариант.
Ключи и отвёртки имеют маркировку T или TX с номером шлица - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 15, 20, 25, 27, 30, 40, 45, 50, 55, 60, 70, 80, 90, 100.
Ключи и отвёртки со шлицем Torx Tamper Resistant TR .
У ключей и отвёрток со шлицем Torx Plus сначала указывается номер шлица, а после - вместо T или TX обозначается буквами IP .
Ключи и отвёртки со шлицем Torx Plus Tamper Resistant после основной маркировки дополнительно обозначаются TS .
Размер определяется по окружности описанной по вершинам звездочки инструмента (для версии E - болта).
Номер | Размер | Момент затяжки | ~ E Torx | |
---|---|---|---|---|
дюймы | мм | Н м | ||
T1 | 0,031" | 0,81 | 0,02 – 0,03 | |
T2 | 0,036" | 0,93 | 0,07 – 0,09 | |
T3 | 0,046" | 1,10 | 0,14 – 0,18 | |
T4 | 0,050" | 1,28 | 0,22 – 0,28 | |
T5 | 0,055" | 1,42 | 0,43 – 0,51 | |
T5.5 | ||||
T6 | 0,066" | 1,70 | 0,75 – 0,90 | |
T7 | 0,078" | 1,99 | 1,4 – 1,7 | |
T8 | 0,090" | 2,31 | 2,2 – 2,6 | |
T9 | 0,098" | 2,50 | 2,8 – 3,4 | |
T10 | 0,107" | 2,74 | 3,7 – 4,5 | |
T15 | 0,128" | 3,27 | 6,4 – 7,7 | |
T20 | 0,151" | 3,86 | 10,5 – 12,7 | E4 |
T25 | 0,173" | 4,43 | 15,9 – 19 | E5 |
T27 | 0,195" | 4,99 | 22,5 – 26,9 | |
T30 | 0,216" | 5,52 | 31,1 – 37,4 | E6 |
T35 | ||||
T40 | 0,260" | 6,65 | 54,1 – 65,1 | E8 |
T45 | 0,306" | 7,82 | 86 – 103,2 | |
T47 | GM-Style | |||
T50 | 0,346" | 8,83 | 132 – 158 | E10 |
T55 | 0,440" | 11,22 | 218 – 256 | E12 |
T60 | 0,519" | 13,25 | 379 – 445 | E16 |
T70 | 0,610" | 15,51 | 630 – 700 | E18 |
T80 | 0,690" | 17,54 | 943 – 1048 | E20 |
T90 | 0,784" | 19,92 | 1334 – 1483 | |
T100 | 0,871" | 22,13 | 1843 – 2048 | E24 |
Номер | Размер | Стандартный болт | ||
---|---|---|---|---|
дюймы | мм | SAE | метрический | |
E4 | 0,15" | 3,8 | #6 | M3 |
E5 | 0,18" | 4,7 | #8 | M4 |
E6 | 0,22" | 5,6 | #10 | M5 |
E7 | 0,24" | 6,1 | ||
E8 | 0,29" | 7,4 | 1/4" | M6 & M7 |
E10 | 0,36" | 9,3 | 5/16" | M8 |
E12 | 0,43" | 11,1 | 3/8" | M10 & M11 |
E14 | 0,50" | 12,8 | 7/16" | M12 |
E16 | 0,57" | 14,7 | 1/2" | |
E18 | 0,65" | 16,6 | 9/16" | M14 |
E20 | 0,72" | 18,4 | 5/8" | M16 |
E24 | 0,87" | 22,1 | 3/4" | M18 & M20 |
E28 | 7/8" | M22 | ||
E32 | 1" | M24 & M27 | ||
E36 | 1-1/8" | M30 | ||
E40 | 1-1/4" | M33 | ||
E44 | 1-3/8" | M36 |
Крепёж со шлицем Torx обычно используются в технике: автомобилях, велосипедах, тормозных системах, разнообразных сборных металлических конструкциях, жёстких дисках компьютеров , банкоматах, потребительской электронике и топливной аппаратуре.
Неизвестно, специально это было сделано или нет, но размеры Torx коррелируются с размерами инбусовых ключей и позволяют выкрутить сорванный шестигранный шлиц. При срыве шлица в образованное отверстие забивается инструмент Torx и практически со стопроцентным результатом позволяет выкрутить сорванный болт или винт.
Следует отметить, что при работе с Torx необходимо учитывать следующие особенности:
Несоблюдение этих правил зачастую ведёт к разрушению головки болта и, как следствие, к необоснованной критике Torx.
Атака 6 го егерского обеспечила отступление правого фланга. В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать. Отступление центра через овраг совершалось поспешно и шумно; однако войска, отступая, не путались командами. Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарского полков, был расстроен. Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать.
Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.
Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания.
Командование левым флангом принадлежало по старшинству полковому командиру того самого полка, который представлялся под Браунау Кутузову и в котором служил солдатом Долохов. Командование же крайнего левого фланга было предназначено командиру Павлоградского полка, где служил Ростов, вследствие чего произошло недоразумение. Оба начальника были сильно раздражены друг против друга, и в то самое время как на правом фланге давно уже шло дело и французы уже начали наступление, оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу. Люди полков, от солдата до генерала, не ждали сражения и спокойно занимались мирными делами: кормлением лошадей в коннице, собиранием дров – в пехоте.
– Есть он, однако, старше моего в чином, – говорил немец, гусарский полковник, краснея и обращаясь к подъехавшему адъютанту, – то оставляяй его делать, как он хочет. Я своих гусар не могу жертвовать. Трубач! Играй отступление!
Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце.